Научная статья на тему 'Налоговый и бухгалтерский учет хозяйственных операций в садовом некоммерческом товариществе'

Налоговый и бухгалтерский учет хозяйственных операций в садовом некоммерческом товариществе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
657
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СНТ / БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ / НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ / ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ОПЕРАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Царева А. А., Мельникова Е. Е.

В статье рассмотрены вопросы налогового и бухгалтерского учета хозяйственных операций в садовом некоммерческом товариществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Налоговый и бухгалтерский учет хозяйственных операций в садовом некоммерческом товариществе»

Учет в некоммерческих организациях

НАЛОГОВЫЙ И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ В САДОВОМ НЕКОММЕРЧЕСКОМ ТОВАРИЩЕСТВЕ

А. А. ЦАРЕВА, Е. Е. МЕЛЬНИКОВА, эксперты службы правового консалтинга ГАРАНТ

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (далее — Закон № 66-ФЗ) граждане в целях реализации своих прав на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, владение, пользование и распоряжение данными земельными участками, а также в целях удовлетворения потребностей, связанных с реализацией таких прав, могут создавать садоводческие некоммерческие товарищества (СНТ).

Согласно ст. 6 Закона № 66-ФЗ садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение как некоммерческая организация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых оно создано.

СНТ считается созданным с момента его государственной регистрации, имеет в собственности обособленное имущество, приходно-расходную смету, печать с полным наименованием такого объединения на русском языке или на русском языке и государственном языке соответствующей республики и вправе в установленном порядке открывать счета в банках на территории Российской Федерации, иметь штампы и бланки со своим наименованием, а также зарегистрированную в установленном порядке эмблему.

Пример. Садоводческое некоммерческое товарищество применяет упрощенную систему налогообложения (УСН) с объектом обложения «доходы минус расходы». Книга учета доходов и расходов не ведется, налоги не уплачиваются, декларации не представляются, бухгалтерский учет не ведется, и бухгалтерская отчетность товариществом не сдается. Прием работников в штат не оформлен, и страховые взносы не уплачиваются.

Какие санкции могут быть применены к садоводческому некоммерческому товариществу в связи с отсутствием делопроизводства, налогового и бухгалтерского учета хозяйственных операций. Может ли общее собрание садоводов (высший орган управления) принять решение об отказе ведения бухгалтерского учета?

Общее собрание садоводов СНТ не вправе принимать решение об отказе ведения бухгалтерского учета, так как это не относится к исключительной компетенции общего собрания членов садоводческого некоммерческого товарищества. За отсутствие бухгалтерского и налогового учета законодательством Российской Федерации предусмотрены соответствующие санкции.

Статьей 21 Закона № 66-ФЗ предусмотрен закрытый перечень вопросов, относящихся к исключительной компетенции общего собрания членов СНТ:

1) внесение изменений в устав такого объединения и дополнений к уставу или утверждение устава в новой редакции;

2) прием в члены такого объединения и исключение из его членов;

3) определение количественного состава правления такого объединения, избрание членов его правления и досрочное прекращение их полномочий;

4) избрание председателя правления и досрочное прекращение его полномочий, если уставом такого объединения не установлено иное;

5) избрание членов ревизионной комиссии (ревизора) такого объединения и досрочное прекращение их полномочий;

6) избрание членов комиссии по контролю за соблюдением законодательства и досрочное прекращение их полномочий;

7) принятие решений об организации представительств, фонда взаимного кредитования, фонда проката такого объединения, о его вступлении в ассоциации (союзы) садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений;

8) утверждение внутренних регламентов такого объединения, в том числе ведения:

^ общего собрания членов такого объединения

(собрания уполномоченных); ^ деятельности его правления; ^ работы ревизионной комиссии (ревизора); ^ работы комиссии по контролю за соблюдением

законодательства; ^ организации и деятельности его представительств;

^ организации и деятельности фонда взаимного

кредитования; ^ организации и деятельности фонда проката; ^ внутреннего распорядка работы такого объединения;

9) принятие решений о реорганизации или о ликвидации такого объединения, назначении ликвидационной комиссии, а также утверждение промежуточного и окончательного ликвидационных балансов;

10) принятие решений о формировании и об использовании имущества такого объединения, о создании и развитии объектов инфраструктуры, а также установление размеров целевых фондов и соответствующих взносов;

11) установление размера пеней за несвоевременную уплату взносов, изменение сроков внесения взносов малообеспеченными членами такого объединения;

12) утверждение приходно-расходной сметы такого объединения и принятие решений о ее исполнении;

13) рассмотрение жалоб на решения и действия членов правления, председателя правления, членов ревизионной комиссии (ревизора), членов комиссии по контролю за соблюдением законодательства, должностных лиц фонда взаимного кредитования и должностных лиц фонда проката;

14) утверждение отчетов правления, ревизионной комиссии (ревизора), комиссии по контролю за соблюдением законодательства, фонда взаимного кредитования, фонда проката;

15) поощрение членов правления, ревизионной комиссии (ревизора), комиссии по контролю за соблюдением законодательства, фонда взаимного кредитования, фонда проката и членов такого объединения;

16) принятие решения о приобретении земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования, в собственность такого объединения.

