Научная статья на тему 'Накопление человеческого капитала и экономическое развитие в странах бывшего СССР: источники и методы построения временных рядов данных'

Накопление человеческого капитала и экономическое развитие в странах бывшего СССР: источники и методы построения временных рядов данных Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
55
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / HUMAN CAPITAL / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ECONOMIC DEVELOPMENT / BOOK PRODUCTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Диденко Дмитрий Валерьевич

В статье обсуждаются методы построения временных рядов данных, а также информационный потенциал соответствующих источников и исследовательской литературы, посвященных различным аспектам человеческого капитала в СССР и новых независимых государствах на его территории (преимущественно в советский и постсоветский периоды).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HUMAN CAPITAL FORMATION AND ECONOMIC DEVELOPMENT IN THE FORMER SOVIET UNION COUNTRIES: SOURCES AND METHODS FOR THE TIME SERIES CONSTRUCTION

The article discusses methods for the construction of time series as well as information value of the primary sources and the research literature related to various aspects of human capital in the USSR and the Newly Independent States on its territory (primarily during the Soviet and post-Soviet periods).

Текст научной работы на тему «Накопление человеческого капитала и экономическое развитие в странах бывшего СССР: источники и методы построения временных рядов данных»

УДК 330.341:37(091) ББК У02

Д. В. Диденко

НАКОПЛЕНИЕ чЕЛОВЕчЕСКОГО КАПИТАЛА

и экономическое развитие в странах бывшего

СССР: источники И МЕТОДЫ ПОСТРОЕНИя ВРЕМЕННЫХ рядов ДАННЫХ*

Ключевые слова: человеческий капитал, образование, книгопечатная продукция, экономическое развитие.

D. V. Didenko

HUMAN CAPITAL FORMATION AND ECONOMIC DEVELOPMENT IN the former soviet UNION countries:

sources and methods for the time series

CONSTRUCTION

Keywords: human capital, education, book production, economic development.

1. Общая характеристика источников

Отдельным направлением в научной литературе является создание и внедрение в исследовательскую практику рядов исторических данных, характеризующих различные показатели человеческого капитала1. Широко используются наборы данных по средней продолжительности обучения [41; 48; 63]. Р. Барро и Д.-Х. Ли рассчитывали соответствующие данные по СССР и большинству его республик за 1950-2010 гг. Другие исследователи не включали эти страны в свои выборки, хотя К. Моррисон и Ф. Мюртен приводили некоторые количественно выраженные предположения. Созданный Исследовательским центром славистики (Университет Хоккайдо) интернет-ресурс «Временные ряды по советской экономической статистике» [68] в некоторой степени воспроизводит официальные данные по системе образования. Набор данных У. Истерли и С. Фишера по

советской экономике [51] не включал данные по человеческому капиталу, хотя в своем исследовании они использовали для его характеристики натуральные показатели (охват средним образованием, доля специалистов с высшим образованием в общей численности населения). Также отдельные натуральные показатели человеческого капитала (преимущественно в дореволюционный период) представлены в электронных наборах данных по российской экономической истории, созданных в последние годы научными коллективами под руководством Л. И. Бородкина [29] и А. М. Маркевича [39].

При создании совместно с коллегами по проекту CLЮ-INFRA [47] нового электронного ресурса (набора данных) по истории человеческого капитала в республиках бывшего СССР и постсоветского пространства2 нашей отправной точкой служила официальная статистика, общедоступные

* Содержание статьи основано на авторском материале (с дополнениями и изменениями), опубликованном в [50].

1 Под этим термином соответствующая теория, сформулированная на рубеже 1950-1960-х гг. в [43; 60; 67], понимает совокупность воплощенных в человеке экономически ценных знаний, навыков, мотиваций, его способность к продуцированию новой информации.

2 Приложен к электронной версии нашей (в соавторстве) публикации: [50].

Таблица 1

Основные источники данных по показателям, характеризующим человеческий капитал в странах бывшего СССР

Категория Показатель Период Основные источники и литература Примечания

Человеческий капитал (самодостаточные косвенные показатели) Грамотность (чтение) около 1250-2010 СРВОГС*, ИДЕМ ВШЭ (2011), Миронов (1985, 1991, 1994, 2003) За 1990-2010 гг. только по России.

Грамотность (счет) 1897-2010 Рассчитано на основе распределения по однолетним когортам населения в возрасте 23-62 лет

Средняя продолжительность формального образования 1897-2002 Центральный статистический комитет при МВД Российской империи (Тройницкий Н., ред., 1905), СРВОГС*, ИДЕМ ВШЭ (2011), UNSD (2012), Поляков, ред. (1992, 1999, 2007) Рассчитано на основе других показателей

Охват формальным образованием около 1800-2010 СРВОГС*, Статкомитет СНГ Johnson (1950)

Государственные расходы на образование и науку 1923-2010 Советские и российские высшие финансовые органы (Нар-комфин, Минфин, Казначейство России), СРВОГС*, ГУ/НИУ-ВШЭ (2005, 2007, 2010, 2010a), UIS UNESCO (2012) Плотников (1954), Субботина (1965), De Witt (1961), Kaser (1974), Noah (1966)

Выпуск книжной продукции 1913-2010 СРВОГС* За 1990-2010 гг. только по России

Человеческий капитал (дифференциалы косвенных показателей) Заработные платы 1985-2010 СРВОГС*, Статкомитет СНГ

1935-1984 СРВОГС*, Chapman (1963), Zaleski (1980)

1923-1934 СРВОГС* В целом по СССР и в основном по городскому сектору

1913-1922 СРВОГС*, Крумин, ред. (1923, 1924)

Население Всего 1885-2010 Андреев и др. (1993, 1998), Гельфанд (1992), Волков (1930), Maddison (2010)

Мужское/ женское 1897-2010 UNSD (2012), ИДЕМ ВШЭ (2011), Поляков, ред. (1992, 1999, 2007)

* Советские и российские высшие органы государственной статистики: ЦУНХУ СССР, УНХУ РСФСР (1931-1948), ЦСУ СССР и РСФСР (1948-1987), Госкомстат СССР и РСФСР (1987-1991). ** Непосредственно автором использовался перевод основных глав оригинального издания на русский язык: Грегори П. Экономический рост Российской империи (конец XIX в. - начало XX в.): Новые подсчеты и оценки. М.: РОССПЭН, 2003.

