Научная статья на тему 'Налоговые риски организации и пути их минимизации'

Налоговые риски организации и пути их минимизации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1963
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Репетун Д. А.

В статье дано определение налогового риска, представлена классификация налоговых рисков налогоплательщиков. Определены основные пути минимизации налоговых рисков, связанных с уплатой НДС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TAX RISKS AND THE WAYS OF THEIR MINIMIZATION

This article tells about tax risks of organizations. The author determines the tax risk and suggests a classification of the tax risks of the all tax-payers and basic ways of minimization of the tax risks of VAT.

Текст научной работы на тему «Налоговые риски организации и пути их минимизации»

3. Если дивиденды выплачивает иностранная организация, необходимо, чтобы государство ее постоянного местонахождения не было включено в перечень оффшорных зон, утвержденных Минфином РФ.

Целью изменений в законодательстве является стимулирование создания производственных холдингов на территории Российской Федерации путем освобождения от налогообложения дивидендов, получаемых российскими организациями в результате стратегического участия в капитале других организаций, а также снижение мотивации использования трансфертного ценообразования.

Такое решение вопроса порождает другую проблему: территориально структурные единицы холдинговых компаний находятся в разных субъектах РФ. Значит, перераспределение финансов между компаниями ущемляет интересы бюджета одних регионов в пользу других. Речь идет о региональной части налога на прибыль, составляющей 17,5%. Чаще всего смещение интересов происходит в пользу столицы, так как именно в ней сосредоточено большинство головных офисов крупнейших холдинговых компаний. Нужно также говорить о том, что трансфертное ценообразование можно использовать для минимизации налогообложения путем перераспределения дохода в пользу наименее налогооблагаемых элементов группы.

Вышеописанные негативные моменты, как для российского государства, так и для хозяйствующих субъектов, давно известны. Правительство РФ ведет работу над поиском выхода из сложившейся ситуации. Наиболее рациональным выходом представляется организация в отечественном законодательстве

института консолидированного налогоплательщика. На основании опыта использования системы консолидированного налогоплательщика в зарубежных странах можно выделить следующие характеристики системы:

1) компании, объединенные под общим владением материнской организации, признаются единым налогоплательщиком;

2) обязанности по уплате налогов от имени всей группы исполняет материнская организация;

3) по налоговым обязательствам группы ведется консолидированная налоговая отчетность и заполняется единая налоговая декларация;

4) доходы и расходы членов группы, возникшие после консолидации, объединяются с возможностью их взаимозачета;

5) прибыль по внутригрупповым операциям признается после ее реализации в транзакции с третьими лицами, не входящими в группу.

Таким образом, в настоящее время в Российской Федерации создать холдинг можно, однако он как единая структура не предусмотрен действующим законо -дательством (исключение составляют банковские хол -динги). Консолидированное налогообложение холдинга в Российской Федерации отсутствует, и в соответствии с законодательством компании, входящие в холдинг, являются отдельными предприятиями. Особенность налогообложения заключается в вероятности признания дочерних и материнских обществ взаимозависимыми, что может повлечь за собой проверку правильности определения цен на товары, работы или услуги, а также доначисления налога.

УДК 336.221

НАЛОГОВЫЕ РИСКИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПУТИ ИХ МИНИМИЗАЦИИ

В современных условиях возрастает роль управления налоговыми рисками организации, поскольку последствиями таких рисков являются дополнительные издержки в виде штрафных санкций, которые уменьшают чистую прибыль предприятия.

Налоговый риск - финансовый риск, характеризующий вероятность возникновения непредвиденных финансовых потерь, связанных с введением новых видов налогов, увеличением размеров налоговых ставок по действующим налогам, отменой используемых предприятием налоговых льгот или налоговых освобождений, изменением порядка и сроков внесения налоговых платежей, с различной трактовкой налогоплательщиком и налоговыми органами действующих норм законодательства. Каждому налогу соответствует определенная система рисков. В зависимости от причин возникновения налоговые риски по НДС можно разделить на три вида:

1) риски, возникающие в результате сделок организации с сомнительными контрагентами;

2) риски, связанные с различным пониманием норм налогового кодекса налогоплательщиком и налоговыми органами;

3) риски налоговой оптимизации.

Данные риски влекут за собой возникновение таких рисков, как:

• риск взыскания недоимки по налогу;

• риск взыскания пени за несвоевременную уплату налога;

Д.А. Репетун,

аспирантка кафедры финансов, СГСЭУ

• риск взыскания штрафных санкций;

• риск уголовной ответственности за неуплату налога;

• риск неполучения возмещения НДС при нулевой ставке налогообложения;

• риск невозможности получить зачет по уплаченному ранее НДС;

• риск отказа в получении вычета по НДС.

