Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право
НАЛОГОВЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ - ХАРАКТЕРИСТИКА И СПОСОБЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ
ВАЛЬТЕР Александр Валерьевич,
преподаватель ФГКОУ ДПО «ТИПК МВД РФ»,
соискатель кафедры уголовного права Уральского государственного юридического университета. E-mail: T89612047813@gmail.com
Краткая аннотация: Налоговые преступления, ст.198-199.4 УК РФ, уклонение от уплаты налогов (сборов), неисполнение обязанностей налогового агента, сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов (сборов, страховых взносов), развитие «теневой» экономики, налоговое преступление, налоговая полиция, иные способы уклонения от уплаты налогов, количество лиц осужденных по налоговым преступлениям, сокрытие финансово-хозяйственных операций, занижение налоговой базы, сокрытие финансово-хозяйственных операций, ФНС РФ, МВД РФ, СК РФ, использование «фирм-однодневок», формирование искусственной дебиторской задолженности, латентность налоговых преступлений, противодействие налоговым преступлениям, создание единого органа по выявлению и расследованию налоговых преступлений, статистические данные о налогах (сборах), новеллы налогового законодательства, правоприменительная практика, объективная сторона налогового преступления, налоги (сборы), проверка контрагента, налоговая политика, занижение статистических данных о недоимке по налогам, непредставление налоговой декларации, включение в налоговую декларацию (расчет по страховым взносам) или иные документы заведомо ложных сведений, пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов, налоговое планирование, налоговая оптимизация, Пленум Верховного Суда РФ № 64.
Abstract: Tax crimes, Art.198-199.4 of the Criminal Code of the Russian Federation, tax evasion (fees), failure to fulfill the duties of a tax agent, hiding money or property of an organization or an individual entrepreneur, due to which taxes (fees, insurance premiums) should be collected, development shadow economy, tax crime, tax police, other methods of tax evasion, number of persons convicted of tax crimes, hiding financial and business operations, understating the tax base, abbr tie financial and economic operations, the Federal Tax Service, the Ministry of Internal Affairs, the RF IC, the use of "one-day firms", the formation of artificial receivables, the latency of tax crimes, countering tax crimes, the creation of a single body to identify and investigate tax crimes, tax statistics ( taxes), tax legislation novels, law enforcement practice, the objective side of tax crime, taxes (levies), counterparty verification, tax policy, understatement of their data on tax arrears, failure to submit a tax return, inclusion in the tax return (calculation of insurance premiums) or other documents of knowingly false information, limits on the exercise of rights to calculate the tax base and (or) the amount of tax, fees, insurance premiums, tax planning, tax optimization, Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation No. 64.
Ключевые слова: налоговые преступления; налоги (сборы); налоговый агент; страховые взносы; налоговое планирование, налоговая оптимизация.
Keywords: Tax crimes; tax evasion (fees); tax agent; insurance premiums; tax planning, tax optimization.
Сегодня в сети «интернет*» имеется множество предложений от «обнальных площадок», по услугам незаконного вывода денежных средств из организаций, это услуги по «бумажному», «транзитному» НДС, предоставление реквизитов незаконно зарегистрированных ООО, ИП с банковскими счетами на подставных лиц и другие преступные схемы, все это не что иное как предложения, обусловленные активным спросом налогоплательщиков в целях уклонения от уплаты налогов.
Как следствие активизации по уходу от на-
* [Прим. Автора. В сети интернет поисковая машина «Google» на комбинацию слов «обналичить деньги» показала результат: примерно 718 000 (0,40 сек.), «продавцы бумажного ндс» - Результатов: примерно 492 000 (0,42 сек.), «закрыть ндс» - Результатов: примерно 491 000 000 (0,34 сек.).]
логообложения в РФ, на протяжении 2012-2017 г.г. наблюдался системный дефицит бюджета и только по итогам предварительных данных за 2018 год ситуация с пополнением бюджета изменилась в лучшую сторону.1 Так, Федеральная налоговая служба администрировала доходы за 2018 год в сумме 11,927 триллиона рублей.
