налоговые риски малых инновационных предприятий
бизнес-инкубатора1
Борисоглебская Лариса Николаевна
д-р экон. наук, профессор, проректор по научной работе [email protected]
Викторова Наталья Геннадьевна
канд. экон. наук, доцент кафедры налогообложения и налогового менеджмента [email protected]
Нехорошков Владимир Юрьевич
аспирант
Санкт-Петербургский торгово-экономический институт
_Аннотация
В статье кратко охарактеризованы налоговые риски малых инновационных структур в рамках бизнес-инкубатора. Выделены внешние (объективные) и внутренние (субъективные) налоговые риски. С помощью авторской методики риски проранжированы по степени значимости и оценены для рассматриваемой категории налогоплательщиков.
Ключевые слова: малое предпринимательство, инновации, бизнес-инкубатор, налоговые риски, управление рисками
Одним из приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в настоящее время остается развитие высокотехнологичных отраслей экономики. Реализация указанной цели ориентирована на развитие действующих и создание новых особых экономических зон технико-внедренческого типа, наукоградов, технопарков [4]. Однако для их успешного функционирования наряду с финансовой поддержкой государства, субъекта Российской Федерации, частных инвесторов требуются новые идеи, 1Т-проекты, высококвалифицированные кадры.
1 Статья выполнена в рамках федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг. по теме: «Создание единой системы стратегического управления технопарками и бизнес-инкубаторами в высокотехнологичных отраслях российской экономики», Государственный контракт № 16.740.11.0411 от 03 декабря 2010 г.
С этих позиций, очевидна значимость бизнес-инкубатора - организации, являющейся ядром технопарка и решающей задачи поддержки малых вновь созданных предприятий, начинающих предпринимателей (стартапы) в разработке коммерчески выгодных продуктов и эффективных производств на базе их идей. Тем не менее, представляя своим участникам платформу и преференции для реализации дорогостоящих проектов в сфере высоких технологий, бизнес-инкубатор не снимает с них рисков предпринимательской деятельности.
Налогообложение малых инновационных предприятий бизнес-инкубатора
Малые инновационные предприятия - резиденты бизнес-инкубатора имеют свои преимущества и недостатки, по сравнению с другими субъектами предпринимательства. С точки зрения налогообложения и обложения страховыми взносами государство поддерживает высокотехнологичные сферы деятельности и малый бизнес через систему льгот, дает возможность применять специальные налоговые режимы. Так, например, для резидентов технопарка, а, значит, и бизнес-инкубатора региональным законодательством может быть установлена пониженная ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов федерации. При выполнении условий, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, указанные налогоплательщики освобождаются от уплаты налога на имущество сроком на 10 лет и земельного налога сроком на пять лет. Преференции для таких лиц по транспортному налогу устанавливаются региональным законодательством. Следует отметить, что в отношении резидентов технико-внедренческой особой экономической зоны, для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, предусмотрены специфические пониженные тарифы отчислений в социальные фонды, что также положительно отличает инновационный бизнес от иных видов деятельности. С другой стороны, малые предприятия и индивидуальные предприниматели в ходе исполнения своей налоговой обязанности сталкиваются с различными проблемами. Несовершенство норм правового регулирования малого бизнеса, подвижность
.очевидна
значимость бизнес-инкубатора
- организации, являющейся ядром технопарка
и решающей задачи поддержки малых вновь созданных
предприятий
законодательства о налогах и сборах, о страховых взносах вносит неопределенность в деятельность малых инновационных структур. Незнание субъектом бизнеса прав и обязанностей налогоплательщика, применение незаконных способов снижения налоговой нагрузки также относятся к факторам, приводящим к финансовым потерям, банкротству, ликвидации. Учитывая незначительные активы малого бизнеса по сравнению со средним и крупным предпринимательством, следует отметить важность управления налоговыми рисками для этого сектора экономики.
В работе проведена оценка и анализ налоговых рисков резидентов бизнес-инкубатора - малых инновационных предприятий и индивидуальных предпринимателей. В основу исследования положена авторская методика, ориентированная на экспертный метод [6].
Алгоритм расчета приоритетности налоговых рисков
Рассмотрим алгоритм расчета приоритетности налоговых рисков. Он включает '
_с точки зрения
налогообложения _и обложения
страховыми
взносами государство
_поддерживает
высокотехнологичные сферы деятельности _и малый бизнес...
