\ НАЛОГИ \
Горючее для бизнеса
Перенесение налоговой нагрузки с несырьевого бизнеса на сырьевой, рост акцизов на табачные изделия и алкоголь при одновременном снижении ставок на социальное страхование и НДС даст импульс к развитию бизнеса, поддержит стратегически важное для России машиностроение.
Елена ПЕНУХИНА,
эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП)
В условиях глобализации мировой экономики конкурентоспособность национальной налоговой1 системы становится одним из важнейших факторов поддержки национальных производителей как на внутреннем, так и на внешнем рынках, а также привлечения прямых иностранных инвестиций (ПИИ).
Общее сопоставление России с другими странами с переходной экономикой и по уровню номинальной налоговой нагрузки, и по качеству системы налогового администрирования показывает, что в целом российская налоговая система достаточно конкурентоспособна, но имеет значительный потенциал для улучшения международных позиций (рис. 1).
Тем не менее в условиях интенсивных интеграционных процессов внутри единого таможенного пространства и возрастающей конкуренции
лена также благоприятным налоговым режимом. Ставки и объемы поступлений основных налогов (за исключением налога на прибыль) в Казахстане значительно ниже, чем в России (рис. 2). В условиях единого таможенного пространства неконкурентоспособность российской налоговой системы перед казахстанской означает риск массового перетока капитала. Снижение налоговой нагрузки на бизнес может стать импульсом модернизации, обеспечив предприятия собственными средствами, являющимися в России основным источником инвестиций.
В настоящее время активно обсуждается идея налогового маневра, предполагающего частичный перенос налоговой нагрузки с несырьевого бизнеса на сырьевой сектор экономики, а также население. Такой маневр позволит повысить конкурентоспособность российской на-
Доходы, полученные от повышения акцизов на табачные изделия и алкоголь, позволят снизить основную ставку НДС до 16,5% (при сохранении льготной ставки на уровне 10%).
логовой системы за счет изменения структуры налоговой нагрузки при сохранении ее общего номинального уровня (что является обязательным условием с учетом жестких перспектив бюджетной политики).
Ресурсами для осуществления налогового маневра могут стать увеличение изъятия природной ренты (регулярно получаемого дохода с капитала, имущества, земли. — Ред .) в пределах разумных возможностей и рост акцизов на вредные для здоровья продуктовые группы: табачные изделия и алкоголь. Анализ возможностей увеличения изъятия сырьевой ренты показал, что значительный потенциал имеет место в газовом и металлургическом комплексе, при практически исчерпанных возможностях наращивания изъятия в нефтяной промышленности.
Если в нефтяной промышленности уровень изъятия ренты в настоящее время составляет, по разным оценкам, 82-85%, то доля изымаемой ренты в газовом комплексе составляет (по оценке на 2011 год) всего 44,7%. Уровень изъятия в металлургическом комплексе, несмотря на достаточно благоприятную конъюнктуру мировых цен на металлы и высокую рентабельность металлургического производства, равен, по данным на 2010 год, всего 15,4% (рис. 3).
за бизнес между Россией и Казахстаном улучшение конкурентных позиций российского налогового режима приобретает особую важность.
На сегодня российская налоговая система уступает казахстанской по уровню номинальной налоговой нагрузки (132 место в международном рэнкинге против 41) и по масштабу административных издержек (128 место в рэнкинге по времени, затрачиваемому на уплату налогов, против 68 места). При этом объем ПИИ, привлеченных Казахстаном, в 2010 году составил 7% ВВП, что более чем в два раза превышает российский показатель (2,8% ВВП) и свидетельствует о большей привлекательности экономики Казахстана для бизнеса.
Наряду с созданием максимально комфортных условий для инвесторов (в том числе в условиях начала реализации Национального плана по привлечению инвестиций) привлекательность экономики Казахстана для инвесторов обуслов-
РИСУНОК ВЛАДИМИРА ХАХАНОВА
Доведение показателей изъятия ренты по этим видам деятельности до уровня нефтяной промышленности, принимаемого в данном случае за предельно допустимый, позволит увеличить доходы бюджета на 1,3% ВВП (расчет производился в условиях 2013 года), из которых 0,8% ВВП приходится на газовый сектор и 0,5% — на металлургический.
Возможные доходы бюджетной системы от повышения акцизов на табак, по умеренно консервативной оценке, могут составить 0,4% ВВП, дополнительные доходы от повышения акцизов на крепкий алкоголь — примерно 0,1% ВВП.
