11.6. НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ КАК ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ В СИСТЕМЕ ФИНАНСОВОГО МОНИТОРИНГА
Нуцалханова Оксана Курбановна, соискатель кафедры финансового права. Место учебы: Российская академия правосудия. Должность: старший государственный налоговый инспектор. Место работы: МИ ФНС России №48 по г. Москве.
Аннотация: Раскрывается понятие налогового контроля и понятия финансового мониторинга, налоговые проверки наиболее эффективная форма налогового контроля как финансового мониторинга в налоговой сфере.
Ключевые слова: налоговый контроль, финансовый мониторинг, Налоговый кодекс РФ, камеральные и выездные налоговые проверки.
TAX CONTROL AS A FEEDBACK IN FINANCIAL MONITORING SYSTEM
Nutcalkhanova Oksana Kurbanovna, competitor at financial law chair. Place of study: Russian academy of justice. Position: senior state tax inspector. Place of employment: Interdistrict Tax Inspection No48 on Moscow.
Annotation: Expands the concept of fiscal control and the concept of financial monitoring, tax audits the most effective form of fiscal control as financial monitoring in the tax area.
Keywords: fiscal control, financial monitoring, Tax Code of RF, desk and field tax audits.
Современное развитие общественно-экономических отношений в совокупности с реформированием налоговой системы требует повышения поступления налогов, упрощения налогового учета, стабильности и эффективности налоговой системы в целом, установления понятных неизменных правил между субъектами налоговых правоотношений.
На настоящий момент одним из сдерживающих факторов повышения эффективности мобилизации налогов в бюджет являются сложившиеся методы налогового администрирования. Возражения хозяйствующих субъектов вызывают в основном контролирующие функции: правила проведения налоговых проверок, и в частности повторных, количество и сроки проверок в течение года; перечень документов, которые налоговые органы вправе затребовать при камеральных проверках. Отсутствие типовых процедур проверки, низкое качество проведения проверок, слабая доказательная база о взыскании налоговых санкций при рассмотрении дел в суде, широкое применение «фирм-однодневок», большое участие в обороте наличных денег и так далее - все это указывает на неот-лаженный механизм налогового администрирования как управления (слабого управления).
Для борьбы с рассматриваемыми правонарушениями со стороны уполномоченных государством органов должен быть установлен постоянный контроль доходов и расходов организаций и физических лиц, преследующий цель изначально предоставить в распоряжение налоговых органов сведения, прямо или косвенно характеризующие объект налогообложения и налоговую базу по каждому налогоплательщику. Необходимо, чтобы система налогового администрирования не просто обеспечивала уменьшение уровня затрат на исполнение налогового законодательства для
государства и для налогоплательщиков, но и формировала у последних понимание неотвратимости выявления нарушения и взыскания в бюджет полной суммы причитающихся к уплате налогов, то есть была прозрачной.
Если деятельность налогоплательщиков отчасти направлена на минимизацию налогообложения, то налоговое администрирование - на максимальную мобилизацию доходов для государства. Как отмечает С.В. За-польский: «Орган администрирования доходов,
являясь посредником между государством и плательщиком, призван создать наиболее экономичный режим мобилизации доходов соответствующего вида в бюджет, при котором мобилизованные в бюджет средства действительно соответствовали бы результатам хозяйственной деятельности и экономическому положению плательщика»1. Причем в качестве одного из критериев эффективности администрирования можно считать снижение для налогоплательщика затрат труда, времени и денежных средств в связи с выполнением им налоговой обязанности.
Налоговый контроль является не только методом администрирования, но и одной из главных составляющих финансового мониторинга, который в свою очередь является основой финансового контроля в государстве. Осуществление налогового контроля является главной задачей налоговых органов Российской Федерации. В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Налогового Кодекса Российской Федерации налоговыми органами в Российской Федерации являются Федеральная налоговая служба и ее подразделения в Российской Федерации. Налоговый контроль в системе управления выполняет двойную функцию: с одной стороны это обратная связь дающая информацию о состоянии управляемого налоговым администрированием хозяйствующего субъекта (проверяемого субъекта), а с другой - это проверка обратной связи (реакции, отклика) экономического субъекта (проверка представленных налоговых деклараций) на воздействие (налоговые нормы).
