www.volsu.ru
DOI: https://doi.Org/10.15688/jvolsu3.2018.1.11
UDC 336.146 LBC 65.012.3
ROUTING FINANCIAL FLOWS AT THE EXECUTION OF THE MUNICIPALITY BUDGET
Mariya V. Fedotova
Volgograd Institute of Management - Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Volgograd, Russian Federation
Abstract. Economic development of each administrative-territorial unit is an important factor in the economic development of the Russian Federation. In its turn, the effective execution of the budget at each level of the budget system is invariably topical, influencing the development of a system of both centralized and decentralized finance.
The paramount characteristic of the organization of the budget execution of the municipality is an ability to ensure the timely and full execution of their commitments. There is a direct correlation of the budget process on both the revenue and expenditure sides. Cash gap in the local budget execution is actually quite common and, usually, inevitable, because revenues are coming unevenly during the financial year, budgetary expenditures are seasonal, and this threatens the execution of planned budgets; there is a need to raise funds.
The article deals with the execution of the cash balance plan, cash flow at the single account of budget, debt and source of financing deficits.
The analysis of financial flows in the execution of municipalities' budget shows problems of execution of budget revenues and allows assessing the scale of emerging cash gaps.
An outcome of the review consists in the recognition of an objective need to develop approaches to assessing the effectiveness of budget execution at all its stages and to implement the monitoring of the effectiveness of budget execution and timely effective measures for ensuring its high-quality.
Key words: budget, budget execution, budget revenues, budget expenditures, effectiveness of budget execution.
УДК 336.146 ББК 65.012.3
НАПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВЫХ ПОТОКОВ ПРИ ИСПОЛНЕНИИ БЮДЖЕТА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Мария Владимировна Федотова
Волгоградский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Волгоград, Российская Федерация
Аннотация. Важным фактором экономического развития Российской Федерации является экономическое развитие каждой административно-территориальной единицы, входящей в ее состав. В свою очередь, неизменно актуальным является эффективное исполнение бюджета на каждом уровне бюджетной системы, оказывающее влияние на развитие системы как централизованных, так и децентрализованных финансов.
Первостепенной характеристикой организации исполнения бюджета муниципального образования 22 является способность средствами бюджета обеспечить своевременное и полное исполнение обязательств cn публично-правового образования. При этом существует прямая зависимость между исполнением бюджета pq по доходам и исполнением бюджета по расходам.
S Кассовые разрывы при исполнении местных бюджетов - явление довольно распространенное и, как g правило, неизбежное: неравномерность поступления доходов в течение финансового года, сезонный ха-| рактер значительной части бюджетных расходов способствуют их образованию практически ежегодно, ^ что ставит под угрозу факт исполнения бюджетных обязательств и, как результат, необходимость привле-@ чения кредитных средств.
В статье проведен анализ поквартального исполнения показателей кассового плана бюджета Волгограда, движения денежных средств на едином счете бюджета Волгограда, движения задолженности по источникам финансирования дефицита бюджета.
Анализ финансовых потоков при исполнении бюджета муниципального образования на примере бюджета Волгограда продемонстрировал проблематику исполнения бюджета по доходам, позволил оценить масштаб возникающих кассовых разрывов.
В результате анализа сформирована объективная необходимость разработки подходов к оценке эффективности исполнения бюджета на всех его стадиях для осуществления финансовым органом мониторинга эффективности исполнения бюджета и принятия своевременных действенных мер по его качественному исполнению, в том числе по повышению качества управления средствами бюджета.
Ключевые слова: бюджет, организация исполнения бюджета, доходы бюджета, расходы бюджета, эффективность исполнения бюджета.
В современных экономических условиях в Российской Федерации особую значимость приобретают проблемы устойчивого развития каждой административно-территориальной единицы. Способность экономической системы муниципального образования к такому развитию напрямую связана с эффективным исполнением бюджета, что также отмечено в работах А.Г. Силуа-нова, Е.С. Шустовой [9, с. 17; 11, с. 9].
