Научная статья на тему 'НАХОДКА ЗОЛОТООРДЫНСКОГО ЗЕРКАЛА В БАССЕЙНЕ РЕКИ ИК'

НАХОДКА ЗОЛОТООРДЫНСКОГО ЗЕРКАЛА В БАССЕЙНЕ РЕКИ ИК Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
138
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ НАХОДКИ / БРОНЗОВЫЕ ЗЕРКАЛА / ИЗОБРАЖЕНИЯ ДВУХ КАРПОВ СРЕДИ ВОДОРОСЛЕЙ И ЦВЕТОВ / КИТАЙ ЭПОХИ СУН И ЦЗИНЬ / ВЕЛИКИЙ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ / ЗОЛОТООРДЫНСКИЙ ПЕРИОД / СРЕДНЕВЕКОВАЯ КЕРАМИКА / БАССЕЙН РЕКИ ИК / СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ПАМЯТНИКИ / ARCHAEOLOGICAL FINDS / BRONZE MIRRORS / IMAGES OF TWO CARPS AMONG SEAWEED AND FLOWERS / CHINA IN SONG AND JIN ERAS / THE GREAT SILK ROAD / THE GOLDEN HORDE PERIOD / MEDIEVAL CERAMICS / IK RIVER BASIN / MEDIEVAL MONUMENTS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бурханов Альберт Ахметжанович, Измайлов Искандер Лерунович, Рахматуллина Чулпан Зофаровна

В данной публикации характеризуются археологические находки, выявленные на левом берегу реки Ик, в окрестностях с. Сарлы Азнакаевского района РТ. Анализируется уникальная находка бронзового зеркала с изображением двух карпов, резвящихся среди водорослей. Авторами раскрывается символика этого изображения, как образа достатка и материального благополучия, сулящего счастье, процветание, богатство и гармонию, как благопожелательный символ многочисленного потомства. Образ карпа становится воплощением упорства в достижении поставленных целей, пожеланием удачной карьеры и общего жизненного успеха. Изображения зеркал с двумя рыбами было характерно для средневековго Китая. Подобные изображения на различных предметах (зеркала, посуда и т.д.) с парными карпами появляются в Волго-Уральском регионе в золотоордынский период. Находки целых зеркал в этом регионе являются уникальными и, скорее всего, связаны с каким-то разрушенным погребением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GOLDEN HORDE MIRROR DISCOVERED IN THE IK RIVER BASIN

The publication characterizes an archeological find discovered on the left riverbank of the Ik river in the vicinity of Sarly village in Aznakayevsky district of the Republic of Tatarstan. The discovered unique bronze mirror with the image of two carps frolicking among seaweed is analyzed. The authors reveal the symbolism of this image as a sign of abundance and material well-being, promising happiness, prosperity, wealth and harmony, as a benevolent symbol of numerous offsprings. The image of a carp becomes the embodiment of persistence in the achievement of goals, a wish of successful career and general success in life. Images of mirrors with two fish were typical of medieval China. Similar images on various items (mirrors, ware and others) with pair carps appeared in the Volga-Ural region during the Golden Horde period. Whole mirrors are unique finds for this region and are most likely connected with a destroyed burial.

Текст научной работы на тему «НАХОДКА ЗОЛОТООРДЫНСКОГО ЗЕРКАЛА В БАССЕЙНЕ РЕКИ ИК»

УДК 902.01/ 904 https://doi.org/10.24411/2587-6112-2020-10082

НАХОДКА ЗОЛОТООРДЫНСКОГО ЗЕРКАЛА В БАССЕЙНЕ РЕКИ ИК

©2020 г. А.А. Бурханов, И.Л. Измайлов, Ч.З. Рахматуллина

В данной публикации характеризуются археологические находки, выявленные на левом берегу реки Ик, в окрестностях с. Сарлы Азнакаевского района РТ. Анализируется уникальная находка бронзового зеркала с изображением двух карпов, резвящихся среди водорослей. Авторами раскрывается символика этого изображения, как образа достатка и материального благополучия, сулящего счастье, процветание, богатство и гармонию, как благопожелательный символ многочисленного потомства. Образ карпа становится воплощением упорства в достижении поставленных целей, пожеланием удачной карьеры и общего жизненного успеха. Изображения зеркал с двумя рыбами было характерно для средневековго Китая. Подобные изображения на различных предметах (зеркала, посуда и т.д.) с парными карпами появляются в Волго-Уральском регионе в золотоордынский период. Находки целых зеркал в этом регионе являются уникальными и, скорее всего, связаны с каким-то разрушенным погребением.

