Научная статья на тему 'Наглядность в журнале «Задушевное слово» издательства М. О. Вольфа'

Наглядность в журнале «Задушевное слово» издательства М. О. Вольфа Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
наглядность / иллюстрация / периодическое издание / детский журнал / visuality / illustration / periodical / children's magazine

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Крылов Г. Е.

На примере журнала «Задушевное слово» издательства М. О. Вольфа рассмотрен дидактический принцип наглядности как он понимался и реализовывался в детских периодических изданиях России второй половины XIX в. В статье представлены результаты количественного анализа визуального ряда журнала. Рассмотрен конкретный пример иллюстрирования рассказа А. Н. Купреяновой «Встреча».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Visibility in the magazine "Zadushevnoye Slovo" by Wolf Publishing House

Using the example of the magazine “Zadushevnoye Slovo” published by M. O. Wolff, the paper deals with the didactic principle of visibility how it was understood and implemented in children's periodicals in Russia in the second half of the 19th century. The article presents the results of a quantitative analysis of the magazine's visuals. The author considers a specific example of an illustration for the story by A.N. Kupreyanova “Meeting”.

Текст научной работы на тему «Наглядность в журнале «Задушевное слово» издательства М. О. Вольфа»

#Ученичество. 2024. Вып. 1. С. 18-26. #Apprenticeship. 2024. Issue 1. P. 18-26.

Научная статья УДК 37.026.4

https://doi.org/10.22405/2949-1061-2024-1-18-26

НАГЛЯДНОСТЬ В ЖУРНАЛЕ «ЗАДУШЕВНОЕ СЛОВО» ИЗДАТЕЛЬСТВА М. О. ВОЛЬФА

Тульский государственный педагогический „ „ „ университет им. Л. Н. Толстого,

Геннадии Евгеньевич Тула, Россия

Аннотация: На примере журнала «Задушевное слово» издательства М. О. Вольфа рассмотрен дидактический принцип наглядности - как он понимался и реализовывался в детских периодических изданиях России второй половины XIX в. В статье представлены результаты количественного анализа визуального ряда журнала. Рассмотрен конкретный пример иллюстрирования рассказа А. Н. Купреяновой «Встреча».

Ключевые слова: наглядность, иллюстрация, периодическое издание, детский журнал.

Крылов

Scientific Article UDC 37.026.4

https://doi.org/10.22405/2949-1061-2024-1-18-26

VISIBILITY IN THE MAGAZINE "ZADUSHEVNOYE SLOVO" BY WOLF PUBLISHING HOUSE

Krylov

r, , ~ . , Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University,

Gennady Evgenievich 3 5 5 3,

J ° Tula, Russia

Abstract.: Using the example of the magazine "Zadushevnoye Slovo" published by M. O. Wolff, the paper deals with the didactic principle of visibility - how it was understood and implemented in children's periodicals in Russia in the second half of the 19th century. The article presents the results of a quantitative analysis of the magazine's visuals. The author considers a specific example of an illustration for the story by A.N. Kupreyanova "Meeting".

Keywords: visuality, illustration, periodical, children's magazine.

© Крылов Г. Е., 2024 © Кгу1оу в. Е., 2024

Он не был ни писателем, ни ученым, ни общественным деятелем. Он был только издателем и книготорговцем. Но и как издатель, и как книготорговец - он сыграл незаметную лишь на первый взгляд, а на самом деле очень видную роль в русской жизни.

С. Ф. Либрович о М. О. Вольфе

Издательство М. О. Вольфа одним из первых в России начало выпускать богато иллюстрированную детскую литературу [9; 12; 13]. Это был вполне осознанный шаг с точки зрения просветительской миссии книжного дома, и, как отмечал Маврикий Осипович в публичном отчете за десять лет работы, «мы первые перенесли на нашу почву столь важное педагогическое нововведение, как наглядный способ обучения» [2, с. 4].

Наглядность являлась принципом издательства не только при печати книг, но и при выпуске детской периодики. Первым подобным опытом для М. Вольфа стал журнал «Забавы и рассказы» (1863-1867, редактор А. А. Цейдлер), содержание которого было богато иллюстрировано. Но как коммерческий проект журнал оказался несостоятельным, и его пришлось закрыть.