Объем экономики ВНП/ВВП 1885-2010 Маркевич, Харрисон (2013), Пономаренко (2002), Becker (1969), Bergson (1961), Gregory (1982)**, Easterly and Fischer (2001), Harrison (1998), Maddison (2010), Steinberg (1990)

ЧМП 1928-1990 Ханин (1991), Steinberg (1990) В целом по СССР

Физический капитал Накопленный объем 1928-2010 Easterly and Fischer (2001), Moorsteen and Powell (1966), Статкомитет СНГ, Marquetti and Foley (2011) Валовой объем; примерно до 1990 г. включал жилую недвижимость

Ежегодное валовое накопление 1928-2010 World Bank (2013), Bergson (1961), Moorsteen and Powell (1966), Steinberg (1990)

Инфляционные показатели Дефлятор ВНП/ВВП 1886-2010 World Bank (2013), Becker (1969), Bergson (1961), Steinberg (1990)

Индекс потребитель-ских цен 1886-2010 СРВОГС*, World Bank (2013), Chapman (1963), Gregory (1982)**

электронные ресурсы и производные от них данные, представленные в исследовательской литературе (табл. 1).

В качестве основного официального источника использовался статистический ежегодник «Народное хозяйство СССР». Помимо этого, служба государственной статистики СССР также публиковала тематические сборники, такие как «Труд», «Культурное строительство», «Культура, образование и наука», «Женщины и дети». С конца 1950-х гг. такие сборники выходили, как правило, раз в десятилетие.

Помимо этого, финансовое ведомство СССР3 публиковало отчеты об исполнении государственного бюджета на основе пятилетних планов начиная с 1962 г. В этих отчетах были представлены ежегодные данные за последнюю пятилетку, а за более ранние периоды результаты приводились с 10- и 5-летними интервалами на-

3 Наркомфин до 1946 г., впоследствии Минфин.

чиная с 1940 г. Практики регулярного выпуска таких публикаций не было до начала 1960-х гг. С конца 1980-х гг. Минфин СССР стал публиковать соответствующую отчетность уже на ежегодной основе. Также этот государственный орган публиковал тематические сборники по финансовым расходам на образовательные, культурные и научно-исследовательские цели.

2. Численность населения и его грамотность

Важным натуральным показателем, косвенно характеризующим человеческий капитал, является грамотность. Она выражается в навыках чтения, письма (в СССР/ России в ходе переписей населения не фиксировались), счета (рассчитывается на основе данных переписей населения как доля лиц в возрасте 23-62 лет, указывающих свой возраст с точностью до одного

года). Слабость навыков количественного мышления выражается в индексе возрастной аккумуляции демографической структуры, возникающей в результате неспособности к точному счету и округления респондентами своего возраста. Этот индекс рассчитывается на базе одногодичной возрастной структуры населения и измеряется избытком лиц, указывающих свой возраст с окончанием на 0 или 5 (т. е. 25, 30, 35 лет и т. д.). В свою очередь, индекс возрастной аккумуляции пересчитывается в индекс АВСС (предложен А'Херном и соавторами [40]), который выражает в процентном отношении численность лиц, точно указывающих свой возраст при переписи. Таким образом, способность к количественному мышлению определяется на основании косвенных данных; при этом оцениваются функциональные навыки респондентов вместо формальных.

В настоящее время основная часть данных по переписям населения стала доступной в электронном виде благодаря публикации Института демографии при Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) [13]. Помимо ранее опубликованных данных переписей, она также включает в себя дополнительную информацию из архивов. В целях проверки надежности мы сравнили данные из указанной электронной публикации с данными, ранее опубликованными по итогам переписей населения за разные годы (1897, 1926, 1937 и 1939 гг., в целом по Российской империи и Советскому Союзу). Обнаруженные несоответствия (главным образом по 1937 г.) представляются нам несущественными. Данные по переписям 1959, 1970, 1979 и 1989 гг. получили более высокую оценку надежности, поэтому мы не осуществляли их проверку на внутреннюю согласованность.

Это позволило нам вычислить индикаторы элементарной грамотности и способности к количественному мышлению. Для расчета обоих показателей приведенные в

4 См., напр.: [49, р. 71-72].

официальных публикациях данные переписей населения содержат довольно подробную информацию, позволяющую охарактеризовать ситуацию в целом по стране. Исключение составляют лишь переписи населения за 1920, 1937 и 1939 гг. Информация по грамотности на территории союзных республик (впоследствии новых независимых государств) доступна для периода с 1926 г.

Официальные данные по грамотности имеют присущие им недостатки. При проведении переписей в СССР под грамотностью понималась способность респондента читать хотя бы на одном языке. Следовательно, навыки письма вообще не принимались во внимание. Ряд исследователей образовательной системы СССР отмечали, что темпы роста политически значимого показателя грамотности населения были завышены за счет снижения критериев по сравнению с дореволюционным периодом4. В свою очередь, вопрос количественной грамотности не являлся политически чувствительным, поэтому можно предполагать, что ее оценки имеют меньшее завышение, чем оценки элементарной грамотности, определяемые на основании ответов на прямой вопрос переписчика.

Для анализа динамики изменения численности населения мы использовали данные его переписей за соответствующие годы, а для периодов между переписями -данные Е. З. Волкова [6], Е. М. Андреева и соавторов [3], которые приводились на начало календарного года, а также Э. Мэд-дисона [58]. В наших рядах использовалось среднее арифметическое двух последовательных годовых значений Э.Мэддисона, поскольку его исходные данные представляют собой оценку для середины календарного года.

3. Образовательный уровень и охват населения образованием

Наша третья переменная для анализа уровня образования (помимо возрастной

аккумуляции и грамотности) связана с образовательной подготовкой населения.

Мы распределили образовательную подготовку мужчин, женщин и всего населения в целом по шести уровням в соответствии с классификатором ISCED (International Standard Classification of Education - Международная стандартная классификация образования, далее МСКО), поскольку этот стандарт, по нашему мнению, в целом подходит для Российской империи (в меньшей степени), а также для СССР и республик постсоветского пространства (в большей степени).

