Научная статья УДК 331.5 EDN UHCZBY
Б01 10.17150/2411-6262.2023.14(2).451-461 ^
Г.М. Касаткина
Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация, [email protected]
НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ ПРИ НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ИМУЩЕСТВА
АННОТАЦИЯ. В статье исследовано экономическое содержание налоговых льгот, их классификация и применение. По налогу на имущество физических лиц, как и по другим налогам, установлены льготы. Налоговые льготы включают как полное освобождение от уплаты налога, так и частичное. Определение понятия «налоговая льгота» приведено в ст. 56 Налогового кодекса Российской Федерации. В определении указано, что льгота предоставляет отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов определенные преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками. К налоговым льготам согласно Кодекса отнесены изъятия. Изъятия позволяют уменьшить налоговую базу и сумму налога всем налогоплательщикам. Они не являются преимуществом для отдельных категорий налогоплательщиков. В этом случае нельзя уменьшение налоговой базы для исчисления налога на имущество физических лиц на кадастровую стоимость установленного количества квадратных метров объектов налогообложения относить к налоговым льготам. Оценить эффективность налоговых льгот по налогу на имущество физических лиц практически невозможно. Данные налоговые льготы имеют социальное значение и не направлены на увеличение производства или инвестиций. Предоставление льгот ведет к расходам бюджета. В статье проанализированы расходы бюджета на предоставление льгот по налогу на имущество физических лиц в Иркутской области. Отмечено, что сумма льготы зависит от кадастровой стоимости объекта, что не совсем справедливо. В российском налоговом законодательстве установлено большое количество льгот различных видов. Контроль за правильностью применения льгот приводит к дополнительным расходам как государства, так и налогоплательщиков. В бюджетном законодательстве налоговые льготы рассматриваются как расходы бюджета. В связи с этим наиболее справедливо льготы предоставлять как субсидии отдельным категориям налогоплательщиков и утверждать как расходы бюджета.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА. Налог, имущество, налогоплательщики, кадастровая стоимость, налоговая льгота, налоговый вычет, налоговая база, доходы бюджета, расходы бюджета.
ИНФОРМАЦИЯ О СТАТЬЕ. Дата поступления 30 марта 2023 г.; дата принятия к печати 11 мая 2023 г.; дата онлайн-размещения 5 июня 2023 г.
Original article G.M. Kasatkina
Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation, [email protected]
TAX BENEFITS IN THE TAXATION OF INDIVIDUALS' PROPERTY
ABSTRACT. The article examines the economic content of tax benefits, their classification and application. Benefits have been established for the property tax of individuals, as well as for other taxes. Tax benefits include both full and partial tax exemption. The definition of the concept of "tax benefit" is given in Article 56 of the Tax Code of the Russian Federation. The definition states that the benefit provides certain categories of taxpayers and payers with certain advantages in comparison with other tax payers. Exemptions are attributed to tax benefits according to the
© Касаткина Г.М., 2023
ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
Code. The exceptions allow to reduce the tax base and the amount of tax to all taxpayers. They are not an advantage for certain categories of taxpayers. In this case, the reduction of the tax base for calculating the property tax of individuals on the cadastral value of the established number of square meters of taxable objects cannot be attributed to tax benefits. It is almost impossible to assess the effectiveness of tax benefits for the property tax of individuals. These tax benefits are of social importance and are not aimed at increasing production or investment. The provision of benefits leads to budget expenditures. The article analyzes the budget expenditures for the provision of benefits for the property tax of individuals in the Irkutsk region. It is noted that the amount of the benefit depends on the cadastral value of the object, which is not entirely fair. The Russian tax legislation establishes a large number of benefits of various types. Monitoring the correctness of the application of benefits leads to additional costs for both the state and taxpayers. In the budget legislation, tax benefits are considered as budget expenditures. In this regard, it is most fair to provide benefits as subsidies to certain categories of taxpayers and approve them as budget expenditures.
KEYWORDS. Tax, property, taxpayers, cadastral value, tax benefit, tax deduction, tax base, budget revenues, budget expenditures.
ARTICLE INFO. Received March 30, 2023; accepted May 11, 2023; available online June 05, 2023.
