Научная статья на тему 'Нанопузырьковая модель трения и новые пути создания антифрикционных материалов'

Нанопузырьковая модель трения и новые пути создания антифрикционных материалов Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
237
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОЭФФИЦИЕНТ ТРЕНИЯ / COEFFICIENT / ИЗНОС / WEAR / ИЗНОСОСТОЙКОСТЬ / ПОРИСТОСТЬ / POROSITY / НАНОПУЗЫРЬКИ / ГРАНИЧНЫЕ СЛОИ / BOUNDARY LAYERS / ЭНЕРГИЯ ТРЕНИЯ / FRICTION / WEAR-RESISTANT / NANOBUBBLES / ENERGI OF FRICTION

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Мамаев Насруллах Магомедович, Мамаев Мурад Насруллаевич

Предложена новая модель трения антифрикционных материалов. Обсуждены механизмы трения и факторы, приводящие к самоорганизации и повышению триботехнических характеристик материалов пары трения. Отмечено, что газонаполненная пористость является характерной особенностью износостойких антифрикционных материалов, в том числе полимерных композиций. Нанопузырьковая модель позволяет находить новые пути создания материалов с повышенными триботехническими свойствами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по технологиям материалов , автор научной работы — Мамаев Насруллах Магомедович, Мамаев Мурад Насруллаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NANOBUBBLES MODEL OF FRICTION FND NEW WAYS OF CREATING ANTIFRICNION MATERIALS

A new model of antifriction materials model is submitted. Mechanisms of friction and factors that lead to self-organising and improving of tribotechnical characteristics of friction pair materials are discussed. It is noted that gas-filled porosity is characteristic of antifriction wearresistant materials, including polymer compositions. Nanobubbles model allows to find new ways for creating materials with improved tribological properties.

Текст научной работы на тему «Нанопузырьковая модель трения и новые пути создания антифрикционных материалов»

УДК 621. 891

НАНОПУЗЫРЬКОВАЯ МОДЕЛЬ ТРЕНИЯ И НОВЫЕ ПУТИ СОЗДАНИЯ АНТИФРИКЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ

© 2014 г. Н.М. Мамаев, М.Н. Мамаев

Мамаев Насруллах Магомедович - канд. техн. наук, ведущий инженер, Федеральное государственное унитарное предприятие особое конструкторско-технологическое бюро «Орион».

Мамаев Мурад Насруллаевич - старший инженер, Федеральное государственное унитарное предприятие особое конструкторско-технологическое бюро «Орион».

Mamaev Nasrullah Magomedovich - Candidate of Technical Sciences, chief engineer, Federal State Unitary Enterprise Special Design-Technological Bureau «Orion».

Mamaev Murad Nasrullaevich - chief engineer, Federal State Unitary Enterprise Special Design-Technological Bureau «Orion».

Предложена новая модель трения антифрикционных материалов. Обсуждены механизмы трения и факторы, приводящие к самоорганизации и повышению триботехнических характеристик материалов пары трения. Отмечено, что газонаполненная пористость является характерной особенностью износостойких антифрикционных материалов, в том числе полимерных композиций. Нанопузырьковая модель позволяет находить новые пути создания материалов с повышенными триботехническими свойствами.

Ключевые слова: коэффициент трения; износ; износостойкость; пористость; нанопузырьки; граничные слои; энергия трения.

A new model of antifriction materials model is submitted. Mechanisms offriction and factors that lead to self-organising and improving of tribotechnical characteristics of friction pair materials are discussed. It is noted that gas-filled porosity is characteristic of antifriction wearresistant materials, including polymer compositions. Nanobubbles model allows to find new ways for creating materials with improved tribological properties.

Keywords: coefficient; friction; wear; wear-resistant; porosity; nanobubbles; boundary layers; energi of friction.

Успехи в разработке новых и совершенствовании известных антифрикционных износостойких материалов, а также финансово-временные затраты находятся в прямой зависимости от достоверности теоретических моделей, используемых при выполнении исследований.

