3) повышение ответственности местных органов власти в регионах в решении вопросов обустройства села. При этом необходимо шире использовать средства предприятий, организаций и самого населения;
4) предоставление более льготных кредитов, государственных инвестиций и субсидий тем предприятиям, организациям и предпринимателям, которые производят товары народного потребления, выпускают продукцию высокого качества, занимаются жилищным строительством и благоустройством населённых пунктов в сельской местности.
Дефицит квалифицированной рабочей силы в перспективе может стать главным препятствием для подъёма сельскохозяйственного производства. Вот почему создание необходимых условий для их закрепления и повышение творческой отдачи каждого человека, в частности - труженика села, является настоятельной необходимостью.
Литература
1. Бондаренко Л. Ресурсное обеспечение развития сельских территорий // ААК: Экономика и управление. 2011. № 6. С. 11-18.
2. Гэлбрейт Дж. Экономическая теория благоденствия. М.: Прогресс, 1985. Т. 2.
3. Маркс К. Экономические рукописи 1857-1859 гг. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 46. Ч. II.
4. Оуэн Р. Избранные сочинения. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1950. Т. I.
5. ПигуА. Экономическая теория благоденствия. М.: Прогресс, 1985. Т. 2.
6. Статистический ежегодник Чувашской Республики. 2011: стат. сб. / Чувашстат. Чебоксары, 2011. С. 133.
ПЧЁЛКИНА ВАЛЕНТИНА ВИКТОРОВНА. См. с. 302.
УДК 336.22:658.1 ББК 65.2261.4
А.В. СТАЦЕНКО
ОРГАНИЗАЦИЯ НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Ключевые слова: налоговое планирование, оптимизация налогообложения, налоговая выгода, налоговые риски.
Освещены основные проблемы и риски, связанные с налоговым планированием на микроуровне. Автором сделан вывод о необходимости учета возможных налоговых рисков и убытков, возникающих в процессе налогового планирования, а также расчета экономической выгоды при использовании различных схем оптимизации налогообложения на уровне хозяйствующего субъекта.
A.V. STACENKO
THE ORGANIZATION TAX PLANNING WIS APPLICATION MODERN TECHNOLOGY
Key words: tax planning, optimization of taxation, tax profit, tax risks.
The article deals with basic problems and risks connected with tax planning on the macro level. The author comes to the conclusion about the necessity of accounting of possible tax risks and losses connected with tax planning and calculation of economical profit when using different schemes of optimization of taxation on the level of economic entity.
На современном этапе продолжается реформирование налоговой системы России с учетом внешних и внутренних экономических и политических событий. Развитие налоговой системы России происходит по следующим основным направлениям: совершенствование процедур и методов исчисления и уплаты налогов налогоплательщиками и совершенствование налогового стимулирования, прежде всего улучшение качества налогового контроля.
В свою очередь, налогоплательщики и государство также постоянно совершенствуют свои налоговые отношения, поэтому в последние годы появились такие понятия, как налоговый менеджмент, налоговое планирование, на-
логовые риски. Налоговые риски могут иметь место со стороны государства и со стороны налогоплательщиков.
Основным видом налоговых рисков государства является риск недополучения налоговых платежей в бюджет, что, в свою очередь, оказывает влияние на дефицит бюджетных средств. Кроме того, у государства могут возникнуть риски, вследствие мирового кризиса, уменьшения цен на нефть и газ, перевода налогоплательщиками хозяйственной деятельности в оффшорные зоны, неправомерных действий должностных лиц налоговых и таможенных органов и др.
Налоговые риски со стороны налогоплательщика обусловлены внешними и внутренними факторами. К внешним относятся меняющиеся нормы международного и национального законодательства, состояние мировой экономики.
Внутренними факторами являются действия налогоплательщика в организации финансово-хозяйственной деятельности, а также действия, связанные с процессом оптимизации налогов. Мировая практика свидетельствует о том, что налогоплательщики, используя свободу выбора юридических форм деятельности, стремятся минимизировать налоговое бремя, например, через минимизацию налоговой базы, максимальное использование предоставляемых законодательством льгот и преференций [1].
Российское законодательство обязано обеспечить экономически обоснованное налогообложение, базирующееся на принципах всеобщности и равенства [3, ст. 3], т.е. ограничить случаи незаконного сокращения налоговых обязательств налогоплательщиками, уклонения от уплаты налогов путем создания мнимых, фиктивных сделок. Например: повышение прибыли организации для получения премий (бонусов), выплачиваемых при достижении определенных финансовых результатов, занижение прибыли для снижения выплат дивидендов, включение в стоимость фиктивных расходов, а именно: расходов на ремонт, который в действительности не проводился и оплачивать его руководство организации не намерено, завышение сумм резервов по сомнительным долгам и т.д. В каждой стране существуют легальные возможности минимизации налоговых платежей за счет использования механизма налогового планирования, результатом которого является признание за каждым налогоплательщиком права использовать все допустимые законом средства, приемы и способы для оптимального сокращения этих налоговых обязательств.
