Научная статья на тему 'Наименования городов Орловской губернии в названиях полков русской армии - участников первой мировой войны 1914-1918 гг'

Наименования городов Орловской губернии в названиях полков русской армии - участников первой мировой войны 1914-1918 гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
862
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИРОВАЯ ВОЙНА / ФРОНТ / АРМИЯ / СРАЖЕНИЕ / ПЕХОТНЫЙ ПОЛК / ОРЛОВСКАЯ ГУБЕРНИЯ / WORLD WAR I / FRONT / ARMY / BATTLE / TROOP REGIMENT / OREL PROVINCE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Цыбаков Д. Л., Бондарь В. В.

Статья посвящена боевому пути полков русской армии, носивших названия городов Орловской губернии. Описывается история формирования этих воинских частей, а также приводятся примеры их участия в первой мировой войне 1914-1918 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NAMES OF THE CITIES IN OREL REGION IN NAMES OF REGIMENTS OF THE RUSSIAN ARMY PARTICIPATING IN THE WORLD WAR I (1914-1918)

The article is devoted to the military way of regiments in the Russian army, called after the cities of Orel Region. The history of the formation of the military units is described, as well as the examples of their participation in the World War I in 1914-1918.

Текст научной работы на тему «Наименования городов Орловской губернии в названиях полков русской армии - участников первой мировой войны 1914-1918 гг»

Д.Л. ЦЫБАКОВ, кандидат политических наук, доцент кафедры политологии, государственного и муниципального управления ГОУ ВПО «Орловская региональная академия

государственной службы» Тел.: (4862) 43-41-16;[email protected] В.В. БОНДАРЬ, слушатель ГОУ ВПО «Орловская региональная

академия государственной службы»

НАИМЕНОВАНИЯ ГОРОДОВ ОРЛОВСКОЙ ГУБЕРНИИ В НАЗВАНИЯХ ПОЛКОВ РУССКОЙ АРМИИ - УЧАСТНИКОВ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ 1914-1918 гг.

Статья посвящена боевому пути полков русской армии, носивших названия городов Орловской губернии. Описывается история формирования этих воинских частей, а также приводятся примеры их участия в первой мировой войне 1914-1918 гг.

Ключевые слова: мировая война, фронт, армия, сражение, пехотный полк, Орловская губерния.

Имена городов Орловской губернии встречаются в названиях семи воинских частей русской армии, принимавших участие в сражениях первой мировой войны. До революции подавляющее большинство воинских подразделений российских вооруженных сил помимо нумерации обладало еще и наименованием по названию какого-либо конкретного города или культурно-исторического региона. К XX столетию в большинстве случаев это не означало формирования воинской части в указанной в ее названии местности или же комплектования ее за счет уроженцев какого-то населенного пункта или административно-территориального образования.

Лишь малая часть воинских частей, преимущественно гвардейских, называлась по именам мест свого первоначального формирования. В дальнейшем встречались случаи, когда полки регулярной армии назывались по местам знаменательных побед российского оружия либо получали наименование того географического региона, где они дислоцировались в течение продолжительного времени.

Именно так обстояло дело с боевым восприемником первой воинской части, в ХУШ -начале XIX столетия носившей название главного города Орловской губернии. Созданный 15 декабря 1763 г. Орловский пехотный полк после многочисленных переформирований с 1856 г. стал называться 16-м гренадерским Мингрельским его Императорского высочества великого князя Димитрия Константиновича полком [1, с. 299]. Он входил в состав 1-й Кавказской гренадерской дивизии, все воинские части которой, в течение девяноста лет пребывавшие на южных рубежах империи, получили названия различных закавказских городов или провинций.

Во время создания регулярной армии названия воинским частям чаще всего подбирались условно, имея целью подчеркнуть символическое единство различных территорий Российского государства через призму восприятия ее военной организации. С переходом ко всеобщей воинской повинности, нацеленной на развертывание массовой армии, идеологическое значение наименований российских воинских частей существен© Д.Л. Цыбаков, В.В.Бондарь

ИСТОРИЯ

но нивелировалось. В наибольшей мере это относится к формированиям, комплектуемым из резервистов в случае объявления мобилизации. Как указывает А. Керсновский, названия для них подбирались штабными чинами совершенно произвольно, а при создании в 1915 еще и 1917 гг. полков третьей и четвертой очередей присвоение имен воинским частям приняло хаотический, бессистемный характер [2, с. 123]. Города современной Орловской области представлены в названиях 36-го пехотного Орловского и 138-го пехотного Болховского полков -кадровых частей, имевших давнюю историю и боевые традиции. Кроме того, в период проведения всеобщей мобилизации в июле-августе 1914 г. были сформированы 285-й Мценский, 225-й Ливенский, 278-й Кромский, 292-й Малоархангельский пехотные полки. В июне 1915 г. к ним добавился образованный на основе ополченческих дружин третьеочередной 444-й пехотный Дмитровский полк.

