14. Gold in the ores of the Aziz gold-kolchuzhny deposit (central Kazakhstan) / A.K. Mazurov [et al.] // Izvestiya Tomsk Polytechnic University. Georesource engineering. 2021. vol. 332. No.11. pp.78-88. https://doi.org/ 10.18799/24131830/2021/11/3291/
15. Mineral resources of Azerbaijan. Baku: Ozan, 2005. 807r.
16. Huseynov G.S. Distribution of gold and silver in the ores of the Dagkesaman deposit // Domestic Geology 2015. No.1. From 24-29/
УДК 504.03; 349.6
НАИЛУЧШИЕ ДОСТУПНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЛЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
А.В. Минбалеев, М.А. Берестнев, К.С. Евсиков
Рассмотрена проблема поиска правовой модели регулирования защиты окружающей среды. Выявлено, что в настоящее время в России формируется тренд на внедрение технологического подхода, который копирует регуляторную модель Европейского союза. Анализ ее применения за рубежом позволил выделить ее достоинства и недостатки. Авторами отмечено, что в Российской Федерации отсутствует система мер, позволяющих избежать повторения негативного сценария, возникшего в других странах. Установлено, что внедрение института наилучших доступных технологий направлено на техническую модернизацию производства, что должно соотноситься с Концепцией технологического развития на период до 2030 года. Для этого обоснована необходимость выполнения принципа технологического суверенитета. Также выдвинуто предложение о включении раздела цифровизация в состав наилучших доступных технологий при принятии нормативных документов и справочников в данной сфере.
Ключевые слова: защита окружающей среды; искусственный интеллект; квантовые коммуникации; комплексное экологическое разрешение; наилучшие доступные технологии; технологический суверенитет; технологическое развитие; углеродный налог; цифровая экономика; цифровые технологии.
Начиная с советского периода в нашей стране для промышленных предприятий устанавливались нормы предельно допустимых выбросов и сбросов, которые соответствовали самым низким значениям, рекомендованным Всемирной организацией здравоохранения. Их соблюдение обеспечивалось системой стандартов в области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов, включающей государственные и отраслевые стандарты. Анализ показывает, что данный правовой механизм защиты окружающей среды не эффективен, и требует совершенствования. Эксперты ФГБУ «Российский научно-исследовательский институт комплексного использования и охраны водных ресурсов» указывают, что разработанные в России величины предельно допустимых концентраций (далее - ПДК) ингредиентов не отражают фактического состояния и свойств
химических компонентов в воде поверхностных водоисточников, не охватывают воздействие всего спектра поступающих в реки и водоемы веществ и не характеризуют состояние биотической составляющей водных экосистем, в связи с чем, их использование как единого критерия при оценке состояния водного объекта неправомерно [1]. Практически во всех регионах страны существуют те или иные экологические проблемы, связанные с осуществлением хозяйственной деятельности. В 2022 году в 41 субъекте Российской Федерации зафиксирована высокая химическая нагрузка, а численность населения, подверженного воздействию химических веществ окружающей среды составила 74,2 млн чел. [2].
Аналогичная ситуация и за рубежом, например, данные Всемирной организации здравоохранения показывают, что почти все население мира (99 %) дышит воздухом, содержание которого превышает нормативы и содержит высокие уровни загрязняющих веществ [3]. По данным комиссии журнала Lancet, по вопросам здоровья ежегодно причиной смерти 9 млн человек является загрязнение. При этом исследователи отмечают, что развитие промышленного производства влияет на динамику данного показателя, что подтверждает рост смертности от современных форм загрязнения в Южной Азии, Восточной Азии и Юго-Восточной Азии (рис. 1) [4].
Рис. 1. Тенденция к росту смертности от современного загрязнения в Южной и Юго-Восточной Азии, 2000 - 2019 годы
Подобные результаты исследований и данные о росте промышленного производства в Российской Федерации требуют превентивных мер со стороны государства, в т.ч. поиска новых моделей охраны окружающей среды. Анализ позволил выделить две основные группы таких моделей:
- нацеленные на контроль вредного воздействия на здоровье человека и экологию;
- нацеленные на выбор оптимальной технологии хозяйственной деятельности.
Данные группы моделей правового регулирования существенно отличаются, например, основным и повсеместно используемым является метод контроля вредного воздействия. В его рамках государство запрещает вести отдельные виды хозяйственной деятельности вообще или на определенной территории, а также устанавливает допустимый уровень вреда, который можно наносить здоровью человека и экологии. Второй подход (технологический) предусматривает определение органами публичной власти «плохих» и «хороших» методов хозяйственной деятельности. После «сортировки» технологий, государство запрещает использовать «плохие», обязывая внедрять «хорошие». Упрощение технологической правовой модели призвано показать присущие ей риски, которые мы условно разделили на три группы.
1. Риски, возникающие на этапе «сортировки» технологий. В данной модели всегда существует риск, что будет запрещена технология, которая в момент оценки является худшей для окружающей среды, однако при ее совершенствовании можно было бы достичь оптимальных показателей для здоровья человека и экологии. Также существуют риски, что лучшая технология может показывать разный результат в различных природно-климатических зонах или на отдельных территориях, что делает универсальный подход в процессе оценки сложно реализуемым.
