Научная статья на тему 'Налоговый портфель региона: сущность, структура, факторы формирования'

Налоговый портфель региона: сущность, структура, факторы формирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
434
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЙ ПОРТФЕЛЬ РЕГИОНА / СТРУКТУРА НАЛОГОВОГО ПОРТФЕЛЯ / TAX PORTFOLIO STRUCTURE / ТИПЫ НАЛОГОВЫХ ПОРТФЕЛЕЙ / TAX PORTFOLIO TYPES / НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА / TAX BURDEN / ЭЛАСТИЧНОСТЬ / ELASTICITY / REGIONAL TAX PORTFOLIO

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ермолаева Ксения Андреевна, Кальницкая Ольга Валентиновна

Статья посвящена теоретическим аспектам формирования налогового портфеля региона. Основным инструментом для достижения эффективности существующей системы налогообложения является налоговый портфель. Приведены структура и состав налогового портфеля по следующим характеристикам: уровень структуры портфеля, виды налогов в зависимости от уровня бюджета, эластичность, количественные характеристики структуры, качественные характеристики структуры по видам и по величине налоговых ставок, качественные характеристики недоимки налоговых сборов в регионе, качество управления налоговым портфелем. Рассмотрены типы налоговых портфелей по степени эластичности. Коэффициент эластичности демонстрирует изменение доли налоговой нагрузки региона при изменении валового регионального продукта. Также рассматриваются внешние и внутренние факторы формирования налогового портфеля региона. К внешним факторам можно отнести тенденции развития национальной, а также мировой экономики, развитие соседних и тесно связанных регионов, страны в целом, реализуемую на федеральном уровне экономическую и фискальную политику, реализуемые программы об особых экономических зонах, уровень развития, сбалансированность и надежность налоговой системы. Внутренними факторами по отношению к региону являются: тенденции развития экономики в регионе, в том числе численность и структура населения, направления развития отдельных отраслей хозяйства и промышленности, количество работающего населения, официально платящего налоги, финансовое состояние хозяйствующих субъектов, количество действующих предприятий. В качестве одного из важнейших факторов выступает налоговая политика, основные задачи которой на период 2017–2019 гг. направлены на стимулирование деятельности малого и среднего бизнеса, обеспечение сбалансированности бюджетов регионов, стимулирование роста товарооборота российских розничных сетей, сокращение дефицита федерального бюджета, совершенствование налогового администрирования и оптимизацию действующих налоговых льгот. Исследование налогового портфеля региона позволяет управлять объемами налоговых поступлений, менять структуру портфеля, оптимизировать налоговый портфель с целью снижения налоговой нагрузки. Дальнейшие исследования направлены на анализ налоговых портфелей регионов и управление налоговыми портфелями регионов на основе изложенных тезисов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regional tax portfolio: essence, structure, formation factors

The article is dedicated to theoretical aspects of forming a tax portfolio of a region. The main tool for achieving the effectiveness of the existing tax system is the tax portfolio. The article describes the structure and composition of the tax portfolio with the following characteristics: the level of the portfolio structure, types of taxes depending on the level of the budget elasticity, the quantitative characteristics of structure, qualitative characteristics of the structure by type and by total tax rates, qualitative characteristics of the arrears of tax revenues in the region, the quality of management of the tax portfolio. It is proposed to consider the types of tax portfolios by the degree of elasticity. The elasticity coefficient demonstrates the change in the share of the tax burden of the region when the gross regional product changes. The article also considers external and internal factors of tax portfolio formation in the region. The external factors include trends in the development of the national and world economy; the development of neighboring and closely related regions, the country as a whole; the economic and fiscal policy implemented at the federal level; the programs on special economic zones; the level of development, balance and reliability of the tax system. Regional internal factors are trends in the economic development of the region, including the number and structure of the population; directions of development of individual sectors of the economy and industry; the amount of working population officially paying taxes; the financial status of economic entities; the number of operating enterprises. One of the most important factors is the tax policy, whose main tasks for 2017–2019 are aimed at stimulating the activity of small and medium-sized businesses, ensuring the balance of regional budgets, stimulating the growth of trade turnover of Russian retail chains, reducing the federal budget deficit, improving tax administration and optimizing the existing tax benefits. The study of the tax portfolio of the region allows to manage the volume of tax revenues, change the structure of the portfolio, as well as optimize the tax portfolio in order to reduce the tax burden. Further research will focus on the analysis of tax portfolios of the regions and the management of tax portfolios of the regions based on the points discussed in the paper.

