Научная статья на тему 'Налоговая модернизация'

Налоговая модернизация Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
88
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАДОЛЖЕННОСТЬ ПО НАЛОГАМ / УПЛАТА НАЛОГА / ПЕНИ / ШТРАФ / СМЕТА / ФИНАНСОВЫЕ РЕЗЕРВЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Липатов Д. С.

В статье рассказано о поправках в Налоговый кодекс РФ, внесенных Федеральным законом от 27.07.2010 № 229-ФЗ, которые устранили ряд спорных вопросов, расширили права налогоплательщиков, ужесточили ответственность за нарушения налогового законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Налоговая модернизация»

НАЛОГОВАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ

Д. С. ЛИПАТОВ, юрист юридической компании «Налоговик»

С вступлением в силу 02.09.2010 многих поправок в Налоговый кодекс РФ (НК РФ), внесенных Федеральным законом № 229-ФЗ от 27.07.2010 «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования» (далее — Закон № 229-ФЗ) некоторые правила налоговых правоотношений стали значительно отличаться от ранее действовавших правил.

Существенному изменению подверглись практически все главы НК РФ, это и общие вопросы взыскания недоимок, постановки на налоговый учет, проведения выездных проверок, и частные изменения в разрезе порядка расчета и уплаты конкретного налога. Кроме того, вводится электронный документооборот между налогоплательщиками и налоговыми органами. А также значительно увеличиваются размеры штрафов за налоговые правонарушения. Все эти поправки самым непосредственным образом касаются и некоммерческих организаций. Им тоже приходится платить налоги и подвергаться проверкам.

В скором времени декларации, заявления, сообщения (об открытии или закрытии расчетных счетов или обособленных подразделений), акт совместной сверки расчетов по налогам, уведомление и требование об уплате налога, требование о представлении документов, а также копии истребуемыхдля выездной или камеральной проверки документов могут быть представлены в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Все электронные сообщения обязательно будут заверяться электронной цифровой подписью руководителя или иного ответственного лица некоммерческой организации (НКО). При этом, как и ранее, остаются возможности представить документы в налоговый орган лично, через

представителя или по почте. Пока же перейти на электронный документооборот не получится, необходимо дождаться, когда налоговая служба разработает и утвердит специальные форматы для таких данных и отчетов.

Недоимки сильно усложняют жизнь некоммерческих организаций, но в соответствии с новой редакцией ст. 29 НК РФ всем налогоплательщикам предоставлено право на осуществление совместной сверки расчетов с налоговыми органами и даже на получение акта о такой совместной сверке. Причем акт сверки отправляется налогоплательщику не позднее, чем на следующий день после ее проведения.

На основании судебного решения в соответствии с новой редакцией подп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ недоимка, а также задолженность по пеням и штрафам, возможность взыскания которой налоговый орган утратил в связи с пропуском установленных сроков, подлежит списанию.

Благодаря поправкам в п. 1 ст. 76 НК РФ налоговая инспекция получила право приостановить операции по счетам даже до вынесения решения о взыскании налога. Причем такое приостановление никак не влияет на начисление пеней — они все равно будут начисляться. Если приостановление операций по счетам окажется неправомерным, то на заблокированные суммы теперь будут начисляться проценты в соответствии с п. 9.2ст. 76 НК РФ.

У многих некоммерческих организаций рано или поздно появляются обособленные подразделения, порядок их постановки на учет и уведомления претерпел значительные изменения. Теперь, когда НКО создает филиал или представительство, не нужно сообщать об этом в налоговую инспекцию, но обо всех иных обособленных подразделениях необходимо будет проинформировать инспекцию по месту нахождения организации в течение одного месяца со дня их создания.

Нередко некоммерческие организации сталкивались с трудностями при изменении места нахождения обособленного подразделения. Как правило, налоговые инспекции требовали закрывать подразделение по старому адресу, затем открывать другое

подразделение по новому адресу и заново вставать на налоговый учет, опираясь на письма Минфина России от 18.06.2010 № 03-02-07/1-282 и от 14.07.2008 № 03-02-07/1-278. Теперь же достаточно только направить в инспекцию по месту нахождения самой некоммерческой организации сообщение о новом адресе обособленного подразделения. Причем сделать это необходимо в течение трех дней со дня соответствующего изменения — новая редакция подп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ сократила срок уведомления об открытии, закрытии или смене адреса обособленных подразделений любых видов.

Появилось исключение к ограничению периода, охватываемого выездной проверкой, установленному п. 4 ст. 89 НК РФ в пределах трех календарных лет, предшествующих году вынесения решения о проведении контрольных мероприятий. Теперь в случае представления налогоплательщиком уточненной декларации налоговая инспекция назначит выездную проверку периода, за который представлена скорректированная отчетность.

Проверок коснулись и еще несколько изменений. Теперь к акту проверки будут прилагаться доказательства выявленных нарушений, налогоплательщики получили право до вынесения решения по проверке ознакомиться с материалами дополнительных мероприятий налогового контроля. Требование о представлении документов на проверку, а также и решение по результатам проверки считаются полученными налогоплательщиком по истечении шести дней с даты отправки заказного письма.