2. Риски, возникающие на этапе установления запретов для использования одной технологии и понуждении к использованию другой. Установление запрета на использование конкретной технологии предполагает, что государство способно контролировать его соблюдение, а это ведет к росту нагрузки на государственный аппарат, создает дополнительные конфликтные ситуации хозяйствующего субъекта и контролирующего органа, увеличивает риск коррупции. Определение технологии в качестве оптимальной для экологии само по себе не гарантирует, что ее использование снизит негативное воздействие на здоровье человека и экологию. Работа с наилучшей технологией недобросовестного субъекта права может дать более негативный эффект для окружающей среды, чем работа с иной технологией добросовестного субъекта права. Это ставит под сомнение справедливость распределения льгот только по принципу используемой
технологии, а также требует сохранение контроля за всеми хозяйствующими субъектами со стороны органов публичной власти.
3. Риски мультипликативного эффекта. Запрет использовать отдельную технологию и установление обязанности перейти на иной метод хозяйственной деятельности влияет на производителей оборудования. Своим решением государство «закрывает» один рынок оборудования и стимулирует развития другого. В условиях построения системы технологического суверенитета этот риск приобретает чрезвычайный характер. Отсутствие отечественной элементной базы в составе лучшей технологии ведет к риску приостановки работы целой отрасли. Подобные случаи имели место в нашей стране после введения санкций в отношении Российской Федерации со стороны недружественных стран. При этом под технологическим суверенитетом понимается не только наличие отечественного оборудования, но и возможность его обслуживания, а также владение патентами на его создание и использование.
Это лишь основные риски, анализ которых позволил сделать следующие выводы.
1. Уровень воздействия на окружающую среду определяется добросовестностью хозяйствующего субъекта, что требует соответствующей оценки в рамках любой правовой модели. Следовательно, исходя из принципа справедливости, поддержку от государства должна получать организация, снижающая негативное воздействие любым способом, а не только переходом на наилучшую технологию.
2. Переход на лучшую технологию не может влиять на государственный контроль за негативным воздействием на окружающую среду, который осуществляется по уровню допустимых выбросов и сбросов. Следовательно, технологическая модель выступает лишь дополнительным элементом в существующих системах защиты здоровья человека и эколо-
3. Технологический подход сложен в части установления и администрирования, что не позволяет применять его повсеместно. Для его реализации требуется создание комплекса стандартов, справочников, инструкций, которые должны учитывать все существующие в мире технологии, описывать их преимущества и недостатки, а также принимать во внимание ноу-хау и перспективные технологические процессы. Следовательно, данная модель ограничена отдельными видами производства или технология-
4. Ключевым критерием эффективности государства в сфере экологии остается снижение уровня негативного воздействия на окружающую среду, что можно достигать и без сортировки технологий на «плохие» и «хорошие». Установление экологических требований стимулирует субъекта хозяйственной деятельности к изменению методов производства. Сле-
довательно, использование технологического подхода рационально, если вместе с экологическими решаются иные задачи.
5. Запрет конкретной технологии или определение другой технологии в качестве лучшей является стимулом для изменения рынка оборудования. Следовательно, использование технологического подхода является в равной мере методом защиты окружающей среды и поддержки развития промышленности.
Рассмотрим обоснованность данных выводов на основе анализа зарубежной практики. Одной из самых исследованных моделей технологического регулирования охраны окружающей среды является концепция «наилучшие доступные технологии» (далее - НДТ). В словаре Оксфорда под «лучшей доступной технологией» понимается подход к контролю загрязнений, основанный на использование лучших технологий, методов очистки или других доступных средств с учетом стоимости [5]. В документах ООН термин «наилучшая доступная технология» (best available technology) используется для обозначения последней стадии развития (современного уровня техники) процессов, оборудования или методов работы, которые способствуют ограничению выбросов [6]. В документах ОЭСР под НДТ понимается наиболее эффективная и продвинутая стадия развития промышленной деятельности и методов ее осуществления, направленная на предотвращение и, где это практически невозможно, сокращение выбросов и воздействия на окружающую среду в целом.
Хотя данная модель имеет своих сторонников, но ее применяют лишь незначительное количество стран мира. Для оценки наличия или отсутствия технологической правовой модели защиты окружающей среды авторы использовали доктрину «не жалеть средств», которая предписывает приобретение лучших современных технологий, без учета традиционного анализа затрат и выгод. Использование подобной доктрины позволяло сделать вывод о существование в стране модели НДТ. Исследование показало, что законодательство о защите окружающей среды большинства стран мира не включают данную доктрину. К таким странам относятся Китай, Индия и Япония и т.д. Ряд стран включают доктрину НТД в усеченном виде, например, законодательство США регламентирует переход на наилучшую практичную технологию управления доступную в настоящее время (Best Practicable Control Technology Currently Available). Этот правовой механизм базируется на основе стандартов, основанных на технологиях, применяемых для традиционных и нетрадиционных загрязнителей, с учетом общей стоимости применения технологии по отношению к преимуществам сокращения выбросов, которые должны быть достигнуты, а также возраста используемого оборудования и сооружений, применяемого процесса, технических аспектов применения различных видов методов контроля, технологические изменения, воздействие на окружающую среду, не связанное с
качеством воды (включая потребности в энергии) [7]. При разработке стандартов на конкретные ПДК органы публичной власти США определяют «модельную» технологию, а не конкретное нормативное требование. Кроме того, Конгресс требует от регулятора учитывать затраты на экологию, чтобы избежать наложения чрезмерного бремени на регулируемые организации и на экономику страны в целом. Данная позиция исходит из гипотезы, что для отдельных отраслей, даже если это технически возможно, устранение загрязняющих веществ с помощью дополнительных мер контроля или изменения методов производства может быть очень дорогостоящим и приводить к неприемлемым социальным издержкам.
