Научная статья на тему 'Направление интеграции промышленности Самарской области'

Направление интеграции промышленности Самарской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
233
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мокина Л. С.

В статье представлены интеграционные преобразования, происходящие на территории Самарской области в ведущих отраслях промышленности. Показаны перспективные направления интеграции для хозяйствующих субъектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DIRECTION OF INTEGRATION OF INDUSTRY OF THE SAMARA REGION

In the article the integrational transformations happening on the territory of Samara Region in the leading branches of industry are presented. The perspective directions of integration for transactors are shown.

Текст научной работы на тему «Направление интеграции промышленности Самарской области»

УДК 338.4

Л.С. Мокина* НАПРАВЛЕНИЕ ИНТЕГРАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

В статье представлены интеграционные преобразования, происходящие на территории Самарской области в ведущих отраслях промышленности. Показаны перспективные направления интеграции для хозяйствующих субъектов.

Ключевые слова: интегрированные структуры, промышленность, кластер, концентрация производства, интеграция, комплекс, отрасль, потенциал, инвестиционная привлекательность, приоритетные направления, конкурентоспособность, динамика.

Агропромышленный комплекс Самарской области представляет собой многоукладную систему, в состав которой входят хозяйствующие субъекты различных организационно-правовых форм и форм собственности, относящиеся к разнообразным направлениям и видам деятельности, в их числе признанные лидеры российского агробизнеса, определяющие общероссийские тенденции развития отраслей и рынков. Сюда же относятся ЗАО «СВ-Поволжское» и ЗАО «Северный Ключ» (производство свинины), ЗАО «Самара-Солана», ЗАО «Луначарск» и ООО «Вега» (картофель, овощи), фермерские хозяйства Кудряшова и Медведева, ГУПСО «Новокуровское» и СПК «Прогресс» (производство молока, выращивание племенного молодняка крупного рогатого скота молочного направления), ФГУП «Племенной завод «Дружба» (мясное овцеводство), открытое акционерное общество (ОАО) «Тольяттинская птицефабрика» и ОАО «Птицефабрика «Безенчукс-кая» (мясо птицы), ГУП «Жигулевские сады» (плодоовощная продукция) [1].

Самарская область — крупный исторический центр аграрной науки, обладающий значительным агроинновационным потенциалом. Десять научно-исследовательских учреждений сельскохозяйственного профиля функционируют на территории региона. Самарская аграрная наука относит к числу востребованных такие продукты, как куйбышевская порода овец, устойчивые и высокопродуктивные сорта сельскохозяйственных культур, производительные сельскохозяйственные машины и оборудование, современные ресурсосберегающие системы производства в условиях зоны рискового земледелия. Научно-инновационные разработки аграрного профиля должны стать одним из наиболее востребованных и конкурентоспособных продуктов в перспективах стратегического развития агроиндустриального кластера экономики Самарской области [2].

Достаточно благоприятный бизнес-климат и уровень платежеспособности сделали регион инвестиционно привлекательным для отечественных и зарубежных компаний.

Основные направления региональной аграрной политики:

— расширение материальной базы АПК;

— содействие технологической модернизации отрасли;

— привлечение финансовых ресурсов;

— решение социальных и кадровых проблем в сельской местности [1].

Такие транснациональные организации, как концерны «Вимм-Билль-Данн», «Данон», «Нестле», пивоваренная компания «Балтика», оценили перспективы развития региона и разместили свои производственные мощности на территории области. Эти компании наращивают свое бизнес-присутствие в регионе, что указывает на высокий рыночный потенциал и инвестиционную привлекательность Самарской области. Высокий уровень потребительского спроса предопределил существенное усиление влияния инорегиональных агентов на продовольственный рынок Самарской области.

Вышеперечисленные преимущества делают агропромышленный комплекс Самарской области привлекательным объектом для инвестирования. В свою очередь, это создает предпосылки для инновационного развития региона в стратегической перспективе.

Благодаря своему выгодному экономико-географическому положению Самарская область является одним из крупнейших в России транспортных узлов. Транспорт — одна из важных отраслей экономики Самарской области, которая в силу своих системообразующих и связующих функций имеет прямое влияние на рентабельность и конкурентоспособность большинства хозяйствующих субъектов, определяет динамику регионального развития. Доля транспорта в валовом региональ-

* © Мокина Л.С., 2012

Мокина Ёюдмила Сергеевна ([email protected]), кафедра экономики Самарского государственного университета, 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.