Теоретические основы исследования бюджетного процесса, организации исполнения бюджета и оценки эффективности исполнения бюджета нашли отражение в работах отечественных и зарубежных ученых: П.Д. Павленка, Г.В. Атаманчука, А.М. Година, Г.Б. Поляка, Дж. Доу, Дж. Стиглица, М.А. Крашенниковой, Р. Масгрейва и ряда других [1-4; 7; 12; 14; 15].
Рассмотренные теоретические подходы, такие как модель комплексной системы оценки эффективности и результативности государственных расходов Ю.В. Мефодьевой, модель факторной взаимосвязи М.А. Крашенниковой и пр. [6; 5; 10; 13; 8] к оценке эффективности исполнения бюджета, определили необходимость рассмотрения исполнения бюджета по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита бюджета и оценки его эффективности в части анализа финансовых потоков при исполнении бюджета муниципального образования.
Важной характеристикой и совокупной оценкой эффективности исполнения бюджета муниципального образования является способность средствами бюджета обеспечить своевременное и полное исполнение обязательств публично-правового образования.
Согласно части 2 статьи 215.1 Бюджетного кодекса, устанавливающей основы исполнения бюджетов, исполнение бюджета организуется на основе как сводной бюджетной росписи, так и
кассового плана, определяющего прогноз кассовых поступлений в бюджет и кассовых выплат из бюджета в текущем финансовом году.
Обязательность ведения кассового плана установлена федеральным законом от 26.04.2017 N° 63-Ф3, в пояснительной записке к проекту которого отмечалось, что введение в качестве обязательного документа исполнения бюджета кассового плана позволит планировать как периоды кассовых разрывов, так и периоды наличия временно свободных средств бюджета и формировать оперативную информацию для принятия эффективных решений по управлению средствами бюджета.
Установление порядка, составление и ведение кассового плана в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса осуществляется финансовым органом, что позволяет справедливо заметить наличие прямой возможности финансового органа оперативно регулировать процесс по управлению средствами бюджета.
Анализ поквартального исполнения кассового плана бюджета показал, что в анализируемом периоде сложилась ситуация по ежегодному невыполнению плана по доходам, и показатели выполнения составили за 2013 г. - 87,5 %, за 2014 г. - 94,4 %, за 2015 г. -91,8 %, за 2016 г. - 98,5 % (см. табл. 1).
Принимая во внимание закрепленные Бюджетным кодексом полномочия за администраторами доходов бюджета, можно сделать вывод о том, что администраторами доходов бюджета они недостаточно качественно выполняются по планированию доходов бюджета, по осуществлению контроля за полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним, а также по осуществлению взыскания задолженности по платежам в бюджет.
Таблица 1
Анализ поквартального исполнения показателей кассового плана бюджета Волгограда за 2013-2016 гг., млн руб.