Новая попытка была предпринята Вольфом в 1876 г. - в декабре вышел в свет первый выпуск «Задушевного слова». Журнал оказался «долгожителем», он выходил вплоть до 1918 г., что составило сорок один год. Это был широкомасштабный проект: по замыслу Вольфа ежемесячно должны были публиковаться четыре отдела журнала - по возрастным категориям читателей.

1. Для детей от 5 до 8 лет с картинами для наглядного обучения, небольшими рассказами, повестями, с объяснениями игр и т. д.

2. Для детей от 8 до 12 лет с рисунками, повестями, стихотворениями, театральными пьесами, биографиями, рассказами из истории и естественных наук.

3. Для детей старше 12 лет с заметками о путешествиях, историческими повестями, обзорами произведений лучших современных русских и иностранных писателей, с рассказами об открытиях и изобретениях в технических производствах с рисунками.

4. Для семейного чтения, предназначенный как для детей, так и для взрослых, включающий в себя повести, романы, мемуары и т. д.

Цена подписки на один отдел составляла 5 руб., с пересылкой - 6 руб. При подписке на два любых отдела цена составляла уже 9 руб. 50 коп., с пересылкой - 11 руб., подписка на три отдела - 13 руб. 75 коп., с пересылкой - 15 руб. 75 коп., и при подписке на все четыре отдела - 18 руб., с пересылкой - 21 руб. [3]. В конце года каждый из отделов формировался в сборник, который дополнялся особыми приложениями.

Журнал был иллюстрированным. Представим количественный анализ отделов с точки зрения наглядности (таблица 1).

Таблица 1

Количество иллюстраций в журнале за 1877 г.

Отдел I Отдел II Отдел III Отдел IV

Выпуск 1 44 17 7 0

Выпуск 2 41 29 5 0

Выпуск 3 42 28 6 0

Выпуск 4 40 27 7 0

Выпуск 5 30 17 9 0

Итак, наглядности в данном журнале отводилась важная роль, причем для самых маленьких читателей иллюстраций было представлено больше. В первом выпуске журнала в Листке для воспитателя было дано пояснение: «У ребенка воображение играет одну из главных ролей при процессе толкового запоминания <...> необходимо заставить его воображение живо представить то, о чем ему говорят <...> так можно развить ребенка гораздо скорее, чем изустными объяснениями» [3].

При отборе издательством литературных произведений к авторам предъявлялись определенные требования, в их числе «картинность изложения» - чтобы в памяти ребенка выстраивался ассоциативный ряд происходящего; а также -«занимательность рассказа для легкого восприятия» [3].

В марте 1878 г. в одном из выпусков журнала М. О. Вольф объявил, что «по независимым от редакции и издателя обстоятельствам номера "Задушевного слова" не могли выходить аккуратно в прошедшем 1877 году, <...> начиная с 1 сентября 1878 г. книжки появлялись к 1 числу каждого месяца» [8]. Поэтому отныне журнал будет представлен в двух следующих отделах:

1. Для детей младшего возраста (от 5 до 10 лет) с картинками как подспорье для наглядного обучения, с азбукой, первыми чтениями, сказками и рассказами и т. д.

2. Для детей старшего возраста (от 10 до 14 лет) с повестями, рассказами, театральными пьесами, биографиями замечательных людей, с рассказами из истории, географии и естественных наук и т. д.

Именно в таком виде журнал просуществовал до 1918 года (за исключением заминки в 1881-1883 гг. из-за болезни и смерти М. О. Вольфа).

Сокращение отделов и, следовательно, количества выпусков можно объяснить недостаточным количеством подписчиков, о чем писал сам М. О. Вольф: «Откровенно сознаемся, что число подписчиков далеко не осуществило наших надежд и до сих пор расходы издания не окупились <. > не далеко то время, когда русская публика станет обращать больше внимания на детское чтение, мы решились продолжать наш журнал» [11, с. 3].