Некоммерческие организации с 2011г. будут отчитываться только один раз в год по земельному налогу согласно п. 3 ст. 398 НК РФ и по транспортному налогу в связи с отменой п. 2ст. 363.1 НК РФ. Иными словами, теперь нет необходимости представлять расчеты по авансовым платежам.

Каждое НКО имеет свой штат сотрудников, в связи с чем признается налоговым агентом по на-

логу на доходы физических лиц. С 2011 г. вести учет начисленных доходов, удержанного и уплаченного налога можно будет в регистрах, разработанных организацией самостоятельно.

Впервые в НК РФ установлен четкий порядок возврата налоговым агентом излишне удержанных сумм налога на добавленную стоимость (НДФЛ), он установлен п. 1 ст. 231 НК РФ. В случае обнаружения излишнего удержания НДФЛ с работника налоговый агент обязан сообщать налогоплательщику о каждом таком факте и его сумме в течение десяти дней со дня обнаружения. Возврат излишне удержанного налога должен производиться в срок, не превышающий трех месяцев со дня получения заявления физического лица. Возмещение возможно за счет предстоящих платежей, как самому налогоплательщику, так и иным работникам, с доходов которых налоговый агент удерживает НДФЛ. За просрочку с некоммерческой организации выплаты могут быть взысканы проценты. При этом наличные расчеты с работником не допускаются — только безналичный перевод на счет налогоплательщика.

Поправками были значительно увеличены санкции за налоговые правонарушения. При этом закреплены некоторые смягчающие условия для переходного периода. В соответствии с п. 13 ст. 10 Закона № 229-ФЗ, если новая редакции НК РФ предусматривает более мягкую санкцию, чем ранее, то за правонарушения, совершенные до 02.09.2010, назначается штраф согласно новой редакции. А штраф, назначенный до 02.09.2010, после этой даты можно взыскать только в размере, не превышающем максимальной санкции, установленной новой редакцией НК РФ. Что именно и насколько изменилось, можно понять из приведенной далее таблицы.

Таким образом, внесенные поправки устранили ряд спорных вопросов, расширили права налогоплательщиков. В то же время они ужесто-

Изменения санкций за налоговые правонарушения

Состав правонарушения Санкция Статья НК РФ

Было Стало

Нарушение срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе 5 000,00 руб. 10 000,00 руб. Пункт 1 ст. 116

Ведение деятельности без постановки на учет в налоговом органе 10 000,00 руб. 10% отдоходов, но не менее 40 000 руб. Пункт2ст. 116

Непредставление налоговой декларации 5 %от суммы налога за каждый месяц просрочки, в пределах от 100 руб. до 30% 5 %от суммы налога за каждый месяц просрочки, в пределах от 1 000 руб. до 30 % Пункт 1 ст. 119

Несоблюдение порядка представления налоговой декларации в электронном виде — 200,00 руб. Статья 119.1

Грубое нарушение правил учета в течение одного налогового периода 5 000,00 руб. 10 000,00 руб. Пункт 1 ст. 120

Окончание таблицы

Состав правонарушения Санкция Статья НКРФ

Было Стало

Такое же нарушение, в течение более одного налогового периода 15 000,00 руб. 20 000,00 руб. Пункт2ст. 120

Такое же нарушение, если оно повлекло занижение налоговой базы 10 % от суммы налога, но не менее 15 000 руб. 20 % от суммы налога, но не менее 40 000 руб. Пункт Зет. 120

Несоблюдение режима в отношении арестованного или заложенного имущества 10 000,00 руб. 30 000,00 руб. Статья 125

Непредставление сведений 50 руб. за каждый непредставленный документ 200 руб. за каждый непредставленный документ Пункт 1 ст. 126

Отказ от представления сведений 5 000,00 руб. 10 000,00 руб. Пункт2ст. 126

Неправомерное несообщение сведений 1 000,00 руб. 5 000,00 руб. Пункт 1ст. 129.1

Такое же нарушение, повторно в течение календарного года 5 000,00 руб. 20 000,00 руб. Пункт2ст. 129.1

чили ответственность за нарушения налогового законодательства. Для некоммерческих организаций наиболее важные поправки — увеличенные санкции, поскольку у подавляющего большинства НКО финансирования едва хватает для обеспечения деятельности организации. И, кроме того, штрафы не учитываются в сметах, а значит, необходимо заранее пересмотреть размеры сборов или создать резервы.

Список литературы

1. Налоговый кодекс РФ (часть первая): Федеральный закон от31.07.1998 № 146-ФЗ.

2. Налоговый кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ.

3. О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования: Федеральный закон от 27.07.2010 № 229-ФЗ.

4. Письмо Минфина России от 18.06.2010 № 03-02-07/1-282.

5. Письмо Минфина России от 14.07.2008 № 03-02-07/1-278.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.