Научная статья на тему 'НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО СНИЖЕНИЯ ФИНАНСОВЫХ РИСКОВ ПРЕДПРИЯТИЯ'

НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО СНИЖЕНИЯ ФИНАНСОВЫХ РИСКОВ ПРЕДПРИЯТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
389
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ВЫЯВЛЕНИЕ ФИНАНСОВЫХ РИСКОВ / ВЫЕЗДНАЯ НАЛОГОВАЯ ПРОВЕРКА / 12 КРИТЕРИЕВ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РИСКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Артемьева Ольга Ивановна, Полякова Марина Александровна, Барбашова Светлана Александровна, Бурмистрова Ольга Анатольевна

Предпринимательская деятельность всегда предполагает определенную долю финансового риска, а периоды экономической нестабильности увеличивают возможные финансовые риски в разы. Одним из средств уменьшения возможных финансовых рисков является налоговое планирование. В данной статье рассмотрено налоговое планирование как средство снижения финансовых рисков предприятия по 12 критериям определения риска назначения выездной налоговой проверки на примере ООО «Автолоцман-СК».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TAX PLANNING AS A MEANS OF REDUCING FINANCIAL RISKS OF AN ENTERPRISE

Entrepreneurial activity always involves a certain amount of financial risk, and periods of economic instability increase the possible financial risks at times. One of the means of reducing possible financial risks is tax planning. This article discusses tax planning as a means of reducing the financial risks of an enterprise according to 12 criteria for determining the risk of appointing an on-site tax audit using the example of Avtolotsman-SK LLC.

Текст научной работы на тему «НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО СНИЖЕНИЯ ФИНАНСОВЫХ РИСКОВ ПРЕДПРИЯТИЯ»

DOI 10.47576/2712-7516_2022_6_6_502 УДК 336.225

НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО СНИЖЕНИЯ ФИНАНСОВЫХ РИСКОВ ПРЕДПРИЯТИЯ

Артемьева Ольга Ивановна,

Пензенский филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, г. Пенза, Россия, е-mail: [email protected]

Полякова Марина Александровна,

Пензенский филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, г. Пенза, Россия

Барбашова Светлана Александровна,

Пензенский филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, г. Пенза, Россия

Бурмистрова Ольга Анатольевна,

Пензенский филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, г. Пенза, Россия

Предпринимательская деятельность всегда предполагает определенную долю финансового риска, а периоды экономической нестабильности увеличивают возможные финансовые риски в разы. Одним из средств уменьшения возможных финансовых рисков является налоговое планирование. В данной статье рассмотрено налоговое планирование как средство снижения финансовых рисков предприятия по 12 критериям определения риска назначения выездной налоговой проверки на примере ООО «Автолоцман-СК».

Ключевые слова: предпринимательская деятельность; налоговое планирование; выявление финансовых рисков; выездная налоговая проверка; 12 критериев определения риска.

UDC 336.225

TAX PLANNING AS A MEANS OF REDUCING FINANCIAL RISKS

OF AN ENTERPRISE

Artemyeva Olga Ivanovna,

Penza branch of the Financial University under the Government of the Russian Federation, Penza, Russia, e-mail: [email protected]

Polyakova Marina Alexandrovna,

Penza branch of the Financial University under the Government of the Russian Federation, Penza, Russia

Barbashova Svetlana Alexandrovna,

Penza branch of the Financial University under the Government of the Russian Federation, Penza, Russia

Burmistrova Olga Anatolievna,

Penza branch of the Financial University under the Government of the Russian Federation, Penza, Russia

Entrepreneurial activity always involves a certain amount of financial risk, and periods of economic instability increase the possible financial risks at times. One of the means of reducing possible financial

risks is tax planning. This article discusses tax planning as a means of reducing the financial risks of an enterprise according to 12 criteria for determining the risk of appointing an on-site tax audit using the example of Avtolotsman-SK LLC.

Keywords: entrepreneurial activity; tax planning; identification of financial risks; field tax audit; 12 criteria for determining risk.

Деятельность коммерческих организаций связана с многочисленными финансовыми рисками, наиболее значимыми из которых являются налоговые риски, так как налогообложение затрагивает все сферы их деятельности. Налоговые платежи составляют существенную долю в общей величине расходов коммерческих организаций, поэтому их снижение - одна из самых важных целей хозяйствующего субъекта. Однако действия по необдуманному снижению налогового бремени могут искусственно вызвать дополнительные финансовые риски и потери, а также административную, а в определенных случаях и уголовную ответственность [8]. Стремление к сокращению налоговых платежей называется налоговым планированием. Суть налогового планирования состоит в исследовании процессов деятельности предприятия, изучении налогового законодательства, определении налоговой базы, расчетах и своевременной уплате налоговых платежей.

Налоговое планирование призвано уменьшать налоговые обязательства, экономя налогоплательщику сумму налога. Эффективное налоговое планирование дает коммерческим организациям такие преимущества, как контроль над платежами, снижение налоговых ставок, сокращение налоговых платежей, налоговые льготы, контроль сроков уплаты налогов.

