МАШИНОСТРОЕНИЕ
УДК 669.058
А. М. Смыслов, А. Д. Мингажев, М. К. Смыслова, К. С. Селиванов, А. А. Мингажева
НАНОСЛОЙНОЕ ПОКРЫТИЕ ДЛЯ ЛОПАТОК ТУРБОМАШИН ИЗ ТИТАНОВЫХ СПЛАВОВ
Рассматривается возможность получения вакуумно-плазменных нанослойных покрытий для лопаток турбомашин из титановых сплавов совмещением процессов электродугового осаждения и ионной имплантации. Приводятся результаты исследования стойкости к капельно-удаоной эрозии, солевой коррозии и газоабразивной эрозии. Газоабразивная эрозия; нанослойные покрытия; нанослойный титановый сплав; вакуумно-плазменные нанослойные покрытия
Рабочие лопатки компрессора газотурбинного двигателя (ГТД) и газотурбинной установки (ГТУ), а также паровых турбин в процессе эксплуатации подвергаются воздействиям значительных динамических и статических нагрузок, а также коррозионному и эрозионному разрушению. Исходя из предъявляемых к эксплуатационным свойствам требований, для изготовления лопаток компрессора газовых турбин применяются титановые сплавы, которые по сравнению с техническим титаном имеют более высокую прочность, в том числе и при высоких температурах, сохраняя при этом достаточно высокую пластичность и коррозионную стойкость (например, титановые сплавы марок ВТ6, ВТ8, ВТ14, ВТ3-1, ВТ22 и др.). Указанные сплавы широко применяются, например, для изготовления рабочих и направляющих лопаток турбин, работающих в условиях газоабразивной и влажно-паровой среды, при температурах до 500-540 оС. Лопатки турбин из титановых сплавов обладают повышенной чувствительностью к концентраторам напряжения. Поэтому при изготовлении или ремонте деталей из титановых сплавов действуют повышенные требования к микро- и макрогеометрии поверхности, точности изготовления размеров, плавности переходов между сечениями и проч. Кроме конструкционных концентраторов напряжений на поверхности деталей при эксплуатации дополнительно возникают различного рода дефекты, снижающие прочность и надежность работы всего изделия в целом.
Для защиты лопаток от эксплуатационного воздействия традиционно используют высокотвердые защитные покрытия или стеллитовые пластины, снижающие эрозионный износ. Известные способы повышения стойкости лопаток к влажно-паровой эрозии [1, 2] припайкой или приваркой стеллитовых пластин, электроискровое и кластерное упрочнение, плазменное, дето-
Контактная информация: (347) 273-07-63
национное напыление, ТВЧ-закалка - малоприемлемы или неприменимы для титановых сплавов из-за большой склонности этого материала к окислению при нагреве и последующему растрескиванию. В результате в поверхности появляются недопустимые дефекты основного материала и материала покрытия [3].
Известен способ ионной имплантации [4, 5] путем облучения поверхности ионами легирующих элементов с энергий 300 кЭВ и дозой до 2- 019 ион/см2 [4] с последующим стабилизирующим отжигом. Однако малая глубина модифицированного слоя поверхности (до 1-2 мкм) не может обеспечить необходимую долговечность изделия при его эксплуатации в условиях влажно-паровой или абразивной эрозии. Для лопаток из титановых сплавов эта задача может быть решена сочетанием ионно-имплантацион-ной обработки поверхности с последующим нанесением высокотвердого защитного ионноплазменного покрытия [6], что должно обеспечить заданные эксплуатационные свойства.
В этой связи, настоящая работа посвящена созданию эрозионностойкого ионно-плазменного покрытия и технологии его нанесения, позволяющего повысить стойкость лопаток из титановых сплавов к солевой коррозии, пылевой и капельно-ударной эрозии при одновременном повышении выносливости и циклической прочности деталей с защитными покрытиями.
МЕТОДИКА ЭКСПЕРИМЕНТА
Предлагаемый способ получения эрозионностойкого нанослойного покрытия для лопаток турбомашин из титановых сплавов заключается в следующем. На поверхность лопатки производят вакуумно-плазменное осаждение выбранного металлического подслоя и нанослоев из нитридов, карбидов и/или карбонитридов алюминия или соединения титана, циркония и алюминия с азотом и/или углеродом. При этом после осаждения подслоя и каждого нанослоя проводят его ионно-имплантационную обработку.
