Научная статья на тему 'НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ В РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ'

НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ В РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
136
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и управление
ВАК
Область наук
Ключевые слова
цифровизация / налоговый контроль / инструменты / налогоплательщик / налоговые органы.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Некрасова Диана Евгеньевна, Сергеева Диана Анатольевна

В условиях развития цифровизации различных сфер жизни, в мире и в России, трансформация налогового контроля и налоговой системы в целом явилось необходимостью, так как цифровые технологии как нельзя положительно влияет экономические и правовые отношения. В статье рассмотрены актуальные проблемы, с которыми приходится сталкиваться при осуществлении налогового контроля в условиях цифровизации, выявлены основные риски использования больших данных. Сделан вывод о необходимости развития налогового законодательства в цифровой экономике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ В РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ»

НЕКРАСОВА Диана Евгеньевна,

Студент 4 курса 5 группы факультета ОЮФ ФБГОУ ВО «Российский государственный университет правосудия», e-mail: mail@law-books.ru

СЕРГЕЕВА Диана Анатольевна,

Студент 4 курса 5 группы факультета ОЮФ ФБГОУ ВО

«Российский государственный университет правосудия», e-mail: sergeeva.diana2017@gmail.com

БАТЯЕВА Альбина Рамазановна,

доцент кафедры финансового права РГУП, кандидат юридических наук, доцент, e-mail: mail@law-books.ru

НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ В РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

Аннотация. В условиях развития цифровизации различных сфер жизни, в мире и в России, трансформация налогового контроля и налоговой системы в целом явилось необходимостью, так как цифровые технологии как нельзя положительно влияет экономические и правовые отношения.

В статье рассмотрены актуальные проблемы, с которыми приходится сталкиваться при осуществлении налогового контроля в условиях цифровизации, выявлены основные риски использования больших данных. Сделан вывод о необходимости развития налогового законодательства в цифровой экономике.

Ключевые слова: цифровизация, налоговый контроль, инструменты, налогоплательщик, налоговые органы.

NEKRASOVA Diana Evgenievna,

4th year student of the 5th group of the Faculty of OSE FBGEI HE "Russian State University of Justice"

SERGEEVA Diana Anatolyevna,

4th year student of the 5th group of the Faculty of OSE FBGEI HE "Russian State University of Justice"

BATYAEVA Albina Ramazanovna,

Associate Professor, Department of Financial Law RGUP, Candidate of Law, Associate Professor

TAX CONTROL IN THE CONTEXT OF DIGITAL TRANSFORMATION IN RUSSIA AND FOREIGN COUNTRIES

Annotation. In the context of the development of digitalization of various spheres of life, in the world and in Russia, the transformation of tax control and the tax system as a whole has become a necessity, since digital technologies have the most positive effect on economic and legal relations.

The article discusses the current problems that one has to face when implementing tax control in the context of digitalization, identifies the main risks of using big data. The conclusion is made about the need to develop tax legislation in the digital economy.

Key words: digitalization, tax control, tools, taxpayer, tax authorities.

DOI: 10.24412/2224-9133-2023-5-360-366 NIION: 2021-0079-5/23-313 MOSURED: 77/27-025-2023-05-313

В условиях развития цифровизации мировых процессов, в России становится очевидной необходимость трансформации налоговой системы и модернизации налогового контроля для пресечения нарушений законодательства, занижения налоговой базы и уклонений от уплаты налогов в связи с применением субъектами предпринимательства новых цифровых технологий, затрудняющих определение налоговых обязательств. В данном исследовании авторы ставят ряд задач: 1) уточнение понятий цифровизации и цифровой экономики; 2) выявление проблем, сдерживающих модернизацию налогового контроля; 3) становление и развитие данного процесса в зарубежных странах; 4) возможность имплементации опробированных процессов циф-ровизации налоговой системы и налогового контроля зарубежных стран в российскую действительность, для решения проблем модернизации налогового контроля.

Современный этап развития налоговой сферы связан с условиями цифровизации и преобразованием инструментов в различных аспектах налогового администрирования. Введение автоматизированных процессов позволяет совершенствовать контрольно-надзорные функции налоговых органов. Возрастает количество инновационных продуктов и разнообразных вспомогательных онлайн-сервисов для налоговых служб. Внедрение новых информационных технологий, с одной стороны, открывает новые положительные возможности для развития налогового контроля, упрощает взаимодействие налогоплательщика с налоговым органами, но с другой создает новые проблемы, которые нужно решать. Актуальность данной темы состоит в том, что с каждым годом государство использует новые средства информационного взаимодействия между налогоплательщиком и налоговыми органами, которые позволяют упростить осуществление налогового контроля.

