Научная статья на тему 'Налоговые инструменты поддержки г раждан и бизнеса в постпандемический период'

Налоговые инструменты поддержки г раждан и бизнеса в постпандемический период Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
115
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСТПАНДЕМИЧЕСКИЙ ПЕРИОД / НДФЛ / НДС / НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ / НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО / ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ / НАЛОГОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / ВОЗМЕЩЕНИЕ СУММ НДС ПО ЧЕКАМ / НАЛОГОВЫЙ ВЫЧЕТ / МРОТ / ПРОЖИТОЧНЫЙ МИНИМУМ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КОРЗИНА / ПЕРЕНОС НАЛОГОВЫХ УБЫТКОВ / POST-PANDEMIC PERIOD / PERSONAL INCOME TAX / VALUE ADDED TAX / CORPORATE PROFITS TAX / PROPERTY TAX / TRANSPORTATION TAX / TAX INSTRUMENTS / VAT REIMBURSEMENT / TAX DEDUCTION / MINIMUM MONTHLY SALARY / SUBSISTENCE LEVEL / CONSUMER BASKET / LOSS CARRY FORWARD

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тернопольская Галина Борисовна, Тютюрюков Николай Николаевич

Сложные экономические решения приходится принимать в период пандемии коронавируса и постпандемический период всем странам, и Россия - не исключение. Эти решения направлены на быстрейшее восстановление экономики. Но некоторые решения власти по поддержке граждан и бизнеса спорны. Эффективный бизнес и ответственные граждане осуществляли свою деятельность с полной уплатой налогов в бюджет в предыдущие годы, и они вправе ожидать от государства, что оно в сложный постпандемический период поддержит их. Авторы рассматривают в статье примеры таких решений: введение необлагаемой суммы дохода в целях исчисления НДФЛ, возмещение уязвимым слоям населения части уплаченных ими сумм НДС, увеличение на краткосрочный период размера необлагаемого налогами имущества. Выкладки авторов подкреплены статистическим материалом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TAX INSTRUMENTS FOR SUPPORT OF PEOPLE AND BUSINESS AFTER PANDEMIA

All countries, including Russia, must make difficult economic decisions during COVID pandemia and afterwards. These decisions should be aimed at fast economic recovery. However, certain decisions of the government, labeled as support measures for people and businesses, are controversial. The efficient businesses and responsible people paid their taxes in full during previous years, and they may expect that the state will support them during turbulent post-pandemic times. The authors analyzed the relevant statistics and based on that discuss the examples of such decisions: introduction of minimum exempt income for PIT purposes, reimbursement of VAT for socially insecure people, and short-term increase of exemption threshold for property taxes.

Текст научной работы на тему «Налоговые инструменты поддержки г раждан и бизнеса в постпандемический период»

НАЛОГОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ПОДДЕРЖКИ ГРАЖДАН И БИЗНЕСА В ПОСТПАНДЕМИЧЕСКИЙ ПЕРИОД

TAX INSTRUMENTS FOR SUPPORT OF PEOPLE AND BUSINESS AFTER PANDEMIA

DOI: 10.38197/2072-2060-2020-223-3-290-297

ТЕРНОПОЛЬСКАЯ Галина Борисовна

Доцент департамента учета, анализа и аудита ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», к.э.н. Galina B. TERNOPOLSKAYA

Associate Professor of the Department of accounting, analysis and audit, Financial University under the Government of the Russian Federation, PhD in Economics ТЮТЮРЮКОВ Николай Николаевич

Член Экспертной группы по налогообложению Комитета по бюджету и финансовым рынкам Совета Федерации ФС РФ, член Вольного экономического общества России, д.э.н. Nikolay N. TYUTYURYUKOV

Member of the Expert Group on Taxation of the Committee on Budget and Financial Markets of the Council of the Federation of the Federal Assembly of the Russian Federation, Member of the Free Economic Society of Russia, Doctor of Economic Sciences