С учетом опыта создания предыдущих баз данных по образовательной подготовке в разных странах [41; 48], а также возрастной структуры опубликованных сведений по республикам бывшего СССР в качестве оптимального решения мы предпочли использовать пятилетние интервалы, начиная с возрастной группы 10-15 лет и завершая 70 годами и старше.

Чаще всего мы присваивали каждому образовательному уровню те сроки, которые были нормативно установлены на момент проведения переписи населения. Это привело к незначительной переоценке уровня образования для переписи 1970 и 1979 гг., когда значительная часть населения получала неполное среднее образование за семь лет (а не за восемь, как в более поздний период). При этом доля лиц, имевших только начальное образование (по прежним правилам срок его получения составлял четыре, а не три года) была существенно меньше. В более раннее время фактические сроки получения образования часто были короче нормативных. Для учета этого обстоятельства мы воспользовались соответствующими оценками Р. Аллена [1] и Б. Миронова [19; 64].

Данные по уровням образования 4 и 5 МСКО (соответствуют среднему специальному и высшему) за 1939 г. и, что особенно важно, полученные в результате последующих переписей населения, имеют явную тенденцию к завышению, что связано с ростом популярности вечернего и заочно-

го образования, которое стало учитываться при проведении переписей населения начиная с 1939 г. Как следует из официальных публикаций ЦСУ [21; 22], в 1960-е гг. распространенность нестационарных форм образования достигла такого уровня, что по ним обучался каждый второй студент вуза. Среди учащихся ссузов эта доля составляла до 20 %. Хотя срок заочного обучения обычно был на полгода-год дольше, это увеличение вряд ли было в состоянии компенсировать нехватку времени на учебу, которую обычно испытывают студенты нестационарных форм обучения.

При построении временных рядов об образовательной подготовке населения мы берем за основу данные, известные нам по его переписям. За годы между переписями мы рассчитывали их путем использования итоговых данных по охвату населения образованием методом непрерывной инвентаризации, предложенным П. Фёльдвари и Б. ван Леувеном, который заключается в усреднении значений, получаемых при эк-траполяции и ретрополяции данных о средней продолжительности обучения, известных по переписям [53].

Соответственно охват населения образованием мы выражаем в уровнях МСКО, в которых прежде оценивали его образовательную подготовку. Как уже отмечалось, образовательные уровни МСКО в целом сопоставимы с уровнями образования, принятыми в СССР/СНГ. Однако необходимо обратить внимание на некоторые особые случаи.

Во-первых, на феномен «предвысше-го» образования, которое многие будущие абитуриенты в 1922-1940 гг. получали на рабфаках. Эти учреждения обеспечивали некоторую связь среднего и высшего образования и служили социальным лифтом для работающего и социально активного населения с низким образовательным уровнем, давая им возможность доступа к высшему образованию без окончания полного курса средней школы и без отрыва от основной работы. Учитывая эти особенности, мы присвоили рабфакам 3-й уровень по МСКО.

Во-вторых, существовали разнообразные институты начального профессионального образования. Мы предполагаем, что средний уровень специалистов после получения профессионально-технического образования соответствовал в 1920-1940-е гг. уровню 1, в 1950-1960-е гг. - уровню 2, а в 1970-1980-е гг. - уровню 3.

Гендерный состав учащихся в официальных публикациях представлен намного хуже. Это связано как с несколько более поздним отражением данного вопроса в официальной статистике (по уровню 4 с 1921/22, по остальным - с 1927/28 учебного года), так и со значительными интервалами между опорными точками - 10-15 лет для начального и среднего образования и 3-5 лет для высшего. Наши аппроксимации по профессионально-техническому и высшему образованию представляются более близкими к реальности, поскольку мы располагаем большим количеством промежуточных опорных точек.

4. Финансовые данные по инвестициям в человеческий капитал

Одним из путей оценки человеческого капитала является определение его объема по восстановительной стоимости. Чтобы сделать это, нам требуются оценки соответствующих ежегодных расходов, прежде всего государственных.

В первую очередь мы использовали официальные публикации финансового ведомства СССР, в обязанности которого входило осуществление бюджетного процесса и данные которого включали все уровни государственной бюджетной системы (союзный, республиканский и местный). В дополнение к ним мы привлекали официальные данные союзного и российского статистических ведомств, когда они лучше согласовывались с другими, либо при отсутствии соответствующей информации от финансо-

вого ведомства. Принципиально важно, что данные статистических ведомств включали сведения о расходах на образование, науку и здравоохранение со стороны внебюджетных фондов и предприятий.

Данные по государственным расходам за советский период более или менее надежны и в отношении образования и здравоохранения обладают достаточной полнотой с 1923/24 финансового года (с октября по сентябрь). В отношении расходов на научные исследования соответствующие данные доступны с 1928/29 финансового года.

В отношении расходов на образование в 1920-1940-е гг. предпочтение отдавалось использованию данных К. Плотникова [27] и К. Субботиной [33], пересчитанных в соответствии с более поздней бюджетной классификацией и приведенных к сопоставимому виду с другими данными вышеуказанных источников. Мы также сопоставляли данные К. Плотникова [27] за 1928/29-1954 гг. с альтернативным источником информации, представленным российским ученым-эмигрантом П. Ковань-ковским [15].

В одной из официальных публикаций Минфина СССР [11] содержались сведения о размере поступлений в бюджеты союзных республик в качестве официальных платежей населения за обучение в старших классах средней школы, средних специальных и высших учебных заведениях в 1940-1955 гг. Очень приблизительная оценка других расходов домохозяйств в 1950-1961 гг. (без учета официальных платежей населения) приводится в исследовании Х. Ноу [64, р. 73-87], а оценка оплаты услуг частных репетиторов в 1976-1980 гг. 5 в статье В. Роговина [30, с. 12]. Следует отметить, что в данном случае речь идет только о прямых расходах домохозяйств на оплату образовательных услуг и учебной

5 Эта плата была введена в 1940 г. и отменена в 1956 г. По несколько завышенной оценке

Н. Де Витта, в начале 1950-х гг. эти расходы ежегодно составляли до 1 млрд руб., покрывая порядка

10 % общих затрат на функционирование учреждений высшего образования [49, р. 65].

литературы без учета такой значительной позиции, как альтернативные издержки в виде упущенных заработков.

