Научная статья на тему 'Налогообложение лизинга в условиях реструктуризации предприятий'

Налогообложение лизинга в условиях реструктуризации предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
200
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ / ЛИЗИНГ / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Налогообложение лизинга в условиях реструктуризации предприятий»

ми, обеспечивающими привлечение внебюджетных средств в развитие транспортной отрасли и повышающими ее инвестиционную привлекательность для частных инвесторов, могут стать механизмы государственно-частного партнерства.

Библиографический список

1. Определение термина «сухой порт». Дискуссия продолжается [Электронный ресурс]. -Режим доступа :http://www.seanews.m/news/news.asp?newsГО=60070

2. Об утверждении порядка осуществления таможенных операций с товарами при прибытии на таможенную территорию Российской Федерации в морских портах и их перемещении из мест прибытия в места временного хранения: Приказ ФТС России от 18.03.2010 г. - № 510.

3. Николаенко В. Южные порты нарастят мощность [Электронный ресурс] - Режим доступа : http://www.morvesti.ru/analytics/index.php?ELEMENT_ID=14849

4. Концепция таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dvtu.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=214&Itemid=83

5. РЖД прорабатывает проект по созданию 50 терминально-логистических центров. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://top.rbc.ru/spb_freenews/17/03/2010/799085.shtml

Е.Л. Гулькова

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ЛИЗИНГА В УСЛОВИЯХ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ

Ключевые слова: реструктуризация, лизинг, налогообложение.

В практике реструктуризации предприятий при разработке государственной экономической политики нашли отражение многие аспекты развития реструктуризации производства. Однако реструктуризация организаций, проводимая с внедрением инноваций, требует более детального и тщательного подхода к данному вопросу. Результативность реструктуризации предприятий необходимо оценивать с различных позиций, одной из которых является оценка эффективности внедрения современных инновационных технологий с целью повышения финансовой устойчивости, ликвидности, платежеспособности. Автором было отмечено, что реализация инновационного процесса возможна только при условии консолидации с процессом реструктурирования в виде глубоких изменений структуры и технологии производства, а также управления хозяйственными процессами и, в конечном итоге, улучшения финансово-экономических показателей [1]. Исходя из классификации основных видов реструктуризации в данном случае рассматривается производственно-техническая, которая включает в себя реконструкцию (модернизацию) основных фондов с помощью внедрения новейших технологий, перепрофилирование и другие с учетом финансовой составляющей. Достижение улучшения основных фондов будет являться конечной целью данного вида реструктуризации.

© Гулькова Е.Л., 2013

Одним из направлений развития финансовых отношений может стать использование лизинга в данных условиях. Законодательство о лизинге на сегодняшний день включает следующие основные нормативные документы, регламентирующие порядок осуществления хозяйственных операций, связанных с лизингом:

- Гражданский кодекс (ГК) РФ;

- Федеральный закон «О финансовой аренде (лизинге)».

На сегодняшний день в законодательстве оговорена государственная поддержка для организаций, которые занимаются лизинговой деятельностью [2], например:

- разработкой и реализацией программы развития лизинговой деятельности в страны или в отдельном регионе как части программы среднесрочного и долгосрочного социально-экономического развития страны или региона;

- предоставлением инвестиционных кредитов для реализации лизинговых проектов;

- предоставлением банкам и другим кредитным учреждениям освобождения от уплаты налога на прибыль, получаемую ими от предоставления кредитов субъектам лизинга, на срок не менее чем три года для реализации договора лизинга;

- предоставлением в законодательном порядке налоговых и кредитных льгот лизинговым компаниям (фирмам) в целях создания благоприятных экономических условий для их деятельности;

- созданием, развитием, формированием и совершенствованием нормативно-правовой базы, обеспечивающей защиту правовых и имущественных интересов участников лизинговой деятельности и другие.

Для предприятий-лизингополучателей существует разработанная и используемая федеральная программа - субсидирование малого и среднего бизнеса по возмещению лизинговых и кредитных платежей для развития потенциала предприятий. Различные регионы имеют свою программу поддержки в зависимости от бюджетных возможностей.

