Научная статья на тему 'НАГРАДА ЗА СЛУЖЕНИЕ ГОСПОДУ'

НАГРАДА ЗА СЛУЖЕНИЕ ГОСПОДУ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
141
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Священное Писание Ветхого и Нового Завета (Библия) / история Церкви.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Груздев Денис Владиславович, Колосов Сергей Леонтьевич, Володченков Михаил Иванович, Кавинский Вениамин Витальевич

в статье подробно исследуется и доказывается обязательность Божьего благословения тем, кто трудится для славы Божией. Доказательство представлено примерами деятельности трёх персонажей из Священного Писания Нового Завета Канонической Синодальной Библии в русском переводе: фарисея Никодима, члена Синедриона Иосифа из Аримафеи и уважаемого законоучителя — фарисея Гамалиила. Данное исследование проведено библейским методом — «доказательство Писаниями».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НАГРАДА ЗА СЛУЖЕНИЕ ГОСПОДУ»

НАГРАДА ЗА СЛУЖЕНИЕ ГОСПОДУ Груздев Д.В.1, Колосов С.Л.2, Володченков М.И.3, Кавинский В.В.4

1 Груздев Денис Владиславович — магистрант теологии;

2Колосов Сергей Леонтьевич — бакалавр теологии, Московский теологический институт (МТИ);

3Володченков Михаил Иванович — независимый исследователь;

4Кавинский Вениамин Витальевич — независимый исследователь, г. Воронеж

Аннотация: в статье подробно исследуется и доказывается обязательность Божьего благословения тем, кто трудится для славы Божией. Доказательство представлено примерами деятельности трёх персонажей из Священного Писания Нового Завета Канонической Синодальной Библии с русским переводом: фарисея Никодима, члена Синедриона Иосифа из Аримафеи и уважаемого законоучителя — фарисея Гамалиила. Данное исследование проведено библейским методом — «доказательство Писаниями».

Ключевые слова: Священное Писание, Новый Завет, Евангелие от Иоанна, Деяния Апостолов, история Церкви.

Введение

Подробно исследуется труд трёх важных персонажей из Священного Писания Нового Завета Канонической Синодальной Библии в русском переводе: фарисея Никодима, члена Синедриона Иосифа из Аримафеи и уважаемого законоучителя — фарисея Гамалиила. На примере деятельности учителя Израилева — фарисея Никодима — показано преобразование его мышления для будущего служения Иисусу Христу. На примере деятельности члена Синедриона — Иосифа из Аримафеи — показан его выбор и решительное желание — послужить Господу Иисусу Христу в конце его земного пути. На примере поступков уважаемого законоучителя — фарисея Гамалиила — также показано преобразование его мышления и последующее за этим спасение его души. Доказано, что во всех случаях — это была воля Божия. Данное доказательство основано на убедительных стихах Библии — «доказательство Писаниями» (Деян. 18:28) [1].

1 НИКОДИМ

Исследуем деятельность первого персонажа — фарисея Никодима.

Никодим (ивр. 01 гл1р"а, греч. №ко5пдо<; — «побеждающий народ»), упоминаемый в «Евангелии от Иоанна», фарисей, член синедриона, учитель Израилев, тайный ученик Иисуса Христа.

1) Впервые имя фарисея Никодима упоминается в его ночной беседе с Иисусом Христом:

«1 Между фарисеями был некто, именем Никодим, [один] из начальников Иудейских. 2 Он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог. 3 Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия. 4 Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться? 5 Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. 6 Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. 7 Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше. 8 Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа. 9 Никодим сказал Ему в ответ: как это может быть? 10 Иисус отвечал и сказал ему: ты — учитель Израилев, и этого ли не знаешь? ... 16 Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:1-10, 16).

2) О чём же должен был знать и чему обязан учить Никодим — учитель Израилев? Вопрос, который задал ему Иисус в их ночной беседе, — о Духе Святом. Об этом было предсказано пророком Иезекиилем:

«25 И окроплю вас чистою водою, и вы очиститесь от всех скверн ваших, и от всех идолов ваших очищу вас. 26 И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное. 27 Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять. 28 И будете жить на земле, которую Я дал отцам вашим, и будете Моим народом, и Я буду вашим Богом» (Иез. 36:25-28).

