Научная статья на тему 'Надзор прокуратуры за предпринимательской деятельностью в Российской Федерации'

Надзор прокуратуры за предпринимательской деятельностью в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
736
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / ПРОКУРАТУРА / НАДЗОР / ОТРАСЛИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА / НАДЗОР ЗА АДМИНИСТРАТИВНО-РАСПОРЯДИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РФ "О ПРОКУРАТУРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" / RUSSIAN FEDERATION / THE PROSECUTOR'S OFFICE / SUPERVISION / OTRALSE PROSECUTORIAL SUPERVISION / SUPERVISION OF ADMINISTRATIVE MANAGEMENT ACTIVITIES / ENTREPRENEURIAL ACTIVITY / ENTREPRENEURSHIP / THE FEDERAL LAW OF THE RUSSIAN FEDERATION "ON THE PROCURACY OF THE RUSSIAN FEDERATION"

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ординарцев Игорь Игоревич, Химичева Ольга Викторовна

Прослеживается надзор прокуратуры за предпринимательской деятельностью в Российской Федерации; выявлены его особенности; обосновано суждение о том, что относительно предпринимательской деятельности прокуратура осуществляет общий надзор.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ординарцев Игорь Игоревич, Химичева Ольга Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The procuracy supervision over business activities in the Russian Federation

The article not only brought to the attention of the procuracy supervision over business activities in the Russian Federation but also discovered its features. In particular, it justifies suedetion that concerning entrepreneurial activities office tours provides General supervision.

Текст научной работы на тему «Надзор прокуратуры за предпринимательской деятельностью в Российской Федерации»

УДК 34 ББК 67

НАДЗОР ПРОКУРАТУРЫ ЗА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИГОРЬ ИГОРЕВИЧ ОРДИНАРЦЕВ,

кандидат юридических наук, Научная специальность 12.00.11 — судебная власть, прокурорский надзор, организация правоохранительной деятельности, адвокатура

E-mail: [email protected]; ОЛЬГА ВИКТОРОВНА ХИМИЧЕВА, доктор юридических наук, профессор Научная специальность 12.00.09 — уголовный процесс;

криминалистика и судебная экспертиза; оперативно-разыскная деятельность E-mail: [email protected]

Рецензент: кандидат юридических наук, доктор экономических наук, кандидат исторических наук Н.Д. Эриашвили Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Прослеживается надзор прокуратуры за предпринимательской деятельностью в Российской Федерации; выявлены его особенности; обосновано суждение о том, что относительно предпринимательской деятельности прокуратура осуществляет общий надзор.

Ключевые слова: Российская Федерация, прокуратура, надзор, отралси прокурорского надзора, надзор за административно-распорядительной деятельностью, предпринимательская деятельность, предпринимательство, Федеральный закон РФ «О прокуратуре Российской Федерации».

Annotation. the article not only brought to the attention of the procuracy supervision over business activities in the Russian Federation but also discovered its features. In particular, it justifies suede-tion that concerning entrepreneurial activities office tours provides General supervision.

Keywords: Russian Federation, the Prosecutor's office, supervision, otralse prosecutorial supervision, supervision of administrative management activities, entrepreneurial activity, entrepreneurship, the Federal law of the Russian Federation «On the procuracy of the Russian Federation».

Трудно переоценить роль предпринимательства для всякого государства, в том числе и для Российской Федерации1. Так, Председатель Конституционного Суда В.Д. Зорькин по этому поводу справедливо отмечает: «... защита права частной собственности и связанного с ним права на осуществление предпринимательской деятельности ... составляют основы свободы человека и правовой фундамент современной демократии»2.

Однако и до нынешнего времени в юридической литературе не выработано единого подхода при определении понятии «предпринимательская деятельность». Так, В.Ф. Попондопуло рассматривает «предпринимательскую деятельность» как инициативную, самостоятельную деятельность граждан, направленную на получение прибыли или личного дохода, осуществляемую от своего имени, на свой риск и под свою имуще-

ственную ответственность3.

Многочисленная группа авторов современное предпринимательство отождествляет с термином «инновационное предпринимательство»4, что представляется несовершенным.

В.Д. Грибов и Г.В. Камчатников термин «малое инновационное предпринимательство» наделяют следующими «характеристиками»: «они обладают высокой мобильностью, большой гибкостью и адаптивностью; на малых предприятиях существует узкая специализация творческого поиска, они больше нацелены на конкретный результат; они более нацелены на риск, что неприемлемо для крупных организаций; на этих предприятиях относительно низкие издержки производства, в первую очередь за счет управленческих расходов; высокая работоспособность работников малых предприятий и «железная» дисциплина; детальное

знание текущих потребностей рынка и умение предугадывать его будущие потребности; стремление и необходимость всегда быть лучше своих конкурентов»5.

Еще одна многочисленная группа авторов из той же образовательной организации (ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации») обосновала вывод о том, что «развитие предпринимательства невозможно без государственного регулирования»6.

В.М. Мелиховский и А.В. Сухопарова сфокусировали внимание на «теории и методологии общественного труда и продукта, функционирования малого и среднего бизнеса в трудных условиях кризиса 2014 — 2015 годов»7.

То, что предпринимательская деятельность нуждается в правовом регулировании очевидно.

В Российской Федерации8 правовую основу предпринимательства составляет Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.9.

Во исполнение Конституции РФ от 12 декабря 1993 г. принято несколько федеральных законов РФ, специально предназначенных для регулирования предпринимательской деятельности.

Так, в Федеральном законе РФ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 13 июля 2001 г. урегулированы «отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров — единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей» (ст. 1)10.

В Федеральном законе РФ О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 6 июля 2007 г. урегулированы «отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, определяет понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки» (ст. 1)11.