В настоящее время наблюдается опережающий рост сумм НДС, возмещаемых из бюджета. На мой взгляд, данный рост усугубил еще и тот факт, что с 01.01.2006 г. в целях применения налоговых вычетов отменено условие фактической оплаты товаров (работ, услуг).

Введение вышеуказанной нормы вызывает у налоговых органов большие опасения, поскольку она позволяет недобросовестным налогоплательщикам создавать более простые схемы получения незаконных доходов. И неслучайно страны, давно применяющие НДС, в качестве обязательного условия для получения права на налоговый вычет вводят фактическую оплату товаров. В связи с этим российские налоговые органы часто пытаются привлечь налогоплательщиков к ответственности за действия третьих лиц, т.е. предъявляют претензии по сомнительным сделкам исчезнувших контрагентов.

Возникает справедливый вопрос: должны ли организации проверять добросовестность своих контрагентов?

В процессе предпринимательской деятельности никто не застрахован от финансовых потерь. Но если свои действия компания может контролировать, то за поведение контрагентов поручиться никто не в силах, при этом последствия недобросовестности партнеров накладывают существенный отпечаток на состояние организации кредитора.

С 01.01.2000 г. на практике применяется так называемая концепция недобросовестного налогоплательщика. Понятия «добросовестный (недобросовестный) налогоплательщик» налоговое законодательство не определяет. Они введены Конституционным Судом РФ и используются в российской судебной практике. Отсутствие законодательной основы в определении недобросовестного налогоплательщика, широкая его интерпретация на основе этических норм привели к возникновению ситуаций, когда одни и те же действия организаций приводят к прямо противоположным оценкам в судах. Для устранения такого положения 12.10.2006 г. Пленум ВАС РФ принял постановление «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды». В данном постановлении под налоговой выгодой понимается уменьшение размера налоговой обязанности вследствие уменьшения налоговой базы, получения налогового вычета, налоговой льготы, применения более низкой налоговой ставки, а также получения права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета. Здесь же приводится примерный перечень обстоятельств, которые могут свидетельствовать о необоснованности налоговой выгоды. Однако данное постановление не решает проблемы разграничения налогового уклонения и правомерной оптимизации платежей. Суды по-прежнему могут использовать понятие недобросовестного налогоплательщика, но, возможно, благодаря данному постановлению судьи будут определять это понятие единообразно [1. С. 37].

Такое положение вещей на первый взгляд кажется неисправимым, ведь невозможно застраховать себя от ошибок партнеров. Однако существуют способы по предотвращению возникновения рисков в отношении сделок с недобросовестными налогоплательщиками. Например, когда ситуация полностью находится под контролем и решение о начале совместной деятельности окончательно не принято, важную роль играет глубокий юридический и финансовый мониторинг по -тенциального партнера, особенно в отношении крупных сделок. В настоящее время ни одна компания за рубежом (подобная тенденция наблюдается и среди российских компаний) не обходится без этого затратного, но просто необходимого этапа, поскольку необходимо знать, с кем организация намерена иметь дело. Убытки, которые может понести фирма от неисполнения условий сделки противоположной стороной, неизмеримо больше, чем стоимость проведения мониторинга даже с привлечением специалистов сторонней организации.

Конечно, ни один закон этого от налогоплательщика не требует. Но контролирующие органы вправе проверить, были ли приняты налогоплательщиком элементарные меры предосторожности:

1) проверялись ли в базе Единого государственного реестра юридических лиц данные о контрагенте;

2) уточнялось ли нахождение поставщика по юридическому адресу по месту государственной регистрации;

3) сдавалась ли бухгалтерская и налоговая отчетность контрагентом в налоговые органы.

Таким образом, для снижения вероятности возникновения налоговых рисков в отношении сделок с сомнительными контрагентами необходимо проявлять элементарную осмотрительность и осторожность при заключении сделок.

Второй вид рисков - это риски, связанные с различным пониманием норм налогового кодекса.

В качестве примера можно привести ситуацию в отношении штрафных санкций, полученных по договорам поставки .

В первоначальной редакции гл. 21 НК РФ процедура исчисления НДС по штрафным санкциям по хозяйственным договорам была достаточно чётко регламентирована. Однако федеральным законом от 29.12.2000 г. № 166-ФЗ описание данной процедуры было исключено из текста гл. 21 НК РФ.

В настоящее время налоговые органы считают, что любые штрафные санкции, полученные налогоплательщиком по хозяйственным договорам, должны облагаться НДС. При этом они ссылаются на п. 2 ст. 153 НК РФ, в котором говорится, что при определении налогооблагаемой базы по НДС выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг). Однако среди специалистов существует мнение, что штрафы не могут быть отнесены к данной категории расчетов и поэтому штрафные санкции не могут увеличивать налогооблагаемую базу по НДС.