Налоговые льготы в теории налогообложения рассматриваются как один из инструментов налоговой политики, эффективность действия которого оказывает непосредственное влияние на успешную реализацию налоговой политики. Вместе с тем вопросы установления и применения налоговых льгот остаются спорными. Исчерпывающего определения налоговой льготе нет ни в налоговом законодательстве, ни в научных исследованиях, отсутствует и обоснование критериев и методик оценки эффективности применения налоговых льгот. Определение понятия «налоговая льгота» важно не только с теоретической, но и с практической точки зрения. Например, п. 6 ст. 88 Налогового кодекса РФ предусматривает, что при проведении камеральной налоговой проверки налоговые органы вправе потребовать от организации, являющейся налогоплательщиком, или индивидуального предпринимателя, являющегося налогоплательщиком, в течение пяти дней представить описание операций (имущества), в отношении которых применяется налоговая льгота, и (или) документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на указанные налоговые льготы. Таким образом, обязанности налогоплательщика тесно связаны с тем, пользуется ли он налоговой льготой или нет.
По мнению С.В. Барулина и А.В. Макрушина [1] налоговые льготы представляют собой «формы практической реализации регулирующей функции налогов» и являются «одним из основных инструментов проведения той или иной налоговой политики и методов государственного налогового регулирования». Далее они заявили, что льготы следует разделить на три группы: налоговые освобождения, налоговые скидки и налоговые кредиты. Исходя из различий в льготах и их влияния на изменение элементов налогообложения (объект, плательщик, ставка, налоговая база, окладная сумма налога). И.В. Горский так же обращает внимание на регулирующий эффект налогообложения, но считает его не соответствующим природе налогообложения. По его мнению, регулирующий эффект налогообложения сводится к налоговой льготе, которая противоречит основным принципам налогообложения и выступает как нечто чуждое фискальной природе налогообложения [2]. И.И. Кучеров в своей монографии «Теория налогов и сборов: Правовые аспекты» указывает, что налоговые льготы — это предоставляемые в соответствии с законодательством для некоторых категорий налогоплательщиков (плательщиков сборов) преимущества в налогообложении по сравнению с другими налогообязанными лицами [3].
По мнению А.В. Брызгалина, налоговая льгота — это возможность полного или частичного освобождения от уплаты налога, предоставляемая действующим налоговым законодательством и при условии наличия объекта налогообложения [4].
С.Г. Пепеляева в своей научной работе указывает, что существует несколько видов налоговых льгот, все они характеризуются одной целью: снизить нагрузку на налогоплательщика, ответственность налогоплательщика, не давая самостоятельного определения термина «налоговая льгота».
Термин «налоговая льгота» вызывает много споров, поскольку не имеет самостоятельного определения [5].
В книге О.А. Ногиной приводится аргумент против данного определения.
О.А. Ногина в своих публикациях выразила несогласие с определениями С.Г. Пепеляева. Она отмечает, что выгоды от налоговых льгот могут восприниматься правоприменителями как обширные и непоследовательные, когда в некоторых случаях освобождается часть или весь налог. Например, налоговые льготы могут означать освобождение от подачи налоговых деклараций или их упрощенную форму, что снижает затраты физических лиц на выполнение своих обязательств [6].
Профессор И.И. Кучеров прав, утверждая, что налоговые льготы — это дополнительные права для налогоплательщиков при определенных условиях [7].
В Российской Федерации категория «налоговая льгота» появилась в Законе РФ от 27.12.1991 г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы Российской Федерации», в котором нет определения «налоговой льготе», но приведен открытый перечень видов налоговых льгот:
— необлагаемый минимум объекта налога;
— изъятие из обложения определенных элементов объекта налога;
— освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков;
— понижение налоговых ставок;
— вычет из налогового оклада (налогового платежа за расчетный период);
— целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочку взимания налогов);
— прочие налоговые льготы1.
Законодательное определение понятия «налоговая льгота» дано в части первой НК РФ. В соответствии с п. 1 ст. 56 НК РФ «льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов, предусмотренные законодательством о налогах и сборах, преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере»2. Данное определение раскрывает содержание налоговой льготы как преимущества одних категорий налогоплательщиков перед другими. такое определение не позволяет отнести к налоговой льготе, например, установленный необлагаемый минимум или перечень объектов, необлагаемых налогом. Этими льготами пользуются все налогоплательщики и преимуществом это назвать нельзя.