Феськов Д.С. отмечает, что цифровой контроль позволяет получать полную информацию о подконтрольных объектах, осуществлять дистанционный мониторинг в онлайн-режиме, обеспечивать непрерывность контрольных мероприятий, переносить акцент с наказаний на профилактику нарушений [1]. Цифровые технологии ведут к существенным изменениям налогового контроля, появляются новые системы администрирования. Важно указать, что сам процесс цифровизации не является строгой юридической категорией. Он носит больше социально-экономический характер, активно влияющий также и на цифровую экономику. О.В. Танимов, определяя понятие цифро-визации, указывает на процесс по преобразованию определенной сферы жизнедеятельности посредством внедрения цифровых технологий

либо инновационных технологических решений [2]. А.А. Капина связывает цифровизацию экономики прежде всего с появлением новых цифровых средств и активным их внедрением в экономические отношения [3].

Проанализировав точки зрения различных ученых, можно рассмотреть понятие цифровиза-ции с двух сторон. С одной стороны, как технологический процесс, с другой как социальный регулятор, который упрощает осуществление налогового контроля. Изотов А.В. указывает, что понятие цифровизации необходимо рассматривать именно в первом аспекте, «ведь, во-первых, циф-ровизация в данном случае выступает внешним фактором трансформации правового явления, а во-вторых, отношения, связанные с поиском, получением, передачей, производством и распространением информации, включая цифровую информацию, являются объектом исследований преимущественно в рамках информационного, а не финансового (налогового) права» [4].

Мы считаем, что цифровизация охватывает многие аспекты, и для полного понимания данного процесса важно рассматривать её с разных сторон.

Цифровизацию можно определить как внедрение информационных технологий во все сферы общественной жизни, в том числе и в экономику. Отсюда выделяется цифровая экономика. Существует легальное определение цифровой экономики, цифровая экономика закрепляется как хозяйственная деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде, обработка больших объемов и использование результатов анализа которых по сравнению с традиционными формами хозяйствования позволяют существенно повысить эффективность различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг [5].Проанали-зировав все инструменты цифровизации, используемые ФНС мы систематизировали и разделили их на три большие группы для последующего раскрытия и изучения их практического значения. Важно указать на то, что деление условно, так как между собой все инструменты тесно связаны.

Первая группа связана с новыми режимами цифрового взаимодействия, к ним относятся такие инструменты как налог на профессиональный доход (режим для самозанятых) и налоговый мониторинг. Благодаря налоговому мониторингу налоговый контроль осуществляется в режиме реального времени, он позволяет устранять правовые несоответствия в удаленном режиме, запрашивать мотивированные мнения у налоговых органов, это ведет к снижению риска проверок. [6] В 2021 году 209 компаний участвовало в налоговом мониторинге, в 2022 году 339 компа-

ний. В 2023 году налоговый мониторинг будет проводиться в отношении 445 компаний. С каждым годом их количество продолжает расти. Только в 2024 году на данную форму налогового контроля планируют перейти 95 компаний [7]. Рост числа компаний связан с осознанием преимущества такого контроля. Налоговый мониторинг помогает развивать диалог между налогоплательщиком и налоговыми органами, он позволяет достаточно быстро закрыть налоговый период и сократить количество истребуемых документов.

Вторая группа — это инструменты налогового контроля. К ним относятся развитие системы АСК-НДС, использование онлайн-касс, развитие интеграции информационных систем банков и ФНС России, автоматический обмен информацией с зарубежными странами. [8]

Как указал Михаил Мишустин на Всероссийском налоговом форуме использование инструмента АСК-НДС позволило снизить долю сомнительных операций по НДС с 8% в 2016 году до 0,6% в первом полугодии 2019 года, а количество организаций с признаками фиктивности - с 1,6 млн до 120,6 тыс. за тот же период [9].

Третьей группой будут сервисы для налогоплательщиков. Единый налоговый платеж для физических лиц, распределенный реестр ФНС России, интерактивные сервисы.