Именно он в наибольшей мере был связан с Орловской губернией, поскольку весь рядовой состав вновь созданной воинской части был представлен уроженцами ее различных уездов. Как установлено И.Ю. Ганиным, будущий Дмитровский полк формировался из личного состава 100-й, 101-й и 102-й Орловских пеших дружин Государственного ополчения [9, листы 29-33]. Таким образом, только указанная воинская часть в известном смысле может считаться «Орловской», имея на то основание если не по своему названию, то по происхождению личного состава. Все другие воинские формирования, носившие наименования уездных городов губернии, как кадровые, так и развернутые из запасных полков, создавались и дислоцировались в других регионах страны.

Если 444-й пехотный Дмитровский, созданный во исполнение приказа Главнокомандующего Северо-Западным фронтом от 04.07.15 года № 271 полк состоял из жителей Орловщины, то 16-й Мингрельский гренадерский полк обладал несомненной духовной связью с губернией. Он официально вел свое происхождение от Орловского пехотного/ мушкетерского полка первого формирования, а старшинство полка мингрельских гренадер было установлено с 15 декабря 1763 г. - даты основания его боевого предшественника. В гербе мингрельцев изображалась фигура хищной птицы -орла, что символизировало их преемственность по отношению к одной из наиболее заслуженных частей русской армии.

Орловский пехотный полк первого формирования был создан на основе Орловского конного полка Украинской ландмилиции. Последний был образован в соответствии с Указом императора Петра II от 6 ноября 1727 г. и комплектовался из однодворцев южнорусских уездов, включая Орловский [6, с. 147]. В последующем это формирование, неоднократно меняя свое название, приняло участие во всех русско-турецких войнах ХУШ-Х1Х столетий, наполеоновских войнах, русско-персидской войне 1826-1828 гг. и, наконец, в многолетнем покорении Кавказа, обретя здесь свое последнее наименование. Во время мировой войны 16-й Мингрельский гренадерский полк проявил высокий боевой дух и профессиональную выучку, в качестве «пожарной команды» будучи использован на наиболее опасных участках четырех фронтов.

В свою очередь в 1811 году в Киеве из рот Киевского, Очаковского и Херсонского гарнизонных полков генерал-майором И.Ф. Паскевичем был сформирован трехбатальонный Орловский полк. Во время мировой войны 1914-1918 гг. он входил в состав 9-й пехотной дивизии 10-го армейского корпуса, будучи задействован в боевых операциях 2-й и 3-й армий в районе города Львова. В 1917 г. 36-й Орловский полк принял участие в июньском наступлении - последней и безуспешной попытке русского командования переломить ход войны на Восточном фронте. Несмотря на хаос 1917 г., еще в сентябре этого года орловцы вели тактику активной обороны и наступления в районе местечек Перковцы и Медвежа.

Что касается 16-го Мингрельского гренадерского полка, то накануне мировой войны его подразделения постоянно привлекались для решения боевых задач в неспокойном Закавказье и Персии. В войну 1914-1918 гг. под началом полковников И. Никифораки, А. Макаева, С. Трухачева 16-й Мингрельский гренадерский полк в составе 2-го Кавказкого армейского корпуса участвовал в операциях 1-й, 5-й, 9-й, 10-й, 13-й армий на СевероЗападном, Юго-Западном, Северном и Западном фронтах.

В 1914 г., во время Августовской наступательной операции, 16-й гренадерский Мингрельский полк, находясь в авангарде Кавказской гренадерской дивизии, к 24 сентября после нескольких атак захватил окраину деревни Рудки. Потери убитыми и ранеными среди кадровых командиров достигли 22-х человек - более половины от обще-

го количества офицеров полка [7, с. 32.]. Вскоре русские вступили в прусские пределы, однако в первой половине ноября корпус был переброшен для участия в Лодзинской операции. В течение недели гренадеры вели неравный бой на фактически не оборудованных в инженерном отношении позициях на Варшавском направлении. К 30 ноября 2-й Кавказский корпус отошел за реку Бзуру. Поздним вечером 9 декабря сводная рота Мингрельского полка участвовала в штыковой атаке против вражеского плацдарма на восточном берегу реки. В этом бою героически погиб командир роты мингрельцев капитан Шавердов. С 3 по 6 марта 1915 г. Эриванский и Мингрельский гренадерские полки пытались захватить немецкие позиции в районе Прасныша. На поле боя пал подполковник Попов, показывая пример подчиненным, не склонив голову под ураганным огнем неприятеля [4, с. 82].

