ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Научная статья
УДК 34.01
https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-4-68-71
NIION: 2003-0059-4/22-353
MOSURED: 77/27-003-2022-04-552
Налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан в СССР.
К вопросу о правах мужчин
Сергей Николаевич Грошев
Восточно-Сибирский институт МВД России, Иркутск, Россия, groshev_sergej@mail.ru
Аннотация. В статье затронута проблематика налогообложения бездетных граждан в СССР. В работе с помощью исторического метода показаны дискриминационные свойства налога на холостяков, одиноких и малосемейных граждан в советском государстве. В своем исследовании автор с помощью сравнительного анализа продемонстрировал дискриминационные характеристики «налога на бездетность» в отношении мужской ген-дерной группы.
Ключевые слова: налогообложение, дискриминация, права мужчин, Великая Отечественная война, СССР
Для цитирования: Грошев С. Н. Налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан в СССР. К вопросу о правах мужчин // Вестник Московского университета МВД России. 2022. № 4. С. 68-71. https://doi. org/10.24412/2073-0454-2022-4-68-71.
Original article
Tax on bachelors, single and small-family citizens in the USSR. On the issue of men's rights
Sergey N. Groshev
East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Irkutsk, Russia, groshev_sergej@mail.ru
Abstract. The article touches upon the problems of taxation of childless citizens in the USSR. The paper uses the historical method to show the discriminatory properties of the tax on bachelors, single and small-family citizens in the Soviet state. In his research, the author, using a comparative analysis, demonstrated the discriminatory characteristics of the «childlessness tax» in relation to the male gender group.
Keywords: taxation, discrimination, men's rights, the Great Patriotic War, the USSR
For citation: Groshev S. N. Tax on bachelors, single and small-family citizens in the USSR. On the issue of men's rights. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022;(4):68-71. (In Russ.). https:// doi.org/10.24412/2073-0454-2022-4-68-71.
Исследование проблематики гендерной спецификации нормативной сферы в советский период обладает достаточной актуальностью в связи с тем, что затрагивает аспект социального регулирования в сфере гендерных взаимоотношений. Анализ эволюции нормативного материала в кластере правоотношений между государством и личностью позволит выработать четкую политику правового регулирования юридического статуса гендерных групп в различных отраслях законодательства. Знаковым в этом аспекте
© Грошев С. Н., 2022
выступает политика государства в сфере налогообложения, трудовых и пенсионных правоотношений, особенности правового регулирования кластера военной службы по призыву и пр.
В этой связи нормативную политику СССР в отношении прав мужчин ярко демонстрирует так называемый «налог на бездетность». О его противоречивых юридических качествах в научной и научно-популярной литературе высказано достаточно много мнений [1, с. 127; 4, с. 68; 3, с. 30], которые, однако, не затраги-
JURISPRUDENCE
вают тот факт, что дискриминация мужчин по тендерному признаку выступала определенной тенденцией советской власти и «налог на бездетность» являлся лишь малой частью нормативного массива, ущемлявшего права мужской гендерной группы и расширявшего спектр юридических обязанностей в правовом статусе мужчин. Мало того, большую озабоченность в аспекте возможного налогообложения бездетных граждан вызывает стабильно муссирование указанной тематики с позиции рассмотрения такого налога как современного инструментария, способного пополнить государственный бюджет и повысить рождаемость в России [10, с. 123-124].
Безусловно, в настоящее время Российская Федерация является демократическим правовым государством, и подобная налоговая политика в стране будет восприниматься как дискриминация и вызовет негативный отклик у мужского населения. Однако не стоит забывать, что как бы то ни было, в настоящее время существует нормативный массив в отечественной правовой системе, который обладает дискриминационными свойствами, адресатом которых выступают мужчины (военная служба по призыву, пенсионное обеспечение, трудовые правоотношения и пр.). В связи с этим проблематику налогообложения, которое может ущемить права бездетных мужчин, можно считать актуальной и в настоящее время в связи с широким спектром долженствований сопряженных с алиментными обязанностями родителей в отношении детей.
Прежде чем приступить к анализу системы налогообложения бездетных и малосемейных граждан в СССР, следует отметить, что подобная практика существовала не только в советском государстве, но также получила широкое распространение и за рубежом. К примеру, в Болгарии с 1909 г. неженатых подданных, достигших тридцати лет, государство обязывало выплачивать налог равный десяти франкам. Указанные фискальные выплаты обладали целевыми свойствами и направлялись на развитие образования. В Италии также существовал подобный налог с 1926 г., который затрагивал только мужчин.
