Научная статья на тему 'Налоговый комплаенс: путь от улучшенных отношений налогоплательщиков и налоговых органов к международным программам совместного комплаенса'

Налоговый комплаенс: путь от улучшенных отношений налогоплательщиков и налоговых органов к международным программам совместного комплаенса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
727
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЙ КОМПЛАЕНС / СОВМЕСТНЫЙ КОМПЛАЕНС / ОЭСР / ICAP / НАЛОГОВЫЙ МОНИТОРИНГ / TAX COMPLIANCE / COOPERATIVE COMPLIANCE / OECD / TAX MONITORING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Левашенко Антонина Давидовна, Коваль Александра Александровна

Концепция совместного налогового комплаенса прошла развитие с улучшенных отношений налогоплательщиков и налоговых органов до комплексных программ совместного налогового комплаенса, в том числе международных. Россия уже делает уверенные шаги, направленные на развитие налогового комплаенса, что в первую очередь связано с совершенствованием института налогового мониторинга. Необходимо продолжить развивать стандарты налогового комплаенса, в том числе для МСП, определить стандарты оценки налоговых рисков клиентов для банков, реализовать программы поддержки российских компаний в спорах с налоговыми органами за рубежом, а также обеспечить эффективное участие России в международных программах совместного комплаенса. Статья подготовлена в рамках выполнения научно-исследовательской работы государственного задания РАНХиГС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Левашенко Антонина Давидовна, Коваль Александра Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TAX COMPLIANCE: WAY FROM ENHANCED RELATIONSHIPS BETWEEN TAXPAYERS AND TAX AUTHORITIES TO INTERNATIONAL JOINT COMPLIANCE PROGRAMS

The concept of cooperative tax compliance has evolved from enhanced relationships between taxpayers and tax authorities to comprehensive programs of joint tax compliance, including international. Russia is already taking steps to develop tax compliance, which is primarily associated with improving the institution of tax monitoring. It is necessary to continue to build tax compliance standards, including for small and medium-sized enterprises, establish rules for assessing tax risks of customers for banks, implement programs to support Russian companies in disputes with tax authorities abroad, and ensure active participation of Russia in international joint compliance programs. The article was prepared as part of the research work of the state assignment of the RANEPA.

Текст научной работы на тему «Налоговый комплаенс: путь от улучшенных отношений налогоплательщиков и налоговых органов к международным программам совместного комплаенса»

Налогообложение

НАЛОГОВЫЙ КОМПЛАЕНС: ПУТЬ ОТ УЛУЧШЕННЫХ ОТНОШЕНИИ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ И НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ К МЕЖДУНАРОДНЫМ ПРОГРАММАМ СОВМЕСТНОГО КОМПЛАЕНСА

А. Д. ЛЕВАШЕНКО А. А. КОВАЛЬ

Концепция совместного налогового комплаенса прошла развитие с улучшенных отношений налогоплательщиков и налоговых органов до комплексных программ совместного налогового комплаенса, в том числе международных. Россия уже делает уверенные шаги, направленные на развитие налогового комплаенса, что в первую очередь связано с совершенствованием института налогового мониторинга. Необходимо продолжить развивать стандарты налогового комплаенса, в том числе для МСП, определить стандарты оценки налоговых рисков клиентов для банков, реализовать программы поддержки российских компаний в спорах с налоговыми органами за рубежом, а также обеспечить эффективное участие России в международных программах совместного комплаенса.

Статья подготовлена в рамках выполнения научно-исследовательской работы государственного задания РАНХиГС.

Ключевые слова: налоговый комплаенс, совместный комплаенс, ОЭСР, 1САР, налоговый мониторинг.

Введение

Инструментом, призванным минимизировать налоговые риски, в международной практике стал комплексный налоговый комплаенс. Налоговый комплаенс в самом широком смысле этого понятия означает соответствие налоговым нормам закона, стандартам и установленным правилам. Если налогоплательщик внедрил налоговый комплаенс и может выявлять и сообщать о существенных рисках налоговой службе, роль контролирующего органа может быть сосредоточена на оценке системы мониторинга самого налогоплательщика, а не на детальном аудите всех его видов.

