УДК 336.2
Тимарцев Алексей Юрьевич Timartsev Alexey Yuryevich
кандидат экономических наук, исполняющий обязанности начальника Главного управления Министерства доходов и сборов Украины в Черновицкой области dom-hors@mail.ru
НАЛОГОВЫЕ КОДЕКСЫ РФ И УКРАИНЫ: СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА
PhD in Economics, acting Chief of the Main Department of the Ministry of Inland Revenue of Ukrain in the Chernivtsi Region dom-hors@mail.ru
TAX CODES OF THE RUSSIAN FEDERATION AND UKRAINE: COMPARATIVE ASSESSMENT
Аннотация:
Проведена сравнительная оценка Налоговых кодексов РФ и Украины на предмет построения и содержания. Выделены категории, отсутствующие в Налоговом кодексе Украины: налоговая тайна, симметричные корректировки, взаимозависимые лица, консолидированная группа налогоплательщиков. Обоснованы рекомендации по внедрению указанных налоговых инструментов в украинскую практику.
Ключевые слова:
Российская федерация, Украина, налоговый, кодекс, инструмент, категории.
Summary:
The article carries out a comparative assessment of the Tax Codes of the Russian Federation and Ukraine in the context of their structure and content. The author distinguishes categories lacking in the Ukrainian Tax Code, which are: tax secret, compensating adjustments, related parties, and tax consolidated group. The guidelines on introduction of the stated tax instruments in the Ukrainian practices are substantiated.
Keywords:
Russian Federation, Ukraine, tax code, instrument, categories.
Налоговая система любой страны отражает особенности организации и функционирования ее хозяйства. После обретения государственной независимости налоговые системы РФ и Украины формировались параллельно на единой системе государственных доходов централизованной плановой экономики [1, с. 113]. Сложные процессы формирования нормативноправовой базы налогового регулирования и администрирования в обеих странах завершились принятием Налогового кодекса (НК) как кодифицированного законодательного акта, устанавливающего систему налогов и сборов в государстве. Объединение в одном документе норм и правил налогообложения значительно упрощает понимание налогового права для всех участников налогового процесса. Вместе с тем кодификация налогового законодательства не решила всех проблем, а только сняла их остроту. В статье Е.В. Тарибо показано существенное влияние определений Конституционного суда (КС) РФ на налоговую систему и налоговую политику [2]. В год двадцатилетия Конституции РФ состоялась юбилейная - десятая - конференция «Налоговое право в решениях Конституционного суда Российской Федерации», на которой были подведены итоги работы КС РФ и выработаны новые подходы к развитию налогового права [3]. К.И. Байгозин указывает на сходство позиций Высшего административного суда (ВАС) РФ с правовыми позициями КС РФ [4].
Л.И. Новосельская, В.А. Козанкевич [5], И.Г. Олейникова [6] дают критическую оценку последствий принятия НК Украины. Они акцентируют внимание на усовершенствование некоторых видов налогов, принципов и норм налогообложения, сокращение количества налогов и сборов, сближение бухгалтерского и налогового учета, упрощение и формализацию электронного документооборота. Среди недостатков Налогового кодекса Украины они выделяют, в частности, большое фискальное давление на малый бизнес.
В связи с этим целью статьи является сравнительная оценка Налоговых кодексов РФ и Украины и разработка предложений по их совершенствованию.
НК РФ состоит из двух частей: первая вступила в силу с 1 января 1999 г., вторая - с 1 января 2001 г. В Украине принятию НК предшествовал длительный период обсуждения альтернативных проектов. Налоговый кодекс официально приобрел силу Закона 4 декабря 2010 г. с момента опубликования в официальном печатном органе Верховной Рады Украины.
Дадим сравнительную характеристику построения и содержания Налоговых кодексов РФ и Украины.
Первой частью НК РФ установлены общие принципы налогообложения и уплаты сборов, в том числе: виды налогов и сборов, основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов; права и обязанности налогопла-
тельщиков, налоговых органов, налоговых агентов, других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах; формы и методы налогового контроля; ответственность за совершение налоговых правонарушений; порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.