Текст научной работы на тему «Налоговый портфель региона: сущность, структура, факторы формирования»

DOI: 10.18721/JE.11312 УДК 336.22

НАЛОГОВЫЙ ПОРТФЕЛЬ РЕГИОНА: СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА, ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ

К.А. Ермолаева, О.В. Кальницкая

Северо-Западный институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Санкт-Петербург, Российская Федерация

Статья посвящена теоретическим аспектам формирования налогового портфеля региона. Основным инструментом для достижения эффективности существующей системы налогообложения является налоговый портфель. Приведены структура и состав налогового портфеля по следующим характеристикам: уровень структуры портфеля, виды налогов в зависимости от уровня бюджета, эластичность, количественные характеристики структуры, качественные характеристики структуры по видам и по величине налоговых ставок, качественные характеристики недоимки налоговых сборов в регионе, качество управления налоговым портфелем. Рассмотрены типы налоговых портфелей по степени эластичности. Коэффициент эластичности демонстрирует изменение доли налоговой нагрузки региона при изменении валового регионального продукта. Также рассматриваются внешние и внутренние факторы формирования налогового портфеля региона. К внешним факторам можно отнести тенденции развития национальной, а также мировой экономики, развитие соседних и тесно связанных регионов, страны в целом, реализуемую на федеральном уровне экономическую и фискальную политику, реализуемые программы об особых экономических зонах, уровень развития, сбалансированность и надежность налоговой системы. Внутренними факторами по отношению к региону являются: тенденции развития экономики в регионе, в том числе численность и структура населения, направления развития отдельных отраслей хозяйства и промышленности, количество работающего населения, официально платящего налоги, финансовое состояние хозяйствующих субъектов, количество действующих предприятий. В качестве одного из важнейших факторов выступает налоговая политика, основные задачи которой на период 2017—2019 гг. направлены на стимулирование деятельности малого и среднего бизнеса, обеспечение сбалансированности бюджетов регионов, стимулирование роста товарооборота российских розничных сетей, сокращение дефицита федерального бюджета, совершенствование налогового администрирования и оптимизацию действующих налоговых льгот. Исследование налогового портфеля региона позволяет управлять объемами налоговых поступлений, менять структуру портфеля, оптимизировать налоговый портфель с целью снижения налоговой нагрузки. Дальнейшие исследования направлены на анализ налоговых портфелей регионов и управление налоговыми портфелями регионов на основе изложенных тезисов.

Ключевые слова: налоговый портфель региона, структура налогового портфеля, типы налоговых портфелей, налоговая нагрузка, эластичность

Ссылка при цитировании: Ермолаева К.А., Кальницкая О.В. Налоговый портфель региона: сущность, структура, факторы формирования // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. 2018. Т. 11, № 3. С. 140—148. DOI: 10.18721/JE.11312

REGIONAL TAX PORTFOLIO: ESSENCE, STRUCTURE, FORMATION FACTORS

K.A. Ermolaeva, O.V. Kalnitskaya

North-West Institute of Management, branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, St. Petersburg, Russian Fédération

The article is dedicated to theoretical aspects of forming a tax portfolio of a region. The main tool for achieving the effectiveness of the existing tax system is the tax portfolio. The article describes the structure and composition of the tax portfolio with the following

characteristics: the level of the portfolio structure, types of taxes depending on the level of the budget elasticity, the quantitative characteristics of structure, qualitative characteristics of the structure by type and by total tax rates, qualitative characteristics of the arrears of tax revenues in the region, the quality of management of the tax portfolio. It is proposed to consider the types of tax portfolios by the degree of elasticity. The elasticity coefficient demonstrates the change in the share of the tax burden of the region when the gross regional product changes. The article also considers external and internal factors of tax portfolio formation in the region. The external factors include trends in the development of the national and world economy; the development of neighboring and closely related regions, the country as a whole; the economic and fiscal policy implemented at the federal level; the programs on special economic zones; the level of development, balance and reliability of the tax system. Regional internal factors are trends in the economic development of the region, including the number and structure of the population; directions of development of individual sectors of the economy and industry; the amount of working population officially paying taxes; the financial status of economic entities; the number of operating enterprises. One of the most important factors is the tax policy, whose main tasks for 2017—2019 are aimed at stimulating the activity of small and medium-sized businesses, ensuring the balance of regional budgets, stimulating the growth of trade turnover of Russian retail chains, reducing the federal budget deficit, improving tax administration and optimizing the existing tax benefits. The study of the tax portfolio of the region allows to manage the volume of tax revenues, change the structure of the portfolio, as well as optimize the tax portfolio in order to reduce the tax burden. Further research will focus on the analysis of tax portfolios of the regions and the management of tax portfolios of the regions based on the points discussed in the paper.

