НАЛОГОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ ПОСТРОЕНИЯ НРАВСТВЕННОЙ ЭКОНОМИКИ В ГРАЖДАНСКОМ обществе
И. И. ФИЛАТОВА
Статья посвящена проблеме модернизации налоговой системы России под углом нравственности. Автором исследуются принципы оптимального формирования налоговых механизмов гражданского общества.
Ключевые слова: налоговые механизмы, налоговая система, справедливость, гражданское общество, нравственность.
В настоящее время актуализируются вопросы формирования и развития нравственно ориентированных основ экономической деятельности как важнейшего условия достижения социально-экономического прогресса общества.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на открытии XIII Всемирного русского народного собора «Экология души и молодежь. Духовно-нравственные причины кризисов и пути их преодоления» отметил: «Безнравственная экономика не эффективна и более того - нежизнеспособна, опасна...» [9].
Люди живут по тем законам, которые формируют экономические отношения. И нравственно-этическая сущность экономических отношений ярко проявляется при построении налоговой системы. В условиях рыночной экономики налоги служат одним из главных инструментов проведения в жизнь социально-экономической политики государства, важным связующим звеном между ним и населением. Именно поэтому характер налоговых отношений, распределение налогового бремени, его тяжесть, раздел источников налоговых поступлений между центром и регионами, уровень налоговой дисциплины, мера коррумпированности налоговых органов во многом являются отражением нравственного состояния общества [3], тех ценностных приоритетов, которыми государство руководствуется в своей деятельности.
Современное нравственно здоровое общество заинтересовано: в повышении благосостояния
своих членов на основе возможно более полной реализации их созидательного потенциала; в достижении общественного согласия, важнейшим
условием которого служит соблюдение принципов социальной справедливости.
Впервые принцип справедливости налогообложения в составе четырех основных положений был сформулирован в ХУШ в. великим шотландским исследователем экономистом А. Смитом (1725-1793) в его знаменитом труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.). Адам Смит, который, был профессором этики (нравственной философии), утверждал, что экономика - это большой дом, где фундаментом служит мораль, этика, нравственные принципы, принятые в обществе. Смит выступал за всеобщность налогообложения и равномерность распределения налогов между гражданами «...соответ-ственно их доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства» [8]. Таким образом, по Смиту, справедливость налогообложения - это равная обязанность всех платить налоги, но исходя из реальной платежеспособности фискально обязанных лиц [10].
Следует учитывать, что справедливость относится к субъективным понятиям и ощущениям. Ее восприятие неодинаково в зависимости от положения людей в обществе. То, что оправданно и справедливо в глазах олигархов и крупной буржуазии, совсем иначе выглядит в представлениях людей, находящихся на грани или за гранью нищеты. Но если в массовом сознании какие-то явления и процессы отражаются как справедливые или несправедливые, то это превращается в объективный фактор общественного развития [2].
На современном этапе экономического развития налоговая система является не только инсти-
тутом, обеспечивающим доходы бюджета, она так же должна способствовать развитию производства, росту благосостояния и снижению социального расслоения граждан, в то же время быть ориентирована на реализацию принципа социальной справедливости и, как следствие, улучшение нравственного климата в России.
Действующая в настоящее время система налогообложения слабо выполняет фискальную функцию и почти не выполняет стимулирующую, распределительную и социальную функции. И причин здесь много [4], выделим лишь некоторые:
1. Излишняя централизация налогово-бюджетной системы, подразумевающая сосредоточение властных полномочий в налоговой сфере, а также значительной части налоговых доходов в руках федеральных властей.
2. Отсутствие или недостаточность рычагов и ресурсов у региональных властей для осуществления регулирующей функции налогообложения. В целом для российской налоговой системы характерен чрезвычайно высокий удельный вес косвенных налогов. Дисбаланс налоговой системы в сторону косвенного налогообложения свидетельствует о перекосе в сторону фискальной функции налогообложения в ущерб регулирующей, поскольку традиционно именно посредством прямых налогов осуществляется государственное регулирование экономики.