Налоговые льготы являются составной частью налоговой системы любой страны с рыночной экономикой, предусматривающей ряд налоговых льгот, заложенных в бюджетную систему, доступных для определенных групп налогоплательщиков определенных налогов, при соблюдении определенных правовых условий и наличии объектов налогообложения [8]. С одной стороны, налоговые льготы де-
1 Об основах налоговой системы в Российской Федерации : Закон РФ от 27 дек. 1991 г. N° 2118-1. // СПС «КонсультантПлюс».
2 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) : Федер. закон от 31 июля 1988 N 146-ФЗ : (ред. от 27 нояб. 2017) // СПС «КонсультантПлюс».
лают налоговую систему более гибкой для отдельных налогоплательщиков, но, с другой стороны, усложняют налоговое администрирование, поскольку необходимо контролировать правомерность применения налоговых льгот для налогоплательщиков, сборов и страховых взносов.
В теоретических исследованиях приводятся различные подходы к классификации налоговых льгот.
Налоговые льготы можно классифицировать в зависимости от субъекта — получателя налоговой льготы, от цели и уровня установления льгот, но можно классифицировать виды налоговых льгот в зависимости от способа предоставления, что и было указано в Законе «Об основах налоговой системы Российской Федерации».
Так в зависимости от субъекта — получателя налоговой льготы их можно подразделить на льготы:
— предоставляемые физическим лицам, не занимающимся предпринимательской деятельностью;
— предоставляемые индивидуальным предпринимателям;
— предоставляемые юридическим лицам.
Данная классификация позволяет оценить и проанализировать размеров налоговых льгот и оценке их эффективность по различным категориям плательщиков налогов, сборов и страховых взносов.
По цели предоставления льготы можно разделить на:
— социальные;
— регулирующие.
Регулирующие льготы направлены на создание условий отдельным категориям налогоплательщиков для развития. К таким льготам относятся льготы по налогу на прибыль организаций, налогу на добавленную стоимость.
К социальным льготам относятся льготы, предоставляемые физическим лицам (налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц), эффективность предоставления которых оценить довольно сложно. К социальным льготам можно отнести льготы и по налогу на прибыль организаций, направленные на развитие образования, здравоохранения, организаций, осуществляющих социальное обслуживание граждан.
В зависимости от уровня налоговой системы льготы могут быть установлены федеральным законодательством, применяемые на всей территории РФ.
Есть льготы, установленные региональным законодательством и нормативно правовыми актами представительных органов муниципальных образований, действующие на соответствующих территориях.
В налоговом законодательстве Российской Федерации установлено большое количество налоговых льгот по налогам, сборам, страховым взносам, предоставляемые различным категориям плательщиков, на различные сроки или бессрочно, практически не имеет значения наличия статьи по налогу с названием «Налоговые льготы». Отсутствие такой статьи не означает отсутствие налоговой льготы, она может быть представлена как изъятие из обложения определенных элементов объекта налога, пониженная ставка налога.
Предоставление налоговых льгот уменьшает суммы поступлений в бюджетную систему государства. Ранее, сумма льгот называлась «выпадающие доходы бюджета», которые определялись как доходы, которые не были получены из-за предоставления налоговых льгот. Затем термин «выпадающие доходы» был заменен термином «налоговые расходы», на основании дополнения Бюджетного кодекса Российской Федерации ст. 174.3. и на основании вступившего в силу с 05.01.2019 г. Федерального закона от 25.12.2018 г. № 494-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации». Этим законом ст. 6 была дополнена опреде-
лением, что3 «налоговые расходы публично-правового образования — выпадающие доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, которые обусловлены налоговыми льготами, освобождениями и иными преференциями по налогам, сборам, таможенным платежам, страховым взносам на обязательное социальное страхование, предусмотренными в качестве мер государственной (муниципальной) поддержки в соответствии с целями государственных (муниципальных) программ и (или) целями социально-экономической политики публично-правового образования, не относящимися к государственным (муниципальным) программам».
В связи с этим Ю.П. Мичурина предлагает под эффективностью налоговой льготы понимать соотношение между степенью выгоды получателя в зависимости от вида деятельности или дохода, на который распространяется льгота, и потерями, которые несет бюджет из-за недополучения определенного дохода [9]. С этим предложением можно согласиться, поскольку основной целью любой льготы в конечном итоге является увеличение налоговых поступлений, однако эта цель не всегда достигается.
