НАЛОГОВАЯ ПОДДЕРЖКА ИННОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ
М.А. ОСИПОВ,
кандидат экономических наук Управление Федеральной налоговой службы по Республике Саха (Якутия)
Необходимость совершенствования налоговых систем определяется тем, что государство ищет новые, более действенные формы вмешательства в процесс формирования производственных отношений, изменение структуры национальной экономики.
В России одной из приоритетных задач развития провозглашено достижение ускоренных темпов роста ВВП. Однако решение этой задачи при сложившейся структуре промышленности, в которой преобладают добывающие отрасли, затруднено, поскольку даже при благоприятной конъюнктуре на международных рынках энергоносителей и увеличении объемов добычи полезных ископаемых прирост экономики не будет превышать 5-6 % в год. Для того, чтобы обеспечить более высокие, а главное, устойчивые темпы прироста, необходимо осуществить переход на инновационный путь развития, активизировать создание высокотехнологичных производств. Это не значит, что следует свертывать добычу полезных ископаемых, запасы которых в нашей стране достаточно велики. Просто будущее развитие должно ориентироваться на ускоренные темпы внедрения инновационных технологий и повышение уровня переработки первичного сырья.
Такая перестройка требует привлечения больших объемов инвестиций, трудовых ресурсов, развития транспортной, энергетической и информационной инфраструктуры, совершенствования методов воздействия государства на эти процессы.
Важную роль в решении поставленных задач выполняет налоговая система и характер налогообложения юридических и физических лиц. Действующие налоги и их основные элементы — налоговая база, налоговые ставки и льготы — могут как тормозить развитие отдельных видов деятельности, так и стимулировать их рост. При этом в большинстве стран идет постоянный поиск наиболее эффективных форм налогового воздействия со стороны
государства на субъекты хозяйствования с целью достижения намеченных результатов.
Опыт развитых стран свидетельствует, что несмотря на долголетний период существования налоговых систем и их в целом успешное выполнение фискальных и регулирующих функций, в современных условиях существует ряд проблем, связанных с их реформированием и восприятием налогоплательщиками.
Во-первых, действующие налоговые системы оказываются слишком сложными для понимания налогоплательщиками и эффективного администрирования налоговыми органами. Это неизбежно ведет к излишним административным издержкам, порождает поиск способов уклонения от уплаты налогов и расширяет его масштабы.
Во-вторых, налогообложение доходов юридических и физических лиц часто воспринимается как несправедливое с точки зрения распределения налогового бремени. Нередко одинаковый уровень доходов сопровождается разным уровнем налогообложения и, наоборот, одинаковые ставки налога применяются как к небольшим, так и к крупным доходам. Это вызывает недовольство налогоплательщиков и подрывает принцип справедливости, который должен учитываться при налогообложении.
В-третьих, высокие налоговые ставки отрицательно влияют на процесс принятия экономических решений. Налогоплательщики, вынужденные платить высокие налоги, теряют стимулы к работе, проявляют интерес к теневой экономике и сталкиваются с трудностями накопления финансовых средств.
В-четвертых, льготное налогообложение заставляет компании инвестировать средства и перестраивать свою деятельность не по экономическим, а по налоговым причинам, стремясь максимально воспользоваться налоговыми преимуществами. Это может отрицательно сказаться на качестве инвестиций и их распределении, поскольку в большинстве
случаев предприниматели испытывают дефицит инвестиционных ресурсов.
Несовершенство налоговых систем при решении названных проблем существовало практически всегда. Однако уменьшение возможностей финансирования государственных расходов за счет налогов, стремление к более рациональному использованию природных и других ресурсов приводили к необходимости внесения изменений в налоговое законодательство.
При реформировании налогообложения доходов компаний просматриваются три основных направления.
Первое — корректировка системы налоговых льгот. Как известно, значительная часть льгот обычно связана со стимулированием инвестиций. Одна из разновидностей инвестиционных льгот — амортизационная премия, но при этом возникает заметная разница между амортизацией для целей налогообложения и экономической или бухгалтерской. Кроме того, наличие существенных инвестиционных льгот часто побуждает компании в качестве основной, главной цели деятельности выбирать получение максимальных налоговых выгод, а не развитие бизнеса и перевод его в инновационную плоскость с помощью привлечения и использования инвестиций. Поэтому в последние годы при реформировании налога на прибыль происходило сокращение и отмена специальных инвестиционных льгот, принимались меры по сближению налоговой и экономической амортизации, по компенсации инфляционных последствий налоговой политики. Другими словами, более пристальное внимание стало уделяться результативности действия инвестиционных налоговых льгот. В современных условиях главным объектом налогового стимулирования должен стать переход компаний на инновационный путь развития путем диверсификации действующего производства, в ходе которого привлечение инвестиций является инструментом финансирования, облегчающим и ускоряющим такой переход.