Ключевые слова: археологические находки, бронзовые зеркала, изображения двух карпов среди водорослей и цветов, Китай эпохи Сун и Цзинь, Великий Шелковый путь, золотоордынский период, средневековая керамика, бассейн реки Ик, средневековые памятники.

GOLDEN HORDE MIRROR DISCOVERED IN THE IK RIVER BASIN

A.A. Burkhanov, I.L. Izmailov, Ch.Z. Rakhmatullina

The publication characterizes an archeological find discovered on the left riverbank of the Ik river in the vicinity of Sarly village in Aznakayevsky district of the Republic of Tatarstan. The discovered unique bronze mirror with the image of two carps frolicking among seaweed is analyzed. The authors reveal the symbolism of this image as a sign of abundance and material well-being, promising happiness, prosperity, wealth and harmony, as a benevolent symbol of numerous offsprings. The image of a carp becomes the embodiment of persistence in the achievement of goals, a wish of successful career and general success in life. Images of mirrors with two fish were typical of medieval China. Similar images on various items (mirrors, ware and others) with pair carps appeared in the Volga-Ural region during the Golden Horde period. Whole mirrors are unique finds for this region and are most likely connected with a destroyed burial.

Keywords: archaeological finds, bronze mirrors, images of two carps among seaweed and flowers, China in Song and Jin eras, the Great Silk Road, the Golden Horde period, medieval ceramics, Ik river basin, medieval monuments.

Шешминско-Икское междуречье Восточного Закамья в пределах юго-восточных и восточных районов современного Татарстана и сопредельных территориий являются до сих пор малоисследованными в историко-культурном отношении.

В последние годы в связи с раширени-ем масштабов охранно-спасательных археологических работ количество выявленных памятников археологии и отдельных находок возрастает. Тем не менее каждая находка отсюда представляет значительную историческую ценность. В связи с этим важна случайная находка, сделанная на берегу реки Ик у села Сарлы (Азнакаевский район Республики Татарстан). Находка была сделана местным жителем, выпускником школы села Сарлы Азнакаевского района Ильшатом Илаевым летом 2017 года на левом берегу реки Ик,

между селом Сарлы и д. Суюндук, во время выпаса скота. В настоящее время данная находка, как и ряд других находок, включающих фрагменты венчика и стенок керамического горшка так называемого «чияликского типа», находится на постоянном хранении в Азнакаевском краеведческом музее (рис. 1).

Данное металлическое зеркало изготовлено из специального светлого (серебристого) сплава, видимо, меди и олова. Диаметр зеркала - 7,6 см. Толщина у узкого бокового борта -0,45 см. Одна из сторон хорошо отполирована, а другая покрыта зооморфным орнаментом в виде двух плавающих речных рыб (карпов) с большими хвостами среди водорослей и камней (длина рыб - 6 см).

Изделие выполнено в технике литья по выплавляемой модели. С внутренней стороны бортик растворяется в диске, с внешней

стороны - имеет округлый подъем и подпря-моугольной срез. По краям бортика с внешней стороны наблюдаются наплывы металла, нарушающие четкость контура изделия. Декоративное изображение отличается размытым очертанием фигур и рядом плохо просматриваемых деталей, что с большой долей вероятности может быть следствием использования вторичных производственных форм, в то время как первичная литейная модель имела более проработанный рельеф и большую ясность художественной формулировки орнаментального сюжета (рис. 2).

Орнаментальное пространство внешней стороны изделия занято стилизованным изображением двух карпов, резвящихся среди волн. Данный тип - с парными рыбами -восходит к китайским традициям и является одной из разновидностей зооморфных благо-пожелательных символов, получивших широкое распространение среди предметов туалета на различных китайских изделиях с периода Средневековья до Новейшего времени. Следует подчеркнуть одну важную деталь, которую отметил в свое время крупнейший отечественный китаевед, академик В.М. Алексеев: «...особенностью китайского искусства, и в высшем его проявлении, и в народно-лубочном, является мания ребусов» (Алексеев, 1958, с. 40). Именно на бытовых изделиях, не связанных такой сложной системой изображений, какая была присуща церемониальному костюму или парадным предметам, было широко распространены благопожелатель-ные символы. При этом следует учесть, что в Китае «... символика благопожеланий была крайне разработана и детализирована, имела великое множество оттенков и намеков, что нередко превращало благопожелательную картинку в своего рода ребус, разгадать который непосвященному практически невозможно» (Васильев, 1988, с. 347).