Следует подчеркнуть, что цель налогового планирования не уход от налоговых платежей, а грамотное использование всех нюансов действующего налогового законодательства для максимального сокращения расходов на уплату налогов. Налоговое законодательство представляет для этого множество возможностей: широкий перечень налоговых льгот и налоговых вычетов, наличие различных ставок налогообложения и путей их снижения, неопределенности и неточности налоговых законов, которые квалифицированный и опытный специалист при исчислении и уплате налогов использует в свою пользу.

Оптимизация системы налогообложения - это важная, но не единственная задача налогового планирования, которое также влияет на выбор объекта налогообложения и даже деловых партнеров. Результатом неправильного выбора системы или объекта налогообложения может стать необоснованная налоговая нагрузка, которая сделает бизнес убыточным. Всего в законодательстве Российской Федерации предусмотрено пять систем налогообложения, отличающихся количеством отчетности, размером и режимом налоговых выплат. Неосмотрительное отношение к проверке партнеров (когда цена - единственный фактор, влияющий на выбор контрагента) и построению договорных отношений (неоптимальный выбор договорной бизнес-модели) может привести к потере бизнеса [3].

В условиях продолжающейся пандемии COVID-19 налоговое планирование представляет сложную задачу. Использование традиционных подходов к прогнозированию, основанных на динамичности налоговой системы или эластичности макроэкономических показателей, скорее всего приведет к неверной оценке.

Налоговое планирование в этот период должно включать выявление бизнес-сценариев, затронутых COVID-19, а также их влияние на существующие принципы бухгалтерского и налогового учета. Повышенное внимание должно быть уделено таким вопросам, как возмещение расходов, снижение стоимости услуг, благотворительные взносы, предоставление материальной помощи и денежных пособий работникам, договоренности со связанными сторонами о финансировании, убытки по безнадежной задолженности, закупки без выставления счетов. Необходимо правильное толкование принятых налоговых льгот (и их сроков) в связи с COVID-19, а также региональных различий в их практическом применении - отсрочки по уплате налогов, сокращение взносов в фонды социального страхования, дотации на аренду.

Одним из серьезных финансовых рисков, при отсутствующем или ненадлежащем налоговом планировании является выездная налоговая проверка. В связи с распространением COVID-19 в 2020 году были введены временные ограничения на проведение выездных налоговых проверок. Новые выездные проверки не назначались, а уже назначенные были приостановлены до июня 2020 года, но по оценке эпидемиологической обстановки проверки возобновлены только с сентября 2020 года. В текущем 2022 году выездные налоговые проверки также проводятся в привычном порядке, несмотря на ухудшение геополитической и экономической ситуации в условиях внешнего санкци-онного давления на Россию. Проверки приостановлены только в отношении компаний, осуществляющих деятельность в области информационных технологий.

В налоговом законодательстве предусмотрено два вида основных проверок - это камеральные (КНП) и выездные (ВНП) проверки. Процедурный порядок проведения КНП и ВНП отличается, о чем прописано в ст. 88 и 89 НК РФ соответственно. Если для инициализации КНП достаточно расчета или налоговой декларации, представленной налогоплательщиком, то для начала ВНП требуется решение руководителя (заместителя) налогового органа, врученное лично, или по почте, либо по защищенным телекоммуникационным каналам связи [4; 9; 10]. Предметом проверки может стать один конкретный налог (это будет тематическая проверка), а может сразу несколько налогов (комплексная проверка), уплачиваемых компанией, не более чем за последний трехлетний период ее деятельности. Проверка проводится на территории проверяемой компании, но в случае отсутствия у проверяемого плательщика помещения возможно ее проведение и в налоговой инспекции. Перечень документов, которые могут запрашивать во время проведения мероприятий налогового контроля (МНК), не закрыт. Налоговый инспектор у проверяемой компании кроме проверки финансовой документации вправе потребовать документы, которые не являются бухгалтерскими, но в полной мере отражают финансово-хозяйственный документооборот. К таким документам можно отнести деловую переписку - на бумаге, электронные письма,

смс-сообщения в различных мессенжерах; всевозможные журналы прихода-ухода с рабочего места и другие, которые характеризуют взаимоотношения с контрагентами, особенно в отношении которых возникает спор при проверке. Как следствие, эти меры со стороны налоговых органов позволяют в полной мере анализировать полноту отражения в налоговом учете операций по финансово-хозяйственному обороту с контрагентами, суммы исчисленных налоговых обязательств и уплаты налогов и сборов в бюджет. Кроме истребования тех или иных документов проверяющие из налогового органа в ходе ВНП могут проводить и другие МНК, например:

- инициировать инвентаризацию имущества, дебиторской или кредиторской задолженности;

- провести выемку документов и информации (электронные носители) и осмотр помещений и документов;

- назначить экспертизу - почерковедче-скую, техническую или другую по тематике вида осуществления деятельности компании;

- привлечь к проверке специалиста определенной отрасли знаний;

- провести допрос свидетелей;

- запросить банковские документы в кредитных учреждениях, в которых обслуживается компания, и др.

