Научная статья на тему 'Наличные расчеты индивидуальных предпринимателей'

Наличные расчеты индивидуальных предпринимателей Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
261
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Семенихин В. В.

Индивидуальные предприниматели согласно п. 5 ст. 346.26 Налогового кодекса РФ обязаны соблюдать порядок ведения расчетных и кассовых операций, который определен Федеральным законом от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт». Обязанность применения контрольно-кассовой техники установлена ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ. Однако на практике существуют случаи, когда индивидуальный предприниматель не обязан применять контрольно-кассовую технику или же, наоборот, обязан, но даже не подозревает об этом. Разобраться в том, кто и когда обязан применять контрольно-кассовую технику поможет данная статья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Наличные расчеты индивидуальных предпринимателей»

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

НАЛИЧНЫЕ РАСЧЕТЫ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

В. В. СЕМЕНИХИН, руководитель «Экспертбюро Семенихина»

Применение контрольно-кассовой техники индивидуальными предпринимателями.

Порядок применения контрольно-кассовой техники установлен Федеральным законом № 54-ФЗ от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее — Федеральный закон № 54-ФЗ).

В соответствии со ст. 2 Федерального закона № 54-ФЗ применение контрольно-кассовой техники является обязанностью хозяйствующих субъектов независимо от организационно-правовой формы при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Законодатель допускает неприменение контрольно-кассовой техники в случае выдачи покупателям бланков документов строгой отчетности при осуществлении расчетов с населением. При этом порядок осуществления расчетов с помощью бланков строгой отчетности установлен постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 № 359 «О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники». Данное постановление разрешает хозяйствующим субъектам применять самостоятельно разработанные бланки строгой отчетности при условии соответствия указываемых реквизитов реквизитам, устанавливаемых постановлением.

Помимо субъектов, применяющих бланки строгой отчетности при расчетах с населением, не применять контрольно-кассовую технику могут также индивидуальные предприниматели в силу специфики осуществляемого вида предпринимательской деятельности, а также в силу своего отдаленного или труднодоступного месторасположения.

Виды предпринимательской деятельности, в отношении которых хозяйствующие субъекты могут не применять контрольно-кассовую технику, установлены Федеральным законом № 54-ФЗ. Перечень указанных видов предпринимательской деятельности является закрытым.

Таким образом, за исключением двух категорий хозяйствующих субъектов (применяющих бланки строгой отчетности и не применяющие контрольно-кассовую технику в силу специфики осуществляемой деятельности либо в силу своего отдаленного или же труднодоступного положения) индивидуальные предприниматели обязаны применять на территории РФ контрольно-кассовую технику при осуществлении наличных расчетов за товары, выполнение работ или же оказание услуг.

Однако не любая контрольно-кассовая техника может использоваться на территории РФ. Обязанность по надлежащему применению контрольно-кассовой техники может быть исполнена хозяйствующим субъектом в полной мере только лишь в случае применения контрольно-кассовой техники, сведения о которой содержатся в Государственном реестре контрольно-кассовой техники, утвержденном письмом Роспрома от 20.03.2007 № СП-915/16 «О введении государственного реестра контрольно-кассовой техники».

Помимо того, что хозяйствующий субъект должен применять модель, занесенную в Единый государственный реестр, обязанность применения контрольно-кассовой техники предусмотрена законодателем в отношении продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Это означает, что хозяйственные операции индивидуального предпринимателя, которые не подпадают под указанные выше, могут осуществляться без применения контрольно-кассовой техники. Аналогичная точка зрения высказана в письмах ФНС России от08.09.2005 № 22-3-11/1695@ «Оразъясне-

нии законодательства о применении контрольно-кассовой техники» и от 11.05.2005 № 22-3-14/722® «О применении контрольно-кассовой техники».

На основании указанной позиции не требуется обязательное применение контрольно-кассовой техники, например, при уплате процентов за пользование заемными средствами наличными денежными средствами в кассу индивидуального предпринимателя, получение от заемщика наличных денежных средств в кассу индивидуального предпринимателя и иные операции, не связанные с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

О том, что пользование денежными средствами по договору займа без взимания заимодавцем процентов не являются отношениями по оказанию услуг, указал Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ в постановлении от 03.08.2004 № 3009/04.

В отношении игорного бизнеса также не требуется обязательное применение контрольно-кассовой техники. Как уже отмечалось ранее, обязательное применение контрольно-кассовой техники предусмотрено лишь для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих реализацию товаров, выполнение работ или оказание услуг.

В соответствии со ст. 364 Налогового кодекса РФ под игорным бизнесом понимается предпринимательская деятельность, связанная с извлечением организациями или индивидуальными предпринимателями доходов в виде выигрыша и (или) платы за проведение азартных игр и (или) пари, не являющаяся реализацией товаров (имущественных прав), работ или услуг.

Аналогичное мнение выразил и Минфин России в письме от20.11.2007 № 03-01-15/15-418.

Итак, поскольку применение контрольно-кассовой техники является обязательным для хозяйствующих субъектов на территории РФ, следовательно, за несоблюдение этой обязанности российским законодательством должна быть предусмотрена ответственность. В соответствии со ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) за неприменение контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов индивидуальные предприниматели привлекаются к административной ответственности в размере 3 000 — 4 000 руб. К индивидуальным предпринимателям в соответствии с административным правом применяются нормы ответственности, предусмотренные для должностных лиц.

При этом следует обратить внимание, что при рассмотрении вопроса о привлечении хозяйствующего субъекта к ответственности за неприменение контрольно-кассовой техники статус «индивидуальный предприниматель» имеет определяющее значение.

Что касается индивидуального предпринимателя, то Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ в постановлении от 22.05.2007 № 16234/06 указал, что определение вины юридического лица не может быть применено к индивидуальному предпринимателю. А, следовательно, если индивидуальный предприниматель обеспечил все необходимые условия для надлежащего применения контрольно-кассовой техники, то он не несет ответственности за несоблюдение требований законодательства своего работника.

Итак, как уже отмечалось ранее, применение контрольно-кассовой техники является обязанностью хозяйствующего субъекта при осуществлении продажи товаров, выполнении работ, оказании услуг.

При этом за невыполнение указанной обязанности российским законодательством предусмотрена ответственность в соответствии со ст. 14.5 КоАП РФ.

