Научная статья на тему 'Наказ царя Алексея Михайловича «о Градском благочинии» 1649 г'

Наказ царя Алексея Михайловича «о Градском благочинии» 1649 г Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2744
277
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЦАРЬ / НАКАЗ / БЛАГОЧИНИЕ / БЕЗОПАСНОСТЬ ОБЩЕСТВЕННАЯ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ / ПОЖАРНАЯ / KING / ORDER / DEANERY / SOCIAL / ECONOMIC AND FIRE SAFETY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гурлев Игорь Валентинович

В статье рассматривается один из первых кодифицированных законов Алексея Михайловича второго царя новой русской династии Романовых об обеспечении общественной, экономической и пожарной безопасности в Москве и других городах: о борьбе с преступлениями, кормчеством, пьянством, курением табака, проституцией и пожарами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MANDATE OF TSAR ALEXEI MIKHAILOVICH «ON CITY DEANERY» OF 1649

The article considers one of the first codified laws of Alexey Mikhailovich the second tsar of the new Russian Romanov dynasty on ensuring public, economic and fire safety in Moscow and other cities: combating crimes, illegal trade in alcohol, drunkenness, tobacco smoking, prostitution and fire.

Текст научной работы на тему «Наказ царя Алексея Михайловича «о Градском благочинии» 1649 г»

236

ВЛАСТЬ

2 01 9 ' 0 5

абсолютизирующейся монархии III четверти XVII века. М.: ГНО Издательство «Прометей» МПГУ. 376 с.

Шаходанова О.Ю. 2000. Центральные и местные органы управления Западной Сибирью в конце XVI — начале XVIIIвека: дис. ... к.и.н. Тюмень. 190 с.

TAL/NA Galina Valer'evna, Dr.Sci. (Hist.), Professor; Head of the Chair of History, Social and Humanitarian Education Institute, Moscow State Pedagogical University (bld. 1, 1 Malaya Pirogovskaya St, Moscow, Russia, 119991; gv.talina@ mpgu.su)

ESTATE REPRESENTATION AND ABSOLUTISM IN RUSSIA OF THE 17th CENTURY IN THE FORMATION OF THE EMPIRE

Abstract. The article is devoted to Russian statehood transformation beginning from the Time of Troubles of the late 16th - early 17th century to the late 17th century. The author considers power evolution in the context of Russia as an empire consisting of the peoples with a different level of political culture and different self-government traditions. The problem of close connection of Russia as a composite state with reinforcement of central power role is discussed. The article shows central power as a regulator of region adaptation to the empire conditions. The author presents three main stages in the framework of the historical period considered. The article considers the model of an absolutist state, corresponding to the time of the first Romanovs; the role in the system of power and management of the throne and the Boyar Duma; a combination of absolutist tendencies with continuing representative institutions at the local level. The evolution of state power is considered in the context of the development of Russia as an empire. The author shows changing the local bodies of self-government in Russian regions for the bodies typical of the central ones.

Keywords: Russia, first Romanovs, estate representation, empire, absolutism, throne, Assemblies of the Land, Boyar Duma, local committees

УДК 351.74

ГУРЛЕВ Игорь Валентинович — доктор технических наук, главный научный сотрудник Академии управления МВД России (125171, Россия, г. Москва, ул. З. и А. Космодемьянских, 8; gurleff@mail.ru)

НАКАЗ ЦАРЯ АЛЕКСЕЯ МИХАЙЛОВИЧА «О ГРАДСКОМ БЛАГОЧИНИИ» 1649 г.

Аннотация. В статье рассматривается один из первых кодифицированных законов Алексея Михайловича - второго царя новой русской династии Романовых - об обеспечении общественной, экономической и пожарной безопасности в Москве и других городах: о борьбе с преступлениями, кормче-ством, пьянством, курением табака, проституцией и пожарами.

Ключевые слова: царь, наказ, благочиние, безопасность общественная, экономическая, пожарная

В апреле 2019 г. исполнилось 370 лет со дня утверждения царем Алексеем Михайловичем наказа «О Градском благочинии» (закон № 6) - одного из первых кодифицированных законов династии Романовых, посвященного обеспечению общественной, экономической и пожарной безопасности1.

1 Полное собрание законов Российской империи (ПСЗРИ). Т. I. 1649- 1743. СПб. 1830. С. 164-166.

В сохранившихся исторических документах до середины XVII в. термин «благочиние» употреблялся в основном в обиходе русской православной церкви и обозначал благопристойное поведение, обеспечение и соблюдение строгого церковного порядка. С появлением наказа «О Градском благочинии» (далее -Наказ) понятие «благочиние» расширилось и стало использоваться не только в религиозной, но также в правоохранительной сфере и означало исполнение полицейских функций по обеспечению общественного порядка и безопасности, хотя само понятие «полиция» появилось позднее - при сыне царя Алексея Михайловича Петре I.