Особо обращаем внимание на Федеральный закон РФ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государ-

ственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 19 декабря 2008 г., в котором урегулированы «отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля» (ст. 1)12. О прокурорском надзоре речь идет в пункте 3 ч. 2 ст. 1 Федерального закона РФ от 19 декабря 2008 г. Как известно прокурорский надзор урегулирован в Федеральном законе РФ «О прокуратуре Российской Федерации» от 18 октября 1995 г. (с последующими многочисленными изменениями и дополнениями)14. Иначе говоря, положения ст. 1 Федерального закона РФ от 19 декабря 2008 г. о прокурорском надзоре необходимо рассматривать в качестве бланкетных норм. Положения Федерального закона РФ от 19 декабря 2008 г. реализованы в приказе Генерального прокурора РФ «О реализации Федерального закона от 26.12.2008 №2 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» № 93 от 27 марта 2009 г.15.

Также обращаем внимание и на приказ Генерального прокурора РФ «Об организации прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности» № 53 от 31 марта 2008 г.16.

Прокурорский надзор обычно представляют в виде его отраслей: надзор за административно-распорядительной деятельностью; надзор за соблюдением прав и свобод личности; надзор за уголовно-розыскной деятельностью и предварительным расследованием; надзор за деятельностью уголовно-исполнительной системы; надзор за исполнительным производством17.

Относительно всякой предпринимательской деятельности прокуратуры осуществляет надзор за административно-распорядительной деятельностью.

Изложенное позволяет нам высказать несколько суждений.

Во-первых, предпринимательская деятельность в Российской Федерации нуждается в правовом регулировании.

Во-вторых, надзор прокуратуры за предпринимательской деятельностью представляются достаточным.

В-третьих, предпринимательская деятельность может рассматриваться в качестве предмета надзора за административно-распорядительной деятельностью.

1 Мы разделяем суждение тех ученых, которые предлага-

ют с 25.12.1991 г. для наименования государства использовать

исключительно термин «Российская Федерация» (см. об этом,

например: Галузо В.Н. Конституционно-правовой статус Рос-

сии: проблема именования государства // Вестник Московского университета МВД России. 2010. № 5. С. 119-123).

2 См.: РГ. 2014. 18 декабря. С. 9.

3 Попондопуло В.Ф. Правовые основы перехода к рыночным отношениям // Экономика и право. Т. 1. М., 1991. С. 6; Его же. Правовой режим предпринимательства. С. 208.

4 См.: Современное предпринимательство в инновационной эк5ономике (теория и практика): Монография / Под общ. ред. М.А. Эскиндарова. М.: Перо, 2015. С. 317.

6 См.: Грибов В.Д., Камчатников Г.В. Малое инновационное предпринимательство и его роль в реализации стратегии инновационного развития России: Монография. М.: Русайнс, 2016. С. 9.

7 См.: Предпринимательство и бизнес (финансово-экономические, управленческие и правовые аспекты устойчивого развития): Монография / Под общ. ред. М.А. Эскиндарова. М: Дашков и КО, 2016. С. 709.

8 См.: Мелиховский В.М., Сухопарова А.В. Общественный труд и предпринимательство как факторы производства: Монография. Ярославль: Оперативная полиграфия, 2016.

9 Мы разделяем суждение авторов о том, что с 25.12.1991 г. для наименования государство необходимо использовать исключительно этот термин (см. об этом, например: Галузо В.Н. Конституционно-правовой статус России: проблема именования государства).

10 См.: 2014. № 31. Ст. 4398. О проблеме неоднократности опубликования Конституции РФ в официальных источника

опубликования подробнее см.: Галузо В.Н. Возможно ли обеспечение единообразного исполнения законодательства при отсутствии его систематизации? // Государство и право. 2014. № 11. С. 98-102.

11 См.: СЗ РФ. 2001. № 33 (часть I). Ст. 3431; ...; 2016. № 23. Ст. 3296.

12 См.: СЗ РФ. 2007. № 31. Ст. 4006; ...; 2016. № 1 (часть I). Ст. 28.

13 См.: СЗ РФ. 2008. № 52 (часть I). Ст. 6249; ...; 2016. № 18. Ст. 2503.

14 См.: СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4472; ...; 2015. № 48 (часть I). Ст. 6720.

15 См.: Законность. 2009. № 5.

16 В официальных источниках не публиковался.

17 Подробнее об этом см.: Галузо В.Н. От надзора представителей «должности прокурора» в Российской Империи к многофункциональной деятельности прокуратуры в Российской Федерации // Закон и право. 2011. № 10. С. 43-44; он же: Соотношение надзора представителей «должности прокурора» с иными направлениями их деятельности / Актуальные проблемы современной науки. Секция «Право и правоприменение»: Сборник материалов международной научно-практической конференции 16 мая 2013 г. / Науч. ред. С.Л. Никонович. Тамбов - Липецк: Изд-во Першина Р.В., 2013. С. 43-62; Прокурорский надзор: Учебник для студентов вузов. 8-е изд., перераб. и доп. / Под ред. И.И. Сыдорука, А.В. Ендольцевой. М.: ЮНИТИ-ДА-НА, Закон и право, 2015. С. 130-172.

Профессиональная этика и служебный этикет. Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Юриспруденция», «Правоохранительная деятельность» / [В.Я. Ки-^^ коть и др.]; под ред. В.Я. Кикотя. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и

право, 2014.

^т ПрофессиональнаяПрименительно к реалиям современного общества системати-ЭТИКЙ зированно изложены нравственные основы правоохранительной

деятельности. Рассмотрены этические основы специфики дея-

служебный

тельности отдельных правоохранительных служб и учреждений.

Для студентов юридических вузов, изучающих курс профессиональной этики и служебного этикета, а также для практических работников системы правоохранительных органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.