Системный подход к развитию концепции налогового комплаенса был заложен в ходе пересмотра Руководства для многонациональных предприятий ОЭСР в 2011 г. [5]. Руководство является первым и на сегодняшний день единственным комплексным международным инструментом корпоративной ответственно-

сти, охватывающим также и вопросы налогообложения. Документ опирается на результаты работы ОЭСР в сфере налогов, в первую очередь на нормы Модельной налоговой конвенции ОЭСР.

Принцип комплаенса предусматривает, что компании готовят и предоставляют все необходимые налоговые декларации, обеспечивают полное и своевременное раскрытие информации налоговым органам. Участники провозглашают, что их налоговое планирование основано на разумной интерпретации применимого законодательства и соответствует сущности экономической и коммерческой деятельности бизнеса, а также что они не будут совершать сделки, единственной целью которых является создание налоговой выгоды, превышающей разумное толкование соответствующих налоговых правил. Это предполагает, что компании, придерживающиеся стандартов ответственного ведения бизнеса, должны

Левашенко Антонина Давидовна, старший научный сотрудник, руководитель Российского центра компетенций и анализа стандартов ОЭСР, РАНХиГС при Президенте Российской Федерации (Москва), е-таП: antonina.lev@gmail.com; Коваль Александра Александровна, младший научный сотрудник Российского центра компетенций и анализа стандартов ОЭСР, РАНХиГС при Президенте Российской Федерации (Москва), е-таН: chil57@mail.ru

воздерживаться от налогового планирования, которое не обусловлено их коммерческой деятельностью, т.е. не прибегать к использованию промежуточных юрисдикций для снижения налоговой нагрузки.

Сегодня налоговый комплаенс не только является механизмом, направленным на обеспечение соблюдения норм налогового законодательства и пополнение бюджета, но и инструментом защиты прав налогоплательщиков за счет обеспечения баланса прав налогоплательщиков и новых подходов к налоговому администрированию, включая меры, принимаемые в соответствии с целями противодействия эрозии налоговой базы и вывода прибыли из-под налогообложения.

Налоговый комплаенс включает в себя комплекс мер, направленных на обеспечение соответствия налоговому законодательству. С учетом сложности налогового законодательства и существующих налоговых неопределенностей налогоплательщику фактически невозможно обеспечить полное соответствие налоговому законодательству в условиях отсутствия эффективного взаимодействия с налоговым органом. Поэтому сегодня акцент в оценке налогового комплаенса смещается с разговора о системе налогового контроля организации как таковой на обсуждение инструментов развития совместного налогового комплаенса, который предполагает сотрудничество налогоплательщиков и налоговых органов, в том числе в отношении того, что касается совершенствования систем налогового контроля.

Для укрепления доверия со стороны налоговой службы, а также инвесторов и других заинтересованных сторон, которые должны быть уверены в отсутствии рисков возникновения претензий, связанных с нарушением национального налогового законодательства и международных налоговых стандартов, компаниям необходимо не только обеспечить организацию и осуществление внутреннего контроля в рамках своей деятельности и при формировании налоговой и финансовой от-

четности, но и также принять налоговую политику, определяющую налоговую стратегию компании, и выстроить механизмы сотрудничества с налоговыми органами, в том числе в формате горизонтальных программ налогового комплаенса (в России - налоговый мониторинг).

Определение налогового комплаенса

Если обратиться к словарю налоговых терминов ОЭСР, то в нем приводится следующее определение понятия «налоговый комплаенс»: «степень, в которой налогоплательщик соблюдает (или не соблюдает) налоговые правила своей страны, например, декларируя доход, представляя декларацию и выплачивая налог своевременно» [4]. Налоговый комплаенс -элемент общей системы управления рисками. ОЭСР рассматривает его как стандарт компании, основанный на готовности добровольно раскрыть информацию налоговым органам.