Применение контрольно-кассовой техники при осуществлении предпринимательской деятельности в форме посреднических сделок имеет свои особенности, поэтому рассмотрим этот вопрос более подробно.

Разновидностью посреднического сотрудничества является договор комиссии, который регулируется гражданским законодательством, в частности, главой 51 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ). В соответствии со ст. 990 ГК РФ по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента. Следует обратить внимание, что комиссионер действует за счет комитента, но от своего имени, следовательно, продавцом по договору купли-продажи является комиссионер, а значит, он и должен применять контрольно-кассовую технику при осуществлении наличных расчетов в обязательном порядке.

Данное положение подтверждается и судебной практикой. Так, в постановлении ФАС Уральского округа от 29.08.1998 по делу № Ф09-448/97-АК суд указал, что комиссионер в рамках договора комиссии обязан применять контрольно-кассовую технику при осуществлении наличныхденежных расчетов.

Когда комиссионер передает все полученное по сделкам комитенту, последний может не применять контрольно-кассовую технику. И наоборот, когда комитент рассчитывается с комиссионером, последний обязан применять контрольно-кассовый аппарат, поскольку для комиссионера посредническая деятельность признается деятельностью по оказанию услуг, в отношении которых Федеральным законом № 54-ФЗ установлена обязанность

хозяйствующего субъекта применять контрольно-кассовую технику.

В агентском договоре решающее значение в отношении применения контрольно-кассовой техники будет иметь то, от чьего имени действует агент. В соответствии со ст. 1005 ГК РФ агентский договор предусматривает две формы представления интересов принципала: от имени принципала и за его счет либо от имени агента, но за счет принципала. Данное условие необходимо изначально определить в агентском договоре. Поэтому если агент будет действовать отсвоего имени, то именно он, ане принципал будет обязан применять контрольно-кассовую технику при осуществлении наличных денежных расчетов.

Таким образом, при решении вопроса о том, кто же на самом деле обязан применять контрольно-кассовую технику в соответствии с Федеральным законом № 54-ФЗ, следует иметь в виду особенности договорных отношений между участниками сделки, а также то, связано ли поступление наличных денежных сумм с продажей товаров, выполнением работ или же оказанием услуг.

Поэтому становится понятно, например, что при получении авансовых платежей в счет предстоящей продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг индивидуальный предприниматель обязаны применять контрольно-кассовую технику. Об этом свидетельствуют и постановления ФАС Волго-Вятского округа от 10.05.2007 № А31-7235/2006-19, Дальневосточного округа от 04.07.2007 № Ф03-А04/07-2/2449 по делу № А04-936/2007-14/36, Постановление ФАС Поволжского округа от 22.08.2008 по делу № А72-1921/08-11/133.

Следует отметить, что прежде чем непосредственно начать использовать контрольно-кассовую технику в своей предпринимательской деятельности индивидуальный предприниматель должны осуществить несколько подготовительных процедур. Одной из таких процедур является постановка контрольно-кассовой техники на учет в налоговых органах.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона № 54-ФЗ контрольно-кассовая техника, применяемая организациями и индивидуальными предпринимателями, должна быть зарегистрирована в налоговом органе в соответствии с порядком, устанавливаемом Правительством РФ и иными нормативными правовыми актами.

Ктакимдокументам, вчастности, относятсяпос-тановление Правительства РФ от 23.07.2007 № 470 «Об утверждении положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями» (далее — Порядок регистрации),

приказ ФНС России от09.04.2008 № ММ-3-2/152@ «Об утверждении форм заявления о регистрации контрольно-кассовой техники, книги учета контрольно-кассовой техники и карточки регистрации контрольно-кассовой техники», а также письмо ФНС России от 05.10.2007 № ШТ-6-06/755@ «О регистрации контрольно-кассовой техники индивидуальных предпринимателей».

В соответствии с п. 15 Порядка регистрации регистрация контрольно-кассовой техники в налоговом органе производится на основании заявления о регистрации контрольно-кассовой техники по форме, утвержденной ФНС России в ранее указанном письме.

В данном заявлении указываются следующие реквизиты хозяйствующих субъектов: фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, с указанием ОГРН, ИНН/КПП, дата регистрации хозяйствующего субъекта с указанием адреса, телефона, телефакса, фамилия, имя, отчество руководителя организации и главного бухгалтера с указанием их телефонных служебных номеров, модель контрольно-кассовой техники, заводской номер, год выпуска, адрес и место установки контрольно-кассовой техники, номер паспорта контрольно-кассовой техники, наименование организации, осуществляющей техническую поддержку контрольно-кассовой техники.

При этом к заявлению о регистрации контрольно-кассовой техники необходимо приложить паспорт контрольно-кассовой техники и договор о технической поддержке.

Следует обратить внимание, что данный список необходимых документов для регистрации (заявление, паспорт контрольно-кассовой техники, договор на техническое обслуживание) является исчерпывающим, а, следовательно, требование налоговых органов о предоставлении налогоплательщиком иных документов является не правомерным. Так, на практике налоговые органы могут отказать в регистрации контрольно-кассовой техники по причине непредоставления налогоплательщиком сведений о помещении, где будет эксплуатироваться контрольно-кассовая техника.

Однако налоговый орган может отказать в регистрации контрольно-кассового аппарата, если он не соответствует требованиям, установленным законодательством, предъявляемым к контрольно-кассовой технике, а также в случае, если сведения о регистрируемой контрольно-кассовой технике не содержатся в едином государственном реестре контрольно-кассовой техники.

В случае исключения модели контрольно-кассовой техники из государственного реестра контрольно-кассовой техники она может приме-

няться индивидуальными предпринимателями до истечения срока ее полезного использования только в том случае, если до момента исключения данной контрольно-кассовой модели из государственного реестра индивидуальный предприниматель применял ее. На данное положение указывает п. 5 ст. 3 Федерального закона № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт».

Указанная точка зрения подтверждается и налоговыми органами в письме ФНС России от 15.06.2006 № ММ-6-06/601@ «Об использовании и регистрации в налоговых органах контрольно-кассовой техники, исключенной из государственного реестра, с неистекшим нормативным сроком амортизации». Более того, в данном письме налоговые органы указали, что перерегистрация подобной контрольно-кассовой техники в соответствии с п. 16 Порядка регистрации производится лишь в следующих случаях:

— при изменении фамилии, имени, отчества индивидуального предпринимателя;

— при изменении места жительства индивидуального предпринимателя;

— при государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, деятельность которого в качестве индивидуального предпринимателя была ранее прекращена;

— при регистрации организации физическим лицом, являющимся (являвшимся) индивидуальным предпринимателем, на которого была зарегистрирована контрольно-кассовая техника.