В частности, в Москве действуют три вида субсидий: возмещение части затрат на организацию бизнеса в размере до 500 тыс. руб., возмещение части лизинговых платежей в размере до 30 % стоимости приобретаемых основных средств, но не более 5 млн руб., возмещение процентного расхода по кредитам в размере 2/3 ставки рефинансирования ЦБ РФ (~5 %), но не более 5 млн руб. Субсидия предоставляется при соблюдении определенных особенностей и правил ее получения. Возвратность субсидий обеспечивается через налоговые платежи, предоставление данных субсидий имеет конкурсную основу [3]. Тем не менее налогообложение лизинговых операций в условиях реструктуризации с внедрением инновационной техники и технологий характеризуется недостатком специальных нормативных актов и высокими рисками для участников лизинговой сделки, что сдерживает развитие применения лизинга в данных условиях.

Согласно ГК РФ и Федерального закона «О финансовой аренде (лизинге)» экономическая суть договора финансовой аренды (лизинга) состоит в следующем: арендодатель осуществляет финансирование хозяйственной деятельности арендатора с помощью приобретения по выбору последнего, необходимого для его производственной деятельности оборудования или иного имущества, сохраняя за собой право собственности на него. Арендодатель передает его во владение и пользование для хозяйственной эксплуатации арендатору, получая с него арендные платежи [5; 6]. Для арендатора финансовая аренда служит иным сценарием развития событий, чем при приобретении оборудования с использованием заемных средств.

В настоящее время рынок лизинговых услуг характеризуется многообразием форм лизинга, моделей лизинговых контрактов и юридических норм, регулирующих лизинговые операции. Однако для организаций, внедряющих инновационные технологии в условиях реструктуризации, необходимо выделить условия предоставления лизинга с использованием широкого круга сопутствующих услуг, оказываемых пользователю лизинговой компанией и возможным участием самого изготовителя машин и оборудования, разработчика новых технологий. Такая форма взаимодействия участников лизинга будет способствовать не только улучшению эксплуатационных возможностей используемой техники, но и улучшению качества разработки и производства инновационной техники и технологии для последующего их применения на других предприятиях.

Особенностью финансового лизинга в российском законодательстве является то, что продолжительность договора лизинга должна примерно соответствовать ожидаемому сроку полезного использования лизингового оборудования, а лизинговые платежи в общей сумме должны покрывать расходы на его приобретение лизингодателем. В некоторых случаях договор лизинга предусматривает ситуации, когда по окончании использования имущество, полностью выработав свой потенциал, не представляет интереса для организаций. В случае использования инновационных продуктов обстоятельства меняются, так как срок эксплуатации новейшей техники и технологии может не ограничиваться сроком полезного использования, а при соответствующей модернизации разработчика вообще получить новые свойства. На основании ПБУ 6/1 договором лизинга может быть предусмотрено, что когда предмет лизинга переходит в собственность лизингополучателя после окончания срока действия договора, то возможно установить срок его полезного использования исходя из ожидаемого срока использования и перевести предмет лизинга в состав собственных основных средств с соответствующим начислением амортизации [7].

Таким образом, предмет лизинга прекращает свое существование, вместо него у лизингополучателя появляется собственное основное средство. Поэтому лизинговые отношения часто сравнивают с долгосрочными кредитными отношениями с сохранением сущности кредитной сделки - вложением средств на возвратной основе в данном случае в основной капитал, то есть прослеживается сходство лизинга и с инвестициями в материальные активы. Для организаций, внедряющих инновационные технологии в условиях реструктуризации, такой вид кредитования может являться одной из возможностей обновления основных фондов и в конечном итоге улучшения финансового состояния.

В российской экономической литературе иногда лизинг трактуют как скрытую форму купли-продажи средств производства, форму управления чужим имуществом по поручению доверителя, право пользования имуществом у его собственника и т.д. Существует мнение, что преимущества использования лизинга ограничиваются лишь налоговыми выгодами, а лизинг представляет собой некую схему минимизации налогообложения [8]. Безусловно, отнесение лизинга к расходам, связанным с производством и (или) реализацией, применение ускоренной амортизации с коэффициентом не выше 3 ко всем видам движимого имущества, составляющего объект финансового лизинга, относимого к активной части основных фондов, а также выбор сторонами лизингового договора, у кого на балансе будет учитываться имущество, является стимулирующим фактором при применении данного вида операций.

