Маслова О. С.
Научный руководитель: Черноусова К.С.
кандидат экономических наук Самарский государственный экономический университет DOI: 10.24411/2520-6990-2019-10357 НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ: СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ, ПУТИ РЕШЕНИЯ. РОССИЙСКИЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
Maslova O.S.
Supervisor: Chernousova K.S.
candidate of economic sciences Samara State University of Economy
TAXATION IN THE MARKET OF SECURITIES: CONDITION, PROBLEMS, WAYS OF SOLUTION.
RUSSIAN AND FOREIGN EXPERIENCE
Аннотация:
В данной статье раскрываются вопросы, связанные с налогообложением на фондовом рынке Российской Федерации, а также примеры функционирования налоговых систем зарубежных стран в рамках рынка ценных бумаг. Затрагиваются проблемы налогообложения на рынке ценных бумаг Российской Федерации, а также предполагаются возможные направления их решения.
Abstract.
This article covers issues related to taxation in the stock market of the Russian Federation, as well as examples of the functioning of the tax systems of foreign countries within the securities market. The problems of taxation on the securities market of the Russian Federation are touched upon, and possible ways of solving them are suggested.
Ключевые слова: налогообложение, рынок ценных бумаг, фондовый рынок.
Key words: taxation, securities market, stock market.
Рынок ценных бумаг можно отнести к одной из составных частей финансового рынка, на котором происходит, перераспределение денежных средств и контроль за ними с помощью определенных финансовых инструментов, таких как ценные бумаги. [4] Одним из важнейших механизмов регулирования фондового рынка является налоговая система.
Основными нормативно-правовыми документами, регулирующими отношения в рамках фондового рынка, являются Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, а также ряд федеральных законов и других документов.
Налогом на фондовом рынке облагаются непосредственно операции с ценными бумагами, то есть процесс налогообложения на рынке ценных бумаг ведется при наличии взаимного соглашения, связанного с возникновением, прекращением или изменением имущественных прав, заложенных в ценных бумагах, выражаемых в виде таких юридических форм, как купля-продажа, мена, залог.
Налогообложение операций с ценными бумагами в основном происходит в рамках таких налогов, как налог на доходы физических лиц (НДФЛ), налог на добавленную стоимость (НДС) и налог на прибыль организаций.
Налогами на доходы физических лиц, согласно Налоговому Кодексу Российской Федерации (НК РФ), облагаются следующие доходы по ценным бумагам: дивиденды и проценты по ценным бумагам, доходы от реализации ценных бумаг, материальная выгода от приобретения ценных бумаг.
У организаций, в свою очередь, согласно НК РФ, налогом на прибыль облагаются доходы по ценным бумагам аналогичные доходам физических
лиц за исключением материальной выгоды от приобретения ценных бумаг. При этом доходом организации будут считаться и безвозмездно полученные ей ценные бумаги.
Рынок ценных бумаг в Российской Федерации в настоящее время не развит сравнительно с рядом зарубежных стран в силу различных причин, к которым можно отнести только набираемую популярность совершения операций на данном рынке, а также пробелами в законодательстве, регламентирующем регулирование данной стороны финансовых отношений страны.
За рубежом налогообложение операций с ценными бумагами является важной частью налоговой системы, которой уделяется большое внимание. Налогом облагаются доходы субъектов рынка ценных бумаг, получаемые в виде: доходов от сделок с ценными бумагами, дивидендов, процентов, прироста стоимости.