В качестве возможного варианта налогового маневра можно рассмотреть «переброс» налоговых ресурсов по двум направлениям, предполагающим снижение наиболее обременительных для бизнеса налогов:
• увеличение изъятия ренты — снижение взносов на социальное страхование;
Основным бенефициаром реализации налогового маневра выступит машиностроение. На фото: Ростсельмаш.
ИТАР-ТАСС
РФ НА 132 МЕСТЕ ПО УРОВНЮ НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ
ИЗЪЯТИЕ РЕНТЫ В ГАЗОВОМ КОМПЛЕКСЕ НИЖЕ, ЧЕМ В НЕФТЯНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Рис. 1. Рэнкинг стран с переходной экономикой по уровню налоговой нагрузки и времени на подачу деклараций и объем ПИИ, % ВВП
Рэнкинг по времени на уплату налогов 200-
Армения
Украина
осния и Герцеговина
^et
О
Белоруссия
Молдова Сербия
О Азербайджан
-о—
О
Q Хорватия
Q
Македония
Таджикистан
о
140 160 180 200
0 20 40 60 80 100 120
Рэнкинг по уровню налоговой нагрузки (к прибыли)
Площадь окружности соответствует объему ПИИ, % ВВП.
УРОВЕНЬ НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ В КАЗАХСТАНЕ НИЖЕ, ЧЕМ В РОССИИ
Рис. 2. Поступления основных видов налогов в России и Казахстане в 2010 году, % ВВП
Налог на прибыль / корпоративный подоходный налог
НДФЛ / индивидуальный подоходный налог
Взносы на социальное страхование / социальный налог
НДС
Акцизы
Источники:рис. 1 — Paying Taxes 2012, PwC; статистика UNCTAD;рис. 2 — отчеты Федерального казначейства РФ об исполнении консолидированного бюджета, статистический бюллетень Министерства финансов Республики Казахстан;рис. 3 и 4 — расчеты ЦМАКП.
Рис. 3. Уровень изъятия ренты в газовом и металлургическом комплексе, % Газовый комплекс Металлургический комплекс
80 60 40 20 0
1 2005 1 2006 1 2007 1 2008 1 2009 1 2010 1 2011 1 2012 1 2013 1 2014 1 2015
ОСНОВНОЙ БЕНЕФИЦИАР — МАШИНОСТРОЕНИЕ
Рис. 4. Изменение налоговой нагрузки в экономике в 2013 году в результате реализации налогового маневра, % добавленной стоимости
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды
Прочие производства
Производство транспортных средств и оборудования
Производство электрооборудования, электроники и оптики
Производство машин и оборудования
Металлургическое производство и производство металлоизделий
Производство прочих неметаллических минеральных продуктов
Производство резиновых и пластмассовых изделий
Химическое производство
Производство кокса и нефтепродуктов
Целлюлозно-бумажное производство, издательство и полиграфия
Обработка древесины и производство изделий из дерева
Производство кожи, изделий из кожи и производство обуви
Текстильное и швейное производство Производство пищевых продуктов Добыча полезных ископаемых Всего по экономике
До После
0
Россия
Казахстан
0
1
2
3
4
5
6
7
8
\ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ \
ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 6 (122) 2012
67
\ НАЛОГИ \
СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ И НДС МОГУТ Быть СНИЖЕНЫ
Табл. 1. Налоговый маневр «НДПИ — взносы на социальное страхование» и «Акцизы НДС»
2013 МЛРД РУБ. ОД %% ВВП
НДПИ на газ 533 0,8
Дополнительное изъятие ренты в металлургическом комплексе 335 0,5
Итого: 868 1,3
Снижение ставок взносов на социальное страхование до 20% (единая ставка) 880 1,3
Опережающая индексация акцизов на табачные изделия (2015 год) 309 0,4
Опережающая индексация акцизов на крепкий алкоголь (2015 год) 99 0,1
Итого (2015 год): 408 0,5
Снижение основной ставки НДС до 16,5% 308 0,5
НАЛОГОВЫЙ МАНЕВР ОБУСЛОВИТ РОСТ ВВП
Табл. 2. Макроэкономические эффекты реализации совокупного налогового маневра (процентные пункты темпов роста)
ЭФФЕКТ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ
Валовой внутренний продукт 0,7
Промышленное производство 0,6
Инвестиции в основной капитал 0,9
Оборот розничной торговли 1,2
Реальные располагаемые доходы населения 1,3
I НАЛОГОВЫЙ МАНЕВР ПОВЛЕЧЕТ УВЕЛИЧЕНИЕ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА
Табл. 3. Бюджетные эффекты налогового маневра, % ВВП ИТОГО:
Выигрыш / потери предприятий 0,47
Изменение ФЗП 0,26
Изменение прибыли 0,22
Доходы населения -0,48
Изменение доходов бюджета расширенного правительства 0,13
Изменение доходов федерального бюджета, в т.ч.: 1,2
прямое 1,2
изменение налога на прибыль 0,01
изменение НДС за счет расширения налоговой базы 0,04
Изменение доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ, в т.ч.: 0,19
прямое 0,12
изменение НДФЛ 0,03
изменение налога на прибыль 0,04
Изменение доходов ВБФ, в т.ч.: -1,26
прямое -1,31
изменение социальных взносов за счет расширения базы 0,04
Источник табл. 1-3:расчеты ЦМАКП.