Сроки проведения налогового контроля в полной мере прописаны в п. 6 ст. 89 Налогового кодекса Российской Федерации. Для проведения ВНП в налоговом законодательстве установлен двухмесячный срок, а именно 60 дней. Но в связи с тем, что на проведение МНК требуется определенное время, в том числе это почтопробег, получение ответов на запросы и т.д., Налоговым кодексом предусмотрена возможность увеличения срока проведения ВНП до шести месяцев (180 дней). При этом сотрудники налогового органа обязаны соблюдать процедурные вопросы, установленные налоговым законодательством. Завершением ВНП в ее последний день считается вручение представителю компании справки о проведенной проверке с указанием ее предмета и сроков ее проведения [7; 9; 10].

ВНП проводятся на основании внутреннего плана налоговой службы, который нигде не публикуется. Однако со стороны налого-

вых органов проводится регулярный мониторинг налогоплательщиков, которые могут стать потенциальными проверяемыми лицами, руководствуясь Концепцией системы планирования выездных налоговых проверок (далее - Концепция) [5]. Концепция является открытым документом, которым может пользоваться в своей работе не только налоговый орган, но и все заинтересованные и заботящиеся о своей деловой репутации компании. Концепция структурирована таким образом, что охватывает все сферы деятельности компании независимо от применяемой системы налогообложения. Авторами Концепции разработано 12 основных критериев, с помощью которых и налоговый орган, и сама компания имеют возможность проводить на регулярной основе мониторинг финансово-хозяйственной деятельности и определять риски независимо друг от друга. В основном для этого необходимо минимальное количество документов компании: бухгалтерский баланс с приложениями, налоговые декларации и расчеты компании, открытые среднестатистические данные по отрасли, региону или стране для сравнения по определенным показателям.

Налоговые органы ежегодно снижают количество выездных проверок, так как эффективность налогового администрирования определяется не количеством проверок, а их качеством. Качество, в свою очередь, зависит от эффективного отбора субъектов проверки. Отбор компаний для проверки производится по названным выше общедоступным критериям проверки. Соответствие данным критериям компании могут выявлять само-

стоятельно. Таким образом, выездную налоговую проверку можно предупредить, чтобы затем не справляться с ее последствиями.

Оценим критерии риска выездной налоговой проверки на примере ООО «Автолоцман-СК» - официального дилера автомобилей марки SKODA в г. Пензе. ООО «Автолоцман-СК» занимается продажей полного модельного ряда новых автомобилей SKODA. Дополнительно компания предлагает услуги по оформлению кредитов, лизинга, всех видов страхования. У клиентов компании имеется возможность покупки нового автомобиля по Traide-in, они могут записаться по телефону на тест-драйв, техническое обслуживание или ремонт. Также клиентам доступна бесплатная техническая помощь на дорогах.

В первом критерии анализируется показатель налоговой нагрузки через оценку влияния налогового фактора на эффективность развития компании. Налоговая нагрузка у рассматриваемой компании не должна быть ниже, чем ее средний уровень у предприятий в соответствующей отрасли (для сравнения используется аналогичный ОКВЭД). При значении уровня налоговой нагрузки ниже среднего возникает налоговый риск.

Показатели для расчета данного критерия в части уплаченных налогов берутся по данным налоговой отчетности, а в части выручки или совокупного дохода - из бухгалтерской отчетности.

В научной литературе предлагается множество вариантов расчета налоговой нагрузки с применением различных методик и подходов. Попробуем разобраться в некоторых из них (табл. 1).

Таблица 1 - Варианты определения налоговой нагрузки компаний

№ п/п Название методики Формула Примечание

1 Методика М.Н. Крейниной Уровень налоговых расходов является соотношением выручки от реализации продукции, товаров, работ и услуг (В), а также затрат на производство реализованной продукции без учета налогов (Ср) и чистой прибыли предприятия(Пч) Предлагается соотнести налог и источник уплаты налога. Налоги, включаемые в себестоимость, уменьшают прибыль и, соответственно, сумму налога на прибыль, поэтому они выгодны для компании. Однако такой вариант расчета налоговой нагрузки доказывает обратное. Недостатком методики является то, что в ней не учитываются косвенные налоги. В связи с этим происходит завышение расчетного показателя

2 Методика А. Кадушина и Н. Михайловой Налоговая нагрузка определяется как отношение налогового бремени к добавленной стоимости, так как она является источником доходов предприятия Отдельные элементы добавленной стоимости рассматриваются как источник возникновения налоговых обязательств. Недостаток методики - не учитывается налог на имущество, транспортный и земельный налоги