Таким образом, если налогоплательщик ранее не применял контрольно-кассовую технику, модель которой была исключена из государственного реестра контрольно-кассовой техники, то зарегистрировать данный аппарат в налоговых органах не удастся. Об этом свидетельствует и судебная практика (см. постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 25.06.2008 № АЗЭ-13959/07-Ф02-2351/08 поделу№ АЗЗ-13959/07).

Следует учесть, что если налоговый орган не доведет до сведения налогоплательщика информацию о том, что применяемая им контрольно-кассовая техника была исключена из государственного реестра, то привлечь индивидуального предпринимателя за неприменение такой контрольно-кассовой техники по истечении срока ее полезного использования налоговые органы будут не вправе. Об этом факте свидетельствует и широкая арбитражная практика, сложившаяся в пользу налогоплательщиков практически во всех регионах (см. поста-

новления ФАС Волго-Вятского округа от 03.07.2008 по делу № А82-367/2008-39, Восточно-Сибирского округа от 21.05.2008 № АЗЗ-14757/07-Ф02-2097/08 по делу № АЗЗ-14757/07, Западно-Сибирского округа от 24.06.2008 № Ф04-3796/2008(7019-А03-32) по делу № А03-1719/08-10, Московского округа от 23.06.2006 № КА-А40/5396-06 по делу № А40-79659/05-21-507 и др.).

Индивидуальные предприниматели подают заявление о регистрации контрольно-кассовой техники в налоговый орган по месту жительства. О том, что индивидуальный предприниматель обязан подать заявление о регистрации контрольно-кассовой техники именно по месту жительства, свидетельствует и письмо УФНС России по г. Москве от 30.01.2008 № 22-12/7860, в котором, в частности, говорится, что индивидуальный предприниматель, зарегистрированный по месту жительства в г. Москве и стоящий на учете в качестве индивидуального предпринимателя в налоговом органе в г. Омске, должен подать заявление именно в налоговый орган по месту жительства, т. е. в Москве.

В соответствии с Порядком регистрации налоговый орган обязан осуществить регистрацию контрольно-кассовой техники в течение 5 рабочих дней. При регистрации контрольно-кассовой техники налоговым органом вносится соответствующая запись в книге учета контрольно-кассовой техники. При этом налогоплательщику выдается карточка регистрации контрольно-кассовой техники и возвращаются документы, которые были предоставлены в качестве приложения к заявлению о регистрации (паспорт контрольно-кассовой техники и договор натехническое обслуживание).

Следует обратить внимание, что ни Порядком регистрации, ни каким-либо иным нормативным документом не установлен срок, в течение которого налогоплательщик должен подать заявление о регистрации контрольно-кассовой техники. Важным является лишь то, чтобы на момент начала осуществления хозяйственных операций за наличный расчет с применением контрольно-кассовой техники она должна быть зарегистрирована в налоговом органе, иначе налогоплательщик рискует быть привлеченным к административной ответственности в соответствии со ст. 14.5 КоАП РФ.

Как уже отмечалось, в соответствии с п. 16 Порядка регистрации перерегистрация контрольно-кассовой техники осуществляется также налоговыми органами в течение 5 рабочих дней. Для перерегистрации контрольно-кассовой техники необходимо заявление, паспорт контрольно-кассовой техники, а также карточка регистрации контрольно-кассовой техники.

При этом о регистрации, перерегистрации и о снятии с регистрации контрольно-кассовой техники делается соответствующая отметка в паспорте контрольно-кассовой техники, которая должна быть заверена печатью налогового органа. При этом если контрольно-кассовая техника снимается с учета, то налоговыми органами делается соответствующая запись в книге учета контрольно-кассовой техники. Следует обратить внимание на то, что, как и в случае регистрации контрольно-кассовой техники, налоговый орган не вправе требовать от налогоплательщика документы, не указанные в Порядке регистрации.

В соответствии с п. 19 Порядка регистрации контрольно-кассовая техника, исключенная из государственного реестра контрольно-кассовой техники, по истечении срока полезного использования может быть снята с регистрации налоговым органом самостоятельно, при этом налоговый орган должен в соответствующем порядке известить налогоплательщика о снятии применяемой им контрольно-кассовой техники с регистрации не позднее одного дня, следующего заднем истечения срока полезного использования контрольно-кассовой техники.

После регистрации контрольно-кассовой техники индивидуальный предприниматель вправе применять ее при наличных расчетах. Однако по мере осуществления деятельности может возникнуть необходимость в перерегистрации контрольно-кассовой техники (снятие данной модели контрольно-кассовой техники с учета в одном налоговом органе и перерегистрация контрольно-кассового аппарата в другом налоговом органе).

Порядок снятия контрольно-кассовой техники аналогичен порядку постановки ее на учет. Отличие состоит лишь в том, что при снятии контрольно-кассовой техники вместе с заявлением необходимо будет предоставить карточку регистрации контрольно-кассовой техники.

Как уже было сказано ранее, карточка регистрации контрольно-кассовой техники выдается индивидуальному предпринимателю в момент постановки данной модели контрольно-кассовой техники на учет. В ней налоговым органом отражаются все необходимые сведения для обеспечения надлежащего контроля за соблюдением кассовой дисциплины налогоплательщиком в области организации работы контрольно-кассовой техники.

Карточка регистрации контрольно-кассовой техники хранится в организации по месту установки контрольно-кассовой техники в течение всего срока ее эксплуатации, предъявляется по требованию представителей налогового органа и других организаций, осуществляющих контроль за применением

контрольно-кассовой техники, и возвращается налоговому органу при снятии контрольно-кассовой техники с регистрации.

Нередки случаи, когда индивидуальные предприниматели теряют карточку регистрации контрольно-кассовой техники. Ответственности за утерю данного документа законодательством не предусмотрено, однако возникает вопрос: как в таком случае осуществлять дальнейшую эксплуатацию и содержание контрольно-кассовой техники? Индивидуальному предпринимателю следует обратиться в налоговый орган по месту регистрации (в тот налоговый оран, где зарегистрирован контрольно-кассовый аппарат) с заявлением о выдаче дубликата карточки регистрации контрольно-кассовой техники. При этом сведения, содержащиеся в утерянной карточке, подлежат восстановлению на основании информации, содержащейся в книге учета контрольно-кассовой техники в налоговом органе.