Как подчеркивалось в отчете ОЭСР 2010 г., компаниям, которые стремятся соблюдать налоговые требования, необходимо иметь систему налогового контроля для управления своими налоговыми рисками как часть системы внутреннего контроля [8]. Использование системы внутреннего контроля в отношении налогов обеспечит постоянное и актуальное представление бизнеса о его налоговых рисках и позволит предоставлять налоговому органу надежную информацию. Использование бизнесом системы внутреннего контроля в отношении налогов демонстрирует его готовность прозрачно взаимодействовать с налоговой администрацией, которая должна ответить взаимностью, обеспечив повышенную и своевременную налоговую определенность.

С учетом того, что деятельность налогоплательщика контролируется со стороны налоговой администрации, он должен иметь возможность выявлять, документировать и сообщать о любых соответствующих налоговых рисках в налоговую администрацию при условии, что конкретные налоговые требования

включены в систему внутреннего контроля. Эти конкретные налоговые требования иногда описываются в качестве системы налогового контроля, которая фокусируется на внутреннем контроле налоговых процессов.

Если налогоплательщик в состоянии обнаружить и сообщить о каком-либо значимом риске налоговому органу, роль контролирующего органа может быть сконцентрирована на оценке системы мониторинга самого налогоплательщика, а не на навязчивых проверках.

Расширенные (улучшенные) отношения и совместный комплаенс

В исследовании ОЭСР 2008 г. «Роль налоговых посредников» был определен термин «расширенные отношения» [7]. Это отношения сотрудничества между налогоплательщиками и налоговыми органами, основанные на доверии. С 2008 г. многие налоговые органы внедрили подходы к комплаенсу, основанные на принципах, определенных в исследовании ОЭСР.

Несмотря на то что большинство принципов, лежащих в основе комплаенса, сегодня сохраняют свою актуальность, с течением времени в этой сфере возникли новые проблемы. Одна из них - разработка налоговыми органами стратегий управления рисками соблюдения нормативно-правовых актов, которые сосредоточены на эффективном улучшении комплаенса у налогоплательщиков. Развитие отношений сотрудничества с крупными компаниями отныне включено в эти стратегии. Кроме того, системы налогового контроля стали ключевым инструментом раскрытия информации и прозрачности.

Еще в 2008 г. ОЭСР определила 7 ключевых составляющих, которые являются залогом сбалансированных отношений между налоговыми органами и налогоплательщиками [3]. Это взаимопонимание, основанное на коммерческой осведомленности, беспристрастности, пропорциональности, открытости через раскрытие информации, прозрачности и отзывчивости налоговых органов, а также раскры-

тии и прозрачности налогоплательщиков в их отношениях с налоговыми органами. ОЭСР подчеркивает: крайне важно, чтобы налоговые органы хорошо понимали коммерческие факторы деятельности крупнейших налогоплательщиков. Например,ирландское подразделение по рассмотрению дел крупных налогоплательщиков сформировало отраслевые базисы, что способствует накоплению опыта и углублению знаний о проблемах отрасли, которые формируют определенное налоговое поведение.

В тот момент программы расширенного взаимодействия налоговых органов с крупными налогоплательщиками применялись в Ирландии, Нидерландах и в США и уже разрабатывались в Австралии, Южной Африке и Великобритании. В настоящее время число таких программ существенно увеличилось.

Термин «расширенные отношения» также поднял вопрос о природе подхода к неравенству в налоговом режиме и вызвал соответствующие дискуссии. Крупные налогоплательщики и налоговые органы были обеспокоены тем, что название «расширенные отношения» породило недопонимание, а в некоторых случаях - подозрение в том, что данная концепция нарушает важные принципы, такие как равенство перед законом.

