Vladimir Gennad'evich Mikhailov, Candidate. Technical Sciences, Associate Professor, Deputy Director of the Institute of Economics and Management FGBOU IN "Kuzbass State University Name TF Gorbachev "
At the article we estimated the economic efficiency of applying polymer raw materials for wastewater treatment at refinery plants. The method of determination economic efficiency indicators in linked economy's branches is included at the article.
Key words: ecological and economic stability, recycled polymers materials, economic efficiency, wastewater treatment, sustainable development.
УДК: 336.146
КАЗНАЧЕЙСКАЯ СИСТЕМА ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТОВ: ОРГАНИЗАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Владимир Николаевич Саранцев, канд. экон. наук, доцент, доцент кафедры экономики городского хозяйства и сферы обслуживания,
e-mail: [email protected], Московский университет имени С. Ю. Витте,
https://www.muiv.ru DOI, 10.21777/2307-6135-2016-3-15-20
В современной экономической ситуации необходимость эффективного управления доходами и расходами бюджета в процессе его исполнения, повышения оперативности в финансировании, усиления контроля над поступлением средств, целевым и экономным использованием общественных финансов приобретает первоочередную значимость. Ведущую роль в процессе исполнения бюджета и социально-экономическом положении населения страны играют казначейские органы.
Ключевые слова: финансы; бюджет; исполнение бюджета; казначейская система
Внедрение казначейского метода исполнения федерального бюджета в Российской Федерации, организация и обеспечение исполнения федерального бюджета в Российской Федерации, кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительный и текущий контроль за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета характеризуют качественно новый уровень организации исполнения бюджетов.
Казначейство России, являясь федеральным органом исполнительной власти, на которое возложены функции по исполнению федерального бюджета РФ, кассовому обслуживанию, мониторингу и контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета разрабатывает методические подходы, новые методы и механизмы для выполнения своих функций [1].
В систему органов, обладающих полномочиями в сфере исполнения бюджета, входят финансовые органы, органы денежно-кредитного регулирования и органы государственного (муниципального) финансового контроля, каждый из которых выполняет свои задачи и действует в рамках установленных полномочий [3]. Главенствующая роль при исполнении бюджета принадлежит казначейским органам.
В современной научной литературе существует ряд трактовок понятия «казначейское исполнение бюджета», однако единое определение, в полной мере характеризующее процесс исполнения бюджета казначейством, в научной литературе от-
В.Н. Саранцев
сутствует.
Предлагается под «казначейским исполнением бюджета» понимать регламентированную нормами бюджетного законодательства организацию исполнения федерального бюджета посредством осуществления специальным органом исполнительной власти - казначейством - управления бюджетными средствами в текущем финансовом периоде через систему учета движения денежных средств на едином счете, систему контроля за доведением бюджетных ассигнований до бюджетополучателей и расходованием бюджетных средств.
Сущность понятия «казначейское исполнение бюджетов» как экономической и финансовой категории раскрывают такие признаки: казначейство является кассиром всех распорядителей и получателей бюджетных средств; казначейством применяется система лицевых счетов бюджетных учреждений; осуществляется доведение бюджетных средств с единого счета бюджета непосредственно до конечных бюджетополучателей; осуществляется формирование соответствующих условий для реализации мер по повышению эффективности, оперативности и качества контроля расходования бюджетных средств.
Таким образом, казначейская система является действенным инструментом, обеспечивающим функционирование бюджетной системы государства посредством эффективного кассового исполнения бюджета. Рассматривая модели исполнения бюджета непосредственно через деятельность казначейских органов, мы можем подразделить их по следующим основным ключевым признакам (см. табл. 1).
