Научная статья на тему 'Налоговая система и денежное обращение в России в период Первой мировой войны'

Налоговая система и денежное обращение в России в период Первой мировой войны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
299
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ / TAX POLICY IN RUSSIA / ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ / MONETARY CIRCULATION / ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА / WORLD WAR I / ПРЯМЫЕ И КОСВЕННЫЕ НАЛОГИ / DIRECT AND INDIRECT TAXES / ПОДОХОДНЫЙ НАЛОГ / INCOME TAX / ИНФЛЯЦИЯ / INFLATION / WINE MONOPOLY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Марискин Олег Иванович, Скворцова Ирина Геннадьевна, Соловьева Юлия Олеговна

Анализируется трансформация налоговой политики и денежного обращения в России в годы Первой мировой войны. Указываются причины финансовой катастрофы в России в 1917 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tax system and monetary circulation in Russia during World War I

In article transformation of the tax system and monetary circulation in Russia in the years of World War I is analyzed. The reasons of a financial trouble in Russia in 1917 are specified.

Текст научной работы на тему «Налоговая система и денежное обращение в России в период Первой мировой войны»

УДК 94(470):336.221 ББК Т3

О. И. Марискин, И. Г. Скворцова, Ю. О. Соловьева

налоговая система и денежное обращение в россии в период первой мировой войны

Ключевые слова: налоговая политика в России, денежное обращение, Первая мировая война, прямые и косвенные налоги, подоходный налог, инфляция.

O. I. Mariskin, I. G. Skvortsova, Y. О. Solovievа

tax system and monetary circulation in russia during world war i

Keywords: tax policy in Russia, monetary

wine monopoly, income tax, inflation

Изучение вопросов изменения налоговой политики и денежного обращения в России в годы Первой мировой войны имеет существенное научное и практическое значение в связи с установившимся после нее новым мировым порядком в экономике и финансах.

Исследование отдельных аспектов денежной системы и налогообложения в России в военных условиях было начато отечественными экономистами еще в ходе Первой мировой войны. Так, в 1915 г. при Московском университете была создана Комиссия по вопросу о финансовых и налоговых реформах, начали выпускаться сборники «Вопросы финансовой реформы в России», в которых рассматривались самые разные стороны финансовой политики правительства. В годы войны [7; 18; 25; 44] и в послеоктябрьский период [4; 6; 8; 27; 34; 43; 45; 46; 47] историки и экономисты стремились выяснить факторы развития финансового кризиса в России, раскрыть его сущность и масштабы, оценить степень влияния на отдельные отрасли и народное хозяйство в целом.

circulation, World War I, direct and indirect taxes,

Позднее вышел ряд работ советских экономистов и историков, в которых, за редким исключением, налоговое положение России во время войны излагается попутно, в связи с другими экономическими и финансовыми проблемами [2; 5; 20; 26; 32; 35; 41]. Возрождение интереса к тематике налогов и денежного обращения в России в условиях Первой мировой войны произошло в 1990-е гг., что было связано как с общими изменениями в историографической ситуации, так и с происходившими социально-экономическими реформами в стране [1; 3; 29; 30].

Преимущественно в центре внимания большинства авторов находились налоговые вопросы, развитие промышленности, банковская сфера, международные финансовые связи в период Первой мировой войны. Так, в монографии С. Г. Беляева [3] приводится подробная биография главы финансового ведомства П. Л. Барка, анализируются вопросы бюджетной и налоговой политики, деятельность Государственного банка, проблемы финансирования боевых действий, государственного и народного хозяйства в период Первой мировой войны,

а также роль и место России в системе финансовых отношений европейских держав и финансово-экономические аспекты ее экспансии в Центральной Азии.

Денежная система, основанная на золотом запасе, ставшая основой экономической жизни довоенной Европы, с началом Первой мировой войны претерпела большие изменения. С первых дней объявления войны страны прекратили размен бумажных денег на золото. Уже 27 июля 1914 г. в России был принят Закон «О некоторых мерах финансового характера ввиду обстоятельств военного времени», который аннулировал функционировавшее в государстве с 1897 г. эмиссионное законодательство и приостановил размен кредитных билетов на золото. На основании этого закона Государственный банк России заявил о приостановке размена кредитных билетов на золото.