В отечественном правовом поле налог на бездетность был инициирован 21 ноября 1941 года Указом Верховного Совета СССР посредством принятия Закона «О налоге на холостяков, одиноких и бездетных граждан СССР» [9, с. 232], который, однако, не являлся радикальной новацией, так как исторически еще со времен Древней Руси в стране существовала практика социального обеспечения детей-сирот, опиравшаяся не на государственные институты, а на клерикальные
механизмы. После Октябрьской революции 1917 г. советская власть столкнулась с существенными сложностями, связанными с детской беспризорностью и большой массой детей сирот в разрушенной гражданской войной стране. Тем не менее молодое советское государство изыскивало иные способы решения указанных проблем, не прибегая к дополнительной налоговой нагрузке в адрес мужской гендерной группы, создавая разнообразные детские учреждения с полувоенными порядками и обязательной трудовой повинностью. Однако, с началом Великой Отечественной войны количество детей-сирот увеличилось, а волна беспризорности достигла угрожающих масштабов. Кроме того, социальное обеспечение матерей-одиночек и многодетных семей вынудило государство инициировать дискриминационную налоговую политику, так как средств в государственном бюджете с началом войны было явно недостаточно. К примеру, пособия многодетным и одиноким матерям составили в 1941 году 2,1 млрд рублей — данная цифра увеличилась по сравнению с 1940 годом в два раза [6, с. 161]. Тем не менее, в отличие от военного налога, «налог на холостяков» имел место в налоговой практике СССР вплоть до его распада.
Налогообложение неженатых мужчин и женщин, а также бездетных домохозяйств строилось исходя из плоской, а не прогрессивной шкалы. Указанным налогом облагались мужчины, достигшие возраста двадцати лет и не переступившие пятидесятилетний возрастной порог (20-50 лет). В свою очередь женщины облагались таким налогом несколько иначе и верхний возрастной предел в этом качестве был ниже мужского на пять лет при том, что нижний возрастной ценз соответствовал мужскому (20-45 лет). В то же время вступление в брак не спасало граждан от налога на бездетность и семейные пары, не имевшие детей, также были обязаны выплачивать налог государству. Сумма «налога на холостяков» прямо коррелирова-лась с размером заработной платы бездетных граждан. Так, при заработной плате в 300 рублей в месяц сумма налоговой выплаты составляла 10 рублей в месяц. На первый взгляд ярко выраженные дискриминационные свойства такого налога не слишком существенны и очень схожи с дискриминационными тенденциями существующего в современной России пенсионного законодательства, мало того, снижение возраста налога на бездетность в отношении женщин на пять лет (45 лет) обусловлены свойствами женского организма. Однако от налога на бездетность были освобождены: • военнослужащие, а также жены мужчин про-
№ 4 / 2022
Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia
69
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
ходящих военную службу;
• учащиеся высших и средних образовательных учреждений (мужчины до 25 лет, женщины до 23 лет);
• граждане, которые по состоянию здоровья не могли меть детей, а также женщины беременность которым была противопоказана в связи с медицинскими показаниями.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 сентября 1944 г. «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении высшей степени отличия звания «мать-героиня» и учреждении ордена «материнская слава» и медали «медаль материнства» [2, с. 76] были внесены некоторые нормативные новшества в указанную налоговую практику. Так, налоговые ставки для одиноких граждан и бездетных семей в городской местности выросли почти вдвое и стали достигать 6 %. Для работников колхозов и граждан, занимавшихся единоличным сельским хозяйством, налоговые ставки по бездетности были фиксированными — 150 рублей в год. При наличие в сельской семье одного ребенка ставка равнялась 50 рублям, а если в указанной семье было двое детей — 25 рублям [7, с. 69]. В то же время на представителей творческих профессий возлагалась обязанность уплаты «налога на бездетность» 6 % от всех доходов, как и тех граждан, которые занимались индивидуальной хозяйственной и иной деятельностью. «Самозанятыми» налоговые выплаты «по бездетности» осуществлялись раз в квартал равными частями.
Советская нормативная база предусматривала и освобождение от «налога на бездетность» в случае если налогоплательщик утратил детей в результате военных действий, а также в случае если имело место усыновление ребенка.
«Налог на бездетность» выступал вторым налогом, которым обложили население с начала Великой Отечественной войны. Указанный налог отличался от военного налога плоской шкалой выплат и как показала история длительностью своего существования. Советская историография склонна считать «налог на бездетность» необходимой фискальной мерой в военный и послевоенный периоды [8, с. 54]. Стоит отметить, что дополнительное налогообложение в виде «налога на холостяков» в общей массе налогов сыграло незначительную роль, составив менее процента от общих налоговых сборов в годы Великой Отечественной войны [5, с. 210].
В заключение необходимо отметить, что налог
на холостяков, одиноких и малосемейных граждан в СССР обладал дискриминационными свойствами в отношении мужской гендерной группы по критериям возрастного ценза, так как женская гендерная группа после 45 лет уже не подпадала под сферу его функционирования. Кроме того, «налог на бездетность» не действовал в отношении жен военнослужащих, в то же время мужья женщин военнослужащих обязаны были платить указанный налог в случае если семья являлась бездетной.