Одновременно с внесением информации в карточку регистрации контрольно-кассовой техники налоговым органом вносятся соответствующие отметки в паспорт контрольно-кассовой техники.

Паспорт контрольно-кассовой техники представляет собой документ, выдаваемый поставщиком, который содержит все необходимые сведения о модели контрольно-кассового аппарата.

В соответствии с Порядком регистрации контрольно-кассовой техники при снятии контрольно-кассовой техники в налоговом органе карточка регистрации контрольно-кассовой техники остается в налоговом органе. При дальнейшей постановке на учет данной модели контрольно-кассовой техники налоговый орган обязан будет выдать новую карточку регистрации контрольно-кассовой техники.

Так, индивидуальный предприниматель может передать в аренду контрольно-кассовую технику другому индивидуальному предпринимателю лишь после того, как осуществит снятие ее с учета в налоговом органе. При этом данная контрольно-кассовая техника подлежит регистрации в налоговом органе арендатора в порядке, установленном законом. На это указывают письмо ФНС России от20.02.2007 № ШТ-6-06/132@ «О разъяснении отдельных вопросов, связанных с использованием нормативных документов по применению контрольно-кассовой техники» и письмо Минфина России от 25.05.2006 №03-01-15/4-114.

Снятие контрольно-кассовой техники с учета в налоговом органе происходит только тогда, когда данная модель по каким-либо причинам выбывает из деятельности индивидуального предпринимателя. Например, по истечении срока полезного использования контрольно-кассовой техники, при

переходе права собственности на контрольно-кассовую технику от индивидуального предпринимателя к другим хозяйствующим субъектам и т. д. Так, при изменении места жительства индивидуального предпринимателя он обязан снять контрольно-кассовую технику с учета в налоговом органе по прежнему месту регистрации и зарегистрировать указанный контрольно-кассовый аппарат в налоговом органе по новому месту жительства.

При изменении фамилии, имени или отчества индивидуального предпринимателя (ИНН остается без изменений) достаточно ограничиться только перефискализацией фискальной памяти контрольно-кассовой техники и заменой карточки регистрации контрольно-кассовой техники (в связи с изменением реквизитов, распечатываемых контрольно-кассовой техникой на кассовом чеке) без снятия контрольно-кассовой техники с учета. Об этом говорится в письме ФНС России от 24.10.2005 № 06-9-09/38@ «О перерегистрации ККТ».

В письме ФНС России от 14.03.2005 № 22-311/341 «О снятии с учета ККТ» отмечается, что при утере статуса индивидуального предпринимателя налоговый орган обязан направить ему уведомление о необходимости в тридцатидневный срок подать заявление о снятии контрольно-кассовой техники с учета. По истечении установленного срока и неподачи заявления налогоплательщика о снятии контрольно-кассовой техники с учета налоговый орган вправе самостоятельно осуществить снятие контрольно-кассовой техники с учета.

Однако налоговые органы не запрещают физическому лицу в случае восстановления статуса индивидуального предпринимателя вновь зарегистрировать указанную модель контрольно-кассовой техники в налоговом органе по месту жительства индивидуального предпринимателя при условии, что по ней не истек срок разрешенного использования.

В соответствии с Порядком регистрации контрольно-кассовой техники по истечении указанного срока налоговый орган вправе самостоятельно осуществить снятие контрольно-кассовой техники с учета. При этом налоговый орган должен уведомить налогоплательщика о снятии контрольно-кассовой техники с учета не позднее следующего дня срока истечения амортизации по контрольно-кассовой модели, исключенной из Единого государственного реестра контрольно-кассовой техники.

Применение контрольно-кассовой техники, не состоящей на учете в налоговых органах, влечет за собой привлечение налогоплательщика к административной ответственности в соответствии со ст. 14. 5 КоАП РФ. Как уже отмечалось ранее, согласно этой статье ненадлежащее применение контроль-

но-кассовой техники влечет за собой наложение штрафных санкций в размере 3 000 — 4 000 руб. для должностных лиц.

Однако организация или же индивидуальный предприниматель не могут быть привлечены к ответственности при условии, что налоговый орган ненадлежащим образом известил налогоплательщика о снятии контрольно-кассовой техники с учета. Об этом свидетельствует и широкая арбитражная практика (см. постановление ФАС Центрального округа от 25.09.2006 по делу № А48-432/06-15).

Следует обратить внимание на то, что именно налоговый орган в данном случае должен доказать факт соответствующего уведомления налогоплательщика о снятии контрольно-кассовой техники с учета. В противном случае и даже в случае отсутствия самихдоказательств привлечь налогоплательщика к ответственности будет невозможно.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона № 54-ФЗ налоговые органы в целях обеспечения контроля за соблюдением требований законодательства в отношении применения контрольно-кассовой техники либо бланков строгой отчетности проверяют деятельность хозяйствующих субъектов. Однако составлять протоколы, а следовательно, и привлекать к ответственности могут только специально уполномоченные на то должностные лица налоговых органов. Если же протокол составлен должностным лицом, которое не имело на то права, то хозяйствующий субъект может быть освобожден от привлечения к административной ответственности по ст. 14.5 КоАП РФ даже при наличии факта административного правонарушения.

Так, в соответствии со ст. 23.5 КоАП РФ рассматривать дела об административных правонарушениях имеют право:

— руководитель ФНС России;

— руководители УФНС и их заместители (уровень субъекта РФ);

— руководители ИФНС (уровень города, района).

Данный вывод поддерживает и арбитражная практика (см. постановление ФАС Московского округа от 30.04.2004 по делу № КА-А40/3113-04).

Помимо этого, сама специфика осуществляемого вида предпринимательской деятельности может делать невозможным применение контрольно-кассовой техники. Следовательно, если применить контрольно-кассовую технику объективно невозможно, то и привлечь к ответственности за ее неприменение хозяйствующего субъекта нельзя. Так, в письме Минфина России от 14.04.2008 № 03-01-15/4-110 говорится, что в отношении хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную торговлю через торго-

вые автоматы с автоматическим приемом наличных денежных средств, нет оснований для привлечения к ответственности по ст. 14.5 КоАП РФ.