Второе — снижение налоговых ставок. Этот стимул для многих налогоплательщиков является решающим, тем более что в скандинавских странах, Германии, США, Японии налог на прибыль корпораций, особенно верхняя ставка его прогрессивной шкалы сохраняется достаточно высокой, на уровне 40-50 %. По этому стимулу лидером остается Ирландия, где ставка налога на прибыль составляет 10 %.
Третье — уменьшение налоговой нагрузки на распределенную прибыль. Данное направление пре-
дусматривает разрешение компаниям вычитать из облагаемого дохода часть выплаченных дивидендов, предоставлять акционерам налоговый кредит на всю налоговую сумму или ее долю, ввод системы отдельных дифференцированных ставок.
В последние годы все большее влияние на развитие экономики оказывают международные аспекты налоговой политики, которые определяют конкурентоспособность государства на мировом рынке. Высокие налоги отрицательно сказываются на темпах создания новых рабочих мест и приводят к росту безработицы. В развитых странах предприниматель вынужден вносить платежи в фонды негосударственного пенсионного страхования, выплачивать индивидуальные компенсации и выходные пособия при увольнении работников. В результате общая сумма таких затрат может превысить сумму заработной платы в 2 раза и более.
В настоящее время, особенно в развитых странах, уровень заработной платы достаточно высок. Поэтому инвесторы рассматривают стоимость рабочей силы как один из важных факторов, влияющих на эффективность инвестиций в перспективе, а инвестиционные проекты, которые предполагают создание дополнительных рабочих мест, часто уходят в другие страны. Высокая стоимость рабочей силы ограничивает финансовые возможности предприятий, в результате чего они или вообще воздерживаются от расширения производства, или ищут другие возможности снижения расходов на оплату труда. Один из вариантов решения данной проблемы — нелегальный наем работников без выплаты установленных социальных налогов и обязательных платежей, связанных с легализацией и регистрацией иностранцев. Безусловно, этот вариант весьма рискован и для предпринимателя, и для работника, хотя широко практикуется в отраслях строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства, на сезонных сельскохозяйственных работах, а также в сфере малого, особенно торгового, бизнеса. Крупные компании размещают производственные и сборочные подразделения в развивающихся странах, где есть избыток дешевой рабочей силы.
Как уже отмечалось, акценты налогового стимулирования при формировании налоговой политики уже не преследуют цели абсолютного увеличения инвестиционных ресурсов любыми методами. На первый план выходят задачи улучшения качественной структуры капитальных вложений, которые должны быть направлены на реализацию инновационных проектов, сокращение сроков их
окупаемости и получения ожидаемых результатов в виде освоения новых видов продукции и технологий, что в итоге позволит ускорить переход к инновационной экономике. Конечно, такой переход требует активного участия государства, но существенный импульс этому процессу может придать налоговое воздействие.
Рассмотрим возможности и методы налоговой поддержки, с помощью которых может быть осуществлено стимулирование инновационно-инвестиционного развития экономики.
Первое. Поскольку, как уже отмечалось, в рыночных условиях государство должно активно использовать экономические методы воздействия на экономику, одним из основных рычагов такого воздействия является налогообложение, а конкретно — действующая налоговая система. При этом мы должны рассматривать налоговое воздействие не просто на экономику в целом, а на ее конкретные отрасли и предприятия. Например, в 2005 г. общая налоговая нагрузка на экономику России, оцениваемая как доля налогов в ВВП (включая таможенные платежи), составляла 36,8 % и 27,4 % без учета влияния цен на нефть на международном рынке. В то же время уровень налоговой нагрузки по видам деятельности различается в 12 раз: в секторе добычи полезных ископаемых он достигал 51,6 %, а в сельском хозяйстве — 4,3 %. Учитывая, что по основным налогам — НДС, налогу на прибыль, на имущество, единому социальному, налоговые ставки практически одинаковы для большинства налогоплательщиков, такая разница создается за счет специфических налогов, которым, в частности, является налог на добычу полезных ископаемых, взимаемый с предприятий добывающих отраслей промышленности. Здесь тоже важно установить предел налоговой нагрузки, превышение которого негативно отразится на финансовом состоянии добывающих предприятий и на своевременном обновлении их производственных активов. Другими словами, внедрение инноваций в этом секторе, проведение геолого-разведочных работ, без которых невозможно перспективное планирования и прогнозирование, также является одной из самых актуальных задач.