ном продукте (ВРП) составляет 8,9 %, численность занятых в секторе достигает 7,2 % от общей численности занятых в регионе [1].

Значительный объем пассажиро- и грузопотоков в Самарской области приходится на автомобильный и железнодорожный транспорт. Куйбышевская железная дорога — филиал ОАО «Российские железные дороги» — обладает мощными грузовыми, пассажирскими, перерабатывающими и ремонтными комплексами и занимает ведущие места среди филиалов ОАО «Российские железные дороги» по объему перевозок.

По территории Самарской области проходят три крупнейших газопровода: Уренгой — Петровск, Челябинск — Петровск, Уренгой — Новопсковск, а также нефте- и продуктопроводы, входящие в системы акционерной компании «Транснефть» и ОАО «Транснефтепродукт». Главной проблемой трубопроводного транспорта является износ основных средств, требующий увеличения капитальных вложений на модернизацию мощностей.

По территории Самарской области проходит один из крупнейших водных путей России, связывающий территории в направлении север — юг, а через Балтийско-Беломорскую и Волго-Донскую системы имеющий выход во внешние морские акватории. ОАО «Порт Тольятти» и ОАО «Самарский речной порт» производят погрузочно-разгрузочные работы, осуществляют перевозки своим флотом пассажиров и грузов, выполняют плав-механизацию перегрузочных работ на причалах клиентов. По железной дороге порты связаны с Сибирью, Уралом, центральными регионами России, странами СНГ.

Международный аэропорт «Курумоч» с каждым годом становится все более привлекательным транспортным центром для российских и международных перевозчиков. Из аэропорта выполняются регулярные рейсы в большинство крупных городов России, в столицы стран СНГ, а также Австрию, Германию, Израиль, Италию, Объединенные Арабские Эмираты, Турцию, Чехию и другие страны. Имеющиеся две взлетно-посадочные полосы позволяют принимать воздушные суда любого типа, в том числе самый большой в мире транспортный самолет Ан-124. Аэропорт «Курумоч» является крупнейшим в Приволжском федеральном округе.

Автомобильным транспортом ежегодно перевозится более 9 млн тонн грузов и более 200 млн пассажиров. Автомобильный транспорт представлен организациями различных организационно-правовых форм — от индивидуальных предпринимателей до крупных транспортных предприятий.

Основой дорожной сети Самарской области является сеть автомобильных дорог общей протяженностью почти 10 тыс. км, включающая феде-

ральные и территориальные (региональные) дороги общего пользования, а также ведомственные автодороги. Протяженность территориальных автомобильных дорог общего пользования Самарской области составляет 6942 км, федеральных — 686 км, ведомственных — 2193 км. Плотность автомобильных дорог с твердым покрытием — около 2,6 км на одну тысячу жителей, что значительно ниже, чем в среднем по Приволжскому федеральному округу (4,3 км) и по России в целом (5,3 км) [1].

Высокий уровень и динамичность развития связи и телекоммуникаций характерны для Самарского региона. Традиционно Самарская область занимает первое место по общему объему услуг связи и по количеству абонентов сотовой подвижной радиотелефонной связи в разрезе регионов Приволжского федерального округа

В области свыше 300 организаций различных форм собственности удовлетворяют потребности населения, фирм и предприятий в различных услугах связи. Организации связи постоянно модернизируют существующие и внедряют новые, более современные технологии. Самарский филиал ОАО «ВолгаТелеком» — крупнейший оператор по предоставлению услуг электросвязи на территории Самарской области.

Приоритетные направления развития местной телефонной связи:

- дальнейшее развитие городских и сельских цифровых сетей связи;

- реконструкция и эскалация действующих телефонных станций с задействованием имеющейся свободной номерной емкости;

- замена существующих аналоговых станций и установка современных цифровых автоматизированных телефонных станций (АТС) на территории области [1].

Крупнейшими операторами сотовой связи по количеству абонентов на территории региона являются ОАО «Мобильные ТелеСистемы», ОАО «МСС-Поволжье», ЗАО «СМАРТС» и ОАО «ВымпелКом». Разнообразие тарифных планов, развитие роуминговой сети, расширение зоны покрытия территории области, увеличение дополнительных видов услуг — механизмы увеличения числа абонентов сотовой связи. Дальнейшему развитию сотовой связи будет способствовать дальнейшее внедрение сетей третьего поколения.