В Наказе - инструкции об определенном порядке действий - царь Алексей Михайлович «велел Ивану Андреевичу Новикову, да подъячему Викуле Панову быти в объезде в Белом Каменном городе, от Покровской улицы по Яузские ворота и по Васильевскому лужку, для береженья от огня и от всякого воровства». Наказ определял порядок дневных и ночных объездов по Москве для охраны города.

В XVII в., как и в предыдущие века, Москва была плотно застроена деревянными домами, стоящими довольно близко друг от друга. Улицы города также были вымощены досками или бревнами. Даже в Кремле располагались в основном деревянные царские дворцы и палаты, приказы и другие казенные здания, а также дворы бояр и духовных лиц. Каменных домов в то время было очень мало, т.к. существовало поверье, что камень вреден для человеческого здоровья.

Пожары мелкие и крупные в Москве случались постоянно. В период царствования Алексея Михайловича ко времени утверждения Наказа в Москве произошло несколько крупных пожаров.

10 апреля 1629 г. сгорели западная и восточная части Белого города по Маросейке. Огонь возник в Чертолье, дошел до Тверской улицы, Белого города и Покровки, сжег шведский двор и церковь «Пречистыя Богородицы Казанския, что в Китае городе у стены, меж Ильинских и Никольских ворот». Посетивший в это время Москву немецкий путешественник Адам Олеарий застал обширные пустыри с остатками большого числа сгоревших домов. После пожара последовала перепланировка городских кварталов и улиц Москвы [Олеарий 2003: 145].

В 1631 г. «был в Москве великий пожар, что едва не вся Москва выгорела», чему способствовали буря и сильный ветер. 28 мая 1633 г. в столице вновь случилось крупное возгорание, погубившее часть Китай-города и Печатный двор [Борисенков, Пасецкий 1988: 331].

В том же 1663 г. в Кремле установили водоподъемную машину (прототип современной помпы) для защиты кремлевских построек от пожара [Фальковский 1950: 153, 422].

В первой трети XVII в. особенно часто горел Китай-город, и, по мнению некоторых очевидцев, он представлял собой перманентное пепелище. В 1636 г. «в великий пост на 4 неделе в день неделный [воскресенье] в 6 часу дни загорелось в Москве в Москотилном ряду от пороху и лавки погорели от Варварьского крестца по Ильинский крестец и людей много пригорело и прибило». В эти же годы для царской семьи в Кремле были построены каменные хоромы и составлен новый план столицы.

В июне 1648 г. во время Соляного бунта, который произошел из-за резкого повышения цен на соль, восставшие подожгли дома служилых и приказных людей. Из-за ветра огонь распространился по всему посаду, сгорела западная половина Белого города от Арбата до Петровки. «Выгорела Москва от Неглины до Чертольских ворот, и не осталось в Белом городе ни единого кола, только осталось в Белом городе у Трубы около Петровского Павлов монастырь, дворов с триста, а за городом за Чертолскими вороты слободи выгорели до Земляного

города; а в Китай перекинуло с Неглинского мосту, и выгорел кружечный двор [казенное питейное заведение]» [Борисенков, Пасецкий 1988: 333].

Вместе с тем Москва быстро восстанавливалась даже после сильных пожаров: на пустырях у Скородума (деревянное крепостное укрепление Москвы) продавались уже готовые разобранные деревянные дома. Стоил такой дом не очень дорого, и потому погорельцы, которым, как правило, помогали соседи и родственники, уже через несколько дней после пожара собирали на своем дворе новый дом.

Ввиду того что пожары представляли очень большую угрозу для безопасности столицы, в Наказе основное внимание уделено обеспечению пожарной безопасности города. Пожары возникали в дневное время из-за недосмотра или небрежности. В каждом доме перед иконой постоянно горела лампадка или свеча, что также являлось источником возгорания, но чаще всего пожары возникали в ночное время суток из-за пьянства, драк, курения, что требовало круглосуточной охраны и наблюдения за участками города.

В середине XVI в. в Москве был образован Земский приказ, который занимался управлением и охраной порядка в Москве и некоторых других городах. Руководил Земским приказом судья с товарищем (заместителем). В штате приказа состояли дьяки, подьячие (канцелярские служащие), «решеточные приказчики» (старшие патрулей, выполняющих полицейские функции), «целовальники» (чиновники, которые при приеме на службу давали присягу и целовали крест) и другие чины.