Предприятиям, проводящим реструктуризацию с внедрением инноваций и выступающим как лизингополучатели, более выгодно учитывать основные средства у себя

на балансе и, соответственно, начислять амортизацию. Тем не менее, этому сопутствует одна из серьезных проблем налогообложения у лизингополучателей - возможность применения ускоренной амортизации в целях исчисления налога на прибыль. Все российские организации признаются плательщиками налога на прибыль, за исключением применяющих специальные налоговые режимы. В гл. 25 Налогового кодекса (НК) РФ законодательно определены правила признания доходов и расходов для целей налогообложения. В соответствии с пп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся затраты налогоплательщика на арендные (лизинговые) платежи за арендуемое (принятое в лизинг) имущество. Если имущество, полученное по договору лизинга, учитывается у лизингополучателя, арендные (лизинговые) платежи признаются расходом за вычетом суммы, начисленной в соответствии со ст. 259 НК РФ по этому имуществу амортизации [9].

В ходе реализации договора лизинга возможно изменение не только экономической ситуации в стране, налогового законодательства, но и стоимости самого предмета лизинга, так как в нашем случае реструктуризация проводится с внедрением новейшей техники и технологии, а также других факторов, оказывающих влияние на сумму лизинговых платежей. Большие проблемы в признании расходов для целей налогообложения в условиях реструктуризации с применением инноваций вызывают дополнительные расходы лизингополучателя при условии учета имущества на балансе лизингодателя, такие как модернизация, транспортные расходы, расходы на монтаж предмета лизинга и другие. В данном случае Минфином России в Письме от 04.02.2011 № 03-03-06/1/62 были приведены разъяснения, что НК РФ установлена первоначальная стоимость основных средств изменяется в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации соответствующих объектов и по иным аналогичным основаниям. Что касается расходов лизингополучателя на доставку, доведение предмета лизинга до состояния, в котором он пригоден к эксплуатации, то они не включаются в первоначальную стоимость предмета лизинга. Так считает Минфин России (см. Письмо от 21.11.2008 № 03-03-06/1/645), аргументируя это тем, что указанные расходы могут быть учтены при обложении налогом на прибыль организаций в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, при условии их соответствия критериям, указанным в ст. 252 НК РФ [10].

В нашем случае возникает следующая ситуация: внедрению инновационной техники и технологий зачастую сопутствуют, как правило, не свойственные обычным основным средствам расходы, реконструкцию и модернизацию нового оборудования также необходимо будет доказать и в данном случае налоговые органы могут признать изменения в первоначальной стоимости и расходы предприятий не обоснованными.

В 2010 г. существовало мнение Минфина России об отмене механизма ускоренной амортизации, так как предоставленные льготы не всегда являются оправданными. Ускоренная амортизация была сохранена, но с целью увеличения поступлений в бюджет от налога на прибыль проводится анализ по оценке целесообразности установления ограниченного перечня основных средств, в отношении которых в целях налогообложения прибыли организаций к основной норме амортизации может применяться специальный ускоряющий коэффициент, предусмотренный для амортизируемого имущества, являющегося предметом лизинга. Возникла угроза для экономических интересов лизингополучателей в части процесса обновления основных фондов организаций, которые планируют использовать лизинг при реструктурировании в условиях внедрения инновационных техник и технологий.

Так как одно из главных преимуществ лизинга - это право сторон договора применять механизм ускоренной амортизации, то использование предприятиями в условиях реструктуризации инновационных предметов лизинга необходимо поставить на один уровень с объектами лизинга, которые эксплуатируются, например, в условиях промыш-ленно-производственной особой экономической зоны или имеют высокую энергетическую эффективность. В данном случа коэффициент 3 может быть умножен на дополнительный коэффициент, но не выше 2 (п. 1 ст. 259.3 НК РФ) при применении нелинейного метода начисления амортизации даже для основных средств, относящихся к первой -третьей амортизационным группам. Использование данного предложения возможно при условии внесения соответствующих изменений в Налоговый кодекс РФ.