Список источников
1. Белоус А. В., Бородаенко Н. В. Целесообразность введения налога на бездетность в Российской Федерации // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2021. № 6-2. С. 125-127.
2. Великая Отечественная война 1941-1945. События. Люди. Документы. Краткий исторический справочник / отв. ред. О. А. Ржевский. М. : Политиздат, 1990. 465 с.
3. Грачев М. С. Налог, сбор и налоговая система : экономические, исторические и правовые аспекты // Международный бухгалтерский учет. 2012. № 33. С. 29-36.
4. Григорьев И. А. Налог на холостяков в исторической ретроспективе // Манускрипт. 2017. №2 (76). С. 66-68.
5. Дьяченко В. П. История финансов СССР. М. : Наука, 1978. 496 с.
6. Зубкова Е. Ю. Послевоенное советское общество : политика и повседневность. 1945-1953. М. : Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 1999. 299 с.
7. Марискин О. И. Налоги в России. История и современность. Саранск : Изд. центр Исто-рико-социологического института МГУ им. Н.П. Огарева, 2008. 335 с.
8. Марьяхин Г. Л. Очерки истории налогов с населения СССР. М. : Экономика, 1964. 185 с.
9. Пономарёв И. Н. Сборник указов, постановлений, решений, распоряжений и приказов военного времени. 1941-1942 гг. Л. : Лениздат, 1942. 232 с.
10. Шихатов П. И. Налогообложение в СССР и современной России // Вестник МИЭП. 2016. №2 (23). С. 122-129.
References
1. Belous A. V., Borodayenko N. V. Expediency of introducing a tax on childlessness in the Russian Federation // International Journal of Humanities
JURISPRUDENCE
and Natural Sciences. 2021. № 6-2. P. 125-127.
2. The Great Patriotic War 1941-1945. Events. People. Documents. A brief historical reference / ed. by O. A. Rzhevsky. M. : Politizdat, 1990. 465 p.
3. Grachev M. S. Tax, collection and tax system : economic, historical and legal aspects // International accounting. 2012. № 33. P. 29-36.
4. Grigoriev I. A. Tax on bachelors in historical retrospect // Manuscript. 2017. № 2 (76). P. 66-68.
5. Dyachenko V. P. History of finance of the USSR. M. : Nauka, 1978. 496 p.
6. Zubkova E. Y. Post-war Soviet society : politics and everyday life. 1945-1953. Moscow : Russian
Political Encyclopedia (ROSSPEN), 1999. 299 p.
7. Mariskin O. I. Taxes in Russia. History and modernity. Saransk : Publishing House of the Center of the Historical and Sociological Institute of the Ogarev Moscow State University, 2008. 335 p.
8. Maryakhin G. L. Essays on the history of taxes from the population of the USSR. M. : Economics, 1964. 185 p.
9. Ponomarev I. N. Collection of decrees, resolutions, decisions, orders and orders of wartime. 1941-1942. L.: Lenizdat, 1942. 232 p.
10. Shikhatov P. I. Taxation in the USSR and modern Russia // Vestnik MIEP. 2016. №°2 (23). P. 122-129.
Информация об авторе
С. Н. Грошев — доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Восточно-Сибирского института МВД России, кандидат юридических наук.
Information about the author S. N. Groshev — Associate Professor of the Department of State and Legal Disciplines of the East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Candidate of Legal Sciences.
Статья поступила в редакцию 09.03.2022; одобрена после рецензирования 06.06.2022; принята к публикации 11.07.2022.
The article was submitted 09.03.2022; approved after reviewing 06.06.2022; accepted for publication 11.07.2022.
Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя
В.П. Малахов Н.Д. Эриашвили
Методологические и мировоззренческие проблемы современной юридической теории
Второе издание
Методологические и мировоззренческие проблемы современной юридической теории. 2-е изд. Монография. Малахов В.П., Эриашвили Н.Д. 431 с. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки.
Продемонстрирована неразрывность методологических и мировоззренческих проблем, расширено понятие методологии; теория государства и права получила ряд специфических интерпретаций, выделено одно из наиболее перспективных направлений в развитии общеправовой теории, выработана матрица постановки методологических и мировоззренческих проблем юридической теории на основе органичного сочетания возможностей общеправовой теории и философии права. Рассмотрена проблема типов права, решение которой призвано быть мировоззренческой и методологической основой отраслевых наук.
Для преподавателей, аспирантов и студентов высших учебных заведений юридического профиля, а также всех интересующихся философскими и прикладными проблемами правовой жизни общества и личности.
№ 4/2022
Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia
71