3. Объективная «незрелость»отечественной налоговой системы. Современная российская налоговая система насчитывает около двух десятилетий.
Следует обратить внимание и на тот факт, что пока в стране достаточно низкое национальное благосостояние, то не может быть и речи о формировании нравственного сознательного налогоплательщика. Россия занимает 69 место среди 104 стран в рейтинге национального благополучия. Впереди даже Индия (на 45 месте), которая традиционно относилась к самым бедным странам мира [7]. Одним из важнейших негативных результатов реформирования экономики России является глубокое расслоение населения по уровню доходов, прогрессирующая, самовоспроизводящаяся бедность и нищета. За годы реформ дифференциация доходов населения увеличилась даже по официальным данным более чем в три раза. Коэффициент фондов, характеризующий отношение доходов 10 % самых богатых и 10 % самых бедных слоев населения, составляет 15,1. С учетом скрытых доходов эта дифференциация еще более усиливается и, по оценкам экспертов, достигает 40:1 и более. Столь стремительного и глубокого расслоения населения нет ни в
одной из развитых современных стран. В среднем по Евросоюзу коэффициент фондов составляет 5,0; в США - около 10,0; в Швеции - 4,1; в Финляндии -3,0. По уровню расслоения Россия приблизилась к таким странам третьего мира, как Зимбабве, Мексика и др. Такая дифференциация создает серьезное социальное напряжение в обществе и требует соответствующих действий со стороны государства [12].
Как справедливо отмечает Г. П. Журавлева, никуда не годится существующая сегодня в России анархо-феодальная модель распределения доходов, согласно которой 1 % населения (самая богатая децильная группа) получает 30,6 % всех открытых денежных доходов, а самая бедная -1,9 %, рядом стоящая, чуть «побогаче» децильная группа - 3,5 %, а вместе они составляют 20 % населения. Все они одинаково платят налоги - 13 % с доходов. Между тем в странах, которые ставят в пример, богатые платят не 13 %, а 50 % и более от своих доходов. В результате такой порочной налоговой политики российское государство и общество теряют очень много [5].
Одной из основных причин имущественного расслоения общества можно назвать игнорирование принципа социальной справедливости при осуществлении перераспределительной и, в первую очередь, налоговой политики государства. При проведении налоговой политики, где функция распределения проявляется наиболее ярко, государство обязано ориентироваться на этические начала и принципы социальной справедливости. При этом важно учитывать следующие аспекты:
- перекосы в распределении благ в пользу элиты и в ущерб интересам основной массы работающего населения сужают платежеспособный спрос и сдерживают рост производства;
- вместе с тем уравниловка также отрицает справедливость, устанавливающую различия в размерах вознаграждения в зависимости от трудовых и других заслуг [2]. Чем больше пользы от того или иного члена общества, тем обоснованнее выглядит их высокий социальный и материальный статус в общественном мнении. Справедливое вознаграждение зависит от конкретных условий развития страны, эффективности всей экономики, должно обеспечивать воспроизводство и совершенствование рабочей силы: содержание семьи, воспитание и обучение детей, сохранение здоровья и достаточную пенсию по старости.
Построить нравственное общество невозможно без учета системы культурных ценностей, на которых строятся все реформы и осуществляется его модернизация (рис. 1) [6].
Выделение основных компонентов исследования
Объект - налогоплательщики гражданского общества
Предмет - принципы оптимального формирования налоговых механизмов гражданского общества
Цель - формирование нравственно сознательного налогоплательщика
Обоснование исходных гипотез, определение ./(ограничение) предмета исследования
Общегосударственная программа
(Налоговый кодекс) формирования
нравственно сознательного нало-
гоплательщика, включающая зако-
нодательные, социально-экономи-
ческие механизмы достижения по-
ставленной цели
Выбор методов сбора данных и процедур их анализа
Способы, методы и инструменты
мотивации создания оптимальной
налоговой системы
Рис. 1. Последовательность реализации налоговых механизмов построения нравственной экономики
Главными критериями оптимальности налоговой системы, на наш взгляд, должны выступать социальная «справедливость» и фискальная «эффективность».