Первый этап
Подбор налоговых рисков, присущих исследуемой категории бизнеса, оценка их вероятности и приоритетов.
По отношению к налогоплательщику рассматриваются внешние (объективные) и внутренние (субъективные) риски. В последней группе рисков выделены четыре подгруппы:
- организационные риски, связанные с нарушением субъектом малого бизнеса обязательных налоговых процедур (постановка на учет в налоговых органах, подача налоговой декларации, сообщение об открытии счета в банке и др.). За несоблюдение указанных требований предусмотрена ответственность налогоплательщика в виде штрафов в соответствии с Налоговым кодексом РФ (НК РФ) и Кодексом РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ);
- риски увеличения налоговой нагрузки, как правило, затрагивают проблему неэффективного управления предпринимателем налогами и связаны с принятием ошибочных решений в части применения упрощенной системы налогообложения, нало-
говых льгот, статуса резидента бизнес-инкубатора (регламентация таких рисков - нормы НК РФ, регионального законодательства). Приводят к упущенной выгоде, дополнительным затратам, потере контрагентов;
- риски налогового контроля регламентированы налоговыми органами [5]. Налогоплательщик самостоятельно может оценить вероятность выездной налоговой проверки. Поскольку ФНС РФ в настоящее время проводит политику эффективных налоговых проверок с определенной суммой доначислений, то для малого бизнеса риск налогового контроля значим;
- риски неуплаты налогов (сборов) - следствие невнимательности, либо умысла налогоплательщика и налогового агента. В зависимости от тяжести нарушения установлена налоговая ответственность в соответствии с НК РФ, КоАП РФ или Уголовным кодексом РФ (УК РФ). В качестве наказания предусмотрены штрафы, а в отношении должностных лиц, учредителей организации возможны принудительные работы, лишение свободы.
Второй этап
Расчет удельных весов налоговых рисков по формуле:
(к - / + 1)
учитывая
1*=1(к-У + 1)х//
незначительные активы малого бизнеса,... следует отметить важност управления
налоговыми рисками для этого сектора экономики
где "" - удельный вес приоритета, к- общее количество приоритетов;
£ - количество приоритетов каждого вида. Таким образом, значения удельных весов по каждому из пяти приоритетов следующие:
"1= 0,0321, = 0,0256, = 0,0192, = 0,0128, = 0,0064.
Третий этап
Вычисление вероятных весов налогового риска. Изначально в отношении каждого вида риска проставляется удельный вес (" ) в соответствии с приоритетом, обозначенным на первом этапе. Вероятный вес исчисляется как произведение вероятности на удельный вес. Расчеты по данному этапу в статье не приводятся.
1Г
обложен
Литература
одекс Российской едерации об админи-тративных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ.
2. Налоговый кодекс РФ. Часть первая от 31.07. 1998 № 146-ФЗ. . Уголовный кодекс РФ К РФ) от 13.06.1996 № 63-ФЗ
4. Распоряжение Правительства РФ от 10.03.2006 № 328-р «О государственной программе
Приказ ФНС РФ от ^0.05.2007 № ММ-3-
6/333@ «Об утвержде-и Концепции системы анирования выездных :оговых проверок». Управление рисками временных услови-монография / Л.Н.
оглебская, С.Г. Еме-нов, А.Н. Криволапов. Высш. шк., 2009. -
икторова Н.Г. Анализ лотовых рисков на кро- и микроуровне. учное издание. - СПб: И, 2010. - 128 с.
Четвертый этап
Оценка значения налоговых рисков в баллах. Суммарное значение вероятных рисков (в нашем случае 0,2409) принимается за 100 баллов. Для этого находится отношение вероятного веса каждого вида налоговых рисков к итогу и выражается в процентах. Затем проставляются ранги в соответствии с величиной баллов по возрастанию значимости. Сводная информация по результатам расчетов в части выявления важности того или иного вида налогового риска приведена ниже (см. табл. на с. 185-187).
Налоговые риски, оцениваемые с позиции их значимости
Проанализировав результаты оценки налоговых рисков с учетом текущей внешней ситуации и специфики неопределенности субъектов малого инновационного бизнеса-резидентов бизнес-инкубатора, наибольшую значимость имеют следующие:
1) неуплата или неполная уплата налога (сбора);
2) опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).
3) отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении двух или более лет подряд;
4) необходимость перехода с упрощенной системы налогообложения (УСН) на общий режим из-за нарушения ограничений по ее применению. Указанные риски приводят либо к прямым финансовым потерям (пени, штрафы), либо к проведению налоговым органом выездной налоговой проверки, что также связано с непредвиденными расходами налогоплательщика. Несущественными по отношению к резидентам бизнес-инкубатора являются следующие риски:
1) несоблюдение порядка представления налоговой декларации (расчета) в электронном виде;
2) отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов по НДС за определенный период;
3) неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения.
Таблица
Оценка значимости налоговых рисков малых инновационных образований - резидентов бизнес-инкубатора
Виды рисков Вероятность Приоритет Баллы Ранг
1. Внешние (объективные) налоговые риски
Изменение политического устройства в государстве, отказ от рыночных отношений 0,1 1 1,33 11
Отмена приоритетов социально-экономической (в том числе налоговой) политики страны в отношении субъектов малого предпринимательства 0,1 1 1,33 11
Несистемная (хаотичная) подвижность правового регулирования предпринимательской деятельности (в том числе налогообложения, обложения страховыми взносами, таможенными пошлинами) 0,3 4 1,59 10
Неточность формулировок отдельных положений законодательства в сфере малого бизнеса, затрудняющих их однозначное толкование (в том числе законодательства о налогах и сборах, страховых взносах, таможенных платежах) 0,5 3 3,99 5
Смена руководства государственных органов, регламентирующих и контролирующих деятельность бизнес-инкубаторов (Минкомсвязь России, Федеральная налоговая служба России, правительства субъектов Российской Федерации) 0,4 5 1,06 12
2. Внутренние (субъективные) налоговые риски
2.1. Организационные риски
Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе (п. 1 ст. 116 НК РФ, п. 1 ст. 15.3 КоАП РФ) 0,1 2 1,06 12
Ведение деятельности без постановки на учет в налоговом органе (п. 2 ст. 116 НК РФ, п. 2 ст. 15.3 КоАП РФ) 0,1 1 1,33 11
Нарушение срока представления в налоговый орган сведений об открытии и закрытии счета в банке (п. 1 ст. 118 НК РФ, ст. 15.4 КоАП РФ) 0,2 2 2,13 9
Непредставление в установленный срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета (ст. 119 НК РФ, ст. 15.5 КоАП РФ) 0,3 1 4,00 4
Несоблюдение порядка представления налоговой декларации (расчета) в электронном виде (ст. 119.1 НК РФ) 0,1 5 0,27 13
Грубое нарушение организацией правил учета доходов, и (или) расходов, и (или) объектов налогообложения (ст. 120 НК РФ, ст. 15.11 КоАП РФ):
- в течение не более одного налогового периода 0,3 3 2,39 8
Таблица (продолжение)
Виды рисков Вероятность Приоритет Баллы Ранг
- в течение более одного налогового периода 0,2 2 2,13 9
- если оно повлекло занижение налогооблагаемой базы 0,3 1 4,00 4
Несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест или в отношении которого налоговым органом приняты обеспечительные меры в виде залога (ст. 125 НК РФ) 0,1 2 1,06 12
Непредставление в установленный срок в налоговые органы документов и иных сведений, предусмотренных законодательством о налогах и сборах (п. 1 ст. 126 НК РФ, п. 1 ст. 15.6 КоАП РФ) 0,2 2 2,13 9
2.2. Риски увеличения налоговой нагрузки
Неправильный выбор системы налогообложения:
- необходимость перехода с упрощенной системы налогообложения (УСН) на общий режим из-за нарушения ограничений по ее применению (ст. 346.12 НК РФ) 0,5 2 5,31 2
- невыгодность использования специального налогового режима 0,3 2 3,19 6
- неэффективность применения УСН с тем или иным, выбранным налогоплательщиком объектом единого налога 0,4 4 2,13 9
Несоответствие льготной категории налогоплательщика 0,3 3 2,39 8
Лишение статуса резидента бизнес-инкубатора 0,4 2 4,25 3
2.3. Риски налогового контроля (выездной налоговой проверки)
Низкий уровень налоговой нагрузки у налогоплательщика по сравнению со средним уровнем по отрасли (виду экономической деятельности) 0,3 2 3,19 6