К середине XVII в. Москва была разделена уже на 17 участков, в каждый из которых назначалась круглосуточная охрана во главе с объезжим головой (старшее должностное лицо, выполняющее полицейские функции). Главной задачей объезжих голов было круглосуточное наблюдение и обеспечение порядка на улицах и «бережение от пожаров», а при возникновении пожаров они собирали жителей на тушение и руководили их работой.

Объезжего голову, а также к каждому голове дьяка и подьячих назначал Разрядный приказ. Из Земского приказа под начало к объезжему голове направляли 5 решеточных приказчиков, которые должны были назначить сторожей (по 1 человеку от каждых 10 дворов), обязанных нести объездную службу, а из Стрелецкого приказа - стрельцов. С момента учреждения стрелецкого войска в начале XVI в. важнейшей его задачей, кроме борьбы с неприятелем и наблюдением за порядком, была борьба с огнем. В комплекс вооружения стрельцов вместо опорных рогаток, как у европейских аркебузиров, входили бердыши - топоры с лунообразным лезвием, удобные при растаскивании бревен горящих строений.

Объезжие головы должны были «нарядить» дневные и ночные караулы, расписать решеточных приказчиков и сторожей, а затем днем и ночью проверять их.

Наказ запрещал топить летом избы и бани без крайней на то нужды, держать по вечерам огонь в домах, в т.ч. не зажигать лучины, лампады и свечи, а кузнецам, гончарам, оружейникам, которым для их ремесла нужен огонь, предписывалось вести свои дела подальше от жилых и общественных строений. В городской черте также не разрешалось заниматься стекольным производством, которое требовало постоянного наличия огня и было пожароопасным.

Практическая же обязанность по тушению пожаров возлагалась на самих горожан. От 10 дворов выделялся 1 дежурный. Наказ требовал, «чтобы пожиточные люди, для бережения от пожарного времени, держали во всех дворех своих водоливные трубя медные, и деревянныя ведра; а обычные люди держали с пяти дворов по трубе, а ведра однолично были во всех дворех, и учинить тому всему роспись, чтоб им в пожарное время с решеточными прикащиками, и со всякими, и с водоливными запасы быть готовым, без всякого переводу. А что в их объез-

дах каких чинов людей дворов, и сколько с тех дворов уличных сторожей, по их росписи, с рогатины, и топоры, и с водоливными трубами будет, и кто имены у тех сторожей будут десяцкие: и им то росписать на роспись, и ту роспись принести к Боярам в верх, да такову ж роспись отдать в Земский приказ».

Кроме «береженья от огня», Алексей Михайлович наказывал, чтобы в подчинение Новикову и Панову «для береженья во всех улицах и по переулкам росписать им решеточных прикащиков и сторожей; и по улицам и по переулкам в день и в ночь ходить и беречь накрепко, чтоб в улицах и в переулках бою и грабежу и корчмы и табаку и инаго никакого воровства и блядни не было».

Государство и церковь жестко преследовали пьянство и курение, в т.ч. и с целью предотвращения пожаров, наносящих огромный ущерб.

Монополия государства на изготовление и продажу в казенных кружечных дворах хмельных напитков исключала их производство для реализации частным образом. Населению лишь при особых обстоятельствах (для крестин, свадеб, поминок и т.п.) разрешалось производство хмельного питья для домашнего употребления. С лиц, предъявляющих определенный объем хлеба и меда для производства браги, пива и хмельного меда, кабацкие целовальники брали строго регламентированные пошлины; такое оплаченное «явочное питье» разрешалось пить только 3 дня. Представителям элитного купечества и людям, выбранным на службу в казенные заведения и «учинившим прибыль государю», в порядке поощрения разрешалось «курить вино» и варить пиво «на себя», а не на продажу. Крестьянам и посадским людям приготовление домашнего хмельного питья было вообще запрещено. Алкоголь продавался только в государевых кабаках и был важной статьей государственного бюджета. Поэтому кормчество (незаконное производство и продажа товаров без уплаты налогов) во всех его проявлениях жестоко пресекалось и наказывалось1 [Булгаков 2004: 214].

Началом системной борьбы с пьянством на Руси также можно считать 16481649 гг., когда происходили так называемые кабацкие бунты: во-первых, бедные простолюдины были не в состоянии отдать все долги за выпитое в этих заведениях; во-вторых, владельцы кабаков тоже не хотели оставаться внакладе, поэтому кабацкая водка становилось все хуже и хуже качеством, что вызывало протесты. Бунты были настолько сильными, что для их подавления применялись стрелецкие войска. Церковь также становится одним из самых стойких, убежденных и последовательных противников пьянства.