И хотя до настоящего времени идеально справедливой налоговой модели в практическом варианте не существует, при исследовании нравственных аспектов налогообложения наиболее острые дискуссии вызывает проблема выбора ставок налога на доходы физических лиц. Это объясняется следующими причинами. Во-первых, налог на доходы с физических лиц определяет величину налоговой нагрузки подавляющего большинства граждан. Во-вторых, поступления по подоходному налогу в развитых странах составляют один из основных источников доходов государственного бюджета. Так, например, в США доля этого налога устойчиво составляет более 40 % [11].
Мировой опыт показывает, что в подавляющем
большинстве стран, добившихся успехов в экономике, действует прогрессивная шкала подоходного налога. Не удивляют и давно известны высокие максимальные ставки налога в развитых странах (от 35 до 65 %). В странах БРИК (кроме России) также действует прогрессивная шкала с высокими ставками: в Китае - до 45 %, в Бразилии - до 27,5 %, в Индии - до 30 %. По этим ставкам облагаются месячные доходы, превышающие в переводе на рубли по курсу: в Китае - 22 624 руб., в Индии -27 083 руб., в Бразилии - 61 825 руб. При этом в Индии необлагаемый налогом месячный доход -до 8125 руб., в Бразилии - до 24 750 руб. [1]. В России же мизерный стандартный налоговый вычет 400 руб. в месяц (примерно в 45 раз ниже среднего по Европе) просуществовал с 2001 г. без индексаций и был отменен в 2012 г.
Плоская шкала налога на доходы с физических (13 % независимо от размера дохода) лиц
обеспечивает принцип справедливости, если под доходами понимать только заработную плату. Однако в структуре доходов сверхбогатых граждан России доля заработной платы составляет не более 30 %, а на другие доходы в соответствии с гл. 23 Налогового кодекса РФ НДФЛ - меньше 13 %. Получается, что Россия - единственная стана в мире, имеющая по факту регрессивную шкалу. Как следствие, такой подход привел к избыточному неравенству, которое, как уже было отмечено ранее, неуклонно растет.
Равномерность распределения доходов, обеспечиваемая прогрессивной шкалой, - одно из обязательных условий развития нравственной экономики любой страны. Исследования Мирового банка показывают, что высокое неравенство доходов губительно для экономического роста [1]. А долговременное сохранение такого состояния приводит к существенному обнищанию и деградации большинства населения, что явно не способствует улучшению нравственного климата.
Полагаем, посредством организации прогрессивной системы налогообложения доходов физических лиц, основанной на оптимальном-мини-мальном размере налоговых ставок, действенной совокупности налоговых вычетов, достойном необлагаемом минимуме и результативном налоговом контроле, можно получить двойной эффект -достичь целей социальной справедливости и высокой экономической эффективности налогообложения.
В процессе функционирования налоговых отношений осуществляется взаимодействие и власти, и общества, и государства, и гражданина. Налоговая система - это инструмент или механизм общественного договора, на котором вообще строятся все отношения общества и власти, следовательно, единственным нормальным обществом может быть общество налогоплательщиков, в котором люди понимают, сколько и за что они платят, поэтому необходимым условием построения и эффективного функционирования нравственной налоговой системы является восстановление доверия населения к государству, его экономической и социальной политике, органам государственного управления всех уровней, реализующих эту политику, в том числе и к налоговым органам.
