Научная статья на тему 'НАЛОГОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ГЧП НА ПРИМЕРЕ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ'

НАЛОГОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ГЧП НА ПРИМЕРЕ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
17
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ / НАЛОГОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ / ЧАСТНЫЙ ИНВЕСТОР / КОНЦЕДЕНТ / ИНВЕСТИРОВАНИЕ / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP / TAX INCENTIVES / PRIVATE INVESTOR / CONCESSOR / INVESTMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кампицкая В.В.

В статье рассматривается налоговое стимулирование, как инструмент в обеспечении развития ГЧП в Волгоградской области. При этом предоставление налоговых льгот по налогу на прибыль и имущество организаций обеспечивает значительный прирост показателей финансовой эффективности проекта. Кроме того, софинансируемые таким образом проекты должны приводить к экономическому результату, восполняющему налоговые потери, в том числе за счет увеличения в будущем, по итогам реализации проекта, налогооблагаемой базы в связи с созданием новых объектов и их эксплуатацией. Информационно-цифровые методы могут оказать полезное содействие в разработке и принятии обоснованных решений по вопросам налогового стимулирования в целях привлечения частных инвестиций в проекты ГЧП.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кампицкая В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TAX STIMULATION OF DEVELOPMENT OF PPPON THE EXAMPLE OF VOLGOGRAD REGION

The article considers tax incentives as a tool in ensuring the development of state-private partnership in the Volgograd region. At the same time, the provision of tax benefits for corporate and property tax provides a significant increase in the financial performance of the project. In addition, projects co-financed in this way should lead to an economic result that makes up for tax losses, including due to an increase in the future, following the results of the project, the tax base in connection with the creation of new facilities and their operation. Information-digital methods can provide useful assistance in the development and adoption of informed decisions on tax incentives in order to attract private investment in public-private partnership projects.

Текст научной работы на тему «НАЛОГОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ГЧП НА ПРИМЕРЕ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ»

УДК 332

Кампицкая В.В. студент магистратуры 3 курс, факультет экономики и финансов Волгоградский государственный университет

Россия, г. Волгоград

НАЛОГОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ГЧП НА ПРИМЕРЕ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Аннотация: В статье рассматривается налоговое стимулирование, как инструмент в обеспечении развития ГЧП в Волгоградской области. При этом предоставление налоговых льгот по налогу на прибыль и имущество организаций обеспечивает значительный прирост показателей финансовой эффективности проекта. Кроме того, софинансируемые таким образом проекты должны приводить к экономическому результату, восполняющему налоговые потери, в том числе за счет увеличения в будущем, по итогам реализации проекта, налогооблагаемой базы в связи с созданием новых объектов и их эксплуатацией. Информационно-цифровые методы могут оказать полезное содействие в разработке и принятии обоснованных решений по вопросам налогового стимулирования в целях привлечения частных инвестиций в проекты ГЧП.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, налоговые льготы, налоговое стимулирование, частный инвестор, концедент, инвестирование.

Kampitskaya V. V. master's degree student 3 year, faculty of economics and finance Volgograd State University Volgograd, Russia

TAX STIMULATION OF DEVELOPMENT OF PPPON THE EXAMPLE

OF VOLGOGRAD REGION

Annotation: The article considers tax incentives as a tool in ensuring the development of state-private partnership in the Volgograd region. At the same time, the provision of tax benefits for corporate and property tax provides a significant increase in the financial performance of the project. In addition, projects co-financed in this way should lead to an economic result that makes up for tax losses, including due to an increase in the future, following the results of the project, the tax base in connection with the creation of new facilities and their operation. Information-digital methods can provide useful assistance in the development and adoption of informed decisions on tax incentives in order to attract private investment in public-private partnership projects.

Key words: public-private partnership, tax incentives, tax incentives, private investor, concessor, investment.

Для обеспечения эффективного развития ГЧП в Волгоградской области необходимы такие условия, как наличие частного капитала, и инвестиционно-привлекательные условия, обеспеченные в том числе соответствующим регулированием, формирующие объективную заинтересованность частных инвесторов в финансировании проектов. Вместе с тем в условиях инфляции и нестабильности национальной валюты, преимущественно в сторону ее падения, одной из ключевых проблем привлечения частных инвестиций в проекты ГЧП является проблема выполнения рублем функции инвестиционной валюты. Обесценивание национальной валюты, наряду с большей привлекательностью валютных и фондовых спекуляций по сравнению с инвестициями в реальный сектор экономики, демотивирует инвесторов вкладываться в долгосрочные инфраструктурные проекты, поскольку риски получить от вложений убытки, а не прибыли, хотя бы только из-за указанных выше инфляционных факторов, достаточно высокие. Кардинальное решение этого вопроса может произойти вместе с полноценным превращением рубля в инвестиционную валюту. До тех пор частная инвестиционная инициатива должна будет подкрепляться различными стимулирующими мерами. Среди последних большое значение имеют меры налогового стимулирования. Предоставление налоговых льгот позволяет компенсировать возможные финансовые потери, снизить финансовые риски, способствует прибыльности проекта для частного инвестора. В зависимости от специфики сфер, форм ГЧП возможны различные варианты и комбинации налогового стимулирования, в том числе с помощью регулирования различных видов налогов.