Несмотря на длительный исторический период изучения человечеством механизма трения и износа деталей узлов трения, до настоящего времени нет единой теории, способной объяснить множество экспериментальных данных, накопленных исследователями к настоящему времени. Для объяснения тех или иных экспериментальных фактов исследователи вынуждены привлекать механизмы трения, предлагаемые различными школами трибологов. Такое положение вызвано чрезвычайным разнообразием факторов, влияющих на трение и определяющих конечный результат экспериментальных исследований.

Трудности разработчиков новых антифрикционных материалов усугубляются распространенным явлением замалчивания эксперимен-

тальных фактов, противоречащих известным и признанным теориям, зачастую даже подтасовкам экспериментальных данных под эти признанные теории.

Нами предложена подтверждаемая известными экспериментальными данными гипотеза о нанопузырьковом механизме трения [1, 2]. Суть предложенной модели заключается в том, что энергия, затрачиваемая на преодоление сопротивления трению в основной своей части, превращается в тепловую или электрическую энергию. Электрическая часть энергии затрачивается на прохождение трибоэлектрохимических реакций разложения компонентов граничного слоя (например, разложение воды на кислород и водород) или синтез из них новых соединений, например, трибополимеров. Основная часть тепловой составляющей поглощается компонентами смазки, придавая отдельным частицам высокие энергии, значительно превышающие порог их перехода в газообразное состояние. Частицы высоких энергий образовывают между граничными слоями наноразмерные пузырьки, которые

снижают площадь фактического контакта этих слоев, и как следствие, снижая коэффициент трения и износ. После диссипации избыточной энергии образовавших нанопузырьки паров и газов в граничные слои, пузырьки схлопываются и перестают существовать. Непрерывное образование и схлопывание нанопузырьков в граничных слоях в установившемся режиме обеспечивает стабильную безызносную работу узла трения.

Предложенная гипотеза подтверждается и результатами экспериментальных исследований, приведенными в работе [3].

Общеизвестный и труднообъяснимый факт непременно и значительно более высокого значения коэффициентов статического трения любых пар материалов, даже при самом минимальном промежутке времени неподвижного контакта, в сравнении с коэффициентами кинетического трения легко объясняются возникновением граничных нанопузырьков при переходе от статического к кинетическому режиму трения. Если нет движения, не возникают и граничные нано-пузырьки. Как только начинается движение, возникают граничные нанопузырьки, уменьшается площадь непосредственного контакта и, соответственно, уменьшается коэффициент трения.

В соответствии с законом Лапласа, избыток давления внутри образующихся нанопузырьков

должен быть равен АР = ^^; для образования

г

пузырьков, в соответствии с данным равенством, наибольшую трудность представляет первичный акт зарождения, т.е. образование зародыша.

Общеизвестно изменение шероховатости поверхности любых пар трения в период приработки, независимо от их исходного состояния. Существующие теории этот экспериментальный факт также не могут непротиворечиво объяснить. Исходя из нанопузырьковой модели трения, такая приработка (т.е. самоорганизация структуры поверхности) вызвана необходимостью образования оптимальной для конкретного узла поверхностной шероховатости, впадины которой заполнены газами, и играют роль поставщиков зародышей для образования граничных нанопу-зырьков

Таким образом, чем выше газонаполненная поверхностная микропористость исходных деталей узла трения, тем меньше потребуется времени на приработку деталей и оптимизацию поверхностной шероховатости. Сказанное подтверждается существенно меньшими сроками

приработки и лучшими антифрикционными свойствами пористых спеченных материалов в сравнении с компактными материалами.