От расширенных отношений к совместному комплаенсу

На площадке ОЭСР представители налоговых органов пришли к общему пониманию того, что термин «совместный комплаенс» определяет концепцию наиболее точно,поскольку он не только описывает процесс сотрудничества, но и демонстрирует его цель как часть стратегии управления рисками соответствия нормативно-правовой базе налогового органа: соблюдение, ведущее к уплате правильной суммы налога в нужное время. Совместный комплаенс может быть определен как установление доверительных отношений сотрудничества между налогоплательщиками и налоговыми органами на основе добровольного соблюдения налогового законодательства, ведущее

к уплате нужной суммы налога в нужное время. Как горизонтальный мониторинг, так и совместное соблюдение сокращают число активных принудительных мер, что приводит к сдвигу в направлении большей саморегуляции комплаенса [2].

Существуют доказательства преимуществ совместного соблюдения комплаенса как для налогоплательщиков, так и для налоговых администраций: более быстрые ответы на вопросы; большая ясность в налоговых позициях, поскольку сомнительные налоговые вопросы будут решаться до представления отчетности; меньшее количество вопросов, подлежащих решению в суде; уменьшение потребности в длительных налоговых проверках и повышение правовой определенности и предсказуемости. В результате ожидается снижение административных расходов на налоговое администрирование и расходов на соблюдение требований для налогоплательщиков. В России понятие совместного комп-лаенса не используется, однако реализуется один из его элементов - программа налогового мониторинга.

Совместный комплаенс как важная часть стандартов ответственного поведения

Совместный комплаенс предполагает следование не только букве, но и духу закона. Так, в Кодекс практики налогообложения банков Великобритании от 9 декабря 2009 г. было включено следующее заявление: «Правительство ожидает, что банковские группы, их дочерние компании и их филиалы, работающие в Великобритании, будут соблюдать дух, а также букву налогового законодательства, соблюдая и следуя намерениям парламента» [3]. Концепция «духа закона» была направлена на недопущение агрессивного налогового планирования, а также на определение обязательств в отношении прозрачности. Эта концепция получила международное признание после пересмотра в 2011 г. Руководства ОЭСР для многонациональных предприятий.

ОЭСР много лет работает над развитием стандартов и инструментов для более сильной и справедливой экономики. Руководство для многонациональных предприятий является одним из этих стандартов. Это руководство представляет собой добровольный набор принципов и стандартов ответственного ведения бизнеса. Пересмотренное Руководство было принято 42 странами 25 мая 2011 г. на 50-й ежегодной министерской встрече ОЭСР. Сейчас участниками Руководства являются уже 49 стран.

Управление налоговыми рисками и соблюдение налоговых требований выступают важными элементами более широкой системы управления рисками. Советы директоров компаний должны принять стратегии управления налоговыми рисками, чтобы гарантировать, что финансовые, регуляторные и репутацион-ные риски полностью определены и оценены. Обязательства бизнеса сотрудничать, быть прозрачным и соответствовать налоговым требованиям должны быть отражены в его системах, структурах и политике управления рисками. Комплексная стратегия последнего, включающая в себя учет налоговых вопросов, позволит предприятию действовать в соответствии с законом, а также эффективно управлять налоговыми рисками.

Руководство для многонациональных предприятий завершается главой о налогообложении, которая содержит следующее положение: «В частности, предприятия должны соблюдать как букву, так и дух налогового законодательства и нормативных актов стран, в которых они работают. Соблюдение духа закона означает распознавание и следование замыслу законодательного органа. Это не требует от предприятия производить платеж сверх суммы, взимаемой по закону в соответствии с такой интерпретацией». Согласно Руководству компания соблюдает дух налогового законодательства и нормативных актов, если она предпринимает разумные шаги для определения намерения законодательного органа и интерпретирует эти налоговые правила в со-

ответствии с этим намерением в свете установленного законом языка и актуальной законодательной истории.

Транзакции не должны быть структурированы таким образом, чтобы иметь налоговые результаты, которые несовместимы с основными экономическими последствиями транзакции, если только не существует специального законодательства, предназначенного для достижения этого результата. В этом случае предприятие должно разумно полагать, что сделка структурирована таким образом, что обеспечивает предприятию налоговый результат, который не противоречит намерениям законодательного органа.