Таблица 1
Ключевые признаки моделей исполнения бюджета через казначейские органы
Признаки
Роль казначейских органов в процессе исполнения бюджета Инструменты казначейского исполнения бюджета Основные функции, возложенные на казначейские системы
а) пассивная роль, т. е. казначейство ограничивает собственную деятельность простым выделением ресурсов бюджетным учреждениям согласно утвержденным бюджетам; б) активная, когда казначейство помимо простого выделения ресурсов может устанавливать лимиты на обязательства и на оплату расходов; в) гиперактивная, когда казначейские органы на основе заранее установленных критериев могут разрешать проводить определенные расходные операции а) лимиты бюджетных обязательств; б) бюджетные и финансовые лимиты; в) бюджетные ассигнования и пр. а) кассовое исполнение бюджета по расходам и доходам; б) управление наличностью; в) управление единым счетом; г) управление государственным долгом и др. [8]
В различных государствах применяются неодинаковые модели исполнения бюджета. В таких странах, как Великобритания и США, органы казначейства и органы Министерства финансов представляют собой единый организм, наделенный широчайшими полномочиями. Именно поэтому его роль в исполнении бюджета является гиперактивной. Так, например, в США казначейство помимо основных, свойственных всем странам экономических и финансовых функций обеспечивает охранные функции. На него возложена охрана президента, вице-президента и членов их семей. Казначейство также занимается финансовыми расследованиями. В таких странах, как Франция, Бразилия, Австралия, казначейства обладают набором весьма широких полномочий, и их роль - активная. В ряде иных развитых западных стран функции казначейств более сконцентрированы и ограниченны. К ним мы причисляем Канаду, ФРГ, Италию [8].
К основным функциям, выполняемым казначейскими органами стран Запада, можно отнести:
- контроль единого счета (управление наличностью);
- краткосрочное финансовое планирование;
- управление государственным долгом;
- прогноз уровня дефицита;
- работа с ценными бумагами;
- методическое сопровождение деятельности Федеральных касс;
- управление государственным имуществом [2].
Следует отметить, что казначейские органы различных стран выполняют во многом схожие функции. Однако стоит также обратить внимание и на некоторые особенности. К таким особенностям можно отнести следующее:
- предоставление, через специально созданные или аккредитованные кредитные институты, за счет бюджетных ресурсов долгосрочных кредитов национальным предприятиям, что на практике дает возможность реализовать механизмы их поступательного и устойчивого развития [11];
- активное кредитование внешнеторговых сделок, что предоставит возможность российским субъектам предпринимательской деятельности эффективно использовать инструмент контрейлерных перевозок в непростых международных условиях [12];
- использование интегрированной государственной финансово-информационной системы;
- построение и анализ исполнения бюджетов на основе программно-целевых методов;
- построение системы взаимно-возмездного оказания финансовых услуг и проведения операций между казначейскими органами и Центральным банком.
Особое внимание следует обратить на ряд аспектов деятельности органов казначейств зарубежных государств, позволяющих повышать эффективность и результативность их деятельности.
Во-первых, самостоятельный выпуск казначейскими органами собственных ценных бумаг, как то казначейских обязательств с предполагаемым сроком погашения до 3-5 лет. Посредством размещения казначейских обязательств обеспечивается приток средств, более дешевых, чем иностранные заимствования или кредиты.
Во-вторых, выдача гарантий бюджетополучателям, осуществляющим закупки для технического перевооружения или участвующим в строительных контрактах в качестве подрядчиков. В данной ситуации казначейские органы могут осуществлять и полный контроль над выданными гарантиями.
В-третьих, обеспечение рефинансирования банковских кредитов для банков, осуществляющих кредитование экспортных операций, таким образом органы казначейства могут поддерживать отечественного экспортера.
Рассматривая функции бюджета и определяя их взаимосвязь с ролью казначейства в бюджетном процессе, следует обратить внимание, что основной функцией бюджета является обеспечение материальной основы государства через аккумулирование денежных средств с последующим эффективным распределением финансирования различных задач для решения социально-экономических проблем. Таким образом, определяя роль Федерального казначейства в сфере исполнения бюджета, мы приходим к выводу, что это орган, осуществляющий мероприятия по укреплению устойчивости, надежности, прозрачности финансовой системы Российской Федерации и решающий важнейшие социально-экономические проблемы, а также обеспечивающий сохранность финансовых средств публично-правовых образований.
Среди основных результатов нововведений в деятельность казначейских органов Российской Федерации следует отметить:
• Предоставление бюджетных кредитов. В минувшем году они были предоставлены на сумму 521,6 млрд рублей.
• Размещение рублевых депозитов. В минувшем году они были размещены на сумму 8 822,4 млрд рублей.
• Размещение валютных депозитов. В минувшем году они были размещены на сумму 8,1 млрд долларов.