По мнению Г.П. Поляка [10] налоговые льготы способствуют выравниванию налоговой нагрузки организаций. Стабилизируя различные виды экономической деятельности, а в отношении физических лиц, льготы влияют на их материальное положение. Г.П. Поляк также отмечает, что предоставление индивидуальных льгот не допускается., хотя в Советском Союзе по местным налогам было разрешено устанавливать льготы отдельному плательщику. Далее, по механизму действия, автор объединил льготы в три группы:
— изъятия;
— скидки;
— освобождения.
Изъятия позволяют вывести из-под налогообложения отдельные объекты. Например, в соответствии с п. 3 ст. 401 НК РФ не признается объектом налогообложения имущество, входящее в состав общего имущества многоквартирного дома. по земельному налогу в п. 2 ст. 389 НК РФ перечислен список земельных участков, которые не являются объектом налогообложения, аналогичный перечень дан и в п. 2 ст. 358 НК РФ по транспортному налогу.
Скидки направлены на уменьшение налоговой базы, что также имеет место по налогу на имущество физических лиц.
Освобождения установлены для уменьшения налоговых обязательств, налоговое обязательство может быть снижено частично, а может быть и полное освобождение от уплаты того или иного налога.
В НК РФ4 перечень налоговых льгот несколько шире и включает:
— изъятие из обложения налогом, сбором отдельных объектов;
— необлагаемый минимум, т.е. часть объекта, не облагаемая налогом. Следует отметить, что необлагаемый минимум предоставляется, как правило, не отдельной категории плательщиков, а всем, что противоречит определению «налоговая льгота», приведенному в ст. 56 НК РФ;
— освобождение полное или частичное отдельных категорий налогоплательщиков;
— отсрочка и рассрочка по уплате налогов, сборов и страховых взносов, а также пеней и штрафов при наличии определенных оснований.
Налоговые льготы могут также включать налоговую амнистию, которая позволяет освободить лиц, совершивших налоговые правонарушения, от соответ-
3 О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации : Федер. закон от 25 дек. 2018 г. № 494-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».
4 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) : Федер. закон от 31 июля 1988 г. № 146-ФЗ : (ред. от 27 нояб. 2017) // СПС «КонсультантПлюс».
ствующих налоговых санкций за эти правонарушения. Например, ст. 81 Налогового кодекса устанавливает условия, при которых налогоплательщики могут быть освобождены от налоговой ответственности за налоговые правонарушения, если ими допущены ошибки, занижающие сумму налога, подлежащую уплате в бюджет Российской Федерации, а статья 59 Налогового кодекса предусматривает списание безнадежной задолженности по налоговым и страховым взносам по экономическим, социальным и юридическим причинам.
По налогу на имущество физических лиц, как и по другим налогам, в гл. 32 НК РФ представлены практически все виды налоговых льгот, кроме того, плательщики налога имеют право на отсрочку, рассрочку, снижение или полную отмену налоговых штрафов, списание безнадежной задолженности. Пунктом 2.1 ст. 52 НК РФ установлено, что перерасчет сумм, ранее исчисленных транспортного, земельного налогов и налога на имущество физических лиц, осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, а перерасчет сумм перечисленных налогов не осуществляется, если влечет увеличение ранее уплаченных сумм указанных налогов. Данный запрет на увеличение сумм налогов к уплате можно также отнести к преимуществам налогоплательщиков-физических лиц по отношению к организациям, т.е. к специфическим налоговым льготам. Количество налогоплательщиков, использующих налоговые льготы по налогу на имущество физических лиц представлено в табл. 1.