В официальной бюджетной статистике СССР в отношении функционального назначения расходов на образование и науку наиболее часто использовалась обобщенная категория «просвещение», которая помимо собственно образования включала и другие позиции, такие как культурные мероприятия (финансирование музеев, библиотек, других культурно-просветительских учреждений), а в определенные периоды - расходы на научно-исследовательскую деятельность. Недостающие значения временных рядов по расходам на образование интерполировались по линейному тренду на основе расходов по более крупной категории «просвещение».

Расходы на образование можно условно разделить на две большие группы -общее образование (включая воспитание) и профессиональное образование (подготовка кадров). Первое включало детские сады (уровень 0 МСКО), общеобразовательные школы (в том числе для взрослых, уровни 1-3 МСКО), детские дома и специализированные школы для детей-инвалидов, а также внеклассные занятия и воспитательную работу с детьми. Вторая категория включала систему профессионально-технического (1-3 по МСКО), среднего специального (4 по МСКО), высшего (5 по МСКО) и послевузовского (6 по МСКО) образования, а также повышение квалификации взрослыми работниками. В опубликованных данных между уровнями общего образования не было разделения по объему финансирования. Это может объясняться тем, что чаще всего обучение по уровням 1-3 МСКО проходило в одних и тех же школах и проводилось теми же учителями. Как и в случае с охватом населения образованием, здесь также встречаются специальные образовательные учреждения, которые мы относили к получателям соответствующих уровней финансирования.

Официальные данные об исполнении бюджета включают в себя не только текущие расходы (на заработную плату, стипендии и книги), но и капитальные (на строительство и реконструкцию зданий, приобретение оборудования и его ремонт). Последние составляли около 8-10 % всех расходов на образовательные цели, культурные мероприятия и научно-исследовательскую деятельность.

Данные о бюджетных расходах в публикациях союзного ведомства гораздо лучше представлены для СССР в целом, чем по его отдельным республикам. Следовательно, мы использовали данные более крупной, первой, категории для реконструкции ее составных частей. Другой подход заключался в определении доли республики в совокупных расходах и ее последующем переводе в абсолютные цифры. Для периодов высокой инфляции (1920-1930-е, 1990-е гг.) применялось логарифмическое преобразование. Согласно нашему предположению, остаток союзного бюджета (расходная часть консолидированного бюджета СССР после вычета суммы расходов консолидированных республиканских бюджетов, фактически чистый бюджет центрального правительства) распределялся между союзными республиками в соответствии с объемом расходной части консолидированного бюджета каждой из них.

Информация об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации начала предоставляться Федеральным казначейством с 2003 г. [14]. Для более раннего периода (1995-2002 гг.) эти сведения в отношении образования публиковались в различных тематических сборниках [20] Государственного (ныне Национального исследовательского) университета - Высшей школы экономики (НИУ ВШЭ). Сборники НИУ ВШЭ также являются источником оценок корпоративных и частных расходов на образование в России начиная с 1995 г.

5. Производство книжной продукции

Вопросы влияния книгоиздания посредством печатных технологий на характер накопления знаний, которые ранее рас-

пространялись преимущественно устным путем (и лишь в небольшой степени рукописным), были рассмотрены в основополагающем исследовании Э. Айзенстайн [52, р. 832]. Радикальное снижение издержек копирования информации, объективированной в письменно-знаковой форме, способствовало резкому росту интеллектуального производства, основными ресурсами и результатами которого выступают информация и знания. В связи с этим ряд исследователей истории мирового и национального экономического роста рассматривали динамику производства и накопления книжной продукции как его важные влияющие и результирующие (т. е. эндогенные) факторы [42; 45; 65].

Поскольку распространение печатных технологий в ходе модернизации преимущественно аграрных обществ способствовало активному накоплению человеческого капитала, показатели выпуска книжной продукции (до начала «цифровой революции») также являются его сравнительно надежными косвенными индикаторами. Объем тиражей может интерпретироваться как индикатор количества, а разнообразие наименований - качества человеческого капитала. Однако указанные показатели не в состоянии отразить количество информации, в то время как имеются лишь ограниченные данные по объемам текстов, опубликованных в книгах за советский и постсоветский периоды.

Другой особенностью индикаторов производства книгопечатной продукции является то, что они достаточно чувствительны к неблагоприятным изменениям макроэкономической среды, которые сопутствуют войнам и экономическим кризисам. Эти индикаторы быстрее и сильнее реагируют на

указанные изменения по сравнению с охватом населения образованием и расходами на образование.

Мы включили ежегодную информацию по книгоиздательству в наши ряды данных с учетом изменений границ между республиками, как и в случае с государственными расходами на образование. Аналогично мы использовали интерполяцию и ретро-поляцию данных с целью оценки доли республик в структуре книгоиздательства и преобразование этих долей в абсолютные показатели.

6. Основные показатели сферы трудовых отношений (занятость и заработная плата)

Для расчета стоимостного показателя человеческого капитала по доходам, а также уровня частной отдачи на человеческий капитал необходимы данные по заработным платам.

Советская правящая элита рассматривала промышленность как ключевой сектор национальной экономики. Именно поэтому соотношение между зарплатами рабочих и служащих (включая инженерно-технический персонал) в промышленности можно рассматривать как ключевое в советской системе распределения доходов и, соответственно как надежный косвенный показатель частной отдачи на человеческий капитал. Соответствующие данные имеются за достаточно длительный период - с 1913 г.6 по настоящее время. Мы полагаем, что неточности, возникающие вследствие различий в методиках их получения, не являются столь значительными, чтобы поставить под сомнение определенные тренды, характерные для динамики рассматриваемых показателей.

6 Наши оценки за 1913-1918 гг. основываются на данных Всероссийской промышленной и профессиональной переписи 1918 г., охватившей выборку из 3 043 предприятий, которые работали в течение всего периода 1913-1918 гг. и располагались на территории, контролируемой большевистским правительством из Москвы [36]. При оценке разницы в оплате труда рабочих и служащих в 1918-1922 гг. мы осуществляли ретрополяцию и экстраполяцию заработных плат, выплачивавшихся преимущественно в денежной форме, в различные моменты времени до и после указанного периода.