Государственный механизм по противодействию налоговым преступлениям справляется с проблемой не в полной мере, так обратимся к УК РФ, в
1 [«Профицит бюджета РФ в минувшем году составил около 2,746 триллиона рублей, или 2,7% ВВП, сообщает Минфин. Доходы бюджета достигли 19,455 триллиона рублей, расходы - 16,709 триллиона рублей.» [Эл. ресурс]. Режим доступа: -http://www.aif.ru/money/economy/proficit_byudzheta_rf_v_2018_godu _dostig_2_7_vvp (дата обращения: 09.03.2019).]
котором установлены следующие виды налоговых преступлений - ст.198-199.4 УК РФ. Указанные уголовно-правовые нормы охвачены единым объектом - это общественные отношения, возникающие по поводу исчисления и уплаты налогов, сборов и страховых взносов в соответствующие бюджеты и государственные внебюджетные фонды.
Помимо указанных уголовно-правовых норм УК РФ, без отсылок к общепризнанным нормам Конституции РФ, необходимо отметить иные официальные разъяснение и рекомендации в части уголовно-правовой охраны общественных отношений в сфере налогообложения, это постановление Пленума ВС РФ «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления» от 28 декабря 2006 г. N 64, характеризующие объективную и субъективную сторону налоговых преступлений, а так же Письмо ФНС России от 13.07.2017 N ЕД-4-2/13650@«0 направлении методических рекомендаций по установлению в ходе налоговых и процессуальных проверок обстоятельств, свидетельствующих об умысле в действиях должностных лиц налогоплательщика, направленном на неуплату налогов (сборов)» (вместе с «Методическими рекомендациями «Об исследовании и доказывании фактов умышленной неуплаты или неполной уплаты сумм налога (сбора)», утв. СК России, ФНС России), которое затрагивает схемы, способы совершения налоговых преступлений, с указанием на взаимодействие налоговых и правоохранительных органов по документировании субъективной стороны противоправных деяний, на которую ранее ФНС России в ходе проведения налоговых проверок по большей части внимание не акцентировалось.
При этом необходимо отметить, что указанный Пленум ВС РФ № 64 требует скорейшего обнов-1
ления , ввиду частого изменения налогового законодательства, введения новелл - ст. ст. 199.3, 199.4 УК РФ, видоизменения способов и механизмов совершения налоговых преступлений (за последние 13 лет), которые зачастую сопряжены с действием
1[«Вячеслав Лебедев рассказал о подготовке нескольких Постановлений Пленума Верховного Суда: по вопросам работы новых кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции; о правах на результаты интеллектуальной деятельности; о международном частном праве; о нарушении правил дорожного движения; о налоговых преступлениях. В Москве прошло совещание-семинар председателей федеральных судов 13 Февраля 2019 года». [Эл. ресурс]. Режим доступа:
http://www.supcourt.ru/press_center/news/27584/ (дата обращения: 09.03.2019)]
групп лиц, использующих новейшие способы вывода налогооблагаемой базы из под контроля налоговых органов России.
В теории уголовного права о налоговых преступлениях имеется масса неразрешенных проблем, отсутствует единое мнение по многим вопросам, в т.ч. о понятии налогового преступления, момента окончания налогового преступления2, места совершения преступления, относительно ограниченного количества способов налоговых преступлений, вопроса о формы вины по ст.198-199.4 УК РФ.
Так же возможно отметить совокупность факторов объективного характера - детерминант, которые способствуют совершению преступлений в налоговой сфере:
1) наличие проблем в устройстве всей налоговой системы и в механизме налогового контроля, сформированных преимущественно стихийно, в отсутствие должной теоретической и научной основы, как следствие, их постоянное нахождение в процессе реформирования;
2) противоречия действующего налогового, гражданского, административного и уголовного законодательства РФ, негативным образом отражающиеся на противодействии налоговым преступлениям, препятствующие эффективному выявлению и пресечению налоговых преступлений, а также привлечению к уголовной ответственности за их совершение;
3) развитие «теневой» экономики3, деятельность субъектов которой непосредственно связана с преступными схемами по уклонению от исполнения налоговой обязанности;
4) отсутствие должного уровня взаимодействия между налоговыми органами и правоохранительными органами, перед которыми зачастую ставятся разные цели и задачи, все это приводит к небывалому росту латентности налоговых преступлений и позволяет виновным лицам уходить от ответственности или нести наиболее мягкое наказание;
5) неуважительное отношение населения ко всем органам власти (в том числе, и к налоговым) и к
2 [Ахтырская Н.В. К вопросу о моменте окончания налоговых преступлений, предусмотренных статьями 198, 199 УК РФ // Вестник СИБИТа. 2017. №3 (23). [Эл. ресурс]. Режим доступа: https://cyberieninka.ш/artide/n/k-voprosu-o-momente-okonchaniya-nalogovyh-prestupleniy-predusmotrennyh-statyami-198-199-uk-rf (дата обращения: 09.03.2019). ]
3 [Теневая экономика РФ выше расходов бюджета на 2019 год. [Эл. ресурс]. Режим доступа: https://www.vestifinance.ru/articles/115216 (дата обращения: 09.03.2019).]
Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право
тому, что от них исходит, недоверие граждан и организаций к действующей налоговой системе, низкий уровень налоговой культуры и грамотности.
Таким образом, на сегодняшний день проблемы в области противодействия налоговым преступлениям, имеют комплексный характер и как мы полагаем именно меры уголовно-правового воздействия являются базовой защитой налоговых правоотношений.
При этом в целях выработки средств и методов противодействию налоговым преступлениям, необходимо прежде всего разобраться, что же такое «налоговое преступление».
Обратимся к действующему уголовному законодательству, которое термин «налоговые преступления» не использует. Не способствует формированию единого подхода и наличие в практической плоскости многообразных форм проявлений преступных посягательств на правоотношения, возникающие в сфере налогов и сборов.
Исследователи, которые все же обращают внимание на необходимость определения понятия «налоговое преступление», употребляют его в самых различных смыслах.
Так, крайне распространенное понятие налогового преступления приводит Н.О. Бугаевская. Автор дает следующее определение исследуемому понятию: «Налоговое преступление - это совершенное в налоговой сфере противоправное деяние, преступный характер которого признается действующим уголовным законодательством территории, к юрисдикции которой оно относится"1. Аналогичной точки зрения придерживается И.Н. Соловьев, предлагающий под налоговыми преступлениями понимать «общественно опасные деяния, совершаемые в области налогообложения юридических и физических лиц и запрещенные уголовным законом под угрозой наказания»2. Н.В. Миляков приходит к выводу о том, что «налоговое преступление - это виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное уголовным законом под угрозой наказания и посягающее на финансовые интересы государства в сфере налогообложения»3.
1 [Бугаевская Н.О. Особенности налоговых преступлений // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Юриспруденция. 2009. № 3. С. 83.]
2 [Соловьев И.Н. Налоговые преступления и преступность. М.: Экзамен, 2006. [Эл. ресурс]. Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/588163/ (дата обращения: 09.03.2019).]
3 [Миляков Н.В. Налоговое право: Учебник. М.: Инфра-М, 2008. С. 261.]
Однако, вряд ли приведенные определения могут претендовать на теоретическую и практическую безгрешность, ввиду наличия достаточно расплывчатых формулировок, не позволяющих однозначно установить характерные уголовно-правовые черты налогового преступления как особого преступного деяния и отграничить его от иных правонарушений, совершаемых в сфере налогообложения.
Позиция автора относительно понятия о налоговом преступлении - это предусмотренное уголовным законом умышленное общественно опасное деяние, посягающее на общественные отношения, которые возникают по поводу исчисления и уплаты налогов, сборов и страховых взносов в соответствующие бюджеты и государственные внебюджетные фонды.
Характеризуя налоговые преступления, отметим один из сложных вопросов, о способах совершения налоговых преступлений, которые, по нашему мнению, не ограничиваются, способами, указанными в диспозициях уголовно-правовых норм, предусмотренных ст. 198-199.4 УК РФ.
Так, к примеру, если ссылаться на диспозиции ст. 198-199, 199.3-199.4 УК РФ, то, уклонение от уплаты налогов, сборов и страховых взносов возможно только тремя способами:
1) Непредставлением налоговой декларации (расчета по страховым взносам) или иных обязательных документов в налоговые органы РФ и государственные внебюджетные фонды;
2) включением в налоговую декларацию (расчет по страховым взносам) или иные документы заведомо ложных сведений;
3) занижением базы для начисления страховых взносов и/или иным заведомо неправильным исчислением страховых взносов.