Таблица 1
Динамика количества налогоплательщиков налога на имущество физических лиц, учтенных налоговыми органами Иркутской области
в 2019-2021гг, ед.*
Показатели 2019 2020 2021
Количество налогоплательщиков, всего 1 326 301 1 325 459 1 392 583
в том числе:
- которым начислен налог 749 424 839 434 870 613
- которым предоставлены льготы 411 465 463 339 494 635
Из них:
По категориям, установленным федеральным законодательством 403 604 461 143 489 783
в том числе по кодам льгот
030100-пенсионеры по старости 360 291 383 242 396 624
010106-ветераны боевых действий 1 935 7 243 8 071
010201-военнослужащие и уволенные в запас 7 521 6 898 6 993
020100-инвалиды 1-й группы 8 879 8 178 8 419
020200-инвалиды 11-й группы 8 820 10 439 11 866
020500-инвалиды с детства 3 453 4 364 4 624
030200-пенсионеры по инвалидности 2 641 2 520 2 282
060150-налогоплательщики, имеющие трех и более несовершеннолетних детей 787 15 780 21 089
3169-по категориям, установленным нормативными актами муниципальных образований 8151 5 691 7 655
3170-лица, применяющие специальные налоговые режимы 632 864 610
* Составлена автором по данным отчетов УФНС по Иркутской области Ф N° 5-НМ за 2019—2021 гг.
Baikal Research Journal
электронный научный журнал Байкальского государственного университета
2023. Т. 14, № 2 issn 2411-6262 2 0 2 3, vol. 14, no. 2
Из данных табл. 1 видно, что количество налогоплательщиков, которым предоставлены льготы ежегодно увеличивается, если в 2019 г. их было 411 465 ед., то в 2021 г. их 494 635 ед., т.е. на 83 170 ед. больше, тогда как количество налогоплательщиков, учтенных налоговыми органами Иркутской области увеличилось всего на 66 282 ед. Следует обратить внимание на то, что льготы предоставленные в соответствии с федеральным законодательство составляют почти 99 %. Основная категория физических лиц-налогоплательщиков, получающих льготы составляют пенсионеры, их доля превышает 80 %. На данное соотношение не повлияло и то, что с 01.01.2020 г. на территории Иркутской области вступил в силу закон об исчислении налоговой базы по кадастровой стоимости. Данное изменение связано с тем, что с 01.01.2015 г. утратил силу Закон РСФСР от 09.12.1991 г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» и Федеральным законом от 04.10.2014 г. № 284-ФЗ введена в действие гл. 32 НК РФ, устанавливающая в РФ новый порядок взимания налога на имущество физических лиц. Переход на новый порядок был установлен с 01.01.15 г. до 01.01.2020 г., с 2020 г. новый порядок стал обязательным. Устанавливая налог на территории муниципального образования, представительные органы муниципальных образований с 2015 г. определяют налоговые ставки в пределах, установленных гл. 32 НК РФ, могут дополнительно утвердить налоговые льготы, не предусмотренные НК РФ и основания и порядок их применения плательщиками.
При определении налоговой базы плательщику налога предоставляются вычеты в соответствии с пп. 3—8 ст. 403 НК РФ, табл. 2.
Таблица 2
Налоговые вычеты, предоставляемые при определении налоговой базы по налогу на имущество физических лиц
Объект обложения Налоговая база (кадастровая стоимость) уменьшается
Квартира, часть жилого дома на величину кадастровой стоимости 20 м2 общей площади этой квартиры
Комната, часть квартиры на величину кадастровой стоимости 10 м2 площади этой комнаты
Жилой дом на величину кадастровой стоимости 50 м2 общей площади этого жилого дома
Единый недвижимый комплекс, в состав которого входит хотя бы одно жилое помещение (жилой дом) уменьшенная на один миллион рублей
Налоговый вычет, установленный пп. 3—8 ст. 403 НК РФ, производится при исчислении налоговой базы всем налогоплательщикам налоговым органом по месту учета объекта налогообложения, подачи заявления на данный вычет не требуется. Сумма данного вычета для отдельного налогоплательщика зависит от кадастровой стоимости указанных в табл. 2 объектов и их количества, чем выше кадастровая стоимость объекта, тем больше сумма вычета. При предоставлении вычета нарушается принцип социальной справедливости, так как лица имеющие наиболее дорогостоящее жилье получают льготу в большей сумме, а если объект не один, то сумма льготы увеличивается, даже если объекты используются в предпринимательской деятельности, включая сдачу в аренду.
В ст. 407 НК РФ установлено освобождение от уплаты налога в отношении одного из объектов налогообложения каждого вида, принадлежащих плательщику налога, имеющему право на данные льготы, при условии, что объект не используется в пред-
принимательской деятельности. Льгота может быть применена при определении суммы налога к уплате в отношении следующих видов объектов налогообложения:
— квартира или комната;
— жилой дом или часть жилого дома;
— помещение или сооружение, используемое в качестве творческой мастерской, ателье, студии, открытого для посещения негосударственного музея, галереи, библиотеки;
— хозяйственное строение или сооружение площадью до 50 м2, расположенное на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства;
— гараж или машино-место.