С начала 2023 года вводится понятие «единый налоговый платеж». Изменения внесены Федеральным законом «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» от 14.07.2022 № 263-Ф3. Единый налоговый счет даст возможность уйти от заполнения десятков платежных реквизитов, платить можно только по одному реквизиту и получать онлайн все данные о начислениях и уплатах. Особого внимания заслуживают автоматизированные информационные системы, которые интегрируются в режим управления налоговой информацией. Так, в экспериментальной форме проводятся внедрение специального налогового режима ««Автоматизированная упрощенная система налогообложения» (Федеральный законом от 25.02.2022 №17-ФЗ) [10]. Период проведения «пилотного проекта» с 1 июля 2022 года до 31 декабря 2027 года включительно. Данная система упрощает обязанность налогоплательщиков сдавать налоговую отчетность, а именно: расчет по страховым взносам, декларацию по налогу, уплачиваемому при применении «УСН», расчет по форме 6-НДФЛ.

Необходимо отметить, что воспользоваться «Автоматизированной УСН» может не каждый налогоплательщик, система предназначена исключительно для организаций и индивидуаль-

ных предпринимателей, годовой доход которых не превышает 60 млн. руб., численность наемных работников составляет не более 5 человек, а также при соблюдении иных ограничений, предусмотренных статьей 3 Федерального закона № 17-ФЗ. Переход на новую систему является добровольный и пока что возможен только на включенных в эксперимент территориях 4 субъектов Российской Федерации: Москва, Московская область, Калужская область и Республика Татарстан.

Тенденция развития интерактивных сервисов в налоговом пространстве показывает значительные результаты по взаимодействию налоговых органов и налогоплательщиков. Тем не менее, несмотря на то, что информатизация в налоговой сфере России активно развивается, и даже на Форуме по налоговому администрированию ОЭСР ^ТА) в 2019 году глава FTA и налоговой службы Норвегии Ханс Христиан Хольте подчеркнул лидерство ФНС в формировании опыта циф-ровизации налоговой сферы в мире, а также заявил, что РФ наряду с Сингапуром и Финляндией — сейчас мировые лидеры цифровой трансформации налогов [11] существуют проблемы, которые далее мы освятим. Мы выделили следующие проблемы:

Первая проблема связана с тем, что у бизнеса возникают дополнительные издержки, связанные с применением 1Т-технологий (приобретение современных оборудования, подключение к Интернету). Введение новых технологий требует обучения персонала, проведения технического обслуживания путем заключения договоров со специализированными организациями, имеющими соответствующие лицензии и специалистов, что также требует дополнительных расходов.

Второй немаловажной проблемой является то, что в России очень много районов, где существует очень низкий уровень доступности населения к современным технологиями, по причине отсутствия связи или интернета.

Третья проблема связана уже непосредственно с недостатками, возникающими в цифровых налоговых сервисах. Мало внимания уделяется качеству их дизайна, информационные сервисы выглядят запутанными для налогоплательщиков, что очень усложняет их использование. Например, на официальном сайте ФНС России у информационных сервисов действительно отсутствует разграничение по категориям налогоплательщиков. То есть, в рамках информационных сервисов для физических лиц можно увидеть ответы на вопросы, которые касаются, например, исключительно юридических лиц. Использование более сложных цифровых налоговых сервисов

может представлять уже серьезное затруднение для налогоплательщиков, особенно тех, кто не обладает достаточными цифровыми навыками [12].

Важнейшей проблемой является, отставание деятельности правотворческих органов от распространения информационных технологий, которые являются фактором существенных изменений в законодательной сфере. По мнению, Е.В. Овчарова, «ускоренная цифровизация налогового контроля опережает его надлежащее правовое регулирование и тем самым оказывается за рамками «правового поля» [13]. Невозможно не согласиться с данной точкой зрения, так как отсутствие норм, регулирующих налоговую сферу, ведет к возникновению пробелов в законодательстве. Нормативно-правовые акты, которые не содержат внесенных изменений и действуют без учета развития технологий, которые уже активно используются, влекут за собой неверное толкования норм закона, и, в свою очередь, неэффективную налоговую политику.