Сложные экономические решения приходится принимать в период пандемии коро-навируса и постпандемический период всем странам, и Россия - не исключение. Эти решения направлены на быстрейшее восстановление экономики. Но некоторые решения власти по поддержке граждан и бизнеса спорны. Эффективный бизнес и ответственные граждане осуществляли свою деятельность с полной уплатой налогов в бюджет в предыдущие годы, и они вправе ожидать от государства, что оно в сложный постпандемический период поддержит их. Авторы рассматривают в статье примеры таких решений: введение необлагаемой суммы дохода в целях исчисления НДФЛ, возмещение уязвимым слоям населения части уплаченных ими сумм НДС, увеличение на краткосрочный период размера необлагаемого налогами имущества. Выкладки авторов подкреплены статистическим материалом.

Abstract All countries, including Russia, must make difficult economic decisions during COVID

pandemia and afterwards. These decisions should be aimed at fast economic recovery. However, certain decisions of the government, labeled as support measures for people and businesses, are controversial. The efficient businesses and responsible people paid their taxes in full during previous years, and they may expect that the state will support them during turbulent post-pandemic times. The authors analyzed the relevant statistics and based on that discuss the examples of such decisions: introduction of minimum exempt income for PIT purposes, reimbursement of VAT for socially insecure people, and short-term increase of exemption threshold for property taxes.

Ключевые слова Постпандемический период, НДФЛ, НДС, налог на прибыль, налог на имущество, транспортный налог, налоговые инструменты, возмещение сумм НДС по чекам, налоговый вычет, МРОТ, прожиточный минимум, потребительская корзина, перенос налоговых убытков.

Keywords Post-pandemic period, personal income tax, value added tax, corporate profits tax,

property tax, transportation tax, tax instruments, VAT reimbursement, tax deduction, minimum monthly salary, subsistence level, consumer basket, loss carry forward.

К третьему десятилетию XXI века мир вступает в качественно новую реальность. Своеобразным спусковым механизмом послужила новая коронави-русная инфекция, которая с необычайной скоростью не только сама стала общемировой проблемой, но и породила ряд экономических, социальных и других проблем. Напрашивается сравнение текущего экономического состояния в мире с Великой депрессией почти столетней давности, среди основных последствий которой было падение доходов населения и, соответственно, схлопывание спроса.

Россия не исключение. Действие с апреля 2020 г. режима самоизоляции показало: «подушка безопасности» и у граждан, и у предприятий недостаточна даже для того, чтобы вынести двухмесячный простой экономики.

В этих условиях государство решило поддержать бизнес. Но без платежеспособного спроса населения бизнесу даже при поддержке государства не справиться с кризисом. Поэтому логично задаться вопросом - есть ли у государства налоговые механизмы поддержки бизнеса и граждан? Наибольшее влияние на кошелек граждан оказывают два налога - НДС и НДФЛ. Рассмотрим их возможности.

Хотя юридически предприятия и являются плательщиками НДС, «входные» суммы налога, уплаченные поставщикам, им компенсируются, а сумма НДС с реализации входит в цену продаваемого товара (работы, услуги). Фактически предприятия выступают налоговыми посредниками, образуя этакую цепочку, в каждом звене которой создается и облагается налогом добавленная стоимость. Бремя же уплаты всех сумм НДС в федеральный бюджет в итоге ложится на конечных потребителей, то есть на население России. Заметим, что гражданину становится известной только сумма НДС, уплачиваемая им на последнем этапе, поскольку она в явном виде выделена в чеке в магазине розничной торговли.

В предкризисные 2015-2019 годы происходил стабильный рост поступлений сумм НДС (см. табл. 1).

Таблица 1. Динамика поступления сумм НДС, млрд руб.

2015 2016 2017 2018 2019 Рост, %

Всего 2589,4 2808,3 3233,4 3762,4 4486,6 173

В том числе по виду деятельности 125,6 «торговля розничная.» 141,4 194,8 212,3 276,7 220

Доля всего, % 4,9 5,0 6,0 5,6 6,2

Источник: форма 1-НОМ за соответствующие года (www.nalog.ru), расчеты авторов

Стабильно росла и доля НДС, поступающего из сектора розничной торговли. Государство для реализации своих задач получало с каждым годом от граждан (в явном и неявном виде) все большие суммы. Экономическое развитие, предшествующее пандемии, позволяло с уверенностью смотреть в будущее. Но, как говорится, ничто не вечно под луной...

