Поступила в редакцию 26.06.2008 г.
Kotukov A.A. Investment criteria and model of behaviour of subjects in the investment market. The article is devoted to the urgent problem of the economic theory connected with definition of investment criteria and models of behaviour of subjects in the investment market. The author gives grounds to the fact that issues of formation of the corresponding criteria are directly connected with motivation of a choice of behaviour models in the market of in-
vestment services, that, in turn, raises (or lowers) the appeal of the client in the opinion of a lending institution. Here the problem of the scientific approach to planning of investment projects is touched upon, which is rather significant for the Russian developing market. On the basis of the comparative analysis of opportunities and requirements of the investor and the subject of investment the author, in his opinion, forms the optimal model of investment dialogue.
Key words: investments, investment criteria, the investment market.
НАЛОГОВЫЕ РИСКИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ СФЕРЫ
С.Н. Андрющенко
В статье рассматривается двойственная природа налоговых рисков - с позиции инвестора и государства. Налоговые риски для инвестора включают в себя опасность ошибиться в планировании налогообложения и доходов при разработке инвестпрограмм, риск ошибок или злоупотреблений финансовых менеджеров в отношении уплаты налогов, риск непреднамеренного нарушения налогового законодательства. В свою очередь, налоговое риски, связанные с государством, включают в себя опасность «налоговой перегрузки» экономики или, напротив, недополучения бюджетных доходов при ошибках и просчетах в ходе введения новых налогов, изменения налоговых ставок или объектов налогообложения. Поэтому, если для инвесторов основным путем минимизации налоговых рисков выступает налоговое планирование, то для государства - совершенствование контроля налоговых поступлений.
Ключевые слова: налоговый риск, налоговое планирование, инвестиционная деятельность, инвестиционное проектирование.
Инвестиции представляют собой сферу финансовой деятельности, в которой фактор риска проявляется в наибольшей степени. Риск возникает, когда результат некоторого решения невозможно заранее предугадать. В настоящее время результат решения часто оценивается в стоимостном измерении, и с этой точки зрения риск можно рассматривать как имеющую случайную природу возможность потери или выигрыша стоимости в результате тех или иных финансовых решений.
Формирующаяся в России налоговая система порождает особый вид рисков - налоговые. Налоговые риски представляют собой опасности финансовых потерь для различных субъектов налоговых отношений. Применительно к налоговому регулированию инвестиций к основным из таких субъектов относится государство и инвесторы.
В связи с этим налоговые риски необходимо рассматривать с двух позиций - инвестора и государства. Налоговый риск инвестора связан с возможными изменениями налоговой политики (появление новых налогов, ликвидация или сокращение налоговых
льгот и т. п.), а также изменением величины налоговых ставок. Налоговый риск государства состоит в возможном сокращении поступлений в бюджет в результате изменения налоговой политики и величины налоговых ставок.
Налоговые риски фирмы-инвестора целесообразно разделить на три типа.
1. Риск, связанный с налоговым планированием, - опасность ошибиться в планировании налогообложения и прогнозах доходов или при формировании инвестиционных программ и планов. Более 10 % фирм крупного и среднего и порядка 30 % малого бизнеса в России испытывают значительные налоговые проблемы в первые три года после старта проектов развития бизнеса.
2. Технический, или оперативный, налоговый риск, который возникает в результате ошибок или преднамеренных действий финансового менеджмента фирмы-инвестора в отношении уплаты налогов. Традиционно анализ налоговых рисков российских фирм сосредоточен на рисках, связанных с пропущенными сроками, ошибочным отражением
операций. То есть субъективное осознание менеджерами опасности ущерба (финансового - в виде пеней и штрафов, потерь времени при аресте имущества, ущерба вследствие отзыва лицензии, а также ухудшения имиджа фирмы) от реализации налоговых рисков имеет место на той стадии процесса управления, когда остается только констатировать наличие проблемы, а не предотвращать или прогнозировать ее. Для эффективного управления оперативным налоговым риском необходимо анализировать причины возникновения рисков, а не их признаки. К числу таких причин, не связанных со «злой волей» фирм-налогоплательщиков, можно отнести следующие:
- изменение налогового законодательства, а также неточные формулировки отдельных налоговых норм, затрудняющих их однозначное понимание;
- выпуск Минфином России разъяснений, дополняющих или «своеобразно истолковывающих» прямые нормы законодательства о налогах и сборах, что может увеличивать неоднозначность трактовки налоговых норм;
- смена бухгалтеров на отдельных бизнес-процессах или главного бухгалтера фирмы;
- подготовка текстов договоров, актов, спецификаций и пр. работниками, не имеющими достаточных юридических знаний и не понимающими того, какие последствия их формулировки будут иметь в бухгалтерском и налоговом учете.