Для устранения данной проблематики в доктрине выдвигались следующие решения. Р.А. Петухова, Я.А. Григорьева предложили мероприятия по ликвидации или сведению к минимуму неясности, неточности и противоречия в налоговом законодательстве; обеспечению проведение компетентной экспертизы изменений, которые вносят в законодательные акты; оценке влияние ожидаемых трансформаций налогового законодательства на деятельность хозяйствующих субъектов и величину их налоговой нагрузки [14]. По нашему мнению, необходимо также обратиться к опыту зарубежных стран в рамках трансформирования налогового законодательства. Целесообразно уделить внимание изменению налоговой нормативно-правовой базы, введению принципов и методов для эффективной правоприменительной практики, а также выработки налоговыми службами новых систем, позволяющих качественно выполнять обязанности в области своей компетенции налогового администрирования и контроля.

В зарубежных странах стремительно появляются новые рычаги налогового регулирования. Одной из причин внедрения цифровизации послужил период пандемии, именно с этого момента в условиях в ускоренном режиме стали появляться дистанционные системы налогового контроля, которые продолжают использоваться на сегодняшнее время.

Пандемия стала сильным толчком к изменению подхода налогового контроля, например, в Китае произошло смягчение налоговых ограничений, плательщики освобождались от уплаты ряда налогов. В свою очередь, Япония для улучшения проведения налоговых проверок и проти-

водействию налоговых правонарушений ввела новую систему деклараций. В Японии добросовестные налогоплательщики, которые заслужили особого доверия у органов, имеют право предоставлять в налоговую инспекцию «синие декларации». Такие декларации дают определенные льготы [15].

В Сингапуре анализируется поведение налогоплательщиков, используя аналитику и цифровизацию. Инициатива также согласуется с программами «Умная нация» и «Трансформация государственного сектора». Одним из результатов является создание подхода, ориентированного на налогоплательщика. Понимая его желания и предпочтения, профильный регулятор стремится предоставлять удобные и индивидуальные цифровые услуги. Для достижения этих целей Управление внутренних доходов Сингапура сотрудничает с различными компаниями в налоговой экосистеме, такими как разработчики программного обеспечения и банки, чтобы больше интегрировать налог в естественные системы налогоплательщиков, предоставляя им налоговые сервисы, снижая затраты на соблюдение норм налогообложения. Управление внутренних доходов Сингапура также модернизирует свои технологические платформы и повышает компетенции персонала в предоставлении услуг, ориентированных на конечных пользователей. [16]

Австралийская налоговая администрация активно осуществляет налоговый контроль по операциям, связанным с криптовалютой. Была ведена обязательная регистрация для физических и юридических лиц, которые организуют торги с криптовалютой, также была запущена автоматизированная система контроля, позволяющая отследить оборот криптовалют.

В Эстонии появилась новая автоматизированная система отчетности о доходах. Система предполагает, что интернет-платформы должны будут предоставлять в налоговые органы сведения о доходах пользователей. Однако система является пока что полуавтоматизированной, поэтому подача информации является необязательной, а в добровольном порядке. Налоговые органы получают данные от платформы о доходах, которые пользователи заработали на сайте, затем в годовая отчетность заполняется в налоговых декларациях. Согласно статистике, объем подоходного налога с 2017 года увеличился на 14% по состоянию на 2019 год. Часть роста обеспечена представленной возможностью для налогоплательщиков подавать годовую отчётность в удобной форме [17].

Следует отметить внедрения цифровых технологий Норвегией. Налоговые органы инициировали необходимость синхронизации сведений о доходах налогоплательщиков с банками. Система

предполагает непосредственное цифровизиро-ванное получение от налоговой инспекции информации о лице, намеренном получить кредит в банке.

Налоговая администрация Дании использует автоматизированную систему отчетности о доходах для будущего внедрения на всех платформах. Дания ввела специализированные налоговые вычеты для лиц, реализующих свои услуги через данные платформы, с целью предотвращения их ухода на общемировые платформы. Согласно данным, около 24 миллионов налогоплательщиков Европейского союза задействовано в сфере фриланса. Следовательно, реализация данной системы, при минимальном количестве задействованной рабочей силы в сфере фриланса, приведет к налогообложению большинство пользователей фриланс-платформ в Дании [18].

Российская Федерация трансформирует налоговую систему в условиях цифровизации, активно исследует и анализирует опыт зарубежных стран.

В частности, Федеральная налоговая служба Российской Федерации (далее-ФНС РФ) на сегодняшний день придерживается практики Эстонии, расширяя реализацию сервисной функции с целью повышения налоговой дисциплины. Федеральным законом от 27.11.2018 N 422-ФЗ (ред. от 28.12.2022) «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» был веден налог на профессиональный доход. Данный налог уплачивается на добровольной основе. Система работает так, что добросовестные интернет-платформы формируют чеки за налогоплательщика, ему же остается только в указанный срок уплатить налог.