Keywords: regional tax portfolio, tax portfolio structure, tax portfolio types, tax burden, elasticity

Citation: K.A. Ermolaeva, O.V. Kalnitskaya, Regional tax portfolio: essence, structure, formation factors, St. Petersburg State Polytechnical University Journal. Economics, 11 (3) (2018) 140—148. DOI: 10.18721/JE.11312

Введение. Эффективность существующей системы налогообложения можно определить как баланс интересов отдельных субъектов налогообложения. Достижение такой эффективности возможно при грамотном использовании инструментов снижения налогового бремени и управления налоговыми рисками. Одним из главных инструментов является налоговый портфель региона. Цель данного исследования — теоретическое осмысление аспектов формирования налогового портфеля региона.

Методика исследования. Исследователями изучены различные аспекты управления налоговым портфелем. Так, Т.Г. Погорелова формулирует принципы формирования налогового портфеля [15], дает определение оптимизации налогового портфеля [14]. В.В. Кайль предлагает концепцию сбалансированного налогового портфеля на предприятии [5]; управлению налоговым портфелем в сфере АПК посвящена работа Е.В. Бобры-шевой [3]; проблемы налогообложения автономных учреждений изучил В.В. Рец [16]; анализ налогового администрирования нефтегазовых и металлургических корпораций

приведен В.А. Ильиным и А.И. Поваровой [4]. В исследованиях Д.М. Щекина [22], Н.С. Щербаковой, Е.В. Поповой [23] и С.А. Шахова [20] уделяется особое внимание налоговым рискам, Е.В. Антоновой [1] — методикам определения налоговой нагрузки. В основном исследования посвящены налоговым портфелям организаций, значительно меньше изучены региональные налоговые портфели. На макроуровне портфельный подход к анализу налоговой системы использован М.Ю. Малкиной и Р.В. Балакиным [9].

Налоговый портфель региона является важным инструментом для управления уровнем налоговой нагрузки на субъекты предпринимательства, что всегда актуально для бюджетов всех уровней. Эффективное управление налоговыми портфелями регионов позволяет сгладить региональные различия, способствовать экономическому развитию регионов. Влияние налоговой нагрузки на экономическое развитие регионов рассматривалось В.М. Ходачеком [19] и М.И. Лыма-ревым [8], Е.В. Балацким [2], М.О. Какаули-ной [6], Е.Г. Семашко [18], Л.А. Мещеряковой [10].

Результаты исследования. Налоговым портфелем необходимо считать весь комплекс налоговых обязательств хозяйствующего субъекта.

Налоговый портфель региона имеет свою структуру, динамику и факторы влияния. Структуру налогового портфеля можно представить следующим образом (табл. 1).

Важной характеристикой налогового портфеля является эластичность. Эластичность налогового портфеля является показателем реакции величины налоговой нагрузки на изменение доходов хозяйствующего субъекта. Знание эластичности важно для управления налоговыми поступлениями и построения оптимальной налоговой системы. Анализ налогового портфеля региона на основе данного показателя проведен в работах О.В. Туркиной, К.Д. Левиной, М.А. Сорокиной [7, 17].

Критерий оценки — индекс эластичности налогового портфеля региона рассчитывается делением отношения прироста налоговой нагрузки к начальному уровню налоговой нагрузки на отношение прироста ВРП или иного аналогичного показателя к их начальному уровню. Если индекс эластичности

больше единицы, то рост налоговой нагрузки больше роста ВРП, если индекс эластичности меньше единицы, то налоговая нагрузка растет медленнее, чем ВРП, и ее доля в объеме ВРП уменьшается. Когда индекс эластичности равен единице, доля налоговой нагрузки в объеме ВРП не меняется.