При осуществлении деятельности по налоговому планированию налогоплательщик может столкнуться с рядом проблем.
В частности, в процессе использования «схем оптимизации налогов» налогоплательщики рискуют столкнуться с обвинениями налоговых органов в получении необоснованной налоговой выгоды.
В Постановлении Пленум ВАС РФ № 53 от 12.10.2006 г. понятие «недобросовестность» заменил более конкретным понятием «необоснованная налоговая выгода». Судьи определили ряд признаков, наличие которых может свидетельствовать о необоснованности выгоды, полученной организацией. Кроме того, на эти признаки должны ориентироваться как налоговики при проверках компаний, так и суды при решении арбитражных споров с инспекторами.
Налоговая выгода уменьшает размер налогового бремени и рассматривается как следствие экономически оправданных действий добросовестного налогоплательщика.
ВАС постановил, что для права на ее применение необходимо предоставить налоговому органу все надлежаще оформленные документы. Налоговому органу, в свою очередь, предстоит обнаружить и доказать, что представленные документы содержат неполные, недостоверные и противоречивые сведения. Однако отсутствуют разъяснения, что следует понимать под неполнотой, недостоверностью и противоречивостью сведений.
Необоснованная налоговая выгода - это выгода, полученная от сделки, стороны которой ставили перед собой одну единственную цель - минимизировать налоговые платежи [6]. Такие сделки ВАС назвал «не обусловленными разумными экономическими или иными причинами», а соответственно, лишенными «целей делового оборота». По мнению ВАС, всякая сделка должна иметь еще одну дополнительную цель (например, извлечение прибыли) кроме желания снизить налоговое бремя. Договор же, заключенный лишь для того, чтобы, например, уменьшить размер налоговых платежей по НДС, ведет к получению необоснованной налоговой выгоды.
Налоговая выгода является необоснованной в случаях, если:
- фирма учла операции, не обусловленные разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера). Пленум ВАС подчеркнул, что налоговая выгода не может рассматриваться в качестве самостоятельной деловой цели. Поэтому, если арбитражный суд установил, что главная цель фирмы только лишь получение прибыли исключительно за счет налоговой выгоды в отсутствие намерения осуществить реальную экономическую деятельность, то такая выгоды не может быть признана обоснованной;
- налогоплательщик получил ее не в рамках реальной предпринимательской или иной экономической деятельности;
- у компании нет реальной возможности осуществить ту или иную операцию. Недостаточно времени, места или объема материалов, которые необходимы для производства товаров, выполнения работ, или отсутствуют необходимые условия для выполнения хозяйственной операции. Отсутствие у компании реальных материальных ресурсов, управленческого и технического персонала, основных средств, производственных активов, складских помещений, транспортных средств - всего того, что требуется для выполнения того объема работ (товаров, услуг), который был установлен договором;
- предприятие для целей налогообложения учитывает только операции, которые влекут саму налоговую выгоду, хотя для реальной деятельности требуется учитывать и другие операции. Например, совершение операций с товаром, который не производился или не мог быть произведен в объеме, указанном налогоплательщиком в документах бухгалтерского учета.
В пункте 6 постановления № 53 Пленум ВАС привел ряд обстоятельств, которые сами по себе не могут служить основанием для признания налоговой выгоды необоснованной. К ним относятся:
- создание организации незадолго до совершения хозяйственной операции;
- взаимозависимость участников сделок;
- неритмичный характер хозяйственных операций;
- нарушение налогового законодательства в прошлом;
- разовый характер операции;
- осуществление операции не по месту нахождения налогоплательщика;
- использование в расчетах одного банка;
- транзитные платежи между участниками взаимосвязанных хозяйственных операций;
- использование посредников.
Однако эти обстоятельства в совокупности и взаимосвязи с иными признаками, в частности, указанными выше, могут свидетельствовать о получении компанией необоснованной налоговой выгоды. Только в этом случае можно судить о преступных намерениях налогоплательщика.
Важным моментом с точки зрения налоговых рисков в настоящее время приобретает понятие «недобросовестный налогоплательщик».
В соответствии с пунктом 10 Постановления № 53 налоговая выгода, которую получила организация или предприниматель, не может быть признана
необоснованной только по той причине, что контрагент налогоплательщика не исполняет свои обязанности, нарушает налоговое законодательство и т.д.
Однако налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности, и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом. При этом рамки «должной осмотрительности и осторожности» не определены. Поэтому в каждой конкретной ситуации суд решает, можно ли считать действия налогоплательщика осторожными или нет.
Перед заключением крупной сделки налогоплательщику для собственного спокойствия и уменьшения претензий в будущем со стороны налоговых органов необходимо самому осуществлять проверку контрагентов, особенно по операциям, связанным с расходами организации и вычетами по НДС. Например:
- налогоплательщик может обратиться за выпиской из ЕГРЮЛ контрагента в налоговую инспекцию или запросить копию ЕГРЮЛ у самого контрагента или проверить на официальном сайте ФНС;
- запросить у контрагента копии свидетельства о постановке на учет в налоговых органах, учредительных документов;
- копию справки об отсутствии задолженности по налогам и сборам;
- запросить информацию о контрагенте из других источников;
- проверить подписи на документах;
- утвердить методику проверки контрагента и фиксировать результаты такой проверки.