За отдельные годы сведения о рабочих и служащих в промышленности не были представлены в упомянутых выше источниках. Мы проводили интерполяцию данных по этим категориям, основываясь на данных по общей занятости и средней заработной плате в государственном секторе. В некоторых случаях (главным образом для 1920-х гг.) мы использовали ретрополяцию данных. За последние годы существования СССР значения по средним категориям были смоделированы на основе данных Статкомитета СНГ [32].

Полученные нами оценки средней заработной платы работников включают в себя как денежную, так и натуральную часть. Однако они не включают субсидии на потребление социальных услуг. Дело в том, что эта форма вознаграждения не могла считаться рыночной, поскольку такие субсидии обычно нельзя было использовать в качестве менового средства. При этом следует иметь в виду, что доступность субсидий и других видов социального обеспечения часто являлась серьезным фактором в выборе работником места занятости и должности. Как следует из данных ЦСУ, доля таких субсидий (в форме выплат из общественных фондов потребления) в общем доходе работников возросла с 18 % в 1940 г. до 28 % к началу 1980-х гг. [35]. В то же время в публикуемой информации по заработной плате не выделены номинально и фактически обязательные вычеты, такие как налоги и расходы на приобретение государственных ценных бумаг (облигаций).

Официальная статистика намного чаще приводит данные по количеству работников (занятости), чем по их заработной плате. Однако и в представлении данных по занятости есть слабые стороны. Данные официальных источников по занятости определенно смещены в сторону промыш-

ленного сектора. Поскольку по сравнению с урбанизированными секторами экономики в аграрном секторе заработной платы были существенно ниже, результатом является завышение соответствующих данных по средней заработной плате в целом по народному хозяйству. Это отклонение возрастает по мере углубления в прошлое (особенно с 1930-х по 1960-е гг.) и становится особенно заметным для республик с высокой долей сельскохозяйственного сектора (например, Казахстана). С течением времени доля занятости на селе постепенно снижалась (как и доля негосударственных предприятий в сельскохозяйственной отрасли), и более поздние данные уже в меньшей степени занижают показатели занятости и завышают средний размер заработанной платы.

Лишь с 1940 г. появляются первые и явно неполные официальные данные по колхозам, которые составляли основную часть аграрного сектора. Соответственно появляется возможность прямого получения несмещенных оценок средней заработной платы за отдельные годы. Однако для республик постсоветского пространства (кроме России) мы имеем несмещенные оценки средней заработной платы начиная лишь с середины 1980-х гг. Для решения этой проблемы мы прибегли к ретрополя-ции, взвешивая заработные платы в преимущественно индустриальном и аграрном (колхозы) секторах соответствующей долей занятых. Поскольку для отдельно взятых республик оно было неизвестно, мы использовали имеющиеся данные по СССР в целом, вводя поправку на отклонение соотношения численности городского и сельского населения в рассматриваемой республике относительно СССР. Скорректированная величина средней заработной платы в республиках рассчитана нами по формуле:

Wr = Wв х

1 -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Е

и

х Р Р + Р )

Ер + Еа Ри (Рт + Р, )

+ Wfi х

Е

Еи + Еа

Ру Р + Р ) Ри (Ру + Р, )

где - средняя заработная плата в республике (в городском и сельском секторах экономики);

№ог- средняя заработная в республике по данным официальной статистики (преимущественно в городском секторе экономики);

Wfi¡ - средняя заработная в колхозах СССР по данным официальной статистики (предполагается одинаковой во всех республиках в каждом отдельном году); Б, - количество занятых в колхозах СССР по данным официальной статистики; Б - количество занятых в экономике

ои

СССР по данным официальной статистики (преимущественно в городском секторе);

Руг - сельское население республики; Р - городское население республики; Р - сельское население СССР;

VII

Ри - городское население СССР

В табл. 2 приведено сравнение несмещенных официальных данных по средней заработной плате в России и рассчитанных по формуле. Результирующие расхождения представляются приемлемыми для применения соответствующей аппроксимирующей модели для корректировки данных советской официальной статистки по средней

заработной плате в других республиках бывшего СССР.

Произведенные по формуле расчеты средней заработной платы позволили нам получить относительно несмещенную оценку стоимости человеческого капитала по доходам.

7. Важнейшие показатели системы национальных счетов (ВВП, физический капитал) и индексы цен

Любой анализ показателей человеческого капитала будет сильно ограниченным, если мы не сможем сопоставить его объем с национальным доходом, в том числе в пересчете на душу населения.

Однако подход к измерению национального дохода в СССР существенно отличался от принятого в большинстве стран с рыночной экономикой, использующих Систему национальных счетов (СНС). Эпистемологической основой статистики национального дохода (фактически чистого материального продукта - ЧМП) социалистической экономики советского типа стало положение о том, что никакая добавленная стоимость не создается вне секторов материального производства. Отрасли сектора услуг, производившие нематериальные

Таблица 2

Средняя заработная плата в экономике России (городской и сельский сектора)

Год Данные советской официальной статистики* Данные постсоветской официальной статистики** Наша оценка** по формуле (3-1) Расхождение нашей оценки с данными постсоветской официальной статистики, %

1940 33,90 24,00 23,82 0,8

1950 65,70 49,00 48,00 2,0

1960 83,10 73,00 68,68 5,9

1965 99,00 92,48 89,57 3,1

1970 126,10 121,16 119,29 1,5

1971 130,40 125,63 123,79 1,5

1972 135,20 130,45 128,58 1,4

1975 153,20 149,00 146,63 1,6

1980 177,70 174,00 172,56 0,8

* Без учета колхозов [34]) ** С учетом колхозов [31])

продукты (прежде всего знания), классифицировались как отрасли промежуточного потребления и непроизводственные.

Мы составили и сконструировали для разных периодов существования СССР ряды данных по ЧМП (в первую очередь на основе официальных данных по сектору материального производства), валового внутреннего продукта (ВВП) в текущих ценах (на основе исследовательской литературы), а также величины дефлятора ВВП, валовых инвестиций и накопленного объема физического (в терминологии СНС - основного) капитала (также в текущих ценах).