Общее снижение налоговой нагрузки в результате проведения налоговой реформы благотворно сказалось на развитии экономики страны в целом и ее обрабатывающих отраслей. За период с 2001 по 2005 гг. налоговая нагрузка в обрабатывающих производствах снизилась с 26,3 до 19,1 %. Однако приоритета в налоговой поддержке производс-
твенного сектора экономики, о котором неоднократно заявлялось, пока не ощущается. Условия налогообложения производственных предприятий практически идентичны налоговым условиям для организаций торговли, финансово-кредитного и страхового сектора. Ориентируясь на тенденцию установления единых ставок по ряду налогов (налог на прибыль — 24 %, налог на доходы физических лиц — 13 %), дифференцированное налоговое влияние в отраслевом разрезе может быть реализовано за счет расширения льготных условий, о которых будет сказано ниже.
Поскольку для предприятий добывающих отраслей дополнительную налоговую нагрузку создает налог на добычу полезных ископаемых, необходимо дифференцировать ставки этого налога с учетом условий добычи, качества добываемого сырья, степени выработанности месторождений или других факторов, существенно влияющих на финансовые результаты налогоплательщиков. Наиболее удобно применять систему понижающих коэффициентов к действующим ставкам налога по отдельным видам полезных ископаемых, учитывающих влияние различных факторов. В таких регионах, как Республика Саха (Якутия), налогообложение добывающих предприятий кроме названных факторов должно дополнительно учитывать суровые климатические условия и повышенные транспортные расходы.
Нельзя обойти стороной и такой вопрос, как частые изменения налогового законодательства, которые иногда вносят лишь небольшие корректировки в формы налоговых деклараций, но при этом требуют изменения всей информационной системы. Стабильность налоговой системы является одной из важнейших ее характеристик. Постоянные изменения в налогообложении приводят к снижению законопослушания и ухудшению налоговой дисциплины. Особенно страдают от этого малые предприятия, которые часто испытывают нехватку информационных и квалифицированных трудовых ресурсов, необходимых для освоения новых налоговых законов, а также многочисленных писем Минфина и ФНС России.
Второе — налоговые льготы. В российской практике они могут действовать как на федеральном, так и на региональном уровнях.
Возможность снижения налога на прибыль организаций региональным законодательством на 4 %, а следовательно и общей ставки налога до 20 %, может быть предоставлена промышленным предприятиям, направляющим полученную прибыль
на финансирование капитальных вложений, реализующим инновационные проекты и имеющим высокие темпы прироста прибыли (выше средне-территориального уровня или уровня прироста, достигнутого экономикой в целом, например, на 6 — 7 %). Хотя данная льгота уменьшит поступление налога на прибыль в бюджет, ее влияние на экономическое развитие производственной сферы должно быть положительным, особенно в перспективе, и будет стимулировать увеличение прибыли.
Пониженная налоговая ставка для предприятий, реализующих инновационную стратегию, может быть установлена также по налогу на имущество, земельному и транспортному, хотя такое снижение чаще вводится для резидентов особых экономических зон.
Другим вариантом налоговых льгот является предоставление возможности уменьшения налоговой базы. По налогу на прибыль это уменьшение реализуется через механизм ускоренной амортизации, который позволяет увеличить амортизационные отчисления, включаемые в расходы для целей налогообложения. В настоящее время механизм ускоренной линейной амортизации позволяет применять коэффициент 2 в формуле расчета ее нормы, который однако имеет ограниченное применение. Целесообразно разрешить применение этого коэффициента для предприятий, реализующих инновационные проекты. В случае выбора предприятием метода нелинейной амортизации следует увеличить значение коэффициента в названной формуле с 2 до 3. Установленный законодательством коэффициент 2 при нелинейном методе обеспечивает слабую регрессию отчислений при неизменной длительности амортизационного периода, а усложнение расчетов при данном методе делает его непопулярным для применения налогоплательщиками.
Величина амортизационной премии, ограничиваемая 10 % стоимости основных средств, может быть увеличена с учетом зарубежного опыта до 30 % для предприятий инновационной сферы.
