8. Хорольская Т. Е. Основные этапы развития трудовой теории стоимости / Т. Е. Хорольская // Современная экономика: проблемы, перспективы, информационное обеспечение: Материалы международной научной конференции, 15 февраля 2013 г., КубГАУ. - Краснодар, 2013. - С. 36-41. References:
1. Control in the numan capital management system in the strategy of innovative development of a region / V.O. Gerasimov, R.I. Sharafutdinov, V.V. Kolmakov, E.A. Erzinkyan, A.A. Adamenko, A.G. Vasileva // Entrepreneurship and sustainability issyes. - 2019.-T. 7.No. 2.P. 1074-1088.
2. Adamenko A. A. Influence of human resources on the region's economy / A. A. Adamenko, T. E. Khorolskaya, D. V. Petrov // Economics and Entrepreneurship. - 2017. - No. 2-1 (79-1). - S. 712-715.
3. Amutnov A.I. The concept of freelance and its role in the employment of the population of Russia / A.I. Amutnov // XXI century: the results of the past and the problems of the present plus. - 2014. -No. 2. - P. 128-130.
4. Dolzhenko R.A., Pikunova M.N. Freelance as a new form of labor relations: prospects for use in the labor market. / R.A. Dolzhenko, M. N. // Bulletin of Altai Science. - 2015. - No. 3. - P. 214-220.
5. Lopukhin V.Yu "Freelancers" - an innovative form of employment. / V. Yu. Lopukhin, D.N. Ochkin, V.N. Zmeev // Theory and practice of social development. -2014. - No. 9. - P. 105-108.
6. Nezhkin D.S. Freelance in Russia. Research of freelancers in Russia and the CIS / D.S. Nezhkin // Business education as a tool for innovative development of the economy: Collection of conference materials. Irkutsk: ISU Publishing House. - 2014. -pp. 195-201.
7. Papova L.V. Economic sanctions against Russia: challenges and threats / L.V. Papova, O.A. Mironov // Information support for effective management of economic entities. Materials of the VI International Scientific Conference. - 2016 . -S. 544-549.
8. Khorolskaya TE The main stages of development of the labor theory of value / TE Khorolskaya // Modern economy: problems, prospects, information support: Materials of an international scientific conference, February 15, 2013, KubSAU. -Krasnodar, 2013 .-- S. 36-41.
А.В. Захарян - кандидат экономических наук, Кубанский государственный аграрный университет им. И. Т. Трубилина, [email protected],
A.V. Zakharyan -candidate of economic Sciences, Kuban state agrarian University named after I. T. Trubilin;
А.В. Чоп - студентка 2 курса, факультет «Финансы и кредит», Кубанский государственный аграрный университет им. И. Т. Трубилина, [email protected],
A.V. Chop-2nd year student, faculty of Finance and credit, Kuban state agrarian University named after I. T. Trubilin.
НАЛОГИ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БАЗА И ИНСТРУМЕНТ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА TAXES AS AN ECONOMIC BASE AND TOOL FINANCIAL POLICY OF THE STATE
Аннотация. В научной статье рассматриваются вопросы сущности, необходимости и важности такого инструмента финансовой политики государства, как налоги. Раскрыты основные функции налогов и изменения в налоговом законодательстве с 2021 года.
Abstract. The scientific article examines the essence, necessity and importance of such an instrument of state financial policy as taxes. The main functions of taxes and changes in tax legislation from 2021 are revealed.
Ключевые слова: финансовая политика, налоговое администрирование, налог, современная экономика, налоговая система
Keywords: financial policy, tax administration, tax, modern economics, tax system
В формировании и развитии экономической структуры любого современного общества ведущую, определяющую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики, составной частью которой является финансовая политика. Отметим, что финансовая политика рассматривается как определенная деятельность государственных органов, связанная с использованием финансовых отношений для выполнения своих функций. При этом решение поставленных задач и функций государством невозможно без установленных обязательных безэквивалентных платежей, не имеющий конкретного направления в использовании, взимаемый с граждан и юридических лиц, то есть налогов [1].
Налогообложение - сложный механизм, для правильного функционирования которого необходимо учитывать его особенности, принципы и виды. Поэтому в условиях транзитивной экономики в РФ все чаще становятся актуальными вопросы налогового администрирования, так как финансовая политика последних лет направлена на борьбу с кризисом и его последствий. Главное место в общем объеме доходов бюджета отведено, несомненно, налогам, которые в РФ образуют примерно 90 % доходной части государственного и местных бюджетов.