Важно отметить, что опыт Дании и его имплементация в российскую практику может стать основой для роста налоговых поступлений, так как позволит привлечь к уплате налогов граждан, занятых в сфере фриланса. Следует подчеркнуть, что анализ опыта Эстонии и Дании, указывает на то, что в первую очередь важно внедрить удобный и понятный для налогоплательщиков способ уплаты налогов. На данный момент ФНС РФ успешно справляется с данной задачей. Введение практики австралийской налоговой администрации позволит ФНС РФ отследить операции, связанные с оборотом криптовалюты. Однако, соответствующие поправки, связанные с криптовалютой не были ведены в Налоговый Кодекс. Введение новых инструментов налогового контроля не будет иметь смысла там, где нет законодательной основы для истребования данных о криптовалютах.

Внедрение практик, указанных выше позволит упростить налоговую систему и расширить налоговую базу в различных сферах экономики.

Однако, прежде следует отметить, что Российская Федерация находится в процессе генерации собственных цифровых инструментов для обеспечения прозрачности налоговой системы.

Таким образом, резюмируя вышенаписан-ное, можно сделать вывод, что присутствуют недостатки и проблемы в сфере налоговой циф-ровизации, которые возможно устранить путем синхронизации принимаемых мер, с учетом автоматизации процессов. Но, несмотря на это, в большинстве государств, в том числе и Российской Федерации, происходит повышение уровня цифровизации налоговой системы. Также идет процесс формирования новой налоговой политики, имплементации мер правового регулирования и налоговой базы в цифровом направлении.

Список литературы:

[1] Фесько Д.С. Цифровизация контроля как гарантия прав граждан и организаций при его осуществлении / Д.С. Фесько // Административное право и процесс. - 2020. - № 3. - С. 63-68. - DOI: 10.18572/2071-11662020-3-63-68.; Изотов И.В. Налоговые правоотношения в условиях цифрови-зации: современное состояние и перспективы развития : диссертация ... кандидата юридических наук: 12.00.04 // http://dlib.rsl.ru/rsl01010000000/ геЮ1010782000/ге101010782435/ге101010782435. pdf.

[2] Танимов О.В. Влияние цифровых технологий на появление новых структурных элементов системы права // Российская юстиция. 2019. N 7. С. 2 - 5.

[3] Финансовое право в условиях развития цифровой экономики: монография / К.Т. Анисина, Б.Г. Бадмаев, И.В. Бит-Шабо и др.; под ред. И.А. Цинделиани. М.: Проспект, 2019. 320 с.

[4] Изотов, А. В. Цифровизация налоговых правоотношений: теоретико-правовой аспект / А. В. Изотов. — Текст: непосредственный // Финансовое право. — 2021. — № 1. — С. 28-31.

[5] Указ Президента РФ от 09.05.2017 N 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы»// СПС «КонсультантПлюс».

[6] Синельников-Мурылев С., Милоголов Н., Берберов А. Цифровизация налогового администрирования в России: возможности и риски / Экономическая политика. 2022. Т. № 2. С. 8 //https:// www.elibrary.ru/item.asp?id=49494122

[7] Данные приведены в соответствии с информацией, содержащейся на официальном сайте ФНС России,см.:URL:https://www.nalog.gov. m/m77/news/activities_fts/9195163/?ysclid=le5jp5 ^08294591663 (Дата обращения:15.02.2023)

штшшмшттшшттмшшштшшттмш^^

[8] Синельников-Мурылев С., Милоголов Н., Берберов А. Цифровизация налогового администрирования в России: возможности и риски / Экономическая политика. 2022. Т. № 2. С. 9 //https:// www.elibrary.ru/item.asp?id=49494122

[9] Данные приведены в соответствии с информацией, содержащейся на официальном сайте ФНС России,/:https://www.nalog.gov.ru/m77/ news/activities_fts/9195163/?ysclid=le5jp5 ito8294591663 (Дата обращения:15.02.2023)

[10] Данные приведены в соответствии с информацией, содержащейся на официальном сайте ФНС России,см.:URL:https://www.nalog.gov. ru/rn77/news/activities_fts/9195163/?ysclid=le5jp5 ito8294591663 (Дата обращения:11.02.2023)

[11] См.: Бутрин Д. ФНС заразила мир цифрой // Коммерсант. 2019. 1 апреля. https://www. kommersant.ru/doc/3930370.