• Реализация механизма кассового планирования для всех Главных Распорядителей Бюджетных Средств.
• Разработка, запуск и ведение реестра банковских гарантий.
• Реализация механизма «Автосанкционирование» при санкционировании расходов федерального бюджета.
• Реализация механизма предоставления межбюджетных трансфертов «под потребность».
• Ведение Реестра соглашений о предоставлении бюджетных субсидий [5].
Федеральное казначейство (Казначейство России) является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), находящимся в ведении Министерства финансов Российской Федерации и осуществляющим в соответствии с законодательством РФ правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.[7].
Приоритетные задачи по повышению эффективности деятельности Казначейских органов можно условно подразделить на три направления. Во-первых, в части обеспечения исполнения федерального бюджета по расходам. Во-вторых, в части обеспечения исполнения функции прогнозирования средств на Едином Казначейском Счете. В-третьих, в части управления ликвидностью Единого счета федерального бюджета. См. табл. 2.
Таблица 2
Приоритетные задачи по повышению эффективности деятельности Казначейских органов
Повышение эффективности в части исполнения ФБ по расходам Повышение эффективности в части прогнозирования средств на ЕКС Повышение эффективности в части управления ликвидностью ЕС федерального бюджета
- обслуживание юридических лиц; - обеспечение предоставления межбюджетных трансфертов «под потребность»; - реализация механизма доведения ПОФР; - обеспечение ведения реестра участников бюджетного процесса; - создание в Федеральном казначействе внутренней системы методической поддержки сотрудников ТОФК - расширение работы с субъектами РФ в части формирования прогнозов движения средств на счетах бюджетов субъектов РФ; - пилотное формирование прогнозов движения средств на счетах бюджетов субъектов РФ с учетом средств местных бюджетов; - организация работы с государственными внебюджетными фондами в части прогнозирования движения средств на их счетах; - разработка нормативных правовых актов организация работы в части создания Информационной системы - предоставление бюджетных кредитов муниципальным образованиям и отладка данного механизма; - проведение операций покупки (продажи) ценных бумаг по договорам репо за счет средств федерального бюджета; - запуск механизмов ежедневного таргетирования ЕКС; - выработка предложений по совершенствованию механизмов «кэш-менеджмента» в государственном секторе
Реализация предложенной модели осуществления Казначейством России данных функций позволит взаимоувязать и обеспечить неразрывность процессов в ходе исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, осуществления процесса государственных (муниципальных) закупок и учета государственных (муниципальных) контрактов, помимо этого в полной мере будет осуществлен контроль и анализ размещения государственных (муниципальных) заказов, заключение и исполнение государственных (муниципальных) контрактов [4]. При этом, по нашему мнению, к ключевым моментам программного бюджета следует отнести сами понятия контракта и государственной услуги. Таким образом, данную группу функций следует передать в компетенцию отдела (управления) программно-целевой деятельности [6].
Повышение эффективности и результативности функционирования казначейской системы в РФ окажет положительное влияние на национальный бизнес. Такие характеристики, как прозрачность, иерархичность, упорядоченность, целенаправленность, свойственные оптимизированной казначейской системе, выступают в качестве элементов современных бизнес-моделей, а также моделей оценки инновационной политики на предприятиях различных отраслей экономики [9, 10].
Совершенствуя казначейскую систему исполнения бюджета, ее функциональную и управленческую структуру, можно оптимизировать и повысить эффективность и результативность системы управления государственными финансами в целом. Предложенные и рассмотренные направления оптимизации полномочий Казначейства России позволят не только более качественно осуществлять исполнение бюджета, но и грамотно планировать его формирование. Переход к модели активной системы исполнения бюджета и активизации в ней казначейских органов с расширенным инструментарием (помимо лимитов бюджетных средств), включающим бюджетные ассигнование с широким функциональным набором, по нашему мнению, отразит осуществляющийся процесс бюджетного реформирования и окончательный переход к программному бюджету.
Литература
1. Бюджетный Кодекс Российской Федерации (БК РФ) от 31.07.1998 N 145-ФЗ (принят ГД ФС РФ 17.07.1998) (действующая редакция от 29.11.2014).