В связи с ростом количества интернет-пользователей пользователей Интернет, увеличением емкости телефонной сети за счет замены устаревшего оборудования на современное цифровое компании-провайдеры расширяют действующие и открывают новые пункты коллективного доступа в Интернет.

Помимо этого, с целью обеспечения доступа к электронным средствам массовой информации и

современным средствам цифровой связи предпринимается переход на многопрограммное цифровое эфирное телевещание в стандарте DVB-T (цифровое телевидение), развитие сети зоновой связи на основе волоконно-оптических линий связи по технологии SDH (синхронное цифровая сеть), развитие кабельного телевидения.

Проведенная реорганизация и приватизация предприятий агропромышленного комплекса привела к разбалансированности сложившихся связей во всех звеньях, обусловила несогласованность экономических субъектов хозяйствования. Снизилась конкурентоспособность сельскохозяйственной продукции, резко сократилось ее производство, ухудшилось финансово-экономическое положение сельскохозяйственных предприятий. Реформы в начале 90-х гг. прошлого века предприятиям АПК, включая и молочно-продуктового подкомплекса, не позволили повысить инвестиционную привлекательность, инновационную активность, улучшить качество продукции, насытить рынок молоком и молочной продукцией. Развитие дезинтеграции между предприятиями сферы производства, с одной стороны, и предприятиями сферы переработки и реализации — с другой, привело к нерентабельному производству и реализации продукции на всех стадиях ее движения до конечного потребителя. В результате — убытки и низкая результативность как у сельскохозяйственных товаропроизводителей, так и у предприятий молочной промышленности. Поэтому жизненно необходим поиск способов преодоления кризисного состояния молочно-продуктового подкомплекса в государстве и регионах. Поэтапное развитие интегрированных структур в регионе является одним из важных направлений решения существующих проблем.

При формировании интегрированных структур, объединяющих предприятия по производству, переработке и реализации продукции продуктового подкомплекса АПК в современных условиях хозяйствования, необходимо учитывать позитивные и возможные негативные проявления их качественных характеристик. Кроме того, следует иметь теоретически обоснованную, упорядоченную систему хозяйственных, производственно-финансовых и экономических взаимоотношений между всеми участниками интеграционного процесса.

Необходима сбалансированная интеграция российского автопрома и автомобильного кластера Самарской области в качестве его составного элемента в мировую автомобильную промышленность как в эшелоне ведущих автозаводов, так и в эшелонах поставщиков первого и второго уровней [3].

Миссия автомобильного кластера Самарской области состоит в том, чтобы на основе огромного мультипликативного потенциала кластера содействовать раскрытию инновационных возможностей организаций и населения Самарской области, повышению активности экономических субъектов, улучшению качества жизни, укреплению позиций региона как локомотива национальной экономики.

Для обеспечения конкурентных позиций на российском рынке участниками автомобильного кластера, в первую очередь крупными корневыми компаниями, должна быть выработана новая модель развития, которая будет основываться на расширении взаимодействия бизнеса и органов власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях в интересах развития инноваций, социальной сферы.

Реализация стратегических проектов основана на механизмах государственно-частного партнерства нацелена на максимальное применение научно-производственного, кадрового, финансового потенциала кластера и региона в целом для развития конкурентоспособного сегмента рынка автокомпонентов.

Библиографический список

1. Производственный и инфраструктурный потенциал Самарской области. ИЯЬ: http://www.protown.ru/ гиз$1а/ оЪ1/аг11с1е$/аг1;1с1е$_ 1042.html.

2. Стратий Г.И. Организационный механизм управления интеграцией хозяйственных структур // Российское предпринимательство. 2008. № 9. Вып. 1 (118). С. 41-44.

3. Тюкавкин Н.М., Сорочайкин А.Н. Стратегическое развитие промышленных предприятий и современные методы оценки его эффективности // Экономика и управление в XXI веке. Т. 4: Анализ эффективности функционирования промышленного предприятия: кол. монография / Краснослободцева Е.С. и [др]. Самара: Издательство «Глагол», 2011. С. 81-146.

L.S. Mokina * THE DIRECTION OF INTEGRATION OF INDUSTRY OF THE SAMARA REGION

In the article the integrational transformations happening on the territory of Samara Region in the leading branches of industry are presented. The perspective directions of integration for transactors are shown.

Key words: integrable structures, industry, cluster, concentration of industry, integration, complex, branch, potential, investment attractiveness, priority directions, competitiveness, dynamics.

* Mokina Lyudmila Sergeevna, the Dept. of Economics, Samara State University, Samara, 443011, Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.