[12] Анисимова А.А. Методы совершенствования цифровых налоговых сервисов в современном" практике налогового администрирования // Налоги и налогообложение. 2021. № 1.С. 71. // https://antiplagiat.rudn.ru/report/go?to=CfDJ8H1l2fFf z9tGthlD6Lp8wHCbQrifnLmCA13rPtEoCnM_C6_ oFONUP65KNhV2_S8Vng9hW5qCbJ6t_1hJoQ-4wGVkR877xcbi_OTaZ2HjHt_ UMjF1jmFPiWJWs2Lnx_ z9VeNocdFir6lMahvLoYWEasY6_ LzNA5wqkZNCpR281Fml&next=do

[13] Овчарова Е.В. Способы обеспечения эффективности административного принуждения в механизме правового регулирования налогообложения и сборов / Е.В. Овчарова // Административное право и процесс. - 2019. - № 12. - С. 19-28.

[14] Петухова, Р. А. Налоговое администрирование в условиях цифровой экономики / Р. А. Петухова, Я. А. Григорьева // Вестник Томского государственного университета. Экономика. -2019. - № 46. - С. 303-316. - DOI 10.17223/19988648/46/21. - EDN OIDXHK.

[15] Минеева, В. Сравнительная характеристика работы налоговых органов стран Евросоюза и Азии в условиях цифровизации / В. Минеева, А. Камалова // Annali d'Italia. - 2021. - № 17-2. - С. 7-12. - EDN PJTCZO.

[16] Укимова К.В., Гордиенко М.С., Алиев Аяз Алладин Оглы Налоговая политика зарубежных стран в условиях цифровизации экономики/ Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2019. №4 (49). С. 50. // https:// www.elibrary.ru/item.asp?id=41295002

[17] Секушин А.Ю. — Цифровизация и налоговый контроль: опыт зарубежных администраций и возможности его имплементации в России // Налоги и налогообложение. - 2021. - No 3. DOI: 10.7256/2454-065X.2021.3.35625 URL: https:// nbpublish.com/library_read_article.php?id=35625

[18] Секушин А.Ю. — Цифровизация и налоговый контроль: опыт зарубежных администраций и возможности его имплементации в России // Налоги и налогообложение. - 2021. - No 3. DOI: 10.7256/2454-065X.2021.3.35625 URL: https:// nbpublish.com/library_read_article.php?id=35625;

Spisok literatury:

[1] Fes'ko D.S. Cifrovizaciya kontrolya kak garantiya prav grazhdan i organizacij pri ego osush-chestvlenii / D.S. Fes'ko // Administrativnoe pravo i process. - 2020. - № 3. - S. 63-68. - DOI: 10.18572/2071-11662020-3-63-68.; Izotov I.V. Nalogovye pravootnosheniya v usloviyah cifrovizacii: sovremennoe sostoyanie i perspektivy razvitiya : dis-sertaciya ... kandidata yuridicheskih nauk: 12.00.04 // http://dlib.rsl.ru/rsl01010000000/rsl01010782000/ rsl01010782435/rsl01010782435.pdf.

[2] Tanimov O.V. Vliyanie cifrovyh tekhnologij na poyavlenie novyh strukturnyh elementov sistemy prava // Rossijskaya yusticiya. 2019. N 7. S. 2 - 5.

[3] Finansovoe pravo v usloviyah razvitiya cifrovoj ekonomiki: monografiya / K.T. Anisina, B.G. Badmaev, I.V. Bit-SHabo i dr.; pod red. I.A. Cindeli-ani. M.: Prospekt, 2019. 320 s.

[4] Izotov, A. V. Cifrovizaciya nalogovyh pra-vootnoshenij: teoretiko-pravovoj aspekt / A. V. Izotov. — Tekst: neposredstvennyj // Finansovoe pravo. — 2021. — № 1. — S. 28-31.

[5] Ukaz Prezidenta RF ot 09.05.2017 N 203 «O Strategii razvitiya informacionnogo obshchestva v Rossijskoj Federacii na 2017 - 2030 gody»// SPS «Konsul'tantPlyus».