Вышесказанное (налоговый контроль - как обратная связь) имеет смысл с точки зрения информации в денежном выражении, которая является основой любого финансового контроля. Если рассматривать налоговый контроль только исключительно с правовой точки зрения, то в литературе налоговый контроль рассматривается в широком и узком аспектах.
В широком аспекте налоговый контроль - это совокупность мер государственного регулирования, обеспечивающая в целях осуществления эффективной государственной финансовой политики, экономическую безопасность государства и соблюдение государственных и муниципальных фискальных интересов.
В узком аспекте налоговый контроль - это контроль государства в лице компетентных органов за законностью и целесообразностью действий в процессе введения, уплаты или взимания налогов и сборов.2
Налоговый контроль - это специализированная (только в отношении налогов и сборов) составная часть государственного финансового контроля, сущность которой состоит не только в проверке соблюдения налогового законодательства, в проверке правильности исчисления, полноты и своевременности
1 Запольский С.В. О системе органов, администрирующих государственные доходы // Субъекты советского административного права: Сб. науч. трудов СЮИ. Свердловск, 1985. С. 148.
2 Цинделиани И.А. Учебник . Финансовое право.М.Волтерс Клу-вер.2011
НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ КАК ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
Нуцалханова О. К.
уплаты налогов и сборов, в устранении выявленных нарушений, но и обратная связь несущая информацию о реальном состоянии налоговых правоотношений и достоверности представляемых данных самим экономическим субъектом. Другими словами налоговый контроль - это правовая форма воздействия на управляемый объект (экономический субъект) с целью получения (уточнения) обратной связи несущей
экономическую информацию (в денежной форме) о состоянии (функционировании) системы налогового администрирования.
В настоящее время в области финансового контроля в целом и в области налогового контроля в частности используется понятие финансового мониторинга.3 Финансовый мониторинг, по определению
О.Н.Горбуновой, представляет собой постоянной слежение рублем за потоками денежных средств.4 К сожалению, в настоящее время эта тема недостаточно разработана, однако постоянное слежение за движением денежных средств в государстве делает финансовую деятельность прозрачной и является основным инструментом в борьбе с коррупцией.
В этой связи именно налоговый контроль может рассматриваться как комплексный финансовый мониторинг, в котором основную роль (информационную нагрузку) несут налоговые проверки.
Комплексность финансового мониторинга на основе налоговых проверок заключается в интегрированных показателях (информация о налогах) о деятельности хозяйствующего субъекта на микро уровне и хозяйствующих субъектах (по отраслям, регионам) - на макро уровне.
Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.5 Получаемая таким образом информация (обратная связь) показывает эффективность (в количественном выражении, а не только в качественном) финансово-кредитной политики государства, эффективность использования антикризисных мер, средств выделенных на целевые программы (по отраслям, регионам, конкретным подрядчикам). Все это возможно определить применяя различные методики обработки информации (обратной связи) получаемой посредством налогового контроля.
Налоговый контроль может осуществляться в различных формах, установленных Налоговым кодексом: постановка на учет, получение объяснений от налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора; осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода; истребование и выемка документов, экспертиза и другие формы, но основной и наиболее эффективной формой налогового контроля является налоговая проверка. Все указанные формы налогового контроля как и мониторинг несут комплекс-
3 Набиев С.А. Теоретические аспекты и практика применения соотношения правового регулирования государственного финансового контроля и финансового мониторинга. Диссертация на соискание степени к.ю.н. М.2008.
4 О.Н.Горбунова. Диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук., М.1996
5 Ст. 82 Налогового кодекса Российской Федерации: Части
первая и вторая. КонсультантПлюс
ную информацию о состоянии хозяйствующего субъекта как налогоплательщика.
Налоговая проверка является основной и, как показывает практика, наиболее эффективной формой налогового контроля как финансового мониторинга в налоговой сфере, позволяющей наиболее полно и обстоятельно проверить правильность уплаты налогов (сборов) и исполнение налогоплательщиком других обязанностей, возложенных на него законодательством о налогах и сборах.