В составе финансовой политики выделяют как относительно самостоятельные бюджетную и кредитно-денежную политики. В свою очередь, в составе бюджетной политики приобретают самостоятельность налоговая, таможенная, инвестиционная политики и политика управления государственным
кредитом. Все указанные выше направления обеспечивают полноценные поступления финансовых ресурсов в бюджеты всех уровней.
Налоги, выступающие в качестве инструмента финансовой политики, предполагают реализацию основных пропорций экономического развития, поэтому, в образовании современной экономики налоги в виде экономической базы и инструмента финансовой политики имеют существенное значение. Налогообложение и налоговая политика в целом представляют собой серьезный инструмент государственного регулирования экономики, который выполняет важнейшую роль. При этом, налоговая политика государства определяет выбор состава налогов, размера налоговых ставок, льгот и санкций по каждому виду налогов и решает следующие задачи: фискальные (это реквизиция средств налогоплательщиков в бюджет. С помощью данной функции происходит осуществление главного общественного назначения налогов - создание финансовых ресурсов государства, накопленных в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для оборонных, социальных, природоохранных и других функций.); экономические или регулирующие (использует налоги в качестве механизма перераспределения национального дохода, интереса производителей и предпринимателей в развитии разных видов деятельности по производству товаров и услуг. Государство оказывает влияние на реальный процесс производства и инвестирования капитальных вложений.); контролирующие (организация контроля при помощи систем и методов налогообложения за деятельностью хозяйствующих субъектов и граждан).
Таким образом, правительство можно считать главным финансовым посредником в экономике любого типа, поскольку с помощью налогообложения оно поглощает часть денежных доходов, а получая кредиты, оно использует сбережения частного сектора, передавая часть из них структурам, нуждающимся в средствах для целей инвестиций.
Главным недостатком большинства действующих налоговых систем является рассмотрение отдачи каждого из налогов в статической системе, не учитывающей развития общественных отношений — подъем или падение производства во всех отдельных отраслях экономики, изменение прожиточного уровня, изменения в распределении личных доходов, не говоря уже о глобальных экстремальных обстоятельствах (неурожай, аварии с тяжелыми последствиями, стихийные бедствия и пр.), — изменяют действенность тех или иных налогов, рассчитанных на функционирование в определенных, зафиксированных статической моделью условиях.
Являясь мощным инструментом финансовой политики, величина налоговой ставки и общая масса изымаемых в государственный бюджет ресурсов оказывают непосредственное влияние на динамику социально-экономического развития общества, в результате чего с течением времени изменяется степень их полезности для общества и государственной власти.
Приведем пример, в последнее время для организаций агропромышленного сектора было введено огромное количество льгот в области налогообложения, так как их финансовая составляющая зависит от природно-климатических условий. И если посчитать объем финансовых льгот, предоставляемых государством и сумму налогов от ЕСХН, уплаченных аграрием в бюджет, то сумма льгот в несколько раз превышает суммы уплаченных налогов. Таким образом, считаем целесообразным отмену льгот и перевод этих организаций на обычную систему налогообложения. При этом работа в этом направлении уже ведется. С 2021 года такая система налогообложения, как ЕНВД, утрачивает применение. Организация или ИП могут перейти на любую другую систему налогообложения по выбору (по умолчанию они будут переведены на общую систему налогообложения). С 2021 года для некоторых российских организаций в области информационных технологий налоговая ставка по налогу на прибыль составит 3 %. Зачисляется налог только в федеральный бюджет, а в региональный в размере 0 %. Конечно, уменьшение ставки налога для компаний плюс, и это стимул работы в развитии информационных технологий в стране. Но всё же есть некий минус: региональные бюджеты потеряют часть доходов, которые до 2021 года зачислялись в бюджеты субъектов РФ.
На сегодняшний день вопросы о реформировании налоговой системы РФ становятся все актуальней и сложней, отражая специфику современных требований. Для удобства изменения по налогам, начиная с 2021 года нами приведены в таблице 1.
Таблица 1 - Изменения в налоговом законодательстве Российской Федерации в 2021 г.