3 Методика Е.А. Кировой Вводится новый показатель новой созданной стоимости (ВСС), который включает в себя оплату труда (ОТ), прибыль компании (П, налоговые платежи (НП). Новая созданная стоимость (ВВС) определяется через выручку от реализации товаров, про -дукции, работ, услуг (В), материальные затраты (МЗ), амортизацию (А), внереализационные доходы (ВД), внереализационные расходы (ВР). Уровень налоговой нагрузки (Дн) определяется отношением абсолютной налоговой нагрузки (НП) к введенному показателю Данная методика разделяет налоговую нагрузку на относительную и абсолютную. Абсолютная нагрузка - все налоги, подлежащие отчислению в бюджет и внебюджетные фонды, включая недоимку, но исключая налог на доходы физических лиц. Относительная нагрузка - это соотношение абсолютной налоговой нагрузки и новой созданной стоимости

4 Методика М.И. Литвина По данной методике налоговое бремя находится отношением суммы всех налогов ^Т), уплачиваемых компаний, к сумме всех источников средств для их уплаты Плюсом данного метода является то, что здесь учитывается структура налогов компании - все уплачиваемые налоги (налог на добавленную стоимость, налог на доходы физических лиц, страховые взносы, акцизы и прочие)

5 Методика Т.К. Островенко Здесь рассчитываются частные и обобщающие показатели, а именно налоговая нагрузка на доходы экономического субъекта, финансовые ресурсы, собственный капитал, прибыль до налогообложения, одного работника. При этом выявляется сумма соотношения налоговых обязательств с рассчитанными показателями Плюсы методики: - возможность рассчитать налоговую нагрузку с различной степенью детализации в зависимости от поставленной управленческой задачи; - универсальность. Возможно применение в любых отраслях народного хозяйства

6 Методика Министерства финансовой Российской Федерации Согласно данной формуле уровень налоговой нагрузки компании (Нн) рассчитывается как отношение суммы всех налогов (СН), уплаченных в отчетном году, к выручке (В) (в том числе от прочей реализации) При использовании этого метода опре -деляется «налогоемкость» деятельности компании. Недостаток состоит в том, что здесь не учитывается структура налогов и их влияние на общее финансовое состояние компании. Тем не менее этот метод используется налоговым органам (прил. 3 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@)

Мониторинг налоговой нагрузки для налоговой службы проявляется в форме контроля налоговых функций и принципов законности, юридического равенства, ответственности, и, как следствие, исполнение компанией в должной мере своих обязанностей по полноте исчисления налогов и своевременности перечисления исчисленного налогового обязательства в бюджет или внебюджетные фонды.

Компании также важно проводить подобные расчеты, но цель у нее другая - поло-

жительный финансовый результат от внедрения легальной оптимизации налоговых обязательств. Зная сложившуюся картину о налоговой нагрузке, либо просчитав те или иные модели при определенных изменениях, компания может оценить возможность и размер возникновения финансовых рисков, связанных с теми или иными шагами при оптимизации налогообложения. Необдуманность в налоговой оптимизации скорее всего приведет к искусственному увеличению налогового бремени компании после ВНП в виде

доначислений налогов, пени и штрафов. При этом компании следует помнить, что если в ходе ВНП будет доказан умысел неотражения финансово-хозяйственных операций в бухгалтерском и налогового учете, и, как следствие, неуплаты налогов, то штрафные санкции будут применены в двойном размере. Соответственно, компания заинтересована не меньше налогового органа в проведении подобного контроля.

Проведем анализ налоговой нагрузки в ООО «Автолоцман-СК» за 2019-2021 гг., которое было создано в апреле 2017 года и является развивающимся. При создании компании основным видом деятельности была определена розничная торговля, а именно продажа легковых автомобилей и автотранспортных средств, по классификатору определен ОКВЭД с номером 45.11.2.

С 2017 по 2021 гг. выручка организации вы -росла на 89 % (табл. 2).

Таблица 2 - Показатели необходимые для расчета налоговой нагрузки

№ Показатель 2019 г. 2020 г. 2021 г. Абсолютное отклонение Относительное отклонение

п/п 2021 г. к 2019 г. 2021 г. к 2020 г. 2021 г. к 2019 г. % 2021 г. к 2020 г., %

1 Выручка, млн руб. 484 688 722 +238 +34 +32,96 +4,71

2 Налоговые обязательства, млн руб. 5,9 19,3 36,7 +30,8 +17,4 +83,92 +47,41

3 Уровень налоговой нагрузки, % 1,2 2,8 5,1 +3,9 +2,3 +76,47 +45,10

Исходя из данных бухгалтерской и налоговой отчетности ООО «Автолоцман-СК», за анализируемый период прослеживается положительная динамика роста выручки. Следует отметить, что наиболее результативным оказался 2019 год, в котором выручка увеличилась на 79 % по сравнению с предыдущим периодом. В 2020 г. и 2021 г. на объемы реализации отрицательно повлияла

ситуация, связанная с возникновением новой инфекции COVID-19. При этом величина налоговых обязательств не уменьшается, а возрастает ежегодно на 2 % по сравнению с предыдущим уровнем.

Как мы видим из рис. 1, большую долю в составе структуры налоговых обязательств ООО «Автолоцман-СК» занимает НДФЛ, НДС и налог на прибыль.

