Научная статья на тему 'Налоговый аудит как инструмент по управлению налоговыми рисками'

Налоговый аудит как инструмент по управлению налоговыми рисками Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
161
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГИ / НАЛОГОВЫЙ РИСК / НАЛОГОВЫЙ АУДИТ / НАЛОГОВЫЙ ИНСТРУМЕНТ / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рахматуллин А.М.

В статье раскрывается содержание понятия налоговый риск, рассматривается роль налогового аудита в нейтрализации налоговых рисков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Налоговый аудит как инструмент по управлению налоговыми рисками»

реализации проекта в первом случае необходим приток денежных средств по финансовой деятельности (собственный капитал и кредиты) в размере 202 000 тыс. руб., во втором случае - 162 000 тыс. руб. Из чего сделан вывод, что оптимизация сроков строительства необходима проекту для экономии денежных средств, как собственных, так и заемных. Денежный поток от операционной деятельности сформирован за счет продажи домов в течение 2 лет.

Также в программе «Альт-Инвест Строительство» были рассчитаны показатели коммерческой эффективности, по - порядку: чистый дисконтированный доход, внутренняя норма доходности, дисконтированный срок окупаемости [5]. Для рассматриваемого проекта:

- без оптимизации сроков строительства NPV= 271 436 747 тыс. руб. больше нуля, значит, проект эффективен.

- с оптимизацией сроков строительства NPV= 292 951 573 тыс. руб. больше нуля, значит, проект эффективен.

Дисконтированный срок окупаемости (РР) - это минимальный период, необходимый для достижения нулевого NPV, то есть минимальный период для достижения точки безубыточности. Для рассматриваемого проекта:

- без оптимизации сроков строительства РР= 3,25 лет

- с оптимизацией сроков строительства РР= 2,49 лет

Таким образом, видно, что при после оптимизации сроков строительства запас прочности проекта увеличится и риски его уменьшатся. Проведение расчетов показателей на базе использования программных продуктов позволило сократить сроки расчетов, выполнить их детализованно и с большей точностью. Список использованной литературы:

1. Медяник Ю.В., Шагиахметова Э.И. Становление и развитие рынка жилой недвижимости в условиях экономических кризисов. //«Российское предпринимательство», 2016 -Т.17, № 15, с. 1751-1764.

2. http://piter-smeta.ru/wp-content/smeta/smetnoe%20delo/avtomat.pdf- Piter-smeta; автоматизация сметных расчетов.

3. http://gk-adept.ru/ - официальный сайт ГК «Адепт». Группа компаний «Адепт» - ведущий российский разработчик и поставщик программного обеспечения для строительной отрасли.

4. www.alt-invest.ru/index.php/ru/programmy/opisaniya/alt-invest-summstroitelstvo - официальный сайт программы «Альт-Инвест Строительство.

5. Шагиахметова Э.И., Сердарова М.С. Количественный анализ рисков инвестиционных проектов (на примере организаций строительной отрасли)//Дискуссия. - 2018. - Вып. 88. - с. 85-92

© Покаместова Э.В., 2018

УДК 657.6

А.М. Рахматуллин

магистр кафедры «Бухгалтерский учёт, аудит, статистика», Финансовый университет при

Правительстве Российской Федерации, Уфимский филиал

г. Уфа, РФ; E-mail: saipux@ya.ru

НАЛОГОВЫЙ АУДИТ КАК ИНСТРУМЕНТ ПО УПРАВЛЕНИЮ НАЛОГОВЫМИ РИСКАМИ

Аннотация

В статье раскрывается содержание понятия налоговый риск, рассматривается роль налогового аудита

в нейтрализации налоговых рисков.

Ключевые слова:

Налоги, налоговый риск, налоговый аудит, налоговый инструмент, налогообложение,

Для государства налоговые поступления, выполняя свою фискальную функцию, занимают существенную роль в формировании бюджета. Для хозяйствующих субъектов, налоги являются издержками предпринимательской деятельности, фактором, влияющим на их экономическую активность.

Налоговые отношения между хозяйствующими субъектами и государством в теории и на практике имеют неоднозначный характер. Известно, что объем налоговых поступлений зависит от величины налогооблагаемой базы и размера налоговой ставки. Снижение размера налоговой ставки можно компенсировать ростом налогооблагаемой базы и наоборот. В теории государство должно проводить такую налоговую политику, которая с одной стороны способствовала бы росту производства, а, следовательно, и росту налогооблагаемой базы, с другой стороны - росту доходной части бюджета. Такая политика возможна, когда снижение налоговой ставки стимулирует значительный рост производства и доходов бюджета. В этом случае все довольны, интересы субъектов хозяйственной деятельности не вступают в противоречие с интересами государства.

На практике частенько государство свою функцию по сбору налогов выполняет преимущественно за счет увеличения налоговой нагрузки на субъекты хозяйственной деятельности. В результате возникает конфликт интересов. Налоги выполняя свою фискальную функцию не позволяют реализоваться регулирующей функции, они становятся тормозом для роста производства. Налицо конфликт интересов из которого хозяйствующие субъекты пытаются выйти, стараясь минимизировать налоговые отчисления в бюджет государства, что приводит порой к умышленному или неумышленному нарушению налогового законодательства. Тем самым налоговые отношения могут нести за собой налоговые риски. Поэтому со стороны организаций возникает интерес к проведению налогового аудита как для выявления способов законного уменьшения налогового бремени, так и для снижения налоговых рисков, связанных с нарушениями налогового законодательства.