На структуру налогового портфеля региона влияет множество внешних по отношению к хозяйствующим субъектам факторов, исследуемых Т.Г. Погореловой [12, 13] и М.С. Шемякиной [21]. В первую очередь, это законодательная основа. Налоговый кодекс РФ является основным документом, где определены все налоги страны, включая их элементы: объект налогообложения, налоговую базу, налоговый период, налоговую ставку, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога, а также налоговые льготы и основания для их использования. Изменение данных элементов (например, изменение ставки налога) может существенно менять структуру налогового портфеля. Данные факторы влияют на все хозяйствующие субъекты независимо от отрасли, в которой они заняты.

Таблица 1

Структура и состав налогового портфеля

The structure and composition of the tax portfolio

Структура налогового портфеля Состав налогового портфеля

Уровень структуры портфеля Микроуровень. Макроуровень

Виды налогов в зависимости от уровня бюджета Федеральные налоги и сборы. Региональные налоги и сборы. Местные налоги и сборы

Эластичность Эластичный. Неэластичный. Балансовый

Количественная характеристика структуры Количество взимаемых налогов и сборов в регионе. Объем налоговой нагрузки в регионе. Процент собираемости налогов и сборов в регионе. Количество законных налоговых льгот в регионе

Качественные характеристики структуры по видам и величине налоговых ставок качественные характеристики недоимки налоговых сборов в регионе качество управления налоговым портфелем В адвалорном выражении, %. В твердом выражении, руб. Комбинированные (в % и руб.). Высокий уровень налоговой нагрузки. Ухудшение финансового состояния налогоплательщиков. Отсутствие платежной дисциплины. Несовершенство налогового администрирования и др. Активность применения налоговых льгот. Изменение налоговой ставки. Повышение платежной дисциплины. Устойчивая положительная динамика налоговых поступлений на протяжении долгосрочного периода. Оптимизация налогового портфеля

Таблица 2

Типы налоговых портфелей регионов по степени эластичности

Types of region tax portfolios according to the degree of elasticity

Тип портфеля Признаки Индекс эластичности налогового портфеля

Эластичный Структура налогового портфеля изменчива. Активно изменяется под воздействием инструментов управления налоговым портфелем Больше 1

Сбалансированный Структура налогового портфеля изменяется умеренно. Применение инструментов управления налоговым портфелем соразмерно его изменению Равен 1

Неэластичный Структура налогового портфеля устойчива, не меняется с течением времени. Практически не изменяется при применении инструментов управления налоговым портфелем Меньше 1

Другая группа факторов во многом зависит от самого региона. Структура налоговой базы зависит не только от нормативного регулирования, но и от уровня и стабильности получаемых доходов, от преобладающих видов экономической деятельности, организационно-правовых форм находящихся на его территории хозяйствующих субъектов, применяемых систем налогообложения, сегментов рынка, территориального расположения региона и т. п. При соответствии определенным условиям, изложенным в Налоговом кодексе РФ, хозяйствующий субъект может перейти на специальный налоговый режим. Так, например, организация численностью не более 300 человек, осуществляющая свою деятельность в приоритетной для государства сфере сельского хозяйства, доля сельскохозяйственной продукции которой составляет не менее 70 %, может снизить налоговую нагрузку, перейдя на единый сельскохозяйственный налог. В данном случае она платит только 6 % от налоговой базы и освобождается от налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций, а также от налога на добавленную стоимость, что существенно облегчает налоговую нагрузку на данный хозяйствующий субъект.

Многообразие вышеперечисленных факторов обусловливает формирование множества альтернативных налоговых портфелей, среди которых выделяются эффективные,

снижающие налоговую нагрузку до минимального уровня, и неэффективные, требующие больше ресурсов (временных и финансовых) для исчисления и уплаты налогов.

Одним из эффективных факторов, влияющих на качество управления налоговым портфелем, является налоговая политика как в масштабах страны, так и отдельного предприятия.

Согласно проекту Министерства финансов «Основные направления налоговой политики на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов» главными направлениями формирования налогового портфеля являются стимулирование малого и среднего бизнеса (в том числе выведение самозанятых граждан из «теневого сектора»), стимулирование роста товарооборота, оптимизация действующих налоговых льгот, обеспечение сбалансированности бюджетов субъектов РФ, совершенствование налогового администрирования и сокращение дефицита бюджета. При этом разные меры в рамках данных направлений отражают интересы как государства, так и налогоплательщиков. Данный документ можно рассматривать как попытку найти баланс между достаточным объемом налоговых поступлений в бюджеты разных уровней и созданием условий для экономического роста.