Отражение в бухгалтерской (налоговой) отчетности убытков на протяжении двух или более лет подряд 0,5 2 5,31 2
Отражение в налоговой отчетности значительных сумм вычетов по НДС за определенный период 0,1 5 0,27 13
Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг) 0,5 2 5,31 2
Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже (более чем на 10%) среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте РФ 0,2 2 2,13 9
Неоднократное приближение к предельному значению установленных НК РФ величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные режимы 0,4 2 4,25 3
_ российское предпринимательство, № 20 (218)/октябрь 2012
Таблица (окончание)
Виды рисков Вероятность Приоритет Баллы Ранг
Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год 0,3 2 3,19 6
Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками без наличия деловой цели 0,2 1 2,67 7
Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности 0,2 2 2,13 9
Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения 0,1 5 0,27 13
Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по статистическим сведениям 0,4 2 4,25 3
Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском (контрагенты - «фирмы-однодневки») 0,2 1 2,67 7
2.4. Риски неуплаты налогов (сборов)
Неуплата или неполная уплата налога (сбора):
- без умысла (п. 1 ст. 122 НК РФ) 0,4 1 5,33 1
- умышленно (п. 3 ст. 122 НК РФ) 0,2 1 2,67 7
- уклонение от уплаты налога (сбора) в крупном размере (п. 1 ст. 198, п. 1 ст. 199 УК РФ) 0,1 1 1,33 11
- уклонение от уплаты налога (сбора) в особо крупном размере (п. 2 ст. 198, п. 2 ст. 199 УК Рф) 0,1 1 1,33 11
Невыполнение налоговым агентом своей обязанности по удержанию и перечислению сумм налога:
- в соответствии с НК РФ (ст. 123 НК РФ) 0,2 1 2,67 7
- в крупном размере (п. 1 ст. 199.1 УК РФ) 0,1 1 1,33 11
- в особо крупном размере (п. 2 ст. 199.1 УК РФ) 0,1 1 1,33 11
Сокрытие денежных средств (имущества) организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно быть произведено взыскание недоимки (ст. 199.2 УК РФ) 0,1 1 1,33 11
ггт^:
обложение
из группы внешних _налоговых рисков
_выделяется...
_неоднозначность
_формулировок
отдельных
положении
законодательства
Все эти обстоятельства обусловлены спецификой рассматриваемого в статье субъекта налогообложения.
Из группы внешних налоговых рисков выделяется влияние на деятельность предпринимателя неоднозначности формулировок отдельных положений законодательства в сфере малого бизнеса. Такую неопределенность испытывают все организации и индивидуальные предприниматели независимо от отраслевой принадлежности и вида деятельности. Однако следует учитывать, что малым инновационным образованиям - резидентам бизнес-инкубатора, в отличие от других предпринимателей, предоставляется бесплатное квалифицированное сопровождение в части ведения бухгалтерского учета, налогообложения, юридического обеспечения, консультирования и др. Это обстоятельство, безусловно, влияет на снижение рисков коммерческой деятельности лица и способствует выходу на рынок качественных высокотехнологичных продуктов.
Lfrisa .N. Borisoglibskaya
Dr. of Econ. Sc, Professor Vice-Rector for Scientific Research Work FGBOU VPO "SPbTEI", St.-Petersburg Trade and Economic Institute Natalja .G. Victorova
Cand. of Econ. Sc., Associate Professor of Taxation and Tax Management FGBOU VPO "SPbTEI", St.-Petersburg Trade and Economic Institute Vladimir Yu. Nechoroshkov
Postgraduate Student, St.-Petersburg Trade and Economic Institute
Tax Risks of the Small Innovation Enterprises of Business Incubator
Abstract
The article summarizes the tax risks of small entities under the innovative business incubator. Allocated external (objective) and internal (subjective) tax risks. With the author's method of risks ranked in order of importance, and assessed for this category of taxpayer.
Keywords: small business, innovation, business incubator, tax risk, risk management
■российское предпринимательство, № 20 (218)/октябрь 2012