Перечень категорий налогоплательщиков, имеющих право на применение льготы, установлен п. 1 ст. 407 НК РФ, при этом «налоговая льгота предоставляется в размере подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога в отношении объекта налогообложения, находящегося в собственности налогоплательщика и не используемого налогоплательщиком в предпринимательской деятельности»5. Лица, имеющие право на получение налоговых льгот, представляют в налоговые органы заявление о предоставлении налоговых льгот и документы, удостоверяющие право налогоплательщика на получение налоговых льгот, при наличии таковых.
Однако даже если налогоплательщик не представит заявление на налоговую льготу и не указал выбранный объект налогообложения налоговая льгота будет представлена налоговым органом в отношении одного объекта налогообложения каждого вида с максимальной исчисленной суммой налога [11].
Динамика количества объектов налогообложения на территории Иркутской области представлена в табл. 3.
Таблица 3
Динамика количества объектов налога на имущество физических лиц, учтенных налоговыми органами Иркутской области в 2019—2021 гг., ед.*
Показатели 2019 2020 2021
Количество строений, помещений, сооружений, учтенных в базе данных 1 107 905 1 120 590 1 153 617
в том числе:
- жилых домов 242 171 247 021 260 765
- квартир, комнат 770 081 773 924 787 780
Количество объектов, с которых налог начислен 559 600 690 338 715 871
в том числе:
- жилых домов 76 251 79 614 88 977
- квартир, комнат 446 181 540 874 554 378
- объектов незавершенного строительства 17 1 442 1 504
- единых недвижимых комплексов 0 0 0
- гаражей, машино-мест 15 995 31 236 33 791
- хозяйственных построек площадью до 50 м2 включительно 49 134 99
- объектов, включенных в перечень по п. 7 ст. 378.2 НК РФ 7 402 9 673 10 607
- иных строений 13 702 27 365 26 515
* Составлена автором по данным отчетов УФНС по Иркутской области Ф № 5-НМ за 2019—2021 гг.
5 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) : Федер. закон от 31 июля 1988 г. № 146-ФЗ : (ред. от 27 нояб. 2017) // СПС «КонсультантПлюс».
По данным табл. 3 можно сделать вывод, что количество объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц ежегодно увеличивается, если в 2019 г. их было 1 107 905 ед., то в 2021 г. 1 153 617 ед., т.е. на 45 712 ед. больше. Количество объектов, с которых налог начислен при этом увеличилось на 156 271 ед., что связано не столько с появлением новых объектов, сколько с изменением порядка определения налоговой базы с 01.01.2020 г. До 2020 г. налоговая база на территории Иркутской области исчислялась как инвентаризационная стоимость с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в налоговые органы до 1 марта 2013 г. По объектам, созданным после указанной даты, не было инвентаризационной стоимости, с которой начислялся налог, с 2020 г. эти объекты облагаются налогом по кадастровой стоимости. Физические лица, собственники данных объектов, получили освобождение от уплаты налога на имущество, т.е. льготу, не установленную законодательством.
Расходы бюджета от предоставления налоговых льгот приведены в табл.4.
Таблица 4
Динамика сумм налога на имущество физических лиц, начисленных налоговыми органами Иркутской области за 2019—2021гг, тыс. р.*
Показатели 2019 2020 2021
Общая инвентаризационная стоимость с учетом коэффициента-дефлятора, с которой начислен налог 396 406 708 - -
Общая кадастровая стоимость, с которой начислен налог 91 258 435 900 550 515 925 863 707
Общая кадастровая стоимость строений, помещений и сооружений, по которым предъявлен налог к уплате, с учетом вычетов по пп. 3-6.1 ст. 403 НК РФ 66 676 105 592 206 550 604 874 629
Сумма, подлежащая уплате в бюджет 1 467 491 646 369 804 526
в том числе:
- по жилым домам 123 823 30 997 56 270
- по жилым помещениям (квартира, комната) 805 316 017 385 081
- по объектам незавершенного строительства - 285 718
- по объектам незавершенного строительства 19 506 8 349 11 387
- по объектам налогообложения, включенным в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 Кодекса 232 811 203 523 237 020
Сумма налога, не поступившая в бюджет в связи с предоставлением налогоплательщикам льгот по налогу, из них: 892 833 341 016 367 499
по категориям, установленным федеральным законодательством Российской Федерации 813 833 311 563 326 737
* Составлена автором по данным отчетов УФНС по Иркутской области Ф № 5-НМ за 2019—2021 гг.