Как писал очевидец, сравнивая боевые качества прибывающих весной 1915 г. пополнений и кадровых солдат, «тогда не было уже той славной пехоты, которая шла всюду, куда ее посылали, не жалея жизни и не задумываясь перед препятствиями» [4, с. 11-18]. 31 мая 1915 г. у селения Тухла благодаря численному превосходству и массированному артиллерийскому огню, координируемому с воздуха, немцам удалось нанести гренадерам невосполнимые потери. Последним командиром мингрельцев - наследников боевой славы Орловского пехотного полка - в декабре 1917 г. становится полковник Б.М. Шапошников, будущий Маршал Советского Союза.

Схожая судьба сложилась и у другой кадровой воинской части - 138-го Болховского пехотного полка. Он был образован 13 октября 1863 г. из 4-го резервного батальона и бессрочно отпускных Тобольского полка, с 25 марта 1864 года именуясь 138-м пехотным Болховским полком [5, с. 7]. Ему довелось отличиться в русско-турецкой войне 1877-1878 гг. и в войне 1904-1905 гг. с Японией.

В составе 35-й пехотной дивизии 17-го армейского корпуса воинская часть участвовала в боевых действиях на Западном, Юго-Западном и Северном фронтах, поочередно входя в состав 5-й, 4-й, 9-й, 8-й, 11-й и вновь 5-й армий. Особое отличие полк показал в декабре 1914 года в боях под Новым Корчином. В ходе Карпатского сражения 8 марта 1915 г. герои Болховского полка, командир 1-го батальона капитан Лянскронский и начальник пулеметной команды штабс-капитан Силин, суме-

ли организовать взятие стратегической высоты № 909, в ходе которой благодаря маневру огнем были подавлены 11 вражеских пулеметов [11, листы 5-6].

Если кадровые части русской армии, 16-й гренадерский Мингрельский, 36-й пехотный Орловский и 138-й пехотный Болховский полки, всегда находились в эпицентре сражений мировой войны, то второочередные полки, носившие имена городов Орловской губернии, как правило, применялись преимущественно в обороне, решая вспомогательные задачи. Однако реалии войны вносили коррективы в практику использования бывших запасных частей.

В первую мировую войну 285-й пехотный Мцен-ский полк действовал в составе 72-й пехотной дивизии 17-го армейского корпуса 1-й армии Северо-Западного фронта. Уже в первый месяц войны он подвергся суровым испытаниям, вступив 28 августа 1914 года в составе 4-х батальонов (3670 штыков) и 8 пулемётов во встречный бой с противником в окрестностях деревень Куттен и Ангеран. Противник заметил нахождение полкового знамени при 1-м батальоне, ввиду чего атаки на это подразделение велись с особым рвением. Прикрывая и спасая боевой стяг, командир полка полковник Дьяконов был ранен и остался на поле сражения. Пряча знамя и передвигаясь по-пластунски, поручику Васильеву со знамёнщиком удалось достичь леса и уйти от противника. В бою 28 августа под Куттеном было потеряно убитыми 5, ранеными 12, пропавшими без вести 17 офицеров и 537 нижних чинов. Несмотря на это, на следующий день оставшиеся в строю 15 обер-офицеров и 600 солдат под командой подполковника Сетиханова отразили две атаки противника и трижды пытались перейти в наступление, потеряв ранеными шестерых командиров, шедших в первых рядах [13, листы 15-17].

Еще один полк второй очереди, 278-й пехотный Кромский, был сформирован в июле 1914 г. в городе Киеве. Основой новой воинской части послужили кадры Херсонского полка. 31 июля полк выступил в г. Брест-Литовск, откуда прибыл на участок фронта у деревни Ланы и Китово Брест-Литовской губернии, где 11 и 14 августа впервые участвовал в боях. В августе-октябре 1914 года Кромский полк вёл боевые действия в районе реки Волицы. 19-го апреля 1915 г. он действовал в районе реки Белы, где ему пришлось выдержать мощный натиск германских войск, нанесенный после

интенсивной артподготовки. В октябре 1915 г. полк занял позиции в районе озёр Дрисвяты- Гав-ранци и далее по восточному берегу реки Дрисвя-тицы, на которых и находился в течение 1916-1917 годов [8, листы 4-7].

Весьма похожим был и боевой путь 292-го пехотного Малоархангельского пехотного полка, сформированного в 1914 году на основании мобилизационного расписания 1910 года. Он входил в состав 73-й пехотной дивизии и участвовал боевых действиях 10-й, 5-й, 3-й, 4-й армий на СевероЗападном и Западном фронтах [12, лист 4]. Этой воинской части, безусловно, повезло с командиром. Полковник Иван Васильевич Бабирев, окончивший в 1890-м году Московское юнкерское училище по 1-му разряду, возглавляя Малоархангельский полк, стал кавалером ордена Св. Георгия 4-й степени и обладателем Георгиевского оружия. Вечером 23 октября 1915 г. под его началом малоархангельцы преодолели ряд проволочных заграждений противника, овладев дер. Пурвинка и захватив 128 пленных германцев.