[6] Sinel'nikov-Murylev S., Milogolov N., Ber-berov A. Cifrovizaciya nalogovogo administrirovaniya v Rossii: vozmozhnosti i riski / Ekonomicheskaya politika. 2022. T. № 2. S. 8 //https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=49494122

[7] Dannye privedeny v sootvetstvii s informa-ciej, soderzhashchejsya na oficial'nom sajte FNS Rossii,sm.:URL:https://www.nalog.gov. ru/rn77/ news/activities_fts/9195163/?ysclid=le-5jp5ito8294591663 (Data obrashcheniya:15.02.2023)

[8] Sinel'nikov-Murylev S., Milogolov N., Ber-berov A. Cifrovizaciya nalogovogo administrirovaniya v Rossii: vozmozhnosti i riski / Ekonomicheskaya politika. 2022. T. № 2. S. 9 //https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=49494122

[9] Dannye privedeny v sootvetstvii s informa-ciej, soderzhashchejsya na oficial'nom sajte FNS Rossii,/:https://www.nalog.gov.ru/rn77/news/activi-ties_fts/9195163/?ysclid=le5jp5ito8294591663 (Data obrashcheniya:15.02.2023)

[10] Dannye privedeny v sootvetstvii s informa-ciej, soderzhashchejsya na oficial'nom sajte FNS Rossii,sm.:URL:https://www.nalog.gov. ru/rn77/ news/activities_fts/9195163/?ysclid=le-5jp5ito8294591663 (Data obrashcheniya:11.02.2023)

[11] Sm.: Butrin D. FNS zarazila mir cifroj // Kommersant. 2019. 1 aprelya. https://www.kommer-sant.ru/doc/3930370.

[12] Anisimova A.A. Metody sovershenstvo-vaniya cifrovyh nalogovyh servisov v sovremennoi praktike nalogovogo administrirovaniya // Nalogi i nalogooblozhenie. 2021. № 1.S. 71. // https://anti-plagiat.rudn.ru/report/go?to=CfDJ8H1l2fFfz9tGth-lD6Lp8wHCbQrifnLmCA13rPtEoCnM_C6_oFONUP-65KNhV2_S8Vng9hW5qCbJ6t_1hJoQ-4wG-VkR877xcbi_OTaZ2HjHt_UMjF1jmFPiWJWs2Lnx_ z9VeNocdFir6lMahvLoYWEasY6_ LzNA5wqkZNCpR281Fml&next=do

[13] Ovcharova E.V. Sposoby obespecheniya effektivnosti administrativnogo prinuzhdeniya v mekhanizme pravovogo regulirovaniya nalo-gooblozheniya i sborov / E.V. Ovcharova // Adminis-trativnoe pravo i process. - 2019. - № 12. - S. 19-28.

[14] Petuhova, R. A. Nalogovoe adminis-trirovanie v usloviyah cifrovoj ekonomiki / R. A. Petu-hova, YA. A. Grigor'eva // Vestnik Tomskogo gosu-darstvennogo universiteta. Ekonomika. - 2019. - № 46. - S. 303-316. - DOI 10.17223/19988648/46/21. - EDN OIDXHK.

[15] Mineeva, V. Sravnitel'naya harakteristika raboty nalogovyh organov stran Evrosoyuza i Azii v usloviyah cifrovizacii / V. Mineeva, A. Kamalova // Annali d'Italia. - 2021. - № 17-2. - S. 7-12. - EDN PJTCZO.

[16] Ukimova K.V., Gordienko M.S., Aliev Ayaz Alladin Ogly Nalogovaya politika zarubezhnyh stran v usloviyah cifrovizacii ekonomiki/ Biznes. Obra-zovanie. Pravo. Vestnik Volgogradskogo instituta biznesa. 2019. №4 (49). S. 50. // https://www.elibrary. ru/item.asp?id=41295002

[17] Sekushin A.YU. — Cifrovizaciya i nalogovyj kontrol': opyt zarubezhnyh administracij i vozmozh-nosti ego implementacii v Rossii // Nalogi i nalogooblozhenie. - 2021. - No 3. DOI: 10.7256/2454-065X.2021.3.35625 URL: https://nbpublish.com/ library_read_article.php?id=35625

[18] Sekushin A.YU. — Cifrovizaciya i nalogovyj kontrol': opyt zarubezhnyh administracij i vozmozh-nosti ego implementacii v Rossii // Nalogi i nalo-gooblozhenie. - 2021. - No 3. DOI: 10.7256/2454-065X.2021.3.35625 URL: https://nbpublish.com/ library_read_article.php?id=35625;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.