• рост акцизов на табачные изделия и алкоголь — снижение НДС.
Снижение ставок взносов на социальное страхование, обеспеченное в качестве компенсации выпадающих доходов повышением изъятия ренты, позволит перейти к единой ставке — 20,5% (в 2012 году базовая ставка страховых взносов для выплат, не превышающих 512 тыс. руб. в год, составляет 30%; с суммы заработной платы, превышающей 512 тыс. руб., организация должна заплатить 10% в ПФР. — Ред .). Доходы, полученные от повышения акцизов (при сохранении льготной ставки на уровне 10%) позволят снизить уровень НДС до 16,5% (действующая базовая ставка НДС — 18%. — Ред.). При этом предполагается первичная (без учета косвенных эффектов) нейтральность данного маневра для бюджетной системы (табл. 1).
Взносы на социальное страхование на сегодня являются наиболее обременительным для бизнеса налогом. Их снижение окажет общий стимулирующий эффект на деловую активность, будет способствовать росту заработной платы во внебюджетной сфере экономики.
Снижение ставки НДС даже на 1,5 п.п. также способно придать дополнительный импульс развитию экономики, став одним из возможных источников роста в среднесрочной перспективе.
Общий макроэкономический эффект реализации описанного налогового маневра составит 0,7 п.п. экономического роста в условиях 2013 года (табл. 2). Увеличение объема собственных средств предприятий в результате реформы окажет заметное влияние на объем инвестиций: эффект составит 0,9 п.п. роста.
Если в нефтяной промышленности уровень изъятия ренты в настоящее время составляет 8285%, то в газовом комплексе - всего 44,7%.
Увеличение фонда заработной платы в результате снижения налоговой нагрузки окажет заметное влияние на реальные доходы населения и оборот розничной торговли.
Увеличение фонда оплаты труда и прибыли в результате реформы, а также общее оживление экономической ситуации в стране приведут к росту налоговой базы, в результате чего суммарный бюджетный эффект от реализации налогового маневра окажется положительным и составит порядка 0,13% ВВП (табл. 3).
Однако важно отметить, что в условиях действующего законодательства рассматриваемый маневр порождает межбюджетную несбалансированность, подрывая доходную базу пенсионной системы и увеличивая ее зависимость от трансфертов из федерального бюджета. Решение данной проблемы может быть достигнуто за счет возврата к разделению пенсий на базовую и страховую часть, с переходом к общему налоговому финансированию базовой части и сохранением страховых принципов при финансировании страховой.
В отраслевом разрезе основным бенефициаром реализации налогового маневра выступит прежде всего машиностроение (рис. 4). Если в целом по экономике уровень налоговой нагрузки останется практически неизменным, то самое сильное его сокращение придется на производство машин и оборудования (-4,8 п.п.), производство электрооборудования, электроники и оптики (-4 п.п.) и производство транспортных средств и оборудования (-4,1 п.п.).
Таким образом, реализация предложенных мер позволит не только активизировать бизнес-процессы внутри страны, создав импульс к развитию, но и поддержит стратегически важные для России машиностроительные производства.
Существенным недостатком рассматриваемого маневра является усиление сырьевой зависимости бюджета, что в условиях волатиль-ности внешнеэкономической конъюнктуры формирует долгосрочные риски устойчивости бюджетной системы.
1 Под конкурентоспособностью налоговой системы понимается совокупный уровень налоговой нагрузки, включающий в себя как номинальный уровень налоговой нагрузки, так и издержки налогоплательщиков, связанные с уплатой налогов (система налогового администрирования).
Список использованной литературы
1. Paying Taxes 2012: The Global Picture // PricewaterhouseCoopers,
2. Гурвич, Е.Т. Нефтегазовая рента в российской экономике // Вопросы экономики.- 2010.- №11.
Ключевые слова: налоговый маневр, налоговые реформы, конкурентоспособность налоговой системы, макроэкономические эффекты, налоговое бремя, взносы на социальное страхование, НДС, рента.