Одновременно целая группа стран успешно применяет доктрину НДТ, например, в законодательстве Новой Зеландии используется концепт «наилучший практически осуществимый вариант» (Best Practicable Option), который определяет наилучший метод предотвращения или минимизации неблагоприятного воздействия на окружающую среду, для каждого объекта и определяется в качестве требования к руководителям предприятий, подлежащего внедрению [8]. Канада применяет НДТ в отдельных сферах, например, для регулирования строительства трубопроводов [9]. Мировыми лидерами по внедрению НТД является Европейский Союз (далее - ЕС), который изначально практиковал разработку и подписание Добровольных соглашений между коммерческими компаниями и государством для повышения энергоэффективности и сокращения выбросов парниковых газов. Их заключение предполагало временный отказ от ужесточения требований в законодательном порядке. В рамках данной правовой модели, стекольные предприятия в Нидерландах, Великобритании и Дании приблизились к термодинамическому минимуму потребления энергии в результате последовательного выполнения условий Добровольных соглашений. Далее данный опыт видоизменился и стал нормой права. Согласно части 10 статьи 3 Директивы о промышленных выбросах ЕС, «наилучшие доступные технологии» означают наиболее эффективный и продвинутый этап развития деятельности и методов ее эксплуатации, который указывает на практическую пригодность конкретных методов для обеспечения основы для предельных значений выбросов и других условий разрешений, предназначенных для предотвращения и, где это возможно, практически нецелесообразно, для снижения выбросов и воздействия на окружающую среду в целом:
- «технологии» включают как используемую технологию, так и способ проектирования, строительства, обслуживания, эксплуатации и вывода из эксплуатации установки;
- «доступные» означают технологии, разработанные в масштабе, который позволяет их внедрение в соответствующем промышленном секторе, в экономически и технически жизнеспособных условиях, с учетом
затрат и преимуществ, независимо от того, используются или нет эти технологии внутри соответствующего государства-члена ЕС, при условии, что они разумно доступны оператору;
- «лучший» означает наиболее эффективный в достижении высокого общего уровня защиты окружающей среды в целом [10].
Согласно части 2 статье 15 той же Директивы, предельные значения выбросов и эквивалентные параметры, и технические меры в разрешениях должны основываться на наилучших доступных методах, без предписывания использования каких-либо методов или конкретной технологии. Важно это отметить, так как в законодательстве зарубежных странах четко закреплен запрет на установление обязанности для субъектов хозяйственной деятельности применять конкретную технологию. Данная норма соответствует «гипотезе Портера», которая получила широкое распространение в зарубежном праве. Ее суть в том, что жесткие экологические стандарты, которые способствуют предотвращению загрязнения, но не ограничивают выбор технологий, могут стимулировать инновации и усилить конкурентное преимущество. Исследования, проведенные для поиска доказательств данной гипотезы, показали, что в целях снижения затрат на соблюдение экологических стандартов за рубежом увеличились вложения коммерческого сектора в НИОКР, что привело к росту патентования в данной сфере. Это в свою очередь, стимулировало производительность труда, а также накопление и передачу знаний в сфере защиты окружающей среды.
Важно отметить, что ЕС при внедрении модели НДТ, не учло, что в условиях глобальной конкуренции товары, создаваемые модернизированными европейскими компаниями, не способны конкурировать с товарами, произведенными в странах, где подобных экологических требований нет. Результатом этого просчета стала промышленная деиндустриализация в виде переноса производства из стран с развитым экологическим законодательством за рубеж, а также утрата технологического суверенитета по ряду позиций. Столкнувшись с данной проблемой, ЕС начал создавать меры защиты национальных производителей, например, ввел трансграничное углеродное регулирование как мера защиты европейского бизнеса от экологического демпинга и предотвращения так называемой утечки углерода в случаях, когда компании, базирующиеся в ЕС, перемещают свои углеро-доемкие предприятия в страны с менее жесткой климатической и экологической политикой в целях снижения производственных затрат. Трансграничное углеродное регулирование (Carbon Border Adjustment Mechanism, CBAM) должно создать для производителей в странах, не входящих в ЕС, стимулы для экологизации своих производственных процессов. Вводиться оно будет постепенно: с 2023 г. начнет действовать по упрощенной схеме, а старт полной реализации действия механизма запланирован на 2026 г. С 2023 г. производителям необходимо будет отчитываться о размере угле-
родного следа своей продукции, а с 2026 г. - платить сбор. Как справедливо отмечают исследователи, CBAM - потенциально дискриминационный механизм, призванный снизить конкурентоспособность продажи импортной продукции в ЕС [11]. В соответствии с климатическим законодательством ЕС CBAM первоначально будет применяться к импорту товаров с высоким риском выбросов CO2 (carbon leakage) в атмосферу при производстве товаров из следующих групп: цемент, черные металлы и сталь (в том числе трубы и рельсы), удобрения и алюминий. CBAM не будет распространяться на страны, которые заключили соглашение о слиянии своей системы торговли выбросами с европейской системой, страны - члены Таможенного союза (Исландию, Лихтенштейн, Норвегию и Швейцарию), а также на некоторые зависимые территории ЕС. При этом импорт товаров из США и Великобритании не освобождается от данного регулирования [12]. Важно отметить, что в Российской Федерации, которая выбрала модель ЕС в сфере регулирования защиты окружающей среды, вопрос изменения налогового законодательства для защиты отечественных производителей даже не обсуждается [13]. Это говорит о риске релокации отечественных производств за рубеж.