В целях проверки различных оценок ВНП/ВВП СССР в текущих ценах мы соотносили их с другими индикаторами (также выраженными в текущих ценах), которые были рассчитаны независимо от проверяемых оценок ВНП. Этими индикаторами являлись размер фонда оплаты труда и общие расходы государственного бюджета. Мы производили смыкание тех рядов, в основе которых лежали близкие методики расчета и близкие значения в точках смыкания. При этом мы использовали парные ряды ЧМП и ВНП в текущих ценах для их взаимной сверки.

Наша оценка накопленного объема валового физического капитала (в текущих ценах) основывалась на отношении его объема к ВНП (оцененному по факторной стоимости и также в текущих ценах). Соответствующие данные заимствовались из работы У Истерли и С. Фишера [51] в постоянных ценах. Мы предполагаем, что это соотношение для каждого года является истинным вне зависимости от масштаба цен. В свою очередь У. Истерли и С. Фишер воспользовались имевшимися в зарубежной литературе оценками, которые в большинстве совпадают с теми, которые мы использовали для оценки ВНП и валовых инвестиций - по крайней мере, для периода до 1956 г.

Источником принципиальных различий в оценках темпов экономического роста в бывшем СССР является использование различных показателей инфляции - как резуль-

тата выбора самих индикаторов, так и непосредственно их значений. Поэтому поиск адекватных ценовых индексов для оценки объема человеческого капитала страны (в монетарном исчислении) является сложной, но очень важной проблемой.

В качестве основного индикатора инфляции мы предпочитаем использовать дефлятор ВНП/ВВП, поскольку он является наиболее емким ценовым индексом, охватывающим все отрасли экономики. Он включает в себя не только потребительские товары и услуги, но и государственное конечное потребление и капитальные активы. В то же время, где это было возможно, для взаимной сверки мы использовали индекс потребительских цен.

А. Гершенкрон [54] стал первым, кто обратил внимание на проблему в использовании данных официальной советской статистики, оценивавшей «реальные» темпы роста, принимая в качестве базы сравнения предшествующие годы (1913 или 1926/27 г.). Так называемый «эффект Гершенкрона» имеет следствием то, что в отношении периода интенсивной индустриализации наблюдается завышенная оценка темпов роста выпуска. Это завышение связано с недооценкой инфляции, которая рассчитывается на основе индекса Пааше. Лежащая в основе этого индекса отрицательная корреляция между количеством и ценой отдельных товаров приводит к большей представленности в ценовом индексе тех товаров, которые обладали в базовом году повышенной редкостью и более высокой ценой по отношению к последующему периоду. Чем дальше отстоит рассматриваемый период от базового, тем сильнее проявляет себя эта проблема. С другой стороны, если взять за основу создания ценового индекса более поздний период и рассчитать инфляцию с использованием индекса Ласпейреса, получается обратный эффект. Чем дальше мы будем углубляться в прошлое от базового года, тем большим будет завышение при оценке инфляции.

Соответственно мы предложили собственный способ решения этой проблемы с

помощью конструирования синтетического дефлятора, для которого весовые коэффициенты, соответствующие базовым годам (например, 1928 и 1937 гг.) меняются в обратных направлениях при приближении или удалении от соответствующей базы сравнения. Эта идея представляется оптимальной заменой «цепного» индекса, причем лучшей, чем скачкообразное изменение стоимости потребительской корзины товаров и услуг.

При реализации данного подхода мы использовали оценки ВНП по данным А. Бергсона [44] за несколько базовых лет (1928, 1937, 1940 и 1944 гг.) и ежегодные за 1948-1955 гг. Эти оценки приводились как в текущих, так и в постоянных ценах определенного года (1928, 1937 и 1950 гг.) с целью получения индексов-дефляторов с несколькими базовыми годами.

Также мы рассчитали значение нашего ценового индекса описанными выше методами для последующих лет: за 19591964 гг. на основе вышеуказанных данных по ВНП А. Беккера, а за 1973-1982 гг. - на основе соответствующих данных Д. Штейнберга.

В отношении 1956-1958 гг. мы предположили, что в экономике не было инфляции, в отсутствие противоречащих этому свидетельств, поскольку этот период рассматривался как переходное состояние между периодом общей дефляции и умеренной инфляции, начавшейся в 1959 г.

Для последующих вычислений мы применяли единый ценовой индекс по СССР для всех его республик вплоть до 1991 г., поскольку единая страна с централизованным государственным ценообразованием не могла допускать таких существенных различий ценовых индексов по отдельным

1.

3.

регионам в течение значительного периода времени, какие следуют из данных Всемирного банка [72].

Построив собственные ряды данных для ВНП/ВВП СССР, а также его дефлятора, мы сравнили результирующие реальные темпы роста экономики с полученными на основе данных Э. Мэддисона для СССР (1928-1990 гг.) [58]. Выявленное при этом расхождение темпов роста реального ВВП может быть связано с использованием различных дефляторов. Вероятно, Э. Мэддисон дефлировал ВВП СССР индексами розничных цен, которые двукратно превышают значения нашего дефлятора ВВП в 1930-1940-е гг. Также Э. Мэддисон мог игнорировать данные, свидетельствовавшие о дефляции в 1950-1955 гг. ***

Результаты проведенного анализа информационной ценности имеющихся источников и литературы, построенные на основе современных научных критериев, временные ряды данных могут быть вторично использованы при проведении теоретических и эмпирических исследований, в том числе междисциплинарных. До сих пор в связи с отсутствием достаточного количества данных, относящихся к различным аспектам человеческого капитала бывшего СССР и постсоветского пространства, многие теоретические положения экономической науки (в том числе широко обсуждаемые новые теории экономического роста) не могли быть протестированы. Систематизация имеющихся и создание соответствующих новых данных позволяет существенно продвинуть историко-экономические исследования по России и другим странам бывшего СССР, стимулируя эффект перелива в отношении других предметных областей интеллектуалоемкой экономики.

Библиографический список

Аллен Р. С. От фермы к фабрике. Новая интерпретация советской промышленной революции / Р. С. Аллен. - М. : РОССПЭН, 2013 [2003].

Андреев Е. М. Демографическая история России : 1927-1957 / Е. М. Андреев, Л. Е. Дарский, Т. Л. Харькова. - М. : Информатика, 1998.

Андреев Е. М. Население Советского Союза 1922-1991 / Е. М. Андреев, Л. Е. Дарский, Т. Л. Харькова. - М. : Наука, 1993.