Несовпадение взглядов вызвано различным пониманием положений ст. 162 и 153 НК РФ. Само по себе изложение вышеуказанных норм не дает четкого представления о том, какие именно суммы должны быть

отнесены в состав выручки (налоговой базы). В соответствии со ст.162 налоговая база увеличивается на суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи на пополнение фондов специального назначения, в счёт увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг). Однако с точки зрения гражданского законодательства, регламентирующего отношения «по реализации», ни одни отношения по продаже товаров (прав), выполнению работ и оказанию услуг не связаны с получением финансовой помощи либо пополнением фондов специального назначения. Фор -мально такие отчисления являются безвозмездными. Если налоговые органы посчитают, что такие суммы связаны с реализацией, то они должны в суде доказать их притворность и переквалифицировать указанные суммы как стоимость товаров (прав), работ, услуг.

В п. 32.1 Методических рекомендаций по применению гл. 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ министерство по налогам и сборам дает перечень поступлений, которые не включаются в налоговую базу по НДС при применении ст.153 НК РФ. Фактически перечисленные денежные средства ни при каких обстоятельствах не могут включаться в расчет налога, поскольку никак не связаны с реализацией. Всё это создаёт ещё большую путаницу при чтении налогового кодекса.

Штрафные санкции за нарушение хозяйственных договоров не связаны с расчётами за товары (работы, услуги) и не влияют на их стоимость, поэтому не являются оплатой по договору.

Согласно гражданскому законодательству штрафная санкция является обеспечением исполнения обязательств и, следовательно, с юридической точки зрения получение денежных средств в виде неустоек (штрафов, пеней) по хозяйственным договорам не подпадает под понятие «реализация товаров (работ, услуг)».

В соответствии с НК РФ по оплаченным штрафным санкциям покупатель не имеет налогового права на вычет сумм НДС.

В случае, когда продавец, получая суммы штрафных санкций, исчисляет с них налог и уплачивает в бюджет, а покупатель не может принять к вычету эту сумму, возникает ситуация, когда в бюджет попадает сумма, по сути являющаяся не добавленной стоимостью, а чем-то дополнительным. Иначе говоря, искажается сам принцип налогообложения НДС.

Возникновение подобных ситуаций можно объяснить только двусмысленностью отдельных норм налогового кодекса, и налоговые органы, впрочем, как и налогоплательщики, могут трактовать эти нормы так, как выгодно именно им. А в суде победит тот, чья аргументация будет убедительнее. Избежать этого риска практически невозможно, и чем предприятие меньше, тем он опаснее, так как у небольшого предприятия просто нет ресурсов, чтобы доказать справедливость своей точки зрения в арбитражном суде. На мой взгляд, необходимо законодательно исключить из налогооблагаемой базы по НДС суммы штрафных санкций. Это приведет в соответствие по данному положению налоговое и гражданское законодательство, а также минимизирует риски различного толкования положений налогового кодекса.

Особое место в системе налоговых рисков по НДС занимает риск налоговой оптимизации, под которым

понимается возможность обвинения организации налоговыми органами в уклонении от уплаты налога со всеми вытекающими последствиями для организации.

В российском налоговом законодательстве не дано четкого разделения понятий оптимизации налогов плательщиками и уклонения от уплаты налогов, что влечет за собой налоговую и уголовную ответственность за незаконный обход налогов.

Под налоговой оптимизацией принято понимать уменьшение размера налоговых обязательств посредством целенаправленных правомерных действий налогоплательщика, включающих в себя полное использование всех предоставленных законодательством льгот, налоговых освобождений и других законных преимуществ.

Впервые на государственном уровне было признано право налогоплательщиков на оптимизацию налоговых платежей в постановлении Конституционного Суда РФ от 27.05.2003 г. № 9-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 199 Уголовного кодекса Российской Федерации». В этом постановлении указано, что «недопустимо установление ответственности за такие действия налогоплательщика, которые, хотя и имеют своим следствием неуплату налога либо уменьшение его суммы, но заключаются в использовании предоставленных налогоплательщику законных прав, связанных с освобождением на законном основании от уплаты налога или с выбором наиболее выгодных для него форм предпринимательской деятельности и соответственно - оптимального вида платежа».

Различное толкование термина «налоговая оптимизация» по отношению к типовым ситуациям приводит к массе судебных прецедентов [2. С. 70].

Уклонение от уплаты налогов - это снижение налоговых платежей с применением противозаконных действий. Уклонение от уплаты НДС осуществляется налогоплательщиком, как правило, путем занижения налогооблагаемой базы, непредставления или неполного представления документов, незаконного получения налоговых льгот и осуществления других противоречащих закону действий. За такие деяния предусматривается налоговая, административная и уголовная ответственность.