Рассмотрим факторы, влияющие на структуру налогового портфеля региона, в табл. 4.

Таблица 3

Меры налоговой политики как основа для формирования сбалансированного налогового портфеля региона

Measures of tax policy as a basis for the formation of a balanced region tax portfolio

Основные задачи Меры налоговой политики

Стимулирование деятельности малого и среднего бизнеса Освобождение от НДФЛ до 31.12.2018 г. физических лиц, оказывающих услуги населению и не зарегистрированных как индивидуальные предприниматели при добровольном уведомлении. Предоставление налогового вычета в сумме расходов на покупку контрольно-кассовой техники до 18 тыс. р. на один аппарат индивидуальным предпринимателям, являющимся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход или налогоплательщиками патентной системы налогообложения. Установление ежегодного коэффициента-дефлятора на 3 года вперед, исходя из прогнозируемой инфляции для индивидуальных предпринимателей, являющихся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход

Обеспечение сбалансированности бюджетов субъектов РФ В части налога на прибыль организаций: отмена ограничения срока переноса убытков десятью годами; ограничение переноса убытков в размере не более 30 % налоговой базы отчетного периода; изменение соотношения ставок налога на прибыль организаций (3 % для федерального бюджета, 17 % для субъектов РФ вместо 2 и 18 % соответственно) В части акцизного налогообложения: увеличение в 2 раза ставок акциза с 9 до 18 р. в отношении вин, с 5 до 10 р. в отношении вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения; установление ставок акциза на сидр, пуаре, медовуху, пиво с нормативным содержанием доли этилового спирта до 0,5 % включительно, в таком же размере, как на пиво с нормативным содержанием доли этилового спирта 0,5—8,6 % включительно — 21 р. за 1 л

Стимулирование роста товарооборота российских розничных сетей Введение системы tax-free — возврата НДС иностранным физическим лицам по товарам, приобретенным в период временного пребывания в РФ и вывозимым за пределы таможенной территории ЕАЭС. С 2018—2019 гг. взимание НДС с ввозимых товаров, реализуемых зарубежными поставщиками российским физическим лицам с использованием интернет-площадок

Сокращение дефицита федерального бюджета В части акцизного налогообложения: увеличение установленных на 2017 г. специфических ставок акциза на все виды табачной продукции на 10 %, индексация ставок акцизов на 2018—2019 гг. на 10 % к предыдущему году; умножение специфических ставок акцизов на коэффициент 1,3 в отношении сигарет и папирос, реализуемых в период с 1 октября по 31 декабря каждого календарного года, при превышении в любом из указанных месяцев среднемесячного объема реализации данных товаров в предыдущем календарном году В части налогообложения природных ресурсов: увеличение налоговой нагрузки на нефтегазовую отрасль в период 2017—2019 гг. посредством дополнения формулы расчета ставки НДПИ в отношении нефти новым слагаемым, определенным на 2017 г. в размере 306 р., на 2018 г. — 357 р., на 2019 год — 428 р.; в период 2018—2020 гг. отмена экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты, увеличение НДПИ на нефть соразмерно отменяемой таможенной пошлине и введение компенсационного механизма «отрицательных» акцизов на нефть

Совершенствование налогового администриро -вания Увеличение размера пени с 1/300 до 1/180 ставки рефинансирования Центрального банка РФ. Урегулирование порядка уплаты государственной пошлины в многофункциональных центрах без взимания с заявителей платы за прием, урегулирование порядка перечисления соответствующих денежных средств в бюджетную систему РФ

Окончание табл. 3

Основные задачи Меры налоговой политики

Оптимизация действующих налоговых льгот по региональным и местным налогам Поэтапная отмена действующих налоговых льгот, установленных на федеральном уровне по региональным и местным налогам, и передача соответствующих полномочий на региональный или местный уровень. Распределение действующих федеральных налоговых льгот по региональным и местным налогам на три категории в зависимости от срока их обязательного применения субъектами РФ: в течение 5 лет, 3 лет и 1 года. По истечении этого срока субъект самостоятельно принимает решение о предоставлении указанной налоговой льготы или отказе от нее