В большинстве стран мира операции с ценными бумагами облагаются налогом. В США большая часть сделок облагается налогом на операции с ценными бумаги по ставке 0,0042%. [11] В Великобритании установлен гербовый сбор для ценных бумаг, ставка которого составляет 0,5% от суммы сделки. [12] Налогообложение операций с ценными бумагами применяется также в таких странах, как Италия (ставки варьируются в пределах до 1,5%), Дания (гербовый сбор в размере 0,6%-1,5%) и ряде других стран. [7]
Налогообложение дохода от владения ценными бумагами и прироста их стоимости распространено в налоговых системах развитых стран мира и осуществляется посредством установления
РШШШвУ / <<е®УУШШШ=^ШШа1>#1ВД6Э,2®11®
106
подоходного налога для физических и юридических лиц. С данным видом налога тесно связано понятие налогообложения доходов от капитала - совокупность отношений по поводу установления, исчисления и уплаты подоходных налогов при совершении операций с ценными бумагами и другими финансовыми активами. [7]
Распространенное налогообложение дивидендов также порождает собой проблему двойного экономического налогообложения дивидендов, что обуславливает рядом стран применение различных методов по его устранению. Такие страны, как Австрия, Бельгия, Дания, Италия, Нидерланды, Польша применяют специальную пониженную ставку для дивидендов. Другие страны (Финляндия, Норвегия и Швеция) перешли к налоговой системе, в которой доходы от заработной платы облагаются по более высокой ставке, нежели доходы от капитала. В Германии и Люксембурге налогообложению подвергается лишь половина суммы полученных дивидендов. В Греции дивиденды, полученные внутри государства, полностью освобождаются от налогообложения для физических лиц. В таких странах, как Канада, Франция, Великобритания, Австралия, Финляндия предоставляют физическим лицам налоговый кредит для дивидендов для зачета корпорационного налога. [7]
При налогообложении процентного дохода и дохода от прироста капитала в большинстве развитых стран применяется удерживаемый налог. В некоторых странах этот налог применяется и при налогообложении дивидендов (Швеция), в ряде
юрисдикций существует возможность выбора и применения уплаты налога на доходы от капитала именно таким путем (Япония, Бельгия, Италия, Франция).[7]
При всем этом налоговые системы зарубежных стран также, как и налоговая система РФ не являются совершенными и испытывают трудности, вызванные развитием и появлением новых производных финансовых инструментов.
Возвращаясь к вопросу развития рынка ценных бумаг Российской Федерации стоит отметить, что для стимулирования его развития необходимо совершенствование всех факторов, оказывающих на него прямое или косвенное воздействие, в том числе и создание действенной налоговой системы. Это говорит о том, что посредством грамотного составления и четкой реализации налогового законодательства можно добиться эффективного регулирования состояния фондового рынка.
В условиях современной России рынок ценных бумаг активно развивается. Проследить тенденцию расширения и развития рынка ценных бумаг можно, к примеру, проанализировав статистику объема выпущенных на внутреннем рынке долговых ценных бумаг. По графикам на рисунке 1 и рисунке 2 можно сделать вывод, что объем выпуска долговых ценных бумаг (млн. руб.) в период с 2013 года по 2019 год значительно увеличился, при этом в течение этого периода динамика была не только положительной, но и отрицательной, что четко прослеживается на графике объема выпущенных долговых ценных бумаг в иностранной валюте. [11]
25 000 000 20 000 000
^ 15 000 000
р
§ 10 000 000 5 000 000
Рисунок 1. Объем выпущенных долговых ценных бумаг в рублях с 01.01.2013 по 01.01.2019 год
800 000 600 000
а 400 000
.н
л 200 000
Рисунок 2. Объем выпущенных долговых ценных бумаг в иностранной валюте с 01.01.2013 по 01.01.2019 год
Рынок ценных бумаг Российской Федерации постоянно совершенствуется, что также должно своевременно отражаться и в действующей системе налогообложения. При этом не всегда возможно в силу различных факторов адаптировать налоговую систему под изменчивый фондовый рынок, что обуславливает наличие проблем в данной сфере. Это связано как с отсутствием единой государственной концепции развития финансовых рынков, так и с недостаточной степенью развитости законодательства в этой области.
Налогообложение субъектов рынка ценных бумаг до настоящего времени не осуществляется на основе системного подхода. Имеют место проблемы в реализации некоторых документов в части налогообложения фондового рынка, отсутствует возможность для создания четкого и обоснованного прогноза и учета последствий введения инструментов налоговой системы на данном рынке, модернизации и отмены тех или иных налогов для участников рынка ценных бумаг.[6]
Одной из важнейших проблем при осуществлении налогообложения операций, совершаемых на рынке ценных бумаг, является сложность расчета налоговой базы. В связи с этим особенностям определения налоговой базы для операций с ценными бумагами посвящена статья 280 НК РФ. Операции подразделяются по видам ценных бумаг, которые в свою очередь бывают: ценные бумаги, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, и ценные бумаги, не обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг. В каждой из этих операций расчет налоговой базы осуществляется обособленно, что достаточно затруднительно и требует отдельного внимания, в частности, налоговая база по доходам от реализации ценных бумаг рассчитывается отдельно от основной налоговой базы. [6]
Наряду с этим одной из проблем, особенно актуальными в современности, являются вопросы, связанные со сложностями отслеживания электронных денежных переводов и иных операций, в отношении которых в Российской Федерации почти невозможно найти пояснительную характеристику как в вопросах их отражения в декларации, так и в вопросах их отслеживания. В связи с этим для участников рынка ценных бумаг уклон от уплаты налогов в бюджет страны становится все более простым, а значит данная статья доходов бюджета в принципе закрывается.
