Научная статья на тему 'Наивно-книжное восприятие жизни в стихотворении М. Цветаевой "Лесное царство"'

Наивно-книжное восприятие жизни в стихотворении М. Цветаевой "Лесное царство" Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
513
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Наивно-книжное восприятие жизни в стихотворении М. Цветаевой "Лесное царство"»

Королёва Л.В. ©

Кандидат филологических наук, ЧОУ «Школа ЛЬ»

НАИВНО-КНИЖНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ЖИЗНИ В СТИХОТВОРЕНИИ М. ЦВЕТАЕВОЙ «ЛЕСНОЕ ЦАРСТВО»

Говоря о ранней лирике М. Цветаевой, нельзя не отметить некоторой романтической окраски восприятия жизни героиней. Еще Анна Саакянц писала, имея в виду стихотворение «Молитва»: «Здесь - крайнее проявление той романтической «диалектики души», что не покинет Цветаеву до конца дней» [3, 7]. Внимание к миру фантазии, а тем более к детской мечте, характерно для романтического мироощущения XIX века. Этот багаж и несет в себе лирика М. Цветаевой.

С детства ее окружали люди образованные и интеллигентные. Да и родители могли и учили ее многому. Иван Владимирович Цветаев - филолог, профессор Московского университета. Мать - Мария Александровна Мейн - «страстная музыкантша, страстно любит стихи и сама их пишет» [4, 6].

Все это не могло не сказаться на творчестве М. Цветаевой. Одним из самых примечательных в этом отношении стихотворений стало «Лесное царство» (1908).

С первых же строк читатель попадает в мир фантазий, девичьих грез. Автор не просто рассказывает историю любви. В этом стихотворении раскрывается вся буря ощущений впервые влюбленного человека. Для своего произведения Марина Цветаева отбирает не просто книжную, но сказочно-романтическую лексику.

Лирическая героиня - принцесса, но автор точно указывает, какого именно царства: Ты - принцесса из царства не светского... [5, 11].

И у такой героини непременно должен быть достойный герой - «рыцарь, готовый на все». [5, 11]. В этой строфе задан тон всему стихотворению. Эти двое настолько естественны в своей любви, что не могут принадлежать к светскому миру искусственных чувств. Они, возможно, были бы осуждены светским миром. Налицо противопоставленность героев окружающим, что традиционно для романтизма.

Естественность приравнивается поэтессой к детскости. Это справедливо, так как в мире взрослых нередко господствует закон позы и маски. Герои «Лесного царства» не такие. Автор им завидует, восхищенно восклицая:

О, как много в вас милого, детского, Как понятно мне счастье твое! [5, 11]

В следующих строфах возникает не столько лексический ряд, сколько романтическая метафора - чаша любви с голубой водой:

В светлой чаше берез, где просветами Голубеет сквозь листья вода. [5, 11]

Чаша одновременно является укрытием: она защищает влюбленных от постороннего вмешательства. С другой стороны, данный мотив обогащается и дополнительными смыслами. М. Цветаева говорит, что у чаши имеется дно. Тем самым выстраивается ассоциативный ряд: чаша с водой - чаша любви - испить чашу до дна. Выражение "испить чашу (до дна)" дается в словаре с пометами «переносное» и «высокое» в значении «испытать в полной мере какие-нибудь страдания, несчастья» [2, 665]. Принцессе и рыцарю предстоит испытать горечь разлуки, что расценивается как страдание.

Обращает на себя внимание и цвет воды в чаше - голубой. Это цветовое значение выражено глаголом, а не привычным для читателей прилагательным. Данный выбор, на наш взгляд, не случаен. Вода не обладает голубизной, она только отражает этот цвет. Синее или голубое пространство «соотнесено с "верхним" миром, с небом, с вознесением» [1, 132]. Через цветовое значение глагола «голубеть» Марина Цветаева подчеркивает духовное

© Королёва Л.В., 2016 г.

начало чувства принцессы и пажа. Любовь героев стихотворения «Лесное царство» духовна именно потому, что она - не-светская, искренняя. Настоящее чувство возносит рыцаря и принцессу над миром притворства и лицемерия, и оно же защищает влюбленных.

В таком укрытии не просто объясняются в любви, а по традиции «обмениваются ответами». Все это в соответствии с романтическими представлениями Цветаевой непременно происходит в лесу возле костра.

Согласно традиционному книжному представлению, рыцарь - это храбрый защитник. В стихотворении «Лесное царство» появляется мотив опасной лесной дороги:

Возвращаться опасной дорогою С соучастницей вечной - луной... [5, 11]

Образ луны здесь не случаен. Во-первых, луна - символ тайны и любви в восприятии любого человека. Тогда почему М. Цветаева подбирает эпитет «соучастница»? Вспомним, что любовь лирических героев совсем не похожа на светскую любовь-притворство. Более того, естественные чувства влюбленных осуждаются обществом, чьи представления основываются на социальном положении людей. Полудетская любовь юноши и девушки приобретает характер преступления, поскольку они изначально социально неравны. Отсюда

- и «луна-соучастница». Герои находятся в романтическом конфликте с окружающим миром, который воспринимает естественное проявление чувств как нарушение придуманного ими закона.

Во второй части стихотворения метафора «любовь-чаша» логически сменяется другой

- «любовь-искра». Лексический ряд «принцесса - рыцарь» пополняется словом «паж».

