Научная статья на тему 'Налогообложение имущества как инструмент регулирования инвестиционных процессов на региональном уровне'

Налогообложение имущества как инструмент регулирования инвестиционных процессов на региональном уровне Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
270
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Качур О.В., Николаева И.В.

Поступления от налогообложения имущества составляют значительную долю в объеме собственных доходов региональных и местных бюджетов. В структуре имущественных налогов наибольший удельный вес (около 95%) занимает налог на имущество организаций. Доминирующая роль налога объясняется тем, что объекты обложения являются наиболее дорогостоящими по сравнению с объектами других налогов, официально входящих в систему имущественного налогообложения (транспортный налог, налоги на имущество физических лиц). Приведенные в статье данные подтверждают значимость налога на имущество организаций как доходного источника территориальных бюджетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Налогообложение имущества как инструмент регулирования инвестиционных процессов на региональном уровне»

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ИМУЩЕСТВА КАК ИНСТРУМЕНТ РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

О.В. КАЧУР,

кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита

И. В. НИКОЛАЕВА Воронежский государственный университет

Поступления от налогообложения имущества составляют значительную долю в объеме собственных доходов региональных и местных бюджетов. В структуре имущественных налогов наибольший удельный вес (около 95%) занимает налог на имущество организаций. Доминирующая роль налога объясняется тем, что объекты обложения являются наиболее дорогостоящими по сравнению с объектами других налогов, официально входящих в систему имущественного налогообложения (транспортный налог, налоги на имущество физических лиц). Приведенные в таблице данные подтверждают значимость налога на имущество организаций как доходного источника территориальных бюджетов.

Однако считаем, что помимо фискальной функции, налог на имущество юридических лиц должен играть роль регулятора инвестиционных процессов. Система налогообложения имущества от-

носится к числу важных факторов, оказывающих влияние на характеристику инвестиционного климата, который в свою очередь определяет масштабы и динамику инвестиционных процессов на соответствующей территории. Расчет экономической эффективности любого инвестиционного проекта в качестве обязательного параметра включает анализ предполагаемых налоговых отчислений, в том числе и по налогу на имущество, т.е. система налогообложения имущества напрямую влияет на принимаемые инвестиционные решения.

Налог на имущество может значительно увеличить налоговую нагрузку предприятия, поскольку размер налогооблагаемой базы не зависит от фактического результата деятельности налогоплательщика (налог должны уплачивать и прибыльные, и убыточные предприятия), особенно если существенную часть его имущества составляют дорогостоящие основные средства. Эта проблема

Таблица

Место налога на имущество в доходах бюджета Воронежской области1 (млн руб.)

Показатель 1999 2000 2001 2002 2003

млн руб. % млн руб. % млн руб. % млн руб. % млн руб. %

Собственные доходы всего 4111,0 100 4840,3 100 6107,6 100 8788,5 100 10020,0 100

В том числе:

НДС 551,0 13,4 490,8 10,1 - - - - - -

НДФЛ 707,3 17,2 1022,5 21,1 2014,2 33,0 2979,8 33,9 3921,5 39,1

Налог на прибыль 919,4 22,4 923,3 19,1 1434,4 23,5 1794,0 20,4 1532,2 15,3

Налог на имущество 525,8 12,8 633,3 13,1 719,3 11,8 1095,3 12,5 1208,4 12,1

предприятий

Акцизы 222,6 5,4 221,8 4,6 356,8 5,8 364,3 4,1 926,5 9,2

Платежи за пользование 157,1 3,8 132,3 2,7 339,2 5,6 594,4 6,8 904,0 9,0

природными ресурсами

1 Составлено на основе: Воронежский статистический ежегодник: Стат. сборник. - Воронеж, 2004.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: ЖВОРЪЯ -и ЪР/ехжикА

становится особенно актуальной для субъектов инвестиционной деятельности, так как начальные периоды осуществления инвестиций связаны с большими капиталовложениями и зачастую имеют отрицательный финансовый результат.

Для инвесторов система налогообложения имущества является своего рода ограничителем, и возникает необходимость построения такого налогового механизма, который бы поощрял инвестиционную активность или, по крайней мере, не препятствовал предпринимательской инициативе.

Для решения этой задачи рассмотрим прежде всего действующее в РФ законодательство в сфере налогообложения имущества юридических лиц. Особое внимание уделим положениям, применимым к субъектам инвестиционной деятельности.

С 2004 г. действует гл. 30 НК РФ «Налог на имущество организаций», регулирующая порядок расчета и уплаты организациями налога на имущество. Данный налог относится к региональным и вводится властями субъектов РФ.

Следовательно, элементы и общие принципы взимания устанавливаются федеральным законодательством, а конкретные особенности исчисления и уплаты (ставки, порядок и сроки уплаты, льготы) — налоговым законодательством субъектов РФ.