Также одной из важных проблем, затрудняющих процесс налогообложения на фондовом рынке является нестабильность налоговой системы Российской Федерации в принципе. Это обусловлено не четкому следованию законодательству на практике, а также в принципе противоречивостью законов и подзаконных актов, что требует их дополнительного толкования.
Таким образом, можно прийти к выводу, что налогообложение на рынке ценных бумаг не представляет собой совершенную систему и требует устранения ряда перечисленных проблем. В первую очередь недочеты в законодательной базе
позволяют участникам фондового рынка уклоняться от полной уплаты налоговых платежей за осуществление операций с ценными бумагами.
Все перечисленные выше проблемы имеют место быть лишь из-за динамичности развития фондового рынка в Российской Федерации, что требует формирования и постоянной модернизации всех систем связанных с ним, а том числе и налоговой системы. При этом появляется задача формирования основных направлений деятельности государства по установлению стабильности как на фондовом рынке в целом, так и в налоговом законодательстве, связанном с ним.
Основные направления модернизации и усовершенствования налогообложения на операции на фондовом рынке можно сформулировать следующим образом.
Преобразования в законодательстве.
Необходимо изменение в законодательной базе, регулирующей данную сторону финансовых отношений, а именно создание более четких и емких формулировок законов в сфере налогообложения данных операций, а также избежание противоречий и возможности неправильного толкования законов;
Стимулирование развития фондового рынка. Для стимулирования развития российского рынка ценных бумаг требуется введение налоговых льгот и специальных налоговых режимов, что обеспечит, во-первых, приток инвестиций в экономику страны, во-вторых, ускоренные темпы роста фондового рынка, а также стабилизации ситуации внутри него.
Адаптация налоговых механизмов под инструменты фондового рынка. Обеспечение оптимального режима налогообложения для новых и уже существующих инструментов рынка ценных бумаг.
Регулирование внутренних процессов на основе целостности рынка ценных бумаг. Необходимо рассмотрение фондового рынка как целого, а именно обеспечение перехода от регулирования отдельных участников данного рынка к его регулированию как такового, чтобы обеспечить его стабильность и устойчивость.
Контроль за осуществлением операций на рынке ценных бумаг. Требуется создание налоговой системы, способной отслеживать, контролировать и фиксировать операции, проводимые электронными платежами, для полноты осуществления налогообложения.
Реализация государством политики, осуществляющей преобразования в данных направлениях, может обеспечить решение лишь некоторых проблем, связанных с налогообложением на рынке ценных бумаг. Чтобы полностью устранить недостатки налогообложения фондового рынка необходим комплексный подход к решению проблем, затрагивающий как внутренние аспекты рынка ценных бумаг, так и внешние факторы, влияющие на него.
108
PHILOLOGY / «€®LL®qy]ym-j®y®MaL»#1l2î3â),2@l9
Список литературы
1) Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 27.11.2017)
2) Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-Ф3 (ред. от 25.11.2017) "О рынке ценных бумаг"
3) Черноусова К.С., Булгакова Т.Ю. Вопросы совершенствования налогового администрирования в российской федерации на современном этапе // Сборник научных статей I Всероссийской заочной научно-практической конференции, посвященной 85-летию Самарского государственного экономического университета. 10 июня 2016 г. ч.3. с.238.
4) Галанов В.А. Рынок ценных бумаг: Учебник. — М.: ИНФРА-М. — 2007. —379 с. — (100 лет РЭА им. Г.В. Плеханова).
5) Черноусова К.С., Черноусова Н.Г., Утюшева Ю.Р. Влияние налоговой безопасности на состояние налоговой системы в современных условиях // Сборник научных статей VIII Всероссийской заочной научной конференции с международным участием. 01 июня 2014 г. с. 25.
6) Покровская Н.Н., Куриленко М.В. Рынок государственных ценных бумаг в России: проблемы и перспективы развития // Интернет-журнал «Науковедение» Том 8, №4 (2016)
7) Кусов Р.Т. Зарубежный опыт налогообложения доходов на рынке ценных бумаг // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал №3 - с. 4952.
8) Назаров М.А., Чариков В.С. Налогообложение индивидуальных предпринимателей: проблемы и перспективы //Известия института систем управления №2 - с.60-64.
9) Официальный сайт Федеральной налоговой службы [Электронный ресурс]. URL: http ://www. nalog.ru
10) Официальный сайт Центрального Банка Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://www.cbr.ru
11) Официальный сайт The United States Securities and Exchange Commission [Электронный ресурс]. URL: https://www.sec.gov
12) Официальный сайт Правительства Великобритании [Электронный ресурс]. URL: https://www.gov.uk