Подобный вывод Минфина России основан на том, что в соответствии с ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения», утвержденным постановлением Госстандарта России от 11.08.1999 № 242-ст, торговые автоматы могут быть отнесены к передвижным средствам развозной и разносной торговли, а она, в свою очередь, в силу своей специфики может осуществляться без применения контрольно-кассовой техники.

В отношении туристических услуг к ответственности по ст. 14.5 КоАП РФ могут быть привлечены только туроператоры, на которых в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 24.11.1996 № 132-ФЭ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» возлагается обязанность по реализации туристского продукта.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона № 54-ФЗ обязанность по применению контрольно-кассовой техники, либо применение бланков документов строгой отчетности установлена именно для организаций и индивидуальных предпринимателей. А это означает, что положения указанного закона не устанавливают обязанность физического лица применять контрольно-кассовую технику. Данная обязанность на них возлагается владельцами контрольно-кассовой техники (организациями или же индивидуальными предпринимателями) в соответствии с трудовым договором, заключаемым между сотрудником и юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем).

Согласно письму ФНС России от 13.06.2006 № ММ-6-06/597@ «О привлечении кадминистра-тивной ответственности по статье 14.5 КоАП РФ» к административной ответственности может быть привлечен только индивидуальный предприниматель, поскольку в указанных правоотношениях продавец — физическое лицо действует на основании трудового договора, а стороной в договоре купли-продажи является именно организация или же индивидуальный предприниматель.

Однако это не мешает организации или же индивидуальному предпринимателю требовать возмещения убытков, причиненныхработником.

Конституционный Суд РФ в определении от 14.12.2000 № 244-0 «По жалобам граждан А. И. Косика и Т. Ш. Кенчхадзе на нарушение их конституционных прав положениями абзаца шестого статьи 6 и абзаца второго части первой статьи 7 Закона Российской Федерации «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением» установил, что

индивидуальный предприниматель могут быть привлечены к ответственности лишь при наличии двух условий: установленного факта административного правонарушения, а также наличия вины индивидуального предпринимателя в совершении указанного административного правонарушения.

Позиция суда подтверждается и письмом ФНС России от 19.10.2005 № 06-9-09/28 «О привлечении к административной ответственности граждан за неприменение контрольно-кассовой техники».

Следует отметить, на практике суды могут освободить от административной ответственности индивидуального предпринимателя за неприменение контрольно-кассовой техники, признав указанное административное правонарушение малозначительным. Однако происходит это, как правило, если сумма невыданного чека мала и лицо привлекается к ответственности впервые. Так, неприменение контрольно-кассовой техники было признано малозначительным административным правонарушением судом Волго-Вятского округа в постановлении от 26.08.2008 по делу № А28-3765/2008-144/14, поскольку сумма, не пробитая по кассовому аппарату, составляла 7 руб. Однако не все суды оказываются столь благосклонны к хозяйствующим субъектам. Так, в постановлении ФАС Дальневосточного округа от 10.10.2007 по делу № Ф03-А04/07-2/3388, атакже в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 07.08.2007 по делу № Ф04-5359/2007/36996-А75 суды расценили неприменение контрольно-кассовой техники как грубое посягательство на порядок в сфере торговли и финансов.

Использование бланков строгой отчетности индивидуальными предпринимателями. Применение бланков строгой отчетности позволяет индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги населению, осуществлять свою предпринимательскую деятельность без применения контрольно-кассовой техники, что избавляет хозяйствующего субъекта от затрат, связанных с приобретением контрольно-кассового аппарата, а также с постановкой этого аппарата на учет в налоговых органах и его обслуживанием. Более того, не редко в практике организаций и индивидуальных предпринимателей случаются ситуации, требующие применения бланков строгой отчетности и знаний по организации их учета. Рассмотрим, как же все-таки необходимо применять и учитывать бланки строгой отчетности в хозяйственной деятельности.

В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона № 54-ФЗ индивидуальные предприниматели могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае

оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.

Если расчеты осуществляются с применением бланков строгой отчетности, необходимо уточнить, действительно ли оказываются услуги населению, которые указаны в общероссийском классификаторе услуг населению. В противном случае применяемый бланк строгой отчетности будет не действителен, и индивидуальный предприниматель может быть привлечен к административной ответственности за неприменение контрольно-кассовой техники.

Как уже отмечалось ранее, указанный порядок осуществления расчетов производится в соответствии с постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 № 359 «О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники» (далее — Порядок расчетов)

Согласно п. 1 указанного Порядка расчетов бланк строгой отчетности представляет собой документ, который приравнивается к кассовому чеку, выдается индивидуальными предпринимателями, оказывающими услуги населению, и дает право данным хозяйствующим субъектам не применять контрольно-кассовую технику при осуществлении расчетов.

Таким образом, использование в своей предпринимательской деятельности бланков строгой отчетности позволяет индивидуальному предпринимателю сэкономить денежные средства на приобретение кассового аппарата и избавляет его от необходимости регистрировать контрольно-кассовую технику в налоговых органах и платить за текущее обслуживание.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Однако для правильного применения бланков строгой отчетности организации или индивидуальному предпринимателю необходимо будет учесть все необходимые требования, предъявляемые законодательством.

Пункт 3 Порядка расчетов устанавливает перечень обязательных реквизитов, которые должны содержаться в бланке строгой отчетности.

Однако указанный перечень реквизитов не распространяется на бланки строгой отчетности, утверждаемые федеральными органами исполнительной власти, а также на бланки строгой отчетности, применяемые учреждениями культуры, которые устанавливаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти, которые занимаются нормативно-правовым регулированием указанной сферы деятельности.

В отношении прочих услуг населению в соответствии с письмом Минфина России от 22.08.2008 № 03-01-15/10-303 индивидуальный предприниматель вправе самостоятельно разработать бланк

строгой отчетности с учетом перечня реквизитов, закрепленного вп.З Порядка расчета.

В соответствии с п. 8 Порядка расчетов при заполнении бланка строгой отчетности должно обеспечиваться одновременное оформление не менее одной копии либо бланк строгой отчетности должен предусматривать отрывную часть.