Прекрасной иллюстрацией подобного благопожелательного многозначного «ребуса» является зеркало с двумя карпами. В китайской мифологии карп зачастую выступает в качестве символа достатка и материального благополучия, так как китайское слово рыба -«юй» является омонимом понятий «излишек» и «изобилие», поскольку эти слова звучат похоже. Именно поэтому в Китае изображение рыбы считается благоприятным символом, сулящим счастье, процветание, богатство и гармонию, благопожелательным символом многочисленного потомства. В системе

конфуцианской образности акцентируется способность карпов плыть против течения и преодолевать всеразличные препятствия на пути к нересту, тем самым образ карпа становится воплощением упорства в достижении поставленных целей, пожеланием удачной карьеры и общего жизненного успеха (Маляв-кин, 2000, с. 244; Захарова, Захаров, 2010, с. 291-300).

В эпическом цикле повествований древнекитайской мифологии об одном из мифических государей прошлого по имени Юй содержится следующий сюжет: «. по преданию, морские и речные рыбы собирались под ... скалами (Драконовых ворот - примечание авт.) и соревновались в прыжках в высоту. Та, которая перепрыгивала через пороги, превращалась в дракона и возносилась к небу. Рыбы, прыгнувшие невысоко, только разбивали себе носы и возвращались ни с чем» (Юань Кэ, 1965, с. 216).

Каждая из перечисленных семантических ролей образа рыб справедлива в определенном контексте в зависимости от экономической, социальной или гендерной составляющей. Именно поэтому эти изображения имели универсальный характер и быстро распространялись по всему Великому Шелковому пути. Зеркала с двумя карпами и другие изделия с изображением карпов широко известны в средневековом Китае в эпоху Сун и Цзинь (рис. 4) (Хуан Яньшэн, Чэнь Юй, 2014, с. 144, 153).

Но особого расцвета эта образная культура достигла в период Монгольской империи Чингиз-хана и его потомков.

В Улусе Джучи подобные зеркала были особенно популярны. Скорее всего, их привозили как из самого Китая, так и из Средней Азии, Ирана и Закавказья, однако широко изготавливали и, собственно, в золотоордын-ских городских центрах (Федоров-Давыдов, 1966, с. 80; 1994, с. 201-203; Недашковский, Ракушин, 1998, с. 87-108; Гарустович, Иванов, 2014, с. 322; Арсланова, 1970, с. 56. табл. 1 и др.). Два бронзовых зеркала золотоордынско-го времени были найдены в 1974 г. в золото-ордынском могильнике у села Байраки-Тамак в Ютазинском районе РТ (Казаков, 1975, с. 158; 1978, с. 93-96; Бурханов, Мухаметшин, 2014, с. 61-62; Бурханов, Нигаматзянов, 2017, с. 192-194, 295, рис. 46).

Зеркала подобного типа часто встречаются в ходе раскопок средневековых городских и сельских поселений, а также могильников.

Фрагмент аналогичного зеркала с изображением рыб был найден, в частности, на Альме-невском городище (Козловский район Республики Чувашия) и Русскоурматском селище (Высокогорский район, Республика Татарстан) (рис. 3). Другой аналогией является находка с территории западного посада городища Джукетау, которая представляет собой фрагмент изделия с изображением рыбы, выполненным рельефными линиями (Набиул-лин, 2011, с. 93). Зеркала данного типа имели широкое распространение в Минусинской котловине, где было обнаружено шесть экземпляров (Лубо-Лесниченко, 1975, с. 71-72, рис. 2). Хронологически автор относит их к разным периодам и датирует, в зависимости от варианта, промежутком Х1-Х1У вв.

Все эти аналогии позволяют датировать данную находку из с. Сарли второй половиной XIII - первой половиной XIV вв.

Однако привозные зеркала не могли в полной мере удовлетворить потребности внутреннего рынка в предметах роскоши и выходного туалета. Следствием этого явилась тенденция изготовления местных отливок с привозных изделий, в пережиточной форме интерпретирующих импортные сюжеты.