Увеличить долю инвестиций в ВВП до 25% к 2024 г. - одна из ключевых задач российской экономики. Успех ее реализации во многом будет зависеть от скоординированной работы органов государственной власти. Еще два года назад для стимулирования инвестиций власти ввели инвестиционную налоговую льготу, которую регионы получили право вводить с 2018 г. Но с тех пор воспользовались ею лишь 10 регионов. Льгота распространяется на инвестиции в покупку оборудования, модернизацию и реконструкцию производства. В 2017 г. большая часть инвестиций в основной капитал шла на строительство новых объектов (55,7% всех инвестиций), меньше всего на реконструкцию, в том числе модернизацию, следует из данных Росстата1. За первое полугодие 2018 г. 35,6% инвестиций были направлены на покупку или обновление оборудования и транспорта и почти 50% - зданий и сооружений. Льгота позволяет напрямую вычесть расходы на модернизацию из налога на прибыль - до 90% затрат из региональной части налога (17 п. п. из 20%), 10% - из федеральной. Если

1 Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: gks.ru (дата обращения 16.12.2019).

вычет оказывается больше налога, неиспользованную часть льгот можно переносить на следующие годы. Регионы могут ограничить максимальный размер вычета региональной части налога на прибыль, а также выбрать категории оборудования и какие отрасли могут воспользоваться льготой. При всем этом представляется, что с 2023 г., когда регионы не смогут понижать ставки налога на прибыль, инвестиционный налоговый вычет может стать одной из мер стимулирования реализации проектов ГЧП. Регионы больше не могут вводить льготы, кроме тех, которые упомянуты в НК РФ, и инвестиционный вычет - одна из немногих альтернатива старым льготам.

Кроме налога на прибыль к стандартному проекту ГЧП обычно применимы (из числа региональных налогов) налог на землю, налог на имущество организаций, транспортный налог. При этом в настоящее время региональные и муниципальные власти в полной мере сохранили право предоставлять налоговые льготы по налогу на землю (ставка может устанавливаться нормативным актом муниципального образования в диапазоне 0-1,5 %), транспортному налогу (ставка может устанавливаться законом субъекта РФ, но не может быть более чем в 10 раз больше/меньше ставок, приведенных в НК РФ), налогу на имущество организаций (ставка может устанавливаться законом субъекта РФ в диапазоне 0-2,2 %).

Несмотря на активную деятельность Минфина РФ и прочих финансовых ведомств по контролю за обоснованностью предоставляемых регионам налоговых льгот, анализ отчетов об исполнении консолидированных бюджетов субъектов РФ за несколько последних лет говорит, во-первых, о стабильной доле налога на прибыль и растущей доле налога на имущество организаций в структуре доходов субъектов РФ, во -вторых, о быстром росте профицита консолидированного бюджета субъектов РФ и числа субъектов РФ, сводящих бюджет с профицитом (таблицы 1, 2).

Таблица 1 - Доля поступлений по отдельным налогам в общих доходах консолидированных бюджетов субъектов РФ, %__

Наименование 2014 2015 2016 2017 2018

Налог на прибыль 11,3 % 12,3 % 12,5 % 11,6 % 12,2 %

Налог на имущество организаций 5,6 % 5,6 % 5,9 % 6,7 % 6,8 %

Транспортный налог 0,2 % 0,2 % 0,2 % 0,2 % 0,2 %

Земельный налог н.д. 1,3 % 1,3 % 1,1 % 1,0 %

Источник: данные Минфина РФ, Федерального казначейства.

Таким образом, можно заключить, что выпадающие доходы, связанные с предоставлением налоговых льгот, в настоящее время не влияют существенным образом на сбалансированность бюджетов регионов, и большинство субъектов РФ имеют возможность предоставлять новые

налоговые льготы, обладающие потенциально большим положительным бюджетным эффектом.