Во многих зарубежных странах суды руководствуются специальными концепциями, позволяющими разграничить на практике налоговую оптимизацию и уклонение от налогов. Так, доктрина приоритета существа сделки над ее формой означает, что при наличии у налоговых органов веских подозрений налоговые последствия определяются экономическим существом сделки, а не ее правовой формой. Согласно доктрине деловой цели сделки, любая сделка должна иметь разумную деловую (экономическую, коммерческую) цель. Если сделка не несет в себе такой цели, а направлена лишь на уменьшение налогов, она не признается при исчислении налогов. Уменьшение налогов само по себе деловой целью не признается и совершение сделки не оправдывает. Российские суды уже используют эти доктрины: на выявление разумной цели сделки, проверку ее на предмет фиктивности (соответствие формы содержанию) и согласованности действий поставщиков и покупателей.

Однако следует отметить, что в нашей стране отсутствует прецедентное право и поэтому правопримени-

тельная практика, а также решения Конституционного и арбитражных судов РФ должны найти отражение в соответствующих поправках в налоговое законодательство. В НК РФ можно было бы прописать право налогоплательщика в случае применения им схемы налоговой оптимизации получить от налогового органа оценку этой схемы.

Вопрос о том, какими легальными способами и механизмами можно воспользоваться при оптимизации платежей по НДС, на сегодняшний день очень актуален для налогоплательщиков, поскольку значительно возрос риск привлечения налогоплательщика не только к налоговой, но и к уголовной ответственности.

Стратегии налоговой оптимизации по НДС делятся на две группы:

1) стратегии, основанные на использовании привилегий учетного метода и учетной политики;

2) стратегии, основанные на манипулировании налоговой базой через корректировку составляющих её элементов и изменение юридической квалификации отношений, подлежащих налогообложению.

Существуют следующие приемы, которые применяют налогоплательщики при составлении вышеуказанных схем налоговой оптимизации:

- определение наиболее выгодных условий хозяйственных договоров;

- подбор соответствующих (максимально лояльных по налоговым последствиям) юридических оснований передачи товаров, выполнения работ, оказания услуг, получения платежей и доходов;

- использование неустранимых неясностей и пробелов в законодательстве о налогах и сборах, толкуемых в пользу налогоплательщиков.

Но в последнее время многие организации предпочитают отказываться от схем оптимизации, поскольку они слишком дорого обходятся налогоплательщикам.

1. Борисов Д.В. Обоснованна ли налоговая выгода - решают арбитражные суды // Налоговая политика и практика. 2007. № 7.

2. Забелина Г.Н. Применение освобождения от НДС // Налоговая политика и практика. 2008. №3.

УДК 339.7

ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Р.А. Шамшидинова,

аспирантка кафедры финансов, СГСЭУ

На роль бесспорного лидера экономической глобализации претендует финансовая сфера [1. С. 15 - 19]. Это самый сложный и наиболее развитый процесс, являющийся результатом углубления финансовых связей страны, либерализации цен и инвестиционных потоков, создания глобальных транснациональных финансовых групп. В области финансов процессы глобализации продвинулись гораздо дальше, чем в иных сферах. Компьютеризация, системы электронных счетов и кредитных карт, спутниковая связь позволяют практически мгновенно перемещать финансовую информацию, заключать сделки, переводить средства с одних счетов на другие независимо от расстояния и государственных границ.

Финансовая глобализация является серьезным процессом, который затрагивает все области жизни и вносит значительные коррективы в дальнейшие перспективы развития всего мирового сообщества. Она явно изменила мировую систему, породив новые проблемы и открыв новые возможности. Очевидно, что отмеченные выше тенденции развития активизируют глобальный процесс, который в будущем ускорится. Движущим фактором глобализации в области финансов является, во-первых, внешнеэкономическая либерализация, характеризующаяся высокой интенсивностью экономической конкуренции, развитием рыночных институтов и институтов социальной инфраструктуры, снижением доли государственного сектора. Во-вторых, появился ряд стран, которым удалось адаптироваться к процессам глобализации, и они достигают стремительного роста (значительного притока прямых иностранных инвестиций, передовых технологий, развития экспортно-ориентированного производства, социальной и промышленной инфраструктуры, необходимых рыночных институтов).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что финансовая глобализация является составной частью глобализации всего мирового хозяйства и следствием экономической интеграции, интенсивно развившейся в течение второй половины прошедшего столетия. Она представляет собой финансовую взаимозависимость стран всего мира, возникшую в результате возрастающего объема международных финансовых сделок и мировых потоков капитала с использованием многообразия финансовых инструментов, а также в связи с внедрением современных электронных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.