Черкасова И.К.
Преподаватель, кафедра теории и истории культуры, Российский Университет Дружбы Народов
НАИБОЛЕЕ ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ АКАДЕМИЧЕСКИХ ОРАТОРОВ
Аннотация
В статье рассматривается целостное представление о различных аспектах речевой коммуникации в современном обществе. О взаимной пользе, взаимопонимании, стремлении к дальнейшим встречам оратора и аудитории. Ключевые слова: оратор, риторика, речевая деятельность.
Summary
In given article complete representation about various aspects of speech communications in a modern society is considered. About mutual advantage, mutual understanding, aspiration to the further meetings of the orator and audience. Keywords: the orator, rhetoric, speech activity
Искусство риторики включает такие важные слагаемые, как логика, актёрское мастерство, техника речи, психолого-педагогическая культура.
Краеугольный камень риторики - принцип гармонизирующего диалога. Часто выступающий воспринимается, как активный субъект, а слушатели-пассивные объекты его речевых воздействий. Понимание таких отношений - между оратором и аудиторией -ошибочно. Слушатели - это не пассивный объект, а совсем наоборот: они тоже говорят, но молча. Ведь слова оратора пробуждают в них чувства и мысли. Слушатели одобряют или порицают оратора, печалятся или радуются, одобряют или порицают, а иные просто скучают и засыпают. Но слушатели в любом случае реагируют на речь оратора, и принимают в ней участие - они становятся лицами диалога. « Говорить, есть не что
иное, как возбуждать в слушателе его собственное внутреннее слово», - утверждал В.Ф. Одоевский.
Главная роль в достижении гармонии между оратором и слушателями принадлежит выступающему, как дирижёру и как постановщику.
Главный принцип риторики - диалог, который может быть созидательным, гармонирующим, или наоборот возводящим пропасть между его участниками. А главным принципом диалога является - принцип конкретности. Слушатели должны иметь возможность ясно представлять себе то, о чём говорит выступающий, - то есть непосредственно прикоснуться к предмету речи, пропустить её через своё внутреннее я. Поэтому выступление должно содержать яркие аналогии и убедительные примеры.
С конкретностью речи - связан также принцип ясности выступления. Часто оратор игнорирует сложность предлагаемого материала: « Мне же всё понятно, почему они не понимают?» Философу со стажем ясно, о чём идёт речь, когда он слышит, например: «Это уязвимый момент кумулятивизма, от которого принципом несоизмеримости теории, идеей научных революций пытается избавиться антикумулятивизм. Близко к антикумулятивизму подходит концепция критического рационализма, в которой фальсификация мыслится как основной механизм развития научного познания»: [ 1; 176]. Но что, же делать слушателям, у которых нет соответствующей философской подготовки?! Часто выступающий считает, что непонимание его речи - это проблема слушателей. На самом деле - это проблема оратора. Прежде всего, нужно чётко представлять уровень подготовки слушателей по данному вопросу.
Наше сознание воспринимает новое и неизвестное на основе старого и известного, через его призму: одно как бы надстраивается над другим. Ведь только тогда и возможен диалог, к которому стремиться риторическое искусство, когда его стороны обладают общий, известной каждой стороне информацией, так и различной, имеющейся только у одной из сторон. Поэтому одна из главных задач выступающего - «разбавлять» новую информацию уже знакомой слушателям. Так же обязательно языковая правильность публичного выступления. Речь оратора должна быть свободна от лексических и грамматических нарушений. В речи не должно быть тавтологии (явные - «равноправные права»; неявные - «памятный сувенир») и плеоназмов («толпа людей», «по-новому пересмотреть»). Не должно быть так же в речи неоправданное обилие вводных оборотов и слов - паразитов. Одно из важнейших требований риторики, как необходимое средство гармонизации, диалога, оратора и аудитории - принцип движения: устная речь развернута во времени и имеет начало, середину и конец. Речь представляет собой некий путь, который предстоит проделать слушателям. А потому оратор, прежде чем вести по этому пути, должен ознакомить их с его маршрутом. Выступление гораздо лучше воспринимается и усваивается, когда аудитория знает, сколько материала уже позади и еще осталось «пройти». Однако мало сообщить аудитории маршрут и время от времени напоминать ему о его основных точках, надо создавать у слушателей ощущения продвижения. Движение в никуда, без цели и конца только раздражают и утомляют. Часто слушателям приходится сталкиваться с такой ситуацией, когда оратор говорит «обо всем и не о чем». У оратора должна присутствовать яркая эмоциональность речи. Задача оратора - помнить о том, что его настроение чувство, переживания передаются аудитории и служат эффективным невербальным средством воздействия на неё.