Следовательно, общее собрание членов СНТ (собрание уполномоченных) вправе рассматривать любые вопросы деятельности такого объединения и принимать по ним решения.

Более того, согласно п. 3 ст. 22 Закона № 66-ФЗ к компетенции правления садоводческого некоммерческого объединения, в том числе относятся:

— составление приходно-расходных смет и отчетов, представление их на утверждение общего собрания его членов (собрания уполномоченных);

— распоряжение материальными и нематериальными активами в пределах, необходимых для обеспечения его текущей деятельности;

— организация учета и отчетности, подготовка годового отчета и представление его на утверждение общего собрания;

— обеспечение делопроизводства и содержание его архива;

— прием на работу в такое объединение лиц по трудовым договорам, их увольнение, поощрение и наложение на них взысканий, ведение учета работников;

— контроль за своевременным внесением вступительных, членских, целевых, паевых и дополнительных взносов.

Таким образом, общее собрание садоводов не вправе принимать решение об отказе ведения бухгалтерского и налогового учета.

Следует отметить, что с 01.01.2013 в связи с вступлением в силу Федерального закона от

06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон № 402-ФЗ) организации, применяющие упрощенную систему налогообложения (УСН), обязаны вести бухгалтерский учет в общеустановленном порядке (ч. 1 ст. 2, ст. 6 Закона № 402-ФЗ, письмо Минфина России от 23.10.2012 № 03-11-09/80). При этом они обязаны учитывать доходы и расходы в соответствии с гл. 26.2 Налогового кодекса РФ (НК РФ), а также вести учет основных средств и нематериальных активов в порядке, предусмотренном законодательством РФ о бухгалтерском учете.

В то же время на основании п. 4 ст. 346.11 НК РФ для организаций, применяющих УСН, сохраняется действующий порядок ведения кассовых операций, утвержденный положением Банка России от 12.10.2011 № 373-П «О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации» и Федеральным законом от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт».

На основании п. 3 ст. 7 Закона № 402-ФЗ руководитель экономического субъекта обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета.

Вместе с тем для субъектов малого предпринимательства и отдельных форм некоммерческих организаций п. 3 ст. 20 и подп. 10 п. 3 ст. 21 Закона № 402-ФЗ предусмотрена возможность использования упрощенных способов ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую отчетность. При ведении бухгалтерского учета в упрощенной форме можно руководствоваться Типовыми рекомендациями по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утвержденными приказом Минфина России от 21.12.1998 № 64н, применять которые следует с учетом изменений, произошедших в нормативном правовом регулировании бухгалтерского учета, а также информацией Минфина России от 19.07.2011 № ПЗ-3/2010 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства».

Помимо того, что организации, применяющие УСН, с 2013 г. обязаны вести полноценный бухгалтерский учет, они также будут обязаны сдавать бухгалтерскую отчетность. Приказом Минфина России

от 17.08.2012 № 113н «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 2 июля 2010 г. № 66н» для малого бизнеса установлены упрощенные формы отчетности.

Статьей 346.24 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики обязаны вести учет доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы по УСН в книге учета доходов и расходов, форма и порядок заполнения которой утверждены приказом Минфина России от 22.10.2012 № 135н «Об утверждении форм Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, Книги учета доходов индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения, и Порядков их заполнения».

На основании ст. 346.23 НК РФ налоговая декларация по итогам налогового периода представляется налогоплательщиками-организациями не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Так как в приведенном в примере СНТ отсутствует делопроизводство, а также налоговый и бухгалтерский учет хозяйственных операций, то к нему могут быть применены следующие санкции, предусмотренные нормами законодательства: ^ непредставление в установленный срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 % неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 % указанной суммы и не менее 1 000 руб. (ст. 119 НК РФ); ^ грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, влечет взыскание штрафа в размере 10 тыс. руб. Те же деяния, если они совершены в течение более одного налогового периода, влекут взыскание штрафа в размере 30 тыс. руб. Те же деяния, если они повлекли занижение налоговой базы, влекут взыскание штрафа в размере 20 % от суммы неуплаченного налога, но не менее 40 тыс. руб. (ст. 120 НК РФ). Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения понимается отсутствие первичных документов или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета или налогового учета,

систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета, в регистрах налогового учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика; ^ неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия), влечет взыскание штрафа в размере 20 % от неуплаченной суммы налога (сбора) (ст. 122 НК РФ). Те же деяния, совершенные умышленно, влекут взыскание штрафа в размере 40 % от неуплаченной суммы налога (сбора);

^ неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20 % от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению (ст. 123 НК РФ); ^ непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных ст. 119 и 129.4 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ (ст. 126 НК РФ). Непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе организации предоставить имеющиеся у нее документы, предусмотренные НК РФ, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа, а равно иное уклонение от предоставления таких документов, либо предоставление документов с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушения законодательства о налогах и сборах, предусмотренного ст. 135.1 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 10 тыс. руб.

Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обяза-

тельного медицинского страхования» (далее — Закон № 212-ФЗ) предусмотрены следующие санкции за нарушение законодательства: ^ непредставление плательщиком страховых взносов в установленный срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 % суммы страховых взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30 % от указанной суммы и не менее 1 000 руб. (ст. 46 Закона № 212-ФЗ); ^ неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 % неуплаченной суммы страховых взносов (ст. 47 Закона № 212-ФЗ). Те же деяния, совершенные умышленно, влекут взыскание штрафа в размере 40 % неуплаченной суммы страховых взносов;

^ отказ или непредставление в установленный срок плательщиком страховых взносов в орган контроля за уплатой страховых взносов документов (копий документов), необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов, влечет взыскание штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ (ст. 48 Закона № 212-ФЗ).

Штрафные санкции за непредставление сведений персонифицированного учета предусмотрены ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», в соответствии с которой за непредставление в установленные сроки сведений либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 % причитающихся платежей в Пенсионный фонд РФ.

Федеральным законом от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее — Закон № 125-ФЗ) предусмотрена следующая ответственность:

^ нарушение срока регистрации в качестве страхователя у страховщика влечет взыскание штрафа в размере 5 тыс. руб.; ^ нарушение срока регистрации в качестве страхователя у страховщика более чем на 90 дней влечет взыскание штрафа в размере 10 тыс. руб.;

^ осуществление деятельности без регистрации в качестве страхователя у страховщика влечет взыскание штрафа в размере 10 % облагаемой базы для начисления страховых взносов, определяемой за весь период осуществления деятельности без указанной регистрации у страховщика, но не менее 20 тыс. руб.; ^ неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения облагаемой базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления сумм страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20 % причитающейся к уплате суммы страховых взносов, а умышленное совершение указанных деяний — в размере 40 % причитающейся к уплате суммы страховых взносов; ^ непредставление страхователем в установленный настоящим Федеральным законом срок установленной отчетности страховщику влечет взыскание штрафа в размере 5 % суммы страховых взносов, подлежащей уплате (доплате) на основе этой отчетности, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 % указанной суммы и не менее 100 руб.; ^ непредставление страхователем установленной отчетности страховщику в течение более 180 календарных дней по истечении установленного срока представления такой отчетности влечет взыскание штрафа в размере 30 % суммы страховых взносов, подлежащей уплате на основе этой отчетности, и 10 % суммы страховых взносов, подлежащей уплате на основе этой отчетности, за каждый полный или неполный месяц, начиная со 181-го календарного дня, но не менее 1 000 руб.

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) предусмотрена следующая ответственность: ^ нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями

сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, влечет наложение административного штрафа:

— на должностных лиц в размере от 4 тыс. до 5 тыс. руб.;

— на юридических лиц — от 40 тыс. до 50 тыс. руб. (ст. 15.1 КоАП РФ);

^ нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 300 до 500 руб. (ст. 15.5 КоАП РФ);

^ непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде влечет наложение административного штрафа:

— на граждан — в размере от 100 до 300 руб.;

— на должностных лиц — от 300 до 500 руб. (ст. 15.6 КоАП РФ);

^ грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, а равно порядка и сроков хранения учетных документов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2 тыс. до 3 тыс. руб. (ст. 15.11 КоАП РФ). Под грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности понимается искажение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10 %; искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10 %;

^ нарушение установленных законодательством Российской Федерации о страховых взносах сроков представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в органы государственных внебюджетных фондов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 300 до 500 руб. (ст. 15.33 КоАП РФ);

^ непредставление в установленный срок либо отказ от представления в органы государственных внебюджетных фондов документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 300 до 500 руб.; ^ непредставление в установленный срок либо отказ от представления в орган государственного внебюджетного фонда документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления контроля за правильностью выплаты страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 300 до 500 руб.; ^ сокрытие страхователем наступления страхового случая при обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 300 до 500 руб., на должностных лиц — в размере от 500 до 1 000 тыс. руб., на юридических лиц — в размере от 5 тыс. до 10 тыс. руб. (ст. 15.34 КоАП РФ).

Список литературы

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ.

2. Налоговый кодекс РФ (часть первая): Федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ.

3. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

4. О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 2 июля 2010 г. № 66н: приказ Минфина России от 17.08.2012 № 113н.

5. О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт: Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ.

6. О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации: положение Банка России от

12.10.2011 № 373-П.

7. О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан: Федеральный закон от 15.04.1998 № 66-ФЗ.

8. О типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства: приказ Минфина России от 21.12.1998 № 64н.

9. Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования: Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ.

10. Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний: Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ.

11. Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства: информация Минфина России от 19.07.2011 № ПЗ-3/2010.

12. Об утверждении форм Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, Книги учета доходов индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения, и Порядков их заполнения: приказ Минфина России от

22.10.2012 № 135н.

13. Письмо Минфина России от 23.10.2012 № 03-11-09/80.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.