Таблица 2 - Количество субъектов РФ с дефицитом консолидированного бюджета, размер суммарного дефицита/профицита консолидированного бюджета субъектов РФ_

Наименование 2014 2015 2016 2017 2018

Консолидированный дефицит / профицит бюджета, млрд руб. (448) (171) (12,6) (51,9) 510

Количество субъектов РФ с дефицитом консолидированного бюджета, ед. 74 76 56 47 15

Источник: данные Минфина РФ, Федерального казначейства.

Общая прогнозная сумма выпадающих доходов в 2020 г. (по оценкам Минфина РФ) в связи с налоговыми льготами субъектов РФ - 296,6 млрд руб. Сумма региональных льгот по налогу на прибыль и налогу на имущество, имеющих положительный бюджетный эффект - 61,0 млрд руб. и 59,7 млрд руб. соответственно.

Учитывая значительный масштаб проектов ГЧП, возникающие в их рамках разнонаправленные денежные потоки, связанные с уплатой налогов, также могут быть существенны. При этом, проведенный анализ показывает, что степень влияния налоговых льгот на экономику проектов ГЧП в значительной степени определяется особенностями применяемого платежного механизма. В частности, включение в платежный механизм проекта платы концедента, покрывающей, среди прочего, расходы концессионера на налоговые выплаты, существенно снижает итоговый эффект учета налоговых льгот для показателей финансовой эффективности проекта. Тем не менее, можно сделать вывод о том, что и в этом случае использование налоговых льгот обеспечивает некоторый прирост чистого приведенного дохода и внутренней рентабельности проекта. Влияние налоговых льгот на показатели эффективности проектов, реализуемых без использования платы концедента, как и можно было ожидать, еще более положительно.

Помимо положительного влияния на показатели финансовой эффективности, можно отметить, что применение налоговых льгот при использовании платы концедента позволяет избежать излишних встречных перечислений по уплате налогов, увеличивающих денежные потоки, требующих дополнительного администрирования, повышающих риски возникновения кассовых разрывов. Особенно это касается налога на имущество организаций (т.к. он полностью компенсируется платой концедента, а налог на прибыль не только компенсируется платой концедента, но и зависит от ее размера).

Оценку эффективности с точки зрения региональных бюджетов, в частности бюджета Волгоградской области, предоставления налоговых льгот по проектам логично осуществлять с использованием общих принципов определения бюджетной эффективности. Критерием целесообразности

предоставления льгот может быть положительное влияние (или отсутствие существенного негативного влияния) на типовые показатели бюджетной эффективности.

Итак, при использовании платы концедента, добавление учета налоговых льгот (по налогу на имущество и региональной части налога на прибыль) приводит также к некоторому росту показателей эффективности для регионального бюджета. При этом, даже в сценарии без использования платы концедента, рассчитываемые показатели не показывают однозначного снижения бюджетной эффективности для льготы по налогу на прибыль.

Подводя итоги вышесказанному, сделаем следующие выводы:

- Волгоградская область также, как и другие субъекты РФ, обладают достаточным спектром возможностей предоставления налоговых льгот (в том числе в отношении ГЧП-проектов), как с точки зрения законодательства, так и состояния бюджетов;

- проведенный анализ показывает, что предоставление налоговых льгот по налогу на прибыль и имущество организаций обеспечивает значительный прирост показателей финансовой эффективности проекта (особенно при условии отсутствия прочих компенсационных выплат из бюджета на эксплуатационной фазе);

- при использовании платежного механизма с платой концедента, предоставление упомянутых налоговых льгот несущественно влияет на показатели бюджетной эффективности, рассчитанные для периода реализации проекта. При отсутствии платы концедента, показатели бюджетной эффективности в прогнозном периоде существенно снижаются. Тем не менее, учет пост-прогнозного периода, в котором бюджет может получить дополнительные налоговые поступления, может сделать предоставление налоговых льгот оправданным.

О важности налогового стимулирования в сфере ГЧП свидетельствует и тот факт, что налоговая поддержка и стимулирование определены и в составе мероприятий «дорожной карты» по развитию инструментария государственно-частного партнерства. Так, ожидаемым результатом одного из мероприятий - разработки «Концепции методики оценки социально -экономических эффектов от реализации проектов ГЧП (МЧП) и концессий...» - представляется сформированность «объективных критериев отбора проектов, претендующих на получение государственной поддержки в виде субсидий, платы концедента, налоговых льгот, государственных гарантий, обеспечения минимального гарантированного дохода и проч.»2. При всем этом очевидно, что налоговая поддержка проектов ГЧП должна выполнять функцию действенного стимулирования увеличения числа и объемов таких проектов. В то же время актуальным представляется вопрос о

2 Концепция методики оценки социально-экономических эффектов от реализации проектов ГЧП (МЧП) и концессий (с учетом отраслевой специфики), для оценки проектов с участием бюджетных средств при формировании государственных программ и адресных инвестиционных программ как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях. План мероприятий («дорожная карта») по развитию инструментария государственно-частного партнерства: утв. Правительством РФ от 5 марта 2018 г. № 1775п-П9 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Consultant.ru (дата обращения 13.12.2019).