3) И уже человеку с «новым сердцем (плотяным)» — нужен Новый Завет, о чём и предсказал пророк Иеремия:

«31 Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, 32 не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними,

говорит Господь. 33 Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. 34 И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: "познайте Господа", ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более» (Иер. 31:31-34).

4) Апостол Павел в своём послании — «Послание к Евреям» — пишет об этом Новом Завете, что он был «необходим» (Евр. 7:12), т. к. произошла перемена священства: Богом с клятвою поставлен новый Вечный Первосвященник — Иисус Христос:

«ибо те были священниками без клятвы, а Сей с клятвою, потому что о Нем сказано: клялся Господь, и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека» (Евр. 7:21).

5) Почему же Никодим приходил к Иисусу ночью тайно? Потому что все в Иерусалиме, кроме Апостолов, боялись признавать Иисуса за Христа, так как боялись быть отлученными от синагоги а в Израиле это статус, иначе человек был бы изгоем):

«... потому что боялись Иудеев; ибо Иудеи сговорились уже, чтобы, кто признает Его за Христа, того отлучать от синагоги» (Ин. 9:22).

6) Никодим, сведущий в законе человек, побеседовав с Иисусом Христом ночью (тайно) и получив познание истины, уже явно заступается за Иисуса Христа перед первосвященниками и фарисеями в синедрионе:

«50 Никодим, приходивший к Нему ночью, будучи один из них, говорит им: 51 судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает? 52 На это сказали ему: и ты не из Галилеи ли? рассмотри и увидишь, что из Галилеи не приходит пророк. 53 И разошлись все по домам» (Ин. 7:50-53).

7) Когда земной путь Иисуса Христа закончился, Никодим уже не тайно, а явно участвует в погребении Иисуса Христа:

«39 Пришел также и Никодим, — приходивший прежде к Иисусу ночью, — и принес состав из смирны и алоя, литр около ста» (Ин. 19:39).

Мы видим, как учение Иисуса Христа преобразило мышление одного из учителей Израиля — фарисея Никодима.

2 ИОСИФ АРИМАФЕЙСКИЙ

Иосиф Аримафейский (ивр. Т1 тп Н о 1 ^ — иудейский старейшина, в гробнице которого был погребён Иисус Христос, — упоминается всеми четырьмя евангелистами в повествовании о погребении Иисуса.

Опишем все эти места евангелистов подробно:

1) Евангелист Матфей описывает погребение Иисуса Христа:

«57 Когда же настал вечер, пришел богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф, который также учился у Иисуса; 58 он, придя к Пилату, просил тела Иисусова. Тогда Пилат приказал отдать тело; 59 и, взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею 60 и положил его в новом своем гробе, который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился» (Мф. 27:57-60).

2) Евангелист Марк также описывает этот же случай погребения Иисуса Христа Иосифом из Аримафеи:

«43 пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова. 44 Пилат удивился, что Он уже умер, и, призвав сотника, спросил его, давно ли умер? 45 И, узнав от сотника, отдал тело Иосифу. 46 Он, купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею, и положил Его во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба» (Мк. 15:43-46).

3) Евангелист Лука описывает эти же самые события:

«50 Тогда некто, именем Иосиф, член совета, человек добрый и правдивый, 51 не участвовавший в совете и в деле их; из Аримафеи, города Иудейского, ожидавший также Царствия Божия, 52 пришел к Пилату и просил тела Иисусова; 53 и, сняв его, обвил плащаницею и положил его в гробе, высеченном [в скале], где еще никто не был положен» (Лк. 23:50-53).