В апреле 2020 г. из-за связанного с пандемией кризиса поступления сумм НДС снизились до 220,1 млрд руб., что на 26,7% меньше уровня апреля прошлого года [1]. Но в прошлые-то годы граждане обеспечивали гарантированно растущие суммы поступавшего в бюджет НДС и имеют право в сложной ситуации рассчитывать на помощь государства!

Тем более что, помогая гражданам, государство помогло бы розничной торговле, которой сейчас как никогда необходим платежеспособный спрос (и которая, кстати, внесена в перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коро-навирусной инфекции [2]).

Какую конкретную помощь государство могло бы оказать своим гражданам? Четко просматриваются три способа (социальный - выдачу продуктовых сертификатов - мы не рассматриваем).

Первый способ хотя и неналоговый, но очень тесно с налогами связанный, т.к. речь идет о бюджетных деньгах, в существенной части сформированных налогами, - раздача денег людям для совершения покупок, так называемые «вертолетные» деньги. Об этом пути часто высказываются официальные лица и эксперты.

Глава ЦБ Эльвира Набиуллина заявила, что прямые выплаты населению как адресная поддержка нужны, но раздача «денег с вертолета» как инструмент денежно-кредитной политики в России не актуален. Глава аналитического управления банка БКФ Максим Осадчий выступает с более жесткой позицией, вовсе называя призывы к прямым выплатам абсолютно всем популистскими. «Это крайняя мера денежно-кредитной политики, когда другие меры оказываются недостаточно эффективными. Бездумное разбрасывание „вертолетных денег" будет несправедливо - помощь получат и те, кто в ней не нуждается. Следует также учитывать и инфляционный шок в результате такого вливания денег в экономику», - сказал он. [3]

Авторы считают, что к этому способу действительно стоит относиться с осторожностью, но по другой причине. Данные статистики говорят о том, что более 21% российских граждан накануне кризиса работали в неформальной экономике, то есть

налоги не платили. Разумеется, учитывая, что Россия является социальным государством, помогать надо всем гражданам. Но тем, кто налоги не платит, бюджетная помощь возможна в пределах МРОТ или прожиточного минимума, а тем, кто работал в формальных секторах и платил законодательно установленные налоги, - им помощь возможна в большем размере, например, 2/3 суммы последнего дохода, по которым они отчитались перед основными контролирующими органами - ФНС и ПФР России - накануне кризиса. Конечно, мы согласны с М. Осадчим: «вертолетные» деньги - не для обеспеченных граждан (чьи доходы попадают в 9-10 децильные группы), а для тех, кому они реально помогут выжить.

Второй способ - это уже чисто налоговый инструмент - компенсация уплаченных сумм НДС при приобретении товаров и услуг некоторым категориям покупателей. Конечно, полная компенсация уплаченных сумм НДС невозможна, но вполне возможно временное возмещение сумм НДС наиболее уязвимым слоям населения. К ним относятся люди, чьи семейные доходы не позволяют им нормальное существование. Логично, если компенсация будет проводиться по товарам и услугам, которые входят в состав минимальной потребительской корзины (т. е. по алкогольной и табачной продукции, разумеется, суммы НДС возмещаться не должны). Обратим внимание, что данный способ обеспечивает реальную помощь, ведь суммы НДС возмещаются по реально приобретенным и действительно нужным человеку товарам (в отличие от «помощи» залежавшимися на складах или не пользующимися спросом у населения товарами).

Потери федерального бюджета при этом способе минимальны, так как уязвимые слои населения приобретают в основном продукты питания, реализация которых облагается НДС по ставке 10% (по данным Росстата, около половины расходов 20% наименее обеспеченных граждан - покупка продуктов для питания дома).

