Научная статья на тему 'Наиболее типичные ошибки академических ораторов'

Наиболее типичные ошибки академических ораторов Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
212
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРАТОР / РИТОРИКА / РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / THE ORATOR / RHETORIC / SPEECH ACTIVITY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Черкасова И. К.

В статье рассматривается целостное представление о различных аспектах речевой коммуникации в современном обществе. О взаимной пользе, взаимопонимании, стремлении к дальнейшим встречам оратора и аудитории. I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n given article complete representation about various aspects of speech communications in a modern society is considered. About mutual advantage, mutual understanding, aspiration to the further meetings of the orator and audience.

Текст научной работы на тему «Наиболее типичные ошибки академических ораторов»

Черкасова И.К.

Преподаватель, кафедра теории и истории культуры, Российский Университет Дружбы Народов

НАИБОЛЕЕ ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ АКАДЕМИЧЕСКИХ ОРАТОРОВ

Аннотация

В статье рассматривается целостное представление о различных аспектах речевой коммуникации в современном обществе. О взаимной пользе, взаимопонимании, стремлении к дальнейшим встречам оратора и аудитории. Ключевые слова: оратор, риторика, речевая деятельность.

Summary

In given article complete representation about various aspects of speech communications in a modern society is considered. About mutual advantage, mutual understanding, aspiration to the further meetings of the orator and audience. Keywords: the orator, rhetoric, speech activity

Искусство риторики включает такие важные слагаемые, как логика, актёрское мастерство, техника речи, психолого-педагогическая культура.

Краеугольный камень риторики - принцип гармонизирующего диалога. Часто выступающий воспринимается, как активный субъект, а слушатели-пассивные объекты его речевых воздействий. Понимание таких отношений - между оратором и аудиторией -ошибочно. Слушатели - это не пассивный объект, а совсем наоборот: они тоже говорят, но молча. Ведь слова оратора пробуждают в них чувства и мысли. Слушатели одобряют или порицают оратора, печалятся или радуются, одобряют или порицают, а иные просто скучают и засыпают. Но слушатели в любом случае реагируют на речь оратора, и принимают в ней участие - они становятся лицами диалога. « Говорить, есть не что

иное, как возбуждать в слушателе его собственное внутреннее слово», - утверждал В.Ф. Одоевский.

Главная роль в достижении гармонии между оратором и слушателями принадлежит выступающему, как дирижёру и как постановщику.

Главный принцип риторики - диалог, который может быть созидательным, гармонирующим, или наоборот возводящим пропасть между его участниками. А главным принципом диалога является - принцип конкретности. Слушатели должны иметь возможность ясно представлять себе то, о чём говорит выступающий, - то есть непосредственно прикоснуться к предмету речи, пропустить её через своё внутреннее я. Поэтому выступление должно содержать яркие аналогии и убедительные примеры.

С конкретностью речи - связан также принцип ясности выступления. Часто оратор игнорирует сложность предлагаемого материала: « Мне же всё понятно, почему они не понимают?» Философу со стажем ясно, о чём идёт речь, когда он слышит, например: «Это уязвимый момент кумулятивизма, от которого принципом несоизмеримости теории, идеей научных революций пытается избавиться антикумулятивизм. Близко к антикумулятивизму подходит концепция критического рационализма, в которой фальсификация мыслится как основной механизм развития научного познания»: [ 1; 176]. Но что, же делать слушателям, у которых нет соответствующей философской подготовки?! Часто выступающий считает, что непонимание его речи - это проблема слушателей. На самом деле - это проблема оратора. Прежде всего, нужно чётко представлять уровень подготовки слушателей по данному вопросу.

Наше сознание воспринимает новое и неизвестное на основе старого и известного, через его призму: одно как бы надстраивается над другим. Ведь только тогда и возможен диалог, к которому стремиться риторическое искусство, когда его стороны обладают общий, известной каждой стороне информацией, так и различной, имеющейся только у одной из сторон. Поэтому одна из главных задач выступающего - «разбавлять» новую информацию уже знакомой слушателям. Так же обязательно языковая правильность публичного выступления. Речь оратора должна быть свободна от лексических и грамматических нарушений. В речи не должно быть тавтологии (явные - «равноправные права»; неявные - «памятный сувенир») и плеоназмов («толпа людей», «по-новому пересмотреть»). Не должно быть так же в речи неоправданное обилие вводных оборотов и слов - паразитов. Одно из важнейших требований риторики, как необходимое средство гармонизации, диалога, оратора и аудитории - принцип движения: устная речь развернута во времени и имеет начало, середину и конец. Речь представляет собой некий путь, который предстоит проделать слушателям. А потому оратор, прежде чем вести по этому пути, должен ознакомить их с его маршрутом. Выступление гораздо лучше воспринимается и усваивается, когда аудитория знает, сколько материала уже позади и еще осталось «пройти». Однако мало сообщить аудитории маршрут и время от времени напоминать ему о его основных точках, надо создавать у слушателей ощущения продвижения. Движение в никуда, без цели и конца только раздражают и утомляют. Часто слушателям приходится сталкиваться с такой ситуацией, когда оратор говорит «обо всем и не о чем». У оратора должна присутствовать яркая эмоциональность речи. Задача оратора - помнить о том, что его настроение чувство, переживания передаются аудитории и служат эффективным невербальным средством воздействия на неё.