В историческом отношении территория Шешминско-Икского междуречья в X - первой половине XIII вв. являлась пограничной зоной между Волжской Булгарией и кочевым и полукочевым населением. В период Золотой Орды в этом регионе явно наблюдается совершенно иная картина - происходит освоение этой территории оседлым земледельческим мусульманским населением и проникновение в этот регион кочевых сооб-

ществ. Не исключено, что данное население различалось не только по видам хозяйственной деятельности, но и ареалам обитания: земледельцы осваивали поймы рек, спускаясь от верховьев рек - левых притоков р. Камы, а кочевые скотоводы - водоразделы и равнинную часть Белебейско-Бугульминской возвышенности (Измайлов, 2000, с. 16-28; Измайлов, 2002, с. 226-238).

В древности, Средневековье и Новое время жители побережья реки Ик вели активный оседло-земледельческий и кочевой образ жизни: занимались рыболовством, земледелием, охотой, пчеловодством, ремеслом и торговлей. По побережью и самой реке Ик шли торговые пути с юга на север, с запада на восток. Особенно ремесленное производство и торговля были развиты в период Золотой Орды и постордынское время. Об этом говорят культурные слои и находки предметов периода Средневековья из остатков поселений у сел Татарский Шуган, Сарлы, Суюндук, Нижние Стярле, Константиновка, Урсаево, Тумутук, Митряево, Асеево, Чалпы, расположенных в бассейне реки Ик в Азнакаевском районе Республики Татарстан.

В рассматриваемом регионе мы часто встречаем уникальные находки, в том числе периода Улуса Джучи (Золотой Орды). Обнаружение такого высококачественного ювелирного изделия, как зеркала с изображением двух рыб - важная находка для региона Восточного Татарстана, территория которого находилась довольно далеко от крупных центров, расположенных на берегу крупных рек Волги, Камы и Белой, через которые шли водные и сухопутные торговые пути.

ЛИТЕРАТУРА

АлексеевВ.М. В старом Китае. Дневники путешествия 1907 г. М.: Восточная литература, 1958. 321 с. Арсланова Ф.Х. Погребения золотоордынского времени в Павлодарской области // По следам древних культур Казахстана / Отв. ред. М. К. Кадырбаев. Алма-Ата: Наука АН КазССР, 1970. C. 54-59. Бурханов А.А., Мухаметшин Д.Г. Очерки истории Юго-Восточного Татарстана. Казань: Яз, 2014. 240

с.

Бурханов А.А. Нигаматзянов И.Р. Древности Восточного Закамья. Казань: Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ, 2017. 320с.

Васильев Л.С. История религий Востока: Учебное пособие для студ.вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Высш.шк., 1988. 416 с.

Гарустович Г.Н., Иванов В.А. Материалы по археологии средневековых кочевников Южного Урала (IX - XV вв. н.э.). Уфа: Изд-во БГУ, 2014. 328с.

Захарова И.В., Захаров В.Ю. Удача по-китайски: как читать язык символов. Ростов н/Д: Феникс, Краснодар: Неоглори, 2010. 404 с.

Измайлов И.Л. Восточное Закамье в эпоху средневековья в контексте социоестественной истории (к вопросу о периодизации) // Природа и самоорганизация общества / Под ред. Э.С. Кульпина. М.: Изд-во «Московский лицей», 2002. С. 226-238.

Измайлов И.Л. Средневековые памятники Альметьевского региона: проблемы историко-археологической периодизации // Проблемы изучения заселения и образования населенных пунктов Альметьевского региона. Казань: Изд-во «Мастер Лайн», 2000. С. 16-28.

Казаков Е.П. Памятники болгарского времени в восточных районах Татарстана. М.: Наука, 1978. 131 с.

Лубо-Лесниченко Е.И. Привозные зеркала Минусинской котловины. К вопросу о внешних связях древнего населения Южной Сибири. М.: Наука, 1975. 170 с.

Малявкин В.В. Китайская цивилизация. М.: Изд-во АСТ, Изд.-прод. Центр «Дизайн. Информация. Картография», 2000. 632 с.

Набиуллин Н.Г. Джукетау - город булгар на Каме. Казань: Татар. кн. изд-во, 2011. 143 с.

НедашковскийЛ., Ракушин А. Бронзовые зеркала второй половины X - XIV вв. из музеев Саратовской области // ТА. 1998. № 2(3). С. 87-108.