Нанослои формируют при вращении лопаток вокруг собственной оси и относительно последовательно расположенных катодов, а ионно-имплантационную обработку осуществляют устройствами для имплантации ионов, расположенными между катодами [7]. Имплантаци-онную обработку проводят ионами легирующих элементов (например Сг, У, УЬ, С, В, 2г, К, Ьа, Т или их комбинацией) при энергии ионов от 0,2 до 300 кэВ и плотности ионов от 1010 до 5-1020 ион/см2. Для более качественного формирования нанослоев производят взаимное экранирование потоков распыляемого материала при помощи экранов, расположенных между катодами и устройствами имплантируемых ионов. При осаждении нанослоев используют составные катоды, содержащие либо титан и цирконий, либо титан, алюминий и цирконий. Дополнительно, перед нанесением металлического подслоя поверхность лопатки подвергают имплантации ионами легирующих элементов при энергии ионов от 0,2 до 300 кэВ и дозе имплантации ионов от 1010 до 5-1020 ион/см2 и постимплантационному отжигу. Имплантацию, постимплантационный отжиг и нанесение покрытия производят в одном вакуумном объеме за один технологический цикл. При нанесении покрытия и его ионно-имплантационной обработке, в зависимости от вида покрытия, обеспечивают толщины нанослоев в диапазоне от 0,1 до 20 нм. Заданную толщину нанослоя (£, нм) получают регулированием количества материала, осаждаемого на деталь за пол-оборота детали вокруг собственной оси относительно потока осаждаемого материала, и скорости вращения детали вокруг собственной оси. Для расчета скорости вращения детали:
Т = и / Vг , (1)
где т - заданное время полуоборота детали вокруг собственной оси, обеспечивающее формирование нанослоя заданной толщины из /-го компонента; ^ - заданная толщина нанослоя покрытия, сформированная из /-го компонента:
и = V/ ■ Т/, (2)
где V/ - средняя скорость наращивания покрытия из /-го компонента, образующего монослой покрытия;
V/ = Н/ /т, (3)
где Н/ - суммарная толщина слоев, сформированных из /-го компонента в покрытии, нанесенном при вращении детали; Т - время формирования покрытия заданной толщины.
В качестве -х компонентов используют нитриды, карбиды и/или карбонитриды титана, циркония, алюминия и нитриды, карбиды и/или
карбонитриды соединений этих металлов (/ = 1, 2, 3...20).
2) для соотношения скорости осаждения (наращивания) -х компонентов:
к = V, / = Н/ / Н+1, (4)
где к - коэффициент, указывающий на необходимость превышения (снижения) скорости осаждения /-го компонента по сравнению со скоростью (/+1)-го компонента; Vi+1 - средняя скорость наращивания покрытия из (/+1)-го компонента; Н/+1 - суммарная толщина слоев, сформированных из (/+1)-го компонента в покрытии, нанесенном при вращении детали.
Для повышения качества микрогеометрии поверхности лопатки перед нанесением покрытия осуществляют электролитно-плазменное полирование. Для этого лопатку погружают в водный раствор электролита и прикладывают к ней положительное по отношению к электролиту электрическое напряжение, под действием которого между поверхностью обрабатываемого изделия и электролитом образуется парогазовый слой, а процесс полирования осуществляют по крайней мере в три этапа, на первом из которых к обрабатываемой лопатке прикладывают электрическое напряжение от 120 до 170 В, выдерживают ее при этом напряжении в течение 0,3-0,8 мин., на втором этапе это напряжение увеличивают до 210-350 В, выдерживают лопатку при этом напряжении в течение 1,55,0 минут, затем осуществляют третий этап полирования лопатки. Для этого, не вынимая лопатку из электролита, отключают электрическое напряжение, удаляют лопатку из электролита, охлаждают лопатку, вновь прикладывают к ней положительное по отношению к электролиту электрическое напряжение от 210 до 350 В, погружают лопатку в электролит и ведут полирование течение 0,8-2,5 минут. В качестве электролита используют водный раствор солей со значением рН 4-9, причем в течение первого и второго этапов обработки обеспечивают беспрерывную подачу электрического напряжения, включая момент перехода от первого этапа ко второму. Для исследования стойкости лопаток из титановых сплавов на солевую и газовую коррозии, газоабразивную и капельно-ударную эрозию были изготовлены образцы из титанового сплава ВТ-1. Образцы были подвергнуты на экспериментальной вакуумно-плазменной установке нескольким вариантам обработки, указанным в табл. 1. Количество образцов группы бралось равным трем.