4) Евангелист Иоанн также описывает эти события погребения Иисуса Христа Иосифом из Аримафеи совместно с Никодимом:

«38 После сего Иосиф из Аримафеи — ученик Иисуса, но тайный из страха от Иудеев, — просил Пилата, чтобы снять тело Иисуса; и Пилат позволил. Он пошел и снял тело Иисуса. 39 Пришел также и Никодим, — приходивший прежде к Иисусу ночью, — и принес состав из смирны и алоя, литр около ста. 40 Итак, они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи. 41 На том месте, где Он распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен. 42 Там положили Иисуса ради пятницы Иудейской, потому что гроб был близко» (Ин. 19:3842).

5) В христианстве считается, что погребением в гробнице Иосифа Аримафейского было исполнено мессианское пророчество Исаии:

«Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его» (Ис. 53:9).

Мы понимаем, что простой человек никак не мог бы войти к прокуратору Иудеи — Понтию Пилату. Поэтому Бог усмотрел для этой цели одного из старейшин синедриона — Иосифа из Аримафеи. Иосиф, человек знатный, богатый, наделённый властью, имеющий свою личную гробницу близко к городу, уверовал в Господа Иисуса Христа.

Итак, мы видим, что Иосиф из Аримафеи, так же как и Никодим, уже не тайно, а явно послужил Господу Иисусу Христу для Его славы.

3 ГАМАЛИИЛ

Еврейская Энциклопедия даёт нам описание жизни Гамалиила:

«Гамлиил I, раббан, (др.-евр. 1 рТП 'w1? а 1 1 31) — сын Симона и внук Гиллеля I, — был согласно танаитскому преданию (Шаб., 15а) их преемником в сане "наси" и президентом синедриона, что у входа на Храмовую гору. Независимо от этого надо считать несомненным фактом, что во второй трети первого столетия Гамалиил занимал руководящее положение также и в высшем трибунале, в Великом Иерусалимском синедрионе, и что в качестве члена последнего он получил прозвание "Газакен " (старец), т. е. сенатора» [3, 138].

1) В книге «Деяния Апостолов» мы читаем, что фарисеи и книжники умышляли умертвить Апостолов:

«27 Приведя же их, поставили в синедрионе; и спросил их первосвященник, говоря: 28 не запретили ли мы вам накрепко учить о имени сем? и вот, вы наполнили Иерусалим учением вашим и хотите навести на нас кровь Того Человека. 29 Петр же и Апостолы в ответ сказали: должно повиноваться больше Богу, нежели человекам. 30 Бог отцов наших воскресил Иисуса, Которого вы умертвили, повесив на древе. 31 Его возвысил Бог десницею Своею в Начальника и Спасителя, дабы дать Израилю покаяние и прощение грехов. 32 Свидетели Ему в сем мы и Дух Святый, Которого Бог дал повинующимся Ему. 33 Слышав это, они разрывались от гнева и умышляли умертвить их» (Деян. 5:27-33).

2) Гамалиил — честный и добрый законоучитель, видя, что фарисеи и книжники хотят умертвить Апостолов, — решил спасти их:

«34 Встав же в синедрионе, некто фарисей, именем Гамалиил, законоучитель, уважаемый всем народом, приказал вывести Апостолов на короткое время, 35 а им сказал: мужи Израильские! подумайте сами с собою о людях сих, что вам с ними делать. 36 Ибо незадолго перед сим явился Февда, выдавая себя за кого - то великого, и к нему пристало около четырехсот человек; но он был убит, и все, которые слушались его, рассеялись и исчезли. 37 После него во время переписи явился Иуда Галилеянин и увлек за собою довольно народа; но он погиб, и все, которые слушались его, рассыпались. 38 И ныне, говорю вам, отстаньте от людей сих и оставьте их; ибо если это предприятие и это дело — от человеков, то оно разрушится, 39 а если от Бога, то вы не можете разрушить его; [берегитесь], чтобы вам не оказаться и богопротивниками» (Деян. 5:34-39).

3) Апостол Павел напомнил иудеям, что он был воспитан у «ног Гамалиила» — уважаемого учителя Закона Моисеева (I-го века):

«я Иудеянин, родившийся в Тарсе Киликийском, воспитанный в сем городе при ногах Гамалиила, тщательно наставленный в отеческом законе, ревнитель по Боге, как и все вы ныне» (Деян. 22:3).