3. Риск, связанный с несоблюдением законодательства, в частности риск непреднамеренного нарушения Налогового кодекса и других законодательных актов при проведении инвестиционных сделок слияния и поглощения, выхода на массовый фондовый рынок с эмиссиями акций (IPO). Под термином IPO (Initial Public Offer) понимается первое публичное размещение акций компании среди широкого круга инвесторов с прохождением ими биржевого листинга. Данный тип налоговых рисков приобретает особое значение для фирм - участников инвестиционного процесса. Если в отношении значительной части рисков возникнут споры с контролирующими органами, то могут возникнуть незапланированные уплаты налогов, пеней, штрафов по присоединяемым компаниям или в процессе освоения инвестиций, привлеченных в виде IPO.
С целью снижения налоговых рисков при массовых выпусках акций российских компаний должна проводиться налоговая экспертиза фирмы-эмитента. Это дает потенциальным инвесторам возможность более точно оценить финансовое состояние фирмы, акции которой они собираются приобрести.
Основные факторы налогового риска при проведении IPO включают в себя трансфертное ценообразование и безвозмездное использование активов.
Трансфертное ценообразование предполагает намеренное занижение или завышение фирмой цен реализации или закупки, платежей материнской компании (в виде лицензионных платежей, роялти), процентов за пользование кредитными средствами и прочих выплат с целью минимизации налоговых платежей по НДС и налогу на прибыль.
В соответствии со ст. 40 Налогового кодекса РФ налоговые органы имеют право проверять правильность цен по сделкам между взаимозависимыми лицами (когда одна компания владеет прямо или косвенно 20 % акций другой компании), в случае внешнеторговых операций и при бартере. В случае, если налоговые органы доказывают факт того, что рыночная цена, определяемая с учетом особенностей отрасли, отличается от цены сделки более чем на 20 %, они имеют право перерасчитать налоговые обязательства фирмы по НДС и налогу на прибыль, исходя из рыночных цен, и доначислить дополнительный налог к уплате.
В свою очередь, безвозмездное использование активов фирмы является подвидом риска трансфертного ценообразования, с тем лишь исключением, что фирма-налогоплательщик не занижает выплаты за использование того или иного актива, а пользуется им бесплатно. При этом безвозмездное использование актива признается сделкой, облагаемой НДС в соответствии со ст. 146 Налогового кодекса РФ налогом на прибыль согласно ст. 250 Налогового кодекса и налогом на имущество (ст. 257 Налогового кодекса), если активом является основное средство.
Таким образом, по мере возрастания массового привлечения инвестиций российскими фирмами усиливается, с одной стороны, потребность в снижении налоговых рисков, с другой - возрастают масштабы вероятного ущерба. Анализ практики минимиза-
ции налоговых рисков в процессе инвестиционной деятельности, распространенной за рубежом, позволил выделить в качестве основного пути их минимизации налоговое планирование как составную часть инвестиционного проектирования.
Важность налогового планирования обусловлена тем, что показатели и общие цели инвестиционного проектирования фирм зачастую принципиально отличаются от публикуемых в официальных отчетах и балансах. Публикуемые размеры балансовой прибыли (и даже прибыли после уплаты налогов) не являются и не могут являться целью деятельности предприятия. В действительности цифры, публикуемые в балансах фирм, представляют собой лишь ту долю реальных накоплений, которую фирмы готовы предоставить для распределения между государством (в виде налогов с прибыли) и акционерами (в виде дивидендов и остатка прибыли, который может использоваться на создание некоторых видов резервов). При этом сегодня прибыль является средством удовлетворения в основном мелких акционеров, а крупные пайщики предприятий реализуют свою долю накоплений другими более выгодными для них способами (в основном за счет имущества фирмы, оплаты личных расходов как представительских и т. п.).