Какой бы раз оратор не излагал слушателям свой материал, каждый раз для него он должен быть первым. И вместе с аудиторией оратор должен интересоваться и удивляться, восхищаться и радоваться, сомневаться и вопрошать. Чем эмоциональнее речь оратора, тем более его удовольствие. Распространено представление о том, что выступать сложнее, чем слушать. А как утверждает риторика, слушание - не менее трудное дело, чем выступление. Специфика слушания в том, что высшая нервная деятельность затормаживается, в силу чего слушателей часто клонит в сон по вполне физиологическим причинам. И время от времени оратор должен искусно «тормошить слушателей», с помощью паузы, иронии, парадокса, шутки, литературного примера и многого другого. Обязанности оратора заключаются в следующем:
1) найти, что сказать (инвенция );
2) найденное расположить по порядку (композиция);
3) придать ему словесную форму (элокуция);
4) утвердить все это в памяти (меморио);
5) произнести (акцио).
Цицерон придерживается установившейся в античном мире классической схемы, согласно которой предлагалось пятичастное деление риторического процесса. Риторический процесс - весь путь от мысли к звучащему публичному слову. Кроме того, в задачу оратора входит расположить к себе слушателей; изложить сущность дела; установить спорный вопрос; подкрепить свое положение аргументами; опровергнуть мнение противника; в заключение придать блеск своим положениям и нанести окончательный удар позиции оппонента:[4;81].
Оратор должен соблюдать основные правила техники речи: постановка правильного, речевого дыхания, соотношение вдоха и выдоха оратора, должно находиться в пропорции 1:20 - короткий и быстрый вдох и длительный выдох. Так же не менее важно контролировать темп выступления, дикцию, а так же звук голоса произносящего речь.
«Речевая деятельность - информационный и вместе с тем знаковый, семиотический процесс... Как и некоторые другие информационные и семиотические процессы, например, нахождение интегралов, сочинение сонат, создание картин, речевая деятельность является непосредственным воплощением мыслительных процессов, мышления. Более того, как говорил Л.С. Выготский, мысль не воплощается в слове, а совершается в нем. Соединение логического и эмоционального очень характерно для речевой деятельности, причем пропорции логического и эмоционального в речевой деятельности, весьма подвижны, что и позволяет создавать в процессе речевой деятельности, как лирические стихотворения, так и математические трактаты, в то время как в математических формулах явно преобладает логика, а в лирике - эмоции»: [5; 62,63].
Выполнять столь не малое количество риторических требований - весьма сложная задача, требующая подготовки и больших усилий. При всех наших знаниях и умениях, при всех достижениях мы все же не так много знаем и умеем и могли бы достичь гораздо большего, а потому будем учиться и совершенствоваться. «Dosendo discimus - уча, мы учимся сами», - так говорили древние. Так последуем же их мудрому совету.
Литература
1. В.П. Кохановский, Е, В. Золотухина, Т.Г, Лешкевич, Т.Б. Фатхи - Философия для аспирантов - 2003.-С.176
2. В.И. Аннушкин - Русская риторика: исторический аспект// Москва: Высшая школа,-2003
3. В. Савкова - Искусство оратора // СПБ: СПБИВЭСЭП- 2003
4. Риторика: Учебно-методическое пособие для студентов вечерней и заочной форм обучения.// Под ред. доцента Кузьминой О.В.- СПб: СПбГУ ИТМО, 2005.-С.81
5. А.Е. Супрун - Лекции по теории речевой деятельности//Минск,- 1996.-С.62-63
6. З.С. Смелкова, Л.В. Ассуирова, М.Р. Савова, О.А. Сальникова - Риторические основы журналистики, часть II. Москва: Флинта: Наука: 2003