НАЛОГИ В НЕФТЕГАЗОВОМ КОМПЛЕКСЕ РОССИИ
Р.Р. АЛАБЕРДЕЕВ,
кандидат экономических наук, Академия управления МВД России;
М.И. БАРКИНХОЕВ, адъюнкт ААкадемии управления МВД России Научная специальность: 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством
E-mail: qazwsxedc [email protected]
Аннотация. Изучены вопросы применения налогового законодательства в нефтегазовом комплексе России. Проанализированы нормативные правовые акты, изучена практика взимания налогов в нефтегазовом комплексе, показаны проблемы нормативного правового регулирования в этой сфере, предложены способы их устранения.
Ключевые слова: налоги, налоговый учет, нефтегазовый комплекс, объект налогообложения, исчисление налога.
TAXES IN AN OIL AND GAS COMPLEX OF RUSSIA
R.R. ALABERDEEV,
candidate of economics sciences, Academy of management of the Ministry of Internal Affairs of Russia,
M.I. BARKINHOEV,
post-graduate student, Academy of management of the Ministry of Internal Affairs of Russia
Annotation. In article questions of application of tax laws in an oil and gas complex of Russia are studied. The author has carried out the analysis of standard legal certificates, has studied practice of collection of taxes in an oil and gas complex, has shown problems of standard legal regulation in the given sphere and has offered ways of their elimination.
Keywords: taxes, the tax account, an oil and gas complex, object of the taxation, tax calculation.
В начале 1990-х гг. в связи с преобразованиями в экономической сфере и развитием рыночных отношений в России, была создана новая налоговая система. При ее разработке использован опыт других стран, который получил отражение в Законе РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». Закон, вступивший в силу 1 января 1992 г., определил основные принципы построения налоговой системы, ее структуру, а также права, обязанности и ответственность плательщиков и налоговых органов.
В 1992—1998 гг. в налоговое законодательство вносились изменения, которые были существенным шагом вперед, однако действующая в России в тот период налоговая система оказалась несовершенной в силу множества причин, среди которых нестабильность налогового законодательства; наличие множе-
ства нормативных документов, подзаконных актов, регулировавших налоговые отношения, которые часто противоречили друг другу; множество налогов, что затрудняло расчеты плательщиков налогов с бюджетом; высокая налоговая нагрузка, не позволявшая налоговой системе реализовать свою регулирующую функцию. Эти недостатки были частично устранены после введения в действие НК.
С 1 января 2002 г. вместо четырех видов налогов (сбор за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензии, платежи за пользование недрами, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, акцизы устанавливались Законом РФ «О недрах») в налоговое законодательство введен особый вид обязательных платежей — налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Введение этого налога проводилась поэтапно. Первоначально НДПИ был введен
на нефть и газовый конденсат, а с 1 января 2004 г. заменил акцизы на природный газ1.
Введение единого НДПИ способствовало резкому увеличению размера налоговых сборов. Так, поступления от этого налога за первый год его введения (2002 г.) составили 275 млрд руб. при предполагаемом сборе 173 млрд, а общая сумма собранных платежей вдвое превысила показатель предшествовавшего года. Вместе с тем, в 2002 г. фактов уклонения от уплаты налогов с организаций и предприятий нефтегазового комплекса по сравнению с 2001 г. было выявлено почти в 3 раза меньше (— 41,5%)2.
В настоящее время в соответствии со ст. 334 НК оплачивать НДПИ обязаны организации и индивидуальные предприниматели, которые признаются пользователями недр в соответствии с Законом РФ «О недрах» (гл. 26 НК), Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции», а также иных нормативных актов, регулирующих отношения, связанные с использованием и охраной земель, вод, окружающей среды, возникающих при пользовании недрами.
Однако изменения в сфере налогообложения не устранили недостатки и противоречия, которые заключается в нестабильности и неурегулированности. Продолжала существовать практика введения нового режима налогообложения или изменений в течение финансового года. Налоговое законодательство отставало от вновь возникающих отношений, что приводило к тому, что существующая ниша заполнялось разными подзаконными актами, разъяснениями и толкованиями налоговых органов и судебной практикой.
В сфере налогообложения не урегулированы вопросы хранения документации по оплате налогов, эти вопросы не унифицированы с уголовным законом, не установлена ответственность налогоплательщиков и должностных лиц при потере документов. Размеры административных штрафов при выявлении административных проступков в сфере нефтегазового комплекса не соответствуют причиненному ущербу.
Широко используются схемы по использованию внутрикорпоративных цен и возможности фирм-«од-нодневок» и др. Кроме того, отсутствует система компьютерного учета, в отличие от зарубежных стран, и контроля налогоплательщиков и объектов налогообложения на основе обмена данными государственных органов и обязанных лиц3.
По состоянию на 2009 г. российские компании, ведущие добычу нефти и газа, уплачивают следующие налоги и сборы:
• налог на прибыль;
• НДС;
• НДПИ;
• платежи за пользование недрами;
• прочие корпоративные налоги;
• таможенные платежи.