Несмотря на отдельные недостатки, европейский опыт применения модели НТД можно оценить положительно, с точки зрения стимулирования технологического перевооружения предприятий. С 1996 года все европейские предприятия, отнесенные к категории I, получили комплексные экологические разрешения (около 52000), а предприятия новых государств-членов ЕС претерпели реконструкцию (Эстония, Литва, Латвия, Хорватия и пр.).
Зарубежный опыт позволяет сделать вывод, что модель НТД не является панацей и не дает существенных преимуществ перед классическим способом правового регулирования охраны окружающей среды. Однако в рамках данной модели, государство решает иные задачи, например, стимулирования инновационного развития национальной промышленности.
Российская Федерация начала внедрять современную модель НТД с 2014 года, когда в законодательстве появилась норма о «наилучших доступных технологиях» [14]. Основной задачей данного правового института определено комплексное предотвращение и (или) минимизация негативного воздействия на окружающую среду. Правительство Российской Федерации определило области, где следует применять наилучшие доступные технологии [15]. К ним отнесены 30 видов деятельности, включая добычу и обогащения руд цветных металлов, нефти и природного газа, угля и антрацита. Отрасли с наибольшим количеством крупнейших загрязнителей представлены на рис. 2 [16].
Согласно заявленной правовой модели, государство создает стимулы для организаций, осуществляющих свою деятельность в названных
сферах для реконструкции и технического перевооружения их объектов в целях применения наилучших доступных технологий. Чтобы дифференцировать эти требования в зависимости от уровня негативного воздействия на окружающую среду Правительством Российской Федерации утверждаются критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий [17].
■ Очистка сточных вод (Водоканалы)
■ Добыча нефти и газа
■ Сжигание топлива на крупны« установках (ТЭС)
■ Добыча и обогащение угля
■ Черная металлургия
■ Цветная металлургия
■ Переработка нефти и газа
■ Химическая промышленность
■ Целлюлозно-бумажная промышленность
■ Производство цемента
■ Размещение отходов
■ Производство напитков и молока
Рис. 2. Отраслевое распределение основных загрязнителей в Российской Федерации
На основе данных критериев Минприроды России определило перечень объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, относящихся к I категории, вклад которых в суммарные выбросы, сбросы загрязняющих веществ в Российской Федерации составляет не менее чем 60 % [18]. Их расположение по федеральным округам представлено на рис. 3.
Рис. 3. Распределение основных загрязнителей по федеральным округам
Также Правительством Российской Федерации утверждены Правила определения технологии в качестве наилучшей доступной технологии, а также разработки, актуализации и опубликования информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям [19]. Для организации работы с НТД создано Бюро наилучших доступных технологий [20]. Принятые в рамках данных подзаконных актов стандарты и справочники по НТД размещены в свободном доступе на сайте -https://www.rst.gov.ru/portal/gost/home/activity/NDT. Кроме того, в России создан Технический комитет по стандартизации «Наилучшие доступные технологии» (ТК 113), который проводит работы по стандартизации в следующих сферах деятельности: 13.020, 13.030, 13.040, 13.060, 13.080, 13.110, 13.140, 21.100, 21.120, 23.020, 23.040, 23.060, 23.080, 23.100, 23.140, 23.160, 25.020, 25.40, 25,060, 25.080, 29,260, 47.020.30, 53.02.30, 53.040, 53.100, 55.040, 55.200, 55.220, 59.120, 59.140, 67.260, 71.020, 71.040.10, 71.040.20, 71.120, 71.120.10, 71.120.20, 73.100.20, 73.100.30, 73.100.40, 73.100.99, 73.120, 75.180, 79.120.01, 79.120.10, 79.120.20, 75.180.30, 75.180.99, 75.200, 77.180, 79.120, 79.120.01, 79.120.10, 79.120.20, 79.120.99, 81.100, 83.200, 85.100, 85.020, 85.040, 85.060, 85.080, 87.100, 91.100, в части установления технологических показателей наилучших доступных технологий и установления нормативов воздействия на окружающую среду [21].
Данные документы служат основанием для выдачи комплексного экологического разрешения, которое, согласно ч. 1 ст. 31.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ), обязаны получить организации, осуществляющие хозяйственную деятельность на объектах I категории. Этот документ уже стал важным элементом правоприменения, например, арбитражный суд встал на сторону организации в споре с Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в части недействующего предписания о проведении экологической экспертизы. В частности суд указал, что в Программе повышения экологической эффективности указано, что «в области обработки осадков принятые решения основываются на применении механического обезвоживания - НТД 10а с его последующим компостированием - НДТ 11 б». Таким образом, технология, используемая заявителем, проектировалась согласно действующим сводам правил и соответствует указанным в ИТС 10-2019, а итоговая продукция соответствует требованиям национальных стандартов, соответственно такая продукция не может рассматриваться как новые вещества, которые могут поступать в природную среду, а техническая документация на такую продукцию - как объект государственной экологической экспертизы [22].
