Научная статья на тему 'Налоговое администрирование как способ управления налоговыми рисками'

Налоговое администрирование как способ управления налоговыми рисками Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
200
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / НАЛОГОВЫЙ РИСК / ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ / РИСКИ УСИЛЕНИЯ НАЛОГОВОГО БРЕМЕНИ / НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ / РИСКИ УГОЛОВНОГО ПРЕСЛЕДОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чекулаева Е. Н.

В статье рассматривается налоговое администрирование как способ управления налоговыми рисками, определены понятия налогового администрирования и налоговых рисков, выделены конкретные виды налоговых рисков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Налоговое администрирование как способ управления налоговыми рисками»

УДК 336.221

Е. Н. Чекулаева

НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ КАК СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ

НАЛОГОВЫМИ РИСКАМИ.

В статье рассматривается налоговое администрирование как способ управления налоговыми рисками, определены понятия налогового администрирования и налоговых рисков, выделены конкретные виды налоговых рисков.

Ключевые слова: налоговое администрирование, налоговый риск, предмет и объект налогового администрирования, риски усиления налогового бремени, налоговый контроль, риски уголовного преследования.

Финансово-хозяйственная деятельность организаций сопряжена с многочисленными рисками, управление которыми является важным фактором повышения и поддержания стабильности финансового положения организаций. Одной из значимых групп рисков являются налоговые, поскольку с налогообложением связаны все сферы финансовой деятельности организаций. Высокая актуальность управления налоговыми рисками определяется существенной долей налоговых платежей в общей величине как расходов, так и денежного оттока.

Формирование налоговой политики и создание налоговой системы происходит одновременно с развитием параллельных блоков реформы - изменениями в системе собственности, ценообразования, реформированием банковской сферы, денежно-кредитной политики, поэтому в любой конкретный временной промежуток каждый следующий шаг на пути создания системы налогообложения во многом определяется принятием конкретных решений по другим направлениям реформы. На выбор конкретного варианта решения в области налоговой политики влияют следующие факторы: общая экономическая ситуация в стране, характеризующаяся темпами роста (падения) производства; уровень инфляции; кредитно-денежная политика государства; соответствие между сферой производства, находящейся под государственным контролем, и приватизированным сектором.

По уровню налогового бремени все страны мира условно можно разделить на две большие группы:

- юрисдикции с высокими налогами;

- юрисдикции с либеральным налогообложением.

К юрисдикциям с высокими налогами относятся большинство стран с развитой экономикой, где ставки налога на прибыль и индивидуального налога на доходы физических лиц составляют порядка 30-60%, а ставки налогов на распределение прибыли в форме процентов, дивидендов 15-35%. В этих странах существует жесткая процедура создания компаний, контроль финансовой отчетности, а в случаях нарушения налогового законодательства применяются суровые штрафные и уголовные санкции.

Юрисдикции с либеральным налогообложением делятся на три вида:

а) юрисдикции без прямых налогов на доходы физических лиц и организаций. В данных странах применяются лишь косвенные налоги в виде ежегодных пошлин за ведение бизнеса, разовых регистрационных сборов. Так, в Карибском регионе пошлина составляет 100-1600 долл. США;

б) юрисдикции с низким уровнем прямых налогов. Ставки налога на прибыль и индивидуального подоходного налога для определенных категорий налогоплательщиков менее 30%, а в ряде случаев налоги не превышают 10%. К данной группе относятся Кипр, Венгрия, Израиль Швейцария;

© Чекулаева Е. Н., 2012.

Новый университет. 2012. № 6 (16).

ISSN 2221-7347

в) юрисдикции с высокими налоговыми ставками, которые предоставляют налоговые преимущества некоторым типам компаний. Некоторые страны с развитой экономикой для привлечения зарубежных инвестиций и стимулирования внешнеэкономической деятельности применяют для компаний, ведущих такую деятельность, особый порядок налогообложения. К ним относятся, например, Бенилюкс, Ирландия.

Налоговое администрирование выступает соответствующим механизмом, позволяющим реализовать основные направления налоговой и бюджетной политики государства. Предметом налогового администрирования являются налоговые отношения, которые характеризуются многогранностью связей между государством и налогоплательщиками, налоговыми органами и налогоплательщиками, государством и налоговыми органами. Обуславливают эту многомерную совокупность отношений такие экономические категории как финансы, кредит, налоги, займы, бюджет и интегрирующие с ними понятия: цены, денежные потоки. Объектами налогового администрирования являются: во-первых, деятельность налоговых органов, осуществляемая с целью реализации налоговой политики государства; во-вторых, непосредственно налоги, которые являются основным звеном в цепочке налоговых отношений и используются государством как инструмент для регулирования экономики. [3].