На сегодняшний день можно утвердительно сказать, что теоретическо-методическая база налогового аудита несовершенна. В частности, существует неопределенность в определении сущности термина налоговый риск.

Существует достаточно большое количество научных работ, в которых обсуждается данная проблема.

Так, например, Е.В. Попов считает, что налоговый риск - это вероятность финансовых и иных потерь в случае проведения проверки налоговыми органами [5].

По мнению Я.А. Доманина под налоговым риском следует понимать вероятность возникновения финансовых и иных потерь, напрямую связанных с контрольной деятельностью налоговых органов в отношении налогоплательщиков [2].

Приведенные авторы налоговый риск связывают с результатами проведённой налоговой проверки со стороны надзорного органа.

Д.А. Мизгулин утверждает, что налоговый риск - это возможное отклонение фактической величины налоговых платежей от всех налоговых платежей, в расчете на которые осуществлялось принятие решений, связанных с налогообложением, и возникающее вследствие неопределенности среды деятельности предприятия [3].

В соответствии с данным подходом, налоговый риск наступает при принятии решений, связанных с налогообложением в условиях неопределенности.

А. О. Мишакова, А. Д. Чернова, М.В. Стафиевская, придерживаются точки зрения, которая заключается в том, что налоговый риск - это возможность для налогоплательщика понести финансовые и иные потери, связанные с процессом уплаты и оптимизации налогов [4 и 6].

Как видно из приведенной выборки, мнения о толковании сущности категории налоговый риск и

условий его возникновения неоднозначны у разных авторов. Следовательно, есть необходимость более подробно рассмотреть данную проблему.

Мы считаем, что для полного понимания сущности данного термина, необходимо определить, что на самом деле может являться риском.

Так в широком понимании под риском следует понимать вероятную возможность наступления опасности, угрозы, неблагоприятного или неожиданного (в т. ч. положительного) результата действий или развития событий [1]. Поэтому мы считаем, что налоговый риск - это вероятность неблагоприятного или неожиданного (положительного) результата действий, связанных с налоговыми отношениями.

В соответствии с классификацией Д.И. Ряховского налоговый риски можно разделить по источнику возникновения и по степени управления налогоплательщиком [7]. В свою же очередь, налоговый аудит может выступать как эффективный инструмент управления налоговыми рисками. В соответствии с задачами, решения которых достигаются в результате проведения налогового аудита, аудируемое лицо может индифицировать и снизить следующие налоговые риски:

1. Риск наличия ошибок в налоговом планирование;

2. Риск отсутствия легендирования;

3. Риски, связанные с доначислением сумм налогов;

4. Риск представления документов налоговым органам по требованию в т.ч. по сомнительным контрагентам;

5. Риски, связанные с нарушением законодательства в т.ч. налогового;

6. Риски, связанные с низкой эффективностью службы внутреннего контроля в сфере налогообложения.

При проведении налогового аудита, возможно снизить риски, на которые может повлиять налогоплательщик. Так, аудит налоговых обязательств на предмет соответствия исчисляемых и уплачиваемых налогов нормам налогового законодательства позволяет снизить риски штрафных санкций со стороны надзорных органов и риски переплаты суммы налога. Также аудитор может дать рекомендации или составить систему мер при возникновении рисков, на которые не может повлиять налогоплательщик.

Таким образом, налоговый аудит может выступать как инструмент по снижению налоговых рисков. Положительной особенностью данного инструмента можно отметить то, что налоговый аудит проводиться независимыми аудиторскими организациями, которые в свою очередь не аффилированы с лицами, ответственными за налоговые отношения организации.

Список использованной литературы:

1. Большая Российская Энциклопедия (БРЭ). Москва научное издательство «Большая Российская энциклопедия» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://bigenc.ru/economics/text/3510546 Дата обращения: 10.12.2018

2. Доманина Я.А. Налоговые риски организации: анализ современных трактовок сущности / Проблемы и перспективы развития России: молодежный взгляд в будущее: сборник научных статей Всероссийской научной конференции В 4-х томах. Ответственный редактор А.А. Горохов. 2018 Издательство: Юго-Западный государственный университет - Курск, 2018 - С.77-80.

3. Мизгулин Д.А. Методологические подходы к определению содержания рисков в сфере налогообложения и налоговых рисков // Известия СПбУЭФ. 2011. № 1. С. 31-35.

4. Мишакова А. О., Чернова А. Д. Налоговые риски в системе рисков аудиторских фирм // Актуальные проблемы экономики современной России. 2016. № 3. С.- 567-572.

5. Попова Е.В. Налоговые риски: экономическая сущность и методологические подходы к их оценке//Аудитор. 2014. № 7 (233).

6. Стафиевская М.В. Необходимость идентификации и управление налоговым риском//Вестн. Казан. гос. аграрного ун-та. 2010. № 2 (16). С. 80.

7. Ряховский Д. И, Рудикова Е. В. Современные теоретические подходы к классификации налоговых рисков// Вестник ИПБ (Вестник профессиональных бухгалтеров) //-2014 / -№5 / -с. 27-37

© Рахматуллин А.М., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.