Политетрафторэтилен (ПТФЭ), отличающийся исключительной химической стойкостью, стабильностью физико-химических свойств в широком для полимеров интервале температур от -269 до +250 °С и минимальной энергией взаимодействия с соприкасающимися с ним телами, с самого начала промышленного выпуска в середине прошлого столетия, вызвал пристальный интерес трибологов и материаловедов. Фторопласт и его композиции в справочной литературе и сегодня числятся в первой тройке наиболее рекомендуемых к употреблению в узлах трения полимерных материалов (после полиамидов и полиацеталей). Фтор, связанный с атомами углерода, приводит к весьма небольшим величинам межмолекулярных сил взаимодействия с другими веществами. Минимальная энергия поверхностного взаимодействия фторопластов с различными адгезивами (краевой угол смачивания водой 126 °, что означает практическую несмачиваемость и, как следствие этого, отсутствие адгезии), предвещали существенное снижение адгезионной составляющей коэффициента трения, что способствует сведению затрат энергии на трение к минимуму, даже к нулю. В связи с этим, в свете известных теорий, ожидания три-бологов о возможности решения большинства триботехнических задач с помощью фторопластов и фторорганических соединений были вполне обоснованны.

Экспериментальные исследования подтвердили эти ожидания только частично. Значения коэффициентов сухого трения чистого ПТФЭ, по данным различных авторов, существенно отличаются друг от друга. Минимальные значения коэффициентов трения (0,03 - 0,04) зафиксированы при работе в паре с металлами при высоких давлениях, не ниже давления хладотекучести фторопласта, и весьма малых скоростях скольжения в пределах до 0,005 м/с. При повышении скорости скольжения до 10 м/с значения коэффициентов трения возрастают до 0,3 и более. У двадцати фторопластсодержащих композиций, приведенных в справочниках, сравнительные антифрикционные характеристики имеют широкий разброс значения коэффициентов трения в пределах 0,03 - 0,40, износа и предельные значения PV = 0,05 - 1 МПам/с.

Для обширного перечня композиций на основе ПТФЭ с разными наполнителями, а также

полимерных композиций, в которых фторопласт является антифрикционным наполнителем, справочная литература приводит данные о предельно допустимых значениях параметра PV < < 0,7 МПам/с. По данным других авторов публикаций для композитов на основе ПТФЭ, наполненного графитовым волокном, значение этого параметра составляет 1,05 при скорости 5 м/с, однако наши эксперименты не подтверждают эти данные

Серьезно ограничивают использование чистого ПТФЭ в подшипниках скольжения его механические характеристики. Нагрузка, скорость и температура чрезвычайно сильно влияют на возможности его применения в узлах трения. В других источниках опубликованы данные о том, что верхней допустимой границей возможного применения ненаполненного ПТФЭ считают величину PV = 0,033 МПа-м/с. В случае периодической работы узла трения эту величину считают возможным увеличить до 0,066 - 0,1. В то же время считают возможным увеличение PV до 0,066 - 0,1 при высоких скоростях порядка 0,5 -5,0 м/с, что противоречит результатам наших экспериментальных исследований и данным других авторов о значительно более высоких (до 0,25 - 0,30 и более) значениях коэффициентов трения при таких скоростях скольжения.

Минимальные значения коэффициента трения и небольшую скорость изнашивания нена-полненного фторопласта при малых скоростях можно объяснить его хладотекучестью, вследствие чего материал расступается перед внедрившимися в него микровыступами металлического (или иного) контртела, без разрушения. Об этом свидетельствует снижение коэффициента трения при повышении температуры от отрицательных значений до комнатной и при повышении давления в этой же области температур. Однако при увеличении скорости скольжения фторопласт начинает катастрофически изнашиваться с выделением нитевидных продуктов и повышением коэффициента трения, ограничивая возможности его практического применения. При высоких нагрузках и малых скоростях, несмотря на то что коэффициент трения ПТФЭ может быть весьма невелик, скорость его износа на величину пройденного пути остается весьма значительной и существенно ограничивает его широкое применение.

Не удовлетворяются чистыми фторопластами также требования справочной литературы к полимерным антифрикционным материалам

(АПМ) о том, что уменьшение рабочих диаметров втулок из этих материалов в результате повышения температуры окружающей среды должно обеспечить возможность работы подшипников при сборочном диаметральном зазоре не более 0,1 - 0,2 мм.