С 2007 г. в налоговом законодательстве Российской Федерации предусмотрена новая льгота по налогу на прибыль для организаций, работающих в сфере информационных технологий. Эти организации могут полностью относить на затраты стоимость приобретаемой вычислительной техники по аналогии с материальными затратами. Такой порядок списания капитальных затрат можно разрешить и по другим приоритетным видам деятельности на территории отдельных субъектов с
учетом специфики структуры региональной промышленности.
В состав расходов, принимаемых для целей налогообложения, следует включать всю сумму процентов за пользование инвестиционно-инновационными кредитами без ограничений.
Вместо снижения налоговой ставки по налогу на имущество организаций может быть введена льгота в виде исключения из налоговой базы имущества, связанного с реализацией инновационных проектов.
Возможности предоставления инвестиционного налогового кредита могут быть расширены за счет снятия установленных ограничений по его сумме относительно величины уплачиваемого налога (в настоящее время сумма кредита не может превышать 50 % платежей по налогу на прибыль) и стоимости приобретаемого оборудования (не более 30 %).
Существенные трудности испытывают вновь создаваемые предприятия в начальный период своей деятельности. Целесообразно для новых предприятий установить налоговые каникулы, то есть полностью освободить их от уплаты налогов (или хотя бы отдельных налогов, прежде всего, налога на имущество) в первый год работы. В зависимости от сложности выпускаемой продукции это освобождение может быть значительным. Недостаток этой льготы состоит в том, что ею могут воспользоваться и предприятия, созданные на базе действующих производств. В случае, когда вновь регистрируемое предприятие использует ранее действовавшие мощности для выпуска освоенной продукции, льгота не должна предоставляться. Если же оборудование организации-предшественника будет использоваться в производствах, признаваемых инновационными, новый хозяйствующий субъект может получить полную или частичную льготу.
Важная роль в разработке и внедрении инноваций принадлежит малым предприятиям. В настоящее время условия их налогообложения в рамках специальных налоговых режимов весьма либеральны. Однако для предприятий, занятых в сфере венчурного бизнеса, необходима дополнительная поддержка, в том числе налоговая. Она может быть реализована в виде предоставления налоговых каникул не на один, а на несколько первых лет деятельности с момента создания субъекта.
В российском налоговом законодательстве малые инновационные фирмы не рассматриваются как субъекты налоговых льгот. В то же время, если проследить их налоговые поступления в городские
бюджеты ряда российских наукоградов, видно, что они достаточно значительны. Например, в Дубне Московской области доля налогов этого сектора составляет около 60 % доходов городского бюджета. В Обнинске Московской области платежи малых
инновационных фирм, размещенных в бизнес-инкубаторе, за 2001-2002 гг. увеличились по налогу на имущество на 25 %, налогу на прибыль — на 35 %, единому налогу на вмененный доход — в 3 раза1.
Однако формирование и расширение системы налоговых льгот не может быть единственным путем стимулирования развития инвестиционно-инновационной экономики. Особенно это касается регионов, богатых природными ресурсами, но имеющими ограниченные возможности их освоения в силу климатических, географических, экономических и других особенностей, к каким относится и Республика Саха (Якутия).
Более того, введение дополнительных льгот сразу же отразится на снижении налоговых поступлений в бюджет региона, поэтому при обосновании льгот необходимо прогнозировать ожидаемый рост налоговой базы в будущих периодах. Как правило, ресурсообеспеченные регионы не имеют развитой промышленности и поэтому возможности формирования их региональных бюджетов за счет собственных источников относительно невелики. Налоговый потенциал немногочисленных региональных и местных налогов также весьма ограничен. При этом следует учитывать, что огромные запасы природных ресурсов на территории сырьевых регионов используются в интересах всей страны, а следовательно, и средства на освоение этих богатств не должны ограничиваться бюджетными возможностями субъекта Федерации.
При формировании регионального бюджета определенная часть средств поступает в виде трансфертов из вышестоящего федерального бюджета. Доказано, что такой метод перераспределения бюджетных ресурсов не является эффективным, поскольку представители регионов в процессе решения вопроса о размерах трансфертов часто стремятся занизить возможности налогового потенциала. У регионов очень слаба заинтересованность в увеличении налоговой базы, а соответственно, и в росте экономических показателей, поскольку большая часть собираемых ими федеральных налогов уходит в вышестоящий бюджет.
Более эффективным было бы применить другой механизм перераспределения налоговых
1 Самойлов Э. Выжить — не благодаря, а вопреки // Человек и труд. 2002. № 7. С. 14.