2019 год 2020 год 2021 год

Рисунок 1 - Структура налоговых обязательств ООО «Автолоцман-СК» за 2019-2021 гг., %

По ВЭД «торговля оптовая и розничная автотранспортными средствами и мотоциклами и их ремонт» в 2019-2021 годах определен оптимальный размер налоговой нагрузки 2,9 %, 3,6 %, 3 % соответственно.

Уровень налоговой нагрузки ООО «Авто-лоцман-СК» с 1,2 % в 2019 году возрос до 5,1 % в 2021 году (рис. 2).

Анализируя ситуацию на рынке хозяйству-

ющих субъектов с таким же видом деятельности, как у ООО «Автолоцман-СК», при анализе налоговой нагрузки нашей компании прослеживается тенденция ее роста при сравнении с общеотраслевым показателем.

Из рис. 3 наглядно видно, что уровень налогового бремени ООО «Автолоцман-СК» находится на уровне ниже среднего по субъектам с идентичным ВЭД в соответствующей

I Сумма налоговые обязательств, млн.руб.

Еыручка,млн.руб. Н а лого в г н а груз к а, %

2019г.

2020г.

2021г.

Рисунок 2 - Динамика показателей, необходимых для расчета налоговой нагрузки

за анализируемый период

отрасли в 2019-2020 гг. и превышает сред- паний возможно снижение налоговой нагруз-ний уровень в 2021 году. ки относительно среднеотраслевого уровня.

Вместе с тем хотелось бы отметить, что в Это связано с ухудшением экономической рассматриваемом периоде у некоторых ком- ситуации на фоне пандемии коронавирус-

2019 г. 2020г. 2021г.

Рисунок 3 - Сравнительная динамика налоговой нагрузки ООО «Автолоцман-СК», %

ной инфекции, а в 2022 году - еще и на фоне внешнего санкционного давления на Россию со стороны других стран. Поэтому налоговые органы при планировании ВНП оценивают не только налоговую нагрузку текущего периода, но и динамику ее изменения. Если уровень уплаченных налогов снижался в течение нескольких периодов, то это может свидетельствовать о применении схем ухода от налогообложения и о недобросовестности налогоплательщика. Если же наблюдается тенденция к увеличению налоговой нагрузки, то низкие показатели в течение 1-2 периодов можно объяснить временными трудностями компании.

Второй составляющей Концепции является рекомендация проведения аналитических расчетов, основанных на данных бухгалтерского или налогового учета компании, с це-

лью изучения показателей, характеризующих состояние прибыли, наличия убытков за определенный период времени.

В Обществе с момента создания до настоящего времени финансово-хозяйственная деятельность ведется без убытков. В соответствии с бухгалтерской и налоговой отчетностью показатель «чистая прибыль» с 2019 по 2021 гг. составила 9,7 млн руб., 33 млн руб. и 58,3 млн руб. соответственно. Таким образом, данный критерий не рассматривается как налоговый риск.

По третьему критерию оценивается обязанность уплаты налога на добавленную стоимость. Если в налоговой отчетности за определенный период отражены значительные суммы налоговых вычетов (выше предельного значения, установленного по конкретному региону), то соответственно при

совокупности и неоднозначности других критериев появляется вероятность, что компания будет включена в списки налогового органа для дальнейшего анализа и, возможно, даже в план ВНП.

В Пензенской области в 2019-2021 гг. оп-

тимальная доля вычетов по НДС составляет: 88,0 %, 88,75 %; 87,0 % соответственно [2]. В ООО «Автолоцман-СК» доля вычетов по НДС от суммы начисленного налога на протяжении всего анализируемого периода превышает безопасную долю вычетов (рис. 4).

Безопасная доля вычето-в

1 квартал

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

99,62

I 2021 год

-1 99,51 2020год

4 59 I 2019 год

' 99,72

99,56 99,36

75

ВО

05

90

95

Рисунок 4 - Динамика доли вычетов в составе исчисленной суммы НДС, %

В ходе проведения расчета доли вычетов в составе исчисленной суммы НДС (по внутреннему рынку) установлено, что средняя величина доли вычетов в составе исчисленной суммы НДС за год:

- в 2019 году 99,55 % (1 кв. - 99,36 %, 2 кв. - 99,72 %, 3 кв. - 99,51 %, 4 кв. - 99,62 %);

- в 2020 году 93,26 % (1 кв. - 99,56 %, 2 кв. - 90,44 %, 3 кв. - 87,77 %, 4 кв. - 95,24 %);

- в 2021 году 89,78% (1 кв. - 90,57 %, 2 кв. -94,59 %, 3 кв. - 83,24 %, 4 кв. - 90,75 %).

Данный критерий для ООО «Автолоцман-СК» имеет высокую степень риска. В 2019 году показатель не опускался ниже 99 %, что значительно выше рекомендуемого значения. В 2020 году наметилась положительная тенденция - показатель снизился на 6,29 %, но также остается выше рекомендуемого. Однако рассматривая показатель в разрезе отчетных периодов, следует отметить, что в 3 квартале 2020 года величина показате-

ля была ниже рекомендуемого предела на 0,98 %.