Вторая часть НК РФ (специальная или особенная), регламентирует специальные налоговые режимы и вмещает в себя принципы исчисления и уплаты каждого из налогов и сборов: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль предприятий, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, государственная пошлина, налог на добычу полезных ископаемых, региональные налоги и сборы, местные налоги. К специальным налоговым режимам относят: упрощенную систему налогообложения, систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, систему налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции, патентную систему налогообложения.
НК Украины формально не содержит деления на части, но содержательно в нем тоже можно выделить общую и специальную часть. К общей можно отнести разделы: I - Общие положения, II - Администрирование налогов, сборов (обязательных платежей), XVIII1 - Должностные лица органов государственной налоговой службы и их правовая и социальная защита, XVIII2 - Налоговая милиция. Два последних раздела дополнены Законом Украины от 05.07.2012 № 5083-VI. Общие положения определяют основные принципы налогового законодательства Украины, понятие и виды налогов и сборов, общие принципы их установления, понятие специальных налоговых режимов, права и обязанности плательщиков налогов, функции органов государственной налоговой службы. Раздел, посвященный администрированию налогов, сборов (обязательных платежей), определяет перечень контролирующих органов и органов взыскания, основы их взаимоотношений с плательщиками налогов, порядок составления и представления налоговой декларации.
К специальной части НК Украины можно отнести разделы Ш-XVN, определяющие порядок исчисления налогов: налог на прибыль предприятий; налог на доходы физических лиц; налог на добавленную стоимость; акцизный налог; сбор за первую регистрацию транспортного средства; экологический налог; рентная плата; плата за пользование недрами; местные налоги и сборы; плата за землю; специальные налоговые режимы; сборы: за пользование радиочастотным ресурсом Украины, за специальное использование воды и лесных ресурсов. К специальным налоговым режимам НК Украины относит: упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности (введенную Законом Украины от 04.11.2011 г. № 4014^), фиксированный сельскохозяйственный налог, сборы в виде целевой надбавки к действующим тарифам: на электрическую и тепловую энергию, кроме электроэнергии, выработанной квалифицированными когенерацион-ными установками; на природный газ для потребителей всех форм собственности. Патентная система налогообложения предусмотрена НК Украины, но не как специальный налоговый режим, в рамках местного налогообложения - сбор за ведение некоторых видов предпринимательской деятельности. Раздел XVIII НК Украины определяет особенности налогообложения налогоплательщиков в условиях действия соглашения о Разделе продукции, в отличие от НК РФ, этот вид налогообложения не относится к специальным режимам. Разделы XIX и XX -заключительные и переходные положения.
При схожести подходов к построению и содержанию Налоговых кодексов России и Украины, в НК Украины отсутствует ряд категорий, на которые обратим внимание ниже. Согласно статье 102 Налогового кодекса России налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, следственными органами, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений являющихся общедоступными, в том числе ставших таковыми с согласия их обладателя - налогоплательщика. Налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, органами внутренних дел, следственными органами, органами государственных внебюджетных фондов и таможенными органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. К разглашению налоговой тайны относится, в частности, использование или передача другому лицу информации, составляющей коммерческую тайну (секрет производства) налогоплательщика.
В НК Украины сведения, представляющие конфиденциальную информацию, государственную, коммерческую или банковскую тайну, отнесены к профессиональной тайне должностных лиц налоговых и таможенных органов. Именно такой режим оптимально способствует решению двух задач: с одной стороны, защищает сведения о налогоплательщике; с другой стороны, он согласуется с концепцией административных услуг, которые предоставляются налоговыми и таможенными органами налогоплательщикам, и способствует расширению их спектра за счет информационных, консультационных, сервисных и т.д.
Возможность проведения симметричных корректировок налоговых обязательств контрагентов по сделке - одна из основных новаций российского трансфертного законодательства, предусмотренная ст. 105.18 Налогового Кодекса РФ. Симметричная корректировка - один из новейших инструментов налогового администрирования, введенных в налоговые правоотношения с целью преодоления ситуаций двойного налогообложения. Ее суть состоит в том, что если по итогам налоговой проверки Федеральная налоговая служба (ФНС) России доначислила одной из сторон сделки налоги исходя из рыночных цен, другая сторона сделки вправе применить те же рыночные цены при определении своих налоговых обязательств.