О тех же сложностях говорит и объявление в журнале за 1878 г.: некоторое количество выпусков за 1877 г. осталось нераспроданным. За все восемь томов (каждый отдел составлял два тома) была назначена цена в 20 руб., с пересылкой -24 руб.; цена одного тома - 3 руб., с пересылкой - 3 руб. 50 коп. [8]. Это было в разы дешевле, учитывая первоначальную стоимость.

Чтобы сохранить подписчиков журнала, издатель также позволял себе хитрость: рассказы и повести при публикации разделялись на несколько частей, сюжет прерывался на самом интересном месте с пометкой «продолжение в следующем выпуске».

Уменьшение объема журнала сказалось на количестве иллюстративного материала (таблица 2).

Таблица 2

Количество иллюстраций в журнале: 1879, 1880, 1885 гг.

Отдел I Отдел II

1879

Выпуск 1 16 13

Выпуск 2 18 9

Выпуск 3 21 10

1880

Выпуск 2 13 12

Выпуск 3 22 16

Выпуск 4 15 11

1885

Выпуск 1 19 17

Выпуск 2 15 16

Выпуск 3 19 12

Выпуск 4 15 9

Отметим, что в выпусках для детей младшего возраста иллюстраций по-прежнему было больше, хотя имелись исключения (1885, вып. 2). Это можно объяснить тем, что второй выпуск первого отдела за 1885 год по объему материала меньше: в нем представлены пять рассказов, тогда как в выпуске для детей старшего возраста - семь.

Для того чтобы продемонстрировать, как в журнале реализовывался заявленный подход к наглядности, проанализируем рассказ А. Н. Купреяновой (псевдоним А. Н. Смирновой) «Встреча», помещенный в отделе для детей младшего возраста за 1885 г. [4, с. 8-11]. Действие его происходит в лесу, что дает понять уже изображение на буквице (рис.1): ребенок включает воображение и начинает представлять то, что может находиться в лесу, погружается в обстановку рассказа.

Рис. 1. Рисунчатый инициал. Задушевное слово. 1885. Т. XI. С. 8.

Все иллюстрации к рассказу снабжены подписями, которые не являются прямыми цитатами из текста, но играют роль «оживления» картин, превращают статичные изображения в действие.

Главные герои рассказа вполне традиционны для русской бытовой сказки -мужик и медведь. С наступлением весны пробуждается весь лес, и медведь после зимней спячки решает отправиться в гости к своему товарищу. На иллюстрациях ребенок видит последовательность действий медведя: «Вот и пошел...», «Начал пробираться...», «И побрел.» (рис. 2-3).

bort 11 cohic.iv

Рис. 2. Задушевное слово. 1885. Т. XI. С. 9-10.

Рис. 3. Задушевное слово. 1885. Т. XI. С. 11.

В лесу сонному медведю попадается человек. «В эту минуту шел мужик», - сообщает подпись

к иллюстрации (рис. 4).

Бъ эту мае у ту шехь мужикъ...

Рис. 4. Задушевное слово. 1885. Т. XI. С. 10.

На картинке он изображен в статическом положении, но читатель, прочитав подпись, может представить мужика, идущим навстречу медведю. Нежданная встреча происходит на узком мосту. Находчивый мужик снимает свою шляпу -«высокую, старинную, из овечьей шерсти скатанную» и натягивает ее «Мишке на морду». Медведь пугается такого «наряда», падает в воду и уплывает с места происшествия. Мужик подбирает полы кафтана и «во всю прыть» убегает к дому. Кульминационной сцены нет на иллюстрациях, но повторяющиеся мелкие детали позволяют ребенку установить взаимосвязь всех рисунков и объединить сюжет. Занятно, что на финальной иллюстрации - концовке рассказа изображен медведь отнюдь не со шляпой - как можно было бы предположить по сюжету - но с огромной книгой, развернутой к читателю. Он как бы приглашает каждого познакомиться с этой правдивой историей (рис. 5).

-п. .

Рис. 5. Задушевное слово. 1885. Т. XI. С. 11.