По нашему мнению, законодатель, используя подобный подход при конструировании норм УК РФ, фиксирует, по большей части, не способы неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности, а правовые последствия применения сразу нескольких групп способов уклонения от уплаты налогов, сборов и страховых взносов, которые при этом выполняют функции оснований привлечения к налоговой ответственности.
В научной юридической литературе с учетом схожести оснований совершения уклонения от уплаты налогов (сборов, страховых взносов) возможные способы совершения рассматриваемых преступлений принято объединять в несколько
групп1. Автор полагает, что с учетом их обобщения, все способы уклонения от уплаты налогов и иных обязательных платежей условно подразделять на две группы:
1) ненадлежащее юридическое оформление финансово-хозяйственной деятельности, ее ненадлежащий бухгалтерский и налоговый учет;
2) сокрытие финансово-хозяйственных операций (к примеру незаконное использование налоговых льгот, использование «фирм-однодневок», счетов сторонних («третьих») организаций посредством формирования искусственной дебиторской задолженности, наличных расчетов, векселей и т.д.).
Практика по применению ст.ст. 199.3-199.4 УК РФ еще не сформирована; анализ материалов и специализированных интернет-хранилищ «Судебные и нормативные акты», «СудАкт», «РосПравосудие», «Судебная практика» позволяет установить, что ни одного приговора по данным статьям не вынесено и мнение у автора об эффективности новой законодательной нормы, описывающей совершения указанных налоговых преступлений не выработано.
Современные способы уклонения от уплаты налогов (сборов, страховых взносов) постоянно генерируются, однако при этом создание искусственного документооборота, является основной целью для неуплаты налогов (сборов), что, кстати, отражено отчасти в относительно недавней норме НК РФ -ст.54.1 «Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов».2
В данной связи ФНС ориентирует налоговые органы на то, что, если сделка не соответствует одному из требований, а именно неуплата налога не может быть целью сделки и обязательство по сделке должен выполнить тот, с кем заключен договор, или тот, кому это обязательство перешло по соответствующему соглашению, то следует отказывать в учете расходов и не применять расчетный метод определения действительных обязательств налогоплательщика. При этом ранее налоговые органы оспаривали расходы только в случае завышения стоимости сделки по сравнению с рыночной и только в части этого завышения.
Исследуя уголовно-правовой аспект о нарушениях в области налогового законодательства отметим предмет на которые направлены преступные действия. Так собираемость налогов на сегодняшний день немного улучшилась по сравнению с прошлым периодом, 2015-2017 г., однако проблемы образования налоговой задолженности и ее взыскания не решена в полном объеме. По состоянию на начало 2017 г. суммарная налоговая задолженность (включая недоимку по налогам, а также пени и штрафные санкции) достигла 1379,7 млрд. руб., что на 22,7% превышало аналогичный показатель на начало 2016 г. Однако в течение 2017 г. эта задолженность резко сократилась. Данные ФНС на 1 января 2018 г. показывают, что суммарная задолженность по налогам, сборам, пеням и санкциям составила только 789,3 млрд. руб., что означает падение объема задолженности на 42,8%. (см. рис. 1).
1 [См., напр.: Боровков А.В. Способы уклонения от уплаты налогов и/или сборов: теория и практика // Проблемы экономики и юридической практики. 2009. № 3. С. 133-134; Пушкарева Н.А. К вопросу о способах преступного уклонения от уплаты налогов и (или) сборов // Вестник Московского университета. Серия 11: Право. 2012. № 4. С. 132-139; Амиралиева Ш.М. Способы уклонения от уплаты налогов // Образование и наука: проблемы и перспективы развития: Материалы Международного электронного Симпозиума / Ред. О.А. Омаров, М.И. Абакаров, С.А. Чернова, А.Г. Газиев. Махачкала: АНОО"Махачкалинский центр повышения квалификации", 2014. С. 260-265; и др.]