В частности, в условиях высоких налоговых ставок неправильный или недостаточный учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или даже вызвать банкротство фирмы. С другой стороны, правильное использование предусмотренных налоговым законодательством налоговых льгот инвесторам может обеспечить не только сохранность полученных финансовых накоплений, но и возможности привлечения новых инвестиционных ресурсов за счет экономии на налогах или за счет возврата налоговых платежей из казны. Мы полагаем, что при налоговом планировании фирмам - получателям инвестиций не следует ориентироваться только на ставки налогов. Напротив, их размеры с точки зрения налогообложения имеют второстепенное значение. Это можно аргументировать тем, что в противном случае трудно было бы понять, почему в условиях полной свободы движения капитала компании продолжают действовать в странах с уровнем налога на
прибыль в тридцать и более процентов и не переносят свои офисы в «налоговые гавани», где ставки этого налога не превышают 5% или он вовсе не взимается. Причина этого заключается в том, что фирмы с хорошо поставленным налоговым планированием платят налоги по «эффективной» (фактически пониженной) налоговой ставке, которая не превышает 20 %, что достаточно близко к уровню налогообложения в «налоговых гаванях». Поэтому выбор между странами с нормальным налогообложением и «налоговыми гаванями» далеко не всегда предопределен в пользу последних; во многих ситуациях и те, и другие играют на равных. Именно это мы видим важным для российских условий, в которых значительная часть инвестиционных ресурсов предприятий «утекает» за рубеж.
В связи с этим мы отмечаем, что снижение «нормальных» налоговых ставок до пониженных «эффективных» за рубежом в принципе доступно для всех крупных фирм, хотя и носит порой избирательный характер. Практически во всех этих странах существуют значительные налоговые льготы (или даже прямые субсидии и компенсации) для экспортной деятельности, для инвестиций в новые промышленные мощности, в создание новых рабочих мест, для предприятий, создаваемых в относительно менее развитых районах. Поэтому в отношении реальной производственной и коммерческой деятельности налоговые режимы стран с развитой рыночной экономикой вполне сопоставимы с «налоговыми гаванями», с учетом того, что для массового инвестирования важно, прежде всего, иметь развитую инфраструктуру, доступные источники энергии и необходимых ресурсов, близость рынков сбыта, наличие квалифицированной рабочей силы.
Вместе с тем, для управляющих компаний, не осуществляющих никакой деятельности в своей стране, а только управляющих активами, обслуживающих или контролирующих деятельность в других странах, размещение в стране с «нормальным уровнем» налогообложения может оказаться не менее выгодным, чем в «налоговой гавани». Дело в том, что многие страны (США, Великобритания, Франция и т. д.) предоставляют своим компаниям отсрочку от налогообложения доходов, полученных за рубежом, до тех пор,
пока они не будут реально репатриированы в страну. Такая отсрочка может фактически иметь бессрочный характер, а при современном уровне процентных ставок отсрочка в уплате налогов на 7-8 лет равносильна полному освобождению от налога. Фирмы-инвесторы международного уровня также могут пользоваться особыми существенными льготами, предусмотренными международными соглашениями об устранении двойного налогообложения. При этом, как правило, страны-«налоговые гавани» таких соглашений не имеют.
Наконец, некоторые страны с развитой рыночной экономикой (США, Франция, Германия, Япония) в 2000-е гг. приняли специальные законы, направленные против перемещения капиталов из этих стран в «налоговые убежища» - территории с минимальным налогообложением. Это также служит сдерживающим фактором при выборе страны размещения капитала.
При всем этом давление ведущих стран мира на «налоговые гавани» никогда не было особенно сильным. Точнее было бы сказать, что отношение налоговых властей развитых стран к «налоговым убежищам», при всей остроте официальной критики, остается в рамках «резервируемой благосклонности». На самом деле капиталы только «базируются» в «налоговых гаванях», а реально они вкладываются и функционируют в тех же развитых странах. Туда же переводятся и доходы с этих капиталов, поскольку их владельцы проживают в этих странах. Более жесткая позиция по отношению к «налоговым гаваням» могла бы побудить инвесторов и компании окончательно покинуть свою страну.
Такие принципы имеют определенную ценность и для российской экономики, в которой идут два параллельных процесса, - с одной стороны, возрастают валовые объемы инвестиций, с другой - имеет место некоторое ослабление общего налогового бремени для экономики. Поэтому мы считаем целесообразным пристальнее присмотреться к зарубежному опыту налоговых освобождений для отечественных и иностранных инвесторов в приоритетных отраслях с целью его внедрения (первоначально, возможно, на уровне отдельных регионов).