Доходы Расходы Отклонение
План 3 109,5 3 263,0 -153,5
1 -й квартал Факт 2 978,2 3 094,9 -116,7
Выполнение, % 95,8 94,8
План 3 821,8 4 790,0 -968,2
2-й квартал Факт 3 821,8 4 277,5 -455,7
Выполнение, % 100,0 89,3
- План 4 229,1 4 933,9 -704,8
3-й квартал Факт 3 879,4 3 809,8 69,6
ГА Выполнение, % 91,7 77,2
План 6 706,9 7 397,1 -690,2
4-й квартал Факт 4 950,7 5 473,7 -523,0
Выполнение, % 73,8 74,0
План 17 867,3 20 383,9 -2 516,6
Итого за год Факт 15 630,0 16 655,8 -1 025,8
Выполнение, % 87,5 81,7
План 3 157,6 3 512,3 -354,8
1 -й квартал Факт 3 518,6 3 128,5 390,1
Выполнение, % 111,4 89,1
План 4 361,4 6 024,4 -1 663,0
2-й квартал Факт 4 506,7 4 565,0 -58,3
Выполнение, % 103,3 75,8
- План 4 695,5 6 442,7 -1 747,3
чГ 3-й квартал Факт 3 973,1 4 138,4 -165,3
ГА Выполнение, % 84,6 64,2
План 5 312,7 6 508,9 -1 196,1
4-й квартал Факт 4 541,2 5 486,7 -945,5
Выполнение, % 85,5 84,3
План 17 527,1 22 488,3 -4 961,2
Итого за год Факт 16 539,6 17 318,5 -779,0
Выполнение, % 94,4 77,0
План 3 563,3 4 542,3 -979,0
1 -й квартал Факт 3 236,9 3 972,4 -735,5
Выполнение, % 90,8 87,5
План 5 010,7 6 079,5 -1 068,8
2-й квартал Факт 4 257,0 4 956,1 -699,2
Выполнение, % 85,0 81,5
- План 5 097,8 5 560,0 -462,1
т 3-й квартал Факт 4 570,4 4 051,4 519,0
ГА Выполнение, % 89,7 72,9
План 5 159,0 5 085,8 73,1
4-й квартал Факт 5 222,7 5 173,7 49,0
Выполнение, % 101,2 101,7
План 18 830,8 21 267,6 -2 436,8
Итого за год Факт 17 287,0 18 153,6 -866,6
Выполнение, % 91,8 85,4
Окончание таблицы 1
Доходы Расходы Отклонение
План 3 853,4 3 886,1 -32,8
1 -й квартал Факт 3 806,5 3 828,9 -22,4
Выполнение, % 98,8 98,5
План 4 774,2 5 483,3 -709,1
2-й квартал Факт 4 686,4 4 657,4 29,0
Выполнение, % 98,2 84,9
- План 5 019,2 5 181,6 -162,4
ЧО 3-й квартал Факт 5 108,9 5 104,6 4,3
Выполнение, % 101,8 98,5
План 6 455,1 6 873,0 -417,9
4-й квартал Факт 6 196,0 6 615,8 -419,8
Выполнение, % 96,0 96,3
План 20 101,9 21 424,1 -1 322,2
Итого за год Факт 19 797,8 20 206,7 -408,8
Выполнение, % 98,5 94,3
Примечание. Составлено автором на основании внутренней отчетности Департамента финансов администрации Волгограда за 2013-2016 годы.
Неисполнение кассового плана по доходам ставит под угрозу факт исполнения бюджетных обязательств публично-правового образования и, как результат, возникновение незапланированных платежей, таких как судебные иски, государственная пошлина, оплата юридических услуг либо привлечение источников на покрытие кассовых разрывов, что влечет за собой долговую нагрузку на бюд-
жет в виде процентов за пользование кредитными средствами.
Учитывая требования порядка ведения кассового плана бюджета г. Волгограда, которые устанавливают лишь квартальное его формирование, возникает необходимость рассмотреть движение денежных средств на едином счете бюджета г. Волгограда (см. табл. 2).
Таблица 2
Движение денежных средств на едином счете бюджета Волгограда за 2013-2016 гг.,
млн руб.
2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.