Беккер Г. С. Человеческое поведение: экономический подход. Избранные труды по экономической теории / Г. С. Беккер. - М. : ГУ - ВШЭ, 2003 [1957-1993].

5. Бюджетное финансирование образования. Информационный бюллетень. - М. : ГУ - ВШЭ, 2005.

6. Волков Е. З. Динамика народонаселения СССР за 80 лет / Е. З. Волков. - М. : Госиздат, 1930.

7. Всесоюзная перепись населения 1937 г. Общие итоги : сб. док. и материалов / ред. И. А. Поляков. - М. : РОССПЭН, 2007.

8. Всесоюзная перепись населения 1939 r. Основные итоги / ред. И. А. Поляков. - М. : Наука, 1992.

9. Всесоюзная перепись населения 1939 r. Россия / ред. И. А. Поляков. - М. : Наука, 1999.

10. Гельфанд В. С. Население СССР за 50 лет (1941-1990) : стат. справ. / В. С. Гельфанд. -Пермь : Изд-во Перм. ун-та, 1992.

11. Государственные бюджеты союзных республик в пятой пятилетке : стат. сб. / М-во финансов СССР. - М. : Госфиниздат, 1957.

12. Грегори П. Экономический рост Российской империи (конец XIX - начало XX в.): Новые подсчеты и оценки / П. Грегори. - М. : РОССПЭН, 2003 [1982, 1994].

13. Институт демографии Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Demoscope Weekly [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://demoscope. га.

14. Информация об исполнении консолидированного бюджета РФ / Федеральное казначейство -Казначейство России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.roskazna.ru/ konsolidirovannogo-byudzheta-rf/.

15. Кованьковский П. Л. Бюджет СССР : Историко-критический обзор / П. Л. Кованьковский. -München : Institute for the Study of the USSR, 1956.

16. Маркевич А. М. Первая мировая война, гражданская война и восстановление. Национальный доход России в 1913-1928 годы / А. М. Маркевич, М. Харрисон. - М. : Мысль, 2013 [2011].

17. Миронов Б. Н. Грамотность в России 1797-1917 годов / Б. Н. Миронов // История СССР. -1985. - № 4. - С. 137-153.

18. Миронов Б. Н. Социальная история России периода империи (XVIII - начало ХХ в.) : генезис личности, демократической семьи, гражданского общества и правового государства. Т. 1, 2. 3-е изд. / Б. Н. Миронов. - СПб.: Дм. Буланин, 2003.

19. Миронов Б. Н. Экономический рост и образование в России и СССР в XIX-XX веках /

Б. Н. Миронов // Отечеств. история. - 1994. - № 4/5. - С. 111-125.

20. Мониторинг экономики образования / Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://memo.hse.ru/.

21. Народное образование, наука и культура в СССР : стат. сб. / Центр. стат. управление СССР. - М. : Статистика, 1971.

22. Народное образование, наука и культура в СССР : стат. сб. / Центр. стат. управление СССР. -М. : Статистика, 1977.

23. Народное хозяйство России за 1921-1922 год : стат.-экон. ежегодник / ред. Г. И. Крумин. -М. : Экон. жизнь, 1923.

24. Народное хозяйство С.С.С.Р. за 1922-1923 год : стат.-экон. ежегодник / ред. Г. И. Крумин. -М. ; Л. : Экон. жизнь, 1924.

25. Образование в Российской Федерации : стат. ежегодник. - M. : ГУ - ВШЭ, 2007, 2010.

26. Общий свод по Империи результатов разработки данных первой всеобщей переписи населения, произведенной 28 января 1897 года / ред. Н. А. Тройницкий. Т. 1. - СПб. : Центр. стат. комитет при МВД Рос. империи, 1905.

27. Плотников К. Н. Очерки истории бюджета советского государства / К. Н. Плотников. - М. : Госфиниздат, 1954.

28. Пономаренко А. Н. Ретроспективные национальные счета России : 1961-1990 / А. Н. По-номаренко. - М. : Финансы и статистика, 2002.

29. Проект «Динамика экономического и социального развития России в XIX - начале ХХ вв.». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.hist.msu.ru/Dynamics/index.html.

30. Роговин В. З. Распределительные отношения как фактор интенсификации производства / В. З. Роговин // Социол. исследования. - 1982. - № 1. - С. 7-18.

31. Российский статистический ежегодник. 1994 : стат. сборник / Гос. комитет РФ по статистике. - М., 1994.

32. Статистический Комитет Содружества Независимых Государств. Страны - члены СНГ : стат. ежегодник. - М. : Финансовый Инжиниринг, 1992.

33. Субботина К. И. Народное образование и бюджет / К. И. Субботина. - М. : Финансы, 1965.

34. Труд в СССР / Гос. комитет СССР по статистике. - М. : Финансы и статистика, 1988.

35. Труд в СССР / Центр. стат. управление СССР. - М. : Статистика, 1983.

36. Труды ЦСУ Т. 18. Сборник статистических сведений по Союзу ССР. 1918-1923 гг. За пять лет работы ЦСУ - M. : Центр. стат. управление, 1924.

37. Ханин Г. И. Динамика экономического развития СССР / Г. И. Ханин. - Новосибирск : Наука, Сиб. отд-ние, 1991.

38. Экономика образования : итоги мониторинга, 2009 : инф. бюл. - М. : ГУ - ВШЭ, 2010.

39. Электронный архив Российской исторической статистики, XVIII-XXI вв. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.nes.ru/ru/science/russiastats.

40. A 'Hearn B. Quantifying Quantitative Literacy : Age Heaping and the History of Human Capital / B. A'Hearn, J. Baten, D. Crayen // Journal of Economic History. - 2009. - Vol. 69, № 3. -P. 783-808.

41. Barro R. A. New Data Set of Educational Attainment in the World, 1950-2010. NBER Working Paper 15902 / Barro R., Lee J.-W. - Cambridge, MA, 2010 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.barrolee.com/data/yrsch.htm.

42. Baten J. Book production and the onset of modern economic growth / J. Baten, J. L. Van Zanden // Journal of Economic Growth. - 2008. - Vol. 13, № 3. - P. 217-235.