том, как избежать неоправданных потерь от недопоступления в бюджет налоговых доходов в связи с применением мер налогового стимулирования, в частности, в связи с установлением налоговых льгот.

Как представляется, введение налоговых льгот должно отвечать требованиям принципа пропорциональности, в частности, таким его элементам, как необходимость, целесообразность, минимальный ущерб. Иными словами, предлагаемые налоговые меры должны быть необходимы, т.е. без них проблема не может быть разрешена менее затратными способами. Затем - целесообразны, то есть приводить непосредственно к искомому экономическому результату. Потери должны быть минимальными в сравнении с иными мерами. Кроме того, софинансируемые таким образом проекты должны приводить к экономическому результату, восполняющему налоговые потери, в том числе за счет увеличения в будущем, по итогам реализации проекта, налогооблагаемой базы в связи с созданием новых объектов и их эксплуатацией.

Следовательно, выбор направлений, мер, способов налогового стимулирования представляет собой сложную работу, в которой необходимо тщательное детальное перспективное финансово -экономическое исследование, связанное с моделированием, использованием больших объемов информации и т.д. Существенную помощь в реализации этой работы могут оказать современные средства, обеспечивающие цифровую обработку информации.

Следует отметить, что в настоящее время российские налоговые органы достаточно успешно осваивают современные цифровые технологии в рамках налогового администрирования. Как отмечается в литературе в России, «...с 2015 г. в рамках Форума по налоговому администрированию (РТА) претворяется в жизнь международный проект по электронным услугам и цифровым каналам доставки. По масштабам использования информационных технологий наша страна занимает место в группе глобальных лидеров среди 26 налоговых администраций мира. Кроме того, зарубежные налоговые администрации перенимают российский опыт использования электронных сервисов.. ,»3.

В то же время важно обратить внимание на область применения цифровых и информационных технологий в налоговой сфере. Считается, что главная задача внедрения информационных технологий в налоговое администрирование - это обеспечить «неотвратимость» исполнения обязанности по уплате налогов, сделать налогообложение прозрачнее с помощью новых технологий. Представляется, что информационно-цифровые методы могут не только применяться в налоговой сфере в целях последующего контроля, но и оказать полезное содействие и в разработке и принятии обоснованных решений по вопросам налогового стимулирования в целях привлечения частных инвестиций в проекты ГЧП.

3 Родыгина, В.Е. Цифровизация налогового контроля НДС: правовые последствия и перспективы / В.Е. Родыгина // Финансовое право. - 2018. -№ 9. - С. 31 - 34.

Поводя итоги данному параграфу, сделаем следующие выводы.

Важную роль в обеспечении развития ГЧП в Волгоградской области играет налоговое стимулирование. Региона также, как и другие субъекты РФ, обладает достаточным спектром возможностей предоставления налоговых льгот. При этом предоставление налоговых льгот по налогу на прибыль и имущество организаций обеспечивает значительный прирост показателей финансовой эффективности проекта.

Введение налоговых льгот должно отвечать требованиям принципа пропорциональности, в частности, таким его элементам, как необходимость, целесообразность, минимальный ущерб. Кроме того, софинансируемые таким образом проекты должны приводить к экономическому результату, восполняющему налоговые потери, в том числе за счет увеличения в будущем, по итогам реализации проекта, налогооблагаемой базы в связи с созданием новых объектов и их эксплуатацией.

Информационно-цифровые методы могут оказать полезное содействие в разработке и принятии обоснованных решений по вопросам налогового стимулирования в целях привлечения частных инвестиций в проекты ГЧП.

Использованные источники:

1. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: gks.ru (дата обращения 16.12.2019).

2. Концепция методики оценки социально-экономических эффектов от реализации проектов ГЧП (МЧП) и концессий (с учетом отраслевой специфики), для оценки проектов с участием бюджетных средств при формировании государственных программ и адресных инвестиционных программ как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях. План мероприятий («дорожная карта») по развитию инструментария государственно-частного партнерства: утв. Правительством РФ от 5 марта 2018 г. № 1775п-П9 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Consultant.ru (дата обращения 13.12.2019).

3. Родыгина, В.Е. Цифровизация налогового контроля НДС: правовые последствия и перспективы / В.Е. Родыгина // Финансовое право. - 2018. -№ 9. - С. 31 - 34.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.