Важность указанных процедур вытекает из сложившейся арбитражной практики. Несмотря на полномочия налоговых органов по доказыванию недобросовестности налогоплательщика, обязанное лицо также должно иметь доказательную базу своей добросовестности.
Следующая проблема, с которой налогоплательщик может столкнуться в процессе налогового планирования, - риск переквалификации сделок или статуса налогоплательщика.
При выработке различных схем налогообложения основная опасность состоит в том, что даже «юридически правильную сделку» суд может признать недействительной (как притворную или мнимую).
Правила признания сделок недействительными отражены в гражданском законодательстве. Недействительные сделки могут быть оспоримыми (недействительные в силу признания их судом) и ничтожными (недействительными независимо от признания их таковыми судом).
В результате такой переквалификации сумма налогов, подлежащих уплате, может быть увеличена, кроме того, к налогоплательщику могут быть применены штрафные санкции и пени.
И последним важным аспектом, который следует учитывать при осуществлении налогового планирования хозяйствующим субъектом, является пристальное внимание налоговых и иных контролирующих органов к следующим «схемам оптимизации налогов», а именно: невысокий уровень налоговых платежей, низкий уровень рентабельности, отрицательная динамика прибыли организации и систематически получаемые убытки. Все это может стать причиной «особого» внимания со стороны налоговых и иных контролирующих органов. Негативным последствием такого внимания могут быть частые налоговые проверки.
Таким образом, можно сделать вывод, что в процессе налогового планирования налогоплательщики должны учитывать не только планируемую налоговую выгоду, но и просчитывать риски, связанные с применением тех или иных методов налогового планирования и риски использования «налоговых схем», учитывать и изучать сложившуюся арбитражную практику и мнения экспертов в области налогообложения.
Литература
1. Викторова Н.Г. Анализ налоговых рисков на макро- и микроуровне. СПб.: ТЭИ, 2010.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 1 [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-прав. системы «КонсультантПлюс».
3. Налоговый кодекс Российской Федерации. Ч. 1-2 [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-прав. системы «КонсультантПлюс».
4. Налоговое планирование в бизнесе / под ред. Ф.Н. Филиной. М.: Гросс-Медиа; РОСБУХ,
2008.
5. Опасные схемы минимизации налогов: необоснованная налоговая выгода / под ред. И.А. Феактистова. 2-е изд., доп. М.: ГроссМедиа; РОСБУХ, 2009.
6. Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 г. № 53 [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-прав. системы «КонсультантПлюс».
СТАЦЕНКО АННА ВЛАДИМИРОВНА - кандидат экономических наук, доцент кафедры налогообложения и налогового менеджмента, Санкт-Петербургский государственный торгово-экономический университет, Россия, Санкт-Петербург ([email protected]).
STACENKO ANNA VLADIMIROVNA - candidate of economics sciences, associate professor of Taxation and Tax Management Chair, St.-Petersburg State Institute of Commerce and Economics, Russia, St.-Petersburg.
УДК 336.226.12 ББК 65.261.411.11
М.Г. СТОРОНЕНКО
АКТУАЛИЗАЦИЯ ЕДИНОГО НАЛОГА НА ВМЕНЕННЫЙ ДОХОД ДЛЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЦЕЛЯХ РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ТЕРРИТОРИИ
Ключевые слова: единый налог на вмененный доход (ЕНВД), зонирование территорий, вмененный доход, корректирующий коэффициент К2.
Статья раскрывает актуальность единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в целях развития муниципальной территории. Предложены установление зонирования территорий и внедрение коэффициентов К2 с учетом экономической обоснованности доходов.
M.G. STORONENKO UPDATING SINGLE TAX ON IMPUTED INCOM FOR INDIVIDUAL ACTIVIES MUNICIPAL DEVELOPMENT AREA
Key words: unified tax on imputed income for certain, the zoning of territories, the imputed earning, which corrects the coefficient of K2.
Article reveals the urgency of single tax to the imputed earning for the separate forms of activity in the development of municipal territory. By the author is proposed the establishment of the zoning of territories and the introduction of the coefficients of K2 taking into account the economic validity of incomes.
Значение ЕНВД в социально-экономическом развитии территории заключается в том, что согласно ст. 34629 НК РФ местный орган самоуправления устанавливает значение корректирующего коэффициента К2 в пределах от 0,005 до 1 включительно и имеет возможность уменьшить максимальную базовую ставку налога в 200 раз путем определения особенностей ведения предпринимательской деятельности.
В соответствии со ст. 34627 НК РФ, дающей толкование понятию коэффициента К2, к особенностям ведения предпринимательской деятельности относятся:
- ассортимент товаров (работ, услуг);
- сезонность;
- режим работы;
- фактический период времени осуществления деятельности;
- величина доходов;