2 [<Письмо> ФНС России от 16.08.2017 N СА-4-7/16152@ "О применении норм Федерального закона от 18.07.2017 N 163-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" - разъяснение ФНС РФ. [Эл. ресурс]. Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_223373/ (дата обращения: 09.03.2019).]
Рис (1)
Действующая практика налогового администрирования побуждает организации отказываться от работы с контрагентами, имеющими налоговую задолженность. Расходы организаций на закупку продукции у контрагента, имеющего налоговую задолженность, могут быть признаны «необоснованными», что повлечет за собой увеличение налога на прибыль, невозможность принятия к вычету части НДС и др.
При этом проблема налоговой задолженности налогоплательщиков затрагивает не только самих должников. Для компаний, не имеющих налоговой задолженности, все чаще возникает необходимость проверки контрагентов на наличие задолженности. Кроме того, выбор контрагента по принципу отсутствия задолженности перед бюджетом в ряде случаев может означать неконкуретный выбор поставщика (с более высокими ценами по сравнению с организацией, допустившей возникновение задолженности). Резюмируя вышеуказанную позицию налоговых органов и сложившуюся практику, необходимо отметить, так называемый экономический или политический фактор - недопущения увеличения статистической отчетности по образовавшейся налоговой задолженности, суммам недоимки (ущерба), в связи с чем имеются сомнения в части указанных данных о снижении налоговой задолженности. Автор в данной связи полагает, что в целях снижения сумм налоговой недоимки в налоговых органах возможно искажение статистической отчетности для улучшения экономических показателей работы налоговых органов.
Однако обратимся непосредственно к налоговым преступлениям, которые обладают специфическими свойствами, препятствующими их мгновен-
ному выявлению, пресечению и раскрытию. Это, в первую очередь: высокий уровень латентности налоговых преступлений при одновременно широкой территориальной распространенности и высокой частоте совершения; выявление преступлений возможно по истечении определенно длительного временного промежутка; неэффективность действующего уголовного и уголовно-процессуального механизма по привлечению виновных лиц к уголовной ответственности за совершение умышленных преступных деяний в сфере налогообложения. Все это накладывается на низкий уровень активности населения в проявлении негативного отношения к фактам уклонения от уплаты налогов, сборов, страховых взносов. Кроме того, существует еще большой комплекс факторов экономического, политического, правового, организационного и технического характера, влияющих на состояние налоговой преступности.
В данной связи возможно вспомнить об имевшей место быть ранее, законодательной формулировки «иной способ уклонения от уплаты налогов», исключенной из текста УК РФ Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ, и, по нашему мнению, ее существование играло положительную роль, т.к. она существенно расширяла круг способов совершения налоговых преступлений и увеличивала стабильность положений УК РФ. При этом с учетом актуальных данных выявленных в ходе анализа массива судебной практики и установленных тенденций развития криминального избежания налогообложения, необходимо установить юридические границы «иного» способа совершения налогового преступления, а именно ввести следующие дополнения относительно иных способов совершения налоговых преступлений предусмотренных ст.ст.198, 199 УК РФ:
«основной целью совершения сделки (операции) являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет суммы налога» и «умышленное искажение о фактах финансово-хозяйственной деятельности» с учетом криминального размера суммы неуплаченных налогов (сборов). Указанные способы в полной мере соответствует четким и бланкетным позициям уголовно-правовых норм о налоговых преступлениях. С учетом возможных изменений, диспозиция ст.198 УК РФ будет иметь следующий вид:
...... Уклонение физического лица от уплаты
налогов, сборов и (или) физического лица - плательщика страховых взносов от уплаты страховых взносов путем непредставления налоговой декларации (расчета) или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию (расчет) или такие документы заведомо ложных сведений, а равно иные действия (бездействия) лица связанные с умышленным искажением фактов финансово-хозяйственной деятельности физического лица или когда основной целью совершения сделок (операций) являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет суммы налога, совершенное в крупном размере......