А. М. Смыслов и др. • Нанослойное покрытие для лопаток турбомашин из титановых сплавов
111
Таблица 1
Варианты вакуумно-плазменных покрытий
№ группы образцов Ионы, имплантируемые в основу Ионы, имплантируемые в покрытие Материал слоев и схема их чередования
1* N - -Ті-Ті№Ті№
2 №Сг N -тю-™-™с-
3 У N -Т іАШ-Т і№Т іАШ-
4 УЬ У ^гС^Ш^ШС^г№
5 С N
6 в Сг - ТіАМ-ТіС№Ті№ ТіС№
7 Zr У
8 Y+N Сг -ZrC-ZrCN-ZrN-
9 Y+Zr Zr ^гА1^Ш^гА1^г№
10 Zr+N Zr ^гС^Ш^гС^г№
Примечание: * - Прототип покрытия [6]
Режимы обработки образцов и нанесения покрытия: ионная имплантация (ионами К, Сг, У, УЬ, С, В, 2г) с энергией Е = 0,3-30 кэВ и плотностью облучения О = 3^1019 ион/см2 с последующим постимплантационным отпуском в вакууме при температуре 400 ОС в течение 1 ч. Толщины слоев составляли: покрытие-прототип [6] первый слой - металл (Ме) толщиной 1 мкм, второй слой - нитрид Ме толщиной 2 мкм, при общем количестве слоев 16 при общей толщине покрытия 24 мкм. При формировании нанос-лойного покрытия [7] его общая толщина составляла 24 мкм, при толщинах нанослоев в диапазоне от 0,1 до 20 нанометров.
РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТА
Стойкость к солевой коррозии исследовалась по ускоренной методике ВИАМ. Сущность методики испытания заключается в ускорении коррозионного процесса под влиянием ионов хлора при высоких и быстроменяющихся температурах и относительной влажности воздуха, приближенных к условиям эксплуатации лопаток. Кроме этого, проводилась оценка глубины коррозионных повреждений общепринятым металлографическим методом на наклонных шлифах (табл. 2). Результаты коррозионных испытаний показали увеличение стойкости образцов с нанослойными покрытиями [7] по сравнению с традиционным [6] в 1,3-1,4 раза.
Стойкость к газоабразивной эрозии исследовалась по методике ЦИАМ [8] в пескоструйной установке «2Г-53» струйно-эжекторного типа. Для обдува использовался кварцевый песок с плотностью р = 2650 кг/м3, твердость НУ 12000. Обдув производился при скорости воздушно-абразивного потока 195-210 м/с, температура потока 265-311К, давление в приемной камере 0,115-0,122 МПа, время воздействия 120 с, концентрация абразива в потоке до 2-3 г/м3,
что несколько выше, чем концентрация пылевых частиц на входе в авиационный двигатель в реальных условиях. Результаты испытания приведены в табл. 3.
Т аблица 2
Глубина коррозионных повреждений образцов
с различными вариантами вакуумно-плазменных покрытий толщиной 20 мкм
№ группы образцов Глубина повреждения покрытия после коррозионных испытаний, мкм Глубина повреждения основно-го материала, мкм
1 до основного материала 1,3
2 1,1 нет
3 1,7
4 1,1
5 0,8
6 1,5
7 1,6
8 2,0
9 1,8
10 1,3
Из таблицы видно, что стойкость к газоабразивной эрозии у образца, обработанного по предлагаемому способу, увеличилась приблизительно в 4,9-8,8 раз, а по сравнению с покрытием-прототипом в 1,5—2,5 раза. Стойкость к капельно-ударной эрозии исследовалась по методике МЭИ (Московского энергетического института) на стенде «Эрозия» при соударении жидких частиц размером 800 мкм и скоростью 300 м/с. Результаты исследования приведены в табл. 4. Установлено, что стойкость к капельно-ударной эрозии у образцов, обработанных по предлагаемому способу, увеличилась приблизительно от 1,5 до 2,1 раз по сравнению с прототипом.
Дополнительно была проведена оценка усталостной прочности образцов из материала ло-
паток паровых турбин, титанового сплава ТС5, обработанных по способу-прототипу и предлагаемому способу (при наработке 2-107 циклов). По способу-прототипу усталостная прочность составила 260 МПа, по предлагаемому -275 МПа. Аналогичные результаты также были получены для образцов из титановых сплавов ВТ6, ВТ14, ВТ3-1.