В дальнейшем в августе 1652 г. царь Алексей Михайлович созвал Земский собор, получивший историческое название «собор о кабаках». Один человек мог купить только одну чарочку водки, которая тогда имела объем 143,5 миллилитра. Были определены дни, в которые запрещалось продавать и употреблять спиртные напитки. Были даны именные указы о значительном сокращении числа питейных точек на территории России. Например, в декабре 1651 г. был утвержден указ (закон № 72) «О бытии во всех городах и в Государевых больших селах, по одному кружечному двору» и 9 сентября 1652 г. - указ (закон № 82) «О непозволении Боярам и приказным людям содержать в вотчинах и по городам кабаки и кружечные дворы, и о содержании оных дворов только в городах»2.

Также царь запретил продавать водку в долг, а для того чтобы государство не несло экономических потерь, цены на алкоголь были повышены в 3 раза.

Курение табака до прихода к власти Петра I также было строго запрещено. После сильного пожара в 1634 г. в Москве, который произошел из-за неосто-

1 Булгаков М.Б. Кормчество. - Экономическая история России с древнейших времен до 1917 г.: энциклопедия. М.: РОССПЭН. 2008. Т. 1. С. 1076-1077.

2 ПСЗРИ. Т. I. 1649- 1743. СПб. 1830. С. 262, 271.

рожного курения, на табак был введен законодательный запрет. Православная церковь считала «табачище» противоположностью церковного фимиама, дьявольским зельем, «богомерзкой бесовой травой», изобретенной сатаной с целью привлечения как можно большего числа душ грешников в ад. Курение рассматривалось как средство общения с нечистой силой и считалось грехом. За курение и торговлю табаком полагалось жестокое наказание: битье батогами, вырывание ноздрей и ссылка.

Под понятием «воровство» в Наказе понималось любое деяние, нарушающее закон, любое злоумышленное действие, измена или преступление. Сам термин «преступление» в XVII в. был еще неизвестен.

В результате частой гибели мужчин на войне, на охоте, от болезней или несчастных случаев женщины, оставшиеся без защиты и средств к существованию, вынуждены были заниматься проституцией. Однако в то время в Русском государстве еще не существовала профессиональная проституция в европейском понимании: женщины занимались ею не за деньги, а за продукты или необходимые вещи.

Из проведенного исследования видно, что Наказ затрагивал проблемы экономической, общественной безопасности и нравственности: это борьба с незаконной продажей алкоголя, пьянством, драками и грабежами, воровством, курением табака, проституцией, соблюдение правил пожарной безопасности.

Таким образом, наказ «О Градском благочинии», как это следует из его названия, является важным документом на этапе развития Российского государства, охватывающим важнейшие аспекты в сфере обеспечения экономической, общественной и, конечно, пожарной безопасности не только в Москве, но и в других городах Российского государства.

Однако упор некоторых авторов только на вопросы создания основ профессиональной противопожарной службы умаляет всеобъемлющее значение этого исторического документа, заложившего основы формирования профессиональных подразделений, выполняющих полицейские функции.

Несколько слов также необходимо сказать о дате утверждения Наказа и обосновать эту дату для установления Дня пожарной охраны в современной России.

Одна группа авторов считает, что Наказ был утвержден царем Алексеем Михайловичем 17 апреля 1649 г. Исходя из этого предположения делается вывод, что это событие соответствует 30 апреля по новому стилю и что День пожарной охраны в Российской Федерации с целью преемственности был установлен в связи с исторической датой утверждения Наказа1.

Однако для установления соответствия дат XVII в. по юлианскому календарю при переходе на григорианский календарь необходимо прибавлять не 13, а 10 дней, т.е. в нашем случае это историческое событие будет соответствовать 27 апреля, но никак не 30 апреля, т.к. разницу в 13 дней следует применять для дат XIX-XXI вв. (с 13 марта 1900 г. по 13 марта 2100 г.).

Другая группа авторов считает, что Наказ был утвержден царем Алексеем Михайловичем 30 апреля 1649 г. На этой основе они делают вывод, что и День пожарной охраны в современной России был установлен указом № 539 президента РФ Б.Н. Ельцина в этот же день - 30 апреля 1999 г., в точном соответствии с датой утверждения исторического наказа «О Градском благочинии»2.

Точно такая же дата утверждения наказа «О Градском благочинии» -30 апреля 1649 г. - приведена на официальном сайте МЧС России3.