Объектом налогообложения по налогу на прибыль признается прибыль в виде полученных доходов, уменьшенных на величину произведенных расходов (гл. 25 НК). Налоговый учет для целей исчисления налога на прибыль: организации и предприниматели определяют налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета.
Налоговый учет представляет собой систему обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с установленным НК порядком. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения. Данные налогового учета должны отражать порядок формирования суммы доходов и расходов, порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде, сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах, порядок формирования сумм создаваемых резервов, а также сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу и др.
1 Кроме НДПИ, в системе налогообложения действует гл. 26.4, устанавливающая специальный налоговый режим при реализации соглашения о разделе продукции.
2 Введение НДПИ не полностью решило проблему изъятия сверхприбылей у добывающих компаний. При существующей схеме государство изымает только часть их сверхдоходов, которые складываются «за счет внешнеэкономического фактора», потому что в формуле НДПИ и экспортной пошлины на нефть учитываются мировые цены. Но это не вся рента.
3 Планируется создание глобальной системы персонального налогового учета всех физических лиц, проживающих, получающих доходы и имеющих иные объекты налогообложения на территории России.
Среди доходов, формирующих прибыль, подлежащую налогообложению, следует выделить доходы от реализации товаров (работ, услуг), а также внереализационные доходы, например доходы в виде процентов, полученных по договорам займа, доходы от сдачи имущества в аренду, доходы в виде безвозмездно полученного имущества, доходы в виде стоимости излишков товарно-материальных ценностей и прочего имущества, выявленных в результате инвентаризации.
Законодательством предусмотрен перечень доходов, которые не учитываются при определении налоговой базы. В частности, расходами признаются все обоснованные, т.е. экономически оправданные и документально подтвержденные, затраты. В отношении ряда расходов существуют специальные положения, которые устанавливают особый режим их формирования: в целях ремонта основных средств, НИОКР, формирования резервов по сомнительным долгам, освоения природных ресурсов и др.
Объектом налогообложения являются реализация на территории России товаров, работ, услуг, а также имущественных прав, ввоз товаров на таможенную территорию России (см. гл. 21 «Налог на добавленную стоимость» НК). Передача товаров, выполнение работ, услуг для собственных нужд, выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления также облагаются НДС. С 1 июля 2009 г. освобождение от уплаты НДС в отношении технологического оборудования не зависит от цели его ввоза (в качестве вклада в уставный капитал). Одновременно сокращен перечень технологического оборудования, освобождаемого от НДС. Льготы применяются только в отношении того технологического оборудования, аналоги которого не производятся в России. Перечень такого оборудования утвержден постановлением Правительства РФ.
Объектом налогообложения НДПИ выступают полезные ископаемые, добытые из недр на террито-
рии России или на территориях, находящихся под юрисдикцией России, в том числе арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора. Полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности, содержащаяся в фактически добытом из недр минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси) и по своему качеству соответствующая государственному стандарту России, стандарту отрасли, региональному стандарту, международному стандарту либо в случае отсутствия стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого — стандарту (техническим условиям) ор-ганизации4. Не может быть признана полезным ископаемым продукция, полученная при дальнейшей переработке или обогащении полезного ископаемого, являющаяся продукцией обрабатывающей промышленности.
Одним из видов добытого полезного ископаемого является углеводородное сырье, в состав которого включаются:
• нефть обезвоженная, обессоленная и стабилизированная;
• газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья, прошедший технологию промысловой подготовки в соответствии с техническим проектом разработки месторождения до направления его на переработку.
• газ горючий природный (растворенный газ или смесь растворенного газа и газа из газовой шапки) из всех видов месторождений углеводородного сырья, добываемый через нефтяные скважины (попутный газ);
• газ горючий природный из всех видов месторождений, а также попутный газ.
Для целей НДПИ переработкой газового конденсата является отделение гелия, сернистых и других компонентов и примесей при их наличии, получение стабильного конденсата, широкой фракции легких углеводородов и продуктов их переработки.
4 Реализация минерального сырья до завершения комплекса технологических операций (процессов), которые предусмотрены техническим проектом разработки месторождения полезных ископаемых, может являться нарушением условий пользования недрами и требований технического проекта разработки месторождения. Это может повлечь за собой применение санкций со стороны органов государственного контроля в сфере недропользования вплоть до отзыва лицензии. Так, нарушением условий лицензирования путем занижения налогооблагаемой базы при уплате налоговых платежей, в частности НДПИ, выявлено в Астраханской области. В соответствии с собственными стандартами на предприятии добывался и реализовывылся газ сырой отсепарированный и конденсат газовый нестабильный. Эти виды добытого углеводородного сырья не являются полезными ископаемыми в соответствии с НК. Фактически добывался газ и газовый конденсат, НДПИ уплачивались с продукта, цена реализации которого ниже реальной стоимости природного газа и газового конденсата. В результате комплекса проведенных мероприятий выявлены факты неуплаты НДПИ в сумме 2,2 млрд руб.