Третий способ - тоже налоговый - введение необлагаемой налогом на доходы физических лиц суммы, а именно прожиточного минимума. Почему именно его, а не МРОТ? Дело в том, что в России доходы получают не только работники, но и индивидуальные предприниматели, самозанятое население, граждане, работающие по гражданско-правовым договорам. Для последних категорий граждан МРОТ - не актуальное понятие, оно имеет отношение только к работающим по трудовым договорам. К тому же сумма МРОТ при ее установлении увязывается с прожиточным минимумом, а не наоборот (методика и обоснованность их расчета не является предметом нашей статьи).

Таблица 2. Динамика сумм доходов физических лиц, выплаченных налоговыми агентами, и числа получателей этих доходов

2015 2016 2017 2018 Изменение, %

Доходы, полученные от налоговых агентов, млрд руб. 21898,8 23445,2 24700,5 27417,4 25,2

Граждан, получивших доходы от налоговых агентов, млн чел. 67,4 66,2 64,2 63,3 -6,1

Средний годовой доход, полученный от налоговых агентов, руб./чел. 324 908 354 157 384 743 433 134 33,3

Источник: данные формы 5-НДФЛ (www.nalog.ru), расчеты авторов

За предкризисные годы средний годовой доход граждан, полученный от налоговых агентов, увеличился на 33% (см. табл. 2), но заметим, что при этом количество получивших доходы граждан уменьшилось на 4 млн чел. Кто-то из них, возможно, стал предпринимателем, а кто-то перешел, увы, в неформальный сектор экономики и стал «невидим» для ФНС.

Росстат подтверждает рост доходов граждан, растет и средняя зарплата. Но что интересно: рост средней номинально начисленной зарплаты идет медленнее, нежели рост МРОТ - 135,2% против 189,1% (см. табл. 3). Эта динамика свидетельствует об относительном обеднении граждан.

И это при том, что методика расчета МРОТ, по мнению и ученых, и профсоюзов, требует изменения. Еще в 2014 г. глава ФНПР Михаил Шмаков озвучил предложения президенту России: «Профсоюзы добились, что до 2016 г. МРОТ должен быть доведен до уровня прожиточного минимума. Но прожиточный минимум считается по очень плохой методике, которая идет к нам еще из середины 50-х годов прошлого века» [4]. Профсоюзы считают, что говорить надо о рациональной потребительской корзине, размер которой еще в 2014 г. оценивался ими на уровне 16-18 тыс. руб. Но даже в 2019 году размер МРОТ не достиг этого уровня!

Таблица 3. Динамика средней заработной за период 2015-2019 гг., руб./мес. платы, величины МРОТ, прожиточного минимума

2015 2016 2017 2018 2019

Средняя зарплата 32 495 34 030 36 709 39 709 43 944

МРОТ 5965 7500 7800 11 163 11 280

Прожиточный минимум для трудоспособного населения 10 187 10 466 10 573 11 069 11 510

Доля МРОТ в средней зарплате, % 18,4 22,0 21,2 28,5 25,7

Источник: Росстат, справочные данные СПС «КонсультантПлюс»», расчеты авторов

Эти данные свидетельствуют о том, что назрела необходимость провести реформу НДФЛ и ввести необлагаемый минимум в размере прожиточного минимума - стоимостной оценки потребительской корзины. Сумма эта для среднего россиянина (на 2019 г. - 17 955 руб. в год) довольно существенна. Да, эту сумму недополучит бюджет, при том, что из-за пандемии величина потерь бюджета и так может быть достаточно большой (прогноз академика А. Аганбегяна - реальные располагаемые доходы снизятся на 8-10% [5], Институт исследований ВЭБ.РФ дал оценку в 17,5% [6]). Но надо помнить, что по Конституции РФ (ст. 2) высшей ценностью является человек, а не бюджет.

Тем не менее потери бюджета вполне можно нивелировать, если реализовать предложения академика С. Глазьева, выдвинувшего идею о вводе в ЕАЭС налога на неторговые валютообменные операции, чтобы ограничить вывозы капитала за рубеж, а сборы от налога использовать в общих целях [7]. Положительную

роль может сыграть и реализация предложения президента России обложить 15-процентным налогом доходы в виде дивидендов, выводимые на зарубежные счета.