Объектом налогообложения признаются объекты движимого и недвижимого имущества, относящиеся к основным средствам (включая объекты, переданные во временное владение, пользование, распоряжений или доверительное управление, а также внесенные в совместную деятельность в целях получения дохода в соответствии с заключенными гражданско-правовыми договорами).

Следует отметить, что если по закону «О налоге на имущество предприятий» предполагалось обложение почти полностью двух первых разделов баланса — «Внеоборотные активы» и «Запасы и затраты», то с 2004 г. законодатели ограничились основными средствами исходя из их остаточной стоимости (рассчитанной по правилам бухучета согласно учетной политике предприятия). Таким образом, из состава налогооблагаемой базы исключены нематериальные активы, запасы товарной продукции и другие позиции, удельный вес которых в стоимости облагаемого имущества в среднем составлял около 30%. Список объектов, которые не облагаются налогом, также сокращен. В нем остались только земля и иные объекты природопользования, а также имущество, используемое для нужд обороны или безопасности.

К числу налогоплательщиков относятся все отечественные организации (независимо от сферы деятельности и формы собственности) и иностранные предприятия, ведущие свою деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) имеющие в собственности недвижимое имущество на территории РФ. Причем при наличии постоянного представительства налог платится как с движимого, так и с недвижимого имущества, а при отсутствии такового — только с недвижимого. Филиалы и подразделения не являются самостоятельными налогоплательщиками, и за них налог уплачивает головная организация.

Таким образом, круг налогоплательщиков широк, и использование налога на имущество организаций как инструмента государственной налоговой политики позволяет комплексно воздействовать на финансовые результаты деятельности хозяйствующих субъектов, на объемы валового накопления и инвестиций.

Глава 30 Н К РФ предусматривает раздельное исчисление налога в отношении имущества, которое находится в разных субъектах. Учитывая, что движимое имущество облагается налогом по месту регистрации предприятия или филиала, имеющего самостоятельный баланс, а недвижимое — по месту фактического нахождения имущества, предприятие может сократить налоговую нагрузку по налогу на имущество, размещая бизнес и активы в низконалоговых регионах. Регионам данное положение позволяет привлекать дополнительные капиталы путем установления льготного порядка налогообложения имущества.

Налоговым периодом по налогу на имущество организаций является год. Отчетными периодами являются квартал, полугодие, 9 мес. и I год. Это означает, что налогоплательщики налога на имущество предприятий обязаны ежеквартально исчислять, уплачивать и сдавать расчет по налогу на имущество предприятий. Региональным властям разрешено не устанавливать отчетные периоды и освобождать от промежуточной отчетности некоторые категории налогоплательщиков. В этом случае налог уплачивается один раз за весь год, причем конкретная дата уплаты определяется в местном законе. Сейчас примерно в таком порядке уплачивается транспортный налог в ряде областей. Очевидно, что освобождение от этой обязанности предприятий-инвесторов позитивно влияет на результаты инвестиционной деятельности, поскольку позволяет не отвлекать средства в течение налогового периода на уплату авансовых платежей, а

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: ШВОРЪЯ и т&уе&нмы

39

^H&ecmuu/ciafcHafi- уг&тельНосмл.

21 (54) -2005

использовать их для финансирования текущей и инвестиционной деятельности. Фактически данная мера представляет собой беспроцентный займ.

Максимальный размер налоговой ставки не может превышать 2,2% от налоговой базы. Законодательным органам субъектов Федерации предоставляется право самостоятельно определять размер налоговой ставки (в пределах федерального лимита), устанавливать дифференцированные ставки в зависимости от категории имущества или налогоплательщиков. Например, в Карелии одновременно налог взимается по девяти различным ставкам для разных категорий плательщиков, в том числе предусмотрена ставка 0% для организаций-инвесторов по имуществу, создаваемому или приобретаемому для реализации инвестиционного проекта, на период фактической окупаемости проекта, но не более пяти лет. В Ставропольском крае пониженной ставкой облагается новое имущество предприятий в первые два года использования данного имущества.

По налогу на имущество организаций НК РФ предусмотрено два типа налоговых льгот: освобождение от уплаты налога на имущество предприятий отдельных категорий налогоплательщиков и освобождение от налогообложения некоторых групп имущества. Причем к сфере инвестиционной деятельности не относится ни одна из федеральных льгот. Большинством льгот по налогу на имущество, установленных федеральным законодательством, могут воспользоваться лишь фирмы, которые занимаются специфическими видами деятельности (религиозные организации, общественные организации инвалидов, фармацевтические предприятия и т.п.).

Региональные власти могут самостоятельно устанавливать льготы для отдельных категорий налогоплательщиков в пределах сумм, поступающих в их бюджеты: понижать ставки для предприятий, осуществляющих модернизацию и расширение производства; освобождать от налогообложения имущество, используемое в инвестиционных целях.

