Научная статья на тему 'Нахождение оптимальной стоимости железнодорожной информации'

Нахождение оптимальной стоимости железнодорожной информации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
91
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ПРИБЫЛЬ / РАСХОДЫ / ЭКСПОНЕНЦИАЛЬНАЯ АППРОКСИМАЦИЯ / ЗАДАЧА ОПТИМИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аксенюшкина Елена Владимировна, Матлашевская Анна Сергеевна

В статье рассмотрен один из подходов к нахождению оптимальной стоимости информации, предоставляемой автоматизированной системой контроля дислокации вагонов. На основе экспоненциальной аппроксимации зависимости между существующими тарифами и объемом реализуемой информации построена оптимизационная задача на поиск оптимальной стоимости предоставляемых услуг. Полученное оптимальное решение позволяет увеличить прибыль Иркутского центра компании «Российские железные дороги».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Аксенюшкина Елена Владимировна, Матлашевская Анна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нахождение оптимальной стоимости железнодорожной информации»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 04-1/2017 ISSN 2410-700Х_

3. Никитина Т.И., Лысенко А.Н. Формирование государственно-частного партнерства как инструмент развития региона // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. 2012. № 2. С. 21-26.

4. Развитие государственно-частного партнерства в регионах ЦФО: инвестиции и инфраструктура. - М., 2010. - 127 с.

©Азаренко Н.Ю., Жерноклева Н.П., 2017

УДК 519.863

Аксенюшкина Елена Владимировна

кандидат физ.-мат. наук, доцент БГУ г. Иркутск, РФ E-mail.ru: [email protected] Матлашевская Анна Сергеевна магистрант БГУ, г. Иркутск, РФ E-mail: [email protected]

НАХОЖДЕНИЕ ОПТИМАЛЬНОЙ СТОИМОСТИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ ИНФОРМАЦИИ

Аннотация

В статье рассмотрен один из подходов к нахождению оптимальной стоимости информации, предоставляемой автоматизированной системой контроля дислокации вагонов. На основе экспоненциальной аппроксимации зависимости между существующими тарифами и объемом реализуемой информации построена оптимизационная задача на поиск оптимальной стоимости предоставляемых услуг. Полученное оптимальное решение позволяет увеличить прибыль Иркутского центра компании «Российские железные дороги».

Ключевые слова

Прибыль, расходы, экспоненциальная аппроксимация, задача оптимизации.

Создание на железнодорожном транспорте уникальной по своему содержанию и функциональным возможностям системы управления перевозочным процессом стало возможным благодаря ускоренному и широко-масштабному внедрению автоматизированных информационно-управляющих систем, обеспечивающих управление этим процессом на уровне железнодорожных станций, поездных диспетчерских участков и железнодорожных направлений, что в комплексе создаёт мощнейшие информационные ресурсы, востребованные как структурными подразделениями железнодорожного и смежных видов транспорта, так и другими субъектами рынка транспортных услуг.

Функционирование современной системы управления процессом перевозок на любом виде транспорта возможно только благодаря широкомасштабному и повсеместному внедрению комплекса автоматизированных систем и технологий на всех уровнях процесса управления.

В настоящее время ведется разработка и внедрение единых технологических процессов работы транспортных узлов на базе автоматизированных систем управления, внедрения системы централизованного ведения единой нормативно-справочной информации.

При разработке «Концепции информатизации железнодорожного транспорта» проблема управления перевозочным процессом была определена как одна из первоочередных стратегических функций железнодорожного транспорта.

Автоматизированная система оперативного управления перевозками (АСОУП) является

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 04-1/2017 ISSN 2410-700Х_

общесистемной средой дорожных вычислительных центров (ИВЦ), на ее базе реализовываются и создаются все автоматизированные технологии на железнодорожном транспорте. АСОУП предназначена для создания и поддержания в реальном масштабе времени информационной модели железнодорожных перевозок, обработки информации о перевозочном процессе, а также для прогнозирования и планирования эксплуатационной работы. Данная система отражает данные обо всех основных эксплуатационных событиях с грузами, вагонами, поездами, локомотивами и локомотивными бригадами.

