Научная статья на тему 'НАДПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАВЫКИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ФОРМИРУЕМЫЕ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ'

НАДПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАВЫКИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ФОРМИРУЕМЫЕ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

47
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
курсы повышения квалификации / мягкие навыки / надпрофессиональные навыки / программа повышения квалификации / профессиональные навыки / руководители образовательных организаций / refresher courses / soft skills / overprofessional skills / professional development program / professional skills / heads of educational organizations

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Монахова Лира Юльевна, Рябоконь Елена Александровна

в статье актуализируется проблема введения в программы повышения квалификации руководителей образовательных организаций разделов, ориентированных на формирование и развитие надпрофессиональных навыков (soft skills).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Монахова Лира Юльевна, Рябоконь Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OVERPROFESSIONAL SKILLS OF HEADS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS FORMED IN THE SYSTEM OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT

the article actualizes the problem of introducing sections focused on the formation and development of overprofessional skills into the advanced training programs for heads of educational organizations.

Текст научной работы на тему «НАДПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАВЫКИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ФОРМИРУЕМЫЕ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ»

XII Международная научно-практическая конференция УДК 373.1

Монахова Лира Юльевна Monakhova Lira Yulievna

Доктор педагогических наук, доцент, главный научный сотрудник Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Chief Researcher Институт управления образованием Российской академии образования Institute of Education Management of the Russian Academy of Education

Рябоконь Елена Александровна Ryabokon Elena Alexandrovna Кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of the Department Военная академия связи им. Маршала Советского Союза С.М.Буденного Military Telecommunications Academy named after the Soviet Union Marshal

Budienny S.M.

НЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАВЫКИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ФОРМИРУЕМЫЕ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

OVERPROFESSIONAL SKILLS OF HEADS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS FORMED IN THE SYSTEM OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT

Аннотация: в статье актуализируется проблема введения в программы повышения квалификации руководителей образовательных организаций разделов, ориентированных на формирование и развитие надпрофессиональных навыков (soft skills).

Abstract: the article actualizes the problem of introducing sections focused on the formation and development of overprofessional skills into the advanced training programs for heads of educational organizations.

Ключевые слова: курсы повышения квалификации, мягкие навыки, надпрофессиональные навыки, программа повышения квалификации, профессиональные навыки, руководители образовательных организаций.

Key words: refresher courses, soft skills, overprofessional skills, professional development program, professional skills, heads of educational organizations.

Инновационные аспекты развития науки и техники

Как правило программы повышения квалификации для управленческих кадров образования ориентированы на формирование компетенций в сфере профессиональных навыков (hard skills), которые можно сформировать за достаточно непродолжительное время (от одного до нескольких месяцев). Обычно содержание таких программ отражает правовые, административные и хозяйственные аспекты деятельности руководителя образовательной организации.

К правовым как правило относятся собственно правовой статус руководителя в рамках профессионального стандарта (профессиональный стандарт руководителя образовательной организации еще не утвержден Министерством труда и социальной защиты на момент написания этой статьи) и Федерального Закона «Об образовании в РФ»; правовые механизмы защиты интересов организации; профилактика нарушений обязательных требований, предъявляемых к кадровому составу образовательной организации и др.

Административные аспекты связываются с порядком принятия и требованиями к содержанию и оформлению Устава и локальных нормативных актов образовательной организации, документооборотом и кадровым делопроизводством; с порядком оформления актов проверок и предписаний; с приемами урегулирования конфликтных интересов участников образовательного процесса и др.

Хозяйственные (экономические) составляющие программ повышения квалификации управленческих кадров образовательных организаций ориентированы на поиск дополнительных источников финансирования, на организацию платных услуг, на антикоррупционные аспекты в деятельности и др.

Безусловно, перечисленные позиции не претендуют на абсолютную полноту всех вопросов, входящих в программы повышения квалификации формального образования для

XII Международная научно-практическая конференция руководителей образовательных организаций, которое «происходит в организованной и структурированной среде, специально предназначенной для обучения, и, как правило, приводит к присуждению той или иной квалификации, обычно в форме получения сертификата или диплома» [1, с. 63].

Проведенный анализ программ повышения квалификации руководителей образовательных организаций, который реализуются в Институтах развития образования, показал, что формированию надпрофессиональных метанавыков (soft skills) уделяется недостаточное внимание.

Под надпрофессиональными метанавыками руководящих кадров понимается «комплекс неспециализированных ... «гибких» навыков, обеспечивающих быстрое включение в профессиональную деятельность, отвечающих за успешное участие в рабочем процессе, высокую производительность и являющимися сквозными, т. е. пронизывающими всю профессиональную деятельность вне зависимости от ее сферы [2, с. 186].

Перечислим структурные компоненты надпрофессиональных метанавыков, которыми необходимо обладать руководителям образовательных организаций.

В первую очередь это умения проводить рассуждения, анализировать ситуации в условиях неполных данных и неопределенности, выстраивать тактику и стратегию в решении возникающих задач. Речь идет об уровне интеллекта (IQ - Intelligence Quotient) [3].

Вторая составляющая надпрофессиональных навыков связывается с уровнем эмоционального интеллекта (EQ - Emotional Quotient). Руководителю образовательной организации необходимо контролировать свои эмоции, понимать их природу и уметь управлять ими. Эмоциональный интеллект интегрирует такие мягкие навыки как

Инновационные аспекты развития науки и техники самосознание, самоконтроль, эмпатия, умения разрешать конфликты и организовывать работу в командах [4].

VQ (Vitality Quotient) - уровень/коэффициент жизненной энергии. Этот показатель надпрофессиональных навыков выражается в способности руководителя быстро развиваться самому, используя природный энергетический потенциал, и мотивировать на успех сотрудников возглавляемого коллектива [5].

Таким образом, на современном этапе социально-экономического развития российского государства для повышения качества руководящего состава образовательных организаций авторы статьи в качестве трендов развития программ повышения их квалификации актуализируют необходимость введения разделов/модулей, ориентированных на формирование и развитие мягких навыков/компетенций, таких как IQ, EQ, VQ.

Библиографический список:

1. Новикова С. Е. Неформальное и информальное образование: европейский опыт признания компетенций // Экономическое развитие России. Том 28. - № 4. Апрель, 2021. С. 63-73.

2. Мхеидзе Л. Р. Развитие надпрофессиональных компетенций как условие реализации карьерного потенциала молодых специалистов // Власть и управление на Востоке России. 2020. № 3 (92). С. 185-192.

3. Концепция батарейки: сколько энергии нужно лидеру / https://l-a-b-a.com/blog/890-intellekt-ili-uroven-ehnergii-chto-vazhnee (дата обращения 07.08.2021).

4. Что такое эмоциональный интеллект и как его развить https://changellenge.com/article/eq-vs-iq-chto-takoe-emotsionalnyy-intellekt-i-kak-ego-razvivat/ (дата обращения 07.08.2021).

XII Международная научно-практическая конференция 5. Коэффициент жизненной силы что это такое и почему это важно https://4brain.ru/blog/vq-chto-eto-takoe-i-pochemu-eto-vazhno/ (дата обращения 07.08.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.