доходов по федеральным налогам, увязав их с интенсивностью прироста ВРП. Для этого, прежде всего, следует установить границу прироста ВРП, превышение которой позволит региону воспользоваться предлагаемым механизмом перераспределения. Чтобы ориентировать регионы на ускоренный экономический рост, такая граница вполне может быть установлена на уровне не ниже 10 % за год. Тогда весь прирост собранного НДС по отношению к показателю предыдущего года должен поступать в республиканский бюджет через Федеральный фонд поддержки регионов. Чтобы стимулировать сокращение текущей задолженности, ее сумма должна уменьшать сумму прироста по налогу, перечисляемую в бюджет субъекта Федерации. Такой подход обеспечит существенный рост заинтересованности региональных властей и налоговых органов в увеличении налоговых платежей именно по федеральным налогам, в данном случае по НДС, а также в уменьшении задолженности.
Поскольку в настоящее время поступления налога на прибыль имеют тенденцию к росту, целесообразно изменить соотношение составляющих ставки налога на прибыль организаций в пользу региональных бюджетов. Если сейчас в федеральный бюджет поступает налог на прибыль в размере 6,5 % налоговой базы из общей ставки 24 % или примерно 27 % всего налога, то с целью стимулирования увеличения прибыли и направления ее на инвестиционно-инновационные цели эту долю можно уменьшить до 15 %, сократив ставку отчислений в федеральный бюджет до 3,5 %. Такое изменение также должно быть увязано с фиксированным ростом показателей экономики региона и ее переориентацией на инновационное развитие.
Ресурсообеспеченные регионы дают значительные поступления федерального налога на добычу полезных ископаемых. Для укрепления финансовой базы региона целесообразно также увеличить долю поступлений этого налога в бюджет субъекта Федерации с одновременным использованием механизма учета прироста ВРП и направления в региональный бюджет сумм налога, превышающих уровень поступлений предыдущего года.
Для привлечения иностранного капитала к разработке новых месторождений можно использовать систему налогообложения в условиях соглашений о разделе продукции и создание совместных предприятий. Эти организационные формы позволят направить инвестиционные ресурсы на долгосрочное развитие добычи полезных ископаемых и их первичную переработку.
Результаты налогового стимулирования соглашений о разделе продукции в ресурсообеспеченных регионах, в том числе Республике Саха (Якутия), могут рассматриваться с разных сторон. С одной стороны, введение максималь
ных налоговых льгот для иностранных инвестиций в сырьевой комплекс, который обеспечивает до 47 % налоговых поступлений в республике2, вызовет снижение налоговых поступлений. С другой стороны, соглашения о разделе про
дукции обеспечат рост налоговой базы региона в перспективе, так как смогут реализовать возможности расширения добычи сырья и его переработки, которые не используются в настоящее время (разработка месторождений нефти, газа, каменного угля).
Иностранные инвесторы, заключившие соглашения о разделе продукции, не освобождаются от налога на добычу полезных ископаемых, платежей по социальному страхованию работающих у них граждан России. С целью изъятия сверхприбыли у производителей ценного минерального сырья в рамках соглашений о разделе продукции в состав платежей за добычу полезных ископаемых должны быть включены роялти (регулярные платежи, составляющие определенный процент от добытой или произведенной продукции, уплачиваемые в денежной или натуральной форме), ренталс (ежегодные платежи за разработку месторождения, устанавливаемые исходя из особенностей участка
2 ФНС Налоговый паспорт Республики Саха (Якутия) по состоянию на 01.01.2005 г. Якутск, 2005
недр), и бонусы (разовые платежи при заключении соглашений о разделе продукции или при существенном увеличении объемов добычи полезных ископаемых).
Таким образом, в заключение можно сделать следующие выводы.
1. Расширение налогового потенциала региона, повышение эффективности использования его совокупных налоговых ресурсов возможно путем масштабного инвестирования средств в базовые отрасли, обеспечивающие большую часть налоговых поступлений, а также в новые инновационные точки роста и совершенствования структуры региональной экономики.
2. Для активизации привлечения инвестиций в такой ресурсообеспеченный регион как Республика Саха (Якутия), где в структуре налоговых доходов доминируют добывающие отрасли, необходимо использовать формы инвестирования, предусматривающие значительные налоговые льготы инвесторам — заключение соглашений о разделе продукции и лизинг. Эти формы позволят существенно расширить приток долгосрочных инвестиций, в том числе иностранных, в реальный сектор экономики региона и увеличить его налоговый потенциал.
3. Для эффективного использования налоговых инструментов стимулирования инвестиций, управления бюджетными доходами и расходами необходима их комплексная взаимоувязка.