Федоров-Давыдов Г.А. Золотоордынские города Поволжья. М.: Изд. МГУ, 1994. 232 с.

Федоров-Давыдов Г.А. Кочевники Восточной Европы под властью золотоордынских ханов. Археологические памятники. М.: Изд-во МГУ, 1966. 276 с.

Хуан Яньшэнь, ЧэньЮй. Памятники культуры эпох династий Сун - Юань / Пер. с кит. Ли Сюелян. Пекин: Пекинская компания «Шанс», М.: ООО «Изд.-полиграф. Центр Восток-Бук», 2014. 446 с.

Юань Кэ. Мифы Древнего Китая. M.: Наука, 1965. 495 с. Информация об авторах:

Бурханов Альберт Ахметжанович, кандидат исторических наук, (г. Казань, Россия); albert_ burhan@list.ru

Измайлов Искандер Лерунович, доктор исторических наук, заведующий отделом средневековой археологии Института археологии им. А.Х. Халикова АН РТ (г. Казань, Россия); ismail@inbox.ru

Рахматуллина Чулпан Зофаровна, аспирант, Институт археологии им. А.Х. Халикова АН РТ (г. Казань, Россия); beloebezmolvie@yandex.ru

REFERENCES

Alekseev, V. P. 1958. V starom Kitae. Dnevniki puteshestviia 1907 g. (Ancient China. Travel Notes of 1907.). Moscow: "Vostochnaya literatura" Publ. (in Russian).

Arslanova, F. Kh., 1970. In Kadyrbaev, M. K. (ed.). Po sledam drevnikh kul'tur Kazakhstana (In the Footsteps of the Ancient Cultures ofKazakhstan). Alma-Ata: "Nauka" Publ., 54-59 (in Russian).

Burkhanov, A. A., Mukhametshin, D. G. 2014. Ocherki istorii Yugo-Vostochnogo Tatrstana (Essays on the History of South-Eastern Tatarstan). Kazan: "Yaz" Publ. (in Russian).

Burkhanov, A. A., Nigamatzianov, I. R. 2017. Drevnosti Vostochnogo Zakam'ia (Antiquities of the Eastern Trans-Kama Region). Kazan: Institute of History named after Shigabuddin Mardzhani, Tatarstan Academy of Sciences (in Russian).

Vasil'ev, L. S. 1988. Istoriia religii Vostoka (History of Religions of the East). Moscow: " Vysshaia shkola" Publ. (in Russian).

Garistovich, G. N., Ivanov, V. A. 2014. Materialy po arkheologii srednevekovykh kochavnikov Yuzhnogo Urala (IX-XVvv. N.e.) (Materials on the Archaeology of the Medieval Nomads of the Southern Urals (9th-15th centuries AD)). Ufa: Bashkir State University (in Russian).

Zakharova, I. V., Zakharov, V. Yu. 2010. Udachapo-kitaiski: kak chitat' iazyk simvolov (Luck in Chinese: How to Read Symbol Language). Rostov on Don; Krasnodar: "Feniks" Publ., "Neoglori" Publ. (in Russian).

Izmailov, I. L. 2000. In Problemy izuceniiazaseleniia i obrazovaniia naselennykhpunktovAl'met'evskogo regiona (Issues of the Studies of the Settling and Formation of Settlements in Almetyevsk Region). Kazan: "Master-Line" Publ., 16-28 (in Russian).

Izmailov, I. L. 2002. In Kul'pin, E. S. (ed.). Priroda I samoorganizatsiia obshchestva (The Nature and Self-Organization of the Society). Moscow: "Moskovskii litsei" Publ., 226-238 (in Russian).

Kazakov, E. P. 1978. Pamiatniki bolgarskogo vremeni v vostochnykh raionakh Tatarii (Sites of Bulgarian Time in the Eastern Parts of Tataria). Moscow: "Nauka" Publ. (in Russian).

Lubo-Lesnichenko, E. I. 1975. Privoznye zerkalaMinusinskoy kotloviny. Kvoprosu o vneshnikh svyazyakh drevnego naseleniya Yuzhnoy Sibiri (ImportedMirrors of the Minusinsk Basin. The Issue of External Relations of the Ancient Population of South Siberia). Moscow: "Nauka" Publ. (in Russian).