Месяц Посту- Выбы- Откло- Посту- Выбы- Откло- Посту- Выбы- Откло- Посту- Выбы- Откло-
пление тие нение пление тие нение пление тие нение пление тие нение
Январь 1 153,8 1 347,6 -193,8 1 104,9 1 020,3 84,7 1 159,5 1 427,5 -268,0 1 058,2 1 094,9 -36,7
Февраль 1 218,5 1 090,4 128,1 1 816,8 1 842,2 -25,4 1 687,0 1 628,8 58,2 2 266,4 2 245,0 21,4
Март 1 220,7 1 292,2 -71,6 1 807,6 1 591,8 215,7 1 611,2 1 668,4 -57,2 3 439,7 3 180,4 259,3
Апрель 1 990,7 2 008,9 -18,2 2 124,1 2 122,0 2,1 2 402,2 2 374,1 28,1 2 403,6 2 379,9 23,6
Май 1 757,1 1 325,8 431,3 1 414,0 1 418,0 -4,0 1 690,7 1 566,7 124,0 3 002,0 3 131,1 -129,1
Июнь 1 028,8 1 296,2 -267,4 1 538,6 1 255,2 283,4 2 323,8 2 483,7 -159,9 1 954,1 1 621,1 333,0
Июль 1 768,1 1 819,7 -51,7 1 725,2 1 973,8 -248,6 3 078,7 3 063,7 15,0 3 997,8 4 250,4 -252,6
Август 1 769,4 1 615,8 153,6 1 379,4 1 332,1 47,4 2 707,3 2 518,8 188,5 3 068,1 2 804,3 263,8
Сентябрь 1 079,3 1 209,5 -130,2 941,3 1 067,3 -126,0 2 323,3 2 448,4 -125,1 3 146,7 3 054,7 92,0
Октябрь 1 775,1 1 753,5 21,6 2 863,3 2 901,0 -37,7 3 622,4 3 281,6 340,8 2 654,8 2 809,3 -154,5
Ноябрь 1 749,5 1 808,5 -59,0 1 343,1 1 416,6 -73,5 2 575,0 2 698,2 -123,2 2 576,6 2 874,8 -298,2
Декабрь 3 295,2 3 468,2 -173,0 3 209,9 3 166,1 43,8 3 260,5 3 501,8 -241,3 3 839,2 3 977,5 -138,3
Средне- 50,0 50,2 -0,17 54,7 54,4 0,4 76,3 76,2 0,1 89,6 89,2 0,4
дневной
объем
(без учета декабря)
Примечание. Составлено автором на основании внутренней отчетности Департамента финансов администрации Волгограда за 2013-2016 годы.
Рассматривая общий объем поступлений, а также общий объем выбытий с единого счета бюджета в разрезе месяцев в течение периода 2013-2016 гг. согласно принципу единства кассы, установлено, что в отдельных месяцах года поступления превышали расходы бюджета, а в отдельных месяцах расходы бюджета были больше, чем объем поступлений. Превышение выбытия средств с единого счета бюджета над поступлениями в течение месяца может свидетельствовать о проведении кассовых выплат за счет остатков денежных средств, аккумулируемых как на начало месяца, так и в течение месяца на едином счете бюджета (см. рисунок).
Графический анализ, представленный на рисунке, и данные, приведенные в таблице 2, показали, что остатки на едином счете бюджета в отдельные временные периоды дос-
тигают до 5 среднедневных поступлений доходов бюджета. Необходимость накопления средств на едином счете бюджета вызвана недостаточным объемом поступающих доходов в бюджет для осуществления оплаты денежных обязательств, а также возникающими кассовыми разрывами, препятствующими своевременному осуществлению оплаты денежных обязательств (см. табл. 3).
Анализ исполнения бюджета по кассовому плану и движения денежных средств на едином счете бюджета Волгограда показал, что за анализируемый период поступление денежных средств на единый счет бюджета превышало фактические доходы бюджета в 2013 г. на 4 176,06 млн руб., в 2014 г. - на 4 728,54 млн руб., в 2015 г. - на 11 154,65 млн руб., в 2016 г. - на 13 609,36 млн рублей. Фактические вып-
Рисунок. Анализ фактических остатков средств на едином счете бюджета Волгограда, млн руб. Примечание. Составлено автором на основании внутренней отчетности Департамента финансов администрации Волгограда за 2013-2016 годы.
Таблица 3
Анализ исполнения бюджета по кассовому плану и движения денежных средств на едином счете бюджета Волгограда в 2013-2016 гг., млн руб.
Год Кассовый план (факт) Движение средств Отклонение
Доходы Расходы Поступление Выплаты Гр4-гр2 Гр5-гр3
2013 15 630,0 16 655,8 19 806,1 20 036,4 4 176,1 3 380,6
2014 16 539,6 17 318,5 21 268,1 21 106,3 4 728,5 3 787,8
2015 17 287,0 18 153,6 28 441,6 28 661,8 11 154,7 10 508,2
2016 19 797,8 20 206,7 33 407,2 33 423,3 13 609,4 13 216,7
Примечание. Составлено автором на основании внутренней отчетности Департамента финансов администрации Волгограда за 2013-2016 годы.