Экспериментально установлено наличие прямой связи износостойкости полимерных композиций с механической прочностью и коэффициентом трения. Исходя из этого, учитывая невысокие физико-механические свойства ПТФЭ, для повышения износостойкости в него вводились разнообразные наполнители - как порошковые (например, бронза, графит, дисульфид молибдена), так и волокнистые (например, стекловолокно, асбест, углеграфитовое волокно) и др. Это позволило повысить относительную износостойкость фторопластовых композиций в режиме сухого трения многократно. В справочной литературе приведены данные об увеличении работоспособности фторопластовых композиций путем введения наполнителей (табл. 1) до 1000 раз. В то же время введение наполнителей существенно повышает значение коэффициента трения. Повышение износостойкости в 250 - 275 раз при наполнении ПТФЭ стекловолокном с одновременным существенным повышением прочности входит в противоречие со справедливым утверждением многих авторов о том, что стеклонапол-ненные пластмассы не следует рекомендовать в качестве антифрикционных, поскольку они могут хорошо работать только до тех пор, пока стекловолокно не выступает на поверхность трения.

Факт повышения износостойкости при введении в композицию дробленого стекловолокна, являющегося сильнейшим абразивом, особенно при трении по торцевой поверхности волокна, труднообъясним в рамках известных теорий трения. Считают, что более крупные волокнистые частицы наполнителя прочнее удерживаются на поверхности трения, чем мелкие, так как для их вырывания требуются большие усилия. Однако отсутствуют данные об оптимальной длине дробленых волокнистых наполнителей, или соотношении длины к диаметру.

В публикациях разных исследователей отмечено, что перспективным является создание композиционных материалов, в которых в качестве наполнителей используются весьма мелкодисперсные химические соединения, способные в результате воздействия температуры трения разлагаться с выделением частиц металла в коллоидном состоянии.

Таблица 1

Свойства наполненных материалов на основе фторопласта

Марка Состав добавок Коэффициент трения Относительная износостойкость

Фторопласт-4 Без добавок 0,03 - 0,30 0,19(г = 0,5 м/с) 1 1985 10-9

Ф4С15 Стекловолокно, 15 % 250

Ф4С15М5 Стекловолокно, 15 %; 5 % 275

Ф4М15 15 % 560

Ф4К20 Кокс, 20 % 625

Ф4К15М5 Кокс, 15 %; 5 % 1000

Бронза БрОФ10-1 (стружка), 20 % 0,15 (V = 0,5 м/с) Интенсивность линейного изн. 1,3-10-9

Свинец до 71 мкм, 15 % 0,15 (V = 0,5 м/с) Интенсивность линейного изн. 0,5610-9

Графит С-1, 20 % 0,13 (V = 0,5 м/с) Интенсивность линейного изн. 0,77-10-9

Экспериментальный факт повышения трибо-технических свойств в этих композициях непротиворечиво может объясняться только исходя из представлений о нанопузырьковом трении.

Известны металлофторопластовые подшипники скольжения, изготавливаемые из стальной ленты, покрытой пористым слоем бронзы толщиной 0,3 - 0,4 мм, состоящим из сферических частичек диаметром порядка 0,1 мм, поры которого заполнены фторопластом-4 без других наполнителей или дополнительно наполненные дисульфидом молибдена. Эти материалы отличаются наличием наружного приработочного слоя чистого полимера, с постепенным повышением по глубине количества металлической составляющей до 100 %. Металлофторопластовые ленточные материалы справедливо считаются наиболее оптимальными в решении проблемы теплового режима и не имеют себе равных по степени универсальности конструкционных и антифрикционных качеств. Такие металлофто-ропластовые подшипники обеспечивают работоспособность узлов сухого трения до 200 ч при PV = 4 и до 8000 ч при PV=1. Из-за весьма малого взаимодействия фторопласта с металлом эти материалы имеют весьма развитую систему газонаполненных поверхностных пор, обеспечивающих бесперебойную поставку в граничные слои зародышей для образования нанопузырь-ков, чем и объясняются их высокие триботехни-ческие свойства.