В 2021 году показатель продолжает снижаться до 89,78 %, или на 3,48 % по сравнению с предшествующим финансовым годом. В 3 квартале 2021 года, также как и в 3 квартале 2020 года, прослеживается аналогичная тенденция - величина показателя была ниже рекомендуемого предела на 4,53 % (рис. 4).

Рассматриваемый критерий в ООО «Авто-лоцман-СК» значительно превышает рекомендуемый.

В соответствии с четвертым критерием проводится анализ динамики роста расходов и доходов. Неблагоприятной для компании является ситуация, когда расходы растут быстрее доходов.

Данные о доходах и расходах ООО «Аво-лоцман-СК» для расчета показателя приведены в табл. 3 [1].

Таблица 3 - Данные о доходах и расходах ООО «Автолоцман-СК»

Наименование показателя 2018 2019 Динамика роста 2020 Динамика роста 2021 Динамика роста

тыс. руб. тыс. руб. % тыс. руб. % тыс. руб. %

Выручка 375 303 483 764 129 687 589 142 722 089 105

Себестоимость продаж 355 261 459 298 129 638 817 139 635 729 99,5

По результатам таблицы видно, что за 2019 год темп роста выручки равен 129 % и находится на одном уровне с темпом роста себестоимости продаж. В 2020 и 2021 годах темп роста выручки равен соответственно 142 % и 105 %, что значительно больше темпов роста себестоимости продаж за аналогичный период.

Результаты проверки четвертого критерия безопасны для ООО «Автолоцман-СК».

Пятый критерий - это определение уровня налогового риска, исходя из расчета размера средней заработной платы по идентичному ВЭД в регионе с размером среднемесячной заработной платы работника в компании.

Средняя заработная плата по Пензенской области по идентичному ВЭД в 2019-2021 годах составила 26200,9 руб., 29478,0 руб. и 34885,2 руб. соответственно [12].

Среднемесячная заработная плата работника в ООО «Автолоцман-СК» в анализируемом периоде достигла значений в 37,1 тыс. руб., 45,6 тыс. руб. и 66,9 тыс. руб. соответственно и превысила приведенные выше статистические значения. Налоговый риск по результатам проверки пятого критерия у анализируемой компании не выявлен.

Шестой критерий призван контролировать показатели, дающие компании право применять специальные налоговые режимы. С 2017 года по 2020 год ООО «Автолоцман-СК» совмещало общую систему налогообложения (ОСНО) и единый налог на вмененный доход. По ОСНО исчислялись налоги в отношении розничной торговли автомобилями, оптовой торговли запасными частями, а также обслуживание автотранспорта по гарантии. Под систему ЕНВД подпадала деятельность станции технического обслуживания (мойка, техническое обслуживание и ремонт автомобилей). С 2021 года ООО «Автолоцман-СК» применяет только ОСНО.

Так как в налоговом законодательстве установлены предельные значения величин только для специальных налоговых режимов, и они не распространяются на ОСНО, шестой критерий не применяется при определении налогового риска для ООО «Автолоцман-СК».

При анализе деятельности хозяйствующего субъекта по седьмому критерию сравниваются суммы расходов и доходов, отраженные индивидуальным предпринимателем за

календарный год в налоговой декларации по НДФЛ. Отрицательным является факт их максимального приближения. В целом доля расходов (профессиональных налоговых вычетов) в налоговой декларации может составлять до 83 % от полученных индивидуальным предпринимателем доходов.

Для рассматриваемой компании седьмой критерий не актуален, соответственно, при определении налоговых рисков не учитывается.

Восьмой критерий контролирует получение компанией необоснованной «налоговой выгоды» в виде заключения договоров с цепочкой контрагентов - контрагентами-перекупщиками или посредниками. Однако следует отметить, что в исключительных случаях такие действия налогоплательщика экономически оправданны.

Информация о заключении договоров компанией не содержится на общедоступных ресурсах и не отражается в налоговой и бухгалтерской отчетности. Возможность проведения объективного анализа деятельности выбранного хозяйствующего субъекта у нас отсутствует. Вместе с тем хотелось бы отметить, что в целях исключения налогового риска по восьмому критерию необходимо включать в договоры и контракты обязательства сторон и штрафные санкции за их невыполнение.

В соответствии с девятым критерием контролируется ответственность хозяйствующего субъекта в части представления в установленный срок пояснений о несоответствия показателей деятельности в случае получения уведомления из налогового органа.

Необходимая для проведения анализа девятого критерия информация также отсутствует в бухгалтерской, налоговой отчетности, на общедоступных ресурсах. Эти сведения конфиденциальны, ими располагают только налоговые службы и сами компании. Оценка деятельности рассматриваемой компании по девятому критерию не представляется возможной.