Так, например, согласно ст. 2 закона Хабаровского края «О налоге на имущество организаций в Хабаровском крае» от 25.11.2003 № 149 [Г| налоговая ставка понижается до уровня 1,1% для субъектов инвестиционной деятельности в отношении имущества, созданного в рамках реализации инвестиционного проекта на территории края. Под объектом, созданным в рамках реализации инвестиционного проекта, понимается приобретенный, сооруженный, реконструированный

объект производственных мощностей, объект, на котором осуществляется техническое перевооружение, а также введенный в хозяйственный оборот объект законсервированных основных производственных средств, объект новых производств и иные объекты, связанные с реализацией инвестиционного проекта до окончания установленного срока окупаемости инвестиций. Правом воспользоваться пониженной ставкой налогообложения имущества могут также субъекты инвестиционной деятельности, зарегистрированные и осуществляющие деятельность в области финансового лизинга на территории края.

Успешным примером регионального налогового стимулирования инвестиционной активности может служить политика Санкт-Петербурга. Согласно принятому закону «О налоговых льготах» [21 вновь возникающим предприятиям, осуществляющим инвестиции на территории Санкт-Петербурга, предоставляются льготы в части уплаты налога на имущество (налоговая ставка понижается в 2 раза — до 1,1%). При этом минимальная сумма вложений в основной капитал предприятий должна составлять не менее 150 млн руб. в год. Принятие данного документа можно считать стимулом для возникновения новых предприятий на территории Санкт-Петербурга, а также условием повышения конкурентоспособности предприятий перед другими субъектами РФ. В перспективе подобная политика должна способствовать созданию новых рабочих мест и увеличению налоговых поступлений в городской бюджет.

Инвестиционные налоговые льготы предусмотрены и в законодательстве Калужской области. Согласно региональному закону Калужской области «О налоге на имущество организаций» 13J основная ставка налога составляет 2,2%, для некоторых категорий имущества ставка понижается до 1,1%. Это положение применяется, в частности, в течение налогового периода для вновь созданного (приобретенного) имущества; для модернизированных (реконструированных) основных средств (на стоимость увеличения их стоимости). Освобождаются от налогообложения организации в отношении имущества:

- используемого для реализации на территории Калужской области инвестиционных проектов, связанных со строительством, с объемом инвестиций от 100 млн руб. до 300 млн руб. — на два налоговых периода, от 301 млн руб. до 500 млн руб. — натри налоговых периода, свыше 500 млн руб. — на четыре налоговых перио-

40

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жео-ръЯ -к -ПРА-КЖ-ИЪА

да. Льгота предоставляется начиная с налогового (отчетного) периода, в котором отмечено фактическое начало строительно-монтажных работ;

— созданного и приобретенного в результате реализации инвестиционного проекта, связанного со строительством, начиная с отчетного периода, следующего за моментом ввода в эксплуатацию объекта строительства: с объемом инвестиций от 100 млн руб. до 300 млн руб. — на один налоговый период; с объемом инвестиций свыше 300 млн руб. до 500 млн руб. - на два налоговых периода; с объемом инвестиций свыше 500 млн руб. — на три налоговых периода. Основанием для получения налоговой льготы является акт комиссии о приемке (вводе) объекта строительства в эксплуатацию. К сожалению, Воронежское законодательство не предполагает предоставления инвестиционных налоговых льгот по налогу на имущество организаций. Согласно закону Воронежской области от 27.11.2003 № 62-03 «О налоге на имущество организаций» [4] пониженная ставка налога (0,5%) устанавливается для производителей сельскохозяйственной продукции при условии, что выручка от указанного вида деятельности составляет не менее 70% общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг). Освобождается от налогообложения имущество религиозных организаций, производителей изделий народного художественного промысла, объекты жилищного фонда и инженерной инфраструктуры, имущество, используемое для защиты, охраны и воспроизводства лесов и др., во всех остальных случаях применяется максимальная ставка 2,2%.

Считаем, что предоставление региональных налоговых льгот инвесторам однозначно способствует развитию экономики территории и повышению ее конкурентоспособности в условиях жесткой конкуренции между субъектами РФ.

Однако необходимо отметить, что региональные льготы предоставляются с существенными ограничениями. Субъекты инвестиционной деятельности могут применять пониженные ставки по налогу на имущество только в течение непродолжительного периода времени (как правило, в течение срока окупаемости инвестиционного проекта). Например, предприятия, реализующие инвестиционные проекты на территории Хабаровского края, могут применять пониженную налоговую ставку в течение расчетного срока окупаемости инвестиционного проекта, но не более трех лет со дня ввода в

действие объектов, созданных в рамках реализации инвестиционного проекта.