латы с единого счета бюджета превышали фактические расходы бюджета в 2013 г. на 3 380,6 млн руб., в 2014 г. - на 3 787,76 млн руб., в 2015 г. - на 10 508,22 млн руб., в 2016 г. - на 13 216,65 млн рублей. Обороты денежных средств на счете, превышающие фактическое исполнение бюджета по доходам и расходам, свидетельствуют о привлечении средств для покрытия временных кассовых разрывов и привлечения источников финансирования дефицита бюджета, а также их погашения.
Анализ поступлений средств на единый счет бюджета (табл. 4) показал, что в общем объеме поступлений на счет поступления в качестве источников финансирования дефицита бюджета составили в 2013 г. 2 650,0 млн руб., в 2014 г. - 2 780,0 млн руб., в 2015 г. -9 318,0 млн руб., в 2016 г. - 11 480,0 млн руб., объемы привлечения средств на покрытие кассовых разрывов составили в 2013 г. -1 440,0 млн руб., в 2014 г. - 1 515,0 млн руб., в 2015 г. - 1 808,0 млн руб., в 2016 г. - 1 710,0 млн рублей. Большой удельный вес поступлений для финансирования дефицита бюджета в общем объеме поступлений свидетельствует о том, что привлекались займы, в том числе для
погашения заимствований, произведенных в предыдущих финансовых периодах.
Анализ движения задолженности по источникам финансирования дефицита бюджета за период 2013-2017 гг. показал, что в 2016 г. и 2017 г. муниципальное образование не производит заимствований путем выпуска ценных бумаг, также бюджетные кредиты привлекаются только для погашения ранее полученных кредитов из бюджетов других уровней, ежегодно уменьшая общую их задолженность. Вместе с тем заключаемые кредитные соглашения и договоры имеют стабильную динамику к росту задолженности по коммерческим кредитам, увеличивая тем самым расходы на обслуживание муниципального долга (см. табл. 5).
Анализ, проведенный в таблице 5, показал, что муниципальным образованием привлекаются краткосрочные оборотные средства в течение года на покрытие кассовых разрывов, не увеличивая общую задолженность.
Анализируя финансовые потоки на едином счете бюджета, следует остановиться на рассмотрении направлений расходования бюджета, производимых в финансовом периоде (см. табл. 6).
Таблица 4
Анализ кредитового оборота (поступление) средств на едином счете бюджета
в 2013-2016 гг., млн руб.
Год Поступления на единый счет бюджета В том числе
доходы бюджета поступления для финансирования дефицита бюджета привлечение средств для покрытия кассового разрыва возврат дебиторской задолженности
2013 19 806,1 15 630,0 2 650,0 1 440,0 126,1
2014 21 268,1 16 539,6 2 780,0 1 515,0 433,5
2015 28 441,6 17 287,0 9 318,0 1 808,0 28,6
2016 33 407,2 19 797,8 11 480,0 1 710,0 419,4
Примечание. Составлено автором на основании внутренней отчетности Департамента финансов администрации Волгограда за 2013-2016 годы.
Таблица 5
Анализ движения задолженности по источникам финансирования дефицита бюджета
за период 2013-2017 гг., млн руб.
Наименование показателей 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.
Дефицит -1 025,70 -779 -866,6 -408,8 -408,8
Источники финансирования 1 025,70 779 866,6 408,8 408,8
Остатки средств бюджета 209,7 -60 8 219,4 219,4
Муниципальные ценные бумаги -500 500 400 -600 -600
Бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других -34 -41 -61,4 -35,6 -35,6
уровней
Кредитные соглашения и договоры, заключенные от 1 350 380 520 825 825
имени муниципального образования
- Получение кредитов 2 650 1 780 5 020 7 175 7 175
- Погашение основной суммы долга 1 300 1 400 4 500 6 350 6 350
Привлечение средств (с прочими) 2 650 2 780 9 318,00 11 480,00 11 480,00
Погашение 1 834 1 941 8 459,40 11 290,60 11 290,60
Заемные средства на дефицит 816 839 858,6 189,4 189,4
Расходы на обслуживание долга 417,2 470,9 677 781 781
Примечание. Составлено автором на основании внутренней отчетности Департамента финансов администрации Волгограда за 2013-2017 годы.