Собственно, введение с 2001 г. плоской шкалы НДФЛ предполагало, в том числе, стимулировать граждан оставлять заработанные деньги в экономике России. Однако практика показала, что «богатые» граждане предпочитают тратить деньги не в России, а вывозить их в иные юрисдикции и делать покупки там, в том числе приобретать недвижимость. Конечно, запретить этого нельзя, но можно защитить интересы российского бюджета: например, обложить средства, покидающие Россию навсегда по неэкономическим причинам, еще раз НДФЛ по основной ставке. Тогда возможности бюджета в преодолении кризиса и его последствий будут шире.

Итак, наши предложения ориентированы на поддержку платежеспособного спроса населения с использованием механизма всего лишь двух федеральных налогов. Этот механизм нацелен на оказание достойной помощи тем гражданам, которые ранее заботились о благосостоянии государства, честно платя налоги.

В конце хотелось бы еще акцентировать внимание на оказании помощи бизнесу. Выделение денег из бюджета наиболее пострадавшим отраслям - это хорошо. Но деньги получат и эффективные предприятия, и убыточные (ведь любой предприниматель, чтобы обосновать их получение, может много чего порассказать о важности своего бизнеса для России как в экономическом, так и в социальном плане). Под эффективно функционирующим предприятием мы понимаем предприятие, выпускающее необходимую рынку продукцию и приносящее прибыль учредителям.

В некоторых странах допускается переносить текущий налоговый убыток на предыдущий период для возврата уплаченной суммы налога на прибыль предыдущего периода. Предлагаем реализовать такой же механизм в России: помощь будет автоматически предоставляться только тем предприятиям, которые в предыдущие периоды эффективно работали и перечисляли налоговые платежи в бюджетную систему, а не разрабатывали «бесприбыльные» или «убыточные» схемы.

И снова о гражданах. За предыдущие налоговые периоды отмечался рост доли обязательных платежей в структуре использования денежных доходов населения России, то есть неувеличение налоговой нагрузки на бизнес сопровождалось увеличением налоговой нагрузки на население (см. табл. 4).

Таблица 4. Динамика оплаты обязательных платежей, денежных доходов населения России, % взносов в структуре использования

2015 2016 2017 2018

Оплата обязательных платежей, 13,7 взносов и прочие расходы 13,8 14,1 15,1

Источник: Росстат (https://www.gks.ru/folder/13397? рп^=1 - доступ 23.05.2020)

Законами субъектов РФ по транспортному налогу, по налогу на имущество организаций, по земельному налогу (и нормативными актами муниципальных образований по земельному налогу) могут быть предусмотрены налоговые льготы.

Например, в Республике Башкортостан ряд организаций освобожден от уплаты налога на имущество (Закон Республики Башкортостан от 10 апреля 2020 г. № 243-з). К ним относятся субъекты МСП, включенные в соответствующий реестр и осуществляющие определенную деятельность: в частности, дневной уход за детьми, туристическую деятельность, показ кинофильмов, общепит и пр. От уплаты транспортного налога освобождены некоторые предприниматели Тюменской области за налоговый период 2019 года и организации за налоговый период 2020 года (Закон Тюменской области от 10 апреля 2020 г. № 25). Такая льгота распространяется на тех, кто использует транспорт в деятельности по транспортировке и хранению, в сфере общественного питания, здравоохранения и социальных услуг, образования, гостиничного обслуживания, культуры, спорта, организации досуга и развлечений.

Считаем, что аналогичные схемы поддержки (временно, на один год) можно предусмотреть и для граждан. Например, можно исключать из налоговой базы по налогу на имущество физических лиц не 20 кв. м, а 40 кв. м. Можно освободить от уплаты транспортного налога физических лиц, автотранспорт которых имеет мощность мотора до 150 л.с. Конечно, такие меры поддержки следует оказывать не всем подряд, а только гражданам, которые отчитывались о доходах за предыдущие налоговые периоды и честно платили налоги.