В России задача развития налогового комплаенса в контексте внедрения стандартов ответственного ведения бизнеса не зафиксирована, поскольку не поставлена общая цель внедрения стандартов ОЭСР по ответственному ведению бизнеса. В отличие от более чем 40 стран в РФ нет комплексного плана, как помочь компаниям ввести подобные стандарты ответственного поведения. Ценность таких национальных планов заключается в том, что они определяют виды стандартов, предусматривают стимулирующие меры и устанавливают приоритет компаний, такие стандарты внедривших, в получении, в частности, экспортных кредитов, участии в государственных закупках и т.д.

Во многих странах программы совместного комплаенса были запущены в качестве пилотных и только затем приобретали статус формально закрепленных. Преимущество пилотной программы заключается в том, что она позволяет довольно легко вносить изменения в первоначальный подход и эти изменения помогают улучшить модель совместного комплаенса. Например, в Австрии пилотный проект программы горизонтального мониторинга с участием 10 компаний был запущен в 2011 г., а перерос в формально закрепленную программу в 2014 г. В Дании пилотный проект был запущен в 2008 г., а формальная программа комплаенса - в 2012 г. [3].

Подходы, основанные на совместном ком-плаенсе, лучше всего охарактеризовать как «прозрачность в обмен на определенность». Основанием для таких взаимоотношений является реализация совместного подхода к совершенствованию управления налоговыми рисками и общего соблюдения налоговых норм с преимуществами для обеих сторон. Не все страны вносят изменения в налоговые законодательства для реализации программ совместного комплаенса. Ключевое значение при этом приобретает именно вопрос заключения соглашений с налогоплательщиками (например, как в случае с годовым соглашением о налоговом комплаенсе в Австралии).

В Нидерландах налогоплательщики подписывают индивидуальное соглашение с налоговым органом, в котором изложены принципы горизонтального мониторинга и методы сотрудничества. В Испании совместный подход к соблюдению программ совместного комплаенса был изложен в Кодексе надлежащей налоговой практики, который был одобрен Форумом крупных компаний в июле 2010 г. (Этот форум был создан в июле 2009 г. и состоит из испанского налогового агентства и нескольких десятков ведущих крупных компаний, работающих в 15 различных секторах экономики.)

Изначально программы совместного комплаенса были адресованы ограниченному числу участников, которые должны соответствовать определенным критериям. В большинстве стран подход к совместному комплаенсу предлагается для определенного класса налогоплательщиков, которые обычно выбираются с помощью объективных критериев, таких как размер и сложность структуры. Так, например, пилотный проект Австрии был открыт только для предприятий с оборотом более 9 млн. евро. Нидерланды стали первой страной, которая разработала и внедрила формальный подход к совместному комплаенсу для всех компаний - крупных предприятий, а также малого и среднего бизнеса (МСП). В большинстве случаев для участия в програм-

ме совместного комплаенса необходимо подать заявление. Но, например, в Сингапуре налоговая служба IRAS должна пригласить крупных корпоративных налогоплательщиков присоединиться к программе совместного комплаенса ETR.

Некоторые страны прямо исключают возможность заключения соглашений о совместном комплаенсе с налогоплательщиками с высоким риском. Так, австралийская программа совместного комплаенса больше всего подходит для тех крупных предприятий, которые классифицируются как «ключевые налогоплательщики», и большинство крупнейших предприятий Австралии попадают в эту категорию. Компании же с более высокими рисками, у которых имеется неоднозначное с точки зрения комплаенса налоговое планирование, как правило, из нее исключены. В этом отношении структура дифференциации рисков выступает ключевым фактором для оценки налогового риска крупных предприятий и определения интенсивности реагирования налоговых органов.

