Научная статья на тему 'НАПРАВЛЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ БИЗНЕСА НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ (НА ПРИМЕРЕ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ ЗАРУБЕЖНЫХ И РОССИЙСКИХ ПАРФЮМЕРНО-КОСМЕТИЧЕСКИХ КОМПАНИЙ)'

НАПРАВЛЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ БИЗНЕСА НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ (НА ПРИМЕРЕ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ ЗАРУБЕЖНЫХ И РОССИЙСКИХ ПАРФЮМЕРНО-КОСМЕТИЧЕСКИХ КОМПАНИЙ) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
131
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / РЕПУТАЦИЯ КОМПАНИИ / КОНЦЕПЦИЯ РЕАЛИЗАЦИИ / НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Федорцова Светлана Сергеевна, Стаханов Дмитрий Викторович

В статье рассмотрены основные подходы к пониманию корпоративной социальной ответственности бизнеса, освещены концептуальные критерии реализации с учетом современных реалий осуществления бизнеса в РФ. На примере деятельности парфюмерно-косметических компаний на российском рынке даны практические рекомендации по направлениям и методам реализации корпоративной и социальной ответственности бизнеса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIRECTIONS OF IMPLEMENTATION OF CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY OF BUSINESS IN THE RUSSIAN MARKET (ON THE EXAMPLE OF TRANSNATIONAL FOREIGN AND RUSSIAN PERFUMERY AND COSMETICS COMPANIES)

The article discusses the main approaches to understanding corporate and social responsibility of business highlights the conceptual criteria for implementation, taking into account the modern realities of doing business in the Russian Federation. On the example of the activities of perfumery and cosmetics companies in the Russian market, practical recommendations are given on the directions and methods of implementing corporate and social responsibility of business.

Текст научной работы на тему «НАПРАВЛЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ БИЗНЕСА НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ (НА ПРИМЕРЕ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ ЗАРУБЕЖНЫХ И РОССИЙСКИХ ПАРФЮМЕРНО-КОСМЕТИЧЕСКИХ КОМПАНИЙ)»

необходима помощь государства, которая в настоящее время осуществляется в предоставлении целевых субсидий и грантов, льготного доступа к кредитным ресурсам, снижении налогового бремени, создании равных конкурентных условий.

Для реализации намеченных целей государством разработано достаточно мероприятий в области совершенствования законодательства, налогообложения и управления сельским хозяйством. Придание им системного характера и неукоснительное выполнение их на практике позволит достигнуть намеченных целей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Айгумов, А.Д., Султанов Г. С., Султанов, М. Р. Зарубежная практика государственной поддержки развития субъектов малого бизнеса в АПК // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2018. - № 8. - С.65-70.

2. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утв. постановлением Правительства от 14.07.2012г. № 717. (с изменениями и дополнениями от 02.04.2022 г. - URL: http://gov.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm.

3. Завьялов, Д. В., Сагинова, О.В., Завьялова, Н. Б. Стимулирование инвестиционной деятельности в агропромышленном бизнесе // Российское предпринимательство. - 2017. - Т.8. - № 18. - С. 2635-2551.

4. Официальный портал Правительства Ростовской области. - URL: https://www.donland.ru/activity/827/.

5. Прогноз научно-технологического развития агропромышленного комплекса Российской Федерации на период до 2030 года. / - М.: НИУ ВШЭ, 2017. - C. 43.

6. Распоряжение Правительства РФ от 7 июля 2017 года N 1455-р «Об утверждении Стратегии развития сельскохозяйственного машиностроения России на период до 2030 года». - URL: http://docs.cntd.ru/document/436748452.

7. Сельское хозяйство в России. 2021. - M., 2021. - 100 c.

8. Шароватова, Т. И. Организационные и экономические условия эффективного развития крестьянских (фермерских) хозяйств Ростовской области: монография / Т. И. Шароватова, Р.Г. Раджабов, Ж.Н. Моисеенко. - Персиановский: Донской ГАУ, 2018. - 160 с.