Допускается изготовление бланков строгой отчетности двумя способами: типографским способом, атакже с использованием автоматизированной системы, к которой в соответствии с п. 11 указанного Порядка расчетов предъявляются следующие требования:

— система должна иметь защиту от несанкционированного допуска;

— система должна идентифицировать, фиксировать и сохранять все операции с бланком строгой отчетности в течение пятилетнего срока;

— система должна при заполнении бланка строгой отчетности и его выпуске (выводе на печать) сохранять уникальный номер и серию бланка.

При этом п. 12 Порядка расчетов установлено, что налоговые органы вправе потребовать от индивидуального предоставить информацию о документах, выпущенных посредством автоматизированной системы.

При использовании индивидуальными предпринимателями бланков строгой отчетности, изготовленных типографским способом, их учет необходимо вести в специальной книге учета бланков строгой отчетности. Листы такой книги согласно п. 13 Порядка расчетов должны быть пронумерованы, прошнурованы и подписаны руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) организации (индивидуальным предпринимателем), а также скреплены печатью (штампом).

Книга учета бланков строгой отчетности, изготовленных типографским способом, может вестись в произвольном порядке. Однако на практике можно воспользоваться формой книги, приведенной в приказе Минфина России от 23.09.2005 № 123н «Об утверждении форм регистров бюджетного учета».

Форма книги учета бланков строгой отчетности содержит следующие реквизиты: наименование книги (регистра), код по ОКУД, дату открытия, дату закрытия, наименование учреждения (здесь нужно указать ФИО индивидуального предпринимателя), величину условной оценки, атакже номер счета, на котором ведется учет бланков строгой отчетности, наименование формы бланка строгой отчетности, а также его номер, дату операции с использованием бланка строгой отчетности, содержание операции (приход или расход), а также остаток, сведения о лицах, которым осуществлена выдача бланка строгой

отчетности или его прием, подпись лица, принявшего или же выдавшего бланк строгой отчетности.

Исправления и помарки в бланках строгой отчетности не допускаются, поэтому указанные бланки строгой отчетности в соответствии с п. 10 Порядка расчетов перечеркиваются и прилагаются к книге учета бланков документов за тот день, в котором они заполнялись.

В соответствии с п. 14 Порядка расчетов индивидуальный предприниматель должен заключить с работником, непосредственно осуществляющим операции с бланками строгой отчетности, договор о материальной ответственности согласно ст. 244 Трудового кодекса РФ.

Более того, руководитель организации или индивидуальный предприниматель должен создать специальную комиссию в целях приема бланков строгой отчетности и обеспечить их сохранность. При приеме поступающих бланков строгой отчетности работник должен составить специальный акт, который свидетельствует о соответствии поступивших бланков строгой отчетности сведениям, указанных в сопроводительных документах (товарных накладных). Указанный акт подписывается индивидуальным предпринимателем и является основанием для принятия на учет бланков строгой отчетности. Поступление бланков строгой отчетности происходит в присутствии комиссии.

В соответствии с п. 16 Порядка расчетов бланки строгой отчетности должны храниться в сейфах или же специальных шкафах, которые в конце рабочего дня опечатываются и опломбируются.

Порядок хранения и уничтожения бланков строгой отчетности установлен п. 19 Порядка расчетов. В соответствии с ним срок хранения бланков строгой отчетности — копии или корешки (при условии, что бланк строгой отчетности содержит отрывные части) у индивидуального предпринимателя составляет не менее пяти лет.

По окончании указанного срока, но не ранее месяца после проведения последней инвентаризации индивидуальный предприниматель обязан уничтожить бланки строгой отчетности. Уничтожение бланков строгой отчетности производится на основании акта об уничтожении бланков строгой отчетности, который подписывается индивидуальным предпринимателем в присутствии специально созданной комиссии. Аналогичный порядок уничтожения предусмотрен и для некомплектных и испорченных бланков строгой отчетности.

Возможность не применять в своей предпринимательской деятельности контрольно-кассовую технику в соответствии с Федеральным законом № 54-ФЗ делает применение бланков документов строгой от-

четности привлекательным для индивидуальных предпринимателей. Однако неурегулированность вопросов порядка применения бланков строгой отчетности, а также форм бланков строгой отчетности, которые следует применять в отношении оказания того или иного вида услуг, создавала и продолжает создавать трудности в применении указанныхдокументов.

Чтобы разобраться в том, какие же бланки документов строгой отчетности следует применять организациям и индивидуальным предпринимателям, необходимо учесть следующее.

Минфин России в письме от 22.08.2008 № 03-0115/10-303 разъяснил, что индивидуальный предприниматель вправе самостоятельно разработать бланк документа строгой отчетности, если в отношении оказываемого указанными хозяйствующими субъектами вида предпринимательской деятельности не установлена специальная форма бланка документа строгой отчетности, утвержденная уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти. При этом регистрация данной формы бланка документа строгой отчетности в органах исполнительной власти не нуждается. Достаточно лишь будет утвердить форму применяемого бланка строгой отчетности внутренним документом индивидуального предпринимателя (распоряжением или же приказом).

Однако законодатель отметил, что самостоятельно разработанная форма документа бланка строгой отчетности должна содержать в себе все необходимые реквизиты, указанные вп.З Порядкарасчета.

Следует отметить, что законодатель и ранее допускал возможность применения самостоятельно изготовленной формы документа бланка строгой отчетности. Однако при этом такая форма должна была полностью соответствовать форме, утвержденной Минфином России. В частности, такая точка зрения была высказана ФНС России в письме от 16.09.2002 № 06-05-06/909-АД632. Данные выводы находят подтверждение и в судебных решениях (см. постановление ФАС Дальневосточного округа от 07.11.2007 по делу № Ф03-А73/07-2/4692).

Однако раньше самостоятельное изготовление и применение бланков документов строгой отчетности приходилось доказывать в суде. Теперь у организаций и индивидуальных предпринимателей появилось вполне законное право заниматься творчеством.

Наличие права у организации или же индивидуального предпринимателя самостоятельно разрабатывать бланки документов строгой отчетности создает определенные риски, которые могут повлечь за собой привлечение организации или индивидуального предпринимателя, а также их должностных лиц и сотрудников к административной ответственности в соответствии со ст. 14.5 КоАП РФ.

Риск состоит в следующем. В Порядке расчетов, а также в Федеральном законе № 54-ФЗ говорится, что бланки строгой отчетности могут применять организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги населению. Следовательно, оказываемый организацией вид услуг должен быть указан в Общероссийском классификаторе услуг населению, утвержденном постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 № 163 и не быть исключенным из него.