Источник : URL: https://www.minfm.ru/ru/document/?id_4=116206

Таблица 4

Факторы, оказывающие влияние на структуру налогового портфеля региона Factors affecting the tax structure of the region tax portfolio

Внешние факторы Внутренние факторы

Тенденции развития национальной, а также мировой экономики Тенденции развития экономики в регионе, включая численность и структуру населения

Развитие соседних, а также тесно связанных регионов, страны в целом Направления развития отдельных отраслей хозяйства и промышленности

Реализуемая на федеральном уровне экономическая и фискальная политика Количество работающего населения, официально платящего налоги

Реализуемые в соответствии с федеральным законодательством программы об особых экономических зонах Финансовое и др. состояние хозяйствующих субъектов

Уровень развития, сбалансированность и надежность налоговой системы Количество действующих предприятий

На макроуровне региональные и местные налоги являются инструментами управления налоговым портфелем субъекта РФ, так как их величина в соответствии с Налоговым кодексом РФ регулируется самим субъектом. К примеру, Налоговым кодексом установлено, что ставка налога на имущество организаций не может превышать 2,2 %, но в рамках этого положения субъект РФ может устанавливать максимальную налоговую ставку, чтобы увеличить поступления в региональный бюджет, и снижать её для стимулирования бизнеса в регионе.

Такими же инструментами управления налоговым портфелем региона являются единый сельскохозяйственный налог, упрощенная система налогообложения, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, система налогообложе-

ния при выполнении соглашения о разделе продукции и патентная система налогообложения.

Одним из факторов влияния на объем и структуру налогового портфеля региона является состав налогоплательщиков. Влияние числа населения на благополучие муниципального образования изучено М.Ю. Молчановой и Е.В. Петровой [11] и также актуально для регионов. В основном выделяются две категории налогоплательщиков: физические и юридические лица. Среди физических лиц отдельно выделяются индивидуальные предприниматели.

В зависимости от статуса физические лица могут быть резидентами и нерезидентами. Если в отношении налоговых резидентов государство имеет право облагать налогом любой доход, полученный в том чис-

ле и за пределами России, то в случае с нерезидентами налогом облагается только тот доход, который получен лишь на территории России. Применяются также договоренности между государствами об избежании двойного налогообложения. По этому критерию юридические лица относятся к отечественным или иностранным налогоплательщикам.

Таким образом, были получены следующие результаты:

— приведены структурное строение и состав налогового портфеля;

— уточнено определение налогового портфеля региона;

— предложена типология налогового портфеля региона по степени эластичности;

— сгруппированы внешние и внутренние факторы формирования налогового портфеля региона.

Цель исследования — теоретическое осмысление элементов формирования налогового портфеля региона достигнута.

Выводы. Исследование налогового портфеля региона позволяет управлять объемами налоговых поступлений, менять структуру портфеля, а также оптимизировать налоговый портфель с целью снижения налоговой нагрузки. Регулировать объем и структуру налогового портфеля на макроуровне субъекты РФ и муниципальные образования способны непосредственно через нормативно-правовое регулирование. В качестве факторов в данном случае выступают типы налогоплательщиков, их количество, размер их доходов, имущества и иных объектов налогообложения. Дальнейшие исследования будут направлены на анализ налоговых портфелей регионов и управление налоговыми портфелями регионов на основе изложенных тезисов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

[1] Антонова Е.В. Выбор методики определения налоговой нагрузки и налоговое планирование на предприятии // Налоги и налогообложение. 2013. № 8. С. 615—625.

[2] Балацкий Е.В. Анализ влияния налоговой нагрузки на экономический рост с помощью производственно-институциональных функций // Проблемы прогнозирования. 2003. № 2. С. 88—105.

[3] Бобрышева Е.В. Разработка экономико-математических параметров оптимизации налогового портфеля в процессе реорганизации на предприятии АПК // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2013. № 2. С. 160—163.

[4] Ильин В.А., Поварова А.И. Недостатки налогового администрирования крупного бизнеса и их влияние на региональные бюджеты // Экономика региона. 2017. Т. 13, № 1. С. 25—37.

[5] Кайль В.В. Налоговые риски как индикатор баланса налогового и кредитного портфелей // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2016. № 1. С. 81—86.