Таблица 3
Стойкость к газоабразивной эрозии
№ группы образцов Потеря массы, мкм Увеличение стойкости, раз
1 0,61 3,47
2 0,38 5,57
3 0,31 6,84
4 0,42 5,05
5 0,24 8,33
6 0,32 6,63
7 0,29 7,31
8 0,34 6,23
9 0,35 6,06
10 Стойкос 0,29 гь к капельно-уд 7,31 Таблица арной эрозии
№ группы образцов Увеличение стойкости, раз
1 3,57
2 6,12
3 5,15
4 5,76
5 5,33
6 5,92
7 7,08
8 7,12
9 7,32
10 7,54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенные лабораторные исследования показали, что нанослойные покрытия [7] с различным сочетанием материалов, наносимых из последовательно расположенных катодов и расположенных в промежутках между ними источников имплантитуемых ионов, позволяют увеличить по сравнению с существующим покрытием [6] стойкость к солевой коррозии (до 1,5 раз), капельно-ударной эрозии (до 2,1 раза), газоабразивной эрозии (в 2,5 раза).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гонсеровский Ф. Г. А.С. СССР №1278469, МПК Г 01 Б 25/28. Рабочая лопатки влажно-паровой турбины. Бюл. № 47, 1986.
2. Гонсеровский Ф. Г. Упрочнение и ремонт стальных паротурбинных рабочих лопаток после эрозионного износа // Электрические станции. 1998. № 8. С. 37-41.
3. Солонина О. П., Глазунов С. Г. Жаропрочные титановые сплавы. М.: Металлургия, 1976. 447 с.
4. Повышение циклической прочности металлов и сплавов методом ионной имплантации / Б. Г. Владимиров [и др.] // Поверхность. Физика, химия, механика. 1982. № 7. С. 139-147.
5. Патент РФ № 2117073 МПК С 23 С 14/48. Способ модификации поверхности титановых сплавов / М. И. Гусева [и др.] // Бюл. №22, 1998 г.
6. Патент РФ № 2234556 МПК С 23 С 14/06. Способ обработки поверхности лопаток паровых турбин из титановых сплавов / А. М. Смыслов [и др.]. 2004 г.
7. Патент РФ № 2390578, МПК С 23 С 14/06. Способ получения эрозионно стойкого покрытия, содержащего нанослои, для лопаток турбомашин из титановых сплавов / А. М. Смыслов [и др.] // Бюл. № 15, 2010.
8. Экспериментальное исследование износостойкости вакуумных ионно-плазменных покрытий в запыленном потоке воздуха: технич. отчет ЦИАМ №10790, 1987. 37 с.
ОБ АВТОРАХ
Смыслов Анатолий Михайлович, зав. каф. тех-нол. машиностроения. Дипл. инж.-технол. (УАИ, 1973). Д-р техн. наук по производству двигателей ЛА (УГАТУ, 1993). Иссл. в обл. ионно-имплант. и вакуумно-плазм. модиф. поверхности.
Мингажев Аскар Джамильевич, доц. той же каф. Дипл. инж. по машинам и аппаратам хим. пр-в (УНИ, 1976). Канд. техн. наук по техн. ле-тательн. аппаратов и двигателей (УГАТУ, 1987). Иссл. в обл. жаростойких и термобарьерных покрытий применит. к деталям авиац. техн.
Смыслова Марина Константиновна, доц. каф. оборуд. и техн. сварочн. пр-ва. Дипл. инж. техн. машиностр. (УГАТУ, 1997). Канд. техн. наук по техн. машиностр. (УГАТУ, 2000). Иссл. в обл. высокотвердых вакуумных ионно-плазмен. покрытий.
Селиванов Константин Сергеевич, доц., ст. науч. сотр. НИЧ каф. технологии машиностр. Дипл. инженер по технол. машиностр. (УГАТУ, 1997). Канд. техн. наук по технологии машиностроения (УГАТУ, 2000). Иссл. в обл. физ.-хим., структурно-фазового состояния и эксплуатац. свойств поверхности детали после ее ионно-импл., ваккумно-плазменного модифицирования.
Мингажев Аскар Джамильевич, доц. той же каф. Дипл. инж. по машинам и аппаратам хим. пр-в (УНИ, 1976). Канд. техн. наук по техн. ле-тательн. аппаратов и двигателей (УГАТУ, 1987). Иссл. в обл. жаростойких и термобарьерных покрытий применит. к деталям авиац. техн.