Итак, мы видим, что даже такие важные и ответственные люди, как Гамалиил в Израиле, также хотели сделать доброе дело для Апостолов — спасти их и тем самым послужить Иисусу Христу для Его славы.

4 НАГРАДА ЗА СЛУЖЕНИЕ БОГУ

Апостол Павел пишет, что труд верующих не тщетен пред Господом:

«Итак, братия мои возлюбленные, будьте тверды, непоколебимы, всегда преуспевайте в деле Господнем, зная, что труд ваш не тщетен пред Господом» (1 Кор. 15:58).

Евангелист Марк пишет о награде за труд во Имя Иисуса Христа:

«И кто напоит вас чашею воды во имя Мое, потому что вы Христовы, истинно говорю вам, не потеряет награды своей» (Мк. 9:41).

Итак, мы видим, что любой труд для славы Божией достоин награды. А как же Господь благословил главных персонажей — Никодима, Иосифа Аримафейского и Гамалиила? История церкви даёт ответ и на этот вопрос.

Святитель Димитрий Ростовский (Туптало) — епископ Русской православной церкви, митрополит Ростовский и Ярославский (1651-1709), агиограф, проповедник и педагог. В своей книге «Жития святых» Д. Ростовский, отвечая на этот вопрос, пишет об этих трёх персонажах так:

1) Иосиф из Аримафеи.

«Святый Иосиф, происходивший из Аримафеи и бывший тайным учеником Иисуса Христа, а потом испросивший пречистое Его тело у Пилата (Лк. 23:50-52; ср. Мф. 27:67; Мк. 15:42; Ин. 19:38.), —

также был изгнан завистливыми иудеями из пределов иудейских и проповедовал Христа в Англии, где и преставился. Жителями Англии он почитается как апостол их страны.

(По Евсевию и Иерониму, Аримафея то же, что Рама, или Рамафа, — город на горе Ефремовой, на два часа пути от Иерусалима, недалеко от Лидды; иначе называется Рамафаим-Цофим. Он был отечеством Иосифа Аримафейского, одного из учеников Христовых (Ин. 19:38), члена верховного совета иудейского, который в своём гробе, высеченном в скале, похоронил Иисуса Христа)» [2, 155].

2) Никодим.

«Святый Никодим, приходивший к Иисусу ночью послушать Его учения (Ин. 3:1-2) и давший благой совет иудеям не осуждать Его прежде, чем услышат Его Самого и рассмотрят Его дело (Ин. 7:50-51), а потом предавший вместе с Иосифом тело Иисусово погребению и намастивший его ароматами (Ин. 19:39), — также пострадал от иудеев за веру во Христа и Апостольскую проповедь и был изгнан из Иудеи» [2, 155-156].

3) Гамалиил

«Святый Гамалиил был учителем святаго Апостола Павла. Он подал благоразумный совет синедриону относительно проповеди святых Апостолов, сказав: «Если это дело от человеков, то оно разрушится; а если от Бога, то вы не можете разрушить его; берегитесь, чтобы вам не оказаться и богопротивниками» (Деян. 6:34-40). После мученической кончины архидиакона Стефана он взял его тело и похоронил у себя в селе недалеко от Иерусалима. Также он скрывал изгнанного за проповедь Христову святаго Никодима, которого и похоронил, после кончины его, близ гроба святаго первомученика Стефана, где потом был погребен и сам». (Вместе со святым Гамалиилом скончался и благочестивый сын его Авив, который также веровал во Христа. Похоронен там же) [2, 156].

Евсевий Кесарийский (греч. Eùcépioç xrçç Kaicapeiaç), или Евсевий Памфил (греч. Eùcépioç xoù Падф^ои; ок. между 260 и 270 — 339/340), греческий церковный историк, богослов, «отец церковной истории», друг императора Константина, с 314 г. епископ Кесарии Палестинской.