Налоговые проверки обеспечивают непосредственный контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджеты разных уровней налогов и сборов, который может быть реализован только путем сопоставления представляемых налогоплательщиками налоговых деклараций (расчетов) с фактическими данными о его финансовохозяйственной деятельности, что является обратной (информационной) связью финансового мониторинга в налоговой сфере.
При этом следует иметь в виду, что управляющая система в лице налоговых органов как субъект управления, а управляемая (хозяйствующий субъект) как его объект. При этом всякая социальная система в большей или меньшей степени выступает одновременно в двух ролях: и в роли управляющего субъекта и в роли объекта управления.
Система налоговых органов обеспечивает функционирование налоговой системы, которая в свою очередь обеспечивает доходами бюджетную систему.
Налоговым кодексом Российской Федерации статьей 87 установлена следующая основная классификация налоговых проверок:
— камеральные;
— выездные.
Учитывая вышеизложенное, можно говорить лишь о двух видах налоговой проверки - камеральной и выездной, как о воздействии с целью получения информации в качестве обратной связи о перераспределении средств налогоплательщиков в бюджетную систему. Именно эти две проверки несут максимально возможную информацию о состоянии, как самого экономического субъекта, так и налогово-правовых отношений между хозяйствующим субъектом и государством, выраженную в количественной (денежной) форме.
Камеральные налоговые проверки являются оперативной, текущей формой контроля, однако их результаты в дальнейшем могут использоваться налоговыми органами для планирования и подготовки проведения выездных налоговых проверок6. Таким образом, информация по результатам камеральных проверок является обратной связью в системе налоговая система государства -налогоплательщик. По информации, получаемой по этой обратной связи налоговый орган принимает решение о дополнительном администрировании (проведении выездной проверки) в отношении этого (конкретного) налогоплательщика с целью получения дополнительной информации.
Основной задачей камеральной проверки на макро уровне служит получение информации (обратная связь) на воздействие налоговой политики государства в общем и воздействие конкретных налогов на единичный хозяйствующий субъект определенной отрасли в ограниченных территорией нахождения финансово-экономических (включая природные, климатические
6 См.: Сальникова Л.В. Налоговые проверки. - М.: Издательство «Альфа-пресс». 2004. С. 43.
и политические) условия. Хотя указанное в большей степени относится к социологии, однако, как камеральная проверка, так и в целом финансовый мониторинг (часть финансового контроля) дают информацию в качестве обратной связи не только в области экономики, но и в области социологии и политики. Эта информация содержится в налоговой и бухгалтерской отчетности хозяйствующего субъекта и результатах его проверки со стороны налоговых органов.
По сравнению с выездной налоговой проверкой, камеральная - более простая процедура. И как более простая процедура - она имеет менее информативный результат, что не умоляет ни в коей мере ее значение. Наибольшую информативность камеральный налоговые проверки могут приобретать на основании системной обработки их результатов за счет большого количества данных (большой объем проведенных проверок, систематизация, статистическая обработка, выявление законов и тенденций изменения параметров отчетности проверяемых хозяйствующих субъектов).
Выездная налоговая проверка, несмотря на изменения в порядке проведения камеральных налоговых проверок, не перестает быть наиболее эффективным инструментом налогового контроля с целью получения информации по обратной связи в системе налоговый орган - налогоплательщик.
Основной задачей выездной проверки служит кроме получения информации на воздействие налоговой политики государства в общем и воздействие конкретных налогов на единичный хозяйствующий субъект определенной отрасли в ограниченных территорией нахождения финансово-экономических (включая природные, климатические и политические) условия и получение информации на дополнительное воздействие со стороны государства - выездная налоговая проверка (обратная связь будет в значительной мере содержать информацию именно на это управляющее действие -доначисление налогов, санкции). Эта информация будет в основном содержаться в результатах его проверки со стороны налоговых органов и максимально отражать обратную связь в системе налоговый орган -налогоплательщик.