[6] Какаулина М.О. Влияние налоговой нагрузки на экономический рост в Российской Федерации: региональный аспект // Региональная экономика: теория и практика. 2014. № 17. С. 55—64.

[7] Левина К.Д., Сорокина М.А., Туркина О.В.

Анализ влияния экономического роста на объем налоговых поступлений на примере расчета коэффициента эластичности налогов по Ленинград-

ской области за 2010—2013 гг. // СКИФ. Вопросы студенческой науки. 2017. № 7. С. 4—13.

[8] Лымарев М.И. Макроэкономические приоритеты региональной динамики // Terra Economicus. 2008. Т. 6, № 2-2. С. 260—262.

[9] Малкина М.Ю., Балакин Р.В. Анализ и оценка риска налоговой системы Российской Федерации на основе портфельного подхода // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2014. № 32. С. 14—22.

[10] Мещерякова Л.А. Налоговый потенциал как фактор, определяющий формирование бюджетной политики региона // Terra Economicus. 2007. Т. 5, № 2-3. С. 211—216.

[11] Молчанова М.Ю., Петрова Е.В. Роль налога на доходы физических лиц в снижении дота-ционности бюджетов муниципальных образований // Экономика региона. 2009. № 4. С. 20—26.

[12] Погорелова Т.Г. Влияние институциональных факторов на управление налоговым портфелем организаций // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2016. № 8-2. С. 134—137.

[13] Погорелова Т.Г. Внешние и внутренние факторы, влияющие на величину и состав налогового портфеля // Экономические и гуманитарные науки. 2016. № 4. С. 34—45.

[14] Погорелова Т.Г. Детерминанты налогового портфеля организации // Развитие современной науки: теоретические и прикладные аспекты. 2016. № 2. С. 143—145.

[15] Погорелова Т.Г. Практические аспекты налогообложения доходов персонала // Финансы и управление. 2015. № 2. С. 63-80.

[16] Рец В.В. Способы оптимизации налогообложения автономных учреждений // Известия Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. 2015. № 1. С. 46-61.

[17] Туркина О.В., Левина КД., Сорокина М.А. Исследование влияния экономического роста на увеличение налогов на примере расчета коэффициента эластичности налогов по Ленинградской области за 2010— 2013 гг. // Инвестиции в России. 2017. № 3. С. 18—23.

[18] Семашко Е.Г. Природа налоговой составляющей результатов экономической деятельности на макро- и мезоуровнях // Terra Economicus. 2009. Т. 7, № 3-3. С. 230—232.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[1] E.V. Antonova, Vybor metodiki opredelenia nalogovoy nagruzki i nalogovoe planirovanie na predpriyatii [Selection of methods for determining the tax burden and tax planning in the enterprise], Tax and taxation, 8 (2013) 615-625.

[2] E.V. Balatsky, Analiz vliyania nalogovoy nagruzki na economichesky rost s pomoschyu proizvodstvenno-institutsionalnykh funktsy [Analysis of the impact of the tax burden on economic growth through production and institutional functions], Problems of forecasting, 2 (2003) 88-105.

[3] E.V. Bobrysheva, Economic development mathematical parameters optimization of tax portfolio in the reorganization of agro-industries kospleksa, Humanities, social-economic and social sciences, 2 (2013) 160-163.

[4] V.A Ilyin, A.I. Povarova, Failures of Big Business Tax Administration and Their Impact on Regional Budgets, Economy of Region, 13 (1) (2017) 25-37.

[5] V.V. Kail, Tax risks as an indicator of the balance of tax and loan portfolios. Biznes v zakone. Economico-yuridichesky zhurnal, 1 (2016) 81—86.

[6] M.O. Kakaulina, Influence of tax burden on economic growth in the Russian Federation: a regional aspect, Regional Economics: Theory and Practice, 17 (2014) 55—64.

[7] K.D. Levina, M.A. Sorokina, O.V. Turkina, Analysis of the influence of economic growth on taxes by calculating the elasticity taxes coefficient in Leningrad Region for the years 2010—1013, Scyth, 7 (2017) 4—13.

[8] M.I. Lymarev, Makroeconomicheskie prioritety regionalnoy dinamiki [Macroeconomic priorities of regional dynamics], Terra Economicus, 6 (2-2) (2008) 260—262.

[19] Ходачек В.М. Макроэкономические инструменты регулирования отраслевых и территориальных пропорций. СПб.: Изд-во СЗАГС, 2008. 164 с.