Лизинг для предприятий в условиях реструктуризации с применением инноваций является способом привлечь финансирование для приобретения или обновления основных средств. При рассмотрении вопроса отмены ускоренной амортизации необходимо принять к сведению опыт стран с развитой лизинговой практикой, прежде всего США и стран Европы, где ускоренная амортизация успешно применяется. В данном случае необходимо учитывать, что ускоренная амортизация - это возможность быстрее относить затраты на себестоимость, а не безвозвратные льготы по налогообложению, уменьшающие доход бюджета, так как налог на прибыль в итоге будет уплачен в полном размере. Поэтому для усиления регулирующего воздействия на экономику с целью модернизации основных фондов предприятий целесообразно ускоренную амортизацию, предоставляемую в виде соответствующего коэффициента, дифференцировать в зависимости от вида оборудования, степени инновационности и срока его службы. Механизм должен стимулировать инвестиции в более дорогостоящее, новейшее оборудование с длительным сроком эксплуатации. Применение ускоренной амортизации может стать не только инструментом НИОКР, стимулирования модернизации, но в первую очередь обновления основных фондов российских организаций, которым требуется коренная перестройка для улучшения своего финансового положения и, как следствие, увеличения налоговых платежей в бюджет. Изменения в предоставлении ускоренной амортизации должны быть предусмотрены в законодательстве о налоге на прибыль.

Таким образом, с помощью налоговых методов в виде применения ускоренной амортизации для категории организаций в условиях реструктуризации имеется возможность оказать влияние на увеличение инвестиций в инновации на фоне коренной реструктуризации предприятия, и данные методы могут быть адресными. Выбирать организацию для предоставления данного вида льгот возможно с помощью компьютерных технологий при использовании определенных рассчитанных уровней реструктуризации предприятия. Суть этой системы состоит в том, что вместе с углубленной проверкой данные отчетности сопоставляются еще и с информацией, полученной из внешних и внутренних источников. Анализ этой информации позволит получить представление о том, насколько соответствует реальная реструктуризация и реальное внедрение инновационной техники и технологий заявленной в документах на предоставление ускоренной амортизации в условиях договора лизинга.

В настоящий момент некоторыми налоговыми органами уже используются программно-информационные комплексы, которые позволяют проводить различные аналитические операции с помощью построения экономико-математической модели налогоплательщика. В данном случае речь может идти об определенной надстройке к уже существующим программам.

Уровень налога на прибыль должен определяться реальным стимулированием инвестиционной деятельности в России. Таким образом, власти субъектов могли бы проводить самостоятельную налоговую политику, что значительно повысило бы уровень сборов по данному налогу и дало бы реальный экономический эффект. Для этого регионам необходимо предоставить право самостоятельно устанавливать коэффициенты ускоренной амортизации в соответствии с ограничениями, принятыми на уровне федерального законодательства.

Таким образом, политика отмены коэффициента ускоренной амортизации при всей ее значимости является менее эффективным рычагом регулирования, чем применение налоговых льгот в части увеличения коэффициента ускоренной амортизации для организаций в условиях реструктуризации с внедрением инновационных проектов на основании договоров лизинга. Введение в налоговое законодательство данного положения необходимо осуществлять для усиления стимулирующего эффекта. Возможность дифференциации организации в условиях реструктуризации с помощью определения уровня реструктурирования должна быть установлена путем их качественной и количественной оценки, действенного контроля со стороны налоговых органов.

В перспективе развития российского законодательства возможно принятие нового Положения по бухгалтерскому учету «Учет аренды» (проект Министерства финансов РФ) [11]. Существует вероятность, что ПБУ «Аренда» будет принято в течение ближайших двух лет. Данный проект сейчас широко обсуждается в профессиональных кругах, с учетом российской специфики лизинговых операций, организации учетного процесса, порядка отражения и раскрытия информации в отчетности по лизинговым операциям, а также положения МСФО 17 «Аренда» (IAS 17 «Leases»). Новое ПБУ будет устанавливать правила формирования в бухгалтерском учете информации об активах, обязательствах, доходах, расходах, денежных потоках организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (за исключением кредитных организаций, государственных (муниципальных) учреждений), выступающих в качестве арендодателей или арендаторов по договорам аренды (независимо от ее вида). Это понятие также введено в проекте Гражданского кодекса РФ.