В связи с этим определенный интерес представляет система контроля налоговых
поступлений на принципах их моделирования, получившая наибольшее распространение в Соединенных Штатах Америки. Налоговые службы США контролируют поступление доходов в региональном и отраслевом разрезе в сравнении с предшествующими периодами. Это позволяет проанализировать поступление доходов в динамике. Подобная схема дает возможность отслеживать отклонения в величине поступающих доходов. При их обнаружении вступает в действие механизм более углубленного конкретного анализа причин расхождения.
В США используется модель контроля налоговых поступлений, разработанная компанией Barents Group USA, которая позволяет получать ежемесячные прогнозы налоговых поступлений по отдельным видам налогов на основе заранее заданных годовых итогов. Кроме того, данная модель предусматривает возможность сопоставлять фактические месячные поступления с прогнозными поступлениями и с поступлениями за соответствующий период прошлого года. На основе данной модели проводятся корректировки месячных и годовых сумм налогов с учетом уже поступивших фактических налогов. Американская модель контроля налоговых поступлений включает в себя следующие модули.
1. Модуль базы данных, который формирует информационные массивы о реальных ежемесячных налоговых поступлениях с учетом изменений действующего законодательства и уровня инфляции, а также в сравнении с аналогичными поступлениями за прошлые годы. Информационные ряды этого модуля служат исходной базой для построения последующих элементов модели.
2. Модуль базовых прогнозов, в котором отражаются тенденции поступлений реальных налогов и помесячный прогноз налоговых поступлений. Такие базовые оценки составляются в двух вариантах: с учетом инфляции и изменений в законодательстве. Важнейшую роль в системе контроля поступления налогов играет научно обоснованная разработка ежемесячных прогнозов, которые составляются на базе модели налоговых поступлений. Ежемесячные прогнозы координируются с контрольными цифрами, заложенными в годовом бюджете. При значительных расхождениях между прогнозами и
реальными поступлениями налогов выявляются причины этих расхождений и корректируются как прогнозные значения, так и годовая сумма налоговых поступлений. После составления корректировок строится ежемесячный мониторинг с целью отслеживания процесса поступления налогов. Очевидно, что модель контроля налоговых поступлений обладает огромным объемом информации, и поэтому ее основное назначение - составление отчетов о налоговых поступлениях для заинтересованных государственных ве-
домств.
3. Модуль налогового мониторинга и отчетов, который является центральным звеном системы контроля налоговых поступлений. Предназначение данного модуля заключается в выявлении отклонений налоговых сборов от прогнозов.
4. Модуль модификации прогнозов, который исполняет функции мониторинга, информировании правительства и аналитиков о любых отклонениях поступлений налогов от прогнозных значений. При выявлении причин таких отклонений определяется их возможное воздействие на налоговые поступления в будущем, что ставит перед государством необходимость пересмотра годовых бюджетных доходов и расходов.
5. Модуль дополнительных свойств контроля налоговых поступлений. Данный модуль используется в целях учета непредвиденных факторов, которые могут выявляться на протяжении прогнозного года. К таким факторам относятся колебания налоговых ставок, курсов валют, административные изменения. При этом дополнительные свойства модульной системы контроля налоговых поступлений заключаются в дополнительном прогнозе относительно того, приведут ли эти факторы к устойчивому изменению налоговых поступлений (с последующим пересмотром всего годового прогноза) или к временному изменению (которое не отразится на годовом прогнозе) либо к временному отклонению, которое отразится на годовом прогнозе, но не повлияет на помесячные поступления налогов в будущем.
Таким образом, использование модульного подхода к анализу и прогнозированию налоговых поступлений в бюджет способно существенно улучшить налоговое планирование со стороны государства и снизить
ущерб от реализации налоговых рисков. Поэтому мы видим целесообразным использование этого опыта в России.
Анализ налоговых рисков и возможностей их снижения в российской экономике позволил сделать следующий вывод. Налоговые риски (опасности финансового ущерба в результате неадекватного налогового планирования или налоговой политики) имеют двойственную природу, поскольку актуальны как для инвесторов, так и государства. Налоговые риски для инвестора включают в себя опасность ошибиться в планировании налогообложения и доходов при разработке инвестпограмм, риск ошибок или злоупотреблений финансовых менеджеров в отношении уплаты налогов, риск непреднамеренного нарушения налогового законодательства. В свою очередь, налоговое риски, связанные с государством, включают в себя опасность «налоговой перегрузки» экономики или, напротив, недополучения бюджетных доходов при ошибках и просчетах в ходе введения новых налогов, изменения налоговых ставок или объектов налогообложения. Применительно к инвестициям такие налоговые просчеты могут иметь далеко идущий эффект, оказывая значительное отрицательное воздействие на будущую налоговую базу. Поэтому, если для инвесторов основным путем минимизации налоговых рисков выступает налоговое планирование, то для государства - совершенствование контроля налоговых поступлений. В условиях российских реформ целесообразно использовать модульный подход, позволяющий формировать ежемесячные прогнозы налоговых поступлений по отдельным видам налогов на основе заранее заданных годовых итогов, и корректировать налоговые планы с учетом текущих поступлений.