Для покрытия резко возросших военных расходов правительство стало применять эмиссию бумажных денег. Для этого Государственному банку постановлением Совета министров от 17 марта 1915 г. было разрешено повысить размер не обеспеченной золотом эмиссии с 1,5 до 2,5 млрд руб. В 1916 г. Госбанк еще дважды получал такие полномочия. Таким образом, указом императора от 29 августа разрешался выпуск не обеспеченных золотом кредитных билетов в размере 5,5 млрд руб., а затем Совет министров распоряжением от 27 декабря повысил данное решение до 6,5 млрд руб. Сумма кредитных билетов, которая могла бы превысить эту цифру, должна была покрываться золотом рубль за рубль. Распад золотомонетного стандарта привел к тому, что денежное обращение стало практически полностью бумажным.

К началу войны 1914 г. в обращении у населения было 2 273 млрд руб. По данным статистики, обшая сумма годовых оборотов Государственного банка в 1914 г. равнялась 275,4 млрд руб., превысив общую сумму оборотов предшествующего года (234,0 млрд руб.) на 41,4 млрд руб. или на 17,7 % [42, с. 12].

В конце 1914 г. золотые десятирублевые монеты на черном рынке продавались за 16-17 бумажных рублей [28, с. 75]. В

1916 г. в обращении использовались в основном только бумажные деньги. В сбережения переходили не только золотые, но и серебряные и даже медные монеты.

Устойчивость рубля резко снизилась. В этих условиях размывались процессы, которые первоначально привели рубль к безудержной инфляции, а затем поставили все денежное хозяйство Российской империи на грань крушения.

С 1914 по 1917 г. в стране осуществлялись военные выпуски билетов государственного казначейства номиналами 25, 50, 100 и 500 рублей для получения средств на военные расходы. Всего за этот период было выпущено 36 серий на общую сумму 775 млн. рублей, на 25 млн руб. каждая серия [19, с. 60].

Несмотря на использование денег-марок мелких номиналов, денежных знаков все равно не хватало, и в соответствии с указом от 6 декабря 1915 г. в обращение были выпущены бумажные казначейские знаки достоинством 1, 2, 3, 5 и 50 коп. [40]. Этим же указом в обращение были введены государственные кредитные билеты достоинством в 1 руб. с упрощенным оформлением - на них отсутствовал индивидуальный номер знака, а в остальном внешний вид соответствовал рублевой купюре образца 1898 г. Все бумажные деньги - как кредитные билеты, так и казначейские знаки - выпускались почти без обеспечения: лишь десятая доля выпуска (эмиссии) обеспечивалась золотом.

К моменту Февральской революции

1917 г. в обращении находилось бумажных денег на 9 950 млрд руб., обеспеченных реально золотом на 1 476 млрд руб. Курс рубля к тому времени упал до 55 коп. золотом, а покупательная сила рубля - до 27 коп. Индекс цен за год возрос на 100 %, при росте денежной массы на 62 % [17, с. 57].

Начавшаяся в 1914 г. мировая война существенно изменила как характер финансовой системы страны, так и организацию податного дела. Поступления от обычных государственных налогов во втором полугодии 1914 г. существенно сократились. Если доходная часть обыкновенного бюд-

жета в 1913 г. составила 3417,4 млн руб., то в 1914 г. - 2 898,4 млн рублей (-15,2 %) [21].

Резкое уменьшение доходности обыкновенного бюджета было вызвано запретом на продажу водки в первые дни войны, вытеснением коммерческих перевозок бесплатными военными перевозками, существенным сокращением объема внешней торговли. Доходы от винной монополии сократились с 899,3 млн рублей в 1913 г. до 503,9 млн руб. в 1914 г. (-44,0 %), казенной железной дороги соответственно с 813,6 до 733,3 млн руб. (-9,9 %), таможенного дохода - с 352,9 до 303,9 млн руб. (-13,9 %) [33, с. 4-10].