Иркутский информационно-вычислительный центр не стал исключением. Все основные данные в системе информирования клиентов взяты из АСОУП и её подсистем. Система информирования клиентов (АС Информирования) разработана программистами и технологами Восточносибирской железной дороги и, практически, не имеет аналогов на всей сети дорог. Похожие услуги предоставляет Екатеринбургский и Питерский информационно-вычислительные центры, которые также используют АСОУП.

Общая стоимость услуги по предоставлению информации ИВЦ складывается из единовременной платы за подключение к информационному ресурсу и ежемесячной стоимости оказания информационно-вычислительных услуг. При установлении тарифов на эту информацию, необходимо проведение грамотной ценовой политики, так как от нее зависит финансовая стабильность всего железнодорожного предприятия. Влияние на эту проблему оказывает и то, что для значительной части населения расходы на приобретение нужной транспортной информации занимают весомую долю в общих расходах. Необходимо установить такую величину тарифа на предоставляемую информацию, при которой не будет уменьшаться спрос на предоставляемые услуги, и в то же время железнодорожное предприятие будет получать прибыль. Установление оптимальной величины тарифа объясняется тем, что необоснованное повышение стоимости предоставляемых услуг с целью увеличения прибыли на предприятии может привести к противоположному эффекту - уменьшению спроса на предоставляемую информацию, и как следствие отток клиентов в конкурирующие фирмы. Таким образом, экономически обоснованные тарифы должны отражать как интересы клиентов, так и железнодорожного предприятия.

Проанализируем динамику продаж на примере наиболее востребованной информации автоматизированной системы оперативного управления перевозками, с целью выявления наиболее реалистичного прогноза получения прибыли от представляемых услуг.

Справка о дислокации вагона по России (Поиск вагонов)

Период Стоимость услуги при объеме информации за месяц, в рублях, без учета НДС за 1 вагон/контейнер

до 10 от 11 до 50 от 51 до 100 от 101 до 200 от 201 до 500 от 501

2007 120 100 46 47 43 37

2008 120 100 46 47 43 37

2009 128 107 49 50 46 40

2010 136 113 52 53 49 42

2011 136 113 52 53 49 42

2012 148 123 65 58 53 46

2013 148 123 65 58 53 46

2014 148 123 65 58 53 46

2015 163 135 72 64 58 51

2016 178 147 78 70 63 56

Для этого используем статистический метод аппроксимации имеющихся данных различными линиями тренда.

Экспоненциальная и линейная аппроксимации показывают также достаточно высокую зависимость между анализируемыми показателями, уровень достоверности от R2 = 0,7338 до R2 = 0,867.

Проанализируем экспоненциальную аппроксимацию зависимости объема продаж предоставляемых услуг от их стоимости.

Стоимость услуги при объеме информации за месяц, в рублях, без учета НДС за 1 вагон/контейнер Вид аппроксимации Коэффициент детерминации

до 10 вагонов у = 2907e" °,°06х R2 = 0,7941

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 04-1/2017 2410-700Х

от 11 до 50 вагонов у = 1129,8е °,°133с К2 = 0,7757

от 51 до 100 вагонов у = 1380,9е ^^ К2 = 0,8107

от 101 до 200 вагонов у = 3148,8е ^^ К2 = 0,7168

от 201 до 500 вагонов у = 1701,7е0,0294^ К2 = 0,7536

от 501 вагона у = 943,1е "0'038& К2 = 0,867

При функционировании Иркутского информационно-вычислительного центра наиболее актуальной для его руководителя является задача о выборе наилучшей (оптимальной) стоимости предлагаемых услуг, обеспечивающих прибыль Иркутского центра, а это означает прибыль всей компании «Российские железные дороги» в целом. При построении задачи на поиск оптимальной стоимости представляемой информации определим максимальное значение функции прибыли, которая получается, как разность между выручкой и расходами.

Пусть Т > 0 - стоимость предлагаемой услуги, а V(Т) - функция, описывающая зависимость объема продаж от стоимости. С учетом полученных аппроксимаций эта функция будет иметь вид

V(Т) = АевТ, (1)

здесь А > 0.