Обратимся к статистическим данным о налоговых преступлениях (рис.2), и в ходе анализа количества привлеченных лиц к уголовной ответственности возможно отметить, что выраженной динамики за период 2011 - 1 полугодие 2018 год, т.е. после упразднения управлений по налоговым преступлениям МВД РФ в 2010 году и внесению изменений в УПК РФ1 в 2011 году о поводах и основаниях о возбуждении уголовных дел по ст.198-199.2 УК РФ, не установлено. При этом яркий пример статистических данных близких к действительности о количестве лиц, совершающих налоговые преступления в России, это показатель 2009 года, который составил 2656, при среднем ежегодном - 530 (за период 2011 -2017 г.г.). Несомненно, имеется и определенное влияние повышения минимальных сумм неуплаченных налогов по примечанию к ст.198-199.2 УК РФ2, а также возможность избежание уголовной ответствен-
ности после уплаты сумм причитающихся налогов (сборов), пеней, штрафов.
Нынешний политический курс по либерализации налоговых преступлений, не разрешил существующую проблему, но и обострил сложности выявления и расследования налоговых преступлений, в связи с упразднением сначала налоговой полиции в 2003 г., а затем и ликвидации специальных управлений МВД по борьбе с налоговыми преступлениями в 2010 г.
Позиция автора основана, в том числе и на сложности собирания доказательств преступной деятельности по налоговым преступлениям, их выявления, с учетом бланкетности ст. 198-199.4 УК РФ и на сегодняшний день возможно использование опыта зарубежных стран в части установления актуальных способов совершения налоговых преступлений в России. Так, к примеру, использование налоговых запретов, содержащихся в единых законах по борьбе с налоговыми правонарушениями, преступлениями в США, Великобритании, Франции и Италии. В США, помимо понятий уклонения от уплаты налогов и сокрытия налогов, имеются иные актуальные для России понятия в части криминальной неуплаты налогов: избежание налогов (tax avoidance), уменьшение налогов (tax mitigation), налоговое мошенничество (tax fraud), сопротивление уплате налогов (tax resistance) и отказ от уплаты налогов (tax protest). При этом ввиду закрепленной в ст.1 УК РФ положения о том, что уголовный кодекс, является единственным источником уголовного законодательства в Российской Федерации, дополнительные, либо видоизмененные способы совершения налоговых преступлений закреплять необходимо только в уголовном законе и на законодательном уровне возможно возвращение специализированных управлений по налоговым преступлениям, либо создание видоизмененного органа по противодействию налоговым преступлениям.
На примере зарубежных стран, зачастую дела по налоговым правонарушениям и преступлениям рассматривает единый орган, отсутствует «распыление», т.е. отсутствует сложная ситуация, при которой сбор налогового материала происходит в одном ведомстве, дела по сбору доказательств в разрезе ОРД происходят в ином правоохранительном блоке,
1 [Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 407-ФЗ "О внесении изменений в статьи 140 и 241 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"]
2 [Федеральный закон от 29 декабря 2009 г. N 383-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской
Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"]
Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право
(Рис.2) ([Диаграмма составлена на основе открытых данных Судебного департамента при ВС РФ. [Эл. ресурс]. Режим доступа: http://www.cdep.ru/¡ndex.php?¡d=79 (дата обращения: 10.03.2019).])
расследование же дела осуществляется следователем стороннего ведомства, и в итоге в суд направляется уголовное дело, которым как правило занимались 3 ведомства: ФНС, МВД и СК РФ. Об этом отчасти упоминают и первые лица правоохранительных ведомств1, о создании финансовой полиции России.
С учетом изложенного отметим, что поиск совершенной модели предупреждения и привлечения к уголовной ответственности за налоговые преступления, представляет собой сложную научную и практическую задачу. Важно при этом осознавать, что уклонение от уплаты налогов (сборов, страховых взносов) - явление, которое способно возникнуть в каждом государстве при любых, даже самых льготных экономических условиях.
Ликвидировать целиком данное явление крайне сложно, а, следовательно, государство должно быть, в первую очередь, нацелено на выработку мер с целью минимизации проявлений налоговой преступности и ее последствий в виде наносимого
ущерба экономике страны.