Анализ нормативных актов позволяет говорить, что отечественная модель технологического регулирования защиты окружающей среды является калькой с европейской модели. При этом технические справочники по
НТД похожи на европейские документы (Best Available Techniques Reference Document - BREF), которые охватывают конкретный вид деятельности («отраслевые BREF») или посвящены сквозным вопросам, таким как энергоэффективность, промышленные системы охлаждения, выбросы при хранении, относящиеся к промышленному производству в целом («горизонтальных BREF»). Для мониторинга выбросов в воздух и воду от установок в соответствии с Директивой о промышленных выбросах был разработан специальный BREF, который называется «ROM». С ними можно ознакомиться на сайте - https://eippcb.jrc.ec.europa.eu/reference.
Исследование отечественной технологической модели позволило сделать следующие выводы. Органы публичной власти внедряют в России европейскую технологическую модель защиты окружающей среды на основе НТД и берут за основу документы, созданные за рубежом. Европейская модель является высокобюрократизированной, а ее реализация в Российской Федерации будет иметь объективные трудности. Европейские предприятия имеют доступ к большому перечню технологий и оборудованию, которое в настоящее время не доступно для отечественных компаний. Чтобы исключить остановку производства необходимо выполнение принципа технологического суверенитета, предполагающего, что любая наилучшая технология, утвержденная в нашей стране, должна быть доступна, что подтверждает только наличием производства оборудования на территории Российской Федерации и наличия патентов у отечественных производителей. Информацию о проверке уполномоченными органами при формировании НТД наличия отечественных технологий (оборудования) авторами в ходе исследования найти не удалось. Хотя на своем сайте ТК-113 отмечает, что важность документов по стандартизации НДТ, возможность их использования в качестве одного из действенных механизмов стимулирования технологического развития основных отраслей отечественного производства [23].
Это позволяет сделать вывод, что правовая модель НТД, используемая в нашей стране, нуждается в совершенствовании, которые должно ре-ализовываться в двух направления:
- оценка НТД через анализ отечественного оборудования и технологий;
- включение в НТД цифровой составляющей.
Обе задачи соответствуют актам стратегического планирования Российской Федерации. Например, Концепция технологического развития на период до 2030 года закрепляет принципы развития высокотехнологичных отраслей экономики Российской Федерации и поддержки высокотехнологичной продукции. В качестве одного из них документ выделил технологический суверенитет, который обеспечивается повсеместным внедрением цифровых технологий. Представляется, что именно эта со-
ставляющая, которую упускают европейские нормативные акты, сможет создать в России основу для технологического рывка в части модернизации промышленности и защиты окружающей среды. Авторы неоднократно писали о перспективах использования систем искусственного интеллекта [24] и квантовых коммуникаций [25] в добывающей промышленности. Представляется целесообразным включение этих и дополнительных цифровых технологий в состав национальных стандартов по НДТ. Реализация данного предложения позволит решить междисциплинарные задачи, что позволит более глубоко включить экологическую составляющую в документы стратегического характера, а также использовать для охраны окружающей среды средства, предназначенные для технологического развития.
Согласно зарубежным оценкам, внедрение НДТ занимает 2-4 года с периодическим пересмотром в течение 8-12 лет, что требует ресурсов и времени для надлежащего рассмотрения [26]. Это позволяет утверждать, что для достижения целей технологического развития на период до 2030 года, включение в наилучшие доступные технологии цифровой составляющей должно начаться не позднее 2026 года, а, значит, разработку таких стандартов необходимо инициировать в 2024 году. Таким образом, считаем обоснованным вывод о целесообразности оперативного изменения подхода к формированию нормативных документов в сфере НТД.
Исследование выполнено в рамках программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030».
Список литературы
1. Попов А.Н. О неопределенности результатов применения величин ПДК при оценке состояния водного объекта // Водное хозяйство России: проблемы, технологии, управление. 2022. № 4. С. 103-126.
2. О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2022 году. Государственный доклад. М.: Минприроды России; МГУ имени М.В. Ломоносова, 2023. 686 с.
3. WHO Ambient Air quality database // URL: https://www.who.int /data/gho /data/themes/air-pollution/who-air-quality-database (дата обращения 15.02.2024).
4. Pollution and health: a progress update / Richard Fuller [et al.] // The Lancet. 2022. Vol. 6, Issue 6, E535-E547, JUNE DOI: https://doi.org/ 10.1016/S2542-5196(22)00090.
5. Chris Park, Michael Allaby. A Dictionary of Environment and Conservation (3 ed.) // Publisher: Oxford University Press Published online: 2017. eISBN: 9780191826320. URL: https://www.oxfordreference. com/display/ 10.1093/acref/9780191826320.001.0001/acref-9780191826320 (дата обращения 15.02.2024).
6. Методические исследования. Сер. F, № 61. Ред. 1. Глоссарий, Организация Объединенных Наций, Нью-Йорк, параграф 9.42 (авторский перевод). Studies in Methods. Series F. No.61. Rev.1. Glossary. United Nations, New York, paragraph 9.42.
7. OECD Report on OECD Project on Best Available Techniques for Preventing and Controlling Industrial Chemical Pollution - Activity I: Policies on BAT or Similar Concepts Across the World, OECD Publishing, Paris, 2017. 156 р. URL: http://www.oecd.org/chemicalsafety/riskmanagement/policies-on-best-available-techniques-or-similar-concepts-around-the-world.pdf (дата обращения 15.02.2024).
8. Resource Management Act 1991. Version as at 24 August 2023. [Электронный ресурс]. URL: https://www.legislation.govt.nz/act/public/1991/ 0069/latest/DLM230265.html#DLM235252 (дата обращения 15. 02. 2024).