2. Платежные и расчетные системы. Международный опыт. Общие принципы развития программ государственных платежей. Обзор Всемирного банка. Вып. 40. - М.: Банк России, 2013.
3. Обучение положениям Бюджетного кодекса Российской Федерации в части исполнения бюджета. - М.: Центр развития современных образовательных технологий, 2012.
4. Нестеренко Т. Г. Бюджет по правилам // Бюджет, 2014. № 8.
5. Прокофьев С. Е. Комплексное управление денежными потоками в сфере российских государственных финансов // Финансы, 2014. № 9.
6. Саранцев В. Н. Теоретические аспекты исполнения федерального бюджета Федеральным казначейством (Казначейством России) // Аграрный научный журнал, 2015. № 9. С. 84-89.
7. Саранцев В. Н. Современная модель организации казначейской системы исполнения бюджета // TERRA ECONOMICUS, 2014. Т. 12. № 2-2. С. 91-95.
8. Саранцев В. Н. Сравнительный анализ функций казначейских органов зарубежных стран // Бюджет, 2010. № 1.
9. Коряков А. Г., Басалов С. Г., Баранов Д. Н. Элементы модели рынка клининга в Российской Федерации // Российское предпринимательство, 2016. Т. 17. № 9. С. 1083-1092.
10. Басалов С. Г. Совершенствование оценки и реализации инновационной политики на предприятии (на примере химико-фармацевтической промышленности): автореф. дис. ... канд. эк. наук. - М.: ГУУ. 2000. 24 с.
11. Коряков А. Г. Механизмы управления устойчивым развитием промышленного предприятия // Транспортное дело России, 2012. № 4. С. 52-54.
12. Кузнецова А. И., Зубец А. Ж. Контрейлерные перевозки: новые возможности в современных международных условиях // Транспортное дело России, 2015. № 2. С. 59-61.
Treasury system of budget execution: organizational model and prospects
Vladimir Nikolaevich Sarantsev, Candidate of economic science, Associate professor Moscow Witte University
In the nowadays economic situation there is a first rate necessity to manage efficiently budget revenue and expenditure in course of budget execution, upgrade the operational efficiency in financing, reinforce control over receipt of funds, use public finance by intended and rational means. The Treasury bodies play an important role in the budget execution and socio-economic sphere of the country's population.
Keywords: finance, budget, budget execution, Treasury system.
УДК 332.14
СИСТЕМА ИНДИКАТОРОВ И МОНИТОРИНГ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
Юрий Николаевич Шедько, канд. экон. наук, доц., доцент кафедры государственного и муниципального управления, e-mail: [email protected], Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации,
http://www.fa.ru/chair/mr
В статье обосновываются требования к системе индикаторов устойчивого развития региона. Показано, что при построении этой системы целесообразно использовать комплексный подход. Приведены результаты анализа устойчивости развития регионов Уральского федерального округа в 2011-2015 гг.
Ключевые слова: устойчивое развитие; регион; система индикаторов устойчивого развития региона; методика оценки устойчивости развития
Оценка устойчивости развития территории (страны, региона), учитывающая влияние экономических, социальных, экологических и институциональных факторов, является весьма значимой научной задачей, решением которой занимались и российские, и зарубежные исследователи, в том числе ученые Финансового университета при Правительстве Российской Федерации [3, 4, 9].
Оценка позволяет определить инструменты, части механизмов и механизмы управления устойчивостью развития региона, которые нуждаются в модернизации. Всесторонний анализ социально-экономической ситуации в регионе и оценка динамики
устойчивого развития требуется и при решении задач прогнозирования, планирования и реализации стратегии региона, и в сравнениях достигнутого положения с поставленными целями, причем с учетом степени их достижения.
В свою очередь, задача разработки методического обеспечения анализа и оценки социально-экономической эффективности развития региона требует выявления наиболее приемлемых параметров для проведения оценки социально-экономического состояния и динамики развития регионов, группировки показателей, характеризующих институциональный, хозяйственно-экономический, природно-экологический, социальный блоки-компоненты системы «регион». Решение данной задачи позволит не только дать описание ресурсного потенциала территориальной социально-экономической системы и динамики изменения ее показателей, но и разработать стратегию устойчивого развития
Шедько