[20] Шахов С.А. Место и роль налоговых рисков в современной экономике // Общество и экономика. 2013. № 1. С. 175-187.

[21] Шемякина М.С. К вопросу о факторах, влияющих на налоговый потенциал // Налоги и налогообложение. 2015. № 3. С. 196—206.

[22] Щекин Д.М. Налоговые риски и тенденции развития налогового права. М.: Статут. 2007. 420 с.

[23] Щербакова Н.С., Попова Е.В. Налоговые риски, их сущность и оценка // Аудиторские ведомости. 2014. № 7. С. 62—69.

поступила в редакцию 09.02.2018

[9] M.Yu. Malkina, R.V. Balakin, Analysis and evaluation of the Russian tax system risk based on the portfolio approach. Financial Analytics: Science and Experience, 32 (2014) 14-22.

[10] L.A. Mescheryakova, Nalogovy potentsial kak factor, opredelyayuschy formirovanie byudzhetnoy politiki regiona [Tax potential as a factor determining the formation of the regional budget policy], Terra Economicus, 5 (2-3) (2007) 211-216.

[11] M.J. Molchanova, E.V. Petrova, The role of the tax to incomes of physical persons in decrease of grants to budgets of municipalities. Economy of Region, 4 (2009) 20-26.

[12] T.G. Pogorelova, Vliyanie institutsionalnykh factorov na upravlenie nalogovym portfelem organizatsy [The impact of institutional factors on the management of the tax portfolio of organizations], Competitiveness in the global world: Economics, science, technology, 8-2 (2016) 134-137.

[13] T.G. Pogorelova, External and internal factors affecting the value and structure of the tax portfolio, Economic and humanitarian sciences, 4 (2016) 34-45.

[14] T.G. Pogorelova, Determinanty nalogovogo portfelya organizatsii [Determinants of an organization's tax portfolio], Development of modern science: theoretical and applied aspects, 2 (2016) 143-145.

[15] T.G. Pogorelova, Prakticheskie aspecty nalgooblozhenia dokhodov personala [Practical aspects of taxation of income of staff], Finance and management, 2 (2015) 63-80.

[16] V.V. Rets, Methods of optimization of taxation of autonomous establishments. Izvestia Rossiyskogo

ЕРМОЛАЕВА Ксения Андреевна. E-mail: ermolaevaka95@gmail.com КАЛЬНИЦКАЯ Ольга Валентиновна. E-mail: oval132010@yandex.ru

Статья

REFERENCES

ekonomicheskogo universiteta im. G.V. Plekhanova, 1 (2015) 46-61.

[17] O.V. Turkina, K.D. Levina, M.A. Sorokina,

Research of the influence of economic growth on taxes by calculating the elasticity taxes coefficient in Leningrad Region for the years 2010—2013, Investments in Russia, 3 (2017) 18—23.

[18] E.G. Semashko, Priroda nalogovoy sostavlyayuschey rezultatov ekonomicheskoy deyatelnosti na makro- i mezourovnyakh [The nature of the tax component of the results of economic activity on the macro- and meso levels], Terra Economicus, 7 (3-3) (2009) 230—232.

[19] V.M. Khodachek, Makroekonomicheskie instrumenty regulirovania otraslevykh i territorialnykh proportsiy [Macroeconomic instruments for regulating

sectoral and territorial proportions], St. Petersburg, SZAGS, 2008.

[20] S.A. Shakhov, Mesto i rol nalogovykh riskov v sovremennoy ekonomike [The place and the role of tax risks in the modern economy], Society and economy, 1 (2013) 175-187.

[21] M.S. Shemyakina, K voprosu o faktorakh, vliyayuschikh na nalogovy potentsial ^n the issue of factors influencing the tax potential], Tax and Taxation, 3 (2015) 196-206.

[22] D.M. Schekin, Nalogovye riski i tendentsii razvitia nalogovogo prava [Tax risks and trends in the development of tax law], Moscow, Statut, 2007.

[23] N.S. Scherbakova, E.V. Popova, Tax risks, their essence and evaluation. Auditorskie vedomosti, 7 (2014) 62-69.

ERMOLAEVA Ksenia A. E-mail: ermolaevaka95@gmail.com KALNITSKAYA Olga V. E-mail: oval132010@yandex.ru

© Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.