Согласно десятому критерию, подозрительной в деятельности хозяйствующих субъектов является «миграция» между налоговыми инспекциями, то есть периодическое изменение юридического адреса, что влечет за собой изменение в учредительных документах и данных налогового органа, а также

постановка на учет в другом налоговом органе, возможно, даже и в другом регионе. Информация о месте регистрации содержится в идентификационном номере налогоплательщика (ИНН) компании, который является уникальным для каждой налоговой инспекции.

Каких-либо действий по переводу компании на другое юридическое лицо, реорганизации, присоединения и др., влекущие смену ИНН, ООО «Автолоцман-СК» не проводило и остается постоянным с момента создания компании (с 2017 г.), то есть «миграцию» между налоговыми инспекциями компания не осуществляла. Десятый критерий не содержит налоговый риск для рассматриваемого нами хозяйствующего субъекта.

В соответствии с одиннадцатым критерием по данным бухгалтерского учета просчитывается уровень рентабельности компании и определяется его отклонение от рекомендуемого среднестатистического уровня рентабельности по отрасли.

Уровень рентабельности можно рассчитать по следующей формуле (5):

Д = — *100 %.

А

где: R - уровень рентабельности;

П - прибыль от продаж;

А - средняя величина активов.

Данные для расчета показателя приведены в табл. 4 [1].

Таблица 4 - Данные для расчета уровня рентабельности ООО «Автолоцман СК», тыс. руб.

Показатели 2019 г. 2020 г. 2020 г.

Прибыль от продаж 2 190 22 384 40 225

Средняя величина активов 54 296 79 045 108 655

уровень рентабельности* 4,0 % 28,3 % 37,0 %

*Рекомендуемый уровень рентабельности 4,0 7,8 7,8

Таким образом, в ООО «Автолоцман-СК» не наблюдается отклонения от рекомендуемого уровня рентабельности в сторону уменьшения.

В соответствии с двенадцатым критерием ведение деятельности с недобросовестными контрагентами является высоким налоговым риском для хозяйствующего субъекта. Отрицательным фактором, сопутствующим риску, считается отсутствие информации о регистрации контрагента в ЕГРЮЛ, о его фактическом местонахождении, его площадях, а

также отсутствие уполномоченных лиц при обсуждении условий сделки и подписании договора. Вероятность риска увеличивается в случае невозможности хозяйствующим субъектом документально подтвердить полномочия лица со стороны контрагента, подписавшего договор или контракт.

Информация для проведения оценки деятельности компании по двенадцатому критерию находится в личном пользовании хозяйствующего субъекта, доступна для налоговых органов, но отсутствует в свободном доступе на общедоступных ресурсах. Провести оценку деятельности рассматриваемой компании по двенадцатому критерию невозможно.

На основании проведенного анализа можно сделать вывод о том, что компания ООО «Автолоцман-СК» может быть включена план ВНП по таким критериям как: налоговая нагрузка в 2019-2020 гг. не достигает среднего значения по соответствующему по виду ВЭД, а также высокая доля вычетов в составе исчисленного НДС на протяжении всего периода 2019-2021 гг. При этом следует отметить, что организация самостоятельно не занимается производством товаров, которые впоследствии подлежат реализации. Соответственно, необходимо более внимательно анализировать входные данные, ситуацию на рынке идентичных товаров и субъектов бизнеса.

Таким образом, сопутствующим фактором деятельности всех хозяйствующих субъектов являются налоговые проверки. Значительно снизить результат их неблагоприятных последствий, а иногда и полностью избежать можно с помощью грамотного налогового планирования. Для этого необходимо:

- своевременно сдавать в налоговый орган документы, содержащие сведения об исчислении и уплате налогов (налоговую отчетность), а также документы, в которых содержится информация о хозяйственной деятельности компании (бухгалтерскую отчетность);

- в установленные законодательством сроки и в полном объеме уплачивать авансовые платежи и налоги;

- своевременно предоставлять информацию и пояснения по требованиям или уведомлениям, полученным от налоговых служб;

- вести и хранить все документы, подтверждающие факт хозяйственной деятельности;

- оценивать свою деятельность путем выявления критериев риска, указанных в Концепции;

- проявлять осмотрительность при выборе контрагентов.

Предложенные методы уменьшения риска назначения выездной налоговой проверки являются формой налогового планирования и позволяют снизить финансовые риски организации.

Список литературы_

1. Государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности. URL: https://bo.nalog. ru (дата обращения: 06.04.2022).

2. Какая безопасная доля вычетов по НДС в 2021 году по регионам. URL: https://www.buhsoft.ru/article/3575-bezopasnaya-dolya-vychetov-po-nds-v-2021-godu-po-regionam (дата обращения: 06.04.2022).

3. Максимова Н.Н. Место и роль налогового планирования в системе управления финансами организации // Вестник евразийской науки. 2020. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mesto-i-rol-nalogovogo-planirovaniya-v-sisteme-upravleniya-finansami-organizatsii (дата обращения: 06.04.2022).