Некоторые авторы считают, что композиционные материалы на основе фторопласта-4 могут

работать без смазки при нагрузках до 14 МПа и скоростях скольжения не более 0,5 - 1,0 м/с. По их мнению, допустимые значения параметра PV при работе без смазки не превышают 0,1 - 0,2 МПа-м/с (для 1000 ч работы).

Из всех марок фторсодержащих полимеров наилучшим комплексом физико-механических и физико-химических свойств, в том числе и три-ботехнических, обладает фторопласт-4, с которым и сравнивают показатели всех остальных марок фторполимеров. Отличительной особенностью фторопласта-4 является очень большая усадка изделий из него и его композиций, полученных традиционным путем прессования и последующего спекания. Усадка зависит от степени кристалличности (плотность таблетки 1,84 г/см , готового закаленного изделия - 2,15 г/см , незакаленного - 2,2 г/см ), режимов прессования и спекания, формы и размеров изделия, партии материала и т.д. (табл. 2).

Таблица 2

Усредненные значения усадки изделий из фторопласта-4

Изделия Усадка незакаленных изделий, % Усадка закаленных изделий, %

Кольца, втулки и т.п. (наружный диаметр) 7 5

То же, внутренний диаметр 4 4

Цилиндры, стержни и т.п. (диаметр) 7 - 8 6

Высота изделия (+7) - (+8) +6

Такая усадка обусловлена высокой кристалличностью, в пределах 45 - 85 %, и теплофизи-ческими свойствами фторопласта-4, характеризующимися изменениями коэффициента линейного расширения в широких пределах (табл. 3).

Таблица 3

Зависимость термического коэффициента линейного расширения (а) фторопласта-4 от температуры

Температура, оС от -60 до -10 19,6 30 40 200 300

Коэффициент а-105, 1/оС 8 54 28 11 25 64

Такие скачки термического коэффициента линейного расширения связаны с изменениями кристаллической структуры ПТФЭ. При 327 оС кристаллическая фаза расплавляется, и эта температура является верхним пределом существования кристаллитов. Плотность фторопласта прямо пропорциональна кристалличности. Плотность чисто кристаллической фазы равна 2,3 г/см , в то время как у аморфной фазы -2,05 г/см3. Любые изделия из фторопласта и его композиций содержат как кристаллическую, так и аморфную фазы и, соответственно, плотность в пределах 2,14 - 2,25 г/см . Изделия, после изготовления с соблюдением всех технологических параметров, уже при комнатной температуре меняют геометрические размеры в течение 3 -4 сут в связи с тем, что при -20 оС одна кристаллическая модификация переходит в другую, что сопровождается изменением объема изделия на -1,5 %.

Эти факторы вызывают не только общую усадку геометрических размеров фторопластовых изделий, но также создают субмикро- и на-нопористость в пределах 0,1 % по объему. Пористость изделий из любых композиций фторопласта еще выше, чем у приведенных для чистого полимера значений.

ПТФЭ не растворяется ни в одном из известных растворителей. Как известно, растворение происходит в том случае, если имеется сильное взаимодействие между макромолекулами полимера и молекулами растворителя, и зависит от молекулярной массы. Чем выше молекулярная масса, тем меньше растворимость. В случае слабого взаимодействия растворимость является низкой. При очень слабом взаимодействии или отсутствии взаимодействия полимер не растворим в данном растворителе. Нерастворимость

ПТФЭ объясняется очень слабой способностью фторированных соединений взаимодействовать с другими веществами и весьма высокой молекулярной массой. Атомы фтора настолько плотно прикрывают углеродную цепь, что молекулы растворителей не могут приблизиться к ней на такое расстояние, при котором началось бы взаимодействие.

Такие свойства приводят к высокой нанопо-ристости чистого фторопласта. Минимальное взаимодействие фторопласта с наполнителями как порошкового, так и волокнистого строения в свою очередь приводят к образованию граничной с наполнителями пористости. Результатом всего изложенного является высокая и равномерная субмикро- и нанопористость наполненных фторопластов, обеспечивающая оптимизацию условий образования граничных микро- и нано-пор и, как следствие, многократного повышения износостойкости, в полном соответствии с положениями теории нанопузырькового трения.