В Великобритании все налогоплательщики должны соблюдать установленные законом требования по раскрытию информации о схемах уклонения от налогообложения, которые они предлагают другим компаниям или планируют использовать самостоятельно. В США налогоплательщики добровольно подают заявки и принимаются в программу совместного комплаенса на основе критериев, которые включают в себя высокие ожидания прозрачного взаимодействия, основанного на принципах сотрудничества. В Нидерландах для участия в горизонтальном мониторинге важно, чтобы налоговые проблемы прошлых лет были решены; также должны быть соблюдены другие условия - например, об уровне контроля бизнеса над налоговыми процессами, прежде чем соглашение о комплаенсе может быть подписано. В Австрии нет правила обязательного раскрытия, но компании могут быть исключены из программы, если они не предоставят всю необходимую инфор-

мацию, такую как доступ к системе бухгалтерского учета, стратегические документы, касающиеся запланированных или реализованных изменений в организации, внутренняя отчетность, документация по трансфертному ценообразованию и соглашения с иностранными налоговыми органами.

Международные программы совместного комплаенса

ОЭСР считает, что страны не должны ограничиваться национальными программами совместного комплаенса - необходимо развитие трансграничных инструментов сотрудничества. Под многосторонним совместным комплаенсом ОЭСР понимает договоренность между налогоплательщиком и двумя или более налоговыми органами, в которой все стороны соглашаются применять принципы совместного комп-лаенса для управления налоговыми вопросами, представляющими общий интерес для всех сторон. Целями трансграничных отношений комплаенса являются достижение практической определенности и снижение бремени соблюдения, связанного с международными сделками. Нидерланды и Великобритания стали первыми странами, которые установили совместные отношения по вопросу комплаенса с крупным бизнесом, охватывающие различные юридические и налоговые вопросы - в отличие от многосторонних соглашений о ценообразовании, которые касаются только трансфертного ценообразования.

Сотрудничество налоговых органов привело к быстрому обмену информацией, оперативному решению проблем и предотвращению ненужных и длительных споров. Первая многосторонняя программа ОЭСР International Compliance Assurance Programme (ICAP), направленная на обеспечение совместного налогового комплаенса, была запущена в 2018 г. [6]. Второй пилотный проект ICAP (ICAP 2.0) был начат в 2019 г. Его участниками стали 19 юрисдикций, в том числе и Россия. Другие страны-участницы ЕАЭС в настоящее время не присоединились к программе ICAP.

ICAP представляет собой добровольную программу многосторонней совместной оценки налоговых рисков многонациональных компаний. Программа предполагает выстраивание партнерских отношений между крупными налогоплательщиками и налоговыми органами и возможна только при условии, что представители бизнеса готовы осуществлять обмен релевантной информацией с налоговыми администрациями стран-участниц программы.

В рамках программы ICAP ОЭСР компании могут взаимодействовать одновременно с несколькими налоговыми органами, а также получают эффективный инструмент сотрудничества с налоговыми администрациями в рамках процесса оценки налоговых рисков своей деятельности. Сотрудничество нескольких налоговых администраций и многонациональной компании способствует сокращению споров в рамках взаимосогласительных процедур, предусмотренных положениями соглашений об избежании двойного налогообложения. Механизмы совместной оценки налоговых рисков позволяют налоговым администрациям обсудить отдельные сделки и бизнес-операции, в том числе трансграничные, еще на этапе оценки налогового риска.

Заключение

Таким образом, концепция налогового комп-лаенса получила широкое развитие - начиная с понимания необходимости добровольного соблюдения налогового комплаенса и разработки стандартов в отношении систем внутреннего контроля налоговых рисков до улучшенных отношений налогоплательщиков и налоговых органов, а также программ совместного налогового комплаенса, включая международные. Россия уже делает уверенные шаги, направленные на развитие налогового комплаенса, что в первую очередь связано с реализацией программы налогового мониторинга, а также с планами по ее развитию.

Правительство РФ распоряжением от 21 февраля 2020 г. № 381-р утвердило Концеп-

цию развития и функционирования в России системы налогового мониторинга, которая, в частности, предполагает: интеграцию налогового контроля в информационную среду плательщиков с одновременным отказом от налоговых проверок, расширение доступа к информационным системам плательщиков в режиме реального времени, совершенствование риск-ориентированного подхода к контролю за счет единых стандартов развития системы внутреннего контроля, в том числе переход к совместной оценке рисков (карте типовых рисков для отдельных отраслей, формированию консолидированного перечня рисков и др.) [1]. Россия первой из стран-не членов ОЭСР присоединилась к международной программе Организации ICAP (International Compliance Assurance Programe) [6]. Однако многое еще предстоит сделать для дальнейшей имплементации стандарта совместного налогового комплаенса в практику работы налоговой службы.