Таблица 6
Распределение расходов бюджета Волгограда
Объем расходов
2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.
Наименование млн руб. доля в общем объеме расходов, % млн руб. доля в общем объеме расходов, % млн руб. доля в общем объеме расходов, % млн руб. доля в общем объеме расходов, %
Арендная плата за пользование 369,7 2,22 257,1 1,48 185,3 1,02 162,3 0,80
имуществом
Безвозмездные перечисления му- 9 059,4 54,39 10 454,6 60,37 11 116,6 61,24 9 894,2 48,96
ниципальным организациям
Безвозмездные перечисления ор- 322,4 1,94 244,9 1,41 222,5 1,23 911,5 4,51
ганизациям, за исключением му-
ниципальных организаций
Заработная плата 1 328,3 7,97 1 296,1 7,48 1 205,7 6,64 1 136,4 5,62
Коммунальные услуги 43,2 0,26 37,7 0,22 31,3 0,17 27,5 0,14
Начисления на выплаты по оплате 375,8 2,26 352,1 2,03 342,1 1,88 348,4 1,72
труда
Обслуживание внутреннего долга 417,2 2,50 470,9 2,72 677,0 3,73 781,0 3,86
Пенсии, пособия, выплачиваемые 101,2 0,61 98,7 0,57 117,0 0,64 139,4 0,69
организациями сектора гос.
управления
Перечисления международным 0,00 0,8 0,00 0,6 0,00 1,0 0,01
организациям
Пособия по социальной помощи 873,8 5,25 1 012,0 5,84 875,6 4,82 841,3 4,16
населению
Прочие выплаты 6,5 0,04 5,9 0,03 6,2 0,03 0,0 0,00
Прочие работы, услуги 519,1 3,12 312,9 1,81 252,8 1,39 486,3 2,41
Прочие расходы 520,0 3,12 262,8 1,52 495,0 2,73 1 244,7 6,16
Работы, услуги по содержанию 1 476,2 8,86 1 126,7 6,51 808,8 4,46 712,5 3,53
имущества
Транспортные услуги 47,2 0,28 31,4 0,18 12,3 0,07 10,8 0,05
Увеличение стоимости акций и 122,5 0,74 92,5 0,53 121,8 0,67 386,6 1,91
иных форм участия в капитале
Увеличение стоимости матери- 66,7 0,40 53,1 0,31 40,6 0,22 35,6 0,18
альных запасов
Увеличение стоимости основных 990 5,94 1 192,5 6,89 1 628,1 8,97 3 074,7 15,22
средств
Услуги связи 16,8 0,10 16,0 0,09 14,4 0,08 12,6 0,06
ИТОГО 16 655,8 17 318,6 18 153,6 20 206,7
Примечание. Составлено автором на основании внутренней отчетности Департамента финансов администрации Волгограда за 2013-2016 годы.
Анализ расходов бюджета г. Волгограда показал, что на протяжении ряда лет основные направления расходов бюджета осуществляются на безвозмездные перечисления муниципальным организациям, заработную плату, работы, услуги по содержанию имущества, пособия по социальной помощи населению. Перечисленные расходы бюджета являются нормативно устанавливаемыми, что затрудняет возможность поиска резервов для формирования экономии по расходам бюджета. Вместе с тем целесообразно рассматривать перечисление средств бюджета на производимые расходы в качестве возможности их временной аккумуляции и привлечения как оборотных средств на единый счет бюджета на покрытие кассовых разрывов.
