Научная статья на тему 'Нанесение цветной горизонтальной разметки на федеральную автомобильную дорогу'

Нанесение цветной горизонтальной разметки на федеральную автомобильную дорогу Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
73
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Строительные материалы
ВАК
RSCI

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Евтеева С. М.

Приведены результаты экспериментальных работ по нанесению цветной символьной горизонтальной разметки, выполняющей функцию дублирования дорожных знаков, на автомобильной дороге федерального значения. Применение ее способствует повышению уровня контрастности разметки по отношению к дорожному покрытию и безопасности дорожного движения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нанесение цветной горизонтальной разметки на федеральную автомобильную дорогу»

УДК 625.7.711

С.М. ЕВТЕЕВА, канд. техн. наук,

Саратовский государственный технический университет (СГТУ)

Нанесение цветной горизонтальной разметки на федеральную автомобильную дорогу

В связи со значительным увеличением количества дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах, в том числе со смертельным исходом, разметка проезжей части и элементов оборудования автомобильных дорог приобретает все большее значение в качестве эффективного средства зрительного ориентирования водителей и упорядочения движения транспортных средств. Эти меры способствуют снижению количества аварий при увеличении скорости движения автомобилей, а также возрастанию пропускной способности автомобильных дорог.

Дорожную разметку подразделяют на горизонтальную, которую наносят непосредственно на дорожное покрытие, и вертикальную, применяемую для обозначения элементов оборудования автомобильных дорог.

Вертикальную разметку, как правило, выполняют в виде чередования черных и белых или красных и белых полос. Она служит для обозначения вертикальных элементов дорожных сооружений: опор мостов, путепроводов, эстакад, торцевых частей парапетов, бордюров на опасных участках автомобильных дорог, возвышающихся островках безопасности и др.

Горизонтальную дорожную разметку условно подразделяют на линейную и символьную. Линейную разметку наносят на дорожное покрытие с целью разделения транспортных потоков противоположных направлений, обозначения границ полос движения, проезжей части, стояночных мест транспортных средств, полос движения в пределах перекрестков, стоп-линий, пешеходных переходов, пересечений с велосипедными дорожками, направляющих островков в местах разделения или слияния транспортных потоков, мест остановки маршрутных транспортных средств, стоянок такси и др.

Символьную разметку на дорожных покрытиях выполняют в виде различных стрел, надписей, цифр и др. Ее применяют для указания разрешенных направлений движения транспортных средств и пешеходов по полосам, предупреждения о приближении к сужению проезжей части, для указания названия, номера дороги, дублирования дорожных знаков и др.

Рис. 1. Типовой пример обеспечения контрастности горизонтальной дорожной разметки на цементно-бетонном покрытии в Майами

Действующие в РФ нормативные документы допускают использование для нанесения горизонтальной дорожной разметки красителей трех цветов: белого, желтого и оранжевого. Горизонтальная дорожная разметка может быть постоянной или временной. Для постоянной разметки используют краску, эмаль или пластичные материалы (термопластики, спрей-пластики, пластики холодного нанесения) белого и желтого цветов.

Временная разметка наносится на покрытие автомобильных дорог в период их ремонта или реконструкции. Для ее нанесения в Германии используют разметочные материалы желтого цвета, в Австрии и Швейцарии — оранжевого или красного. В России для этого используют маркировочные материалы оранжевого цвета, как правило, краски и эмали, обладающие свойствами, допускающими быстрое устранение разметки.

В целом для нанесения разметки допустимо использовать маркировочные материалы любых цветов, однако из-за необходимости обеспечения зрительного контраста разметки с дорожным покрытием не все цвета одинаково пригодны. Проблеме повышения уровня контрастности разметки по отношению к дорожному покрытию в зарубежных странах уделялось большое внимание еще с момента появления первых маркировочных линий на проезжей части автомобильных дорог.

В США в настоящее время путем повышения уровня контрастности разметки к цементно-бетонным покрытиям производится регулирование светотехнических характеристик горизонтальной дорожной разметки за счет чередования черных и белых полос или нанесения черных окантовочных линий (рис. 1), что имеет особенно важное значение в темное время суток.

В России проблеме обеспечения цветового зрительного контраста разметки с дорожным покрытием до сих пор не уделяется должного внимания. Так, например, символьная дорожная разметка, выполняющая функцию дублирования дорожных знаков, преимущественно наносится разметочными материалами белого цвета.

В рамках экспериментальных исследований в 2010 г. были проведены работы по нанесению цветной символьной разметки на покрытие автомобильной дороги федерального значения М-7 «Волга» Цивильского района Республики Чувашия (км 676+450). В качестве разметочного материала использовали прошедший входной контроль качества цветной однокомпонентный пластик холодного нанесения производства группы компаний «Строительная техника и материалы» (СТиМ).