Mayavkin, V. V. 2000. Kitaiskaya tsivilizatsii (The Chinese Civilization). Moscow: "Dizain. Informatsiia. Kartografiia" Publ. (in Russian).

Nabiullin, N. G. 2011. Dzhuketau - gorod bulgar na Kame (Juketau, a Town of the Bulgars on the Kama River). Kazan: "Tatarskoe knizhnoe izdatel'stvo" Publ. (in Russian).

Nedashkovskii, L. F., Rakushin, A. I. 1998. In Tatarskaia arkheologiya (Tatar Archaeology) 3(2), 87-108 (in Russian).

Fedorov-Davydov, G. A. 1994. Zolotoordynskie goroda Povolzh'ia (Golden Horde Towns in the Volga Area). Moscow: Moscow State University (in Russian).

Fedorov-Davydov, G. A. 1966. Kochevniki Vostochnoi Evropy pod vlast'iu zolotoordynskikh khanov: Arkheologicheskie pamiatniki (East-European Nomads under the Golden Horde's Khans: Archaeological Sites). Moscow: Moscow State University (in Russian).

Khuan Yan'shen', Chen'Yui. 2014. Pamjatniki kul'tury epokh dinastii Sun - Yuan' (CulturalMonuments of the Song-Yuan Dynasties). Beijing; Moscow: "Shans" Publ. (in Russian).

Yuan Ke, 1965. Mify Drevnego Kitaia (Ancient Chinese Myths). Moscow: "Nauka" (in Russian). About the Authors:

Burkhanov Albert A., Candidate of Historical Sciences, Kazan, the Republic of Tatarstan, Russian Federation; albert_burhan@list.ru

Izmailov Iskander L. Doctor of Historical Sciences, Institute of Archaeology named after A.Kh. Khalikov, Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan. Butlerov St., 30, Kazan, 420012, the Republic of Tatarstan, Russian Federation; ismail@inbox.ru

Rakhmatullina Chulpan Z., Institute of Archaeology named after A.Kh. Khalikov, Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan. Butlerov St., 30, Kazan, 420012, the Republic of Tatarstan, Russian Federation; beloebezmolvie@yandex.ru

Статья поступила в журнал 01.08.2020 г.

Статья принята к публикации 01.09.2020 г.

Авторы внесли равноценный вклад в работу.

I_I_I_1_I_I

Рис. 1. Рисунок зеркала из окрестностей с. Сарлы (Юго-Восточное Закамье). Fig. 1. Drawing of a mirror from the vicinity of Sarly village (South-Eastern Trans-Kama Region).

Рис. 2. Фото зеркала из Сарлы (а - сторона с рельефом, б - зеркальная сторона). Fig. 2. Photo of a mirror from Sarly (а - relief side, б - mirror side).

Рис. 3. Изображения рыб в китайской живописи: а - Лю Кай. Рыбы, плавающие среди опадающих цветов (ок. 1075). Saint Louis Art Museum. https://en.wikipedia. org/wiki/File:Goldfish_in_Fish_Swim-ming_Amid_Falling_Flowers_by_Liu_Cai_ (cropped).jpg; б - МяоФу. Рыба и водная трава. 15th c. Династия Мин. Дворцовый музей, Тайбей (Тайвань). Fig. 3. Fish images in Chinese painting: a - Liu Kai. Fish swimming among falling flowers (circa 1075). Saint Louis Art Museum. https://en.wikipedia.org/wiki/ File:Goldfish_in_Fish_Swimming_Amid_ Falling_Flowers_by_Liu_Cai_(cropped).jpg; б - МяоФу. Fish and aquatic grass. 15th c. Ming dynasty. The Palace Museum, Taipei (Taiwan).

Рис. 4. Зеркало эпохи Сун. (960-1279). Музей Чжэньцзян (провинция Цзянсу, Китай). https://i.pinimg.com/original

s/0e/7d/5c/0e7d5cdd4db7f4b8cb62b58995397ebf.jpg Fig. 4. Mirror of the Song period. (960-1279). Zhenjiang Museum (Jiangsu Province, China). https://Lpinimg.com/origi

nals/0e/7d/5c/0e7d5cdd4db7f4b8cb62b58995397ebf.jpg

Рис. 5. Карта с обозначением мест находок зеркал данного типа в Волго-Камье. Fig. 5. Map indicating the locations where this type of mirrors have been found in the Volga-Kama region.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.