9. Best Available Technologies (BAT) used in federally-regulated pipelines // National Energy Board. 2016. Canada. 138 p. [Электронный ресурс]. URL: https://www.cer-rec.gc.ca/en/about/publications-reports/best-available-technology/report/ bstvlbltchnlgrprt - eng.pdf (дата обращения 15.02.2024).
10. DIRECTIVE 2010/75/EU OF THE EUROPEAN PARLIAMENT AND OF THE COUNCIL of 24 November 2010 on industrial emissions (integrated pollution prevention and control) (Recast) [Электронный ресурс] // URL:https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:32010 L0075 &from=EN (дата обращения 15.02.2024).
11. Аналитический доклад «Трансграничное углеродное регулирование в ЕС: как не допустить дискриминации российских экспортёров» // Москва. Институт проблем естественных монополий. 2021. 52 с. [Электронный ресурс]. URL: https://esg-library.mgimo.ru/publications/ana-liticheskiy-doklad-transgranichnoe-uglerodnoe-regulirovanie-v-es-kak-ne-do-pustit-diskriminatsii-r/?ysclid= ls330sv2ct919144184 (дата обращения 15.02.2024).
12. Егорова М.А. Основные направления правового регулирования «зеленого» налогообложения для целей предпринимательской деятельности: опыт зарубежных стран // Актуальные проблемы российского права. 2022. N 7. С. 71 -79.
13. Бельская Е. В., Евсиков К. С., Колесников П. М. Налоговое право. Особенная часть: учебник. М.: Ай Пи Ар Медиа, 2023. 212 с.
14. Ст. 28.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «Об охране окружающей среды» // Собрание законодательства РФ, 14.01.2002. № 2. С. 133.
15. Распоряжение Правительства РФ от 24.12.2014 № 2674-р (ред. от 01.11.2021) «Об утверждении Перечня областей применения наилучших доступных технологий» // Собрание законодательства РФ. 05.01.2015. № 1 (часть III). 399 с.
16. OECD (2019), Best Available Techniques for Preventing and Controlling Industrial Pollution, Activity 3: Measuring the Effectiveness of BAT Policies, Environment, Health and Safety, Environment Directorate, OECD. Р.112. URL: https://www.oecd.org/chemicalsafety/risk-management/measuring-the-effectiveness-of-best-available-techniques-policies-russian.pdf (дата обращения 15.02.2024).
17. Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398 (ред. от 07.10.2021) «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий» // Собрание законодательства РФ. 11.01.2021. № 2 (часть II). С.447.
18. Приказ Минприроды России от 18.04.2018 № 154 «Об утверждении перечня объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, относящихся к I категории, вклад которых в суммарные выбросы, сбросы загрязняющих веществ в Российской Федерации составляет не менее чем 60 процентов» (Зарегистрировано в Минюсте России 29.06.2018 № 51494) [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения 15.02.2024).
19. Постановление Правительства РФ от 23.12.2014 № 1458 (ред. от 17.11.2022) «О порядке определения технологии в качестве наилучшей доступной технологии, а также разработки, актуализации и опубликования информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям» // Собрание законодательства РФ, 05.01.2015. № 1 (часть II). С. 253.
20. Постановление Правительства РФ от 28.12.2016 № 1508 (ред. от 03.03.2021) «О некоторых вопросах деятельности Бюро наилучших доступных технологий» // Собрание законодательства РФ. 09.01.2017. № 2 (часть I). Ст. 340.
21. Приказ Росстандарта от 01.08.2014 № 1236 (ред. от 13.02.2018) «О создании технического комитета по стандартизации «Наилучшие доступные технологии» // Вестник Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, № 9, 2014.
22. Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2022 № 13АП-27120/2022 [Электронный ресурс]. URL: https://kad.arbitr.ru (дата обращения 15.02.2024).
23. Официальный сайт Технического комитета 113 [Электронный ресурс]. URL: https://burondt.ru/tk113/about (дата обращения 15.02.2024).
24. Минбалеев А.В., Берестнев М.А., Евсиков К.С. Регулирование использования искусственного интеллекта в добывающей промышленности // Известия Тульского государственного университета. Науки о Земле. 2022. № 1. С. 509-525.
25. Минбалеев А.В., Берестнев М.А., Евсиков К.С. Обеспечение информационной безопасности оборудования добывающей промышленности в квантовую эпоху// Известия Тульского государственного университета. Науки о Земле. 2023. № 1. С. 509-525.
26. OECD (2022), Best Available Techniques (BAT) for Preventing and Controlling Industrial Pollution, Activity 5: Value chain approaches to determining BAT for industrial installations, Environment, Health and Safety, Environment Directorate, OECD. 79 р. [Электронный ресурс]. URL: https://www.oecd.org/chemicalsafety/risk-management/value-chain-approaches-to-determining-best-available-techniques-industrial-installations.pdf (дата обращения 15.02.2024).