Для этого надо, во-первых, формировать позитивный образ (имидж) государства в глазах населения как на уровне рисуночного пласта, т. е. внешнего рекламного образа, так и на поведенческом, т. е. законы, указы и другие действия государства не должны вызывать у людей ложных
ожиданий и последующего разочарования. Во-вторых, во всех учебных заведениях, начиная со школ и заканчивая надвузовскими формами обучения, следует не только ввести изучение содержания и структуры налогов, но и сделать акцент на их объективную неизбежность. Граждане должны понимать, что налоги - это не зло, а объективная необходимость - «наша плата за цивилизованное общество».
Для формирования справедливой системы налоговых отношений большое значение имеет состояние гражданского общества, которое по многим своим признакам является производной нравственности.
Гражданское общество - это сфера самопро-явления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, независимая от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти [5]. Одной из возможных форм контроля гражданского общества за деятельностью государственных институтов является формирование общественного мнения. В этом отношении значимую роль может сыграть активизация деятельности таких организаций, как Российский союз налогоплательщиков, Российская ассоциация уполномоченных представителей налогоплательщиков.
Взаимодействие бизнеса и власти, руководства страны и наиболее активной части предпринимательского сообщества может способствовать не только экономическому развитию страны, но и консолидации общества, развитию налоговой культуры.
Таким образом, в процессе построения оптимальной системы налогообложения государство должно учитывать принципы экономической свободы, социальной справедливости и созидательного труда. А это, в свою очередь, означает, что налоги должны содействовать полной и продуктивной занятости населения; не препятствовать свободному выбору форм и направлений хозяйственной деятельности; стимулировать созидательные возможности, связанные с предложением реальных экономических благ; препятствовать чрезмерной социально-экономической дифференциации общества [3]; обеспечивать достаточное финансирование программ социальной поддержки нетрудоспособных и других слабо защищенных групп населения, что в результате будет способствовать формированию и развитию таких нравственных ценностей, как социальная справедливость и гражданская ответственность.
Литература
1. Абрамов М. Налоги и модернизация страны // Российская Бизнес-газета. 2010. № 745.13 апр.
2. Богомолов О. Нравственный фактор социально-экономического прогресса // Вопросы экономики. 2007. №. 11.
3. Власов Ф. Б. Нравственные основы совершенствования налоговых отношений в России // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. № 12. 2005. Июнь. URL:http://www.vkaznu.ru
4. Гордеева О. В. Принципы эффективного налогового регулирования // Финансы. 2010. № 9. С. 33-36.
5. Журавлева Г. П. Альтернативный проект социально-экономического развития РФ на период до 2020/2030 гг. // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2011. Вып. 10 (102). С. 7-14
6. Калинеску Т. В. Особенности современной налоговой парадигмы в условиях модернизации экономики. Налоговые реформы. Теория и практика: монография / под ред. И. А. Майбурова, Ю. Б. Иванова. М., 2010. С. 205.
7. Национальное благосостояние // Наша газета. № 119 (3100). 29.10.2009.
8. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М., 2009. С. 761.
9. Состояние экономики напрямую зависит от духовного развития людей // Российская газета. 2009. 22 мая. URL: http://www.rg.ru
10. Парыгина В. А. Принципы налогообложения в России: система налоговых координат. URL:http:// www.elitarium.ru
11. Федорович В. А., Патрон А. П. США: государство и экономика (Институт США И Канады РАН). М., 2005. С. 76.
12. Шмелев Ю. Д. Концепция реформирования налоговой системы Российской Федерации, основанная на реализации принципа справедливости и социальной функции налогов: автореф. дис. ... д-ра. экон. наук. М., 2008. С. 23.
* * *
TAX MECHANISMS OF THE FORMATION OF MORAL ECONOMY IN CIVIL SOCIETY
I. I. Filatova
The article is devoted to the modernization of the Russian tax system from the point of morality. The author investigates the principles of optimal tax mechanisms of the formation of civil society.
Key words: tax mechanisms, taxation, justice, civil society, morality.