Выездные налоговые проверки необходимо проводить лишь выборочно, при наличии достаточных оснований предполагать наличие существенных нарушений налогового законодательства налогоплательщиком, проверку которого предстоит осуществить, и, соответственно, затраты на их проведение многократно перекрываются сумами дополнительно начисленных в результате данных проверок налогов, то есть определяющим критерием для принятия решения о проведении выездной налоговой проверки должен стать критерий эффективности. Если для системы налоговый орган - налогоплательщик информационная составляющая выездной налоговой проверки теоретически - абсолютна, то информационная составляющая выездных налоговых проверок для целей финансового мониторинга крайне незначительна в силу того что разница в информации получаемой от камеральной проверки состоит только в обратной связи в системе налоговый орган - налогоплательщик, и незначительно влияет на интегрированные показатели, необходимые для принятия решения о воздействии со стороны государства на экономику.
Камеральная налоговая проверка как действие по налоговому администрированию менее затратно как для налогоплательщика, так и для налогового органа. Однако информационная составляющая как для целей
финансового мониторинга так и для принятия решения о проведении выездной налоговой проверки (обратная связь в системе налоговый орган - налогоплательщик) является вполне достаточной, что позволяет сделать вывод о первенстве камеральной проверки по критерию максимальной эффективности (рассматривая затраты и получаемый объем информации для целей финансового мониторинга).
Говоря о проверках как об элементе системы управления нельзя не отметить их системную составляющую, которая и позволяет рассматривать налоговые проверки как основу системного анализа прямых и обратных связей в финансовом мониторинге, рассматривая последний как элемент финансового контроля.
Список литературы:
Горбунова О.Н. Диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук, М.1996
Запольский С.В. О системе органов, администрирующих государственные доходы // Субъекты советского административного права: Сб. науч. трудов СЮИ. Свердловск, 1985.
Набиев С.А. Теоретические аспекты и практика применения соотношения правового регулирования государственного финансового контроля и финансового мониторинга. Диссертация на соискание степени к.ю.н. М.2008.
Налоговый кодекс Российской Федерации: Ч.ч. 1 и 2. Кон-сультантПлюс
Сальникова Л.В. Налоговые проверки. - М.: Издательство «Альфа-пресс». 2004
Цинделиани И.А. Учебник. Финансовое право. М. Волтерс Клувер. 2011
Literature list:
Gorbunova, O. Dissertation for the degree of Doctor of Law, M.1996
Zapolski S. A system of organs, the Administration-regulating state income / / Subjects of soviet administrative law: Sat. scientific. Proceedings SUI. Sverdlovsk, 1985.
Nabiev, S. Theoretical aspects and practice of application of legal regulation of relations state-owned financial control and financial monitoring. Dissertation for the degree of Ph.D. M.2008.
Tax Code of the Russian Federation: Parts 1 and 2. ConsultantPlus
Salnikov L.V. Tax audits. - M.: Publish-proof "Alpha Press". 2004
Tsindeliani I.A. Tutorial. Finance law. M. Wolters Kluwer. 2011
Рецензия
На научную статью Нуцалхановой Оксаны Курбановны «Налоговый контроль как обратная связь в системе финансового мониторинга».
Работа является актуальной в связи с тем, что на сегодняшний день имеются многочисленные факты использования бюджетных денежных средств не по назначению. В то же время, существует программа БОР-бюджетирование ориентированная на результат, который в полной мере можно осуществить, только совершенствуя финансовый контроль и мониторинг.
В статье отмечено, что финансовый мониторинг представляет собой постоянное слежение за потоками денежных средств, однако, к сожалению, в настоящее время эта тема недостаточно разработана, хотя постоянное слежение за движением денежных средств в государстве делает финансовую деятельность прозрачной и является основным инструментом в борьбе с коррупцией.
Работа характеризуется актуальностью, с учетом новых подходов, а также с учетом использования кибернетических понятий.
Структура текста и стиль изложения соответствуют установленным требованиям.
Представляется, что статья соответствует требованиям, предъявляемым к научным работам, и может быть опубликована в открытой печати.
Научный руководитель, д.ю.н.,
профессор Горбунова О.Н.