Кроме того, основание для применения пониженной налоговой ставки возникает только при наличии инвестиционного проекта, согласованного с региональным правительством, а также при условии ведения раздельного учета показателей и операций, осуществляемых в процессе инвестиционной деятельности. Сумма налога, не подлежащего уплате в бюджет в результате применения льготной налоговой ставки, как правило, не может превышать суммы средств, направленных на реализацию инвестиционного проекта.

Следует учитывать также то, что власти субъектов РФ вправе отменять свои льготы и устанавливать новые ставки по налогу на имущество. Поэтому предприятие может оказаться в ситуации, когда преимуществами уплаты налога в том или ином регионе удастся воспользоваться всего лишь в течение одного года.

Ввиду обозначенных ограничений понижение регионом налоговой ставки на сегодняшний день выполняет роль инструмента налогового регулирования инвестиций не в полном объеме. Зачастую издержки, связанные с получением данной льготы (в частности, на согласование инвестиционного проекта с властями), незначительно отличаются от получаемых от нее выгод. Кроме того, поскольку поступления по налогу на имущество организаций составляют существенную долю региональных бюд-жетныхдоходов, а понижение ставки и расширение числа льгот может привести к значительному сокращению доходных поступлений и к возникновению дефицита бюджета, большинство регионов предпочитают не касаться вопросов установления собственных льгот, а налоговую ставку устанавливают на максимальном уровне - 2,2%.

В то же время считаем, что в целях превращения налога на имущество в инструмент налогового регулирования инвестиций необходима дифференцированная шкала налогообложения. Поскольку основой для исчисления налогооблагаемой базы является остаточная стоимость основных средств, то налог отнюдь не поощряет инвестиции в производственный основной капитал. Скорее, он подавляет стремление промышленников обновлять мощности, поскольку введение в действие новых средств труда означает мгновенное обложение авансированной в них стоимости высоким имущественным налогом.

В последние годы происходит быстрое устаревание машин и оборудования, зданий и сооруже-

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жгорш % 'ПРЖУсгск*

41

Т^и&гсекициаЯЯая деятельность

21 (54)-2005

нии в условиях непрекращающегося сокращения капиталовложений. Так, на предприятиях практически всех отраслей народного хозяйства в последние годы основные фонды практически не вводились в эксплуатацию (коэффициент обновления в 2003 г. составил 1,9%). Большая часть основных фондов физически и морально изношена, устарела. Средний фактический срок эксплуатации активной части основных производственных фондов составляет 25 — 30 лет. Степень износа основного капитала достигает 45 — 50% [5].

Между тем налог на имущество можно превратить в дополнительный импульс для интенсификации инвестиционного процесса, что в конечном счете позитивно отразится на поступлениях в бюджет. Для этого прежде всего необходимо установить оптимальную величину налоговой ставки. Оптимальная ставка, с одной стороны, должна зависеть от экономического состояния государства и степени его обеспеченности денежными ресурсами. В

условиях ограниченности бюджетных средств налог на имущество должен рассматриваться как финансовый резерв государства. Но с другой стороны, ставка налога должна определяться финансовым состоянием предприятия и поощрять инвестиционную деятельность. Этому, на наш взгляд, удовлетворяет дифференцированная шкала налогообложения. Минимальная ставка (0,5%) должна быть установлена для обновленных основных фондов. Для остальной части имущества она может достигать предельной величины (2,2%), подталкивая предприятие к его обновлению, быстрой ликвидации или консервации. Целесообразно также дифференцировать ставки по отраслевой норме прибыли (по прогрессивному принципу).

По нашему мнению, подобная практика в целом могла бы значительно повысить расчетную экономическую эффективность и, следовательно, привлекательность инвестиционных проектов, особенно наиболее значительных.

Литература

1. Закон Хабаровского края от 25.11.2003 № 149 «О налоге на имущество организаций в Хабаровском крае».

2. Закон г. Санкт-Петербурга от 28.06.1995 № 81-11 «О налоговых льготах».

3. Закон Калужской области от 25.06.2003 № 69-03 «О налоге на имущество организаций».

4. Закон Воронежской области от 27.11.2003 № 62-03 «О налоге на имущество организаций».

5. Российский статистический ежегодник. 2004: Стат. сб./ Росстат. — М., 2004. — 725 с.

Г

л

Приглашаем к сотрудничеству!

Издательский дом «Финансы и Кредит» оказывает услуги по изданию книг, брошюр, монографий, учебников, учебно-методической и художественной литературы. Издание осуществляется за счет средств автора. Срок изготовления монографий объемом 10 печатных листов в мягкой обложке составляет 35 дней.

Тел./факс: 921-69-49 921-91-90

НИр:/\ллллл/.1тапсергез5.ги е-таП: post@financepress.ru

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жгория и тя>Аъжгск*

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.