С.С. Федорцова, Д.В. Стаханов

НАПРАВЛЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ БИЗНЕСА НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ (НА ПРИМЕРЕ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ ЗАРУБЕЖНЫХ И РОССИЙСКИХ ПАРФЮМЕРНО-КОСМЕТИЧЕСКИХ КОМПАНИЙ)

Аннотация. В статье рассмотрены основные подходы к пониманию корпоративной социальной ответственности бизнеса, освещены концептуальные критерии реализации с учетом современных реалий осуществления бизнеса в РФ. На примере деятельности парфюмерно-косметических компаний на российском рынке даны практические рекомендации по направлениям и методахм реализации корпоративной и социальной ответственности бизнеса.

Ключевые слова: корпоративная социальная ответственность, репутация компании, концепция реализации, направления совершенствования деятельности.

S.S. Fedortsova, D.V. Stakhanov

DIRECTIONS OF IMPLEMENTATION OF CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY OF BUSINESS IN THE RUSSIAN MARKET (ON THE EXAMPLE OF TRANSNATIONAL FOREIGN AND RUSSIAN PERFUMERY AND COSMETICS COMPANIES)

Abstract. The article discusses the main approaches to understanding corporate and social responsibility of business highlights the conceptual criteria for implementation, taking into account the modern realities of doing business in the Russian Federation. On the example of the activities of perfumery and

cosmetics companies in the Russian market, practical recommendations are given on the directions and methods of implementing corporate and social responsibility of business.

Keywords: corporate social responsibility, the company's reputation, the concept of implementation, areas of improvement.

Актуальность. Особенностью развития современной экономики как в России, так и (в большей степени) за рубежом является актуализация вопроса корпоративной социальной ответственности бизнеса. В условиях высокой конкуренции как между фирмами, так и между товарами на рынке и упрощения доступа к практически любой информации запоминающаяся коммуникационная стратегия бренда перестает быть ключевым условием его успеха. Не только акционеры, но и потребители стали придавать большое значение репутации компании. В то же время, речь идет не столько о финансовой репутации компании, сколько о способности компании нести ответственность за свою деятельность перед обществом, способности приносить пользу обществу, используя безопасные технологии/сырье при производстве своей продукции или являясь инициатором определенных социальных программ, направленных на медицинскую защиту населения, прав своих собственных работников и т.д. Тема социальной ответственности бизнеса неразрывно связана с задачами построения в России институтов гражданского общества. Уже сейчас многие исследователи (Аганбегян А.Г., Карпухина Е.А., Еремеев О.В.,) отмечают, что в России есть тенденция завершения стадии первоначального накопления капитала. Практика многих предприятий показывает, что социальная защищенность работников, их благосостояние становятся фактором роста производительности труда, обеспечения стабильности и роста производства. Все изложенное выше подтверждает актуальность темы корпоративной социальной ответственности бизнеса, ее теоретических и практических аспектов.

Введение. Принципиальными характеристиками предпринимательской деятельности являются: принятие предпринимателем на себя риска осуществляемой им деятельности и получение прибыли. Принятие риска напрямую означает ответственность предпринимателя за ведение своего дела. Предприниматель ответственен за успех предприятия, за предоставление рынку необходимого товара, за качество товара, за соблюдение законов и договоренностей с партнерами, инвесторами, работниками и государством. С точки зрения философии, при любой степени свободы жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Соответственно предприниматель стремится найти компромисс между получением прибыли и удовлетворением потребностей общества. Практически это означает, что социально ответственный предприниматель будет заниматься не всякой деятельностью, приносящей пусть даже высокую прибыль (яркие примеры - торговля наркотиками и оружием - социально неприемлемые виды деятельности, но высоко прибыльные). Проблема социальной ответственности бизнеса является не только внутригосударственной, в настоящее время она фактически становится стержневой в процессе глобализации. Известно, какое огромное влияние на создание международной концепции социального развития и для новой концепции ООН устойчивого (стабильного) развития оказала деятельность Римского клуба, в состав которого помимо европейских ученых вошли и представители делового мира.

Цель исследования - определить возможные направления корпоративной социальной ответственности бизнеса в деятельности транснациональных зарубежных и российских парфюмерно-косметических компаний.

Объектом исследования являются стратегии корпоративной социальной ответственности транснациональных зарубежных и российских парфюмерно-косметических компаний, а его предметом - профессиональная деятельность транснациональных зарубежных и российских парфюмерно-косметических компаний.