43. Becker A. S. Soviet national income, 1958-1964 : National accounts of the USSR in the seven year plan period / A. S. Becker. - Berkeley : Univ. of California Press, 1969.

44. Bergson A. Real National Income of Soviet Russia since 1928 / A. Bergson. - Cambridge (Mass.): Harvard University Press, 1961.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

45. Buringh E. Charting the "Rise of the West": Manuscripts and Printed Books in Europe, A Long-Term Perspective from the Sixth through Eighteenth Centuries / E. Buringh, J. L. Van Zanden // Journal of Economic History. - 2009. - Vol. 69, № 2. - P. 409-445.

46. Chapman J. Real wages in Soviet Russia since 1928 / J. Chapman. - Cambridge, Mass : Harvard University Press, 1963.

47. Clio Infrastructure / Global History Hubs [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. clio-infra.eu.

48. Cohen D. Growth and human capital : good data, good results / D. Cohen, M. Soto // Journal of Economic Growth. - 2007. - Vol. 12, № 1. - P. 51-76 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.oecd.org/dataoecd/33/13/2669521.xls.

49. De Witt N. Education and Professional Employment in the USSR / N. de Witt. - Washington : National Science Foundation, 1961.

50. Didenko D. The spread of human capital in the former Soviet Union area in a comparative perspective : Exploring a new dataset / D. Didenko, P. Foldvari, B. van Leeuwen // Journal of Eurasian Studies. - 2013. - Vol. 4, № 2. - P. 123-135 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dx.doi.org/10.1016/j.euras.2013.03.002.

51. Easterly W. The Soviet economic decline : Historical and Republican data. World Bank Policy Research working paper no. 1284, April 2001 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// go.worldbank.org/2VZYL0N6N0.

52. Eisenstein E. The Printing Press as an Agent of Change / E. Eisenstein. - Cambridge : Cambridge University Press, 1979.

53. Foldvari P. Average years of education in Hungary : annual estimates 1920-2006 / P. Foldvari, B. van Leeuwen // Eastern European Economics. - 2009. - Vol. 47, - № 2. - P. 5-20.

54. Gerschenkron A. The Soviet Indices of Industrial Production / A. Gerschenkron // Review of Economics and Statistics. - 1947. - Vol. 29, №. 4. - P. 217-226.

55. Harrison M. Trends in Soviet Labour Productivity, 1928-1985 : War, Postwar Recovery, and Slowdown / M. Harrison // European Review of Economic History. - 1998. - Vol. 2, № 2. - P. 171— 200 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www2.warwick.ac.uk/fac/soc/economics/ staff/academic/harrison/data/sovietgrowth/dataset.xls.

56. Johnson W. H. E. Russia's educational heritage / W. H. E. Johnson. - Pittsburg (Pennsylvania) : Carnegie Press, 1950.

57. Kaser M. Education in Tsarist and Soviet Development / M. Kaser // Essays in Honour of E. H. Carr / еd. by C. Abramsky. - London : Macmillan, 1974. - P. 229-254.

58. Maddison A. Statistics on world population, GDP and per capita GDP, 1-2006 AD. Last update: February 2010 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ggdc.net/MADDISON/ oriindex.htm.

59. Marquetti A. Extended Penn world tables v. 4.0 - EPWT 4.0. August 2011 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://sites.google.eom/a/newschool.edu/duncan-foleyhomepage/ home/EPWT.

60. Mincer J. Investment in Human Capital and Personal Income Distribution / J. Mincer // Journal of Political Economy. - 1958. - Vol. 66, № 4. - P. 281-302.

61. Mironov B. N. The Development of Literacy in Russia and the USSR from the Tenth to the Twentieth Centuries // History of Education Quarterly. - 1991. - Vol. 31, № 2. - P. 229-252.

62. Moorsteen R. The Soviet Capital Stock, 1928-1962 / R. Moorsteen, R. Powell. - Homewood (Illinois) : Richard D. Irwin, Inc., 1966.

63. Morrisson C. The Century of Education / C. Morrisson, F. Murtin // Journal of Human Capital. -2009. - Vol. 3, № 1. - P. 1-42 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.fabricemurtin. com/.

64. Noah H. J. Financing Soviet Schools / H. J. Noah. - N. Y. : Russian Institute of Columbia University, Teachers College Press, 1966.

65. Plopeanu A. Where do Ideas come from? The relation between book production and patents from the Industrial Revolution to the present / A. Plopeanu, P. Foldvari, B. Van Leeuwen, J. L. Van Zanden // European Journal of Science and Theology. - Vol. 10, № 3. - P. 131-147.

66. Schultz T. W. Investment in Human Capital : the Role of Education and of Research / T. W. Schultz -N. Y. : Columbia University Press, 1971.

67. Schultz T. W. The Economic Value of Education / T. W. Schultz. - N. Y. : Columbia University Press, 1963.

68. Soviet Economic Statistical Series [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://src-home. slav. hokudai.ac.jp/database/SESS.html.

69. Steinberg D. The Soviet Economy 1970-1990 : A statistical analysis / D. Steinberg. - San Francisco : Intern. Trade Press, 1990.

70. United Nations Educational, Scientific, and Cultural Organization Institute for Statistics. Data Centre [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://stats.uis.unesco.org/unesco/TableViewer/ document.aspx?ReportId.136&IF_Language.eng&BR_Topic.0.

71. United Nations, Statistics Division. Demographic yearbook, population censuses' datasets [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://unstats.un.org/unsd/demographic/products/dyb/ dybcensusdata.htm, http://unstats.un.org/unsd/demographic/products/dyb/dybcens.htm.

72. World Bank. Data by Country [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://data.worldbank. org/country.

73. Zaleski E. Stalinist planning for economic growth, 1933-1952 / E. Zaleski. - Chapel Hill : The University of North Carolina Press, 1980.

Поступила в редакцию 28 января 2015 г.

Сведения об авторе

Диденко Дмитрий Валерьевич - кандидат исторических наук, аналитик 1-й категории государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», старший научный сотрудник Института социологии РАН. Область научных интересов: накопление и эффективность человеческого капитала как фактора социально-экономического развития, история интеллектуалоемкой экономики, финансовых рынков и соответствующих институтов. Автор более 80 научных работ.

Тел.: (495) 604-68-94

E-mail: ddidenko@bloomberg.net

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.