Евсевий Кесарийский пишет о жизни Гамалиила, уточняя при этом:

«По преданию, Гамалиил был главой синедриона при Тиберии, Калигуле и Клавдии, принял крещение от апостолов Петра и Иоанна и умер в 52 году» [4, 82].

Отсюда следует важный вывод:

Бог хочет, чтобы каждый человек уверовал в Господа Иисуса Христа и получил полную награду от Господа — спасение и жизнь вечную.

5 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги данному исследованию, можно сделать следующие важные выводы.

Выше было отмечено, что тот, кто напоит ученика чашею воды во Имя Господа, не потеряет награды своей (Раздел 4). Поэтому тот, кто спасёт жизнь человека, верующего в Иисуса Христа, тем более получит награду от Господа. Все главные персонажи послужили Апостолам и через них Господу. Поэтому все трое персонажей: Никодим, Иосиф Аримафейский и Гамалиил — получили полную награду от Господа — спасение и жизнь вечную.

Важно отметить обязательность Божьего благословения (т.е. полной награды) за труд во Имя Господа — это спасение и жизнь вечная.

1) Никодим принял Господа Иисуса Христа верою, послужил Ему и получил спасение и жизнь вечную. Это Божье благословение.

2) Иосиф Аримафейский — ученик Иисуса Христа — послужил Господу и похоронил Его в своей новой гробнице. Проповедовал слово Божие в Англии. Получил от Бога спасение и жизнь вечную.

3) Гамалиил уверовал в Господа Иисуса Христа, спас жизни Апостолов, крещён Апостолами Петром и Иоанном. Также получил полную награду от Господа — спасение и жизнь вечную.

Итак, обязательность Божьего благословения за труд во Имя Господа Иисуса Христа доказана Писаниями.

Список литературы

1. Biblija / Knigi Svjashhennogo Pisanija Vethogo i Novogo Zaveta. Kanonicheskie. Sinodal'nyj perevod [Bible

/ Books of the Scripture of the Old and New Testaments. Canonical. Synodal Translation]. M.: Rossijskoe

Biblejskoe Obshhestvo [M.: Russian Bible Society (RBS)], 1999. 1217 p. [in Russian].

2. Dimitrij Rostovskij, svt. Zhitija svjatyh. Zhitija svjatyh na russkom jazyke, izlozhennye po rukovodstvu

Chet'ih-Minej svjatogo Dimitrija Rostovskogo. Kniga V. Janvar'. [Dimitry of Rostov, St. The Lives of Saints.

The Lives of Saints in Russian, set forth according to the guidance of the "Cheti-Minei" of St. Dimitry of

Rostov. Book V. January]. M.: Kovcheg [Ark], 2010. 848 p. [in Russian].

3. Evrejskaja Jenciklopedija. Svod znanij o evrejstve i ego kul'ture v proshlom i nastojashhem / Pod obshh. red.

d-ra L. Kacenel'sona i barona D. G. Gincburga. T. 6. [The Jewish Encyclopedia: Code of knowledge about

Jewry and its culture in the past and present / Ed. ed. Dr. L. Katsenelson and Baron D. G. Gintsburg. V. 6].

SPb.: Izdanie Obshhestva dlja Nauchnyh Evrejskih Izdanij i Izdatel'stva Brokgauz-Efron. [St. Petersburg: Publication of the Society for Scientific Jewish Publications and Brockhaus-Efron Publishing House], 1910. 960 p. [in Russian].

4. Evsevij Kesarijskij. Cerkovnaja istorija / Vvod, st., komment., bibliogr. spisok i ukazateli I.V. Krivushina. — Nauchnoe izdanie. (Serija «Biblioteka hristianskoj mysli. Istochniki»). [Eusebius of Caesarea. Church history / Introduction, art., comment., bibliogr. list and indexes by I.V. Krivushin. — Scientific publication. (Series «Library of Christian Thought. Sources»)]. SPb.: «Izdatel'stvo Olega Abyshko». [St. Petersburg: «Publishing house of Oleg Abyshko»], 2013. 544 p. [in Russian].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.