В проекте указано, что арендатор учитывает арендованные объекты у себя в качестве актива. В новом ПБУ основным классификационным признаком является переход права собственности. Учет арендованного имущества будет зависеть от условий договора, перехода рисков по нему к арендатору. В данном случае меняется порядок отражения операций по передаче и получению в аренду различных материальных ценностей: объект аренды в большинстве случаев будет списываться с баланса арендодателя и учитываться на балансе арендатора. В соответствии с новыми правилами в случае если договором лизинга предусмотрен переход права собственности на предмет лизинга к лизингополучателю, объект учитывается на балансе лизингополучателя в качестве основных средств по цене, которую лизингополучатель уплатил бы при покупке данного объекта в момент его фактического получения в пользование. При этом необходимо будет установить срок полезного использования, который не может превышать срок аренды. Это, несомненно, повлияет на налогообложение организаций в условиях реструктуризации с внедрением инновационной техники и технологий и внесение изменений в законодательстве в части применения ускоренной амортизации становятся еще более актуальными.

Безусловно, определение роли налоговой нагрузки и ее воздействия на хозяйственную активность предприятия является главной задачей всех налоговых реформ, поэтому снижение налоговой нагрузки при условии проведения реструктуризации с внедрением

инновационных технологий в рамках лизинга приведет в конечном итоге к улучшению финансового состояния данных организаций, о выделении которых в отдельную категорию налогоплательщиков автором было предложено неоднократно.

В данной статье рассмотрены некоторые проблемы налогообложения прибыли у лизингополучателя, который находится в условиях реструктурирования и внедряет инновационную технику и технологии. Так как лизинг - это все-таки инвестиционная деятельность, о необходимости которой уже сказано и написано немало, однако проблемы налогообложения, изменения в законодательстве по бухгалтерскому учету создают существенные трудности на пути обновления основных фондов.

Библиографический список

1. Берг О.Н. Все о расходах организаций. Универсальный практический справочник / О.Н. Берг. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ГроссМедиа; РОСБУХ, 2011. - 384 с.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации с изм. и доп. от 11 февраля 2013 г. - №

8-ФЗ).

3. Гулькова Е.Л. Совершенствование налогообложения организаций при их реструктурировании // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2008. - № 6 (16).

4. Налоговый кодекс РФ (с изменениями и дополнениями № 294-ФЗ) от 30 декабря 2012 г.

5. Учет основных средств: Положение по бухгалтерскому учету ПБУ. 6/01 (с изменениями и дополнениями от 24 декабря 2010 г.).

6. О финансовой аренде (лизинге): Федеральный закон № 164-ФЗ (ред. от 08.05.2010) от 29.10.1998.

О.Ю. Кириллова

ЭВОЛЮЦИЯ ФУНКЦИИ КОНТРОЛЯ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ

УПРАВЛЕНИЯ

Ключевые слова: контроль, концепция контроля, система внутреннего контроля, контроллинг, комплаенс.

Этимология термина «контроль» прослеживается в словаре Макса Фасмера, который объясняет его происхождение двумя источниками», появившегося в XVIII в. (см. Шульц-Баслер) или непосредственно из французского «contrôle от contrerôle - к ш1е», в буквальном переводе означающего «список», оформленный в двух экземплярах или в двух записях [1]. Полного смыслового аналога этого термина в переводе на русский язык нет. Так, например, нет полного соответствия в значениях английского глагола to control и русского «контролировать». Глагол to control в экономической практике чаще всего используется в значении - «регулировать» или «управлять». Анализ переводов термина «контроль» на европейские языки позволяет установить следующие соответствия ключевых понятий в сфере контроля (см. табл.).

© Кириллова О.Ю., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.