Представляется необходимым развивать стандарты по налоговому комплаенсу не только для крупного бизнеса (даже с учетом предложений по снижению порогов для вступления в мониторинг в Концепции), но и для МСП, в том числе за счет укрепления партнерских отношений с налоговыми консультантами, определить стандарты оценки налоговых рисков клиентов для банков и институтов развития с учетом лучших зарубежных практик по выстраиванию налогового комплаенса для финансовых институтов, реализовать программы поддержки российских компаний в спорах с налоговыми органами за рубежом, а также обеспечить эффективное участие России и российских компаний в международных программах совместного комплаенса как со странами-членами ОЭСР, так и с партнерами РФ по Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС). На территории ЕАЭС может быть реализован пилотный проект многостороннего налогового комплаенса с учетом передовой практики России и стран ОЭСР. ■

Литература / References

1. Распоряжение Правительства РФ от 21.02.2020 г. № 381-р «Об утверждении Концепции развития и функционирования в Российской Федерации системы налогового мониторинга» // База правовых документов «Консультант Плюс» / Executive order of RF Government dated 21.02.2020. No. 381-p "On Approval of Concept for Development and Performance in the Russian Federation of the System of Tax Monitoring" // Legal data bank "Konsultant Plus". URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_346794/

2. Gribnau H., Huiskers-Stoop E. Promotion of Tax Compliance: Cooperative Compliance and the Dutch Horizontal Monitoring Model // Tax Law and Economics: Blog of Leiden Law School. 2019. URL: https:// leidenlawblog.nl/articles/promotion-of-tax-compliance-cooperative-compliance-and-the-dutch-horizontal

3. OECD. Co-operative Tax Compliance: Building Better Tax Control Frameworks. OECD Publishing. URL: https://www.oecd.org/publications/co-operative-tax-compliance-9789264253384-en.htm

4. OECD. Glossary of Tax Terms. 2020. URL: https://www.oecd.org/ctp/glossaryoftaxterms.htm

5. OECD. OECD Guidelines for Multinational Enterprises. OECD Publishing. 2011. URL: http://www.oecd.org/ daf/inv/mne/48004323.pdf

6. OECD. OECD International Compliance Assurance Programme (ICAP). URL: https://www.oecd.org/tax/ forum-on-tax-administration/international-compliance-assurance-programme.htm

7. OECD. Study into the Role of Tax Intermediaries. OECD Publishing. 2008. URL: https://www.oecd.org/ tax/administration/studyintotheroleoftaxintermediaries.htm

8. OECD. Tax Compliance and Tax Accounting Systems / Information Note. OECD Forum on Tax Administration. 2010. URL: http://www.oecd.org/tax/administration/45045662.pdf

Tax Compliance: Way from Enhanced Relationships between Taxpayers and Tax Authorities to International Joint Compliance Programs

Antonina D. Levashenko - Senior Researcher, Head of Russia-OECD Center, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Moscow, Russia). E-mail: antonina.lev@gmail.com Alexandra A. Koval - Younger Researcher of Russia-OECD Center, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Moscow, Russia). E-mail: chil57@mail.ru

The concept of cooperative tax compliance has evolved from enhanced relationships between taxpayers and tax authorities to comprehensive programs of joint tax compliance, including international. Russia is already taking steps to develop tax compliance, which is primarily associated with improving the institution of tax monitoring. It is necessary to continue to build tax compliance standards, including for small and medium-sized enterprises, establish rules for assessing tax risks of customers for banks, implement programs to support Russian companies in disputes with tax authorities abroad, and ensure active participation of Russia in international joint compliance programs.

The article was prepared as part of the research work of the state assignment of the RANEPA.

Key words: tax compliance, cooperative compliance, OECD, ICAP, tax monitoring.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.