4. Могилевцев И.А. Тонкости проведения налоговых проверок // Вестник науки. 2019. № 1 (10). URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/tonkosti-provedeniya-nalogovyh-proverok (дата обращения: 06.04.2022).

5. Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок: Приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ (ред. от 10.05.2012). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_55729/ f579efc1e846c86acedf1433b3fb8817a96a6916/ (дата обращения: 06.04.2022).

6. Организация ООО «Автолоцман-СК». URL: https://www.list-org.com/company/9680107 (дата обращения: 06.04.2022).

7. О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок: Письмо ФНС России от 25.07.2013 № АС-4-2/13622 (с изм. от 15.01.2019). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_150127/ (дата обращения: 06.04.2022).

8. Пименов Н.А., Демин С.С. Налоговое планирование: учебник и практикум для вузов. М.: Юрайт, 2022. 136 с. URL: https://ezpro.fa.ru:3217/bcode/490398 (дата обращения: 13.04.2022).

9. Полякова М.А. Организация и проведение мероприятий налогового контроля при формировании доказательственной базы при выявлении случаев получения необоснованной налоговой выгоды // Направления и механизмы повышения эффективности управления развитием организаций, отраслей, регионов: моногр. / под общ. ред. В.В. Бондаренко, Т.В. Харитоновой, Е.М. Щербакова, О.А. Павловой. Пенза: Изд-во ПГУ, 2017. 482 с.

10. Полякова М.А. Правовые основы формирования доказательственной базы при выявлении необоснованной налоговой выгоды // Сборник статей IV Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы финансирования и налогообложения АПК в условиях глобализации экономики» / МНИЦ ПГАУ. Пенза: РИО ПГАУ, 2017. С. 132-139.

11. Силаков А. Тенденции в налоговых проверках - 2022. URL: https://delprof.ru/press-center/company-news/ tendentsii-v-nalogovykh-proverkakh-2022-snizhenie-riskov-s-gruppoy-delovoy-profil/ (дата обращения: 06.04.2022).

12. Федеральная служба государственной статистики по Пензенской области: [сайт]. URL: https://pnz.gks.ru (дата обращения: 06.04.2022).

References_

1. State information resource of accounting (financial) statements. URL: https://bo.nalog.ru (date of application: 06.04.2022).

2. What is the safe share of VAT deductions in 2021 by region. URL: https://www.buhsoft.ru/article/3575-bezopasnaya-dolya-vychetov-po-nds-v-2021-godu-po-regionam (accessed: 06.04.2022).

3. Maksimova N.N. The place and role of tax planning in the financial management system of an organization. Bulletin of Eurasian Science. 2020. No. 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mesto-i-rol-nalogovogo-planirovaniya-v-sisteme-upravleniya-finansami-organizatsii (date of address: 06.04.2022).

4. Mogilevtsev I.A. The subtleties of conducting tax audits. Bulletin of Science. 2019. No. 1 (10). URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/tonkosti-provedeniya-nalogovyh-proverok (accessed: 06.04.2022).

5. On approval of the Concept of the System for Planning On-site Tax Audits: Order of the Federal Tax Service of Russia dated 30.05.2007 No. MM-3-06/333@ (ed. dated 10.05.2012). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_55729/f579efc1e846c86acedf1433b3fb8817a96a6916 / (date of application: 06.04.2022).

6. Organization of LLC "Avtolotsman-SK". URL: https://www.list-org.com/company/9680107 (accessed: 06.04.2022).

7. On recommendations for conducting on-site tax audits: Letter of the Federal Tax Service of Russia dated 25.07.2013 No. AS-4-2/13622 (with amendments. from 15.01.2019). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_150127 / (date of reference: 06.04.2022).

8. Pimenov N.A., Demin S.S. Tax planning: textbook and workshop for universities. Moscow: Yurayt, 2022. 136 p. URL: https://ezpro.fa.ru:3217/bcode/490398 (accessed: 04/13/2022).

9. Polyakova M.A. Organization and implementation of tax control measures in the formation of the evidence base in identifying cases of obtaining unjustified tax benefits. Directions and mechanisms for improving the efficiency of management of development of organizations, industries, regions: monograph. / under the general editorship of V.V. Bondarenko, T.V. Kharitonova, E.M. Shcherbakova, O.A. Pavlova. Penza: Publishing House of PSU, 2017. 482 p.

10. Polyakova M.A. The legal basis for the formation of the evidence base in identifying unjustified tax benefits. Collection of articles of the IV All-Russian scientific and practical conference "Actual problems of financing and taxation of agriculture in the context of economic globalization"/ MNITS PGAU. Penza: RIO PGAU, 2017. pp. 132-139.

11. Silakov A. Trends in tax audits - 2022. URL: https://delprof.ru/press-center/company-news/tendentsii-v-nalogovykh-proverkakh-2022-snizhenie-riskov-s-gruppoy-delovoy-profil / (accessed: 06.04.2022).

12. Federal State Statistics Service for the Penza region: website. URL: https://pnz.gks.ru (accessed: 06.04.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.