Минбалеев Алексей Владимирович, д-р юрид. наук, проф., зав. кафедрой; вед. науч. сотр., эксперт РАН, alexmin@,bk.ru, Россия, Москва, Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА); Институт государства и права РАН,
Берестнев Михаил Александрович, канд. юрид. наук, доц., зав. кафедрой, [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет,
Евсиков Кирилл Сергеевич, канд. юрид. наук, доц., зав. кафедрой; доц., [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет; Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
THE BEST AVAILABLE TECHNOLOGIES AND THEIR USE FOR TECHNOLOGICAL
DEVELOPMENT
A.V. Minbaleev, M.A. Berestnev, K.S. Evsikov
The article considers the problem of finding a legal model for regulating environmental protection. It has been revealed that a trend is currently forming in Russia towards the introduction of a technological approach that copies the regulatory model of the European Union. The analysis of its application abroad allowed us to highlight its advantages and disadvantages. The authors noted that in the Russian Federation there is no system of measures to avoid a repeat of the negative scenario that has arisen in other countries. It is established that the introduction of the institute of the best available technologies is aimed at the technical modernization of production, which should correspond to the Concept of technological development for the period up to 2030. For this purpose, the necessity of fulfilling the principle of technological sovereignty is justified. A proposal has also been put forward to include the digitalization section in the composition of the best available technologies when adopting regulatory documents and reference books in this area.
Key words: environmental protection; artificial intelligence; quantum communications; integrated environmental resolution; best available technologies; technological sovereignty; technological development; carbon tax; digital economy; digital technologies.
Minbaleev Alexey Vladimirovich, doctor of law, professor, head of chair, leading scientific. associate professor, alexmin@,bk.ru, Russia, Moscow, O.E. Kutafin Moscow State Law University (MGUA); Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences,
Berestnev Mikhail Alexandrovich, PhD, of law, docent, head of chair, berest-nev@,bk.ru, Russia, Tula, Tula State University,
Evsikov Kirill Sergeevich, associate professor, PhD. of law, head of chair, docent,, [email protected], Russia, Tula, Tula State University; Moscow State Law University named after O.E. Kutafin (MGUA)
Reference
1. Popov A.N. On the uncertainty of the results of the application of MPC values in assessing the condition of a water body // Water management of Russia: problems, technologies, management. 2022. No. 4. pp. 103-126.
2. On the state and environmental protection of the Russian Federation in 2022. State report. Moscow: Ministry of Natural Resources of Russia; Lomonosov Moscow State University, 2023.686 p.
3. Database due to the quality of the offline source // URL: https://www.who.int /data/gho /data/themes/disk loading/disk quality database (publication date 02/15/2024).
4. Environmental pollution and health: updated information. information about the work / Richard Guller [et al.] // The Lancet. 2022. Volume 6, Issue 6, E535-E547, I. DOI: https://doi.org / 10.1016/S2542-5196(22)00090.
5. Chris Park, Michael Allaby. Dictionary of the Environment and Orange Sources (3rd ed.) // Publishing House: Oxford University Press, published online: 2017. eISBN: 9780191826320. URL: https://www.oxfordreference.com/display / 10.1093/acref/9780191826320.001.0001/acref-9780191826320 (accessed 02/15/2024).
6. Methodological studies. Series F, No. 61. Ed. 1. Glossary, United Nations, New York, paragraph 9.42 (author's translation). Research in the field of methods. Sergey F. No. 61. Correction 1. Glossary. United Nations, New York, paragraph 9.42.
7. OECD Report on the OECD Project on Best Available Methods for the Prevention and Control of Industrial Chemical pollution - Event to me: Policy on BAT or Similar concepts around the world, OECD Publishing House, Paris, 2017 156 pages URL: http://www.oecd.org/chemicalsafety/riskmanagement/policies-on-best-available-techniques-or-similar-concepts-around-the-world.pdf (publication date 02/15/2024).
8. The Resource Management Act of 1991. Version as of August 24, 2023 // URL: https://www.legislation.govt.nz/act/public/1991/0069/latest/DLM230265 html#DLM235252 (updated 02/15/2024).
9. The best available technologies (BAT) used in pipelines regulated by federal legislation // National Energy Council. 2016. Canada. 138 p. URL: https://www.cer-rec.gc.ca/en/about/publications-reports/best-available-technology/report / bstvlbltchnlgrprt -eng.pdf (accessed 02/15/2024).
10. DIRECTIVE 2010/75/EEC of the EUROPEAN Parliament and of the COUNCIL of November 24, 2010 on forced emissions (integrated pollution prevention and control) (revised) // URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF /?uri=CELEX:32010L0075 &from=RU (accessed 02/15/2024).
11. Analytical report "Cross-border carbon regulation in the EU: how to prevent discrimination against Russian exporters" // Moscow. Institute of Problems of Natural Monopolies. 2021. 52 p. URL: https://esg-library.mgimo.ru/publications/analiticheskiy-doklad-transgranichnoe-uglerodnoe-regulirovanie-v-es-kak-ne-dopustit-diskriminatsii-r/?ysclid = ls330sv2ct919144184 (accessed 02/15/2024).
12. Egorova M.A. The main directions of legal regulation of the "green" tax for decision-makers: check a foreign website // Actual problems of Russian legislation. 2022. N 7. pp.
71-79. 13. Belskaya E. V., Evsikov K. S., Kolesnikov P. M. Tax law. The special part: the textbook. Moscow: Ai Pi Ar Media, 2023. 212 p.
14. Article 28.1 of Federal Law No. 7-FZ of 10.01.2002 (as amended on 12/25/2023) "On Environmental Protection" // Assembly of Legislators of the Russian Federation, 14.01.2002. No. 2. p. 133.
15. Decree of the Government of the Russian Federation dated 12/24/2014 No. 2674-r (as amended on 11/01/2021) "On approval of the List of areas of application of the best available technologies" // Collection of Legislation of the Russian Federation, 05.01.2015. No. 1 (Part III) and approx. 399 pp .