Вид налога Уплата налога
НДФЛ Изменится ставка налога физического лица с дохода превышающего 5 млн рублей. Размер прогрессивной ставки НДФЛ составит 15 %
Налог на прибыль 1) изменён порядок определения доли обособленного подразделения; 2) существенно снижена ставка налога на прибыль для 1Т-компаний. При определённых условиях ставка налога в федеральный бюджет - 3 %, а в региональный - 0 %
Страховые взносы 1) снижены тарифы страховых взносов для 1Т-компаний. Соблюдая условия, установленные законодательством, тарифы страховых взносов на
ОПС, ОМС, ВНиМ, в сумме составляют 7,6 %; 2) утрачивает силу с 2021 года пункт 2 статьи 431 НК РФ. Пособия сотрудникам теперь будут выплачиваться напрямую из ФСС; 3) изменилась норма применения пониженных тарифов. В 2021 году продолжают действовать пониженные тарифы страховых взносов для МСП в соответствии с пп. 17 п. 1, п.2.1 ст. 427 НК РФ
Земельный налог Установлены общие сроки уплаты земельного налога
Транспортный налог Установлены общие сроки уплаты транспортного налога
ЕНВД ЕНВД отменён с 2021 года
УСН 1) повысили лимит для утраты права применения УСН; 2) для ИП на УСН продлили действия налоговых каникул, которые вправе устанавливать региональные власти
ПСН 1) с 1 января 2021 года ПСН может будет уменьшать на страховые взносы за работников, а также на страховые взносы ИП за себя; 2) перечень видов деятельности ПСН был скорректирован и дополнен; 3) добавили ряд новых ограничений применения ПСН; 4) для ИП на ПСН продлено действие налоговых каникул, которые вправе устанавливать региональные власти
Любая политика имеет свои положительные и отрицательные стороны: с 2021 года некоторая налоговая отчётность сокращается или объединяется в одну, появляются новые льготы по налогу на прибыль, продолжают действовать пониженные тарифы по страховым взносам; из минусов — прогрессивная ставка НДФЛ. Иными словами, на первый план при осуществлении финансовой политики должен выходить правильный подход к определению налоговой ставки, неправомерное ее завышение или занижение способны значительно снизит прогнозируемую величину собираемых налогов.
Источники:
1. Артемова Я.А. Финансовый контроль в РФ -публичный механизм управления финансами/Захарян А.В., Ар-темова Я.А., Моноолов Н.Ф. // Экономика и предпринимательство. 2017. № 8-4 (85-4). С. 114-118.
2. Бочарова О.Ф. Практика применения инструментов, механизма налогового регулирования деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей / О.Ф. Бочарова, О.А. Черная, А.В. Токарева // Вестник Академии знаний. 2019. № 6 (35). С. 349-356.
3. Давыденко М.А. Цифровая экономика и перспективы ее роста на 2018-2020 года/Захарян А.В., Померко Е.С., Негодова А.В., Давыденко М.А., Ионова Д.М., Аристова С.А. // Экономика и предпринимательство. 2018. № 5 (94). С. 169-173.
4. Захарян А.В. Федеральный бюджет как инструмент государственной политики и его ориентация на социальную и экономическую политику/ Захарян А.В., Колесниченко Н.А.//Эпомен.2018.№ 16. С. 64-72.
5. Захарян А.В. Мировой финансовый кризис 2008 года - экономика РФ - последствия кризиса / Захарян А.В. // Сфера услуг: инновации и качество. 2012. № 9. С. 2.
6. Тюпакова Н.Н. Налогообложение сельскохозяйственных товаропроизводителей требует совершенствования / Тюпакова Н.Н., Бочарова О.Ф. // Бухучет в сельском хозяйстве. 2009. № 4. С. 45-54.
Sources:
1 Artemova Ya.A. Financial control in the Russian Federation is a public financial management mechanism / Zakharyan A.V., Artemova Ya.A., Monoolov N.F. // Economy and Entrepreneurship. 2017. No. 8-4 (85-4). S. 114118.
2 Bocharova O.F. The practice of using tools, the mechanism of tax regulation of agricultural commodity producers / O.F. Bocharova, O.A. Black, A.V. Tokareva // Bulletin of the Academy of Knowledge. 2019. No. 6 (35). S. 349356.
3 Davydenko M.A. Digital economy and prospects for its growth for 2018-2020 / Zakharyan A.V., Pomerko E.S., Negodova A.V., Davydenko M.A., Ionova D.M., Aristova S.A. // Economy and entrepreneurship. 2018. No. 5 (94). S. 169-173.
4 Zakharyan A.V. The federal budget as an instrument of state policy and its orientation towards social and economic policy / Zakharyan A.V., Kolesnichenko N.A. // Epomen. 2018, no. 16, pp. 64-72.
5 Zakharyan A.V. The world financial crisis of 2008 - the economy of the Russian Federation - the consequences of the crisis / Zakharyan A.V. // Service sector: innovation and quality. 2012. No. 9.P. 2.
6 Tyupakova N.N. Taxation of agricultural commodity producers requires improvement / Tyupakova N.N., Bocharova O.F. // Accounting in agriculture. 2009. No. 4. S. 45-54.