Нанесение цветной символьной разметки проводилось специалистами ООО ПФ «Интер-КБ», имеющими 10-летний опыт производства работ по нанесению горизонтальной дорожной разметки на автомобильных дорогах федерального и территориального значения.

Разметку наносили на асфальтобетонное покрытие ручным способом. На основании экспериментального опыта разработана технология нанесения цветной символьной разметки.

С учетом влияния качественных характеристик дорожного покрытия и погодно-климатических факторов в момент нанесения разметочного материала на функциональную долговечность разметки, до начала

научно-технический и производственный журнал С^ТЯиЯТ^.Ь.НЬ,!"

22 январь 2011

разметочных работ проводят оценку состояния дорожного покрытия и установление соответствия погодных условий требованиям технической документации на применяемые материалы. При визуальном осмотре поверхности дорожного покрытия значительных выбоин и разрушений не было обнаружено, поэтому состояние покрытия было признано удовлетворительным. Погодные условия при производстве разметочных работ полностью соответствовали требованиям нормативной технической документации (температура воздуха 21,6оС, температура покрытия 22,5оС, относительная влажность воздуха 32%).

Первоначальным этапом является подготовка поверхности дорожного покрытия к нанесению разметочного материала. Для этого проводят тщательную очистку поверхности асфальтобетонного покрытия механическим способом с применением металлических щеток. В случае нанесения цветной символьной разметки на цементно-бетонное покрытие осуществляется зачистка участка его поверхности шлифовальной машиной. Образовавшаяся после применения щеток и шлифования пыль полностью удаляется промышленными пылесосами. После очистки поверхности цементно-бетонное покрытие обрабатывают специальной грунтовкой для повышения адгезии разметочного материала к дорожному покрытию.

Следующим этапом является нанесение на поверхность дорожного покрытия специального металлического шаблона и обозначение границ разметки мелом. Затем границы участка символьной разметки оклеивают малярным скотчем или другими аналогичными материалами.

Далее подготавливают необходимое количество разметочного материала (оптимальный расход однокомпо-нентного пластика составляет 3,8—4,5 кг/м2). Для этого в открытую емкость с цветным пластиком вводят инициатор полимеризации (отверждения), количество которого устанавливают с учетом необходимого жизненного цикла пластика после введения отвердителя, а

Температура воздуха, оС Количество отвердителя, мас. % Время до начала гелеобразования, мин Время отверждения, мин

10 3 14 45

2 18 50

20 2 10 30

1 15 35

30 1 8 20

0,5 12 30

40 0,5 6 18

0,2 11 28

также температуры окружающей среды. Затем полимер с отвердителем тщательно перемешивают ручным или механизированным способом в течение 2—3 мин. Для механизированного способа используют дрели-миксеры или обычные дрели со специальными насадками. После смешивания полимера и отвердителя подготовленный материал необходимо незамедлительно использовать до начала гелеобразования пластика учитывая время введения инициатора полимеризации и в зависимости от температуры окружающей среды (таблица).

Разметочный материал наносят на дорожное покрытие путем его розлива на поверхность с последующим распределением ровным слоем при помощи валика или зубчатого шпателя. Толщина слоя разметочного материала при этом составляет 4—5 мм.

Производят нанесение световозвращающих стекло-гранул (микростеклошариков) на поверхность свежеу-ложенного слоя пластика. Время нанесения микросте-клошариков с момента нанесения слоя пластика не должно превышать 10 с. Ориентировочный расход микростеклошариков 200—250 г/м2.

С целью придания ровности границам нанесения символьной разметки малярный скотч удаляют в процессе отверждения пластика. Момент снятия скотча в каждом конкретном случае определяют индивидуально, так как это зависит от погодно-климатических факторов и, как правило, составляет 3—9 мин с момента нанесения маркировочного материала.

Проезд автотранспорта на участке автомобильной дороги допускают не ранее чем через 40 мин с момента нанесения разметочного материала.

Полученные результаты позволяют сделать выводы. Нанесение цветной символьной разметки на автомобильных дорогах (рис. 2) не требует больших материальных затрат, применения специального громоздкого оборудования и подготовки персонала. Наличие на поверхности дорожного покрытия символьной разметки, выполненной цветными маркировочными материалами, предоставляет водителям транспортных средств возможность получения дублирующей информации о запрещающих и предупреждающих дорожных знаках, информации предупредительного характера о сложных дорожных условиях, особенно при ограниченной видимости на опасных участках автомобильных дорог, где условия движения требуют повышенной концентрации внимания водителей, что непременно способствует повышению уровня безопасности дорожного движения.

Ключевые слова: цветная дорожная разметка, дорожное покрытие, холодный пластик, уровень контрастности, безопасность движения.

Ы ®

научно-технический и производственный журнал

январь 2011

23

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.