В системе налоговых органов России функционирует специальная налоговая инспекция по контролю над ценами - Межрегиональная инспекция по ценообразованию для целей налогообложения (МИ ФНС России по ценам). Она создана в целях реализации положений раздела У.1 «Взаимозависимые лица. Общие положения о ценах и налогообложении. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Соглашение о ценообразовании». В НК Украины аналогом «взаимозависимых» являются «связанные лица» (п. 14.1.159), но их налогообложение не осуществляется на консолидированной основе.
В 2012 г. в НК РФ появился новый субъект налоговых правоотношений (правовая фикция) -консолидированная группа налогоплательщиков (новая глава 3.1). Институт «коллективного налогоплательщика» вводится с целью облегчения администрирования исчисления и уплаты налога на прибыль организаций, связанной с необходимостью заключения не менее чем на два налоговых периода договора между будущими участниками, отвечающими квалификационным требованиям (ст. 25.2 НК РФ), в частности, к доле прямого и косвенного участия в капитале друг друга, совокупной величине уплачиваемых налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых. Договор подлежит регистрации в налоговом органе и может быть досрочно расторгнут по инициативе сторон.
От имени консолидированной группы действует ответственный участник, который является законным представителем каждого из участников группы (кроме самого себя) в части налоговых правоотношений, упомянутых в подпунктах 1-4 п. 4 ст. 29 НК РФ. Договор может предусматривать и более широкие полномочия ответственного участника как представителя другого лица в налоговых правоотношениях.
Таким образом, результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод о схожести подходов к построению и содержанию Налоговых кодексов России и Украины. Вместе с тем Налоговый кодекс России содержит категории, отсутствующие в Налоговом кодексе Украины, такие как: симметричные корректировки, консолидированная группа налогоплательщиков. Они ориентированы на учет специфики налогоплательщиков, использующих трансфертное ценообразование и перекрестное владение капиталом, и могут быть рекомендованы для внедрения в украинскую практику. В то же время в контексте благоприятствования демократическим реформам в НК РФ запретительный принцип налоговой тайны в части открытости и общедоступности сведений, целесообразно заменить разрешительным.
Перспективами дальнейших исследований является обобщение российско-украинского опыта налогообложения взаимосвязанных лиц.
Ссылки:
1. Налогообложение: теории, проблемы, решения / В.П. Вишневский. А.С. Веткин, Е.Н. Вишневская и др.; под общ. ред. В.П. Вишневского. Донецк, 2006.
2. Тарибо Е.В. Конституционный Суд РФ о налогах: обзор решений 2011 года // Правовед. 2012. № 7. URL: http://www.nalogoved.rU/art/1440
3. Демин А.В. Общие принципы налогообложения: каждому принципу - отдельная статья // Налоговед. 2013. № 1. 11Р1_: http://www.nalogoved.ru/art/1528
4. Байгозин К.И. К обсуждению проекта Постановления Пленума ВАС РФ о применении части первой НК РФ // Налоговед. 2012. № 8. ІІ^І.: http://www.nalogoved.ru/art/1456
5. Новоселъсъка Л.І. Переваги та недоліки Податкового Кодексу України / Л.І. Новосельсъка, В.А. Козанкевич // Науковий вісник НЛТУ України. 2011. Вип. 21.5. С. 269-272.
6. Олейнікова І.Г. Основні переваги Податкового Кодексу та практика його впровадження // Науковий вісник НЛТУ України. 2011. Вип. 21.17. С. 242-247.
7. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 04.03.2013). 11Р1_: http://www.consultant.ru/popular/nalog1/
8. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 30.12.2012). 11Р1_: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=138788
9. Налоговый кодекс Украины (последние изменения внесены Законом Украины от 6 декабря 2012 года N 5519-УІ). 11^: http://minfin.com.ua/taxes/-/podatkoviy_kodex2012.html