1 https://fireman.club/statyi-polzovateley/istoriya-dnya-pozharnoj-oxrany

2 ptiburdukov.ru/история/создана_первая_российская_противопожарная_ служба; rys-strategia.ru/

риЫ/1-1-0-287

3 https://www.mchs.govra/dop/God_pozhamoj_ohram/Istorija_pozhamoj_ohram/

2019'05

ВЛАСТЬ

241

Однако точная дата появления этого исторического документа, к сожалению, неизвестна: в тексте Наказа не приведена дата его утверждения царем Алексеем Михайловичем, и в ПСЗРИ он размещен после документа от 30 апреля без указания даты (см. рис. 1).

В энциклопедическом словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Эфрона в статье «Благочиние» профессор И.Е. Алексеевский также не приводит точную дату утверждения наказа «О Градском благочинии», а указывает только апрель 1649 г., поскольку фактическая дата не приведена в оригинальном документе1.

4. — Марта Si. Гглхотл Воевод* Доиожмову.— О нсшсилкп жск* коза-ltuxV, стргылсцкихЪ « пуш-яарскихЪ uaV Наориw* мужей, побитая* ма служба, et полонК юлнилля, или умсришаХ,

Би.ш Нам челохь Корочсмсмс полковые комки. и стрЪици, и пушкари Пяткдееат-иики, Ивашко Проэорсвъ, Poxaniso Мокло-еввъ, Иаашко Краспословь съ товарищи, а сказали, которые дс кхъ братья Корочеи-críí подковке комкм, и стркльцы, и пушкаря бываюп. и% Нашвхъ службахь к въ приход" Татарски т»хъ их к братью Тата-рсвя на 6otxi аобпааптъ, а иные дс ихь братья собою помираюгь, к noc.it дс rix« ихт. братьи побитых« м умерших* коза' ковь, и cTpt.ibu»«., г пушкарей, к иаь ихь иь стр^децкнхь в пушка р-

в стрклецхихь, и иль пушхарскнхъ Дворов»

а вслЪль ихт., посдЪ мужей их-ь, во двор!хь кхъ «нтв па прежнему.

5«ЛпрЬля so. Имкниын. — О ксЗага чноземскилъпомпстеГе РускимЪ «.««Ль.сь-цамъ, и о поиолеши .клнлтъел ломл-стьями илоаемцамЛ (Л Рушили.

Велвжм Государь указадь: Ияоммскихъ аом*стей Рускмкь дюдемь дакать никому я пи сдачею сдавать не tc.it ль-, а въ stt«y кто

безъ памятей п» икозскскаго Приказу въ ломСстиомь Приказ! не роен и снмть.

в. —Anpt.iM. H * к аз ь о Градском 6.1 а-

Госудярь, Царь и Велпх1и Киягь Алексеи Михайлович* всея Pyrin ее.'Mi- Ирану Андреевичу Новикову, да Подь««*у Buryat

Рисунок 1.

Конечно, обоснование и дата установления Дня пожарной охраны в современной России президентом Б.Н. Ельциным могут быть любыми. Но если согласиться с обоснованием даты Дня пожарной охраны С.В. Степашиным, бывшим в 1999 г. министром МВД России, и условно принять за нее дату утверждения наказа «О Градском благочинии» 30 апреля 1649 г. по юлианскому календарю, то, чтобы это знаменательное событие было в «этот же день», по ныне действующему григорианскому календарю эта дата должна соответствовать 10 мая.

Список литературы

Борисенков Е.П., Пасецкий В.М. 1988. Тысячелетняя летопись необычайных явлений природы. М.: Мысль. 522 с.

Булгаков М.Б. 2004. Государственные службы посадских людей в XVII веке. М.: Институт российской истории РАН. 348 с. Олеарий А. 2003. Описание путешествия в Московию. Смоленск: Русич. 480 с. Фальковский Н.И. 1950. Москва в истории техники. М.: Московский рабочий. 527 с.

GURLEV Igor' Valentinovich, Dr.Sci. (Tech.Sci.), Chief Researcher at the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation (8 Z. and A. Kosmodemyanskikh St, Moscow, Russia, 125171; gurleff@mail.ru)

THE MANDATE OF TSAR ALEXEI MIKHAILOVICH «ON CITY DEANERY» OF 1649

Abstract. The article considers one of the first codified laws of Alexey Mikhailovich - the second tsar of the new Russian Romanov dynasty on ensuring public, economic and fire safety in Moscow and other cities. It includes combating crimes, illegal trade in alcohol, drunkenness, tobacco smoking, prostitution and fire. Keywords: king, order, deanery, social, economic and fire safety

1 Алексеевский И.Е. Благочиние. - Брокгауз Ф.А., Эфрон И.А. Энциклопедический словарь. СПб. 1891. Т. 4. С. 59-60.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.