Основная задача государства в сфере налогового администрирования - планирование объемов налоговых поступлений. Главными целями налогового планирования являются: определение количественной и структурной оценки налогового потенциала в разрезе регионов, заблаговременная оценка возможных последствий планируемых к принятию на федеральном и региональном уровне решений по вопросам государственной налоговой, бюджетной, экономической и социальной политики. Управление налоговыми рисками в ситуации значительной неопределенности налогового законодательства России становится одним из центральных факторов бизнес-политики субъектов предпринимательской деятельности. Это касается любых налогоплательщиков - от крупных компаний до индивидуальных предпринимателей. [5]

Одной из целей управления налоговыми рисками является задача разобрать все типы налоговых рисков, с которыми объект управления может столкнуться в процессе своей финансовой деятельности, источники этих рисков и момент их возникновения. Оценив риски, менеджеры смогут разработать мероприятия по сокращению этих рисков и минимизировать потери, которые они вызывают. Первым укрупненным этапом эффективного управления налоговыми рисками является определение рисков, которым подвержен объект исследования: предприятия, организации, индивидуальные предприниматели, физические лица. Затем следует оценка вероятностей наступления событий, относящихся к каждому риску. После оценки вероятности наступления события, сопряженного с риском, необходимо определение удельного веса каждого риска во всей совокупности. Следом необходимо разработать мероприятия по снижению риска. Весь процесс управления рисками проходит постоянный мониторинг с целью установления возможных проблем, недочетов, сложностей для своевременного исправления, корректировки и внесения необходимых изменений.

Под налоговым риском понимают неопределенность относительно достижения целей хозяйствующего субъекта в результате воздействия факторов, связанных с процессом налогообложения, которая может проявиться в виде финансовых (и иных) потерь или в возможности получения дополнительной выгоды (дохода) в результате позитивных отклонений [1]; опасность для субъекта налоговых правоотношений понести финансовые и иные потери, связанные с процессом налогообложения, вследствие негативных отклонений для данного субъекта от предполагаемых им, основанных на действующих нормах права, состояниях будущего, из расчета которых им принимаются решения в настоящем. [2]

С точки зрения практики можно выделить несколько видов налоговых рисков, существенно отличающихся своей спецификой. Это риски:

а) налогового контроля. Они существенно зависят от уровня активности налогоплательщика в отношении минимизации налогов. У законопослушного налогоплательщика риски налогового контроля достаточно невелики и скорее сводятся к возможности появления и обнаружения налоговыми органами случайных ошибок налогового учета. У налогоплательщиков, ко-

торые предпринимают активные действия по минимизации налогов, эти риски существенно возрастают;

б) риски усиления налогового бремени свойственны экономическим проектам длительного характера, таким как новые предприятия, инвестиции в недвижимость и оборудование, долгосрочные кредиты. К таким рискам относятся только появление новых налогов, рост ставок уже существующих налогов, отмена налоговых льгот. Задача учета рисков будущего усиления налогового бремени может быть сформулирована как поиск оптимальных управленческих решений по оперативному перераспределению инвестиционных ресурсов с использованием стоимостного критерия;

в) риски уголовного преследования проявляются там, где существенные финансовые потери могут возникнуть у налогоплательщиков и в рамках уголовного преследования за совершение уголовных преступлений. В рамках управления финансами организации налоговая деятельность реализуется как процесс управления налогами, включая управление объектами налогообложения, процедурами исчисления и уплаты налогов. [4]

Таким образом, главные направления любой налоговой политики и налогового администрирования должны исходить не только из центральной функции налогов - пополнение государственной казны. Нельзя забывать о том, что налоги - важнейший экономический инструмент стимулирования и регулирования производства, обеспечения социальных гарантий. Используя дифференциацию ставок и предоставления льгот через систему перераспределения доходов с помощью налогов, можно и необходимо обеспечивать обоснованную структурную перестройку производства в пользу отраслей, в первую очередь служащих удовлетворению жизненных потребностей населения и уже на той основе - пополнению государственной казны.

Библиографический список

1. Гончаренко, Л. П. Налоговые риски: теория и практика управления [Текст]: / Л. П. Гончарен-ко//Финансы и кредит. - 2009. - №2. - С.30-31.

2. Дятлов, С. Г. Категория риск в инвестиционно-строительной деятельности [Текст]: / С. Г. Дятлов // СПбГУЭФ. - 2008. - № 8. - С. 123.

3. Миронова, О. А. Налоговое администрирование [Текст] / О. А. Миронова, Ханафеев Ф. Ф. - М.: Омега-Л, 2007. - 428 с.

4. Попова, Л. В. Налоговые системы зарубежных стран : учеб. пособие для вузов / Л. В. Попова. -М.: Дело и сервис, 2008. - 368 с.

5. Шевелев, А. Е. Риски в бухгалтерском учете: учебное пособие / А. Е. Шевелев, Е. В. Шевелева. -М.: КНОРУС, 2007. - 280 с.

Статья поступила в редакцию 10.05.2012.

ЧЕКУЛАЕВА Елена Николаевна - аспирант, Поволжский государственный технологический университет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.