Несмотря на увеличение количество объектов, подлежащих налогообложению в 2020 и 2021 гг. суммы налога, подлежащего уплате в бюджет, уменьшились. Если налог с инвентаризационной стоимости в 2019 г. составлял 1 467 491 тыс. р., то в 2020 г. с кадастровой стоимости — 646 369 тыс. р., в 2021 г. — 804 526
тыс. р. Значительное снижение суммы налога к уплате объясняется еще и тем, что в 2019 г., что постановлением Конституционного Суда РФ от 15.02.2019 г. № 10-П «По делу о проверке конституционности статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки О.Ф. Низамовой»0 нормы ст. 402 НК РФ признаны не противоречащими Конституции. Они не исключают права налогоплательщика обратиться за расчетом налога с применением сведений о кадастровой стоимости имущества и соответствующего размера налоговой ставки, если сумма налога, исчисленная по инвентаризационной стоимости этого имущества, существенно (в два и более раза) превышает сумму налога, исчисленного исходя из кадастровой стоимости. В соответствии с данным постановлением были поданы заявления на уменьшение суммы налога.
В целом расходы бюджета на предоставление льгот по налогу на имущество физических лиц на территории Иркутской области в 2020 и 2021 гг.
Анализ практики предоставления налоговых льгот подтверждает то, что систему предоставления льгот по налогу на имущество физических лиц следует совершенствовать. В этом случае интересно предложение В.Г. Панскова, который считает, что «представляется целесообразным ликвидировать в российской налоговой системе само понятие «налоговая льгота», введя в бюджетное законодательство другое, которое можно было бы определить, как «налоговая субсидия». При этом речь должна идти не просто о смене дефиниций. Налоговые субсидии должны отражаться в расходах соответствующего бюджета при его утверждении и в отчете о его исполнении» [12]. Автор прав, что в этом случае сам по себе отпадает вопрос о необходимости и экономической целесообразности контроля за эффективностью использования налогоплательщиками налоговых льгот.
6 По делу о проверке конституционности ст. 402 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки О.Ф. Низамовой : Постановление Конституционного Суда РФ от 15 февр. 2019 г. № 10-П // СПС «КонсультантПлюс».
Список использованной литературы
1. Барулин С.В. Налоговые льготы как элемент налогообложения и инструмент налоговой политики / С.В. Барулин, А.В. Макрушин, А.В. Ефимов. — EDN VUFBBB // Финансы. — 2002. — № 2. — С. 39-42.
2. Горский И.В. Сколько функций у налога / И.В. Горский // Налоговый вестник. — 2002. — № 3.
3. Кучеров И.И. Теория налогов и сборов: правовые аспекты / И.И. Кучеров. — Москва : ЮрИнфор, 2009. — 472 с.
4. Налоги и налоговое право : учеб. пособие / под ред. А.В. Брызгалина. — Москва : Аналитика-Пресс, 1998. —608 с.
5. Основы налогового права : учеб.-метод. пособие / под ред. С.Г. Пепеляева. — Москва : Инвест Фонд, 1995. —496 с.
6. Налоговое право России. Особенная часть : учебник / отв. ред. Н.А. Шевелева. — Москва : Юристъ, 2004. — 670 с.
7. Кучеров И.И. Налоговое право России : курс лекций / И.И. Кучеров. — Москва : ЮрИнфоР, 2001. — 358 с.
8. Комарова Г.П. Налоговые новации и их влияние на обязанности налогоплательщиков / Г.П. Комарова, О.В. Змановская, Г.М. Касаткина. — DOI 10.17150/2411-6262.2021.12(2).7. — EDN MPFBDK // Baikal Research Journal. — 2021. — Т. 12, № 2. — C. 7.