Государство предпринимает определенные меры, но это точечные меры. Например, рассматривается возможность оказания материальной помощи самозанятым (физическим лицам, занятым в бизнесе) в размере 12 130 руб., которую они смогут потратить на уплату налога в 2020 году. Речь же должна идти о всем населении страны.

Библиографический список

1. Маркелов Р. Поступления налогов в России упали на треть//Российская газета. 2020. URL: https:// rg.ru/2020/05/06/postupleniia-nalogov-v-rossii-upali-na-tret.html (дата обращения 15.05.2020).

2. «О внесении изменений в перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции»: постановление Правительства РФ от 12 мая 2020 г. № 657. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

3. РИА Новости [электронный ресурс] 2020. URL: https://ria.ru/20200424/1570491913.html (дата обращения 16.05.2020).

4. Латухина К. Профсоюзы предлагают изменить методику расчета МРОТ// Российская газета. 2014. URL: https://rg.ru/2014/03/14/mrot-site.html (дата обращения 16.05.2020).

5. Аганбегян А. Где деньги лежат. Академик Аганбегян - о том, как «перепрыгнуть» от кризиса к росту //АиФ. - 2020. - № 20. - С14.

6. Старостина Ю., Канаев П. Эксперты ВЭБ оценили влияние вируса на экономику России //РБК. 2020. URL: https://www.rbc.ru/economics/12/04/2020/5e919e0a9a7947391241d05b (дата обращения 16.05.2020).

7. Анисимова Н. СМИ узнали о просьбе ЦБ к Минэку сдержать публичную активность Глазьева // РБК. 2020. URL: https://www.rbc.ru/finances/23/04/2020/5ea0b4799a79474abe98d9ec (дата обращения 16.05.2020).

References

1. Markelov R. Postupleniya nalogov v Rossii upali na tret' // Rossiiskaya gazeta. 2020. URL: https:// rg.ru/2020/05/06/postupleniia-nalogov-v-rossii-upali-na-tret.html (accessed 15.05.2020).

2. «O vnesenii izmenenij v perechen' otraslej rossijskoj jekonomiki, v naibol'shej stepeni postradavshih v uslovijah uhudshenija situacii v rezul'tate rasprostranenija novoj koronavirusnoj infekcii»: postanovlenie Pravitel'stva Rossii ot 12 maja 2020g. № 657. Dostup iz spravochno-pravovoj sistemy «Konsul'tantPljus».

3. RIA Novosti [elektronnyi resurs] 2020. URL: https://ria.ru/20200424/1570491913.html (accessed 16.05.2020).

4. Latukhina K. Profsoyuzy predlagayut izmenit' metodiku rascheta MROT//Rossiiskaya gazeta. 2014. URL: https://rg.ru/2014/03/14/mrot-site.html (accessed 16.05.2020).

5. Aganbegyan A. Gde den'gi lezhat. Akademik Aganbegyan - o tom, kak «pereprygnut'» ot krizisa k rostu // AiF - 2020 - № 20 - p. 14.

6. Starostina Yu., Kanaev P. Eksperty VEB otsenili vliyanie virusa na ekonomiku Rossii // RBC. 2020. URL: https://www.rbc.ru/economics/12/04/2020/5e919e0a9a7947391241d05b (accessed 16.05.2020).

7. Anisimova N. SMI uznali o pros'be TsB k Mineku sderzhat' publichnuyu aktivnost' Glaz'eva // RBC. 2020. URL: https://www.rbc.ru/finances/23/04/2020/5ea0b4799a79474abe98d9ec (accessed 16.05.2020).

Контактная информация / Contact information

ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»,

125993 (ГСП-3), г. Москва, Ленинградский просп., 49.

Financial University under the Government of the Russian Federation, 125993 (GSP-3), Moscow,

Leningradskij prosp., 49.

Тернопольская Г.Б. / G.B. Ternopolskaya

Тютюрюков Н.Н. / N.N. Tyutyuryukov

lasconi@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.