Полиамиды заняли ведущее положение среди наиболее широко применяемых в триботехни-ческой практике полимеров. Эти полимеры широко используют как в чистом виде, так и в виде композитов, содержащих различные антифрикционные наполнители и модификаторы. В качестве наполнителей для антифрикционных композиций на основе полиамидов используют в подавляющем большинстве случаев графит, дисульфид молибдена, полиэтилен, ПТФЭ, стекловолокно, металлические порошки и др. Эти композиции имеют коэффициенты трения при испытаниях без смазки в пределах 0,2 - 0,4.

Примечательно, что наполнители, повысившие до 1000 раз износостойкость фторопласта, при применении в композициях полиамидных смол не повысили заметно износостойкости, хотя стекловолокно заметно повысило механическую прочность. Можно считать, что это связано с высокой адгезией полиамидных смол к наполнителям и малой пористостью изделий из композиций в целом.

Разработанные в середине прошлого века полимерные композиты, названные «маслянита-ми» (от термина масло, маслянистость), позволили решить ряд труднейших промышленных проблем и продолжают удерживать лидерство до настоящего времени. В основе выбора пути создания маслянитов лежали передовые для своего времени теоретические представления о системе граничных смазочных слоёв, создаваемых на поверхностях трущихся тел поверхностно актив-

ными веществами, непременными компонентами всех жидких и пластичных смазочных материалов.

Целый ряд маслянитовых композиций, разработанных автором этого направления профессором А.А. Кутьковым и его учениками, показали при испытаниях коэффициенты трения в пределах 0,10 - 0,20. В то же время, по данным литературных источников, пористый порошковый полиамид также показал коэффициент трения в пределах 0,1.

Повышенные антифрикционные свойства и износостойкость маслянитов объясняют тем, что при трении из глубинных слоев материала молекулы введенных туда смазок устремляются в граничные слои, приобретающие от трения более высокую, чем в массе полимера, температуру. Как основоположник, так и последующие исследователи считают, что молекулы масла, «плохого», медленно выделяющегося (выпотевающего) на поверхность полимера масляного пластификатора двигаются в сторону, противоположную тепловому потоку, обеспечивая бесперебойное снабжение рабочих поверхностей поверхностно активными компонентами пластификатора для восстановления разрушаемых в процессе трения граничных слоев. Продолжительность жизни молекул ПАВ в граничном смазочном слое, по данным разработчиков, не превышает 20 с.

Различные композиционные материалы типа маслянита, нашедшие широкое промышленное применение, получены на основе полиамидных смол разных марок. Благодаря высокой химической стойкости полиамидные полимеры рекомендованы для изготовления деталей, работающих в среде нефтепродуктов, масел, эфиров.

Исходя из теоретических положений о механизме трения маслянитов следовало добиваться введения в состав их композиции как можно большего количества твердых, пластичных и жидких смазок. Однако многолетние попытки повысить в них содержание жидких масел и пластичных смазок не приводили к ожидаемому повышению триботехнических характеристик. Результаты работы оказывались в пределах ошибки опытов, или несопоставимо малыми с трудозатратами и не пропорциональными количественному содержанию введенных в них добавок. Избыток масел и смазок всегда повышал пористость, приводил к их скапливанию в композиции в виде отдельных капель, нарушая структуру и снижая прочность деталей.

Для проверки достоверности предположения о диффузии масла к поверхностям трения при повышении их температуры, нами проведена серия опытов. Образцы маслянита диаметром 28^20 на основе полиамида 610, изготовленные механической обработкой из серийной заготовки, подвергали испытанию на трение по стали-45 на торцевом стенде при скорости скольжения 0,35 м/с и удельном давлении 0,5 МПа в течение 1,5 ч. С рабочих поверхностей образцов снимали стружку на глубину до 1 мм, взвешивали на аналитических весах, помещали в стеклянную колбу с обратным холодильником, кипятили в бензине галоша (хорошо растворяющем масляную фракцию, вводившуюся в состав материала при его изготовлении) в течение 1 ч, фильтровали, высушивали и повторно взвешивали. Параллельно проводили такие же операции с образцами стружки, взятыми с глубины 3 мм. Испытанию подвергались по 10 образцов. Обнаружить разницу в результатах экстракции растворимых (в том числе масла) из образцов стружки с поверхности трения и из глубинных слоев не удалось. Подобные же опыты с другими марками масля-нита и композициями маслонаполненных полио-лефинов дали аналогичные результаты.