9. Мичурина Ю.П. Особенности правового регулирования налоговых расходов в Российской Федерации / Ю.П. Мичурина. — DOI 10.18572/1813-1220-2022-2-38-40. — EDN BJEBBX // Финансовое право. — 2022. — № 2. — С. 38-40.
10. Налоги и налогообложение : учебник и практикум / отв. ред. Г.П. Поляк, Е.Е. Смирнова. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Юрайт, 2023. — 380 с.
11. Комарова Г.П. Новации налога на имущество физических лиц / Г.П. Комарова, Н.В. Грохотова. — DOI 10.17150/2411-6262.2016.7(3).6. — EDN WKESEB // Baikal Research Journal. — 2016. — Т. 7, № 3. — C. 6.
12. Пансков В.Г. Налоговые льготы: целесообразность и эффективность / В.Г. Пансков. — EDN PDGCKX // Финансы. — 2012. — № 10. — С. 34-36.
References
1. Barulin S.V. Makrushin A.V., Efimov A.V. Tax Incentives as an Element of Taxation and Tax Policy. Finansy = Finance, 2002, no. 2, pp. 39-42. (In Russian). EDN: VUFBBB.
2. Gorskii I.V. How Many Functions Tax Has. Nalogovyi vestnik = Taxation Bulletin, 2002, no. 3. (In Russian).
3. Kucherov I.I. Tax and Levies Theory: Legal Aspects. Moscow, YurInfor Publ., 2009. 472 p.
4. Bryzgalin A.V. (ed.). Taxes and Tax Law. Moscow, Analitika-Press Publ., 1998. 608 p.
5. Pepelyaev S.G.(ed.). Fundamentals of Tax Law. Moscow, Invest Fond Publ., 1995. 496 p.
6. Shevelev N.A. (ed.). Tax Law of Russia. The Special Part. Moscow, Yurist Publ., 2004. 670 p.
7. Kucherov I.I. Tax Law of Russia. Moscow, YurInfoR Publ., 2001. 358 p.
8. Komarova G.P., Zmanovskaya O.V., Kasatkina G.M. Tax Innovations and Their Impact on Taxpayers. Baikal Research Journal, 2021, vol. 12, no. 2, pp. 7. (In Russian). EDN: MPFBDK. DOI: 10.17150/2411-6262.2021.12(2).7.
9. Michurina Yu.P. Peculiarities of the Legal Regulation of Tax Expenses in the Russian Federation. Finansovoe pravo = Financial Law, 2022, no. 2, pp. 38-40. (In Russian). EDN: BJEBBX. DOI: 10.18572/1813-1220-2022-2-38-40.
10. Polyak G.P., Smirnova E.E. (eds). Taxes and Taxation. 4th ed. Moscow, Yurait Publ., 2023. 380 p.
11. Komarova G.P., Grokhotova N.V. Novations of the Estate Tax for Individuals. Baikal Research Journal, 2016, vol. 7, no. 3. (In Russian). EDN: WKESEB. DOI: 10.17150/2411-6262.2016.7(3).6.
12. Panskov V.G. Tax Incentives: Expediency and Efficiency. Finansy = Finance, 2012, no. 10, pp. 34-36. (In Russian). EDN: PDGCKX.
Автор
Касаткина Галина Максимовна — старший преподаватель, кафедра бухгалтерского учета и налогообложения, Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация, [email protected], SPIN-код: 2756-2285, AuthorID РИНЦ: 855649.
Author
Galina M. Kasatkina — Senior Lecturer, Department of Accounting and Taxation, Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation, [email protected], SPIN-Code: 27562285, AuthorID RSCI: 855649.
Для цитирования
Касаткина Г.М. Налоговые льготы при налогообложении имущества физических лиц / Г.М. Касаткина. — DOI 10.17150/2411-6262.2023.14(2).451-461. — EDN UHCZBY // Baikal Research Journal. — 2023. — Т. 14, № 2. — С. 451-461.
For Citation
Kasatkina G.M. Tax Benefits in the Taxation of Individuals' Property. Baikal Research Journal, 2023, vol. 14, no. 2, pp. 451-461. (In Russian). EDN: UHCZBY. DOI: 10.17150/2411-6262.2023.14(2).451-461.
Baikal Research Journal
электронный научный журнал Байкальского государственного университета
2023, vol. 14, no. 2 issn 2411-6262 2 0 23. Т. 14, № 2