18 (31) июля 1914 г. с началом всеобщей мобилизации в армию продажа крепких напитков в Российской империи была запрещена повсеместно, за исключением ресторанов первого разряда и гостиниц. Затем по положению Совета министров от 14 августа 1914 г. и царскому указу от 22 августа 1914 г. запрещение продажи спиртных напитков было продлено до окончания военных действий.

Не имея мощной финансовой основы в стране, правительство вынуждено было вести войну не на повышении налогов, а исключительно на усилении внешней и внутренней задолженности и за счет полного расстройства денежного обращения (эмиссии денег). Потери бюджета правительство постаралось компенсировать повышением ставок практически всех основных прямых и косвенных налогов, а также введением новых видов обложения (косвенного и прямого): с городских недвижимых имуществ, с денежных капиталов, квартирный налог, различные гербовые сборы и пошлины с переходящих имуществ, телефонный налог и питейные сборы. В 1914 г. Министерство финансов повысило ставки некоторых акцизов: с сахара, нефтяных продуктов, пива, папирос, махорки, папиросных гильз, спичек, дрожжей. Были введены два новых налога (с железнодорожных грузов и налог на хлопок).

Из всех акцизных сборов наибольший доход казне традиционно давал акциз на сахар. Совет министров 26 октября 1914 г. увеличил акциз на сахар, введенный законом от 1 сентября 1894 г., с 1 руб. 75 коп. до

2 руб. за пуд, что должно было дать казне дополнительный доход в 21,5 млн руб. [3, с. 30]. Осторожность в увеличении акциза на сахар диктовалась опасениями роста цен.

Увеличению подвергся также акциз на табак. Еще до выработки совещанием под председательством П. П. Мигулина программы повышения косвенных налогов с табака по закону от 20 июля 1914 г. взимался дополнительный акциз по 8 руб. с пуда или по 20 коп. с фунта табака и по 12 коп. с фунта махорки. В связи с жалобами на «неудобство» обложения табака по весу было решено поднять на 50 % цену бандеролей при существовавшем акцизе в 76 коп. с фунта табака и 1 руб. 12 коп. с папирос, содержавшим тот же фунт табака. Соответственно акциз увеличивался до 1 руб. 14 коп. для табака за фунт и до 1 руб. 78 коп. для папирос [22, с. 19].

В 1915-1916 гг. несколько раз увеличивались ставки действующих налогов. Так, акциз с нефти, увеличенный в 1914 г. на 50 %, в 1916 г. возрос на 100 %; акциз со спичек был увеличен в 1914 г. на 50-100 %, а в 1915 г. - на 80-140 %; акциз с сахара - на 14 %, а затем на 60 %; акциз с табака и табачных изделий - на 25-33 % в 1914 г. и на 100-344 % в 1916 г.). В 1915-1916 гг. были введены судебные сборы, акцизы с виноградных и плодово-ягодных вин (до 4 руб. 80 коп. с ведра), увеличенные затем на 200 %, сбор с театральных билетов, сбор с билетов на тотализаторы, акциз с чая (до 1 руб. с фунта) [44, с. 156].

Среди пошлин наибольший доход казне традиционно давали таможенные пошлины. В результате правительственных мероприятий военных лет в области косвенных налогов и пошлин Министерство финансов получило возможность определить на 1917 г. доходы от косвенных налогов в 1 098,7 млн руб. В 1914 г. поступления от косвенных налогов составили 661,4 млн руб. От пошлин в 1917 г. казна рассчитывала получить 442,1 млн руб., в 1914 г. она получила от них 209,1 млн руб. В целом акцизы и пошлины были увеличены более чем на 570 млн руб., тогда как ординарные доходы - примерно на 420 млн руб. [3, с. 138].

Все это свидетельствовало о том, что и в военные годы косвенное обложение продолжало оставаться основной и наиболее динамичной частью налоговой системы России.

По закону от 4 октября 1914 г. были увеличены ставки промыслового налога, который уплачивался путем выборки промысловых свидетельств разрядов и стоимости. В 1915 г. доходы от промыслового налога составили 212,0 млн руб., в то время как в 1914 г. - 166,3 млн руб. С 1 января 1915 г. на 127,9 % были повышены ставки поземельного налога, в результате чего облагаемая земля в 50 губерниях была оценена на сумму более 30 млн руб., в 1914 г. - 13,4 млн руб. [1, с. 259]. По России государственный поземельный налог по росписи 1914 г. составил 19,5 млн руб., поступило же 17,6 млн руб. (90,26 %) [37. Л. 70]. По Среднему Поволжью поступление налога составило в 1914-1915 гг. от 58,2 до 93,1 % оклада [10. Л. 86-90; 37. Л. 55-56; 38. Л. 22; 39. Л. 82-84; ].