Анализ полученных данных привел нас к выводу, что скорость диффузии молекул масла из глубинных слоев к рабочей поверхности незначительна или даже невозможна в связи с повышением маслопоглощения полиамидной смолой при повышении температуры. Масла и содержащиеся в них ПАВ на стадии формования маслянитов растворяются в них незначительно. Избыток масла находится в расплаве в виде скопления в паровоздушных порах. На стадии изготовления композиции масла обволакивают частицы наполнителя (например, коллоидного графита), препятствуя его адгезии с полимером. Частицы графита оказываются разделенными с полимером прослойками смазки и газообразных продуктов. Введение в композицию маслянитов больше 3 - 4 % жидких и пластичных смазок только ухудшают механические свойства из-за увеличения количества крупных пор и трещин, заполненных газами и маслами, вытесненными из расплава при кристаллизации полимера.

Эти экспериментальные данные убеждают нас в том, что высокие триботехнические характеристики маслянитов объясняются, в соответствии с выдвинутой нами [1, 2] гипотезой о нано-пузырьковом механизме трения, наличием на поверхностях трения развитой системы запол-

ненных газом пор, трещин, которые являются поставщиками зародышей для непрерывного образования в граничных смазочных слоях парогазовых нанопузырьков. Частицы высоких энергий устремляются в эти зародыши, раздувая их, уменьшая площадь непосредственного контакта граничных слоев между собой и снижая необходимую для взаимного перемещения силу трения и износ.

Подтверждением реальности модели о нано-пузырьковом механизме трения являются также высокие триботехнические свойства пористых медных покрытий (сервовитных пленок), образующихся при избирательном переносе, спеченных порошковых материалов оптимальной пористости, хромовых электрохимических покрытий, экспериментально зафиксированные в работе [3] граничные пузырьки газа, существенно снижающие коэффициент трения, износ и «захлопывающиеся» после выхода из зоны контакта; разработанные нами и хорошо зарекомендовавшие себя в промышленности материалы уплотнения сервомоторов управления турбинами, смазка ААС с низким коэффициентом статического трения для спуска судов с наклонных стапелей и т.д.

Нанопузырьковая модель трения позволяет предложить пути создания новых антифрикционных износостойких материалов. Они должны

Поступила в редакцию

обладать, помимо прочности, твердости, стойкости к многократным изгибам, высокой поверхностной микро- и нанопористостью, заполненной газами. Свойства поверхностей газонаполненных пор разрабатываемых материалов должны препятствовать заполнению микро- и нанопор смазочными материалами, плохо смачиваться смазочной средой. Микро- и нанопоры при всех режимах работы антифрикционного материала должны оставаться заполненными любым газом. Термическое расширение вследствие повышения температур трущихся поверхностей не должно приводить к исчезновению газонаполненных нано- и микропор или приводить к заметному уменьшению их количества.

Литература

1. Мамаев Н.М., Мамаев М.Н. О механизме смазочного действия присадок к маслам, смазкам и антифрикционным материалам // Новые технологии управления движением технических объектов: материалы 2 междунар. науч.-техн. конф. Т. 2. Новочеркасск, 1999. С. 138 - 140.

2. Мамаев Н.М. Антифрикционные материалы и композиции // Трение и смазка в машинах и механизмах. 2009. № 9. С. 43 - 48; № 10. С. 40 - 45.

3. Суранов Г.И. Газожидкостная смазка в сопряжениях трущихся поверхностей деталей // Трение и смазка в машинах и механизмах. 2007. № 8. С. 22 - 27.

18 ноября 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.