Таким образом, анализ финансовых потоков при исполнении бюджета муниципального образования показал, что в анализируемом периоде за 2013-2017 гг. при исполнении бюджета по доходам плановые показатели доходов не выполняются, неравномерность поступления доходов в течение финансового года способствует образованию кассовых разрывов. При исполнении бюджета по расходам в целях погашения кассовых разрывов привлекаются средства на единый счет бюджета, аккумулируются остатки на едином счете в целях осуществления платежей, предусмотренных решением о бюджете муниципального образования. При исполнении бюджета по источникам финансирования дефицита бюджета муниципальное образование в последние годы не производит заимствований путем выпуска ценных бумаг, сокращает привлечение бюджетных кредитов, увеличивая задолженность по коммерческим кредитам. Совокупность результатов анализа финансовых потоков при исполнении бюджета муниципального образования формирует объективную необходимость разработки подходов к оценке эффективности исполнения бюджета на всех его стадиях для осуществления финансовым органом мониторинга эффективности исполнения бюджета и принятия своевременных действенных мер по его качественному исполнению, в том числе по повышению качества управления средствами бюджета.
СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ
1. Атаманчук, Г. В. Управление: сущность, ценность, эффективность / Г. В. Атаманчук. - М. : Академический проект : Культура, 2006. - 544 с.
2. Годин, А. М. Бюджетная система Российской Федерации / А. М. Годин. - М. : Дашков и К, 2004. - 752 с.
3. Государственные и муниципальные финансы / под ред. Г. Б. Поляка. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 303 с.
4. Крашенникова, М. А. Факторный анализ доходов бюджета / М. А. Крашенникова // Бюджет. -2014. - № 9. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://bujet.ru/article/261760.php (дата обращения: 15.12.2017). - Загл. с экрана.
5. Мазур, И. И. Эффективный менеджмент / И. И. Мазур, В. Д. Шапиро, Н. Г. Ольдерогге. - М. : Высшая школа, 2003. - 555 с.
6. Мефодьева, Ю. В. Формирование системы оценки эффективности и результативности государственных расходов / Ю. В. Мефодьева // Государственное управление. Электронный вестник. -2011. - № 29. - С. 11. - Электрон. текстовые дан. -Режим доступа: http://e-journal.spa.msu.ru/uploads/
vestnik/2011/vipusk_29._dekabr_2011_g./problemi_
upravlenija_teorija_i_praktika/mefodyeva.pdf. (дата обращения: 15.12.2017). - Загл. с экрана.
7. Основы социальной работы / П. Д. Павле-нок, А. А. Акмалова, О. А. Аникеева [и др.]. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Инфра-М, 2006. - 559 с.
8. Придачук, М. П. Методы экономического анализа затрат на получение бюджетных услуг / М. П. Придачук// Финансы. - 2006. - № 5. - С. 27-29.
9. Силуанов, А. Г. Межбюджетные отношения в условиях развития федерализма в России / А. Г. Силуанов. - М. : Дело, 2011. - 296 с.
10. Сухарев, О. С. Бюджетные расходы, эффективность и приоритеты развития экономики / О. С. Сухарев // Финансовый журнал. - 2015. -№ 1. - С. 17-28.
11. Шустова, Е. С. Социально-экономические императивы безопасности в системе индикаторов регионального развития : дис. ... канд. экон. наук / Шустова Екатерина Сергеевна. - Ростов н/Д, 2006. - 179 с.
12. Dow, J. Stock market efficiency and economic efficiency: Is there a connection? / J. Dow, G. Gorton // The Journal of Finance. - 1997. - № 52 (3). - Р. 10871129. - DOI: 10.1111/j. 1540-6261.1997.tb02726.x.
13. Murillo Zamorano, L. R. Economic efficiency and frontier techniques / L. R. Murillo Zamorano // Journal of Economic surveys. - 2004. - Т. 18, № 1. -Р. 33-77. - DOI: 10.1111/j.1467-6419.2004.00215.x.
14. Musgrave, R. A. Public finance in theory and practice / R. A. Musgrave, P. B. Musgrave. - New York : McGraw-Hill Book Co., 1989. - 627 p.
15. Stiglitz, J. E. Differential taxation, public goods, and economic efficiency / J. E. Stiglitz, P. Dasgupta // The Review of Economic Studies. -1971.- №> 38 (2). - P. 151-174.
REFERENCES
1. Atamanchuk G.V. Upravlenie: sushchnost, tsennost, effektivnost [Management: Essence, Value, Effectiveness]. Moscow, Akademicheskiy proekt; Kultura Publ., 2006. 544 p.