Повышение налогов и использование новых источников обложения дали в 1915 г. 1 043,8 млн руб., в 1916 г. - 1 173,4 млн руб. Однако это не могло покрыть огромный дефицит в 75 % от общей суммы бюджетных расходов. При этом тяжесть обложения имущих классов по сравнению с трудящимися массами была легче, о чем писала даже буржуазная печать [5, с. 314]. Достаточно сказать, что дополнительные налоги - подоходный и на военную сверхприбыль - были законодательно приняты лишь весной 1916 г. Сумма же поступлений от налогообложения сверхприбылей оказалась ничтожной - 55 млн руб. [24, с. 98].

С большим трудом и в невероятно архаической форме во время войны по указу 1916 г. был введен подоходный налог, в основе которого лежал проект, разработанный еще в 1907 г. С введением подоходного налога с 1 января 1917 г. все налоги были оставлены в силе [36. Л. 2, 5]. Несовершенство российской налоговой системы нововведение затронуло лишь в незначительной степени. Основой бюджета по-прежнему оставались косвенные налоги, что не могло не породить социальную напряженность.

В одной из докладных записок министру финансов от 27 апреля 1917 г. так оценивалось введение нового налога: «Признавая в принципе подоходный налог за лучший метод взимания податей, но зная, что этот закон создавался во время войны в спешном порядке и не обработан всесторонне и поручен привидению в исполнение податным инспекторам, которые по малочисленности их штата ни в коем случае не в силах проверять подаваемые гражданами заявления, благодаря чему при взыскании подоходного налога может создаться справедливый ропот и может сколыхнуть слои населения и вызвать большие трения и тем самым в начале новой жизни пошатнуть доверие к новому строю...» [16. Л. 19].

Примечательно, что во время войны одним только повышением ставок, без всяких изменений системы и каких-либо потрясений Соединенные Штаты Америки увеличили поступление от подоходного налога в 50 раз, Англия - в 8,5 раза [8, с. 19].

Новый податной закон, осно-ванный на принципах всеобщности, соразмерности налога и дохода, мог стать поворотным в истории модернизации России, но в условиях общей натурализации экономики ему была уготована лишь второстепенная роль. В целом в 1917 г. наблюдалось незначительное поступление налога. В годовых отчетах податных инспекторов отмечалось поступление подоходного налога со всех категорий плательщиков Ардатовского уезда Симбирской губернии в сумме 1 344,57 руб., Буинского - 3 822,02, Курмышского -7 463,49, Карсунского - 28 932,99, Симбирского (вместе с городом) - 71 808,68 руб. [9; 10; 11; 12; 13]. В 1917 г. к подоходному обложению по всей Симбирской губернии было привлечено 7 508 чел. [14. Л. 29]. В целом к 1 января 1918 г. было собрано не более 1/3 окладных сборов.

При Временном правительстве налоги и нормальные бюджетные поступления в значительной степени потеряли свое фискальное значение, четко обозначились контуры финансовой катастрофы. Недостаточность обычной системы доходов для покрытия государственных расходов в период войны

неизбежно вела к повышению удельного веса чрезвычайных поступлений в казну. К ним прежде всего относились внутренние и внешние займы и растущая эмиссия бумажных денег. Так, Временным правительством до середины июля 1917 г. было выпущено в обращение бумажных денег на сумму 3 млрд руб., тогда как за предшествующие 32 месяца войны царское правительство выпустило их на сумму 7,6 млрд руб. [23].

Эмиссия стала основным источником доходов в финансовой политике Временного правительства, отодвинув на второй план доходы казны от внутренних займов. Если в 1916 г. денежная эмиссия покрывала 19,7 % всех государственных расходов, а внутренние займы - 33,3 %, то в 1917 г. эти показатели соответственно составили 42,9 и 13,7 % [46, с. 7].