Несмотря на возрастающую с каждым годом актуальность такого явления, как корпоративная социальная ответственность, и появление многочисленных работ, посвященных этой теме, публикуемых в учебной литературе, специализированных периодических изданиях, на отраслевых интернет-сайтах, до сих пор не сформировано единого определения данного понятия.

Теоретический раздел. Корпоративная социальная ответственность (КСО), также называемая социальная ответственность бизнеса, корпоративная ответственность, ответственный бизнес и корпоративные социальные возможности) - это концепция, в соответствии с которой

организации учитывают интересы общества, возлагая на себя ответственность за влияние их деятельности на фирмы и прочие заинтересованные стороны общественной сферы. Это обязательство выходит за рамки установленного законом обязательства соблюдать законодательство и предполагает, что организации добровольно принимают дополнительные меры для повышения качества жизни работников и их семей, а также местного сообщества и общества в целом [1]. Это определение корпоративной социальной ответственности полностью согласуется с формулировкой, данной Европейской комиссией в 2011 году, в соответствии с которой, корпоративная социальная ответственность (КСО) - это ответственность компаний за воздействие их деятельности на общество. Эта сфера касается действий со стороны компаний по отношению к обществу и окружающей среде и выходит за рамки их юридических обязательств. Определённые меры регулирования призваны создать благоприятную атмосферу для осуществления добровольной социально направленной деятельности компаний [2].

Концепция корпоративной социальной ответственности (КСО) предполагает, что компания добровольно берет на себя дополнительные обязательства перед обществом. То есть она не только платит налоги, выпускает качественную и безопасную продукцию, но и дополнительно вкладывается в своих работников, окружающую среду, территорию присутствия. Понятие КСО охватывает следующие сферы деятельности компании [3]:

• ответственность компании перед партнёрами и инвесторами;

• социальные аспекты взаимодействия с поставщиками и покупателями продукции компании или ее услуг;

• корпоративное развитие (проведение реорганизации компании с участием представителей ее высшего менеджмента, сотрудников и общественных организаций);

• обеспечение безопасности труда и сохранения здоровья персонала на рабочем месте;

• ответственная политика в отношении сотрудников компании, управление развитием персонала;

• экологическую ответственность, экологическую политику, а также экологичное и экономичное использование природных ресурсов, которыми располагает компания;

• взаимодействие с государственными структурами, местными органами власти и общественными организациями с целью решения общих социальных проблем;

• ответственность перед обществом в целом за деятельность, которую ведет компания.

Предметом КСО выступают сами компании, применяющие на практике таковую стратегию.

Что же касается объектов КСО, то в их качестве принято рассматривать те стороны, которых в той или иной степени касается социально ответственная деятельность компании. В целом объекты КСО делятся на внутренние (осуществление социально ответственных проектов на микроуровне, то есть внутри компании) и внешние (реализация социально ответственных проектов, затрагивающих макросреду компании, то есть внешнюю). Внутренние предполагают, например, работу в направлении развития сотрудников и охрану их здоровья, создание безопасных условий труда, эффективную реструктуризацию компании и т.д., в то время как внешние предполагают развитие местного сообщества, ведение добросовестных партнёрских и конкурентных отношений.

Применение концепции КСО даёт компаниям ряд преимуществ: создание благоприятной репутации и усиление лояльности к компании (как со стороны потребителей, так и со стороны сотрудников, делового сообщества и органов государственной власти); сокращение производственных издержек и текучести кадров. Как показал анализ практик внедрения социально ответственного поведения, в бизнесе парфюмерно-косметических компаний это действительно дает ряд преимуществ перед конкурентами, которые могут выражаться, в том числе, и в финансовой выгоде.

Практические аспекты реализации принципов и методов социальной ответственности

Примером одной из успешно осуществляющих КСО парфюмерно-косметических компаний является американская компания Avon Products Inc.

Первое направление, которое реализует компания A VON Products Inc при реализации КСО в своей деятельности, - безопасность сотрудников. Сегодня Avon предлагает своим представителям гибкий график (и место) работы, который позволяет сотрудникам совмещать рабочие обязанности с другими личными приоритетами, такими как образование или уход за семьей. Кроме того, политика компании такова, что ее торговые представители считаются независимыми предпринимателями по статусу, что, помимо свободного графика, гарантирует сотрудникам экономическую стабильность, и нет риска быть уволенными из-за сокращения штата. Другими словами, компания предоставляет своим торговым представителям возможность полностью контролировать их занятость и финансовое состояние.