Как уже отмечалось, риск состоит также и в том, что если разработанный бланк документа строгой отчетности не будет соответствовать требованиям, установленным Порядком расчетов, индивидуальный предприниматель будет привлечен к ответственности как за невыдачу бланка документа строгой отчетности.

Расчеты индивидуальных предпринимателей с населением без применения контрольно-кассовой техники. В соответствии со ст. 2 Федерального закона № 54-ФЗ индивидуальные предприниматели вправе осуществлять наличные денежные расчеты без применения контрольно-кассовой техники в следующих случаях:

1) при осуществлении расчетов с применением бланков документов строгой отчетности в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;

2) при осуществлении расчетов индивидуальными предпринимателями, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местоположения имеют на это право.

В частности, к таким видам деятельности Федеральный закон № 54-ФЗ относит продажу газет и журналов, а также сопутствующих товаров в газетно-журнальных киосках. Субъекты, осуществляющие данный вид деятельности, вправе не применять контрольно-кассовую технику при осуществлении расчетов с населением при условии, что доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50% иассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполнительной власти субъекта РФ.

Индивидуальный предприниматель должны вести раздельный учет торговой выручки от продажи газет и журналов и от продажи сопутствующих товаров.

Таким образом, необходимо одновременное выполнение условий: раздельный учет выручки, доля торговой выручки от продажи газет и журналов в общем объеме торговой выручки составляет 50 % и более, хозяйствующий субъект реализует сопутствующие товары, которые утверждены субъектом федерации. При этом торговая деятельность ведется через газетно-журнальный киоск.

При несоблюдении указанных условий индивидуальный предприниматель может быть при-

влечены к административной ответственности в соответствии со ст. 14.5 КоАП РФ.

Так, в постановлении ФАС Уральского округа от 07.03.2008 № Ф09-1196/08-С1 по делу № А76-14053/07 суд наложил штраф в размере 30 000 рублей на общество с ограниченной ответственностью по причине того, что юридическое лицо осуществляло розничную торговлю сопутствующими товарами, которые не были включены в перечень сопутствующих товаров, утверждаемых исполнительным органом власти субъекта РФ.

Суды также не видят препятствий в неприменении контрольно-кассовой техники индивидуальными предпринимателями, осуществляющими торговлю печатной продукцией не через киоски, а через торговые места.

Об этом свидетельствует постановление ФАС Дальневосточного округа от 06.12.2006, 29.11.2006 № Ф03-А73/06-2/4356 по делу № А73-4420АП/06-20, а также постановление ФАС Поволжского округа от 07.02.2006 по делу № А49-156/2005-620П/21.

При этом суды указали, что законодатель связывает право хозяйствующего субъекта осуществлять расчеты с населением без применения контрольно-кассовой техники именно со спецификой деятельности, а не со способом осуществления торговли.

Однако позицию судов не разделяют налоговые органы, которые считают, что указанная деятельность должна осуществляться именно через газет-но-журнальный киоск.

Вправе не применять контрольно-кассовую технику индивидуальные предприниматели при продаже ценных бумаг физическим лицам. Однако ФНС России в письме от 05.05.2004 № 33-0-11/320 «О применении контрольно-кассовой техники» указал, что при приеме от физического лица наличных денежных средств за определенные действия по оплате услуг, оказываемых профессиональными участниками рынка ценных бумаг, необходимо применение контрольно-кассовой техники. Другими словами, если индивидуальный предприниматель является профессиональным участником рынка ценных бумаг, то он обязан применять контрольно-кассовую технику при осуществлении расчетов.

Не применять контрольно-кассовые аппараты на основании Федерального закона № 54-ФЗ могут хозяйствующие субъекты при продаже лотерейных билетов. В случае выигрыша лотерейного билета при его передаче кассовый аппарат также применять не нужно, поскольку данная операция не связана с реализацией товаров, выполнением работ или оказанием услуг.

Продажа проездных билетов и талонов для проезда в городском общественном транспорте также

производится без применения контрольно-кассовой техники. Причем Минфин России в письме от 16.05. 2006 № 03-01-15/3-96, а также ФНС Росси в письме от 15.06.2006 № ММ-6-06/603@ указали, что возможность неприменения контрольно-кассовой техники при продаже проездных билетов распространяется и на жетоны метрополитена.

Следует иметь в виду, что продажа билетов без применения контрольно-кассовой техники допустима только на транспорте общего (городского) пользования. Перевозчики пассажиров маршрутного такси не могут быть отнесены к данной категории, поскольку специфика их предпринимательской деятельности не позволяет контролировать полученную выручку в отличие от перевозок пассажиров автобусами, где имеется механизм такого контроля.

Перевозчики маршрутного такси должны применять в своей деятельности если не контрольно-кассовую технику, то бланки строгой отчетности.

В соответствии с Федеральным законом № 54-ФЗ индивидуальные предприниматели вправе осуществлять расчеты без применения контрольно-кассовой техники в случае обеспечения учащихся и работников общеобразовательных школ и приравненных к ним учебных заведений во время учебных занятий.

Таким образом, ключевым аспектом в решении вопроса о применении контрольно-кассовой техники в отношении оказания услуг общественного питания в общеобразовательных учреждениях является тот факт, кому оказываются услуги, а также тот факт, может ли учреждение быть отнесено к общеобразовательному. Так, в постановлении Правительства РФ от 19.03.2001 № 196 «Об утверждении типового положения об общеобразовательном учреждении» отмечено, что к общеобразовательным учреждениям, помимо школ, относятся гимназии и лицеи, реализующие общеобразовательные программы. Поэтому, если индивидуальный предприниматель и оказывает данный вид услуг, например, в колледже или высшем учебном заведении, то он обязан применять контрольно-кассовую технику при осуществлении расчетов.

Федеральным законом № 54-ФЗ установлено, что торговля на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, атакженадругих территориях, огведенныхдая осуществления торговли, может осуществляться без применения контрольно-кассовой техники.

Однако в соответствии с законодательством данное право не распространяется на ведение торговли через магазины, павильоны, киоски, палатки, автолавки, автомагазины, автофургоны, помещения контейнерного типа и другие, аналогично обустроенные и обеспечивающие показ и сохранность товара, торговые места, расположенные науказанныхтерриториях.