На примере данного рассказа удается проследить использование наглядности в журнале: иллюстрации позволяют развивать воображение читателя, который может проиграть сюжет в своем сознании и одновременно получить сведения об окружающем мире, в данном случае об обитателях леса - медведе, белках, куницах, птицах.

В отделе журнала для детей старшего возраста было меньше сюжетных иллюстраций к художественным произведениям, но зато помещались портреты писателей: И. С. Тургенева, А. К. Толстого, И. А. Гончарова и др. (рис. 6).

Ивапъ СергЬевичъ Тургепевъ. графт, а, к, Толстой. и. л. гончарова

Рис. 6. Задушевное слово. 1877. Т. I, III, V.

Также журнал знакомил читателя с историей, географией, и другими науками, не забывая при этом о наглядности. Например, в выпуске № 5 за 1877 г. было описано путешествие по Египту [7, с. 35]. Иллюстрация знакомила юных читателей с Суэцким каналом - одним из главных инженерных сооружений того времени, соединяющим Красное и Средиземное море (рис. 7). Изображение позволяло представить движение кораблей, расширяло кругозор читателя.

Отврьше Суецлаго канала

Рис. 7. Задушевное слово. 1877. Т. V. С. 35.

Таким образом, в периодическом издании «Задушевное слово» наглядности уделялось большое внимание. Сотрудники издательства осознавали важность своей педагогической миссии и при отборе литературы обращали внимание на «картинность» и занимательность текста, стремясь выстроить для ребенка ассоциативный ряд, облегчающий восприятие информации, пробуждающий воображение и стимулирующий память.

Литература

1. Вольф М. О., т-во (Петербург). Каталог книгам, отпечатанным в 1875 и 1876 гг., журналам на 1877-й год, детским книгам на елку 1876 г. и другим изданиям книгопродавца Маврикия Осиповича Вольфа, которые продаются в его книжных магазинах. СПб.: Тип. М. О. Вольфа, ценз. 1876. 48 с.

2. Вольф М. О., т-во (Петербург). Отчет М. Вольфа за десять лет работы. СПб.: Тип. М. О. Вольфа, ценз. 1866. 16 с.

3. Задушевное слово. Отдел I (для младшего возраста от 5-8 лет). 1877. Вып. 1.

4. Задушевное слово. Отдел I (для младшего возраста от 5-10 лет). 1885. Вып. 1.

5. Задушевное слово. Отдел III (для юношества от 12-16 лет). 1877. Вып. 1.

6. Задушевное слово. Отдел III (для юношества от 12-16 лет). 1877. Вып. 3.

7. Задушевное слово. Отдел III (для юношества от 12-16 лет). 1877. Вып. 5.

8. Задушевное слово. Отдел III (для юношества от 12-16 лет). 1878. Вып. 11-12.

9. Кравченко Е. В. Конструирование детства в России конца XIX - начала XX вв.: от теории к изучению дискурсивных практик (на примере детской периодической прессы для среднего и старшего возраста) / / Балтийский гуманитарный университет. 2021. Т. 10, № 1 (34). С. 143-146.

10. Либрович С. Ф. На книжном посту: Воспоминания, записки, документы. Пг. ; М.: т-во М. О. Вольф, 1916. [8], 496, III с.

11. От издателя // Задушевное слово. 1879. Вып. 12.

12. Ромашина Е. Ю. Детский журнал как интерактивный проект, или Почтовый ящик «Задушевного слова» Маврикия Вольфа // Электронный научно-образовательный журнал «История». 2023. T. 14, вып. 3 (125). URL: https://history.jes.su/820798784002.502.3-4-1/. Дата публикации: 10.04.2023.

13. Ромашина Е. Ю. Каталоги издательства М. О. Вольфа как источник по истории детской книги в России / / Детские чтения. 2022. Т. 22, № 2. С. 196-216. URL: https://detskie-chtenia.ru/index.php/journal/article/view/.з.. Дата публикации: 19.12.2022.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья поступила в редакцию: 03.04.2024 The article was submitted: 03.04.2024

Одобрена после рецензирования: 18.04.2024 Approved after reviewing: 18.04.2024

Принята к публикации: 07.05.2024 Accepted for publication: 07.05.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.