НАЛОГОВЫЙ МЕХАНИЗМ СТИМУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ
В.А. Гребенникова, канд. экон. наук, доцент Я.В. Сушко, студент
Кубанский государственный университет (Россия, г. Краснодар)
Аннотация. Цель исследования - охарактеризовать специфику стимулирования инвестиций с помощью налогового механизма. Рассматривается воздействие налогового механизма на инвестиционную активность хозяйствующих субъектов в современной кризисной экономической ситуации.
Ключевые слова: инвестиции, налоговый механизм, воздействие налоговых инструментов на инвестиционную активность, инвестиционная деятельность, финансовый рынок.
В современных условиях развития экономической системы ученые-экономисты ставят перед собой важную цель - достичь таких уровней привлечения инвестиций, при которых возрастал бы объем производства, конкурентоспособность выпускаемой продукции, что впоследствии могло бы значительно улучшить благосостояние страны и населения.
Финансовые накопления экономических агентов (не считая финансовые сбережения самого государства) позволяют в достаточной мере профинансировать инвестиции в капитал. Но, к сожалению, данные возможности продолжают оставаться потенциальными, для их применения на практике необходимо воспользоваться рядом различных налоговых, кредитных, фискальных и других механизмов. Так, применение налогового механизма является наиболее актуальным, важным и приоритетным направлением в проблеме стимулирования инвестиционного процесса.
Актуальность изучения проблемы стимулирования инвестиций с помощью налогового механизма также обуславливается тем, что в условиях турбулентности экономики страны, повышается роль налогов в процессе оказания поддержки и стимулирования деятельности предпринимателей.
Налоговый механизм - это совокупность способов и правил налоговых отношений, с помощью которых обеспечиваются достижения целей налоговой политики [1].
Система налогового механизма направлена на удержание и закрепление баланса между регулирующей и фискальной функциями налогов, при этом проявляясь в виде специальных налоговых режимов, изменения сроков погашения налога, и наконец, в форме налоговых льгот, которые являются одной из самых актуальных и эффективных мер по стимулированию инвестиций.
Следует отметить, что вся совокупность налоговых льгот может быть рассмотрена как элемент целостной системы налогового регулирования, включающая в себя различные формы, инструменты и виды, стимулирующие увеличение (только при строгом требовании наличия равных условий) прибыли субъектов экономики, прирост объемов их собственных финансовых ресурсов.
Налоговый стимул - это способ воздействия посредством применения правовых норм на налогоплательщика с целью его побуждения к правомерным действиям как в области налогообложения, так и в других сферах общественной жизни (инвестиционной, экономической и т.д.) [5].
Необходимо выделить следующие элементы налоговых стимулов, которые сосредоточены на ослаблении денежных обязательств хозяйствующих субъектов перед государством и всей экономической системой:
- освобождение некоторых видов налогоплательщиков от уплаты налога в течение обусловленного периода времени;
- полное или частичное освобождение объекта от налогообложения;
- льготы, предоставляемые с помощью уменьшения налоговой базы (вычеты, скидки) и установления пониженной налоговой ставки.
В целом, особенность использования налоговых стимулов связана с возможностью и способностями государственного сектора стимулировать интерес налогоплательщиков с большей степенью энтузиазма действовать в интересах всего общества и, естественно, непосредственно для него лично.
Необходимо отметить, что льготы, предоставляющиеся для стимулирования вложений в экономику, являются причиной эффекта системы государственного бюджетирования. В основном, налоговые послабления часто являются причиной не-допулучения доходов бюджетов всех уровней, в последствии уменьшая эффективность фискальной функции налога. Однако, налоговым льготам, стимулирующим инвестиционную деятельность, подобное «правило» свойственно только в краткосрочном периоде, впоследствии, после достижения эффективности механизма, результаты инвестирования являются фактором положительного роста производительности труда экономического агента, что увеличивает размер налоговых отчислений, и в итоге возмещает все затраты бюджета в достаточной мере.
Стимулирование инвестиционной активности во многом определяется эффективностью применения налогового механизма в государстве, и зависит во многом от решений, принимаемых Правительством на стадии разработки налоговой политики.
С начала 2016 года Правительством Российской Федерации были введены и приняты к исполнению следующие налоговые льготы:
1. Предоставление субъекту РФ права по снижению до 10% ставки налога на прибыль организаций в части, поступающей в бюджет субъекта РФ, для вновь создаваемых предприятий промышленности, осуществляющих капитальные вложения. Также предусмотрено применение для таких налогоплательщиков ставки по налогу
на прибыль организаций в размере 0% в части, поступающей в федеральный бюджет [4]. Предполагалось, что средства, сэкономленные при использовании данной налоговой льготы, смогут полностью покрыть все расходы, связанные с капиталовложением.
2. Предоставление субъектам Российской Федерации права устанавливать для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, перешедших на упрощенную систему налогообложения и патентную систему налогообложения и осуществляющих деятельность в производственной, социальной и научной сферах, «налоговые каникулы» в виде налоговой ставки в размере 0%, которые будут действовать в 2015-2018 гг. [4]. Данная мера позволит снизить налоговое давление на менее развитые сферы деятельности, тем самым даст толчок к их продвижению, укреплению и как следствие экономическому развитию.
3. Субъектам Российской Федерации предоставлено право установления ограничения на применение налоговой ставки в размере 0%, в том числе в виде предельного размера доходов индивидуальных предпринимателей, количества наемных работников и иных показателей [4]. Предоставление льгот и поощрений допускается только малым и менее развитым предприятиям, чтобы избежать дефицита в федеральном бюджете и бюджетах субъектов Российской Федерации
Таким образом, большинство отраслей экономки РФ, для которых в ближайшей перспективе нет предпосылок достижения мирового лидерства, развиваются посредством использования введенных налоговых льгот и упрощенного таможенного режима ввоза необходимого оборудования [6].