Государственные военные заимствования России к октябрю 1917 г. составили 39 425 млн рублей, из которых 81,6 % прихо-

дились на внутренний и 18,4 % на внешний долг [5, с. 379; 41, с. 517-518].

В целом упомянутые выше источники дохода покрывали 87,9 % всех государственных расходов Временного правительства (42,9 % эмиссия, 13,7 - внутренние займы, 31,3 % - внешние займы); в денежном выражении это составило более 20 млрд рублей (по различным подсчетам, от 21 до 24 млрд руб.) [24, с. 82]. Остальные поступления приходились на налоги и прочие доходы.

Финансовая ситуация к осени 1917 г. полностью вышла из-под контроля Временного правительства. Эмиссия ничем не обеспеченных государственных кредитных билетов и казначейских знаков для покрытия чрезвычайных расходов привела к гиперинфляции и финансовой катастрофе, что в определенной степени обусловило быструю смену политического режима и социальной системы.

Библиографический список

1. Ананьин Б. В. С. Ю. Витте и его время / Б. В. Ананьич, Р. И. Ганелин - СПб., 1999. - 430 с.

2. Анфимов А. М. Российская деревня в годы мировой войны (1914 февраль 1916 г.) / А. М. Анфимов. - М., 1962. - 383 с.

3. Беляев С. Г. П. Л. Барк и финансовая политика России 1914-1917 гг. / С. Г. Беляев. - СПб., 2002. - 620 с.

4. Болдырев Г. И. Подоходный налог на западе и в России / Г. И. Болдырев. - Л., 1924. - 267 с.

5. Волобуев П. В. Экономическая политика Временного правительства / П. В. Волобуев. - М., 1962. - 365 с.

6. Вайнштейн А. Л. Обложение и платежи крестьянства в довоенное и революционное время. Опыт статистического исследования / А. Л. Вайнштейн. - М., 1924. - 158 с.

7. Гензель П. П. Налоги, введенные во время войны, и дороговизна / П. П. Гензель, А. А. Соколов // Труды комиссии по изучению современной дороговизны. - М., 1915. - Вып. 3. -С. 57-70.

8. Гроссман В. Я. Налоги и сборы в СССР / В. Я. Гроссман. - М., 1927. - 367 с.

9. ГАУО (Гос. арх. Ульяновской области). - Ф. 156. - Оп. 1. - Д. 1384. Л. 114.

10. ГАУО. - Ф. 156. - Оп. 1. - Д. 1386. - Л. 77;

11. ГАУО. - Ф. 156. - Оп. 1. - Д. 1389. - Л. 60;

12. ГАУО. - Ф. 156. - Оп. 1. - Д. 1390. - Л. 90об.;

13. ГАУО. - Ф. 156. - Оп. 1. - Д. 1387. - Л. 72об. - 73.

14. ГАУО. - Ф. Р.-183. - Оп. 1. - Д. 337. - Л. 29 - 29об.

15. Государственный архив Пензенской области. - Ф. 60. - Оп. 1. - Д. 4261. - Л. 86-90.

16. Государственный архив Российской Федерации. - Ф. 6996. - Оп. 1. - Д. 252. - Л. 19.

17. Гусаков А. Д. Денежное обращение и кредит в СССР / А. Д. Гусаков, И. А. Дымшиц. - М., 1951. - 308 с.

18. Денисов А. Е. Бумажные денежные знаки России 1769-1917. - Ч. 3. Государственные бумажные денежные знаки 1898-1917 годов / А. Е. Денисов. - М., 2004. - 199 с.

19. Дементьев Г. Д. Государственные доходы и расходы России и положение Государственного казначейства за время войны с Германией и Австро-Венгрией до конца 1917 г. / Г. Д. Дементьев. - Пг., 1917. - 567 с.

20. Дьяченко В. П. История финансов СССР (1917-1950 гг.) / В. П. Дьяченко. - М., 1978. - 493 с.

21. Ежегодник Министерства финансов. - Пг., 1915. - 549 с. - Разд. 12.

22. Ежегодник Министерства финансов на 1916 г - Пг.: 1917. - 463 с.