16. OECD (2019), Best available methods for the prevention and control of industrial pollution, Activity 3: Measuring the effectiveness of BAT policies, Environment, Health and Safety, Directorate for the Environment, OECD. p. 112. URL: https://www.oecd.org/chemicalsafety/risk-management/measuring-the-effectiveness-of-best-available-techniques-policies-russian.pdf (accessed 02/15/2024).
17. Decree of the Government of the Russian Federation dated 12/31/2020 No. 2398 (as amended on 10/7/2021) "On approval of criteria for classifying objects that have a negative impact on the environment as objects of the I, II and III degrees, b and IV categories" // Collection of Legislation of the Russian Federation, 11.01.2021. No. 2 (Part Two). P.447.
18. Order No. 154 of the Ministry of Natural Resources of the Russian Federation dated 04/18/2018 "On approval of the list of objects having a negative impact on the Environment belonging to the I category, whose contribution to total emissions and discharges of Pollutants in the Russian Federation is at least 60 percent" (Registered with the Ministry of Justice of the Russian Federation on 06/29/2018 No. 51494) // address URL address: http://www.pravo.gov.ru (accessed 02/15/2024).
19. Decree of the Government of the Russian Federation dated 12/23/2014 No. 1458 (as amended on 11/17/2022) "On the procedure for determining technology as the best available technology, as well as the development, updating of publications and information and technical reference books on the best available technologies" // Collection of Legislation of the Russian Federation, 05.01.2015. No. 1 (part two). P. 253.
20. Decree of the Government of the Russian Federation dated 12/28/2016 No. 1508 (as amended on 03.03.2021) "On some issues of the Bureau of the best available Technologies" // Collection of Legislation of the Russian Federation, 09.01.2017, No. 2 (Part I), then in Article 340.
21. Order of Rosstandart dated 08/01/2014 No. 1236 (ed. dated 02/13/2018) "On the establishment of the technical Committee for Standardization "The best available technologies" // Bulletin of the Federal Agency for Technical Regulation and Metrology, No. 9, 2014.
22. Decree of the Government of the Russian Federation dated 12/3/2022 No. 13AP-27120/2022 // URL: https://kad.arbitr.ru (date addresses 02/15/2024).
23. Official website of the Technical Committee 113 // URL: https://burondt.ru/tk113/about (accessed 02/15/2024).
24. Minbaleev A.V., Berestnev M.A., Evsikov K.S. Regulation of the use of artificial intelligence in the extractive industry // Proceedings of Tula State University. Earth sciences. 2022. No. 1. pp. 509-525.
25. Minbaleev A.V., Berestnev M.A., Evsikov K.S. Ensuring information security of mining industry equipment in the quantum era// Izvestiya Tula State University. Earth sciences. 2023. No. 1. pp. 509-525.
26. OECD (2022), Best Available Techniques (BAT) for Industrial pollution prevention and control, Activity 5: Value chain approaches for defining BAT for industrial installa-
160
tions, Environment, Health and Safety, Environment Directorate, OECD. 79 p. Address: https://www.oecd.org/chemicalsafety/risk-management/value-chain-approaches-to-determining-best-available-techniques-industrial-installations.pdf (accessed 02/15/2024).
УДК 53.082.53
ЛАЗЕРНАЯ СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ВЫБРОСОВ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИМИ ОБЪЕКТАМИ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
В. А. Туркин, В.В. Беляев, С. А. Арутюнян
Выполнено численное решение лидарного уравнения для измерения концентрации молекул оксидов азота и серы на уровне их предельно допустимых концентраций и выше в диапазоне от 2.6 1018 до 1.1 1020 м-3 лидаром комбинационного рассеяния света в атмосфере на расстоянии зондирования до 500 м. Показано, что при зондировании лидаром комбинационного рассеяния света всех исследованных молекул в атмосфере с использованием лазерного излучения на длине волны 532 нм можно зарегистрировать концентрацию на уровне предельно допустимых концентраций для диоксида серы за время измерения 616 с на расстоянии зондирования до 500 м, для диоксида азота - во всем диапазоне расстояний за времена до 50 с, а для оксид азота только за время измерения до 5000 с. Результаты расчетов реализованы в лидарной станции мониторинга атмосферы. Станция предназначена для дистанционного измерения концентрации аэрозольных частиц и молекул загрязняющих веществ - оксидов азота, серы и углеводородов (суммарно) в воздушной среде. Станция может устанавливаться в регионе интенсивного природопользования и осуществлять дистанционный и непрерывный контроль выбросов загрязняющих веществ энергетическими объектами.
Ключевые слова: интенсивное природопользование, энергетические объекты, выбросы загрязняющих веществ, лазерная система мониторинга, лидар.
Введение
Мониторинг и оценка качества окружающей среды является важнейшей составляющей деятельности человека, направленной на использование природных ресурсов [1]. Ведущие производители сосредоточили свои исследования на улучшении экологических характеристик двигателей из-за значительного количества вредных веществ, выбрасываемых в атмо -сферу после сгорания дизельного топлива [2]. Ведущийся в настоящее время эпизодический контроль загрязнения атмосферы непосредственно в устье источника выброса, а также контроль воздуха рабочей и санитарно-защитной зон не дает полной картины загрязнения.
Для выработки эффективных и своевременных мероприятий по снижению вредного воздействия на природу необходимо обладать объективной качественной и количественной информацией о текущем состоянии окружающей среды и динамике его изменения. Такую информацию могут
161