В качестве вопроса о налоговых льготах 31 июля 2017 года в РФ Госдумой был рассмотрен законопроект об инвестиционной льготе, касающийся вложений средств в модернизацию, покупку и реконструкцию производства, который будет применен с 01.01.2018 - 31.12.2027 гг. Данные расходы будут способствовать сокращению самого налога на прибыль. При выборе рассматриваемой льготы инвестор бу-
дет напрямую понижать сам налог на прибыль на материализованные инвестиции. Из региональной доли налога можно будет вычесть до 90% этих затрат, оставшиеся 10% из федерального налога. Следовательно, регионы, принявшие решение об использовании данной льготы, дают налогоплательщикам возможность выбора -воспользоваться естественным механизмом амортизации или вычитать расходы на инвестиции напрямую из суммы налога с установленными ограничениями. Рассматриваемые ограничения будут связаны со льготами на оборудование третьей и седьмой амортизационных групп (машины, оборудование, здания со сроком использования от трех до двадцати лет). Представленное налоговое новаторство способно дать России инвестиционный подъем, рост производительности труда, модернизацию промышленности.
В главных направлениях налоговой политики России на 2017 год и на плановый период 2018-2019 гг. предусмотрено обеспечение стабильного развития российской экономики, а также неухудшение финансового положения граждан России. Предполагается, что общие контуры, сформированные еще в предыдущем году налоговой политикой, останутся неизменными, однако с учетом сложившейся экономической ситуации и состояния бюджетной системы РФ налоговые инициативы, намеченные к реализации уже в текущем году, будут скорректированы в предстоящем 2018 и плановом 2019 году. Фактический мораторий, подписанный в 2015 году, на увеличение налоговой нагрузки должен обеспечить стабильность налоговой системы и повысить ее привлекательность для инвесторов в текущем и плановом периоде [4].
В настоящее время одним из самых важных факторов повышения инвестиционной активности является рациональная система налогообложения. При помощи налогового механизма государство должно создавать все необходимые условия для привлечения капитал в наиболее значимые и перспективные отрасли экономики, которые напрямую связаны с научно-техническим прогрессом, а также продвижением инновационных разработок. Исхо-
дя из этого, можно сказать, что государству необходимо с одной стороны, стимулировать с помощью льгот и поощрения реальный сектор экономики для накопления и аккумулирования долгосрочных средств, чтобы в последующем происходило развитие производства и одновременно формирование долгосрочных ресурсов в финансовой сфере. С другой стороны - стимулировать концентрирование свободного капитала на финансирование сфер реального сектора экономики.
На наш взгляд, помимо крупных и уже закрепившихся на мировом рынке организаций, государству стоит сконцентрировать свое внимание именно на малых предприятиях и предоставить им большее количество налоговых льгот и каникул. Ведь именно в малых предприятиях скрыт большой экономический потенциал, который заключается в том, что данный вид организаций производит множество инновационных технологий, к чему их подталкивает необходимость конкурировать и продвигаться на рынке. Однако потенциал может быть раскрыт только в условиях государственного стимулирования инвестиционной и инновационной деятельности.
Для выполнения данного условия необходимо дополнить существующие налоговые преференции следующими:
1. Введение более низких налоговых ставок по наиболее крупным налогам (налог на прибыль, налог на имущество и др.).
2. Предоставление налоговых каникул на больший срок для наукоемких старта-пов, а также расширение перечня организаций, которым предоставляется данный вид налоговой льготы.
3. Создание благоприятных условий для продвижения рынка венчурного капитала (поощрение венчурных компаний).
Вышеперечисленные льготы помогут повысить количество малых предприятий в Российской Федерации, а также стимулировать их интерес в производстве инновационных технологий, что впоследствии приведет их к продвижению как на внутреннем, так и на международном рынках, получению достаточно высокой прибыли для создания свободного капитала, который организация сможет инвестировать.
Библиографический список
1. Данченко М.А. Налогообложение: Электронный учеб. -http://tic.tsu.ru/www/uploads/nalog/page6.html.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 18.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2017)
3. Журов А.В. Налоговые льготы как стимул развития бизнес-ангельского инвестирования: опыт России, США и стран Европы // Вопросы государственного и муниципального управления. - 2010. - №1. - С. 89-97.
4. top•//даzn/ш.ru/m/document/?id_4=62450-ОфициальньIЙ сайт Министерства финансов Российской Федерации
5. Пакова О.Н. Налоговые стимулы и их регулятивный характер // Вестник СевКавГТУ. Серия «Экономика». - 2013. - №3. - С. 11-23.
6. Гребенникова В.А., Кузнецова Ю.И. Анализ инвестиционно- инновационной активности российских предприятий в условиях экономической нестабильности / Новая наука: Современное состояние и пути развития. - 2016. - №4-1. - С. 93-100.
TAX MECHANISM OF INVESTMENT STIMULATION
V.A. Grebennikova, candidate of economic sciences, associate professor Ya.V. Sushko, student Kuban state university (Russia, Krasnodar)
Abstract. The purpose of the study is to characterize the specifics of stimulating investment through a tax mechanism. The influence of the tax mechanism on the investment activity of economic entities in the current crisis economic situation is considered.
Keywords: investments, tax mechanism, impact of tax instruments on investment activity, investment activity, financial market.