Александр Леонидович Окунев
Экономист отдела косвенных налогов Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области
Налоговое администрирование в области акцизов
Одной из существенных статей в налоговых доходах Российской Федерации являются акцизы. С одной стороны, фискальное значение данной группы налогов для бюджетов всех уровней трудно переоценить, но с другой - специфика этих налогов заключается в том, что акцизы, как ни один другой вид налогов приспособлены для государственного регулирования производства и потребления широкого круга товаров.
За рубежом акцизы по-прежнему широко обсуждаются в прессе, но, к сожалению, в отечественных научных журналах и публикациях этот животрепещущий вопрос обходится стороной. Как это ни печально, но на данный момент нет ни одного серьезного труда, подводящего теоретическую базу под научное и обоснованное налогообложение в этой области. Возможно, потому, что акцизы являются относительно новым явлением в российской экономике. В Советском энциклопедическом словаре понятие «акциз» сформулировано следующим образом - «вид косвенного налога, преимущественно на предметы массового потребления, а также услуги. Включается в цену товаров или тарифы на услуги. Важный источник государственного бюджета капиталистических стран».
Основной проблемой акцизов в России является то, что налогоплательщики допускают несвоевременную их уплату и, как следствие, бюджет теряет часть стабильных доходов, необходимых для роста экономики [1]. Поэтому сегодня перед налоговыми органами встает серьезная проблема - формирование четкой и слаженной системы контроля за правильностью, своевременностью и полнотой взимания акцизов.
Наиболее важным аспектом реформирования налогового контроля акцизов должно стать совершенствование системы налогового администрирования. Одним из важнейших направлений модернизации является преобразование организационной структуры налоговых органов: переход налоговых органов на функциональный принцип организации деятельности, введение типовых организационных структур, перераспределение численности работающего в них персонала в пределах установленной численности и фонда оплаты труда работников налоговых органов, укрупнение инспекций ФНС РФ по налогам и сборам. Это обусловлено тем, что налоговые органы обрабатывают все большие объемы информации, так как растут число налогоплатель-
щиков, объемы получаемой от них, а также от различных органов и организаций информации. Новые формы налогового администрирования предполагают разделение налогоплательщиков на определенные группы, например на крупнейшие организации. Учитывая значительное влияние крупнейших налогоплательщиков на формирование доходной части федерального бюджета и их социальную значимость для экономики субъектов Российской Федерации, следует уделять особое внимание работе с данной категорией налогоплательщиков. В условиях развивающегося рынка и несовершенства законодательной базы возможно построение ими различных многоуровневых схем, имеющих целью сокрытие истинной налоговой базы и уклонение от уплаты налогов и сборов. Необходимо разработать новые методы налогового администрирования, включающие широкое использование информационных технологий и ресурсов.
Эффективность функционирования системы налогового администрирования в области акцизов существенно сдерживается большим объемом трудоемких, ручных и рутинных операций, выполняемых работниками налоговых органов всех уровней. В значительной мере это вызвано тем, что основной поток информации поступает в налоговые органы на бумажных носителях. Для эффективного применения автоматизированных процедур контроля и анализа требуется предварительное преобразование входящей информации в электронную форму.
По-прежнему высока доля ручного труда при формировании и рассылке налогоплательщикам требований и уведомлений об уплате налогов и сборов, при планировании и подготовке выездных налоговых проверок, учете платежей и составлении налоговой отчетности. Эти проблемы нужно решать применением взаимосвязанного комплекса мероприятий по развитию и внедрению системы формирования и сдачи в налоговые органы в электронном виде деклараций, счетов-фактур и других документов, систем автоматизированной камеральной проверки, прогрессивных, научно обоснованных, автоматизированных методов планирования и сопровождения выездных налоговых проверок [2].
Особой проблемой является слабое научное и методическое обеспечение проведения комплексного анализа деятельности налогоплательщиков, недостаточность (а в отдельных случаях и отсутствие) научно обоснованных методик определения фактической налоговой базы по косвенным данным, получаемым из различных источников. Нужны научные исследования по совершенствованию системы налогового администрирования, анализу финансовохозяйственного состояния налогоплательщиков, пересечению путей сокрытия доходов, занижения налоговой базы, «теневого» оборота товаров (работ, услуг) и денежных средств. Научного подхода требуют такие проблемы, как создание методик автоматизированного проведения камеральных проверок и эффективного отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.
Чтобы обеспечить эффективную работу отдела акцизов, необходимо расширить взаимодействие с соответствующими органами федерального казначейства, другими государственными органами в части обмена информацией в электронном виде. В первую очередь это касается предоставляемых орга-
нами Федерального казначейства сведений о платежах. Оперативный обмен информацией существенно облегчит труд инспекторов по вводу данных, уменьшит сроки взыскания недоимки и повысит обоснованность санкций за просрочку платежей. Обмен информацией в электронном виде с другими органами государственной власти позволит налоговым органам оперативно получать и использовать в аналитической работе косвенные сведения о хозяйственной деятельности налогоплательщиков, необходимые для контроля налоговой базы. В настоящее время эта информация поступает в основном на бумажных носителях, и у налоговых органов не хватает ресурсов для ее перевода в электронную форму. Важным элементом взаимодействия является обмен информацией с налоговыми и таможенными органами государств ближнего зарубежья, особенно для предотвращения от уплаты налога на добавленную стоимость при осуществлении экспортно-импортных операций.