225-й пехотный Ливенский полк был сформирован в составе 57-й пехотной дивизии в 1914 году в городе Калуге на основе кадров 9-го пехотного Ингерманландского полка. Во время войны Ливенский полк действовал на фронтах 12-й, 10-й и Особой армий. В последующем особенно значительную роль 225-й Ливенский полк сыграл в обороне Осовца.

Крепость-застава Осовец, возведенная в 18821914 гг., оказалась единственной из российских цитаделей, которая в течение полугода смогла выдержать осаду германских войск. Решающие события борьбы за Осовец развернулись 24 июля

- 6 июня 1915 года, когда немцами была предпринята массированная химическая атака с использованием 30 газовых батарей. В исторической литературе заслугу отражения неприятельского штурма относят к действиям 13-й роты 226-го Землянского пехотного полка, которая предприняла получившую известность «атаку мертвецов», заставив противника, не приняв боя, обратиться в бегство [14, с. 82].

Документы, обработанные И.Ю. Ганиным, свидетельствуют, что наравне с землянцами тяжесть германского наступления достойно выдержали воины 225-го Ливенского и 444-го Дмитровского полков [10, листы 122-124]. Находясь в разгар решающего штурма на ключевой Соснеской позиции, четыре роты бывших орловских ополченцев потеряли отравленными и пораженными шрапнельным огнем более половины боевого состава. Благодаря стараниям фельдшера Блинова, распорядительности прапорщиков Иванова и Мишина солдаты Дмитровского полка сохранили способность принять участие в отражении атаки неприятеля. К наградам были представлены ефрейторы 444-го полка Сергей Суслов, Михаил Афонин, Илья Али-нин, Михаил Мозгов, Ефим Гоняев, рядовые Андрей Шакин, Вениамин Кошкин, Федор Каханов, Александр Ефимин, после полученных газовых поражений в течение суток оборонявшие свои боевые рубежи.

Полки российской армии в первой мировой войне зачастую получали произвольные названия, однако лучшие представители всех губерний России, невзирая на все невзгоды и лишения, добывали славу русского оружия под боевыми знаменами, носящими названия городов Орловщины.

Библиографический список

1. Военная энциклопедия. Том 15. [Текст] / М.: Изд-во И.Д. Сытина, 1914 г. - С. 570.

2. Керсновский А. А. История русской армии [Текст] /A.A. Керсновский - http ://militera. lib. ru/h/ kersnovsky 1/ index. html

3. Козьмин А.В. Кавказская гренадерская артиллерийская бригада: август 1914 - сентябрь 1915 гг. [Текст] А.В. Козьмин // Военная быль. - 1973. - № 122. - С. 11-18.

4. Лейб-эриванцы в Великой войне. [Текст] / Материалы для истории полка в обработке полковой исторической комиссии. Под ред. К. Попова. - Париж, 1959. - 308 с.

5. Михеев С.К. История 138-го пехотного Болховского полка. 1703-1903 гг. [Текст] / С.К. Михеев. - М., 1903. - 123 с.

6. Пенской В.В.Украинский ландмилицкий корпус в XVIII веке [Текст] / В.В. Пенской // Вопросы истории. - 2000. - № 10. - С. 147.

7. Попов К. Воспоминания кавказского гренадера. 1914-1920. [Текст] К. Попов. - Белград: Русская типография, 1925. - 284 с.

8. РГВИА. Фонд 2889. Опись 1. Дело 34.

9. РГВИА. Фонд 2993. Опись 1. Дело 30.

10. РГВИА. Фонд 2993. Опись 1. Дело 1.

11. РГВИА. Фонд 2752. Опись 2. Дело 83.

12. РГВИА. Фонд 2901. Опись 1. Дело 17.

13. РГВИА. Фонд 2896. Опись 1. Дело 11.

14. Хмельков С.А. Борьба за Осовец. [Текст] / С.А. Хмельков. - М.: Воениздат НКО СССР, 1939. - 96 с.

D. L. TSYBAKOVS, V.V. BONDAR

THE NAMES OF THE CITIES IN OREL REGION IN NAMES OF REGIMENTS OF THE RUSSIAN ARMY PARTICIPATING IN THE WORLD WAR I (1914-1918)

The article is devoted to the military way of regiments in the Russian army, called after the cities of Orel Region. The history of the formation of the military units is described, as well as the examples of their participation in the World War I in 1914-1918.

Key words: World War I, front, army, battle, troop regiment, Orel province.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.