В «Лесном царстве» метафоры образуют свой романтический ряд: «любовь-чаша» -«любовь-миг» - «любовь-искра». В этой связи обращают на себя внимание значения каждой из составляющих. Герои скрываются от лицемерного света. Поэтому появляется образ «любви-чаши», символизирующий укрытие, убежище. В то же время юноша и девушка понимают, что эта влюбленность может закончиться. Отсюда осознание риска увидеть дно чаши:

Наслаждайтесь весенними звонами, Милый рыцарь, влюбленный, как паж, И принцесса с глазами зелеными, -Этот миг, он короткий, но ваш!.. Вы сошлись и расстанетесь гордыми, Если чаши завидится дно. [5, 12]

Для Цветаевой важно, что первая влюбленность - проходящее явление в большинстве случаев.

В стихотворении важное место занимает мотив молодости, который воплощается в различных аспектах. В приведенной выше строфе молодость выражена и через звуковые обозначения пейзажа (весенние звоны), и через детали портрета героини (зеленые глаза). Весна воспринимается читателем как символ возрождения, обновления. Кроме того, указание на цвет глаз принцессы вписано М. Цветаевой в контекст мотива молодости: «Зеленый цвет глаз обычно создает в поэзии М. Цветаевой образ сильного и жизнелюбивого человека» [1, 135].

Стихотворение «Лесное царство» посвящено жизни как таковой в различных ее проявлениях. Тайные свидания, прогулки - лишь следствие бурного чувства, восторга первой любви.

Последняя строфа - обобщение сказанного:

Хорошо быть красивыми, быстрыми И, кострами дразня темноту, Любоваться безумными искрами, И как искры сгореть - на лету! [5, 12]

Костер первой любви лирических героев стихотворения не единственный. Но именно первая любовь для юной Цветаевой самая сильная, заставляющая людей сгорать, сгорать со

скоростью искр. Она словно замечает: в первой любви не бывает жестоких разочарований, поэтому влюбленные не опускаются с небес на землю, а, наоборот, искрами возносятся в небо. Герои стихотворения «Лесное царство» не теряют своего достоинства при расставании. М. Цветаева подчеркивает духовную основу привязанности влюбленных, что и спасает их от земных мелочей.

В то же время нельзя не обратить внимания на место встреч принцессы и пажа - лес. Он выступает в стихотворении в роли оберегающей силы, в царстве которой герои чувствуют себя уютно. Данный эффект достигается соотнесением несветского царства с лесом по принципу естественности. Принцесса и ее рыцарь не нарушают природной гармонии, поэтому создается в целом образ лесного царства в противовес светскому.

Мотивная структура стихотворения «Лесное царство» поддерживается и обогащается ассоциативными компонентами, возникающими благодаря особой пунктуации.

Уже первое предложение обрывается многоточием.

Он - твой рыцарь, готовый на все ... [5, 11]

Эта деталь заставляет читателя задумываться о границах готовности рыцаря. Следующие за многоточием строки позволяют осмыслить силу восхищения автора. Счастливая влюбленность близкого человека вызывает легкую зависть, смешанную с восторгом.

Отделенные тире слова «ты - принцесса», «он - твой рыцарь» подчеркивают положение героев. Она недоступна, а он поклоняется ей, словно богине; он пространственно находится ниже - у ее ног.

Во второй строфе последние строки синтаксически построены одинаково: обстоятельство - сказуемое - дополнение. Это способствует созданию плавного ритма всей строфы. Лишь заключительный эмоциональный выплеск («О, да!») выражает чувства и героев стихотворения, и авторское отношение.

Следующие две строфы еще более ровные, их можно было бы произносить шепотом. Особенно подчеркиваются эти статичность и покой обилием существительных и прилагательных. Ощущение произнесения шепотом усиливается звукописью:

Тихим вечером, медленно тающим,

Там, где сосны, болото и мхи, Хорошо над костром догорающим .Говорить о закате стихи. [5, 11]

В четвертой строфе повторяющиеся гласные звуки (а - о - у) создают впечатление ровного дыхания, как во время ночного отдыха.

В следующих строфах один эмоциональный всплеск снова сменяет другой: это подтверждается резким увеличением числа восклицательных знаков в конце строк.

В пятой строфе знаком тире отделена фраза:

Этот миг, он короткий, но ваш! [5, 12]

М. Цветаева подчеркивает важность именно первого мига влюбленности. После может быть что угодно, а памятным на всю жизнь останется только это.

Следующее тире отделяет слова «молодость, ветер - одно!». Единство основано на скорости ветра и молодых тел. В последней строфе мысль повторяется:

Хорошо быть красивыми, быстрыми И, кострами дразня темноту, Любоваться безумными искрами, И как искры сгореть - на лету! [5, 12]

Последнее тире подчеркивает стремительное угасание первой любви. Как ни странно, но в стихотворении Марины Цветаевой звучит устоявшееся мнение: если умереть, то сразу, без мучений и боли. Следует обратить внимание на тесную, неразрывную связь уже в раннем творчестве поэтессы тем любви и смерти. В стихотворении «Лесное царство» это обстоятельство усилено: угасание, умирание любви приравнено к смерти. Но такая жертва

оправдана: горящие костры «дразнят темноту» и есть надежда на то, что потухшее пламя одного костра любви сменит новое чувство.

Литература

1. Зубова Л.В. Поэзия Марины Цветаевой: Лингвистический аспект. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1989.

2. Лопатин В.В., Лопатина Л.Е. Малый толковый словарь русского языка. - М.: Рус. яз., 1993.

3. Саакянц А. Марина Цветаева // Цветаева М. Стихотворения. Поэмы. -М., 1991.

4. Цветаева М. И. Автобиография (1940) // Цветаева М. И. Собрание сочинений: в 7 т. - Т. 5. - С. 6.

5. Цветаева М. Собрание сочинений: в 7 т. - Т. 1. - М.: Эллис Лак, 1994.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.