2. Godin A.M. Byudzhetnaya sistema Rossiyskoy Federacii [Budgetary System of the Russian Federation]. Moscow, Dashkov i K Publ., 2004. 752 p.
3. Polyak G.B., ed. Gosudarstvennye i munitsipalnye finansy [State and Municipal Finance]. Moscow, YuNITI-DANA Publ., 2004. 303 p.
4. Krashennikova M.A. Faktornyy analiz dokhodov byudzheta [Factor Analysis of Budget Revenues]. Byudzhet, 2014, no. 9. URL: http://bujet.ru/ article/261760.php. (accessed December 15, 2017).
5. Mazur I.I., Shapiro V.D., Olderogge N.G. Effektivnyy menedzhment [Effective Management]. Moscow, Vysshaya shkola Publ., 2003. 555 p.
6. Mefodyeva Yu.V. Formirovanie sistemy otsenki effektivnosti i rezultativnosti gosudarstvennykh raskhodov [Formation of a System for Assessing the Efficiency and Performance of Public Spending]. Gosudarstvennoe upravlenie. Elektronnyy vestnik, 2011, no. 29, p. 11. URL: http://e-journal.spa.msu.ru/ uploads/vestnik/2011/vipusk__29._dekabr_2011_g./ problemi_upravlenija_teorija_i_praktika/ mefodyeva.pdf. (accessed December 15, 2017).
7. Pavlenok P.D., Akmalova A.A., Anikeeva O.A. Osnovy sotsialnoy raboty [Fundamentals of Social Work]. Moscow, Infra-M Publ., 2006. 559 p.
8. Pridachuk M.P. Metody ekonomicheskogo analiza zatrat na poluchenie byudzhetnykh uslug [Methods of Economic Analysis of Costs for Obtaining Budgetary Services]. Finansy, 2006, no. 5, pp. 27-29.
9. Siluanov A.G. Mezhbyudzhetnye otnosheniya v usloviyakh razvitiyafederalizma v Rossii [Interbudgetary Relations in the Conditions of the Development of Federalism in Russia]. Moscow, Delo Publ., 2011. 296 p.
10. Sukharev O.S. Byudzhetnye raskhody, effektivnost i prioritety razvitiya ekonomiki [Budget Expenditures, Efficiency and Priorities of Economic Development]. Finansovyy zhurnal, 2015, no. 1, pp. 17-28.
11. Shustova E.S. Sotsialno-ekonomicheskie imperativy bezopasnosti v sisteme indikatorov regionalnogo razvitiya: dis. kand. ... ekon. nauk [Socio-Economic Imperatives of Security in the System of Indicators of Regional Development. Dr. econ. sci. diss.]. Rostov-on-Don, 2006. 179 p.
12. Dow J., Gorton G. Stock market efficiency and economic efficiency: Is there a connection? The Journal of Finance, 1997, no. 52 (3), pp. 1087-1129. DOI: 10.1111/j. 1540-6261.1997.tb02726.x
13. Murillo Zamorano L.R. Economic efficiency and frontier techniques. Journal of Economic surveys, 2004, no. 18 (1), pp. 33-77. DOI: 10.1111/j.1467-6419.2004.00215.x
14. Musgrave R.A., Musgrave P.B. Public finance in theory and practice. New York, McGraw-Hill Book Co., 1989. 627 p.
15. Stiglitz J. E., Dasgupta P. Differential taxation, public goods, and economic efficiency. The Review of Economic Studies, 1971, no. 38 (2), pp. 151-174.
Information about the Author
Mariya V. Fedotova, Postgraduate Student, Department of Economics and Finance, Volgograd Institute of Management - Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Gagarina St., 8, 400131 Volgograd, Russian Federation, [email protected].
Информация об авторе
Мария Владимировна Федотова, аспирант кафедры экономики и финансов, Волгоградский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, ул. Гагарина, 8, 400131 г. Волгоград, Российская Федерация, maria.fedotova 12@ya. ru.