В этом то и состоит основной предмет спора хозяйствующих субъектов и налоговых органов. Так, в постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 03.09.2008 по делу № А28-3778/2008-148/14 суд привлек индивидуального предпринимателя к ответственности за неприменение контрольно-кассовой техники в силу того, что осуществление торговли через специально оборудованное для этих целей торговое место влечет за собой обязанность хозяйствующего субъекта применять контрольно-кассовую технику.

Основной аргумент налогового органа в данном вопросе — это обособленность торгового места (площади), на котором ведется торговля, а также то, что торговый объект должен обеспечивать показ и сохранность товара. Другими словами, если торговое место, через которое хозяйствующий субъект осуществляет торговую деятельность, соответствует признакам магазина, павильона и другим объектам торговли, поименованным в Федеральном законе № 54-ФЗ в качестве исключений, которые не позволяют индивидуальному предпринимателю не применять контрольно-кассовую технику при осуществлении расчетов, то такой хозяйствующих субъект обязан применять кассовый аппарат.

Аналогичной позиция придерживаются и суды. Так, в постановлении ФАС Дальневосточного округа от 07.05.2008 № Ф03-А51/08-2/1439 по делу № А51-10277/07-25-178 торговля продовольственными товарами через открытый прилавок была признана видом деятельности, оказываемой в специфичных условиях, а, следовательно, индивидуальный предприниматель вправе был не применять контрольно-кассовую технику.

Также в соответствии с Федеральным законом № 54-ФЗ разносная мелкорозничная торговля продовольственными и непродовольственными товарами с ручных тележек, корзин, лотков может осуществляться без применения контрольно-кассовых аппаратов. Исключение составляют технически сложные товары и продовольственные товары, которые требуют определенных условий хранения и продажи.

Следует обратить внимание, что в соответствии с письмом Минфина России от 14. 04.2008 № 03-0115/4-110 розничная торговля через торговые автоматы также может быть признана в силу своей специфики видом предпринимательской деятельности, при осуществлении которой применение контрольно-кассовой техники не требуется. Эту позицию поддерживают и арбитражные суды различных регионов (см. постановления ФАС Волго-Вятского округа от 24.01.2008 по делу № А43-5902/2007-45-122, Дальневосточного округа от 15.11.2007 № Ф03-А59/07-2/5050 по делу № А59-2469/07-С19, Московского округаог21.05.2008 № КА-А41/4091-08 поделу№ А41-К2-1078/08).

Таким образом, розничная торговля через торговые автоматы признается мелкорозничной торговлей, при осуществлении которой применение контрольно-кассовой техники не требуется в соответствии с требованиями Федерального закона № 54-ФЗ.

Продажа чайной продукции в пассажирских вагонах поездов также не требует от индивидуального предпринимателя применения контрольно-кассового аппарата. Однако для того чтобы хозяйствующий субъект мог воспользоваться своим правом, ассортимент реализуемой им продукции в вагонах поездов должен соответствовать ассортименту чайной продукции, утверждаемому исполнительным органом власти в области железнодорожного транспорта.

Следует обратить внимание, что неприменение контрольно-кассовой техники возможно только лишь при реализации чайной продукции по утвержденному перечню, поэтому, допустим, продажа постельного комплекта белья или другие виды оказываемых платных услуг должны осуществляться либо с применением контрольно-кассового аппарата, либо с применением бланков документов строгой отчетности.

Согласно положениям Федерального № 54-ФЗ продажа лекарственных препаратов в аптечных пунктах, расположенных в фельдшерско-акушерских пунктах в сельской местности, также осуществляется без применения контрольно-кассовой техники. В отношении этого вида деятельности специфика определяется совокупностью двух условий: местностью и ассортиментом. Так, не вправе индивидуальные предприниматели не применять кассовый аппарат при осуществлении указанного вида деятельности в районных центрах, поселках городского типа, а также при реализации прочей продукции.

Без применения контрольно-кассовой техники могут работать индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговлю в киосках мороженым и безалкогольными напитками на розлив, а также осуществляющие торговлю из цистерн пивом, квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, вразвал овощами и бахчевыми культурами.

Перечень товаров, продаваемых из цистерн, ограничен, поэтому если товар реализуется из цистерн, который не указан в данном перечне, индивидуальный предприниматель обязан применять контрольно-кассовую технику. При этом не имеет значения, где осуществляется торговля из цистерн — на крытом рынке либо на открытой площадке.

Прием от населения стеклопосуды и утильсырья также в соответствии с Федеральным законом

№ 54-ФЗ может осуществляться без применения контрольно-кассовой техники. Исключение из этого списка составляет прием металлолома. При этом при осуществлении данного вида деятельности отдельными письмами и разъяснениями финансового ведомства предусмотрен особый порядок применения контрольно-кассовой техники.

В соответствии с законодательством вправе не применять контрольно-кассовую технику индивидуальные предприниматели, осуществляющие реализацию предметов религиозного культа и религиозной литературы, а также оказание услуг по проведению религиозных обрядов и церемоний в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях.

Согласно положениям Федерального закона № 54-ФЗ почтовые марки и иных знаки, наносимые на почтовые отправления, которые подтверждают оплату услуг почтовой связи, могут продаваться без применения контрольно-кассового аппарата.

Федеральным законом № 54-ФЗ установлена также еще одна категория хозяйствующих субъектов, которые вправе не применять контрольно-кассовую технику при осуществлении расчетов с населением. К такой категории отнесены индивидуальные предприниматели, находящиеся в отдаленных и труднодоступных местностях. Перечень указанных местностей должен утверждаться органом государственной власти субъекта РФ. Однако вопрос применения данной правовой нормы осложняется тем, что ни Федеральный закон № 54-ФЗ, ни какой иной нормативный правовой акт не раскрывает понятие труднодоступной местности. На практике понятие труднодоступной местности чаще связывают с наличием транспортного сообщения, развитой инфраструктурной сети. Поэтому представляется целесообразным вывод о том, что именно исполнительные органы государственной власти субъектов РФ в своих нормативных правовых актах должны раскрывать понятие труднодоступной местности, применяемое в целях толкования Федерального закона № 54-ФЗ.

Список литературы

1. О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт: Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ.

2. О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники: Постановление Правительства РФ от 06.05.2008 № 359.

3. О применении контрольно-кассовой техники: Письмо от 05.05.2004 № 33-0-11/320.

❖ ❖ ❖

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.