23. Известия Временного комитета Государственной думы. - 1917. - 15 июля.

24. История Министерства финансов России: в 4 т. - М., 2002. - Т. 1. - 464 с.

25. Каценеленбаум З. С. Война и финансово-экономическое положение России / З. С. Кацене-ленбаум. - М., 1917. - 79 с.

26. Китанина Т. М. Война, хлеб и революция: (Продовольственный вопрос в России. 1914 -октябрь 1917 г.) / Т. М. Китанина. - Л., 1985. - 384 с.

27. КулишерИ. М. Наше обложение в период 1914-1917 гг. / И. М. Кулишер // Экономист -1922. -№ 2. - С. 136 - 162.

28. Малышев А. И. Бумажные денежные знаки России и СССР / А. И. Малышев, В. Н. Таранков, И. Н. Смиренный. - М., 1991. - 496 с.

29. Марискин О. И. Государево тягло. Налогообложение крестьянства России во второй половине XIX - первой четверти XX века (по материалам Среднего Поволжья) / О. И. Марискин. -Саранск, 2004. - 240 с.

30. Марискин О. И. Налоги в России: история и современность / О. И. Марискин. - Саранск, 2008. - 336 с.

31. Министерство финансов. 1904-1913. - СПб., 1914. - 180 с.

32. Погребинский А. П. Государственные финансы царской России в эпоху империализма / А. П. Погребинский. - М., 1968. - 167 с.

33. Проект Государственной росписи доходов и расходов на 1916 г. - Пг., 1915. - 36 с.

34. Прокопович С. Н. Война и народное хозяйство / С. Н. Прокопович. - М., 1918. - 214 с.

35. Ривкин Б. Б. Финансы и кредит в период подготовки и проведения Великой Октябрьской социалистической революции / Б. Б. Ривкин. - М., 1939. - 467 с.

36. РГИА (Рос. гос. ист. арх.) - Ф. 91. - Оп. 1. - Д. 717. - Л. 2, 5.

37. РГИА. - Ф. 573. - Оп. 18. - Д. 25350. - Л. 70.

38. РГИА. - Ф. 573. - Оп. 18. - Д. 25430. - Л. 22;

39. РГИА. - Ф. 573. - Оп. 18. - Д. 25431. - Л. 82 - 84

40. Сборник узаконений 1915, отдел 1. - № 362. - 17 дек. - Ст. 2722.

41. Сидоров А. Л. Финансовое положение России в годы Первой мировой войны (1914-1917) / А. Л. Сидоров. - М., 1960. - 579 с.

42. Статистический ежегодник России 1913 г. - СПб., 1914. - 333 с.

43. Фридман М. И. Государственное хозяйство и денежное обращение в России (1913-1919 гг) / М. И. Фридман. - М., 1919. - 38 с.

44. Хрулев С. С. Финансы России и ее промышленность / С. С. Хрулев. - Пг., 1916. - 327 с.

45. Швиттау Г. Г. Революция и народное хозяйство в России (1917-1921) / Г. Г. Швиттау. -Лейпциг, 1922. - 378 с.

46. Шмелев К. Ф. Финансовая политика дореволюционной России и Советского Союза : ист.-экон. очерк / К. Ф. Шмелев. - М., 1926. - 44 с.

47. Russian Public Finance during the War. - New Hawen, 1928. - 461 p.

Поступила в редакцию 5 октября 2014 г.

Сведения об авторах

Марискин Олег Иванович - доктор исторических наук, профессор кафедры экономической истории и информационных технологий Историко-социологического института ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва». Область научных интересов - проблемы экономической истории России, Среднего Поволжья и финно-угорских народов в XIX - первой трети ХХ в. Автор более 100 научных и учебно-методических работ.

E-mail: mariskinoi@mail.ru

Скворцова Ирина Геннадьевна - студентка 4 курса направления «История» Историко-социологического института ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва». Область научных интересов: экономическая история, краеведение.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

e-mail: iri39944542@yandex.ru

Соловьева Юлия Олеговна - студентка 4 курса направления «История» Историко-социологического института ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва». Область научных интересов: экономическая история, история финансов.

e-mail: milkina3789@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.