Автор предлагает приступить к созданию «дорожной карты», уголовно-правового проекта по преодолению имеющихся проблем противодействия налоговой преступности и одной из первых мер является видоизменение диспозиций ст.198, 199 УК РФ, возврат к «иным» способам совершения налоговых преступлений с учетом определенных юридических границ криминального избежания налогообложения; поиск новой основы применительно к налоговым преступлениям, так как термин «уклонение» не в полном мере соответствует четким и бланкетным позициям уголовно-правовых норм о налоговых преступлениям; путем анализа и обобщения за последние 13 лет практики о применении уголовно-правовых норм о налоговых преступлениях создание нового постановления Пленума ВС РФ; поэтапный переход к единому органу по выявлению и расследованию налоговых преступлений и как уже неоднократно указывалось многими авторами упрощение и сокращение нормативно-правовой базы налогообложения.
1 [В России легализуется финансовая полиция. [Эл. ресурс]. Режим доступа:
https://www.mk.ru/economics/article/2014/02/27/991698-v-rossii-legalizuetsya-finansovaya-politsiya.html (дата обращения:
09.03.2019).]
Библиография:
1. «Профицит бюджета РФ в минувшем году составил около 2,746 триллиона рублей, или 2,7% ВВП, сообщает Минфин. Доходы бюджета достигли 19,455 триллиона рублей, расходы - 16,709 триллиона рублей.» [Эл. ресурс]. Режим доступа: - http://www.aif.ru/money/economy/proficit_byudzheta_rf_v_2018_godu_dostig_2_7_vvp (дата обращения: 09.03.2019).
2. «Вячеслав Лебедев рассказал о подготовке нескольких Постановлений Пленума Верховного Суда: по вопросам работы новых кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции; о правах на результаты интеллектуальной деятельности; о международном частном праве; о нарушении правил дорожного движения; о налоговых преступлениях. В Москве прошло совещание-семинар председателей федеральных судов 13 Февраля 2019 года». [Эл. ресурс]. Режим доступа: http://www.supcourt.ru/press_center/news/27584/ (дата обращения: 09.03.2019)
3. Ахтырская Н.В. К вопросу о моменте окончания налоговых преступлений, предусмотренных статьями 198, 199 УК РФ // Вестник СИБИТа. 2017. №3 (23). [Эл. ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-momente-okonchaniya-nalogovyh-prestupleniy-predusmotrennyh-statyamM98-199-uk-rf (дата обращения: 09.03.2019).
4. Теневая экономика РФ выше расходов бюджета на 2019 год. [Эл. ресурс]. Режим доступа: https://www.vestifinance.ru/articles/115216 (дата обращения: 09.03.2019).
5. Бугаевская Н.О. Особенности налоговых преступлений // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Юриспруденция. 2009. № 3. С. 83.
6. Соловьев И.Н. Налоговые преступления и преступность. М.: Экзамен, 2006. [Эл. ресурс]. Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/588163/ (дата обращения: 09.03.2019).
7. Миляков Н.В. Налоговое право: Учебник. М.: Инфра-М, 2008. С. 261.
8. Боровков А.В. Способы уклонения от уплаты налогов и/или сборов: теория и практика // Проблемы экономики и юридической практики. 2009. № 3. С. 133-134;
9. Пушкарева Н.А. К вопросу о способах преступного уклонения от уплаты налогов и (или) сборов // Вестник Московского университета. Серия 11: Право. 2012. № 4. С. 132-139;
10. Амиралиева Ш.М. Способы уклонения от уплаты налогов // Образование и наука: проблемы и перспективы развития: Материалы Международного электронного Симпозиума / Ред. О.А. Омаров, М.И. Абакаров, С.А. Чернова, А.Г. Газиев. Махачкала: АНОО"Махачкалинский центр повышения квалификации", 2014. С. 260-265.
11. <Письмо> ФНС России от 16.08.2017 N СА-4-7/16152@ "О применении норм Федерального закона от 18.07.2017 N 163-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" - разъяснение ФНС РФ. [Эл. ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_223373/ (дата обращения: 09.03.2019).
12. Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 407-ФЗ "О внесении изменений в статьи 140 и 241 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
13. Федеральный закон от 29 декабря 2009 г. N 383-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
14. В России легализуется финансовая полиция. [Эл. ресурс]. Режим доступа: https://www.mk.ru/economics/article/2014/02/27/991698-v-rossii-legalizuetsya-finansovaya-politsiya.html (дата обращения: 09.03.2019)