С учетом этой формализации доход представляется выражением ТV(Т) .

Для построения общего вида функции прибыли Иркутского информационно-вычислительного центра рассмотрим, какие расходы могут возникнуть в этой организации:

1. удельные расходы R связанные с продажей одной единицы информации (справки) являются постоянной величиной и представляют собой денежные затраты, связанные с предоставлением потребителям одной единицы информации;

2. при сборе и сортировке полученной информации требуются постоянные затраты, которые не зависят от ее объема. Обозначим их через С ;

Таким образом, получаем общие расходы, связанные с продажей предлагаемой информации RV (Т) + С . Тогда функция прибыли будет иметь вид

Р(Т) = TV (Т) - ^ (Т) + С).

Исходя из этого, приходим к задаче на поиск оптимальной стоимости

Р(Т) = IV(Т) - (Ш(Т) + С)^ тах (2)

Т ■ < Т < Т .

тт — — тах

Здесь Тт;п - минимальная стоимость предлагаемой услуги;

Ттах - максимальная стоимость на предлагаемую услугу у другой фирмы.

Для решений задачи (2) будем использовать условия стационарности целевой функции

Р' (Т) = V (Т) + IV' (Т) - Ш' (Т) = 0.

Отсюда следует (Т - Ку' (Т) + V (Т) = 0.

Поскольку V' (Т) = АВеВТ,

то приходим к уравнению (Т - К)АВеВ + АеВТ = 0.

Отсюда АВТеВТ - АВКеВТ + АеВТ = 0 .

Следовательно

АеВТ (ВТ - ВК +1)= 0.

Поскольку АеВТ > 0, то ВТ - ВК +1 = 0 .

вк_1 „ „

Отсюда получаем Т3 =-. Анализируя поведение функции Р'(Т) = (Т - К)АВеВ + Ае

В

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 04-1/2017 2410-700Х_

видим, что знак этой функции справа и слева от точки Т3 зависит от того, какой знак параметр В . Поэтому рассматриваемый случай распадается на два варианта

- если В > 0, то для всех Т < Т выполняется неравенство Р'(Т) < 0, а для всех Т > Т

выполняется неравенство Р\Т) > 0. Следовательно, найденное Т доставляет минимальное значение

целевой функции в задаче (2). При этом функция Р(Т) строго убывает до точки Т5 и строго возрастает

после точке Т5. Таким образом, решение задачи (2) достигается в точке Ттп или Ттах. Поэтому для нахождения оптимальной стоимости предоставляемой услуги вычислим значение целевой функции в граничных точках отрезка [Тт;п; Ттах]. Следовательно, оптимальная стоимость будет иметь вид

' Ттп, Р(Ттп) > Р(Ттах) Т* =| Ттах, Р(Ттах) > Р(Ттп) .

Т ■ V Т , Р(Т ) = Р(Т ■ )

тт та^ V та^ \тт/

- если В < 0, то Р'(Т) > 0 , для всех Т < Т8 и Р'(Т) < 0, для всех Т > Т8 . Отсюда вытекает, что оптимальная стоимость на предоставляемые услуги будет иметь вид

Т =

T ,

min'

BR -1

B

Т

TS < Tmin

T < T, < T

min S m TS > Tmax

Воспользуемся данными Иркутского информационно-вычислительного центра, чтобы рассчитать оптимальную стоимость информации о дислокации вагона по России.

Стоимость услуги при объеме информации за месяц, в рублях, без учета НДС за 1 вагон/контейнер Существующие тарифы Полученные оптимальные тарифы

до 10 вагонов 178 156

от 11 до 50 вагонов 147 140

от 51 до 100 вагонов 78 95

от 101 до 200 вагонов 70 68

от 201 до 500 вагонов 63 65

от 501 вагона 56 50

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Полученные тарифы на предоставляемые услуги позволили при том же объеме продаж позволили бы увеличить прибыль Иркутского центра компании «Российские железные дороги» на 45%. Таким образом, предлагаемый подход к поиску оптимальной стоимости предлагаемой информации имеет право на существование.