Второе направление деятельности компании в области КСО связано с безопасностью продукции. Avon подвергает внимательному контролю все циклы производства своей продукции: разработку, тестирование, производство и дистрибуцию - благодаря чему может гарантировать безопасность и качество своих продуктов.

На стадии разработки продукта специалисты лаборатории Avon проводят оценку безопасности и эффективности ингредиентов, их необходимую концентрацию, а также анализ потенциального воздействия производства продукта на окружающую среду.

Третьим направлением является безопасность общества. Avon оказывает финансовую поддержку людям, пострадавшим от природных или террористических катастроф.

Последним направлением деятельности компании в области КСО является транспарентность информации. В качестве одного из принципов своей деятельности Avon рассматривает принцип открытости: вся информация о товарах является открытой. Так, вся информация об используемых в производстве компонентах содержится на упаковке каждого товара и на официальном сайте компании. Клиенты также могут проконсультироваться со специалистами по телефону горячей линии или с помощью сервиса обратной связи на официальном сайте организации. Кроме того, компания не только готова получать, но приветствует обратную связь от своих клиентов, которая осуществляется по телефону горячей линии или с помощью сервиса обратной связи на официальном сайте организации.

Компания постоянно работает над сокращением воздействия производства на окружающую среду. Эта деятельность Avon проводится по двум направлениям: сокращение доли используемой упаковки и использование инновационных материалов для производства упаковки. Первое подразумевает создание облегчённой упаковки и отказ от некоторых материалов (например, такие продукты, как блески для губ, дезодоранты и др. поступают в продажу без картонных упаковок). Что же касается использования инновационной упаковки, то по последним данным 79,6% всех используемых предприятием материалов перерабатываемы.

Анализ стратегии КСО транснациональной парфюмерно-косметической компании AVON Products Inc показал, что стратегия данной компании охватывает несколько направлений: безопасность сотрудников, безопасность продукции, безопасность общества, экология и транспарентность информации. В качестве же основных направлений выбраны безопасность сотрудников и экология.

Рассмотрим деятельность другой парфюмерно-косметической компании - Oriflame Cosmetics S.A., созданной в 1967 году.

Первым направлением деятельности компании в области КСО является безопасность продуктов. Специалистами компании Oriflame были разработаны единые для всех стран корпоративные Стандарты качества косметической продукции, согласно которым не только регулируются все этапы производственной деятельности, но и контролируется качество поставляемых поставщиками ингредиентов. При производстве парфюмерно-косметической продукции этой компании не используются генетически модифицированные организмы (ГМО) и их производные.

Второе направление касается безопасности сотрудников. Можно говорить о том, что Oriflame пропагандирует идею толерантности, что проявляется в отсутствии гендерных и расовых предубеждений и предпочтений компании. Независимо от пола, возраста, национальности и т.д.,

всем без исключения сотрудникам компании гарантирована здоровая психологическая атмосфера и безопасные условия труда.

Третье направление деятельности в области КСО касается безопасности общества. Компания Oriflame наряду с другими коммерческими и некоммерческими организациями является соучредителем Всемирной Организации защиты детей - «Всемирный фонд детства» - основанной в 1999 г.

Oriflame приветствует занятость своих сотрудников в качестве волонтёров благотворительных программ. Каждому сотруднику каждый год предоставляется оплачиваемый отгул 1 день, в который работник может принять участие в благотворительных программах компании.

Следующее направление - образование. Наряду с благотворительными программами по защите детей из неблагополучных семей, Oriflame также осуществляет проекты, направленные на обучение и развитие детей.

Ещё одним направлением деятельности компании в области КСО является экология. На исследовательских базах компании специалисты проводят тестированияе инновационных технологий и ингредиентов на предмет их безопасности по отношению к окружающей среде. В состав парфюмерно-косметической продукции Орифлейм входят только те компоненты, которые не могут нарушить баланс экосистемы и способны восстанавливаться без ущерба для природы. Кроме того, добыча необходимых для производства продукции компонентов не производится в природных зонах, существование которых находится под угрозой или на грани исчезновения.