Какой бы раз оратор не излагал слушателям свой материал, каждый раз для него он должен быть первым. И вместе с аудиторией оратор должен интересоваться и удивляться, восхищаться и радоваться, сомневаться и вопрошать. Чем эмоциональнее речь оратора, тем более его удовольствие. Распространено представление о том, что выступать сложнее, чем слушать. А как утверждает риторика, слушание - не менее трудное дело, чем выступление. Специфика слушания в том, что высшая нервная деятельность затормаживается, в силу чего слушателей часто клонит в сон по вполне физиологическим причинам. И время от времени оратор должен искусно «тормошить слушателей», с помощью паузы, иронии, парадокса, шутки, литературного примера и многого другого. Обязанности оратора заключаются в следующем:

1) найти, что сказать (инвенция );

2) найденное расположить по порядку (композиция);

3) придать ему словесную форму (элокуция);

4) утвердить все это в памяти (меморио);

5) произнести (акцио).

Цицерон придерживается установившейся в античном мире классической схемы, согласно которой предлагалось пятичастное деление риторического процесса. Риторический процесс - весь путь от мысли к звучащему публичному слову. Кроме того, в задачу оратора входит расположить к себе слушателей; изложить сущность дела; установить спорный вопрос; подкрепить свое положение аргументами; опровергнуть мнение противника; в заключение придать блеск своим положениям и нанести окончательный удар позиции оппонента:[4;81].

Оратор должен соблюдать основные правила техники речи: постановка правильного, речевого дыхания, соотношение вдоха и выдоха оратора, должно находиться в пропорции 1:20 - короткий и быстрый вдох и длительный выдох. Так же не менее важно контролировать темп выступления, дикцию, а так же звук голоса произносящего речь.

«Речевая деятельность - информационный и вместе с тем знаковый, семиотический процесс... Как и некоторые другие информационные и семиотические процессы, например, нахождение интегралов, сочинение сонат, создание картин, речевая деятельность является непосредственным воплощением мыслительных процессов, мышления. Более того, как говорил Л.С. Выготский, мысль не воплощается в слове, а совершается в нем. Соединение логического и эмоционального очень характерно для речевой деятельности, причем пропорции логического и эмоционального в речевой деятельности, весьма подвижны, что и позволяет создавать в процессе речевой деятельности, как лирические стихотворения, так и математические трактаты, в то время как в математических формулах явно преобладает логика, а в лирике - эмоции»: [5; 62,63].

Выполнять столь не малое количество риторических требований - весьма сложная задача, требующая подготовки и больших усилий. При всех наших знаниях и умениях, при всех достижениях мы все же не так много знаем и умеем и могли бы достичь гораздо большего, а потому будем учиться и совершенствоваться. «Dosendo discimus - уча, мы учимся сами», - так говорили древние. Так последуем же их мудрому совету.

Литература

1. В.П. Кохановский, Е, В. Золотухина, Т.Г, Лешкевич, Т.Б. Фатхи - Философия для аспирантов - 2003.-С.176

2. В.И. Аннушкин - Русская риторика: исторический аспект// Москва: Высшая школа,-2003

3. В. Савкова - Искусство оратора // СПБ: СПБИВЭСЭП- 2003

4. Риторика: Учебно-методическое пособие для студентов вечерней и заочной форм обучения.// Под ред. доцента Кузьминой О.В.- СПб: СПбГУ ИТМО, 2005.-С.81

5. А.Е. Супрун - Лекции по теории речевой деятельности//Минск,- 1996.-С.62-63

6. З.С. Смелкова, Л.В. Ассуирова, М.Р. Савова, О.А. Сальникова - Риторические основы журналистики, часть II. Москва: Флинта: Наука: 2003

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.