Электронный учет счетов-фактур существенно уменьшит возможности занижения налоговой базы и необоснованного требования вычетов и возмещения сумм налога, уплаченных по фиктивным и поддельным счетам-фактурам без реальной поставки и оплаты товаров (работ, услуг). Это также повысит эффективность анализа финансово-хозяйственной деятельности организаций и позволит выявить иные налоговые правонарушения.
Изменения в системе налогового администрирования невозможны без дальнейшего совершенствования информационных систем и инструментов анализа, создания новых информационных технологий. Основу этой работы составит централизация обработки данных межрайонными инспекциями ФНС, которые будут решать задачи ввода, обработки, хранения и использования большого объема информации налоговых органов всех уровней. Создание межрайонных инспекций и передача им наиболее трудоемких функций (с учетом выполнения их автоматизированным способом) высвободит персонал инспекций для непосредственной работы с налогоплательщиками, повысит оперативность решения вопросов, качество и количество проводимых проверок, обеспечит своевременное и более полное информирование налогоплательщиков.
Кроме функций централизованной обработки информации налогоплательщиков и контроля за уплатой налогов и сборов, на межрайонные инспекции необходимо возложить функции: обработки и накопления данных иных источников, в том числе государственных и негосударственных структур; создания электронного и бумажного архивов; формирования и печати документов, их рассылки налогоплательщикам и организациям; подготовки аналитических материалов и статистических данных; ведения государственного реестра налогоплательщиков.
Одним из важнейших направлений в работе межрайонных инспекций ФНС РФ по централизованной обработке данных должен быть контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, обеспечение работ по сбору и обработке всей потенциально доступной информации о хозяйственной деятельности налогоплательщиков, влияющей на уплату налогов и сборов. Такая централизация обеспечит комплексный анализ информации о налогоплательщиках, контроль за соблюдением ими законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, максимально эффектив-
ное планирование выездных налоговых проверок, минимизирует возможности уклонения от налогообложения.
Эффективный контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты акцизов возможен в результате внедрения системы автоматизированной камеральной проверки. При ее проведении необходимо осуществлять отбор налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок, а также оценку потенциальных сумм доначислений на основе анализа деятельности налогоплательщиков и информации, имеющейся в налоговых органах. Развитие системы камерального контроля, расширение аналитических функций налоговых органов, переход на новые технологии представления налогоплательщиками деклараций и другой отчетности требуют расширения информационного обмена.
Организация на новом, качественно более высоком, уровне информационного обмена между налоговыми органами и налогоплательщиками, а также внешними организациями, в том числе органами федерального казначейства, таможенными органами, органами государственной статистики, другими федеральными органами исполнительной власти, банками, требует решения вопросов правового, организационного и технического характера. Такое взаимодействие включают в себя внесение изменений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, решение вопросов защиты передаваемой информации, организационной, технической и ресурсной поддержки разрабатываемых технологий. Одним из ключевых элементов является создание технологической среды и автоматизированного банка данных на основе информационных ресурсов различных ведомств, необходимых для оценки достоверности информации, получаемой ФНС РФ, и решения текущих и перспективных аналитических задач.
Развитие налоговой системы и ее эффективное функционирование зависят не только от организации системы налогового администрирования и законодательной базы, но и от добросовестного отношения налогоплательщиков к обязанностям уплаты налогов. Большая часть налогоплательщиков допускает различные виды налоговых нарушений в силу слабого знания законодательных актов, некорректного их толкования, сложности подготовки налоговой отчетности.
Необходим целый комплекс мероприятий, в том числе разработка концепции комплексной системы налогового образования граждан Российской Федерации, внедрение прогрессивных форм и методов информационноразъяснительной работы с использованием современных технических средств.
Обеспечение равных, предсказуемых и единых условий для налогоплательщиков, снижение налогового бремени при одновременном упрощении исполнения налоговых обязательств может быть достигнуто на следующей основе:
выравнивания условий налогообложения для всех категорий налогоплательщиков (прежде всего отмены необоснованных льгот и исключений) и равномерного распределения налоговой нагрузки;
максимальной унификации и совершенствования механизмов и процедур исчисления и уплаты акцизов с целью упрощения исполнения налогоплательщиками законодательства Российской Федерации о налогах и сборах;
перехода на систему полного «самоначисления» в результате повышения налоговой культуры населения;
создания доброжелательной среды между налоговыми органами и налогоплательщиками, совершенствования контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
Результативность деятельности налоговых органов в значительной степени определяется уровнем профессиональной компетентности и грамотности налоговых работников. Для создания комплексной многоуровневой системы подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров, обеспечивающей непрерывность и мобильность в подготовке кадров налоговых органов различных категорий на территории Российской Федерации, требуются значительные финансовые вложения.
Литература
1. Глухов В.В., Дольф И.В. Налоги: теория, практика. СПб.: Лань, 2004.
2. Джаарбеков С.М. Методы и схемы оптимизации налогообложения. М.: МЦФЭР, 2002.
■к -к -к -к -к