Анализ стратегии КСО транснациональной парфюмерно-косметической компании Oriflame Cosmetics S.A. показал, что деятельность компании в области КСО сфокусирована на производстве безопасной продукции. Для этого были созданы корпоративные Стандарты качества, регулирующие все этапы производственной деятельности, устанавливающие гигиенические нормы помещений, качество поставляемых поставщиками ингредиентов и исключающие использование продуктов ГМО и их производных. Не менее важным направлением является безопасность общества и направление деятельности компании в области образования.

Рассмотрим деятельность французской парфюмерно-косметической компании L'Occitan, которая была основана в Провансе в 1976 году.

Первым направлением деятельности компании в области КСО является здоровье. В 1997 году компания L'Occitane в числе первых на косметическом рынке нанесла на упаковку своей продукции печать Брайля, а в 2001 году начала сотрудничество с международной неправительственной организацией по поддержке слепых и слабовидящих людей - ОРБИС.

Следующее направление деятельности - экология, на всех этапах деятельности компания L'Occitane стремится минимизировать вредное влияние на окружающую среду.

Компания стремится снижать негативное воздействие упаковки на окружающую среду. Поэтому для производства упаковки используются материалы, минимально влияющие на загрязнение экологии, прошедшие переработку, а также возобновляемые материалы. Кроме того, компания постепенно отказывается от производства внешней упаковки и сводит к минимуму вес основной.

Образование является ещё одним направлением деятельности компании в области КСО.

Не менее важным направлением деятельности компании в области КСО стало развитие культуры и отдыха. Следует отметить, что L'Occitan, одна из всех анализируемых компаний, уделяет внимание развитию культурной и спортивной жизни французского региона Прованс в сфере туризма.

Следующее направление деятельности - безопасность продукции. L'Occitane уделяет внимание качеству, эффективности и безопасности (как для человека, так и для окружающей среды) своей продукции.

1) Все ингредиенты, используемые для производства парфюмерно-косметической продукции L'Occitane, являются натуральными, а их происхождение легко отследить.

2) Все продукты созданы в соответствии с хартией о составлении косметических формул. Сочетание вышеперечисленных факторов позволяет компании гарантировать их высокое качество и эффективность.

Последнее направление деятельности компании в области КСО - безопасность сотрудников.

Еще одним направлением социально ответственного поведения компании является предоставление гарантий своим сотрудникам:

1) Компания предоставляет рабочие места инвалидам и обеспечивает соответствующее оборудование своих офисов.

2) Компания пропагандирует гендерное равноправие сотрудников, что проявляется в отсутствии разницы между заработной платой, выплачиваемой мужчинам и женщинам, и производит повышение по службе вне зависимости от пола кандидата.

3) Обеспечивает благополучную атмосферу на работе.

Анализ стратегии КСО транснациональной парфюмерно-косметической компании L'Occitane показал, что важными направлениями ее деятельности являются направления экологии и здоровья.

Особо важным направлением деятельности компании L'Occitane является направление безопасности продукции компании. Заметим, что именно эта компания разработала гипоаллергенную парфюмерную продукцию, став при этом единственной парфюмерной компанией, производящей безопасную продукцию для людей с аллергическими заболеваниями.

Выводы и рекомендации.

На основе результатов, полученных при анализе стратегий КСО в деятельности транснациональных зарубежных и российских парфюмерно-косметических компаний, сформулируем основные рекомендации по формированию стратегий КСО и основных направлений, которые могут быть использовании в практике ведения бизнеса на российском рынке.

Во-первых, программа социально ответственных мероприятий должна иметь отношение к деятельности компании.

Во-вторых, все мероприятия, составляющие систему КСО, должны проводиться регулярно, а их информационное освещение также должно осуществляться регулярно.

В-третьих, необходимо разработать комплексную стратегию социальной ответственности. Под понятием «комплексной стратегии» понимается программа действий, сочетающая несколько направлений деятельности: экономическое, экологическое и социальное. В рамках экономического направления деятельности возможны варианты сокращения потребления энергетических и водных ресурсов при производстве; уменьшение веса упаковки (что будет также иметь экологический эффект); а также установка современного оборудования, способного улучшить потребительские свойства продукции и обеспечить её безопасность. В рамках экологического направления рекомендуется установка современного оборудования, снижающего негативное влияние производственного процесса на окружающую среду.