Список использованной литературы:

1. Афанасьев М.Ю. Прикладные задачи исследования операций / М.Ю. Афансьев, К.А. Багриновский, В.М. Матюшок. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 352 с.

2. Логинов В.Н. Управленческие решения: модели и методы / В.Н. Логинов. - М.: Издательство «Альфа-Пресс», 2011. - 184 с.

3. Мадера А.Г. Моделирование и принятие решений в менеджменте: Руководство для будущих топ-менеджеров / А.Г. Мадера. - М.: Издательство ЛКИ, 2012. - 688 с.

4. Михалевич В.С. Оптимизационные задачи производственно-транспортного планирования: Модели, методы, алгоритмы / В.С. Михалевич, В.А. Трубин, Н.З. Шор. - М.: Наука, 1986. - 264 с.

5. Резер С.М. Управление транспортным комплексом / С.М. Резер. - М.: Наука, 1988. - 328 с.

6. Струченков В.И. методы оптимимзации в прикладных задачах / В.И. Струченков. - М.: СОЛОН-ПРЕСС, 2013. - 320 с.

7. Фадеев Г. Железнодорожный транспорт России: состояние, проблемы, возможности / Г. Фадеев //

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 04-1/2017 ISSN 2410-700Х

Экономист. - 1995. - №12. - С. 3-11.

8. Якунин В.И. Железные дороги России и государство / В.И. Якунин. - М.: Научный эксперт, 2010. - 432 с.

© Аксенюшкина Е. В., Матлашевская А. С., 2017

УДК 330

Алиев Низам Алейдарович

студент 1 курса института экономики Тхамокова Светлана Мугадовна канд. экон. наук, доцент КБГАУ им. В.М. Кокова,

г. Нальчик, РФ E-mail: [email protected]

АКТУАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ПО НДФЛ В 2017 ГОДУ

Аннотация

Рассмотрен порядок представления стандартных вычетов на детей, включая размеры вычетов в зависимости от категории сотрудников и порога доходов. Приведены изменения в правилах оформления квалификационных социальных вычетов.

Ключевые слова

Бухгалтерский учет, налоговый учет, НДФЛ, стандартные вычеты.

Каждый наступающий год вносит коррективы в бухгалтерский и налоговый учет юридических лиц и ИП. С 1 января бухгалтеров ожидает множество мелких новаций, связанных с начислением и уплатой НДФЛ в 2017 году. Как и прежде, стандартные вычеты при расчете налога предоставляются работодателем сотруднику в случае наличия у последнего ребенка. Эта льгота положена тем гражданам, на иждивении которых состоят несовершеннолетние дети возрастом младше 18 лет, а при обучении в очной форме - до 24 лет. В частности, стандартный вычет в обязательном порядке предоставляется:

1. Родителям, включая не состоящих в официально заключенном браке, но выплачивающих алиментные суммы, а также приемным.

2. Усыновителям.

3. Попечителям.

4. Супругам, в том числе приемных родителей.

5. Опекунам.

Согласно НК РФ, а именно стат. 218, утверждены подкатегории «детских» вычетов:

• 1400 руб. - представляется на первого/второго ребенка.

• 3000 руб. - представляется на третьего/последующего детей.

• 6000 руб. - представляется на детей-инвалидов. Возможно оформление опекунам, приемным родителям/супругам, попечителям с 2016 г.; на детей-инвалидов I/II группы младше 24 лет и при обучении в очной форме.

• 12000 руб. - на детей-инвалидов, не достигших совершеннолетия. Предоставляется родителям и их супругам, включая усыновителей.

Отдельным категориям сотрудников официально установлены двойные суммы вычета:

1. Одиноким родителям, также попечителям, усыновителям, опекунам.

2. Лицам, предоставившим письменное заявление с отказом второго супруга использовать стандартный вычет по своему трудоустройству.

Детские вычеты в части НДФЛ с 2017 года ежегодно предоставляются персоналу в пределах

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.