Поступила в редакцию 2.07.2008 г.
Andrushchenko S.N. Tax risks of the investment sphere. In the paper the dual nature of tax risks from the investor and the state’s position is considered. Tax risks for the investor include danger to be mistaken in planning taxation and profit at investment programme development, risk of mistakes or financial managers’ breach of tax payment, risk of unpremeditated offence against the tax laws. In its turn, tax risks connected with the state include danger of «tax overload» of economy or, on the contrary, short receipt of budgetary income at mistakes and miscalcula-
tions during introduction of new taxes, change of tax rates or objects of taxation. Therefore, the main way to minimize tax risks for the investors is tax planning, whereas for the state it is improvement of tax revenue control.
Key words: tax risk, tax planning, investment activity, investment projecting.
ЕДИНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО ОБЪЕКТОВ ИМУЩЕСТВА КАК НЕОБХОДИМЫЙ КОМПОНЕНТ ИМУЩЕСТВЕННОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ Д.А. Смирнов
В статье проводится анализ причин отсрочки введения в российскую налоговую систему имущественного налога с физических лиц и раскрывается возможное направление формирования системы учета и оценки объектов имущества. Предлагается модель единой информационной среды системы учета имущества, которая упростит процесс формирования стоимости имущества, повысит эффективность налогового администрирования и контроля, а также обеспечит ее использование для иных (неналоговых) целей.
Ключевые слова: налогообложение имущества, информационная база объектов имущества, система учета имущества, учет имущества для налогообложения, интеграция данных об имуществе.
Реформирование имущественного налогообложения в России является приоритетной задачей налоговой политики на протяжении последних 10 лет. Именно с принятием в 1998 г. части 1 Налогового кодекса, которая установила возможность (в долгосрочной перспективе) замены трех имущественных налогов (налог на имущество организаций, налог на имущество физических лиц и земельный налог) одним платежом - налогом на недвижимость, появился вариант не эволюционного, а кардинального изменения действовавшей системы налогообложения имущества. Более того, в целях апробации данного варианта с 1997 по 2006 гг. проводился эксперимент по налогообложению недвижимости в городах Великий Новгород и Тверь. Необходимо правда отметить, что в Твери налог так и не был введен, хотя серьезные подготовительные мероприятия - создание реестра объектов недвижимости, разработка модели оценки различных типов объектов недвижимости и т. д. - были проведены.
В настоящее время налогообложение имущества в России находится все еще на стадии реформирования: приняты лишь две главы из предполагавшихся четырех (речь идет о непринятых главах НК РФ «Налог на имущество физических лиц» и «Налог на недвижимость»).
Причинами такой серьезной задержки являются два компонента, разработка кото-
рых требует всестороннего анализа, материальных ресурсов и времени. Речь идет о методике определения стоимости имущества для целей налогообложения и о формировании кадастра объектов имущества, подлежащих налогообложению. Причем решение этих вопросов является непременным условием при введении как налога на имущество физических лиц (хотя проект данного налога в настоящее время не рассматривается в Федеральном собрании), так и местного налога на недвижимость.
Огромный массив данных, образующийся на всех этапах существования имущества, требует создания и применения адекватных информационных и технических средств, способных наиболее полно и достоверно отразить сведения о данном объекте, необходимые для различного рода целей, в т. ч. и при налогообложении. Причем речь идет не только об информации статического характера (т. е. факте владения имуществом, землей, транспортом и т. п.), но и динамического (при изменении собственника - налог на прибыль, налог на наследование, налог на прирост капитала; при аренде - налог на прибыль, НДФЛ и т. п.). Более того, для государства важно не просто определить наличие самого объекта имущества, подлежащего обложению, его физические и экономические характеристики, но и сопоставить этот объект с физическим или юридическим лицом (организа-