В-четвёртых, информация о социальной деятельности компании должна быть отражена на официальном сайте компании, причём для этой цели должен быть разработан соответствующий раздел. Публикации должны быть регулярными.

В-пятых, рекомендуется учредить должность / департамент, ответственный за формирование и развитие стратегии КСО. Делегирование этих полномочий департаменту по связям с общественностью не представляется целесообразным, поскольку при формировании грамотной стратегии КСО необходимо учитывать различные эффекты от её применения, а не только влияние на информационное поле компании.

В-шестых, рекомендуется ежегодно формировать и публиковать нефинансовый отчёт деятельности компании.

Анализ направлений деятельности в области КСО, осуществляемых транснациональными парфюмерно-косметическими компаниями, позволил разработать шесть общих рекомендаций, которые необходимо соблюдать при разработке стратегии КСО и возможных направлений социального поведения бизнеса на российском рынке.

Таким образом, цель по определению возможных направлений деятельности парфюмерно-косметических компаний в сфере корпоративной социальной ответственности была достигнута. Однако, стоит заметить, что компании при разработке стратегии не выбирают сразу все возможные направления, а скорее фокусируются на наиболее приоритетных. Такая практика представляется вполне оправданной, поскольку позволяет компаниям не распыляться на поверхностное решение многих проблем, а осуществлять комплексный подход к решению выбранной проблемы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Воронцова, О.В., Федорцова, С.С., Ряполова, Г.А. Глобальные цепочки стоимости: окно возможностей для России // Экономика и предпринимательство. - 2017. - № 9-4 (86). - С. 167-169.

2. Стаханов, Д.В., Федорцова, С.С. Концентрация предпринимательских инвестиций и выбор инвестиционных приоритетов / Д.В. Стаханов, С.С. Федорцова // Экономический рост: факторы и механизмы устойчивого развития / под общ. ред. Г.Ю. Гуляева. - Пенза: МЦНС «Наука и просвещение», 2017. - С.22-31.

3. Федорцова, С.С. Оценка системы управления персоналом предприятия на основе современных мотивационных методов / С.С. Федорцова // Вестник Таганрогского государственного педагогического института. - 2019. - № 1. -С. 380-388.

4. Федорцова, С.С., Стеценко, Ю.А. Творческий интеллект (креативность) в системе интеллектуальных способностей специалиста организации / С.С. Федорцова, Ю.А. Стеценко // COLLOQUIUM-JOURNAL. - 2021. - № 9-3 (96). -С. 46-49.

5. Федорцова, С.С., Даллакян, К.А. Основные проблемы и развитие молодежного предпринимательства в России // COLLOQUIUM-JOURNAL. - 2021. - № 33-3 (120). - С. 14-17.

6. Федорцова, С.С., Стаханов, Д.В. Управление персоналом организации на основе современных мотивационных методов (теоретические и практические аспекты) / С.С. Федорцова, Д.В. Стаханов. - М.: Интернаука, 2020. - 68 с.

Н. С. Холодковская

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НА ТЕМУ «ЛИЧНОЕ ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ»

Аннотация: Актуальность методической разработки данного урока заключается в необходимости повышения уровня финансовой грамотности школьников. Урок реализуется за счет активных технологий обучения. Анализ конкретных ситуаций позволит учащимся сформулировать основные этапы финансового планирования и правила составления личного финансового плана, обеспечив их готовность к личному финансовому планированию.

Ключевые слова: доход, расход, финансы, цель, планирование.

N.S. Kholodkovskaya

METHODICAL DEVELOPMENT OF A LESSON ON FINANCIAL LITERACY «PERSONAL FINANCIAL PLANNING»

Abstract. The relevance of the methodological development of this lesson lies in the need to increase the level of financial literacy of schoolchildren. The lesson is implemented through active learning technologies. Analysis of specific situations will allow students to formulate the main stages of financial planning and rules for drawing up a personal financial plan, ensuring their readiness for personal financial planning.

Keywords: income, expenditure, finance, goal, planning.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.